Книга представляет собой 10-й том многотомного издания, в который вошли биографии всех военачальников, получивших воинские звания генерал-майор авиации, генерал-лейтенант авиации и генерал-полковник авиации с 1940 по 1945 гг. Биографии составлены на базе учетно-послужных карт военнослужащих и других архивных документов. Многие сведения публикуются впервые.
Приведённый ознакомительный фрагмент книги Все генералы Сталина Авиация. Том 10 предоставлен нашим книжным партнёром — компанией ЛитРес.
Купить и скачать полную версию книги в форматах FB2, ePub, MOBI, TXT, HTML, RTF и других
МИХЕЛЬСОН Герберт Фридрихович
Советский военачальник. (16.07.1901 уезд имени Рожаново ныне Смоленской области — 1954 г. Москва). Немец. Из служащих. В РККА с 01.02.1918. Член ВКП(б) с 1927. Окончил реальное училище (1917); Петроградские артиллерийские командные курсы (1918); Высшую артиллерийскую школу (1922); Высшую школу лётчиков (1925); КУНС при ВВА (1932); оперативный факультет ВВА (1935). С 01.02.1918 — доброволец в Красной Армии, курсант, помощник командира батареи, начальник штаба артиллерийской школы младшего комсостава 5-й стрелковой дивизии, начальник артиллерийского снабжения, командир батареи. Затем на учёбе. С июля 1925 — старший лётчик. С 01.12.1926 — помощник начальника штаба и начальник штаба авиационной эскадрильи. С 01.12.1930 — начальник штаба 13-й авиационной бригады. С февраля 1936 — начальник кафедры военной истории ВВА. С июня 1936 — начальник 1-го отделения 2-го отдела штаба ВВС. С февраля 1937 — преподаватель тактики Липецкой военно-авиационной командной школы. 15.06.1938 уволен в запас. С 05.02.1939 вновь в кадрах, назначен преподавателем ЛВАКУ, преподаватель в ВВА. С 20.06.1940 — исполняющий должность начальника штаба ВВС 1-й Краснознамённой армии Дальневосточного фронта. С 07.08.1941 — преподаватель, старший преподаватель тактики Академии командно-штурманского состава ВВС, заместитель начальника кафедры оперативного искусства. С 11.01.1949 — в отставке. Умер, похоронен на Ваганьковском кладбище г. Москвы. Воинские звания: полковник (13.12.1935); комбриг (29.11.1939); генерал-майор авиации (04.06.1940). Награды ССССР: орден Ленина (21.02.1945); орден Красного Знамени (03.11.1944); орден Красной Звезды (07.04.1940); медаль «ХХ лет РККА» (22.02.1938); медаль «За победу над Германией в Великой Отечественной войне 1941–1945 гг.» (09.05.1945).
МИЧУГИН Федор Георгиевич
Советский военачальник. (02.03.1899 в деревне Ямская Слобода, Новгородской губернии — 06.10.1956 г. Москва). Русский. Из крестьян. Член ВКП(б) с 1919. В РККА с 1920. Участник Гражданской и Великой Отечественной войн. Военное образование: Военная академия РККА имени М.В. Фрунзе оперативный факультет (10.1927-05.1930); курсы усовершенствования при Военно-воздушной академии РККА имени профессора Н.Е. Жуковского (05.1930-10.1930); КУВКС при Военно-воздушной академии РККА имени профессора Н.Е. Жуковского (1936). В 1918 году добровольно вступает в Красную армию. С 1917 г. боец Егорьевской милиции. С апреля 1918 г. боец Егорьевского красногвардейского отряда. С октября 1918 г. красноармеец 14-го стрелкового полка г. Егрьевск. С мая 1919 г. специалист Кронштадтской команды. С октября 1920 г. слушатель Кронштадской партийной школы. С мая 1921 г. помощник военного комиссара инженерного батальона Кронштадской крепости. С октября 1921 г. военный комиссар 30-го Кронштадского стрелкового полка 10-й стрелковой дивизии Петроградского ВО. С января 1924 г. военный комиссар 29-го стрелкового полка 10-й стрелковой дивизии Ленинградского ВО. С октября 1925 г. заместитель начальника политического отдела 10-й стрелковой дивизии Ленинградского ВО. С мая 1926 г. инструктор по партийной работе в политическом управлении Ленинградского ВО. С 1 декабря 1930 г. начальник штаба 44-й авиационной эскадрильи 13-й авиационной бригады лёгких бомбардировщиков г. Новочеркасск СКВО. С июля 1931 г. помощник начальника сектора УБП УВВС РККА. Вскоре, окончив Качинское авиационное училище, Мичугин возглавил эскадрилью. Три года он руководил первыми в стране курсами штурманов легкобомбардировочной авиации. За отличную подготовку кадров был награждён орденом Красной Звезды. С февраля 1932 г. командир и военный комиссар 23-й авиационной эскадрильи ВВС СКВО. С октября 1933 г. командир 13-й авиационной бригады ВВС СКВО. Имея хорошую теоретическую подготовку, обучал лётчиков личным примером. Бригада комбрига Мичугина стала одной из лучших в ВВС РККА. С декабря 1936 г. командир 119-й штурмовой авиационной бригады ВВС Забайкальского ВО. С апреля 1938 г. командир 67-й авиационной бригады ВВС Забайкальского ВО. С мая 1939 года по август 1940 года командующий военно-воздушными силами Среднеазиатского военного округа. С сентября 1940 года по август 1941 года командующий военно-воздушными силами Одесского военного округа, на этом посту его застала Великая Отечественная война. По настоянию начальника штаба Одесского ВО генерала Захарова М. В. авиация Одесского ВО была рассредоточена по оперативным аэродромам. Мичугин сильно возражал, но после получения письменного приказания вынужден был подчинится. За несколько дней до начала войны самолёты там были перебазированы на полевые аэродромы и замаскированы, что намного сократило потери. Мичугин был один из немногих командующих ВВС прифронтового военного округа, которого не расстреляли за потерю авиации в начале войны. В дальнейшем Одесский военный округ вошёл в состав в Южного фронта. Около четырёх месяцев лётчики Мичугина уничтожали немецкие войска на подступах к Одессе и другим городам на южном направлении. За то Мичугин был удостоен первого ордена Красного Знамени. С 22.06.1941 г. командующий ВВС 9-й армии Южного фронта. С 1 августа 1941 года по март 1942 года командующий ВВС Западного фронта Мичугин отличился во время битвы за Москву, когда он в самый трудный период (с 16 августа по 25 декабря 1941 года) войска фронта при взаимодействии с авиацией сорвали планы гитлеровского командования и 5–6 декабря перешли в контрнаступление, отбросив врага от столицы на 100–250 км. Действия авиации Западного фронта получили высокую оценку Главнокомандующего. Мичугин был награждён вторым орденом Красного Знамени, а 29 октября 1941 года ему присвоили внеочередное звание генерал-лейтенанта авиации. С марта по август 1942 года командующий 1-й ударной авиационной группой резерва Верховного Главнокомандующего принимает участие в боевых действиях на Волховском фронте. С августа 1942 г. по 17 июня 1943 г. командующий ВВС Среднеазиатского военного округа. С 17 июня 1943 года по 28 августа 1943 года командир 113-й бомбардировочной авиационной дивизии 15-й воздушной армии, которая в июле — августе 1943 года участвовала в Орловской стратегической наступательной операции. В сентябре 1943 года поддерживала войска фронта в Брянской наступательной операции. В октябре 1943 года дивизия вместе с 15-й ВА была передана в состав Прибалтийского (с 20 октября — 2-го Прибалтийского) фронта. Поддерживала наступление его войск на витебско-полоцком направлении, в ходе Ленинградско-Новгородской, Старорусско-Новоржевской, Режицко-Двинской и Рижской наступательных операций, затем участвовала в разгроме соединений южного фланга группы армий «Север», содействовала успешному форсированию реки Великая. С 28 августа 1943 г. в резерве ВВС КА. С 5 мая 1944 года по 15 июня 1946 года начальник отдела боевой подготовки штаба ВВС Дальневосточного фронта. На этом посту многое сделал для организации боевых авиачастей на Дальнем Востоке. С 12 октября 1946 года в оставке по болезни. Последние годы жизни жил в Москве. Умер 25 октября 1955 года, похоронен в Москве на Ваганьковском кладбище. Воинские звания: полковник (13.12.1935); комбриг (22.02.1938); генерал-майор авиации (04.06.1940); генерал-лейтенант авиации (29.10.1941). Награды СССР: орден Ленина (21.02.1945); 3 ордена Красного Знамени (22.10.1941; 05.11.1941; 03.11.1944); орден Красной звезды (18.08.1933); медаль «За оборону Москвы» (01.05.1944); медаль «ХХ лет Рабоче-Крестьянской Красной Армии» (22.02.1938); медаль «За оборону Москвы» (01.05.1944); медаль «За Победу над Германией в Великой Отечественной войне 1941–1945 гг.» (01.09.1945); медаль «В память 800-летия Москвы».
МОЛОКОВ Василий Сергеевич
Советский военачальник. Родился 1 (13) февраля 1895 года в селе Ирининское Подольского уезда Московской губернии (ныне село Молоково Ленинского района Московской области). Русский. Из крестьян. Член ВКП(б) с 1925 года. Образования не получил, потому что после смерти отца в 1904 году пришлось работать для помощи семье. В этом году пришёл в Москву и работал мальчиком-посыльным в коробочной мастерской, с 1905 — подручный кузнеца в кузнице в Ирининском, с 1906 — молотобоец в слесарно-кузнечной мастерской в Москве. С 1910 года работал слесарем на фабрике Зимина. В мае 1915 года был призван в Русский императорский флот. Служил матросом 2-го Балтийского флотского экипажа, затем стрелком морского батальона на острове Даго. В 1916 году переведён в морскую авиацию, был направлен помощником бортмеханика на 21-ю авиастанцию Балтийского флота на острове Дегербю (Финский залив), затем освоил специальность моториста морской авиации. В октябре 1917 года был направлен в школу авиамехаников при 22-й авиастанции в городе Або. Школу окончил в январе 1918 года. Должности в РККА: с января 1918, участник Гражданской войны в России. Весной 1918 года с всем личным составом авиастанции зачислен в 2-ю воздушную бригаду (Самара). Участвовал в боевых действиях против восставшего Чехословацкого корпуса. С июля 1918 года служил в Школе высшего пилотажа в Красном Селе. С личным составом школы участвовал в боевых действиях на нарвском направлении и в обороне Петрограда. С февраля 1919 года — механик Камского гидроавиаотряда 6-й армии, отряд базировался в Котласе. Совершал боевые вылеты в качестве бортмеханика на летающей лодке М-5 против белогвардейской Северной армии и англо-американских интервентов. С сентября 1919 года учился в Школе морской авиации в Нижнем Новгороде (позднее школа переведена в Самару). Окончил Объединённую школу морских лётчиков в Самаре в 1921 году. С июля 1921 года служил морским лётчиком в гидроавиаотряде Воздушных сил Балтийского моря (командир отряда Б. Г. Чухновский) в городе Ораниенбауме, затем лётчиком учебно-тренировочного гидроавиаотряда в Петрограде. В июле 1923 года направлен на учёбу в Высшую военную школу красных морских лётчиков имени Л. Б. Троцкого (Севастополь), по окончании в августе 1924 года оставлен в ней старшим инструктором, затем был командиром звена и отряда. Подготовил в Севастополе около 30 лётчиков, среди которых были будущие Герои Советского Союза Иван Доронин, Сигизмунд Леваневский и Ляпидевский. В октябре 1928 года его самого направили на учёбу, в 1929 году он окончил курсы усовершенствования при Военно-воздушной академии РККА имени проф. Жуковского. По окончании вернулся в Высшую школу красных морских лётчиков в Севастополь (в 1928 году из названия было исключено имя Троцкого, а в 1930 году школе было присвоено имя И. В. Сталина). В мае 1931 года зачислен в резерв РККА и направлен на работу в Гражданский воздушный флот. С 1931 года работал пилотом авиалинии Новосибирск — Омск — Свердловск. С 1932 года — пилот и командир отряда полярной авиации Главного управления Севморпути. Первоначально работал на трассе Красноярск — Игарка, а в навигацию 1933 года летал на ледовую разведку морских трасс в морях Северного Ледовитого океана. Когда в феврале 1934 года в Чукотском море был раздавлен льдами и погиб пароход «Челюскин», Молоков был срочно направлен во Владивосток на усиление отряда военных лётчиков Н. П. Каманина своим богатым полярным опытом. Вместе с другими лётчиками участвовал в экспедиции по спасению челюскинцев. Вывез со льдины больше всех спасённых — 39 человек — на двухместном самолёте Р-5. Предложил вывозить одновременно по 6 человек, приспособив для дополнительных пассажиров подвешенные под плоскостями фанерные парашютные ящики. За мужество и героизм, проявленные при спасении челюскинцев, Постановлением ЦИК СССР от 20 апреля 1934 года Молокову Василию Сергеевичу присвоено звание Героя Советского Союза. В первой семёрке Героев Советского Союза он стал третьим, после учреждения медали «Золотая Звезда» и она была вручена ему за № 3. Продолжал работать в Главсевморпути. В 1935 году на летающей лодке «Дорнье-Валь» совершил выдающийся по тем временам перелёт по маршруту Красноярск—Киренск—Якутск—Нагаево—Нижнеколымск—Уэлен и обратно вдоль арктического побережья до Архангельска, открыв новую авиалинию через Восточную Сибирь и Камчатку. В 1936 году совершил полёт вдоль всего Арктического побережья СССР. В 1937 году участвовал в первой советской экспедиции на Северный полюс — в качестве командира экипажа самолёта ТБ-3 высаживал специалистов дрейфующей станции. Неоднократно представлял Советский Союз на авиационных выставках в Лондоне и Париже. С февраля 1938 года — начальник Главного управления Гражданского воздушного флота СССР при Совнаркоме СССР. В советско-финской войне находился в действующей армии, отвечая за снабжение войск всеми необходимыми грузами самолётами Гражданской авиации. Под его руководством эту задачу выполняла спешно созданная группировка из более 1500 самолётов ТБ-3, Ли-2 и У-2. В 1940 году в составе советской правительственной делегации посетил Берлин. В первый год Великой Отечественной войны организовал работы гражданской авиации в интересах действующей армии. Выполнял целый ряд ответственных заданий. Так, по постановлению ГКО № 739с от 9 октября 1941 года назначен уполномоченным ГКО по созданию секретной авиаперегоночной трассы «Аляска-Сибирь» («Алсиб», форт Фэрбанкс (США) — Красноярск (СССР)). В апреле 1942 года Гражданский Воздушный Флот был передан в состав Военно-воздушных сил, а Молоков выехал как уполномоченный Государственного Комитета Обороны в Сибирь проверять ход строительства авиатрассы. Короткий период с конца 1942 года был начальником Лётно-исследовательского института. С мая 1943 года командовал 213-й ночной бомбардировочной авиационной дивизией на Западном фронте, с апреля 1944 — на 3-м Белорусском фронте. Дивизия под его командованием участвовала в Белорусской, Прибалтийской, Гумбиннен-Гольдапской, Восточно-Прусской наступательных операциях. Дивизия была удостоена почётного наименования «Витебская». После Победы ещё год командовал дивизией. С июня 1946 года — заместитель начальника Главного управления гидрометеорологической службы при Совете Министров СССР. С августа 1947 года генерал-майор авиации В. С. Молоков — в запасе. Вернулся на работу в Гражданский Воздушный Флот, много лет был председателем Высшей квалификационной комиссию ГВФ. Член ЦИК СССР в 1935–1937 годах. Депутат Верховного Совета СССР 1-го созыва (1937–1946). Умер в 1982 году. Похоронен в Москве, на Кунцевском кладбище. Сын Валерий (р. 03.10.1924), участник Великой Отечественной войны, окончил МВТУ имени Баумана, работал в области космонавтики. Женат на Р. И. Молоковой. Воинские звания: Герой Советского Союза (20.04.1934); полковник (15.12.1936); комбриг (22.02.1938); комдив (09.02.1939); генерал-майор авиации (04.06.1940). Награды СССР: 3 ордена Ленина (20.04.1934; 27.06.1937; 30.04.1945); 2 ордена Красного Знамени (03.11.1944; 15.05.1945): орден Суворова 2-й степени (19.04.1945); орден Кутузова 2-й степени (22.07.1944); орден Отечественной войны 1-й степени (12.12.1943); орден Красной Звезды (19.09.1936); медаль «ХХ лет РККА» (22.02.1938). Мемуары: Как мы спасали челюскинцев А. Ляпидевский, С. Леваневский, М. Слепнев, В. Молоков, Н. Каманин, М. Водопьянов, И. Доронин — Москва: Редакция «Правды», 1934. Мы выполнили свой долг, вот и все! — Москва: Молодая гвардия, 1935. Три полета. — Ленинград: Изд-во Главсевморпути, 1939; Родное небо. — Москва: Воениздат, 1977.
Конец ознакомительного фрагмента.
Приведённый ознакомительный фрагмент книги Все генералы Сталина Авиация. Том 10 предоставлен нашим книжным партнёром — компанией ЛитРес.
Купить и скачать полную версию книги в форматах FB2, ePub, MOBI, TXT, HTML, RTF и других