Цель как игра. Мотивационная игропрактика для начинающих

Денис Чудаев

Чудаев Денис Александрович – игропрактик, ведущий и фасилитатор с многолетним опытом проведения и организации мероприятий. Автор книги: «Стать лучшим ведущим за 100 страниц». Изобретатель: мотивационный тренажёр «Магнит цели»

Оглавление

ВИРТУАЛЬНАЯ ИГРА

Близкими и понятными для многих из нас являются понятия и принципы компьютерных и виртуальных игр. Когда мы играем в такую игру, нам нравятся вызовы и препятствия, возникающие на пути. Они «подстёгивают» и мотивируют нас на дальнейшее прохождение игры. Но бывают и такие препятствия, которые практически невозможно преодолеть без применения секретного «читкода». Для тех, кто не в курсе, объясню: разработчики игр предусматривают такие возможности, когда игрок может ввести секретный код и добавить себе необходимые ресурсы для выживания и успешного прохождения игры. К примеру, в классической компьютерной игре «Warkraft», в которую мы играли в годы моей юности, игрок вводил в панели задач кодовую комбинацию «it’s a good day to die» и получал для себя игровое бессмертие. В современных играх игрокам предлагаются «кастомные» читкоды и патчи, с помощью которых можно прокачать свой аватар, чтобы повысить свою игровую проходимость.

Во многих играх есть скрытые возможности и так называемые «пасхалки». Отличие секретного послания, заложенного создателями игры, от обычного игрового секрета состоит в том, что его содержание, как правило, не вписывается в общую концепцию игры. Чаще всего для получения такого «пасхального яйца» следует произвести сложную или нестандартную совокупность действий, что делает маловероятным случайное обнаружение данного секрета. Название происходит от популярного в США и бывших Британских колониях семейного мероприятия «охота за яйцами». Его устраивали накануне Пасхи. Участники должны с помощью подсказок найти как можно больше спрятанных по местности яиц. Если вы знаете, где искать, или вам известна секретная последовательность действий, значит, очень велика вероятность того, что именно вы соберёте все яйца.

Кто-то выскажет своё недовольство и даже несогласие с таким неигровым поведением: «Это не честно, так может каждый, а вот своими силами сможет только продвинутый и настоящий игрок!» Конечно же, многое зависит от контекста событий и обусловленных правил игры. Если в сетевой компьютерной игре игроки уличили нарушителя — игрока, использующего «чит-коды», в игре, не предусматривающей такое использование, то его, естественно, могут выгнать из игры и, возможно, даже «забанят» аккаунт этого игрока. Нечестная игра влияет на репутацию и может вывести из игры недобросовестного читера. Ну а если вы очень хотите играть в высшей лиге, то сможете сделать это только с повышенным игровым рейтингом доверия. Применение «мухлежа» позволяет нам преодолеть конкретное препятствие, но не гарантируют постоянный игровой результат. Поэтому даже опытному игроку приходится расставлять свои приоритеты.

Так и в реальности, мы можем долго пытаться испробовать все возможные способы и методы. Но «перепрыгнуть» через серьёзное препятствие получится, только если мы введём свой внутренний «читкод». Могу сделать предположение, что сам факт необходимости использования некого «читкода» тоже является игровым элементом. Разработчики закладывают такое развитие событий, в котором нам нужно выйти за очевидные пределы игрового пространства, узнать нужную информацию, комбинацию или найти правильный «читкод», для того чтобы достигнуть поставленной цели в игре. Ну, или прокачать свои игровые навыки до такой степени, чтобы всё-таки суметь сделать то, на что мы не были способны раньше. Чем не дополнительное игровое задание? Геймдизайнеры предоставляют такую возможность по умолчанию, а вот как этой возможностью воспользуются игроки, решают они сами.

Попытку достигнуть своей цели можно рассматривать как попытку нарушить устоявшиеся правила игры, в которых может быть не предусмотрено появление нового игрового элемента. Всё работало и до того момента, как мы решили достигнуть своей цели. Поэтому наше желание достигнуть чего-либо переходит в попытку выйти за рамки общепринятого стечения обстоятельств. Эти действия могут быть восприняты системой как попытка её разрушить. Любая система, не только компьютерная игра, настроена так, чтобы удерживать своё состояние стабильности и работоспособности. Появление нового игрока, пытающегося выйти за игровые пределы, может быть воспринято системой как нарушение утверждённых правил игры. Поэтому нужно быть готовым к тому, что система будет сопротивляться.

Именно поэтому нам приходится «читерить», то есть выходить за общепринятые рамки, совершать непредсказуемые поступки и принимать неожиданные решения. Предположим, что методом проб и ошибок вы смогли выработать определённую последовательность действий, которая помогает вам добиваться поставленных целей. Получив доступ к ресурсу, помогающему побеждать, как часто вы будете его использовать? Это может быть всё что угодно. Определённая фраза, которая помогает вам собраться с мыслями. Ритуал или секретное движение, благодаря которому вы активизируете свои внутренние ресурсы. Напишите в облаке: «Что может стать вашим эффективным „читкодом“?»

Конечно, есть игроки, которые увлекаются использованием «читкодов» и делают своего игрового персонажа бессмертным и неуязвимым. Теперь в режиме «godmode» ты можешь играть сколько угодно и делать всё, что хочется. Но согласитесь, что со временем даже при таких условиях игра становится «пресной» и неинтересной. Таким образом мы лишаем себя азарта и удовольствия от получаемых результатов. Так и в жизни, человек, у которого есть все возможности и «читкоды», теряет вкус к такой жизни. Есть очень богатые люди, для которых зарабатывание денег становится скучной рутиной. Все вопросы решаются по одному звонку, на пути не возникает вызовов и сложностей, которые нужно преодолевать для получения удовольствия от новой игры. В результате хочется искусственно обострить ощущение, выйти за рамки и пределы, чтобы пощекотать нервы и заставить организм вырабатывать дофамины. Возможно, поэтому эти люди находят для себя такие занятия, в которых могут испытывать сильные эмоции. Иногда такие увлечения доводят до крайности, поэтому желательно не терять связь с реальностью и оставаться в здравом уме. Если игра становится для нас слишком простой и понятной, значит, мы можем попытаться усовершенствовать или улучшить эту игру. Или даже совместить её с чем-то ещё, для того чтобы испытать новые игровые ощущения. Не ограничивая свою фантазию, мы можем прийти к удивительным результатам.

Представим, что в вашей игре, в конце очередного этапа возникает «главный босс». Которого нужно обязательно победить, чтобы пройти дальше. Можем предположить, что в этом случае «босс» — это очередное сопротивление организма, которое зачастую является следствием работы нашей защитной реакции. Наш мозг запрограммирован на самовыживание. Благодаря этой функции мы отказываемся от рискованных решений и поступков, которые могут закончиться фатально. За это мы можем сказать большое спасибо нашим предкам и эволюции. Но эта же функция мешает нам выйти из привычной зоны комфорта, в которой наш мозг чувствует себя в относительной безопасности. Если мы поставили перед собой амбициозную цель, для достижения которой недостаточно привычных и отработанных методов, значит, от нас потребуется что-то большее. Мы должны измениться сами, если хотим, чтобы в нашей жизни произошли существенные изменения. Мне кажется, что в процессе достижения поставленной цели мы меняемся и в момент достижения уже точно становимся другими. Потому что мы прежние, ещё не достигнувшие, а только помышляющие о достижении новой цели, ещё не являемся теми, кто её достиг. Иначе мы бы не ставили перед собой такую амбициозную цель. В этом мы можем увидеть важный аспект «достягательства» — нужно быть готовым меняться и открытым для перемен. Процесс перемен сопряжён с сопротивлением себя старого: человека, у которого всё понятно, всё лежит на своих местах и будущее более менее осязаемо. У человека, который решил измениться, повышается уровень тревоги и стресса, что может вызвать даже депрессию. Например, из-за неудовлетворенности своими результатами в соотношении с прилагаемыми усилиями.

Меняться страшно, но там, где страх, всегда можно найти интерес. Вы стоите на краю обрыва, так страшно, что даже дух захватывает. Но так же интересно, а что там? Чувство интереса и любопытства помогает нам заглянуть в неизвестность, как минимум для того, чтобы проверить себя. В компьютерной игре мы можем позволить себе повышенный риск, потому что знаем, что при неудачном стечении обстоятельств мы всегда сможем откатиться к началу игры или восстановиться в последнем «чекпоинте». В реальности у каждого рискованного поступка наступают достаточно реальные последствия. Интерес — это важный игровой драйвер — «Я закончу игру, я доиграю до конца, чтобы узнать, чем всё закончится, кто победит в итоге и какой будет приз. О да, я выиграю эту игру, для того чтобы получить заслуженную награду!» Такие мысли помогают нам замотивировать себя на продолжение игры. Я буду очень рад, если вы сможете гармонично и сбалансированно перенести свой игровой опыт в окружающую реальность!

Смотрите также

а б в г д е ё ж з и й к л м н о п р с т у ф х ц ч ш щ э ю я