Курс логистики: учебник. Конспект лекций

Денис Александрович Шевчук, 2022

В курсе лекций в краткой и доступной форме рассмотрены все основные вопросы, предусмотренные государственным образовательным стандартом и учебной программой по дисциплине «Логистика». Книга позволит быстро получить основные знания по предмету, а также качественно подготовиться к зачету и экзамену. Для студентов, аспирантов и преподавателей экономических специальностей, специалистов по логистике, банкиров, финансовых менеджеров, бухгалтеров, практических работников, учащихся бизнес-школ, абитуриентов экономических учебных заведений и всех, интересующихся данной тематикой. Пособие основано на современных принципах ускоренного эффективного запоминания и позволит в сжатые сроки получить качественные знания и успешно освоить материал, в том числе: основы логистики, промышленная логистика и др. Автор имеет опыт в бизнесе и преподавании экономических предметов.

Оглавление

Лекция 3. Потоки в логистике

1. Поток — один или множество объектов (река, лава, конвейер, деньги и др.), воспринимаемое как единое целое, существующее как процесс на определенном временном интервале и измеряемое в абсолютных единицах. Поток является одним из основных терминов логистики. Основные параметры. характеризующие поток:

• его начальный пункт;

• конечный пункт;

• траектория пути;

• длина;

• параметры движения:

• скорость;

• время;

• интенсивность.

Для работы с потоками разработана их классификация по различным признакам:

• по степени непрерывности:

• непрерывные — образуются объектами, которые перемещаются по траектории в каждый момент времени в определенном количестве;

• дискретные — составляющие потока перемещаются с интервалами;

• регулярности:

• детерминированные — параметры потока определены в каждый момент времени;

• стохастические — параметры потока изменяются случайным образом и принимают свои значения с определенной степенью вероятности;

• стабильности:

• стабильные — параметры потока постоянны в течение некоторого промежутка времени;

• нестабильные — поток изменяется флуктуарно;

• изменчивости:

• стационарные — интенсивность потока — постоянная величина, сам поток — установившийся;

• нестационарные — поток неустановившийся, а его — интенсивность изменяется с течением времени;

• характеру перемещения элементов потока:

• равномерные — скорость перемещения объектов потока постоянна;

• неравномерные — скорость перемещения объектов может изменяться, т.е. поток может ускоряться, замедляться, возможны остановки в пути, изменение интервалов времени

отправления и прибытия;

• степени периодичности:

• периодические — параметры потока постоянны или имеют постоянный характер изменения;

• непериодические — параметры потока изменяются случайным образом без какой-либо закономерности;

• сложности:

• простые (дифференцированные) — поток состоит из однотипных объектов;

• сложные (интегрированные) — поток состоит из разнородных объектов;

• управляемости:

• управляемые — поток адекватно реагирует на влияющее воздействие со стороны управляющей системы;

• неуправляемые — поток характеризуется отсутствием реакции на влияющее воздействие со стороны управляющей системы;

• управляемости элементов потока:

• ламинарные — поток изменяется лишь под влиянием влияющих воздействий или изменений внешних условий. При этом изменения носят целенаправленный, регулярный характер;

• турбулентные — процесс управления потоком затруднен хаотическим изменением положения элементов потока относительно друг друга, что вызывает флуктуарные изменения всех параметров потока.

2. Материальным потоком называются грузы, детали, товарно-материальные ценности, рассматриваемые в процессе приложения к ним различных логистических операций и отнесенные к временному интервалу. Управление материальными потоками и является главной задачей логистики.

Материальные потоки классифицируются по следующим признакам:

• по отношению к логистической системе:

• внешние — потоки, протекающие вне предприятия. При этом данное предприятие причастно к их организации.

Внешние потоки классифицируются по своему направлению:

— входные — потоки, поступающие в логистическую систему;

— выходные — потоки, которые покидают пределы данной системы;

• внутренние — материальные потоки, которые циркулируют внутри системы и образуются в результате проведения логистических операций на предприятии;

• количественному признаку:

• массовые — потоки, в которых грузы перевозятся группой транспортных средств (колонной автомашин, караваном судов, железнодорожным составом);

• крупные — грузы транспортируются несколькими единицами транспорта (несколько вагонов, автомашин, судов);

• средние — грузы перевозятся одиночным транспортом (одним железнодорожным вагоном, автомашиной). Данный тип материального потока занимает нишу между крупными и мелкими потоками;

• мелкие — потоки образуются грузами, которые не могут полностью использовать грузоподъемность транспортного средства и совмещаются с другими попутными грузами;

• натурально-вещественному составу (классификация материальных потоков по данному признаку аналогична классификации потоков по сложности):

• одноассортиментные — поток состоит из однотипных объектов;

• многоассортиментные — поток состоит из разнородных объектов;

• удельному весу образующих поток грузов:

• тяжеловесные — данные потоки позволяют полностью использовать грузоподъемность транспортного средства. Примером грузов, образующих тяжеловесный поток, могут служить

металлы. Тяжеловесные потоки требуют меньше складского объема для хранения;

• легковесные — грузы таких потоков не используют грузоподъемность транспортного средства полностью, требуют большого количества складского объема для хранения;

• степени совместимости образующих поток грузов:

• совместимые;

• несовместимые;

• консистенции грузов:

• насыпные грузы — обладают сыпучестью, перевозятся без тары, перевозка возможна в специализированных транспортных средствах: вагонах бункерного типа, на платформах и в

контейнерах. Примером может служить зерно;

• навалочные грузы — также обладают сыпучестью и, аналогично предыдущей группе, перевозятся без тары. Это грузы минерального происхождения (соль, руда, песок). В процессе

транспортировки могут слеживаться, смерзаться;

• тарно-штучные — данные грузы имеют разнообразные физико-химические свойства и перевозятся в контейнерах, мешках;

• наливные — грузы, требующие специального оборудования для погрузки, разгрузки, хранения и использующие цистерны и наливные суда для транспортировки.

3. На данном этапе в логистике также используется несколько других видов потоков:

• информационный — совокупность циркулирующих внутри логистической системы, между нею и внешней средой сообщений, необходимых для управления и контроля логистических операций;

• финансовый — движение финансовых средств внутри логистической системы и между логистической системой и внешней средой, направленное на достижение эффективного движения определенного материального потока;

• поток услуг — особый вид деятельности, удовлетворяющий общественные и личные потребности (транспортные услуги, оптово-розничные, консультативные, информационные и т.п.).

Смотрите также

а б в г д е ё ж з и й к л м н о п р с т у ф х ц ч ш щ э ю я