Приключенческий рассказ с краеведческой составляющей и лёгким мистическим сюжетом.Как сказал один уважаемый в литературных кругах человек: «Не читайте аннотации, читайте книги».
Приведённый ознакомительный фрагмент книги Как я стал Диггером предоставлен нашим книжным партнёром — компанией ЛитРес.
Купить и скачать полную версию книги в форматах FB2, ePub, MOBI, TXT, HTML, RTF и других
Глава 3. Призрак недостроенной типографии
До эпохи ГРИННа, фото: Fotoded-Orel, 2003 год.
В начале 2000-х никто бы не поверил, что Богом забытая городская окраина станет центром притяжения большинства местных жителей и гостей города. В то время, территория за железнодорожным мостом, возле станции Цон, являлась ничем иным, как огромной промзоной, которую условно можно было разделить на жилищные посёлки. Дома здесь возводились только лишь с целью сократить работникам путь до места работы. Так, к примеру, Бетонный переулок относился к заводу ЖБИ-2, Автогрейдерная улица принадлежала заводу Дормаш, дома по Кромскому шоссе — «Стройиндустрии». Высоковольтная улица с единственным многоквартирным жилым домом — работникам энергетического комбината, ну а три дома Машиностроительной улицы заселили сотрудники Химмаша.
В этой главе речь пойдёт про «Стройиндустрию». Когда-то недалеко от центрального входа в предприятие красовалась стела «Орёл — город первого салюта», а за многолетними сплетениями высокой травы и кустарника позади трамвайной остановки, словно колосс возвышался многоэтажный скелет будущего полиграфическо-издательского комплекса. Сегодня ни для кого ни секрет, что гостиница и основная часть ТЦ ГРИНН расположены именно в этом здании.
Однажды, будучи подростком, я отправился изучать данное место. Казалось бы, что может быть интересным во множестве однообразных пустых комнат? Но любопытство взяло верх, и в один из тёплых майских выходных трамвай распахнул железные шторы дверей на знакомой остановке. Я дождался, пока народ разойдётся, и, спотыкаясь о кучи строительного мусора вперемешку с разбитыми бутылками, побрёл к входу в типографию.
Советский размах строительства поражал масштабами. Высокое административное здание с огромными производственными корпусами вызывало смешанные чувства гордости и разочарования. Если мои родители ещё каких-то десять лет назад мечтали, что типография заработает и появятся тысячи новых рабочих мест, то я же, бродя по продуваемым всеми ветрами комнатам, дальнейшей перспективы развития этого места не видел.
Первые этажи здесь, как и во всех заброшенных зданиях утопают в мусоре. Типография «Орёл», именно так она должна была называться, не стала исключением. Естественно, что на нижних этажах ничего интересного не могло быть априори. Здесь часто лазили бомжи, и тусовался всякий сброд, ну а молодёжь в поисках приключений, устремлялась в двенадцатиэтажный административный корпус, где перво-наперво пытались забраться на крышу.
На ещё одного посетителя столь необычного места я наткнулся практически сразу. В противоположном конце помещения с высокими потолками и зеленоватыми от сырости стенами ходил паренёк лет тринадцати, пиная разных хлам. Заметив меня, как ни в чём ни бывало, он поднял руку в качестве приветствия.
— Привет! — ответил я. — Ты один здесь?
Паренек, возможно, не услышал, возможно, не хотел отвечать, продолжал пинать тряпки и бутылки, собирая их в кучу.
— Привет! — как можно громче крикнул я в надежде, что в первый раз он меня не услышал.
— Я слышу! — наконец ответил он, соскребая в кучу осколки. — Сейчас соберу мусор и поговорим.
«Странный» — первое слово, каким можно описать этого парня. Внешне вроде бы ничего такого, что выделяло бы его среди сверстников. Одет просто: тёмная толстовка с непонятной мне символикой, незамысловатые кроссовки и потёртые чёрные джинсы.
Разговаривать с ним, если честно, я не собирался, но уж раз встретился лицом к лицу, то поздороваться необходимо хотя бы для приличия. Моей целью сегодня было просто походить по этажам, по возможности забравшись как можно выше, и полюбоваться видами.
— Только вчера здесь было чисто, — заговорил парень, — а сегодня посмотри…
— Зачем ты это убираешь? — спросил я, посмотрев по сторонам, где были видны свежие следы неформального застолья. — Через пару дней будет также, если не хуже.
— Не могу жить в бардаке…
— Ты здесь живёшь??? — удивился я. — Давно?
— С недавних пор, — отмахнулся паренёк, дав понять, что эту тему продолжать нет смысла. — А ты здесь что делаешь?
Тысяча мыслей пронеслась в голове. Что ответить? Сказать правду или придумать какую-то историю? Как здесь оказался этот парень и почему с недавних пор это место его жительства?
— Просто решил посмотреть… — пожал я плечами, — впервые здесь, не ожидал, что кого-то встречу, да и куда идти, тоже не знаю.
Парень смотрел на меня внимательно, но в то же время без какого-то волнения, как будто был «хозяином» этой стройки, а я очередным гостем. Впрочем, если он говорит, что живёт здесь, то встречи с незнакомцами в порядке вещей.
— Пройдёмся? — предложил он.
— Пойдём, — с долей опаски согласился я.
В течение последующего часа мы обошли практически все производственные помещения, если коробки без стен высотой в два-три этажа жилого дома, можно так назвать.
Однообразие. Кругом лишь голый бетон, разбавленный строительным и бытовым мусором. В одной из комнат, где успели установить несколько стен, мой спутник подошёл к ним вплотную. Плиты странного зеленовато-чёрного цвета, словно поросли мхом, лишь приблизившись, стало понятно, что они просто напросто изрисованы до такого состояния. Несколько поколений оставляли здесь фирменные «Маша + Саша», «Курт жив», «ГРОБ» и прочие символы эпохи.
— Что думаешь про эти надписи?
Я осмотрел стену ещё раз. Рисунков было настолько много, что едва ли не рябило в глазах. С трудом можно было найти, где начинается послание, а где его окончание.
— Наверное, ничего. Их слишком много. — ответил я.
— Правильно, даже очень много… — согласился парень, — но присмотрись. Вот эта надпись, он провёл рукой, показывая какая именно, написана в 1993 году. Вот эта рядом — годом позже. ДМБ 1996 сам догадаешься, как здесь появилась. Ну а вот эту, он сделал пару шагов в сторону и показал небольшой текст, сделал я в прошлом году.
Я подошёл поближе. «Иван Ф. 14.04.2004».
— Так тебя зовут Иван? — спросил я.
Он кивнул.
— Меня Денис. Приятно познакомиться!
Я протянул руку, но Иван странным образом проигнорировал дружеский жест.
— Может наверх? — спросил он, — ты ведь ради этого сюда пришёл?
Административное здание высотой в двенадцать этажей притягивало словно магнит. Всё те же голые стены, ни единой рамы в окнах, ещё более сильные порывы ветра. Чем привлекало это место? Наверное, разбушевавшейся фантазией и желанием посмотреть на окрестности с высоты.
Мы поднимались не спеша, осматривая этажи один за другим. Комната большая, комната маленькая, снова большая, снова маленькая. С одной стороны здания, сквозь все этажи, проходила шахта лифта, которую достаточно легко можно было перепутать с лестничным проёмом, ну а сама лестница была чуть в стороне.
— На саму крышу не попадём, — сказал Иван, — этот этаж последний.
— Почему? — поинтересовался я.
— Заварены выходы, да и нечего там делать, отсюда вид куда лучше.
— То есть совсем никак не попасть? — удивился я, — здание пустое, а крыша закрыта… странно.
— Попасть-то можно, — отмахнулся Иван, — через шахту лифта, но ты видел какая пропасть там? Не дай Бог вниз упадёшь!
Вид с предпоследнего этажа и действительно завораживал. Отсюда мир казался каким-то простым и нереально маленьким. Внизу остановился игрушечный трамвай, высыпав горстку крошечных людей, которые тут же разбежались. Из ворот «Стройиндустрии» медленно выкатился грузовик, волоча за собой прицеп с плитами. С высоты всё выглядело точно как детская песочница или конструктор Lego. Наблюдать за происходящим было крайне интересно.
С нижних этажей ветер донёс обрывки женских голосов. Девушек явно было две, голоса звонкие, прислушавшись даже можно было разобрать, о чём говорят.
— Вместе, как лучшие подруги?
— Вместе конечно, не по очереди же прыгать! Да и одна я боюсь!
— Ха-ха боится она! Что Лёша твой скажет? Опять зассала?
Лицо Ивана вмиг изменилось, став напряженным и вытянутым, словно тетива лука. От прежнего приветливого и местами улыбчивого взгляда не осталось и следа. В воздухе повисло тревожное молчание. Стало понятно, что через минуту произойдёт страшное. Девушки решили прыгнуть с крыши и попытка, судя по всему, уже не первая.
— Я отвлеку их, — бросил Иван, побежав в сторону лестницы.
Я растерялся. Ситуация настолько непредсказуемая и внезапная, что первым делом захотелось просто убежать, либо отмотать время вспять, чтобы что-то изменить до… Отбросив философские мысли, я побежал следом. Девушки уже поднялись по лестнице и через шахту лифта полезли на самый верх. Иван не отставал.
Когда я подбежал к шахте лифта, одна из девушек уже забралась на верхнюю площадку и помогала подруге. Метрах в пяти от них по вертикальной железной лестнице полз Иван.
— Стойте! — единственное, что успел я крикнуть.
Девушки обернулись, но в этот же момент у Ивана соскользнула рука. Уже через пару секунд без единого крика его тело исчезло в шахте лифта. Настало гробовая тишина.
Ну а дальше перед глазами, слившись в одну большую лестницу, мелькали бетонные порожки. До самого низа, запутываясь в ногах, я добежал очень быстро. В любой другой ситуации тот же самый маршрут занял бы в два-три раза больше времени.
Подбежал ко «дну» шахты я словно окаменел. Мысленно уже представлял окровавленное тело Ивана, вероятнее всего без признаков жизни, ведь при падении с такой высоты шансы остаться в живых близки к нулю. Однако внизу никого не было. Лишь куча строительного мусора вперемешку с разбитыми пивными бутылками…
Не знаю, сколько времени я здесь простоял, но подумать пришлось о многом…
30.08.2005 газеты сообщили, что две подруги поднялись на крышу недостроенной типографии и, взявшись за руки, прыгнули вниз.
Приведённый ознакомительный фрагмент книги Как я стал Диггером предоставлен нашим книжным партнёром — компанией ЛитРес.
Купить и скачать полную версию книги в форматах FB2, ePub, MOBI, TXT, HTML, RTF и других