В курсе лекций в краткой и доступной форме рассмотрены все основные вопросы, предусмотренные государственным образовательным стандартом и учебной программой по дисциплине «История экономических учений». Книга позволит быстро получить основные знания по предмету, а также качественно подготовиться к зачету и экзамену. Для студентов, аспирантов и преподавателей экономических специальностей, банкиров, финансовых менеджеров, бухгалтеров, практических работников, учащихся бизнес-школ, абитуриентов экономических учебных заведений и всех, интересующихся данной тематикой. Пособие представляет собой своеобразный краткий конспект курса. Его цель – помочь студентам систематизировать учебный материал, лучше подготовиться к семинарским занятиям и экзаменам. Благодаря форме построения он дает общую канву изучаемого курса, помогает вычленить узловые положения и проблемы, проследить их внутреннюю связь, уяснить логическую последовательность.
Приведённый ознакомительный фрагмент книги История экономических учений: конспект лекций предоставлен нашим книжным партнёром — компанией ЛитРес.
Купить и скачать полную версию книги в форматах FB2, ePub, MOBI, TXT, HTML, RTF и других
Лекция 3. Экономическая мысль Средневековья
Источники экономической мысли Средневековья:
• в арабских странах: Коран (610 — 632 гг.); учение Ибн-Халдуна (1332-1406);
• в Западной Европе: идеи Августина (354 — 430); идеи Фомы Аквинского (Аквината) (1225 — 1274);
• в России: «Русская правда» (XII — XIII вв.) — свод законов Киевского государства; И. С. Пересветов (конец XV — начало XVI в.); М. Башкин (XVI в.).
Изучение и толкование Корана — собрания проповедей, обрядовых и юридических установлений, заклинаний и молитв, назидательных рассказов и притч, произнесенных Мухаммедом в форме пророческих откровений в Мекке и Медине — положили начало гражданскому и каноническому мусульманскому праву. Коран освятил складывавшееся в Аравии социальное неравенство, институт частной собственности. Согласно Корану одним из пяти «столпов веры», то есть правильного поведения, является обязательная благотворительность (налог закат). наряду с которой рекомендуется и добровольная милостыня (салака).
Ибн-Халдун (Ибн Халдун Абдуррахман Абу Зейд ибн Мухаммед) (1332 1406) — арабский историк и философ. Его основной труд носит название «Книга назидательных примеров по истории арабов, персов, берберов и народов, живших с ними на земле». Выдвинул концепцию «социальной физики», которая призывала к: а) осознанному отношению к труду; б) борьбе с расточительством и жадностью; в) пониманию несбыточности имущественного и социального равенства. Главные труды Блаженного Августина — «О граде Божием» и «Исповедь». Августин усматривал два противоположных вида человеческой общности: «град Земной», то есть государственность, которая основана «на любви к себе, доведенной до презрения к Богу», и «град Божий» — духовная общность, которая основана «на любви к Богу, доведенной до презрения к себе».
Экономические воззрения Августина:
а) вид труда (умственный или физический) не должен влиять на положение человека в обществе, так как эти виды труда равноценны;
б) нетрудовое накопление золота и серебра, ростовщический процент и торговая прибыль являются грехами;
в) «справедливая цена» есть цена товара, которая соответствует затратам на его производство.
Идеи Августина соответствуют взглядам раннего феодализма.
Фома Аквинский (Фома Аквинат) (1225 — 1274) — монах-доминиканец. С 1257 г. доктор Парижского университета. Читал лекции и Париже. Кельне, Риме и Неаполе. В трактате «О правлении государей» излагает восходящие к Аристотелю представления о человеке как общественном существе, об общем благе как цели государственной власти, о моральном добре как середине между порочными крайностями. В своем основном произведении «Сумма теологии» дает оценку товарно-денежным отношениям.
Ключевые догмы Фомы Аквината:
• деньги не могут порождать деньги;
• необходимо сословное деление общества;
• богатство подразделяется на естественное (плоды земли и ремесла) и искусственное (золото и серебро);
• признание необходимости частной собственности.
«Справедливой ценой» Фома Аквинат считал;
• цену, которая сообразна издержкам;
• цену, которая обеспечивает блага людям соразмерно их сословию.
Догмы Фомы Аквинского являются характерными для позднего феодализма.
Приведённый ознакомительный фрагмент книги История экономических учений: конспект лекций предоставлен нашим книжным партнёром — компанией ЛитРес.
Купить и скачать полную версию книги в форматах FB2, ePub, MOBI, TXT, HTML, RTF и других