Краткий справочник по обществознанию

Денис Алексеев, 2016

Все материалы отобраны с учетом экзаменационных требований и оптимально сгруппированы для облегчения поиска. Справочник удобен в работе: вы сможете отыскать необходимую информацию, используя различные варианты поиска в зависимости от того, какими исходными данными располагаете.

Оглавление

Из серии: Карманный справочник (Питер)

* * *

Приведённый ознакомительный фрагмент книги Краткий справочник по обществознанию предоставлен нашим книжным партнёром — компанией ЛитРес.

Купить и скачать полную версию книги в форматах FB2, ePub, MOBI, TXT, HTML, RTF и других

Раздел II

Экономика

2.1. Экономика и экономическая наука

В последние десятилетия экономической сфере придается исключительно важное значение. Если в начале XX века ключевым образованием для будущих королей считалось военное, а в середине столетия — социологическое, то теперь место этих дисциплин заняла экономика. Экономика — одно из ключевых понятий обществознания. Термину «экономика» (от греческого «ойкос» — «дом» и «номос» — «закон», первоначально — «наука об управлении домашним хозяйством») придается двоякий смысл: различают экономику как хозяйство и экономику как науку.

Рис. 2. Экономика как хозяйство и как наука

Экономика как хозяйство обычно подразумевает экономическую систему того или иного государства. Она включает в себя две сферы: производственную и непроизводственную.

Отдельно может быть выделена сфера услуг, включающая в себя отрасли как из производственной (транспорт, торговля), так и из непроизводственной (здравоохранение, образование) сфер.

Экономическая деятельность представляет собой взаимосвязанные последовательные процессы производства (создание благ и услуг), распределения (разделение благ и услуг между участниками процесса производства), обмена (блага и услуги обмениваются на деньги или другие блага и услуги) и потребления (использование продукта или услуги).

В экономике принято выделять макроэкономику и микроэкономику. Макроэкономика — это часть экономики, рассматривающая экономические процессы в крупном масштабе (на уровне государства или мирового хозяйства). Важнейшие задачи макроэкономики имеют государственное значение: решение проблем оптимизации размещения предприятий разных отраслей, занятости населения, определения размеров денежной эмиссии и т. п. Микроэкономика — часть экономики, рассматривающая экономические процессы в масштабах отдельных хозяйствующих субъектов. Важнейшая задача микроэкономики — выработка оптимальных рыночных стратегий для отдельных фирм.

2.2. Факторы производства и факторные доходы

Факторы производства — это ресурсы, которые используются в процессе производства товаров (продуктов труда, произведенных для продажи на рынке) и услуг (результатов полезных действий, совершенных для удовлетворения определенных потребностей потребителей). Иначе их называют производственными ресурсами. В классической экономике выделяют три наиболее значимых фактора производства: труд, капитал, землю. Нередко к ним добавляют также информацию и предпринимательские способности. Труд — это целесообразная деятельность людей по созданию экономических благ на основе их умственных и физических способностей. Труд характеризуется интенсивностью, измеряемой степенью расходования рабочей силы за единицу времени, и производительностью, измеряемой количеством продукции, произведенной за единицу времени. Цена труда, то есть материальное вознаграждение за его исполнение, называется заработной платой. Капитал — это ресурсы, необходимые для производства товаров и услуг. Выделяют основной (используется длительное время, его стоимость переносится на продукт по частям; это, например, постройки, оборудование) и оборотный (используется в рамках одного цикла производства, его стоимость целиком входит в стоимость продукта; это, например, сырье, комплектующие) капитал. Капитал как фактор производства следует отличать от финансового капитала — денежных средств, выделяемых для покупки факторов производства.

Земля — экономический термин, означающий все природные ресурсы, используемые для производства товаров и услуг. К этому фактору производства относятся полезные ископаемые, участки земли и даже положение на околоземной орбите.

Предпринимательские способности — специфический фактор, объединяющий имеющиеся у немногих людей (предпринимателей) особые таланты, позволяющие им эффективно заниматься предпринимательством. Они включают в себя умение организовать производство, достигать компромисса, брать ответственность на себя и т. п.

Информация как фактор производства — это достоверные сведения об экономической ситуации, социальных и иных факторах, так или иначе оказывающих влияние на деятельность экономического субъекта.

В условиях рыночной экономики факторы производства свободно покупаются и продаются и приносят своим владельцам факторный доход:

Эффективная предпринимательская деятельность опирается на взаимодействие всех факторов производства, а доход складывается на основе всех факторных доходов. Это тем более важно, что факторы производства всегда ограничены относительно потребностей, которые они должны удовлетворить, и задача предпринимателя состоит в нахождении оптимальных путей для достижения этой цели.

2.3. Экономические системы

Экономическая система — исторически сложившаяся совокупность принципов, определяющих форму и содержание экономических отношений в том или ином обществе. Экономические системы различаются формами собственности, способами распределения ресурсов и способами регулирования экономики. Соответственно различаются ключевые вопросы: «Что производить?», «Как производить?» и «Для кого производить?» В зависимости от этого выделяются три основные экономические системы: традиционная, командная и рыночная.

Вопрос о различии экономических систем в значительной степени связан с взглядами на проблему собственности. Собственность — один из важнейших социальных институтов, чье влияние распространяется далеко за пределы экономической сферы. Как экономическая категория собственность представляет собой особые отношения, описывающие принадлежность материальных и духовных ценностей кому-либо, а также совокупность объектов, принадлежащих субъекту (собственнику). Выделяются частная (принадлежащая отдельному физическому или юридическому лицу), коллективная (принадлежащая группе лиц) и государственная (принадлежащая государству) собственность. Передача собственности в руки государства называется национализацией, передача собственности от государства в частные руки — приватизацией. Основные экономические системы: традиционная, командная и рыночная.

Традиционная система существовала в древности и средневековье и связана с господством натурального хозяйства, в котором потреблялась большая часть произведенной продукции. Командная система характерна в основном для государств, принявших в XX веке «социалистические ценности» (СССР, Китай). В настоящее время из-за ее неэффективности от нее повсеместно отказались, в чистом виде она сохраняется только в Северной Корее. Рыночная система стихийно сложилась в индустриальную эпоху. Она единственная, действие которой основано исключительно на экономических факторах без вмешательства государства или традиций. Рыночная система максимально эффективно решает главную задачу экономики — распределение и использование ограниченных ресурсов. Действие рыночного механизма создает условия для реализации свободы экономического выбора производителя. Государство не вмешивается напрямик в деятельность такой системы, воздействуя на экономическую жизнь посредством системы налогообложения. Кроме того, государство обеспечивает правовое регулирование в экономической сфере, в частности, осуществляя правовую защиту частной собственности. Основным регулятором экономических отношений в рыночной системе выступает рынок.

2.4. Рынок и рыночный механизм. Спрос и предложение

Рынок — это система экономических отношений, возникающих на основе устойчивых экономических связей производителей товаров и услуг с потребителями. В современной экономике существует целая система рынков.

Есть разные классификации рынков: по масштабам (российский рынок), по легальности (черный рынок), по уровню конкуренции (рынок монополистической конкуренции), по товарам и услугам. В рамках последней классификации принято выделять рынок товаров и услуг, рынок труда (продажа рабочей силы), фондовый рынок (обращаются ценные бумаги), рынок капитала (обращаются денежные средства со сроком обращения более года), рынок информации.

Влияние рынка на производство реализуется благодаря товарно-денежным отношениям и конкуренции. Отношения субъектов рыночных отношений регулируются такими взаимосвязанными механизмами, как спрос, предложение и цена.

Спрос — это количество товара определенного вида, которое покупатели готовы приобрести за определенную цену в определенный промежуток времени.

Предложение — это количество товара, которое продавец готов предложить покупателю за определенный период времени при определенных условиях.

Цена — количество денег, в обмен на которые продавец готов продать, а покупатель согласен купить единицу товара.

На формирование цены конкретного товара влияет баланс спроса и предложения. Высокий спрос влечет повышение цены и/или расширение производства товара, низкий спрос, соответственно, снижение цены и/или сокращение производства. Потребители заинтересованы в приобретении товара по максимально низкой цене, а производитель — в продаже по максимально высокой. В рыночной экономике это формирует цену спроса (максимальная цена, по которой покупатель готов приобрести товар) и цену предложения (минимальная цена, по которой производитель готов продать товар). В промежутке между ними и колеблется рыночная цена. Цена совпадения спроса и предложения носит название равновесной цены. Таким образом, потребитель в рыночной экономике участвует в формировании цены товара, а рыночные цены рационально соизмеряют производство с потреблением. Закон спроса и предложения гласит, что чем ниже цена на товар, тем больше на него спрос и тем меньше предложение. Существует тенденция к сокращению рыночной цены на конкретное изделие за счет снижения издержек на производство. В то же время производитель заинтересован в выводе на рынок товаров с новыми характеристиками, позволяющими за счет новизны стимулировать спрос и тем самым повышать цену предложения. Таким образом формируется рыночный механизм, заставляющий производителя регулярно совершенствовать производство, повышать качество и расширять ассортимент товаров, снижать цены на них.

Другим важным фактором рыночной экономики является конкуренция. Она представляет собой соперничество субъектов рыночных отношений за лучшие условия и результаты экономической деятельности. Так как выбор между товарами или услугами конкурентов остается за потребителем, он получает возможность самостоятельно выбирать более дешевый или более качественный продукт («голосование рублем»). Зачастую предложения фирм-конкурентов настолько идентичны, что потребитель при выборе руководствуется субъективными факторами (экзотический цвет товара, наличие у магазина удобной парковки, оригинальность упаковки). Конкуренция способствует установлению на рынке относительного равновесия спроса и предложения. Как и при любом соперничестве, в конкурентной борьбе есть победители и проигравшие. Это может приводить к уходу последних с рынка. Когда на рынке остается лишь один значимый производитель какого-либо товара или услуги, формируется монополия. Законодательства большинства государств мира ограничивают деятельность фирм-монополистов, так как отсутствие конкуренции неизбежно приводит к стагнации на монополизированном рынке. Монополия — крайний случай отсутствия конкуренции. Ее полной противоположностью является чистая конкуренция, при которой на рынке действует множество мелких фирм, предлагающих однородную продукцию. Между чистой конкуренцией и монополией существует несколько промежуточных состояний, например, олигополия, при которой рынок поделен между ограниченным числом крупных компаний, нередко имеющих соглашения о ценах, или монополистическая конкуренция, когда мелкие фирмы согласуют цены и продажную политику.

Особое состояние рынка представляет собой монопсония, когда при наличии нескольких конкурирующих производителей существует только один покупатель (обычно это Министерство обороны или аналогичная структура, закупающая оборонную продукцию).

2.5. Постоянные и переменные затраты

Для работающего на рынке производителя принципиально важно правильно оценивать рентабельность (показатель экономической эффективности) предприятия. Выявляют рентабельность продукции, рентабельность основных средств, рентабельность продаж, рентабельность производства. Рентабельность производства рассчитывается как отношение прибыли от реализации к сумме затрат на производство и реализацию товаров и услуг. Затраты на производство (издержки производства) — затраты производителя на приобретение и использование факторов производства. Затраты на производство бывают постоянные и переменные.

Постоянные затраты — часть издержек, которая не зависит от объема выпускаемой продукции на данный момент времени. Постоянные затраты сохранятся, даже если производство на предприятии полностью остановится. К постоянным затратам относятся, например, расходы на содержание здания, арендная плата за землю, расходы на безопасность, заработная плата управленческого персонала. Переменные затраты — часть издержек, величина которых на данный период времени находится в прямой зависимости от объема производства и реализации продукции. Переменные затраты напрямую связаны с текущим производственным циклом. К переменным затратам относятся, например, оплата труда рабочих, затраты на приобретение сырья и комплектующих, оплата транспортных услуг, затраты на продвижение конкретного продукта. Прибыль — разница между выручкой от реализации товаров и услуг и затратами на производство и сбыт этих товаров и услуг. Различают бухгалтерскую (разница между совокупной выручкой и бухгалтерскими издержками) и экономическую (разница между совокупной выручкой и экономическими издержками, включающими в себя абсолютно все издержки, включая, например, упущенную выгоду) прибыль. Если бухгалтерская прибыль превышает экономическую, это свидетельствует о неэффективности производства.

2.6. Финансовые институты. Банковская система

Деньги — специфический товар, который является универсальным эквивалентом стоимости других товаров или услуг. Исторически стоимость денег была связана со стоимостью материала, из которого они были изготовлены, обычно драгоценного или иного металла (золото, серебро). В XIX веке в Европе обычными становятся бумажные деньги, размененные на золото и серебро. В XX веке размен денег на драгоценные металлы прекращается, а деньги обеспечиваются обязательствами эмитировавшего их государства или его центрального банка, полностью лишившись самостоятельной стоимости.

Выделяются три основные функции денег: мера стоимости (в деньгах выражается цена любого товара или услуги), средство обращения (выступают посредником в каждом акте купли-продажи) и средство накопления. В современной экономике деньги делятся на наличные (бумажные банкноты и разменная монета) и безналичные (кредитные карты, чеки, векселя, электронные деньги).

Денежная масса — совокупность денег, эмитированных государством и находящихся в распоряжении субъектов экономической деятельности. Объем денежной массы должен соответствовать ценам на товары и услуги. Излишнее количество денежной массы ведет к возникновению инфляции. Инфляция — это процесс обесценения денег, выражающийся в росте цен на товары и услуги, который не сопровождается повышением качества этих товаров и услуг. Рост инфляции тормозит экономическое развитие. Гиперинфляция (при росте цен свыше 1000 % в год) имеет крайне негативные социальные последствия (подробнее см. 2.10).

При выходе из гиперинфляции государства нередко проводят денежную реформу. Ее наиболее распространенные методы: деноминация («зачеркивание нулей», укрупнение денежной единицы), девальвация (снижение обменного курса по отношению к другим валютам), нуллификация (отказ от приема старых денежных знаков). Цель денежной реформы — приведение в порядок финансово-кредитной системы государства.

Финансовые институты — это организации, участвующие в осуществлении финансово-кредитной деятельности. Примерами финансовых институтов могут служить банки, инвестиционные фонды, пенсионные фонды, страховые компании. Основными финансовыми институтами являются банки. Банк — это финансовая организация, занимающаяся разнообразными видами операций с деньгами и ценными бумагами и оказывающая финансовые услуги на возмездной основе. Основные функции банков: хранение денег, услуги по безналичным расчетам, выдача ссуд и кредитов. Последняя функция приносит банкам наибольший доход: они зарабатывают на разнице между процентами по вкладам в банке и процентами по кредитам.

Банковская система любого государства включает в себя определенное количество банков разных типов. Наиболее распространены коммерческие банки, выполняющие обычные финансово-кредитные операции. Также существуют инвестиционные банки (долгосрочное кредитование промышленности), инновационные банки (кредитование внедрения научно-технических достижений), ипотечные банки (кредитование под залог недвижимости), сберегательные банки (привлечение свободных денежных средств граждан). Особое место в каждом государстве занимает центральный (государственный) банк. Помимо обычных банковских функций он регулирует денежное обращение, отвечает за эмиссию денег, проводит государственную политику в кредитной сфере. На него возложены функции контроля над деятельностью финансовых организаций. Именно через центробанки проходят все денежные расчеты правительств.

В частности, важнейшая задача Центрального банка Российской Федерации (Банка России) состоит в защите и обеспечении устойчивости рубля. Кроме того, Банк России выдает специальные разрешения (лицензии) коммерческим банкам, желающим осуществлять свою деятельность на территории Российской Федерации. В случае злоупотреблений со стороны коммерческого банка Банк России вправе отозвать у него лицензию.

Конец ознакомительного фрагмента.

Оглавление

Из серии: Карманный справочник (Питер)

* * *

Приведённый ознакомительный фрагмент книги Краткий справочник по обществознанию предоставлен нашим книжным партнёром — компанией ЛитРес.

Купить и скачать полную версию книги в форматах FB2, ePub, MOBI, TXT, HTML, RTF и других

Смотрите также

а б в г д е ё ж з и й к л м н о п р с т у ф х ц ч ш щ э ю я