Профессия финансист. Как в современном бизнесе мотивировать людей и управлять деньгами, не забывая про риски

Денис Дубовцев, 2023

Как построить финансовые процессы в современной организации, чтобы получить минимум бюрократии и максимум человечности? Стоит ли поощрять предпринимательские устремления сотрудников? Если да, то как это организовать, не нарушая контрольные процессы и выполняя обязательства компании?Книга «Профессия финансист» даст подробные ответы на важнейшие вопросы, связанные с управлением финансами в условиях цифровой высококонкурентной, быстро трансформирующейся глобальной экономики. Описанные в книге практики и инструменты подойдут для финансовых специалистов и руководителей, предпринимателей, генеральных директоров, членов советов директоров, а также всех, кто хочет грамотно управлять финансами в бизнесе и личной жизни.

Оглавление

* * *

Приведённый ознакомительный фрагмент книги Профессия финансист. Как в современном бизнесе мотивировать людей и управлять деньгами, не забывая про риски предоставлен нашим книжным партнёром — компанией ЛитРес.

Купить и скачать полную версию книги в форматах FB2, ePub, MOBI, TXT, HTML, RTF и других

От автора

Я написал эту книгу для финансовых менеджеров, как начинающих, так и опытных, для финансовых руководителей, предпринимателей, генеральных и операционных директоров, членов советов директоров, а также всех, кто хочет грамотно управлять финансами в бизнесе и личной жизни. Цель — рассказать, как создать гибкую систему современного управления активами быстрорастущей компании в современном, конкурентном и динамично изменяющемся мире.

Почему появилась идея создания книги?

Меня часто спрашивают, как построить тот или иной финансовый процесс в современной организации. Причем так, чтобы были минимум бюрократии и максимум человечности, простота и логичность, чтобы не ущемлялись предпринимательские устремления сотрудников, но при этом работали контрольные процедуры и выполнялись обязательства компании.

Многие просят посоветовать книгу, которую могли бы почитать и начинающие специалисты финансовой службы, и директора, привыкшие к традиционному бизнесу — работающие не в цифровых компаниях, а скорее в вертикально управляемых иерархических структурах XX века. Книгу, после прочтения которой руководители-традиционалисты и предприниматели не откажутся от новомодных и рискованных для управления практик, а увидят их как полезные и дающие простор для постепенной трансформации своих компаний. Книгу об управлении финансами в нынешних условиях цифровой высококонкурентной, быстро трансформирующейся глобальной экономики.

Между тем подобной книги, как на русском языке, так и на английском, я пока не обнаружил. На мой взгляд, из-за стремительно развивающейся практики управления сейчас образовался пробел между учебниками по финансовому менеджменту и практическими пособиями по организации финансовых процессов.

В учебниках описываются весьма далекие от ежедневной практической деятельности теоретические основы, в большинстве своем морально устаревшие, сильно оторванные от реальных потребностей управления финансами в современной компании. Эти книги академичны, написаны сухим языком и не соответствуют задачам и целям растущих современных компаний.

В противоположность учебникам есть множество образовательных курсов, пособий и рекомендаций по организации того или иного процесса финансового управления. При его изучении по разрозненным источникам проявляется проблема фрагментарности и отсутствия целостного взгляда на все процессы, происходящие в управлении компанией. Выстраивание тех или иных финансовых процедур вне общих бизнес-процессов, без учета контекста и стратегического фокуса организации, как правило, приводит к неэффективному использованию ресурсов, потере времени и, как результат, утрате стратегического конкурентного преимущества.

Эти причины, а также стремление раскрыть тему всесторонне, поделиться экспертными актуальными знаниями вдохновили меня на создание этой книги. Я пишу часто, много и с удовольствием, веду блог об управлении финансами в компании[1], мне есть что рассказать вам. Но сначала — немного о себе.

Я работал в Нидерландах и Люксембурге, а сейчас — в ОАЭ. Занимаюсь построением финансовых и операционных процессов в технологических компаниях на должности финансового директора с расширенным функционалом (chief financial officer, CFO) — это бесценный опыт. К позиции руководителя финансового блока компании пришел благодаря работе в банках и собственному бизнесу.

Я, будучи студентом четвертого курса университета, начал карьеру в корпоративном банкинге, устроившись в Международный Московский банк (ММБ) в отдел, отвечавший за привлечение и сопровождение крупных клиентов. Это были компании, специализировавшиеся в целлюлозно-бумажной отрасли и деревообработке, а также в различных отраслях машиностроения. Моим первым большим проектом стала организация долгосрочного финансирования для приобретения фанерного комбината в Костроме.

Работа корпоративным банкиром — это смесь политики, нетворкинга и финансового анализа. Ключевым навыком здесь являются умение и желание договариваться с людьми, имеющими разные интересы. Обычно это сильные переговорщики, амбициозные, честолюбивые и уверенные в себе профессионалы. Банк — хорошая школа для начинающего специалиста. Я проработал в этих структурах около десяти лет, из них четыре года в Европе. За это время обеспечивал крупнейшие компании СНГ различными типами кредитов — от торгового финансирования и оборотного капитала до проектного финансирования на строительство новых предприятий и приобретения компаний.

В конце 2000-х годов мне стало понятно, что банковская отрасль будет сокращаться и консолидироваться и многие специалисты останутся без работы. Я всегда хотел открыть свое дело и поменять сферу деятельности — перейти из банковского сектора в реальный бизнес, производящий продукты или предоставляющий услуги.

В 2011 году я открыл собственную компанию, специализирующуюся на корпоративных финансах в сфере консалтинга. К тому времени уже имел десятилетний опыт работы в крупных международных банках, развития проектов и участия в b2b-продажах. Мне удалось построить успешный бизнес в нескольких странах СНГ и Европы, развивавшийся до конца 2015 года. Пришлось закрыть свою компанию во многом из-за геополитических событий, которые привели к охлаждению отношений между ЕС и Россией, а также к существенному сокращению и даже закрытию лимитов финансирования большей части европейских и крупных международных банков для бизнесов в странах СНГ.

В 2016 году я вернулся в наемную работу уже в качестве финансового руководителя (ранее как консультант я работал больше в статусе advisory CFO — советником по финансам генерального директора или собственника). Четыре года я руководил финансовым блоком и фактически большей частью операционного управления и развития в российской краудсорсинговой логистике, выводя проект в другие страны. Вместе с генеральным директором мы объездили и открыли компании более чем в десяти странах — от Великобритании до Бразилии, запуская бизнес в крупнейших и наиболее быстро растущих мегаполисах мира.

Далее, в начале 2020 года, я перешел на работу в ведущий финансовый маркетплейс, где, помимо постановки управления финансами практически с нуля, формализации и автоматизации финансовых и операционных процессов, моей главной целью стала подготовка компании к размещению на американской бирже. Опять же, к сожалению, геополитические события не позволили дойти до главной цели. Вместе с тем это был прекрасный опыт с интересными задачами и замечательным коллективом, который удалось собрать в компании и в первую очередь — в финансовом департаменте.

В середине 2022 года я вернулся в международный бизнес и сейчас руковожу финансовой и юридической службами, а также отвечаю за развитие операционного блока в интернациональной команде очень талантливых разработчиков программного обеспечения для алгоритмической торговли. Передо мной и компанией стоят новые амбициозные задачи в условиях меняющейся экономической реальности.

Завершая рассказ о себе, упомяну, что мне всегда было интересно изучать новое, заниматься аналитической работой, разбираться с большими и разрозненными источниками данных и одновременно с этим оптимизировать и улучшать процессы, помогать коллегам и передавать знания сотрудникам. Параллельно с финансовой карьерой я написал и защитил в 2015 году диссертацию в Институте экономики РАН и стал кандидатом экономических наук.

Мои профессиональные интересы сейчас лежат в области постановки гибкого устойчивого управления финансами и операциями в технологических компаниях, международного развития бизнеса, автоматизации, корпоративного финансирования. Надеюсь, этот опыт будет полезен вам и вашим организациям, поможет сформировать из вашего коллектива команду единомышленников, занимающихся любимым делом в благоприятной корпоративной атмосфере, а главное — будет вести вас, ваше окружение и компанию, которой вы отдаете существенную часть своей жизни, по разделяемому всеми членами команды пути развития и совершенствования.

Теперь обратимся к теме и структуре книги. Я разделил ее на десять глав, которые вместе раскрывают основные составляющие работы финансового руководителя: управление людьми, поддержку принятия решений, управление активами, контроль рисков. При этом нельзя сказать, что первые две или три главы раскрывают только вопросы управления персоналом, дальше речь идет о принятии решений и т. д. На самом деле во всех главах в большей или меньшей степени затрагиваются вопросы, относящиеся к этим четырем составляющим деятельности финансового директора.

Традиционно финансовый блок считается поставщиком информации для управленческого учета. Последний в свою очередь нужен для принятия решений. Вспомогательно информация из управленческого учета используется при составлении налоговой отчетности, необходимой для расчета налогов и взаимодействия с государственными структурами. Действительно, это значимая, но далеко не единственная и даже уже не основная деятельность финансовых специалистов, о которой рассказывается в главах об управлении людьми и мотивации, работе с акционерами и инвесторами и, конечно же, в главе о поддержке принятия решений.

Говоря про управление финансами, я имею в виду прежде всего эффективное использование ресурсов компании через управление работниками и их мотивацию на общий результат — это стержневая тема книги. Вот почему я вынес «людей» в название, причем вперед «денег» — глубоко убежден, что сотрудники первичны и важнее финансовых ресурсов. Соответственно, тема управления персоналом и его мотивации — главная, и она лежит в основе каждой главы.

Управление активами и рисками — не менее важная тема, раскрываемая в книге, во многом сквозная для всех зон ответственности финансового руководителя. Ведь, по сути, финансы — ключевые активы бизнеса, а контроль рисков и предотвращение угроз — первостепенная задача финансового директора. Актуальность и того и другого редко требовала подтверждения, но пандемия COVID-19, военные конфликты, санкции против российского бизнеса — все это обозначило первостепенные задачи управления и сфокусировало на них внимание собственников компаний, советов директоров, руководителей, а также финансовых специалистов компаний.

Здесь определимся, что под финансовыми специалистами мной подразумеваются не только аналитики и экономисты, но и все типы сотрудников бухгалтерии, разработчиков-автоматизаторов, методологов, специалистов по налогам, кадровому делопроизводству, работе с контрагентами и внешнему документообороту, юристов — тех, кто обеспечивает внутреннее сервисное сопровождение деятельности компании, за исключением, пожалуй, сетевых инженеров и прочих IT-сотрудников (хотя, например, в Европе и Штатах руководство IT-департаментом нередко передается под ответственность финансового директора).

В этой книге финансовый блок рассматривается как финансово-операционное подразделение, обеспечивающее выполнение большей части функций операционной цифровой инфраструктуры, поддержку принятия решений, организацию сбора, подготовки и доставки через BI-инфраструктуру отчетности всех видов, документооборот, управление ликвидностью, внутренние контроли, управление рисками и многое другое.

Кто-то называет это бэк-офисом, но такое определение, на мой взгляд, отсекает требования времени и современного бизнеса к гибкости, скорости и мотивированности на результат. Я ориентируюсь именно на обеспечение внутренних и внешних сервисных функций, необходимых для успешного и максимально комфортного ведения бизнеса, сопровождения коммерческих операций. Поэтому цель внутренней финансово-операционной службы (клиентоцентричной, понимающей бизнес-процессы, ориентированной на качественные результаты), которую создаю в каждой компании, — не просто обработка транзакций, подготовка отчетов и бэкап коммерческой функции, но и стратегическая нацеленность на обеспечение непрерывности ведения бизнеса, поддержку его стабильного и предсказуемого развития.

Большинству компаний не хватает стратегического подхода в управлении операциями и финансами, а также сервисного отношения, современного, гармоничного и нацеленного на многостороннее развитие и учет интересов всех сторон и в то же время клиентоориентированного. Сфокусировавшись на этих целях и следуя им, можно перейти на новую стадию развития себя и компании, выделить главное в деятельности организации и, исходя из него, планировать будущее. Книга поможет вам в решении этих задач.

С уважением,

Денис Дубовцев

Оглавление

* * *

Приведённый ознакомительный фрагмент книги Профессия финансист. Как в современном бизнесе мотивировать людей и управлять деньгами, не забывая про риски предоставлен нашим книжным партнёром — компанией ЛитРес.

Купить и скачать полную версию книги в форматах FB2, ePub, MOBI, TXT, HTML, RTF и других

Примечания

1

CFO blog: web — https://cfoblog.ru/, Telegram — https://t.me/cfodd, Medium — https://medium.com/@cfoblog, Дзен — https://dzen.ru/cfoblog.

Смотрите также

а б в г д е ё ж з и й к л м н о п р с т у ф х ц ч ш щ э ю я