Как я стал Диггером

Денис Сысоев

Приключенческий рассказ с краеведческой составляющей и лёгким мистическим сюжетом.Как сказал один уважаемый в литературных кругах человек: «Не читайте аннотации, читайте книги».

Оглавление

Глава 4. Легенда"Орловское метро"

2011 год, фото: aviatechnic

***

В первой половине 90-х в городе ходили слухи, что на южной окраине города идёт строительство метро. Городская легенда, просуществовавшая порядка двадцати лет, и по сей день всплывает в тематических группах, вызывая бурный восторг подписчиков.

Как известно, слухи не возникают на пустом месте. Множество людей, проходивших по пешеходному мосту, соединяющего парк «Ботаника» со «Светлой жизнью», долгое время видели одну и ту же картину на левом берегу реки. Котлован, мостовой кран и кучу строительной техники. Логичный вывод напрашивался сам собой. Почему же прижилась версия именно «метро»?

Особо любопытным удалось заглянуть в котлован и разглядеть бетонный желоб, в котором уложены рельсы! Так появилась легенда об «Орловском метро». С тех пор версия получила массу критики, потому как месторасположение и масштаб строительства не соответствовал здравой логике. Спустя некоторое время появились версии о военном предназначении данного объекта. Именно здесь, на возвышенности вдоль реки, строились ракетные шахты. Вероятнее всего данный вариант предназначения строящегося тоннеля придумали местные военные, потому как неподалёку располагается часть ПВО. К сожалению, ни первая, ни вторая версии не нашли достоверного подтверждения, а строительство на долгое время было приостановлено.

Легенда о метро получила вторую жизнь, после того, как горячие головы устремились под землю в попытках получить ответ на интересовавший всех вопрос. Размах строительства, действительно, поражал воображение. Огромные бетонные кольца, по которым можно ходить в полный рост, в дополнение к рельсам под ногами, прекрасно давали понять, что хоть сооружение и колоссальное, но до метрополитена явно не дотягивает.

После того, как внутри была обнаружена вагонетка, в то время свободно передвигающаяся по рельсам, появилась ещё одна, наиболее адекватная версия происходящего. Суть её сводилась к добыче полезных ископаемых. От соседа по даче удалось услышать, как он видел, будто приезжали люди на дорогих машинах и с важным видом ходили по берегу, рассматривая какие-то документы. А затем, в один день, приехало множество рабочих и техники, начались строительные работы. Причиной тому стало то, что один из богатеев узнал о месторождении полезных ископаемых, и, решив заработать, начал строительство шахты. Быстро поняв, что кроме известняка, ничего ценного под землёй нет, разработка была брошена. Долгое время именно эта версия оставалась единственной, походившей на правду.

Практически на десятилетие про данное место никто не вспоминал, пока строительная техника не появилась здесь снова. Что грандиозного могло случиться, чтобы продолжить раскопку данного месторождения? Неужели появились новые охотники за подземными сокровищами?

Вопросов возникало всё больше, но в этот раз все точки над «е» были расставлены. Горькая правда заключалась в том, что ещё в то, далёкое время, строился канализационный коллектор. В советские времена, здесь проходили обычные железные трубы, справлявшиеся с задачей, но из-за недолговечности материала и возросшей нагрузки, было решено изменить конструкцию более надёжной и производительной. Строился данный коллектор для нужд полиграфического комбината, описанного в предыдущей главе.

Проект предусматривал две очереди строительства, общей длиной более километра. Использовался самый неприхотливый и устойчивый к агрессивной среде материал — бетон. Мне удалось побывать в данном сооружении во время строительного кризиса, когда было выполнено менее половины работ. Тоннель имел протяжённость около полукилометра, проход дальше — забутован. По всей длине, словно гирлянда, висели лампочки, являющиеся единственным источником света для работающих здесь людей. Вагонетку найти так и не удалось.

На момент написания книги, с точностью можно сказать, что данный проект, в отличие от типографии «Орёл», реализован в полной мере. С какими трудностями пришлось столкнуться при строительстве, теперь не является тайной. Всё упиралось в финансирование.

Проблемы валились, словно снег на голову, с первого дня работы. Специальная буровая головка, необходимая для дробления породы, так и не была куплена. Работали вручную. Местные ЖБИ-комбинаты, не получив должной оплаты на освоение выпуска конструкций, отказали в сотрудничестве. Бетонные кольца возили из Новомосковска. Решающим фактором стала заработная плата, выплачиваемая с задержками в несколько месяцев.

Итог — 460 метров из 1213. Не удивительно, что строительство было приостановлено на столь продолжительный срок. Возобновились работы после начала строительства гостиницы и новых жилых домов в 909 квартале.

Сегодня коллектор функционирует в штатном режиме. Его работоспособность можно проверить, открыв любой из люков, расположенных вдоль берега, но особо впечатлительным людям делать этого настоятельно не советую!

После очередного упоминания данного места, нашлись любители неизведанного, устремившиеся прочёсывать берег реки. Местность здесь не сильно изменилась за столь большой промежуток времени, но колодцы и люки заросли травой, теперь найти их достаточно проблематично.

Первое, что попадалось на глаза любителям подобных похождений — водные резервуары. В непосредственной близости от «метро», долгое время функционировала система питания водой завода ЖБИ-2. Ничего общего с коллектором она не имеет. Это отдельная сеть, включающая в себя несколько резервуаров, находящихся глубоко под землёй. Я не великий строитель или инженер, и могу лишь предположить, что именно по этому каскаду из ёмкостей с насосами внутри, речная вода проходила фильтрацию и попадала на производство.

По понятным причинам не сохранилось ни завода, ни насосных станций. Остались лишь огромные бетонные ёмкости под землёй. Изначально, спуститься вниз можно было по железным лестницам, однако до сегодняшнего дня они не дожили. Самые отчаянные любители приключений спускались вниз используя трос.

Пару лет назад я решил прогуляться до дачи пешком по самому странному и длинному маршруту. Какой чёрт меня дёрнул пойти именно так, до сих пор не могу понять, просто возникло желание что-то изменить в обыденном укладе жизни. Такое иногда случается. Нет, мне не хотелось, броситься с моста, побриться на лысо, сменить пол или уехать жить первобытно-общинным строем. Просто сделать что-то иначе, внеся несущественные изменения в привычный ход жизни. Контрастные мысли. Обсессия. В положительном толковании этих понятий.

Спустившись к реке, в районе «Светлой жизни», меня поразило обилие растительности на берегу. Люблю ходить по местам, где долго не появлялся. Здесь, словно возвращаешься в прошлое, где всё ещё впереди, выбор не сделан, не допущены ошибки. Невольно начинаешь анализировать ключевые моменты жизни, перебирать различные варианты тех или иных событий, разглядывая жизнь как диафильм. Безусловно, сейчас сделал бы всё иначе! Теперь-то я буду умнее… Как жаль, что прошлое не вернуть, и каждый несёт свой крест. И если уж раньше ностальгию считали болезнью, то я, пожалуй, неизлечимо болен.

Откуда в средней полосе России появились мангровые заросли? Нет! Это ива. Деревья разрослись так, что перестали удерживать собственный вес, и теперь берег выглядит, словно пережил торнадо. Может даже не одно…

По старой памяти решил заглянуть в один из люков, если бы не отсутствующая крышка, не обратил бы на него внимания. Сильный поток с характерным запахом канализации дал понять, что коллектор функционирует. А что же стало с резервуарами завода? Цепляясь за кустарники, я поднялся к хорошо знакомому объекту и заглянул внутрь. Каково было моё удивление — там сидел человек! Никогда не забуду полный испуга и отчаяния взгляд, в котором появилась искра надежды. Молодой парень, лет двадцати. Камуфляжная одежда, рюкзак и берцы дали понять, что в бетонную ловушку попался «сталкер».

— Помоги выбраться… — попытался выкрикнуть он, но закашлялся…

— Ты как попал-то сюда, друг?

— Упал…

— Давно сидишь?

Он не ответил. Я подумал, что не услышал, но парень попросту потерял счёт времени.

— Второй день, — наконец ответил он, — помоги, а?

— Само собой.

Я прошёлся по округе в надежде найти хоть что-то, чем можно помочь попавшему в беду туристу. Из спасательных средств ничего нет, не думал, что именно сегодня пригодится мой набор альпиниста-взломщика. Был бы на машине, мог использовать трос, но со стопроцентной уверенностью я бы просто проехал мимо этого места. До дачи далеко, вызывать МЧС не очень хочется по причине, что лишнее внимание здесь ни к чему. Ситуация не простая, но не критическая. Парень наверняка спустился вниз по остаткам верёвок, которые когда-то использовали первопроходцы. С тех пор прошло много лет, верёвки попросту сгнили, а по злой иронии судьбы оборвались именно сейчас.

Единственный вариант — пройтись по дачам. Благо сейчас осень и большинство людей собирают урожай. Хмурый бородатый старик выслушал, недоверчиво разглядывая меня, а через пару минут вынес небрежно свёрнутый моток. Я сразу узнал, что это канат! Обычный канат, многим знакомый с детства по урокам физкультуры. Откуда он оказался у этого старика, история умалчивает. На дачах, к слову, можно и ядерный реактор найти!

Легко взобравшись наверх, парень не скупился на благодарности, рассказав, что если бы не я, то сидел бы здесь ещё долго.

— Спасибо! Спасибо!

— Да не за что! Уверен, ты тоже помог бы в такой ситуации.

— Конечно, я всегда помогаю!

— Как звать-то тебя, сталкер? — поинтересовался я.

— Андрей. — Ответил паренёк, но эмоции переполняли, и он продолжил рассказывать о своей неудаче. — Представляешь! Только начал спускаться, а верёвка-то возьми и оборвись! Так больно ударился, думал, что ногу сломал! Полежал какое-то время, чувствую, холодно стало. Бетон кругом! Я кое-как поднялся, осмотрелся и понял, что выбраться-то не получится! Я стал кричать, но кто меня здесь услышит! Благо с собой прихватил еды, кто знает, сколько бы пришлось здесь пробыть…

— Здесь мало людей, — согласился я, — ты был один?

— Да.

— И никому не сказал, куда направляешься?

— Нет.

— Молодец, — подытожил я.

— Да откуда ж знать, что так получится! — начал оправдываться Андрей.

В любом деле начинающий всегда уверен, что выйдет сухим из воды. Именно начинающий, а не новичок. Человек без опыта тысячу раз подумает и перестрахуется, лезть ли ему одному в непонятный резервуар или же посмотреть со стороны. У тех, кто имеет хоть какой-то опыт, снижается чувство опасности. Неспроста самым опасным считается водитель, чей стаж вождения год-два. Именно в это время создаётся иллюзия, что умеешь хорошо водить, и именно в это время происходит первое ДТП.

— Знал бы, где упадёшь, соломки постелил. Кстати, ты не читал, что на стенах внизу написано?

Андрей попытался вспомнить, видел ли он какие-то надписи, но лишь развёл руками.

— Да ничего там нет, — отмахнулся я, — по крайней мере, для невооруженного взгляда. Надписи ультрафиолетовые!

— Ничего себе! — удивился Андрей, — А откуда ты про них знаешь?

— Я их писал.

— Не знаю, что на это сказать, наверное, это круто! — он протянул значок, — Вот, возьми. В знак благодарности. Редкая вещь, между прочим!

— Спасибо конечно, но лучше тому дедуле канат верни, — я указал на дачный участок, хозяин которого любезно предоставил столь ценную для спасения вещь.

Распрощавшись с Андреем, я пошёл дальше, попутно рассматривая подаренный значок. Надпись гласила «Мастеру коноплеводства Орловской области». Сейчас, кроме наркоманских шуток, на ум ничего не приходит, а ведь до Великой Отечественной войны в стране выращивалось 4/5 всего мирового урожая конопли, и наша область была одной из лидеров в этом сегменте рынка! Как быстро меняется мировоззрение. Надеюсь, когда будут читать эту книгу, отношение к конопле снова не перевернётся с ног на голову.

Смотрите также

а б в г д е ё ж з и й к л м н о п р с т у ф х ц ч ш щ э ю я