Звенигово и окрестности. Фотопрогулка по г. Звенигово

Денис Видягин

Это первая книга из серии фотокниг о городе Звенигово Республики Марий Эл и его окрестностях. Фотографии сел, деревень, окружающей природы, исторических достопримечательностей, мероприятий, проводимых как в городе Звенигово, так и в Звениговском районе Республики Марий Эл.

Оглавление

  • ***

* * *

Приведённый ознакомительный фрагмент книги Звенигово и окрестности. Фотопрогулка по г. Звенигово предоставлен нашим книжным партнёром — компанией ЛитРес.

Купить и скачать полную версию книги в форматах FB2, ePub, MOBI, TXT, HTML, RTF и других

Фотограф Денис Видягин

Составитель Денис Видягин

© Денис Видягин, фотографии, 2021

ISBN 978-5-0053-2566-2

Создано в интеллектуальной издательской системе Ridero

Город ЗВЕНИГОВО

(Затоны ЧЕКУРСКИЙ, ЗВЕНИГОВСКИЙ, ЗВЕНИЖСКИЙ, ПРОВОЙ)

Город Звенигово — административный центр муниципального образования «Звениговский район», расположен в 88 км. южнее от столицы Республики Марий Эл — города Йошкар-Ола.

Своим возникновением город обязан бурному развитию пароходных перевозок во второй половине ХIХ в. Появляющиеся в то время одна за другой пароходные компании «По Волге», «Самолет», «Нептун», «Кавказ и Меркурий» и другие, используя с выгодой для себя тот факт, что регионы Волги и Урала еще не были связаны с центром России железными дорогами, ежегодно перевозили по воде сотни миллионов пудов всевозможных грузов.

В 1858 г. пароходное акционерное общество «Дружина» основали владельцы механического завода в Костроме братья А.П. и С.П.Шиповы. В 1860 г. оно уже имело 16 пароходов, в том числе 7 пассажирских и 9 буксирных, которые в основном курсировали между Рыбинском и Нижним Новгородом.

Для расширения собственной ремонтной базы, и для удобного размещения судов в зимнее время, «Дружина» облюбовала удобный затон в почти не обжитой людьми лесистой местности на левом берегу Волги, в 70 верстах выше города Казани и 52 ниже города Чебоксары. Хотя он расположен на луговой стороне реки, берег там настолько высок, что во время половодья остается недоступным для паводковых вод. Длина затона составляла 2 км, ширина — 150—200 метров, глубина — около 5 метров. Земля принадлежала крестьянам красноярской и ошургинской общин, у которых владельцы «Дружины» и арендовали 15 десятин за небольшую плату. Здесь в 1860 г. и были заложены первые механические мастерские.

Незадолго до этого напротив затона, в котором началось строительство будущего завода, возникло русское поселение — выселок Чекуры. Именно от него и пошло одно из названий затона — Чекурский. Второе название — Звенижский (Звениговский) возникло от названия впадающей в затон небольшой речки Звениги. Одно время часть жителей называла это селение «Провой» — слово являлось местным вариантом русского определения «паровой» и было связано с наличием судоремонтного завода. Происхождение названия будущего города также объясняется громкими звонами, издаваемыми заводом. В 3 км. к востоку от города Звенигово есть священная роща — кyсото «Микола курык».

Первоначально на берегу затона были построены кузница, слесарня, амбар для хранения стройматериалов и четыре флигеля для мастеровых. В 1863 г. здесь работали паровая машина и четыре механических станка, было построено несколько казарм для мастеровых. В 1892 г. это был уже целый завод с 3 паровыми машинами, 2 паровыми котлами, 22 механическими станками, паровым молотом и другим оборудованием. Работали четыре мастера, которые «при готовой квартире и отоплении» получали в день от 50 коп. до 1 руб. 20 коп. Под их началом находилось около 200 рабочих, мастеровых людей и учеников.

Интересна судьба одного из мастеровых людей А.И.Губырина. Трудовой путь он начал простым подмастерьем, быстро дослужился до механика, а затем и управляющим заводом. В 1886—1887 гг. по его проекту в Звениговском затоне были построены три плоскодонные деревянные баржи с паровыми двигателями и машинными устройствами вместительностью до 60 тысяч пудов груза каждая (всего пароходов у «Дружины» в те годы было 24, барж — до 150). В 1886—1890 гг. в затоне на воду было спущено восемь пароходов усовершенствованной Губыриным конструкции.

Вместе с производственными постройками на берегу затона появлялись и другие строения. В 1878 г. при заводе была устроена деревянная церковь «во имя святого и чудотворца Николая», предметы внутреннего убранства и утварь для которой были собраны по подписке служащими и мастеровыми завода. В этом же году «Дружина» открыла училище на 40 детей обоего пола. Для лечения заболевших рабочих и членов их семей имелись отдельный флигель и аптека с постоянным фельдшером. Пароходство «Дружина» содержало три торговых заведения — бакалейную и мануфактурную лавки и рейнский погреб.

В 1894 г. построена колокольня церкви во имя Святителя Николая Чудотворца.

К 1907 г. — в России в эти годы назрела революционная ситуация — дела «Дружины» заметно ухудшились, и владельцы общества приняли решение избавиться от судов и механического завода в Звениговском затоне. Новый владелец немедленно начал демонтаж и распродажу оборудования, процесс развала производства вскоре довершил пожар, уничтоживший почти все постройки, кроме лесопилки. По одной из версий, пожар ради получения страховки организовал сам новый владелец предприятия — богатый купец И.И.Тет. После пожара лесопилку и остатки некоторых строений выкупили бывший управляющий затоном А.Н.Николаев и лесопромышленник А.Т.Зимин, к которым позже присоединился судовладелец А.К.Иванов. Новая компания полностью восстановила завод и начала выпускать на нем небольшие пароходики для мелких казанских судовладельцев. Постоянных рабочих на производстве было немного, и администрация регулярно привлекала к работам сезонников. Несколько лет, начиная с 1915 г., в этом качестве в составе бригады из Вятской губернии в Звениговском затоне плотничал будущий Главный маршал авиации К.А.Вершинин.

После Октябрьской революции, в феврале 1918 г. Советская власть издала Декрет о национализации флота.

В 1920 г. на заводе был пожар, в огне которого сгорели лесопильный цех и токарная мастерская.

После гражданской войны за возрождение предприятия из пепла застрельщиками выступили комсомольцы И.И.Кондаков, К. Чубаров, М.К.Чулков, Н.Н.Гортэ и др. По их предложению завод стал именоваться — «Красный волгарь».

С образованием механического завода местность вокруг него начала быстро обживаться. В затон перебрались многие жители выс. Чекуры, здесь поселялись, найдя работу, крестьяне из соседних деревень левобережья. В 1904 г. в затоне проживало более 300 человек, которые ютились в земляных бараках. В селении появились улицы: Соляная (Гагарина), Лесная (Вершинина), Заводская, Стекольная.

Люди плели канаты, заготавливали мочало, пекли булки, кондитерские изделия. Все эти товары, а также продукция садов и огородов активно продавались и покупались по воскресеньям на местном базаре.

Помимо механического завода, в Звениговском затоне в том месте, где в 2001 г. построен новый авторечвокзал, в 1906—1913 гг. работал небольшой стекольный завод. Его владельцем был И.Я.Григорьев.

На берегу р. Волга стояли склады леса со штабелями древесины и пиломатериалов. Здесь связывались плоты, ежегодно на баржах и в плотах по реке отправлялись сотни тысяч кубометров леса. Торговлю вел лесопромышленник А.Т.Зимин.

Чтобы жители затона и ближайших деревень не занимались самовольной рубкой леса, по указанию Чебоксарской уездной управы в 1895 г. организовано казенное лесничество, открыты полицейский и земский участки.

Конец ознакомительного фрагмента.

Оглавление

  • ***

* * *

Приведённый ознакомительный фрагмент книги Звенигово и окрестности. Фотопрогулка по г. Звенигово предоставлен нашим книжным партнёром — компанией ЛитРес.

Купить и скачать полную версию книги в форматах FB2, ePub, MOBI, TXT, HTML, RTF и других

Смотрите также

а б в г д е ё ж з и й к л м н о п р с т у ф х ц ч ш щ э ю я