Человек решающий. Как построить организацию будущего, где решения принимает каждый

Деннис Бакке, 2013

Бизнес-роман о том, как можно изменить компанию к лучшему, дав возможность сотрудникам самим принимать решения. Кто принимает важные решения в вашей компании? Стратегия, развитие продукта, бюджетирование, зарплата – обычно такие важные решения принимаются лидерами. Для этого и нужны боссы, не так ли? Но, возможно, босс – не самая подходящая кандидатура для принятия таких решений. К такому выводу пришел Деннис Бакке и с его помощью построил энергетическую компанию AES с 27 000 сотрудников в 27 странах (описанную Фредериком Лалу в его книге «Открывая организации будущего» в качестве примера «бирюзовой» компании будущего). И затем использовал вновь, основав Imagine Schools – самую крупную в США некоммерческую сеть чартерных школ. Будучи студентом Гарвардской бизнес-школы, Бакке принимал сотни решений, используя кейс-метод, и понял две вещи: принятие решений – лучший способ развивать людей; и это не должно заканчиваться в бизнес-школе. Он распределил принятие решений по всей своей организации, полностью вовлекая людей в процесс на всех уровнях. Сегодня Бакке дает тысячам людей возможность принимать решения, которые действительно имеют значение. Эта книга – бизнес-роман, основанный на опыте Денниса Бакке, в котором он показывает, как делегирование решений людям, которые находятся «в поле», может изменить вашу компанию. Идея очень проста. Результаты впечатляющие. Эта книга поможет вам раскрывать потенциал каждого человека в вашей компании. Для кого эта книга Для менеджеров и руководителей.

Оглавление

Из серии: МИФ Бизнес

* * *

Приведённый ознакомительный фрагмент книги Человек решающий. Как построить организацию будущего, где решения принимает каждый предоставлен нашим книжным партнёром — компанией ЛитРес.

Купить и скачать полную версию книги в форматах FB2, ePub, MOBI, TXT, HTML, RTF и других

Глава 2. Как рыбе зонтик

На следующее утро, когда Том только вошел в цех, он увидел идущего по проходу коренастого седого мужчину в синей рабочей рубашке. Это был Бен Малкмус, начальник производства. Том протянул руку в знак приветствия.

Заметив его, Бен слегка улыбнулся:

— Что нового?

Андерсон пожал ему руку, спросив в свою очередь:

— Как дела на производстве?

— Стараемся, — ответил Бен. — Все, что могли, наладили. Но без станка не обойтись.

— Это я понимаю, — сказал Том. — И знаю, что тот, кто на нем работал, заметил проблему еще до взрыва.

Бен насторожился:

— Он ни в чем не виноват. Антон — отличный специалист, он действовал по регламенту.

Том кивнул:

— Ничего не имею против Антона. Меня волнует именно регламент. Рабочий знал, как выключить станок, но не сделал этого.

— Не я автор документа, это инструкция от руководства.

Том отлично знал, что Эд Харкнесс, предыдущий владелец компании, прежде всего старался найти виновного, поэтому Бену приходилось все время защищать себя и своих подчиненных и никогда не удавалось нормально обсудить ни одной проблемы.

— Я хотел бы поговорить как раз о том, как у нас организована работа, — признался Том. — Вчера все пошло совсем не так, как нужно.

— Что вы предлагаете? — Бен скрестил руки на груди.

— Хочу, чтобы у сотрудников компании были полномочия принимать необходимые решения. Скажем, они могли бы выключить станок, с которым определенно что-то не так.

— Хотите дать им право отключать машины или даже всю линию? — удивился Бен. — Но рабочие не всегда хорошо представляют себе ситуацию, это должен делать начальник производства.

Том кивнул:

— Конечно. Но, если бы вчера Антон имел возможность принять решение, сегодня утром линия работала бы.

Малкмусу нечего было возразить, но эта мысль ему явно не нравилась:

— Для чего тогда начальник, если не он будет определять порядок действий?

— Мы часто принимаем решения вместе с вами, — начал объяснять Том, — а сейчас приходим к мысли, что сами не всегда в состоянии найти оптимальный выход.

— Конечно, вы тут босс, — сдался Бен.

Том вовсе не эту мысль хотел донести до него, но пока сменил тему:

— А где Антон?

Бен провел руководителя через ряды станков к рабочей зоне, где высокий темнокожий мужчина осматривал груду металлических обломков. Заметив начальника производства, он поднял голову:

— Думаю, почти все это мы сможем использовать. Я проверил спецификацию, и похоже, что вот эти части до взрыва были в порядке.

— Антон, — сказал Малкмус, — это Том Андерсон, новый владелец «МедикТех».

На лице рабочего Том заметил ту же озабоченность, что и у Бена. Антон отложил деталь, которую проверял, и посмотрел на менеджеров. Похоже, он готовился к неприятному разговору.

— Я хочу вас поблагодарить, — произнес Том.

Озадаченный, Антон перевел взгляд на Бена. Тот пожал плечами.

— Знаю, что во взрыве виноваты не вы, а мы, — объяснил Том. — Вы все сделали правильно, пытаясь спасти машину. Если бы у вас были полномочия, вы бы ее действительно спасли. В следующий раз, заметив нечто подобное, пожалуйста, смело отключайте оборудование.

На лице Антона отразилось откровенное недоверие:

— Вам легко так говорить сейчас. Но если бы я отключил машину, а угрозы взрыва на самом деле не было? Тогда вы тут же прибежали бы и стали кричать, что линия встала из-за меня.

— И вы объяснили бы, что остановили линию ради спасения станка, — ответил Том.

Антон поднял брови, явно ничего не понимая.

— Нам нужно обсудить что-нибудь еще? — вмешался Бен. — Сегодня много работы.

— Нет, пока это все, — подытожил Том.

И он отправился в свой кабинет, совершенно не довольный разговором. Привычка к тотальному контролю и стремление в любой сложной ситуации первым делом искать виновных укоренились в культуре «МедикТех» даже глубже, чем казалось на первый взгляд. И ни Бен, ни Антон, похоже, не были в восторге от попытки руководителя решить все эти проблемы.

Том остановился в холле: хоть здесь было что-то, чем уже можно гордиться. У ярких игровых автоматов стояли трое. Андерсон подошел; женщина напротив него улыбнулась, мужчина рядом кивнул.

Том понял, что его не узнали. «МедикТех» не очень большая компания, но все же не все друг друга знали в лицо, тем более что он работал здесь лишь две недели. И, похоже, никто из этой троицы не предполагал, что владелец компании может вот так запросто оказаться в холле.

Когда игра закончилась, Андерсон не удержался:

— Неплохо, да? От Харкнесса мы бы такого развлечения не дождались.

Мужчина лет тридцати с небольшим, с длинными светлыми волосами — видимо, один из исследователей — закончил игру и посмотрел на Тома удивленно и с явным непониманием.

— Абсолютно никчемная затея, эти автоматы для пинбола, — ответил он. — Видели объявление? Они же собираются проводить вечеринки по пятницам!

Том кивнул, вечеринки придумал он. Конечно, игровые аппараты — это неплохо, но хотелось, чтобы между сотрудниками сложились настоящие дружеские отношения и они почувствовали, как их ценят. Ему показалось, что вечеринки — отличный способ решить две эти задачи сразу, да и в пинбол можно сыграть.

— Согласен, — сказал другой мужчина. — Если бы здесь не было так ужасно, они бы и этих автоматов не поставили.

Том почувствовал себя уязвленным.

Женщина посмотрела на часы:

— Опоздаем.

Один из собеседников Тома освободил место:

— Автомат в вашем распоряжении. — И вся группа разошлась.

Андерсон отправился в кабинет. Ванесса Домингес, его помощница, встретила руководителя с улыбкой:

— Доброе утро.

Том остановился:

— Ванесса, вы выглядите вполне довольной и счастливой.

На приятном лице женщины появилось недоумение. Она отвечала быстро и точно на вопросы о работе, но сейчас даже не знала, что сказать.

— Да, все в порядке.

— Вы довольны, что тут работаете? Вам нравится работа?

Недоумение сменилось широкой улыбкой.

Тому стало немного легче: хоть один человек, кажется, доволен, что работает в «МедикТех».

— Мистер Андерсон, — Ванесса продолжала улыбаться, — об этом не волнуйтесь.

Том тоже улыбнулся.

— Я и не рассчитывала никогда, что буду довольна работой, — неожиданно сказала Домингес.

— Что же, вы не чувствуете себя счастливой?

— Я счастлива дома. С семьей. А благодаря этой работе могу заботиться о своих родных.

— Но здесь вы не ощущаете удовлетворения? — настаивал Том.

Ванесса засмеялась и протянула ему розовый листок, на котором было записано телефонное сообщение.

— Работа и не должна быть удовольствием. — Домингес казалось, что она вынуждена говорить очевидное. — Потому-то она и называется работой.

Том не стал заходить в свой кабинет, а повернул к Джиму. Тот сидел за огромным столом из красного дерева, оставшимся от Харкнесса. Увидев партнера, он откинулся в кресле.

— Я только что из цеха, — объяснил Том.

Джим усмехнулся:

— А я только закончил анализировать цифры. Если удастся отремонтировать машину в обещанные сроки, мы выполним месячный план. — И он с облегчением выдохнул. — Иначе я не представлял, как объяснить Хелен, почему в первом же месяце не достигнуты плановые показатели.

— По-моему, у нас проблема, — сказал Том.

Джим перестал улыбаться.

— Что-то еще сломалось? Не может быть. Мы же перед сделкой проверяли все оборудование.

— Нет, дело не в станках, — объяснил Том, — все серьезнее.

В сложные времена Джим умел взять себя в руки, пережить неприятности и двигаться дальше. Андерсон очень ценил это — и поэтому доверял партнеру. Сейчас же он заметил, как тот насторожился:

— Так что?

— Наши люди. Они несчастливы.

Том увидел, что коллега старался отнестись к этой новости со всей серьезностью, но все же явно не считал это такой же важной проблемой, как неработающее оборудование.

Джим начал издалека:

— Мы знали, что в коллективе есть проблемы. Но работать планировали совсем не в стиле Харкнесса. И как только люди начнут приходить в холл, а потом на твои вечеринки…

— Мне кажется, что холл — это как раз часть проблемы. Они думают, что это все пустая трата времени и мы просто хотим отвлечь их от проблем.

— Кто это «они»? — поинтересовался партнер.

Том хотел объяснить, что его волнует, но словно не мог сформулировать проблему: непонятно было даже, какие слова подобрать. Это не означало, что о тревожных ощущениях не стоило говорить. Том занервничал.

— Это все, с кем я говорил, — сказал он. — Кажется, ни один из них не доволен работой. А мы с тобой хотели совсем не этого. Мы рассчитывали, что в собственном бизнесе сможем действовать так, как считаем нужным, чтобы наши сотрудники были довольны и даже счастливы. Мы же не думали, что будем единственными из всей команды, чьи желания сбываются?

— Всех сразу не осчастливишь, — парировал Джим.

— Да. Но сейчас вообще никто не счастлив.

Джим настаивал:

— Я не меньше тебя хочу, чтоб все в компании были довольны. Даже с экономической точки зрения заботиться об удовлетворенности сотрудников важно и нужно. Если людям нравится их работа, они трудятся лучше и меньше занимаются ерундой. Тут я с тобой и не спорю. Но сейчас это не главная проблема, как мне кажется. Понимаешь, о моральном климате надо думать не на этом этапе.

— А для меня это как раз самая серьезная проблема, — ответил Том. — Харкнесс относился к сотрудникам как к станкам. Из-за этого люди чувствуют себя несчастными. Дело даже не в их удовлетворенности. Если человек не может отключить неисправную машину, вся линия выходит из строя на несколько дней. Вот тебе и экономическая точка зрения.

Джим поднял брови, и Том сразу узнал это выражение лица: за долгие годы совместной работы они хорошо изучили друг друга. Их мнения не всегда совпадали, и партнеры уже поняли, что иногда кому-то из них нужно самостоятельно поработать над идеей или проблемой.

— Хорошо, — сказал Джим, — и что ты решил?

У Тома пока не было ответа, одни вопросы.

— Давай попозже вернемся к этой теме, — попросил он.

Оглавление

Из серии: МИФ Бизнес

* * *

Приведённый ознакомительный фрагмент книги Человек решающий. Как построить организацию будущего, где решения принимает каждый предоставлен нашим книжным партнёром — компанией ЛитРес.

Купить и скачать полную версию книги в форматах FB2, ePub, MOBI, TXT, HTML, RTF и других

Смотрите также

а б в г д е ё ж з и й к л м н о п р с т у ф х ц ч ш щ э ю я