Алгоритмы, или Ошибка в коде. Концептуальная фантазия

Денис Ленский

Ленинград, 1982 год. В руках четверых приятелей оказываются несколько газет из тридцатилетнего будущего. Издания датированы одним и тем же числом, но и название газет, и их содержание разительно отличаются. Разгадать загадку им помогает человек, обладающий уникальными способностями, приехавший в командировку из Москвы. С помощью магического Зазеркалья друзья совершают виртуальное путешествие по телеэфиру конца 20-го века – начала 21-го. То, что они видят, заставляет их серьёзно задуматься.

Оглавление

Глава 5. Психики

— А вы сами что-нибудь обнаружили?

— Я многое обнаружил, мистер Холмс. Я привез вам на исследование целую кучу свеженьких пляшущих человечков. И самое важное, я видел того…

— Того, кто нарисовал их?

— Да, я видел его за работой. Артур Конан Дойль

— Захар, давно хотел тебя спросить: а почему ты выбрал именно психологию? — поинтересовался Студент. — Ты ведь сам сказал, что эта наука у нас не слишком популярна.

— Так оно и есть, — усмехнулся Психолог. — Вы много фильмов видели про психологов?

— Про психов — сколько угодно. Перечислить? — Журналист уже приготовился загибать пальцы.

Программист улыбнулся.

— Не стоит, Никитос. Про психологов реально — ни фильмов, ни песен. Ну, ничего, Захарий. Держись, психолог, крепись, психолог. Будет и на твоей улице праздник, — усмехнулся Программист. — Слушай, а действительно, ты же в школе вроде собирался стать археологом?

— И археологом, и историком, и врачом. И даже астрономом одно время, — ответил Психолог.

— А в духовную семинарию тебя за грехи не пустили? — поинтересовался Журналист.

— В медицинский я поступал, но завалил, — не обращая внимания на язвительные ухмылки приятеля, продолжал Психолог. — Потом — армия. Вот там всё и началось…

— А что там, в армии? — оживился вдруг Студент.

— А тебе-то что, Полуэктус? — удивился Журналист. — У тебя же военная кафедра? Или в этой жизни что-то изменилось?

— Не изменилось. Но я всё равно после института собираюсь в армию, — сказал Студент.

— Решил отдать долг родине?

— Не смейся, Ник. Я так решил. Пойду в войска связи лейтенантом.

— Весьма похвально, юноша, — одобрительно сказал Психолог. — А как же музыка?

— Одно другому не мешает. Расскажи, как тебе служилось, Захар.

— Да особо и рассказывать-то нечего. Служба как служба. Но именно тогда я заинтересовался психологией.

— Тебе повезло с сержантом-наставником? — съехидничал Журналист.

— А ты в каких войсках служил? — спросил Студент.

— В стройбате, — ответил Психолог. — А наставники у меня были разные. Кстати, ещё в армии я заметил, что в непривычных, а иногда экстремальных условиях люди начинают себя вести несколько иначе, чем в повседневной будничной жизни. Это на гражданке позволительно быть флегматиками, холериками, совами и жаворонками. А в военной казарме подъём и отбой для всех одинаков — и для сов, и для жаворонков. Деваться некуда, привыкают. Но зато в таких условиях сразу же отчётливо проявляется наличие человеческих качеств. Или их отсутствие. Армия — хорошая школа. Словом, в армии служат нормальные мужики, хотя, конечно, бывают исключения.

— Ты про крайности? Как на графике с улиткой?

— Именно, Полуэкт. Индивидуализм в армии не приветствуется, а коллективизм, наоборот, ценится, и даже очень высоко. Самое главное, что я тогда понял, и ты запомни, Полуэкт: человек должен оставаться человеком в любых условиях.

— Кстати, об улитке… — Программист решил вернуться к теме, от которой они отклонились. — Каким образом в графике нормального распределения Гаусса определяется критерий нормальности? Ты так и не рассказал.

Психолог хмыкнул.

— Да потому и не рассказал, что учёные-философы до сих пор так и не пришли к единому мнению. До сих пор не прекращаются споры на тему: что есть «человек нормальный». Существует философская байка. Говорят, что однажды Платон поспорил с Диогеном. Платон утверждал, что даст самое обобщающее определение, с помощью которого можно будет отличать человека от других существ. «Человек — это двуногое живое существо», — сказал Платон. Диоген, недолго думая, притащил ему живого петуха.

— А может, таки курицу? — тут же съязвил Журналист.

— Может, и курицу, — согласился Психолог, — в данном случае это неважно. После этого Платон добавил к своему определению: «и без перьев». Тогда Диоген взял и ощипал курицу. Платон задумчиво посмотрел на голую курицу и уточнил: «Это двуногое существо без перьев, живущее среди себе подобных». Но, заметив, что Диоген уже собрался бежать на птичий двор, чтобы ощипать там всех остальных кур, поспешно добавил: «и с широкими ногтями».

Студент засмеялся.

— Слушай, Захар, а правда, что этот чудик жил в бочке?

— Вполне вероятно. Во всяком случае, так утверждают учебники. Только на таких чудиках, Полуэкт, весь мир держится. Это именно они, чудики, толкают вперёд ленивую и инертную улитку человечества. В другой философской байке рассказывается, как однажды среди бела дня Диоген бегал по городу Синопу с зажжённым фонарём. А тем согражданам, которые вертели пальцем у виска, он невозмутимо отвечал: ищу, дескать, человека. Видимо, философ понимал, что только по внешним анатомическим признакам отличить человека от человекоподобного существа практически невозможно…

— Ты хочешь сказать, что тебе удалось определить параметры нормального человека именно в армии? — спросил Журналист.

— Нет, не удалось. Возможно, поэтому после армии я пошёл не в мед, где уже училась Марина, а в университет на психологический. Мы, молодые и любознательные, все теории тогда старались проверять на практике. «Практика — критерий истины» — был наш девиз. Одно время я увлёкся Фрейдом, читал его запоем, пока в один прекрасный момент до меня не дошло, что он тоже не работает…

— Кто не работает?

— Да Фрейд не работает. Мы так говорили — «не работает», когда чья-либо теория оказывалась несостоятельной. Вернее сказать, Фрейд работает, но далеко не всегда.

— Тебе удалось это выяснить тоже опытным путём? — иронично поинтересовался Журналист.

— Да, Никитос, опытным, — невозмутимо ответил Психолог. Вдруг, что-то вспомнив, он заулыбался. — Однажды я решил проверить фрейдовское утверждение о наличии у женщин комплекса кастрации. По своей наивности я стал приставать к одной своей однокашнице с вопросом, не страдает ли она от этого комплекса.

— Ну и что она тебе ответила? — заржал, как конь, Журналист.

— Ой, коллега, даже не спрашивай, — усмехнулся Психолог.

— Что, память отшибло?

— Нет. Такое не забывается. Но дословно повторить я всё-таки не решусь, — Психолог рассмеялся. — Короче говоря, девушка ответила весьма неожиданно, и ответ пришёлся как раз по тому самому месту.

— Ой, не могу! Камикадзе! — захохотал Журналист.

— Да, уж… Словом, тогда я подумал: чёрт побери, если за несколько тысяч лет никто так и не смог определить критерии нормальности, то почему бы самому не попробовать это сделать? И я решил по-своему перетасовать врождённые и приобретённые компоненты человеческой психики и разложить их на несколько простых и понятных групп, которые я назвал типами строя психики.

— А зачем? — удивился Журналист. — Чтобы выпендриться?

— Вовсе нет, коллега, — усмехнулся Психолог. — Чтобы помочь людям разобраться в первопричинах своих поступков. — Психолог встал и подошёл к окну. — Ну вот, с тех самых пор, как говорится, не мудрствуя лукаво, я и пытаюсь создать нечто наподобие обобщённой теории формирования поведенческих сценариев. Часть собранной информации я заложил в основу своей кандидатской. А вторую часть, возможно, использую для докторской.

— Далеко метишь, отче, — Журналист иронично усмехнулся.

Психолог пожал плечами.

— Ну, а в чем смысл твоей теории, Захар? — спросил Студент.

— По сути — это детские кубики для не искушенных в психологии людей. Честно говоря, она ещё не сформулирована как цельная теория, — ответил Психолог, — и будущее моей докторской весьма туманно.

— А почему туманно? — удивился Программист. — Ты же кандидатскую защитил вроде без особых проблем?

— В том-то и дело, что у меня были проблемы при защите. Простоту теории некоторые корифеи из нашего диссертационного совета восприняли как примитивизм.

— Ясен перец — были проблемы! — фыркнул Журналист. — Он учил профессиональных строителей складывать детские кубики. Кому же такое понравится?

— Не знаю. Мне кажется, что так называемое «научное сообщество» просто не готово к альтернативному взгляду на классическую психологию. Я даже не представляю, чем они там наверху руководствуются. Видимо, считают, что рядовым гражданам вовсе не обязательно разбираться в собственной психике. Кстати, при нынешней административно-командной системе в этом нет ничего удивительного.

— А я бы поразбирался, — сказал Студент. — С детства люблю кубики складывать.

— Это точно, — подтвердил Программист.

Психолог усмехнулся в усы, а Журналист оживился.

— А кубик Рубика собирать умеешь?

— Легко. На одном дыхании.

— Это как?

— Очень просто. Делаю глубокий вдох и начинаю вертеть. Пока хватает кислорода — должен собрать.

— А ты по формулам собираешь? А формулы из «Науки и жизни»? — продолжал допытываться Журналист.

— Нет, не из «Науки и жизни», у меня свой алгоритм. А почему ты так выспрашиваешь? — удивлённо спросил Студент.

— Да-а… — немного замялся Журналист. — Есть у меня одна знакомая… аспирантка с филфака. Так она меня учила по формулам собирать…

— Тоже на одном дыхании? — иронично поинтересовался Психолог. — Ну и как, успешно? Или таки с дыханием случились проблемы?

— Дурак ты, Псих, — отмахнулся Журналист.

— Нет, я серьёзно, — не унимался Психолог. — За сколько минут собираешь кубик?

— Я не засекал, — буркнул Журналист. Он явно уклонялся от прямого ответа.

— И что, прямо все шесть цветов собираешь? — Психолог едва сдерживался, чтобы не рассмеяться.

— Представь себе, Псих. Все цвета собираю. Только последний не всегда получается, — не моргнув глазом, ответил Журналист. — Кстати, умник, та аспирантка говорила, что в вашей противоестественной науке существует сорок шесть теорий личности. И шестнадцать соционических типов. Я специально запомнил.

— Захар, реально? Сорок шесть? — удивился Студент.

— Количество теорий личности я не подсчитывал, но не удивлюсь, если это именно так и есть, — ответил Психолог. — А соционических типов действительно шестнадцать.

— М-да… Как всё непросто…

— Вот и я говорю: это вам не кубик Рубика. Без хорошего дринка с этими типами фиг разберёшься, — усмехнулся Журналист.

— Всё верно, психология личности, пожалуй, — самый сложный раздел классической психологии. Но вот что я хочу сказать: высшая математика или, допустим, механика — тоже сложнейшие науки. Досконально вникать в них каждому вовсе не обязательно. Однако любой нормальный человек должен знать элементарные арифметические законы. А если у него возникнет такая необходимость, то, приложив некоторые усилия, он сможет изучить всё более основательно. Точно так же и в психологии. Нырять в глубины собственной психики обычному человеку всё-таки не стоит, но разбираться в первопричинах собственных поступков, отвечать за них, а не сваливать всё на случайно сложившиеся жизненные обстоятельства, он просто обязан. По моему глубокому убеждению, человек сам должен управлять собственной психикой, а не наоборот.

— Ну, не знаю… — неуверенно пожал плечами Журналист. — Слушай, Псих, мне всё-таки до безобразия интересно узнать, как это тебе удалось разложить по полочкам сорок шесть теорий личности и шестнадцать этих самых… соционических типов?

— Ага, значит всё-таки интересно? — усмехнулся Психолог. — Полуэкт, будь другом, дай ещё пару перфокарт.

Психолог уселся за стол, взял фломастер и быстро нарисовал на чистой картонке фигурку человечка.

Журналист с иронией наблюдал за художествами приятеля.

— Ну и кого это ты нам изобразил? В анфас не узнаю. Уж не меня ли? — Журналист подозрительно прищурился.

— Не волнуйтесь, коллега, это абстрактный человек, к советской журналистике не имеющий никакого отношения, — усмехнулся Психолог.

— Да? Ну, ладно. Всё равно непонятно: это мальчик или девочка? Где первичные половые признаки?

— В данном случае это неважно, — невозмутимо ответил Психолог и прямо на человечке нарисовал четыре жирные точки.

— Следы от пуль? Или это чакры? Чакр, насколько я знаю, должно быть семь? А-а, ясно. Это — эрогенные зоны! — теряясь в догадках, комментировал каждую точку Журналист.

— Нет, это не эрогенные зоны, коллега, — усмехнулся Психолог, — это всё-таки ближе к чакрам. Я называю эти точки ЦУПами — центрами управления психикой человека. С помощью такого рисунка я обычно объясняю своим студентам, из чего, собственно, состоит человеческая психика и как в ней происходит информационный обмен. Так вот. Базовую часть информации мы получаем по наследству от наших родителей на генетическом уровне. В этом отношении люди почти ничем не отличаются от других биологических видов. То есть, основу психики абсолютно любого человека составляют природные инстинкты и рефлексы. Они управляют нами с самого рождения. В этом отношении мы — приматы, тут не поспоришь.

Психолог сделал некое подобие выноски и подписал нижнюю точку: «инстинкты и рефлексы».

— Взрослея, мы начинаем копировать поведение окружающих. А когда попадаем под влияние культуры мы, образно говоря, опутываемся паутиной стереотипов и обрастаем толстым слоем разнообразных привычек. Да-да, коллеги. Нами начинают управлять устоявшиеся традиции и сложившиеся привычки. Как полезные, так и вредные…

Программист неожиданно перебил приятеля:

— Захарий, извини. Но ведь это просто здорово!

— Что именно? — не понял Психолог. Оторвавшись от рисунка, он вопросительно посмотрел на приятеля.

— Ну, то, что ты сказал. Я был весьма далёк от психологии, и раньше этой темы старался избегать — наверно, помнишь. Но как-то раз, ещё в «Руслане», я задумался: а ведь, по сути, общество с самого рождения программирует человека. Приспосабливает, так сказать, под себя. Кто-то послушно программируется, а кто-то сам становится программистом.

— Ковалёв, я ещё в школе заметил, что вы с Психом стоите друг друг друга, — сказал Журналист. Повернувшись к Студенту, он спросил: — Как тебе такие рассуждения, Полуэктус? Дай этим гаврикам волю — они и нас с тобой запрограммируют.

Студент вопросительно взглянул на брата.

Программист рассмеялся.

— Ну что вы как дети малые? Подумайте сами: культура любой человеческой цивилизации, понимали это люди или нет, всегда являлась и будет являться для каждого из них внешней информационно-алгоритмической оболочкой. Но для всех без исключения цивилизаций, как существующих, так и тех, которые уже успели с лица земли исчезнуть, используется один и тот же базовый программный код, который в конечном итоге должен создать из человеческого эмбриона полноценного человека. При условии, что этому процессу не мешать, а, наоборот, способствовать. И каждый человек своей деятельностью при желании может оказывать воздействие на внешнюю информационно-алгоритмческую оболочку — культуру. Или не оказывать. Верно, Захарий?

— Абсолютно верно, — кивнул Психолог.

— Согласитесь, — продолжал Программист, — что человеческий язык, звуки, буквы, жесты — это и есть не что иное, как кодировка тех образов и понятий, с которыми нам приходится в жизни сталкиваться. У каждой из культур, безусловно, своя кодировка, но обязательно должно быть что-то общее. Базовый программный код — это полноценная человеческая жизнь. От ошибок никто не застрахован, но их ни в коем случае нельзя накапливать. Опасно для жизни. А от ошибок в коде развития человеческой цивилизации нужно постепенно избавляться. Всем миром. А ты считаешь иначе, Никитос?

Журналист неопределённо пожал плечами и хотел было что-то по привычке возразить, но не нашёлся и лишь махнул рукой. Психолог, переглянувшись с Программистом, вернулся к рисунку.

— И вот тут на помощь приходит человеческий разум, — добавил он, подписывая третью выноску. — Именно он, разум, помогает нам справиться с инстинктами и разобраться с полезностью традиций и привычек. А ещё, руководствуясь полученными знаниями и собственным разумом, человек начинает творить.

Студент, не терпевший никаких неопределённостей, тут же поспешил уточнить:

— Это в каком смысле — творить? Типа, писать стихи, сочинять музыку, или рисовать картины?

— Совершенно не обязательно, Полуэкт. Творчество — это довольно широкое понятие. Кто-то творит и созидает на кухне, когда готовит необыкновенно вкусную еду, кто-то — в гараже, придумывая, как усовершенствовать карбюратор своего автомобиля. Кто-то творчески подходит к обучению других людей, а кто-то вносит что-то новое, свежее и полезное в управление всеми этими процессами. Фантазию можно проявлять в совершенно разных местах…

— В абсолютно разных, — согласился Журналист. — Одна моя знакомая… товаровед на складе швейной фабрики, такое вытворяла… В разных, причём, местах. Короче, творческая личность!

Программист закашлялся.

— Нет слов, — только и смог сказать он.

— Да, уж, — вздохнул Психолог. — Ну, ладно. Но даже у самых-самых умных людей разум ограничен органами чувств и памятью. Многие учёные приходят к выводу, что человеческий разум не локализован в индивидууме, а связан с коллективным разумом всего человечества.

— Ты тоже так считаешь? — спросил Студент.

— Да, Полуэкт. Ну, и последнее: многие люди так или иначе приходят к пониманию Бога. Говоря современным языком — выходят на контакт с Богом, — Психолог подписал четвёртую точку, находящуюся вне человечка, — а некоторые осознанно, или же на уровне интуиции, проносят эту неразрывную связь с Богом через всю свою жизнь.

— А ты нарисовал этот «центр управления» снаружи человечка специально? — стал допытываться Студент.

— Верно. Выражаясь техническим языком, это особый канал связи с Создателем, — сказал Психолог.

— Типа, спецсвязь с Богом через коммутатор? — пошутил Студент.

Такое сравнение очень понравилось Журналисту.

— Не в бровь, а в глаз, Полуэктус! Через коммутатор. Только коммутатор у нас, к сожалению, хреновый. Пытаешься ты, допустим, дозвониться Богу, а попадаешь в обком или в дурдом.

Психолог продолжил:

— Выясняя, что или кто в конечном итоге заставляет человека поступать так, а не иначе, учёные тоже не могут прийти к единому мнению. Одни считают, что это результат работы исключительно собственного интеллекта человека. Другие видят в этом банальное случайное стечение жизненных обстоятельств, а третьи считают интуитивное озарение Божиим промыслом или провидением Господним. Тут тоже есть свои нюансы.

— А ты как думаешь? — спросил Студент.

— Я считаю, что в любом случае со всем этим нужно серьёзно разбираться… Но это дело учёных. Обычному человеку, не обладающему достаточными знаниями в области психологии, нужно просто и доступно объяснить алгоритмику его психики, чтобы он мог самостоятельно искать и находить первопричину своих поступков, правильно их анализировать и не допускать повторения ошибок в будущем. Поэтому я и придумал «психиков».

— Кого, простите? — удивлённо спросил Журналист.

Психолог засмеялся.

— «Психиков», — повторил он. — Если быть точнее, то само слово «психик» придумала моя младшая дочь. Когда я работал над кандидатской, мы с женой часто спорили на разные философские темы, не обращая внимания на девочек. Нам казалось, что они заняты своими делами и на наши умные разговоры никакого внимания не обращают. Но мы ошибались. Как однажды выяснилось, младшая дочь, прислушиваясь к незнакомым терминам, сделала для себя вывод, что её папа учит каких-то «психиков» маршировать строем. Так она трактовала выражение «тип строя психики», которое я частенько использовал.

— Так вы всей семьёй писали диссертацию, Захарий? — улыбнулся Программист.

— Выходит, так. Благодаря своим девчонкам я придумал для каждой из четырёх типологических групп свой уникальный графический образ — «психик». Сейчас попробую изобразить.

На чистой перфокарте появилась фигурка обезьянки. Обезьянка была похожа на абстрактного человечка, не лишённого на этот раз первичных половых признаков.

— Однако у тебя таки получился мальчик, — засмеялся Журналист.

— Увы, только на бумаге, — ответил Психолог. — Реальность такова, что пока получаются одни только девочки.

— А почему обезьяна, Псих? Ты же считаешь, что человека создал Бог?

— Ну, во-первых, что бы я ни считал, ошибочность теории Дарвина до сих пор никем не доказана. А во-вторых, как я уже сказал, основу нашей психики составляют инстинкты и рефлексы, присущие отряду приматов. Мы не только размножаемся, как они, но и ведём себя порой подобным образом.

— Вы хотите сказать, что у женщин другая психика? — удивился Студент.

— Эх, юноша… — покачал головой Журналист. — Ты даже представить себе не можешь, насколько она другая… Псих, а почему это у тебя дикий обезьян без хвоста?

— Получай хвост, — сказал Психолог, пририсовав обезьянке сбоку хвост. — Да, Полуэкт, психика женщины отличается от мужской. Кстати, о полезности некоторых традиций. Я считаю, что традиции раздельного воспитании девочек и мальчиков нужно ещё раз внимательно пересмотреть.

— Интересная мысль, — рассмеялся Журналист. — Раньше ты так не думал. Ты даже представить себе не можешь, Полуэкт, что этот «представитель отряда приматов» вытворял в школе.

Психолог замер на полуслове. Программист хотел что-то сказать, но его опередил Студент.

— Честно говоря, когда я задумываюсь, что человек произошёл от обезьяны, становится как-то… неуютно, что ли, — признался юноша.

— А ты, Полуэктус, не задумывайся, — махнул рукой Журналист. — Живи и радуйся, что хвоста нет. Прикинь, как неудобно было бы джинсы носить.

— Поведение людей с доминирующим животным типом строя психики, в зависимости от жизненных обстоятельств, может быть как безобидным, так и социально опасным, — поправляя очки, сказал Психолог. — Иногда люди ведут себя как свиньи, или тупые бараны, или самцы бабуинов, которым нужно только расслабиться и получить удовольствие.

— Это намёк? — зыркнул на приятеля Журналист.

— С чего ты взял, коллега? Боже упаси, — усмехнулся Психолог. — Я говорю о безнравственных особях. Попав в стадо себе подобных… — иначе, чем стадом, такое сборище не назовёшь, — они становятся грубыми и агрессивными. Некоторые из них всерьёз начинают считать себя избранными, а всех окружающих — недостойными. После таких товарищей всегда остаётся разруха. Секундочку…

Психолог достал с полки магическую книгу-цитатник.

— Да что вы все… То не плевать. То не кури. Туда не ходи… Что ж это на самом деле. Чисто как в трамвае. Что вы мне жить не даете?! И насчет «папаши» — это вы напрасно. Разве я вас просил мне операцию делать? — человек возмущенно лаял. — Хорошенькое дело! Ухватили животную, исполосовали ножиком голову, а теперь гнушаются. Я, может, своего разрешения на операцию не давал. А равно (человечек завел глаза к потолку, как бы вспоминая некую формулу), а равно и мои родные. Я иск, может, имею права предъявить!

Перелистнув страницу, Психолог продолжил:

— Уж, конечно, как же, — иронически заговорил человек и победоносно отставил ногу, — мы понимаем-с. Какие уж мы вам товарищи! Где уж! Мы в университетах не обучались, в квартирах по пятнадцать комнат с ванными не жили. Только теперь пора бы это оставить. В настоящее время каждый имеет свое право…

— «Собачье сердце»? — догадался Журналист.

— Точно, — Психолог отложил книгу в сторону.

— Не читал, — признался Студент.

— А ты обязательно почитай, Полуэкт. Булгаков очень хорошо описал этот психотип. Справедливости ради, нужно сказать, что такой строй психики доминирует у человека с рождения. Ничего, кроме инстинктов и рефлексов. Однако с возрастом, если ребёнка воспитывать правильно, это проходит. Люди тем и отличаются от животных, что сама человеческая жизнь — если это полноценная жизнь — заставляет их развиваться, преодолевая в первую очередь свою природную лень. Чтобы не отстать от ускоряющейся жизни, даже взрослым не помешает заниматься самообразованием.

— Шариков, насколько я помню, тоже занимался самообразованием, — усмехнулся Журналист. — Если не ошибаюсь, он изучал классиков марксизма.

— Верно, коллега, он читал переписку Энгельса с «этим, как его — дьявола — Каутским» и при этом был не согласен с обоими. Это булгаковская ирония, Никитос. Читать всё подряд, не имея никакого целостного мировоззрения, — бесполезно.

— Псих, какой же ты нудный. И как же ты любишь всех поучать: «это — полезно, а вот это — бесполезно».

Психолог улыбнулся.

— Я нудный? Ну, извини. Можешь и дальше считать меня занудным буквоедом. Спорить с тобой бесполезно и бессмысленно. Кстати, приставка «бес» и в том, и в другом случае, на мой взгляд, совсем неуместна. Раньше в русском языке использовалась приставка «без». Поинтересуйся у отца, он должен быть в курсе, как происходила революция в традиционной русской грамматике. Ну ладно, поехали дальше.

Он взял новую картонку и изобразил ещё одного человечка с круглыми то ли глазами, то ли отверстиями в скафандре.

— Это что ещё за водолаз? — хмыкнул Журналист.

— Вообще-то это не водолаз. Это — биоробот. Этого психика я назвал «биоробот-зомби». Видишь у него глазки, как у тебя с похмелья.

— Дурак ты, Псих, и не лечишься, — беззлобно сказал Журналист. — А где у него… это самое… причиндалы?

— А вот в данном случае половые отличия не имеют особого значения.

— А что за помпончик у твоего гермафродита на голове?

— Это вовсе не помпончик. Это такая антенна или маленький локатор, — невозмутимо продолжал Психолог, — символ того, что биоробот подчиняется командам извне.

— Культура программирует человека? — вспомнил Студент.

— Верно, Полуэкт. Культура способна оказывать на людей управляющее воздействие. Согласитесь, коллеги, что сложно ориентироваться в жизненном пространстве, когда на тебя ежедневно, ежеминутно, ежесекундно оказывают влияние извне. Радио, кино, телевидение, газеты, всевозможные плакаты и транспаранты на улицах. Всевозможные установки, правила, нормы, традиции, законы, которые упаси Боже нарушать. Всё это откладывается на уровне подсознания и, мягко говоря, не всегда помогает в реальной жизни.

— В таком случае, Никитос прав — это таки водолаз, который погрузился в море информации, — Программист подмигнул Журналисту. Тот в знак благодарности протянул приятелю руку.

— Спасибо, Ковалёв, ты настоящий друг. Я дам тебе подышать из своего акваланга.

Психолог улыбнулся.

— Согласен с вами, коллеги. Научиться правильно ориентироваться в море информации и добывать себе не только еду, но и знания, — отличная привычка и полезный навык. И не утонешь, и не заблудишься. Но тут, как и в любой другой области человеческой психики, есть свои крайности. С одной стороны, под категорию «зомби-биоробот» попадают люди, уверенные в чём-то безоговорочно. Они одержимы какой-то идеей и не сомневаются в её исключительной правоте. По-моему, в конечном итоге, любая одержимость ни к чему хорошему привести не может. Таких людей практически невозможно убедить в чём-то таком, что отличается от сложившейся у них точки зрения. Они всю свою жизнь действуют, как запрограммированные роботы. А с другой стороны, есть и такие, которые легко поддаются любому внушению. Перепрограммировать их можно очень быстро — своего мнения они практически не имеют и рассуждают по принципу «как все — так и я». Попав под чрезмерное влияние чьих-либо убеждений, не обязательно религиозных, они действительно становятся похожими на зомби. А ещё…

Психолог, сделав небольшую паузу, снял очки и принялся их протирать.

— А ещё под эту же эту же категорию попадают фанаты, безрассудно увлечённые очередным модным течением. Такие люди образуют толпу, которая всецело зависит от мнения общепризнанного авторитета или вождя.

— Ты о ком, Захар? Какого авторитета? — насторожился Студент.

— Ну, не знаю… Например, какого-нибудь политика или учёного, — неопределённо ответил Психолог. — Или популярного рок-музыканта…

На следующей картонке Психолог изобразил человечка с рожками.

— А это что ещё за чёртовщина? — тут же спросил Журналист.

— А этот образ я взял из мультфильма про тринадцатого чертёнка. Знаете такой детский мультик? Там школьный учитель — старый чёрт — учил маленького чертёнка: «люби себя, наплюй на всех, — и в жизни ждёт тебя успех». Этот психик символизирует демоническую личность.

— А почему он злой? — поинтересовался Студент.

— Полуэктус, он же демон, если демон — значит, злой, — поучительно сказал Журналист.

— Если руководствоваться стереотипами, то — да, злой, — усмехнулся Психолог. — Но если смотреть шире, то демоническим типом психики обладают люди, способные подчинить своей воле собственные инстинкты и привычки. Это решительные и властные люди, безусловно, одарённые, способные управлять другими людьми. Однако в зависимости от реальной нравственности такого «управителя» — подчёркиваю, реальной, а не показной нравственности, — такое управление со временем может превратиться в диктатуру. И тогда они начинают демонить.

— Что это значит?

— Случается, что люди, которые достигли определённого уровня власти и получили возможность управлять другими, теряют связь с реальностью. Они возносятся до небес, напрочь забывая, что живут среди таких же, как они, людей. Они начинают своей сильной волей подавлять окружающих, требуя от них беспрекословности и навязывая им свою точку зрения. Порой это происходит незаметно даже для них самих…

— А ты замечаешь? — хитро усмехнулся Журналист.

— Не понял, — удивился Психолог. — Разве я кого-то подавляю? Или кому-то навязываю свою точку зрения?

— Не часто. Да ты не волнуйся, Псих. Для таких случаев у нас имеется мячик.

Программист тут же сменил тему.

— Слушай, Захарий, а как это связано с историей? Я полагаю, что в разные исторические периоды государствами управляли далеко не ангелы? Возьми, к примеру, тех же царей.

— Конечно, не ангелы. Но хочу особо подчеркнуть, что оценивая царей, нужно учитывать и уровень нравственности, преобладающий в то время в обществе. Говорят, что короля играет свита. Это так, но не совсем. Сама эпоха заставляет государственных деятелей поступать так, а не иначе. Особенно в моменты социальных потрясений, наподобие всевозможных войн и революций. Какие времена — такие и нравы. Но именно в такие, экстремальные для общества моменты, и происходит разделение демонов на добрых и злых. Одни готовы жертвовать собой, а другие, не задумываясь, жертвуют другими.

— И кто, по-вашему, батенька, возглавил революцию? Демоны? — по-ленински прищурившись, закартавил Журналист. И тут же добавил с кавказским акцентом: — А как в таком случае в вашу контрреволюционную логику, товарищ Псих, вписывается диктатура пролетариата?

— По моему глубокому убеждению, единственной диктатурой, которая имеет право на существование, является диктатура совести, — невозмутимо ответил Психолог. — А что касается героев революции, — поговори-ка ты лучше со своим отцом. Он должен знать этих людей лично, а не по книжкам.

— Смеёшься, Псих? Старик до сих пор на меня злится…

— И есть за что. Кстати, не сочти за лесть, коллега, но твой отец — один из тех, кто достоин памятника при жизни. Скромность и порядочность, к сожалению, — редкие качества для управленца такого высокого уровня. Передавай ему нижайший поклон.

— Спасибо, передам. — Насмешливость Журналиста куда-то подевалась, и глаза его заметно потеплели, — кстати, отец очень неоднозначно относится к тому, что нынче говорят про Сталина и Берию.

— Точнее сказать, болтают. Но не все. Шарль де Голль, к примеру, считал, что Сталин не ушел в прошлое, а растворился в будущем.

— Вот и отец так считает. И спорит до валокордина, доказывая разным деятелям, что нельзя всё валить на одного человека.

— Безусловно, нельзя. Ошибок управления нужно избегать, а если избежать не получилось, то извлекать из них уроки. А вообще всё зависит от подхода к решению поставленной задачи и от условий, в которой она решается. Ошибаются те, кто считают, что после нас — хоть потоп и те, которые забывают, что в пословице «лес рубят — щепки летят» каждая щепка — это отдельная человеческая жизнь. И, наоборот, правы те, кто для решения задачи терпеливо и целенаправленно используют только допустимые средства и методы. О споре таких деятелей написал Фёдор Иванович Тютчев почти сто лет тому назад. Один момент.

Психолог снова взял магический цитатник и с выражением прочитал:

«Единство, — возвестил оракул наших дней, —

Быть может спаяно железом лишь и кровью…»

Но мы попробуем спаять его любовью, —

А там увидим, что прочней…

— А кто это — «оракул наших дней»? — тут же поинтересовался Студент.

— Это человек, обладающий интуицией и способный прогнозировать будущее, — ответил Психолог.

— Так и говори: оракулировать, — сказал Журналист.

— Пускай будет так, Никитос, — согласился, усмехнувшись, Психолог. — В таком случае, оракулирую, что будущее за теми людьми, у которых кроме интуиции достаточно хорошо развито чувство меры. В большей степени это относится к тем, кто взялся за управление другими людьми. Правда, реальность такова, что нынешние управленцы… как бы это помягче выразиться? Отрываются от рядовых граждан и теряют с ними связь. Или ловко прячут свою сущность, имитируя свою близость с народом. Ты, наверное, догадываешься, о ком я говорю?

— Небось, снова о моём шефе?

Психолог кивнул.

— О нём и о таких, как он. Такие люди часто организуют кланы, для которых устанавливают этические нормы и правила, иногда неписаные. Ведь им проще придумать свои правила, чем жить по общепринятым.

— Трудно с тобой не согласиться, Захарий, — задумчиво сказал Программист. — Ошибок не избежать в управлении любыми процессами. Но их нужно анализировать, чтобы в дальнейшем не повторять.

— Именно так, коллега. Особенно когда речь идёт об управлении процессами социальными. А что происходит нынче у нас? Большинство допущенных ошибок либо умалчивается, либо скрывается. Но ведь при этом они не перестают быть ошибками!

— Согласен, Захарий. Ошибки накапливаются, как снежный ком, и рано или поздно может произойти нечто непоправимое…

— Ты о чём, Ковалёв? — удивлённо взглянул на друга Журналист.

— Да, так… ни о чём… просто рассуждаю вслух, — осторожно ответил Программист. Рассказывать о том, что он прочитал в газетах из будущего, ещё было рано, и он слегка изменил тему беседы. — В самоуправляемых системах, над которыми последние годы мне приходится работать, используется такое математическое понятие, как «предиктор-корректор».

Конец ознакомительного фрагмента.

Смотрите также

а б в г д е ё ж з и й к л м н о п р с т у ф х ц ч ш щ э ю я