Путь Четырех. Часть II. Книга заклинаний. Магия стихий на практике

Дебора Липп, 2004

«Путь Четырех. Книга заклинаний» – это вторая, практическая, часть двухтомника Деборы Липп «Путь Четырех», посвященного работе с четырьмя стихиями: Огня, Воздуха, Воды и Земли. Благодаря этой книге вы узнаете, как использовать знания о природе четырех стихий в магической практике. На страницах книги раскрываются секреты магии стихий и неотъемлемой ее части – заклинаний, рассказывается об особенностях символики стихий и тонкостях ее понимания, описываются структура и принципы создания заклинаний. В первой части книги автор напоминает о роли стихий и их качествах, затем переходит к теории заклинаний и далее – непосредственно к использованию заклинаний с учетом стихийного влияния. Каждой из стихий посвящен раздел, в котором помещены заклинания, ориентированные на достижение различных целей, например: укрепление силы духа, приобретение харизмы (Огонь); усиление интуиции, привлечение романтики (Вода); богатство, вступление в брак (Земля); путешествия, обретение красноречия (Воздух). Книга будет интересна и полезна людям, занимающимся различными магическими практиками, астрологией, картами Таро, психологией.

Оглавление

Из серии: Викка. Иное знание

* * *

Приведённый ознакомительный фрагмент книги Путь Четырех. Часть II. Книга заклинаний. Магия стихий на практике предоставлен нашим книжным партнёром — компанией ЛитРес.

Купить и скачать полную версию книги в форматах FB2, ePub, MOBI, TXT, HTML, RTF и других

Глава первая

Что такое стихии

Согласно Викке, как и большинству западных оккультных традиций, в основе Вселенной лежат четыре стихии (Воздух, Огонь, Вода и Земля). С этой позиции можно осмыслить любые нюансы бытия. Все сущее неизбежно состоит из этих четырех; это своего рода фундамент мироздания, начало всех вещей. Первозданная пустота, предшествовавшая Творению, была единой и неделимой. Последовавшее Творение породило вещи, и Единое распалось на стихии.

Подобная картина мироздания заставляет вспомнить периодическую таблицу химических элементов, а современный маг никоим образом не отрицает науки. Однако магический символизм требует упрощения и оставляет миру всего четыре первоосновы. Подобное упрощение дает структурированный подход к познанию непознаваемого, оно дает нам систему взаимосвязей, а именно к взаимосвязям и сводится вся магия.

Вы когда-нибудь слышали о «симпатической магии»? Если знаете о куклах вуду, то наверняка! Речь идет о магии подобия, в которой вещь, обладающая сходством (соответствием) с другой вещью, обладает с ней и тождественностью. Кукла похожа на человека, которого представляет, и потому является этим человеком. Кукла — это непосредственное, цельное изображение, подобно рисунку. Части оригинала также могут выступать в роли симпатических предметов. Примером может послужить широко распространенный факт использования ведьмами обрезков ногтей; в данном случае часть (ногти) аналогична целому (конкретный человек). Всех нас связывают самые разные формы прямого и косвенного родства. Принадлежность к одной и той же стихии определяет косвенное родство вещей друг другу. Свеча вовсе не тождественна льву, но они оба представляют стихию Огня и, следовательно, обладают родством. Подобные взаимосвязи позволяют глубже понять окружающую нас Вселенную.

Качества стихий

Воздух

Воздух в природе — это небо, ветер, облака. Горные вершины, которые словно бы касаются неба, также принадлежат стихии Воздуха. К ней относятся и всевозможные птицы, в первую очередь — ястребы и орлы, которые летают на огромной высоте и бьют гнезда высоко над землей. Иное дело — журавль или утка: хотя эти птицы прекрасно летают, их жизнь проходит вблизи водоемов.

В человеке Воздух представлен мышлением и интеллектом, то есть качествами, которые в «Пирамиде Ведьмы»[2] соотносимы с понятием «Знать».

Наши мысли и идеи приходят из Воздуха так же, как и вдохновение (эти слова имеют один и тот же корень — «вдох»). Логика и теоретическая наука — функции Воздуха; быть может, поэтому, согласно молве, ученые обитают в башнях из слоновой кости, а никак не в подвалах. Про людей, которые постоянно заняты размышлениями, нередко говорят, что «они витают в облаках» или что у них «ветер в голове», особенно если они склонны путать фантазии и реальность и лишены практичности (из-за отсутствия качеств Земли).

С воздушной стихией связан также Восток. На востоке встает солнце, а потому Воздух ассоциируется с утром, весной (началом сельскохозяйственного и астрологического года) и вообще любыми начинаниями. Всякий рассвет, первые проблески чего-либо — это Воздух. Все наши замыслы и планы, наше творчество и карьера начинаются с вдохновения, которое, в свою очередь, ощущается как восход солнца: яркое начало, зачин, полный обещаний и возможностей. Поскольку семена (зерна) имеют смысловую связь с весной, то они тоже принадлежат Воздуху.

Воздух — это мужская стихия. Однако не стоит отождествлять ее с мужским началом, а лучше рассматривать шире, как янскую, направленную вовне, проективную энергию. На протяжении своей книги я буду говорить о людях Воздуха в мужском роде единственного числа («он») в силу требований грамматики, хотя стихии Воздуха могут принадлежать как мужчины, так и женщины.

Теперь рассмотрим символику Воздуха. Цвета этой стихии — небесные: белый и голубой. Магические существа под влиянием Воздуха — сильфы. Среди зодиакальных знаков Воздух представляют Близнецы, Весы и Водолей. В Таро мастью Воздуха являются Мечи, и у этого соответствия очень интересная история.

В 1910 году Артур Эдвард Уэйт опубликовал книгу «Иллюстрированный ключ к Таро» и свой вариант колоды Таро — Райдера-Уэйта. Уэйт был каббалистом и членом магического Ордена Золотой Зари. Он первым создал колоду Таро, в которой все семьдесят восемь карт имели свои уникальные изображения, и первым указал на связь Таро с каббалой. Колода Райдера-Уэйта стала самой популярной среди когда-либо издававшихся Таро, и ее влияние прослеживается в подавляющем большинстве современных колод. (Мы еще вернемся к Таро, обсуждая характеры стихий в главе 3.)

Как член Ордена, Уэйт дал клятву о сохранении тайны, а потому боялся открывать слишком многое в колоде или сопровождавшей ее книге. Чтобы остаться верным клятве, Уэйт нарушил соответствия двух стихий. Связь масти Чаш (Кубков) с Водой была слишком явной, а пентакли изображались в виде монет — опять-таки, связь денег и Земли очевидна. Мечи и жезлы — это абстрактные орудия, которые не слишком часто использовались в начале XX века. В Ордене Золотой Зари Воздух соотносили с Жезлами, а Огонь — с Мечами, и Уэйт поменял эти стихии местами, поместив в свою колоду пылающие жезлы и воздушные мечи.

При толковании Таро с помощью колоды Райдера-Уэйта или любой другой, основанной на сходной системе, очень нелегко разорвать ассоциативный ряд Воздух-Мечи и Огонь-Жезлы. На каждой карте масти Жезлов изображены саламандры и пламя и использован оранжевый цвет, а на картах масти Мечей хорошо видны облака, сильфы и преобладает голубой. В силу того, что большинство ведьм пользуются Таро, они связывают меч или атам[3] с воздушной стихией.

Вместе с тем, исходная символика Ордена Золотой Зари и других школ также не лишена логики. Меч — сильное деструктивное орудие, и Огонь обладает большей разрушительной силой, нежели Воздух. Соответственно, жезл — это орудие мудрого мага, а меч — скорее, волевого воителя (Огонь соотносится с волей). При такой трактовке человек, держащий меч в руках, может символизировать действие (он обладает волей), а человек с жезлом — размышление.

Другие магические орудия новых язычников, принадлежащие стихии Воздуха, — фимиам (благовония), перья и веера.

Огонь

Огонь в природе — это, прежде всего, сам огонь. Среди остальных стихий он всегда стоял особняком: у Воздуха есть небо, у Земли — сама планета, море у Воды, и только лишь Огонь не имеет естественного «географического» пристанища (подробнее см. раздел «Три мира» в этой же главе). В природе Огонь — своего рода аутсайдер, он вне контроля и не подчиняется никаким известным правилам.

Обитает Огонь на юге. Это полдень, самое жаркое и светлое время суток, и лето, самое жаркое и светлое время года. Место, наиболее ярко репрезентирующее стихию Огня, — пустыня, и связанные с ней животные, такие как лев и тигр, отличаются соответствующей окраской и наклонностями. Ярко-оранжевые саламандры внешне напоминают танцующие языки пламени. Другие природные объекты, связанные с Огнем, либо жгучие, как перец чили и тмин, либо имеют красный или, в особенности, оранжевый цвет, как огненные опалы.

Как и Воздух, Огонь представляет мужское начало, энергия которого направлена вовне (проективная). Кроме того, Огонь непосредственно связан с самой жизненной силой, которая наполняет нас, отсюда его исцеляющая магическая функция. Человек, теряющий искру, нуждается в помощи Огня, который вновь зажжет ее.

Личное качество Огня — воля, и в «Пирамиде Ведьмы» Огонь соответствует понятию «Желать». Всякий помысел есть вспышка, готовая разгореться, и недаром говорят, что б момент любовной страсти вас сжигает желание. Темпераментность и порывистость также ассоциируются с Огнем: огненный человек часто действует сгоряча. Все идеи берутся из Воздуха и затем «занимаются», переходя во власть огненной стихии. Воздух, в данном случае, это семя, тогда как Огонь, заставляющий семя расти, — побег. Немало творческих начинаний так и застревают на стадии Воздуха; для воплощения их в жизнь необходим огненный жар.

Огонь может выступать преобразующей силой; в нем сгорает старое и появляется нечто совершенно новое. Трансформация посредством огня является внезапной и тотальной: сталевар превращает железную руду в сталь, сырое мясо становится лакомством, а поленья — углем.

Как упоминалось выше, в оккультизме Огонь имеет оранжевый, красный и желтый цвета; его магическая сущность — саламандра. В зодиаке огненными считаются знаки Овна, Льва и Стрельца. Согласно Таро, Огонь символизирует масть Жезлов либо Мечей (лично я использую Мечи).

Еще одна деталь, нередко вызывающая споры, — как же представлять Огонь на алтаре. Очевидным выбором является горящая свеча или, возможно, масляный светильник. Однако многие (включая меня) в своей практике предпочитают курящийся фимиам, соединяющий в себе Огонь и Воздух.

Во время типичного викканского ритуала женские (иньские) стихии Земли и Воды обычно сочетают в соленой воде. Поэтому мне кажется вполне закономерным и логичным сочетать и две мужские (янские) стихии. Фимиам (Воздух) кладут в курильницу (Огонь), чтобы создать дым (Воздух), поднимающийся от горящих углей (Огонь).

Вода

Вода вокруг нас существует в мириадах форм — от крошечного ручейка до океанов и Великих озер. Вода содержится и в человеческом теле: в знаменитых «крови, поте и слезах», материнском молоке и, что самое главное, в околоплодной жидкости. Известно, что эволюция жизни на Земле зародилась в море, и человеческий эмбрион также находится в соленой воде, «эволюционируя» и развиваясь. Поскольку во всех водоемах существуют приливы и отливы, прослеживается определенная аналогия между Луной и Водой, и многие лунные качества присущи и стихии Воды.

Воду олицетворяют морские организмы, растения и животные; рыбы, моллюски, кораллы, водоросли, губки и т. д. Дельфины и киты — создания, которых чаще всего вспоминают в связи с водной стихией, хотя я думаю, здесь дело в потрясающей красоте этих животных, а не в символике.

Вода — покровитель чувственного начала. Эмоции текут, и русло их течения может быть весьма причудливым и извилистым. Эмоции живут глубоко внутри нас, они подобны затонувшим сокровищам, таящимся на дне вод памяти или бессознательного. Причуды эмоциональности и настроения, конечно, связаны с Луной, как и все тайны, — они словно освещены лунным светом и никогда не показываются ярким солнечным днем. В колоде Таро карта Луны насыщена водными образами; на ней изображен рак, и значение этой карты восходит к секретам мистерий и тайному знанию.

Вода — самая женская стихия и направлена внутрь. Как и Луна, Вода связана с менструальным циклом и рождением ребенка. Поскольку фазы Луны имеют циклический характер, заканчиваясь там, где начинаются, и начинаясь, где заканчиваются, Вода вполне естественно ассоциируется со смертью; неудивительно, что в мифологии многих народов смерти сопутствует плавание по воде. С другой стороны, в индуизме новое рождение рассматривается как океан.

Все это: Луна, чувства, глубина, рождение-смерть-возрождение и тайна, — сочетаясь, устанавливает связь Воды со сновидениями и бессознательным и, следовательно, с измененными формами сознания в целом — трансом, видениями и перерождением, происходящим вследствие них. Трансформация посредством воды может обладать свойствами путешествия; быть может, именно поэтому путешествие героя обычно начинается с плавания[4] (в этом отличие от трансформации через Огонь: последняя происходит неожиданно и обжигает, тогда как водная — медленная и напоминает сон).

Люди Воды не чужды слезам. Они склонны к драматизму и немного не от мира сего. При этом они могут быть радостными, и радость эта нередко переливается через край. Из них выплескивается щедрость чувств; влюбленные ощущают любовь ко всем вокруг, а любовь подвластна именно Воде.

Вода — стихия западная. Заход солнца на западе символизирует смерть, конец вещей и трансформацию. Сумерки — время переходное и загадочное, равно как и осень. Не будучи ни семенем, ни побегом, вода — это живительный сок, текущий в растениях, точно так же как кровь, текущая в живых тварях.

В нашей процессуальной картине становления Воздух давал вдохновение, а Огонь — искру, импульс к развитию. Следующий этап — необходимая свобода. Если вы когда-нибудь писали книги, музыку или рисовали, то знаете, что приходит момент, когда необходимо пустить процесс на самотек, отдать себя во власть потока. Наступает время Воды. В любом предприятии свою роль должна сыграть интуиция, а установка «плыть по течению» позволяет нам воспользоваться теми возможностями, о которых мы прежде и не подозревали. Для того чтобы закрыть глаза и упасть в неизвестность, требуется мужество, а потому Вода соотносится с «Дерзать» в «Пирамиде Ведьмы».

Цветовая символика Воды связана с океаном и Луной — темно-синий, цвет морской волны и серебряный. Магической сущностью является ундина. Водные знаки зодиака — это Рак, Скорпион и Рыбы (краб, соответствующий зодиакальному созвездию Рака, и скорпион, соответствующий одноименному созвездию, изображены на карте Луна в колоде Таро). Магическое орудие стихии Воды — чаша, Святой Грааль. На викканском алтаре эта стихия всегда представлена миской с водой; некоторые люди добавляют к ней раковину, как правило, какого-нибудь крупного брюхоногого моллюска. Можно удвоить значение символа, воспользовавшись раковиной как чашей для воды.

Земля

Наконец мы добрались до стихии Земли. В первую очередь, она олицетворяет саму природу как таковую. Из Земли состоит тело нашей матери, Гайи, планеты, на которой мы живем. Земля, так или иначе, присутствует во всем, что обладает свойствами твердости и плодородия (или тем и другим одновременно): в скалах, зеленых полях, холмах и почве[5]. Пещеры и другие места, скрытые от человеческих глаз, являются квинтэссенцией стихии Земли. Большинство людей называют животным Земли медведя, хотя этой стихии принадлежат также свинья, кабан и крупный рогатый скот. Бык — важный символ Земли, благодаря параллели с зодиакальным созвездием Тельца. С астрологической точки зрения козы также символизируют Землю, поскольку они соотносимы с Козерогом. Любопытен факт причастности земной стихии козьего и коровьего молока; несмотря на то что все жидкости связаны с Водой, молоко является напитком Земли.

В человеке Земля представлена его телом. Земля дает прочность, стабильность и постоянство. Мы называем Землю своим домом, поскольку Мать-Земля является таковым для всех живых существ. Говоря шире, Земля — это очаг и семья и все качества, дающие нам ощущение дома. Человека Земли отличают прагматичность, практичный и здравый взгляд на вещи. Положительные качества этой стихии делают человека «солью земли», однако избыток теневых «земных» качеств заставляет нас «не вылезать из грязи». С негативной стороны стихия Земли поощряет упрямство, с позитивной — терпение. В «Пирамиде Ведьмы» Земля соответствует понятию «Хранить молчание».

Земля связана с севером и полуночью, с полночным холодом земных глубин, где царит мрак, с другой стороны — с неподвижностью и молчанием в ожидании весны. Здесь возникает безусловная связь и с плодородием, беременностью, а также материальным результатом наших трудов. В любом деле Земля является его завершением, окончанием, получившейся в итоге вещью. Это женская стихия, направленная вовнутрь.

Цвета стихии Земли — коричневый и черный, если речь идет о почве, и темно-зеленый, если имеется в виду плодородие. Гномы — это магические ипостаси Земли, в зодиаке ее носителями являются Телец, Дева и Козерог. В Таро земную стихию выражает масть Пентаклей, или Дисков, трактуемая как деньги, или материальная собственность (поскольку именно наличие денег обеспечивает владение прочими материальными благами). Благополучие и зарытые сокровища также принадлежат Земле. Орудие стихии — пентакль, то есть диск или тарелка с изображением пентаграммы (в других разновидностях магии используются иные символы). Поскольку тарелка подразумевает пищу, а пища также связана с Землей (продукт земледелия, поддерживающий физическое существование нашего тела), пентакль как символ получает двойное усиление (даже тройное, поскольку пентаграмма несет в себе еще и целостность).

На алтаре Земля — это соль. Соль считается исключительно магическим символом. Некогда ее использовали в качестве денег; она применяется для сохранения пищи, поддерживает наши физические силы и отгоняет зло.

Воздух-Огонь-Вода-Земля

Итак, теперь вы знаете, что четыре стихии в совокупности могут быть соотносимы со сторонами света (восток-юг-запад-север), временами года или временем суток. Эта совокупность может быть подобна и абстрактным циклам, например процессуальному циклу, описанному выше и имеющему также четыре стадии: рождение идеи, наполнение ее силой, фаза интуитивного развития и итог. Романтическое приключение тоже может начинаться с идеи (Воздух) — наблюдения, отчаяния, надежды. Затем приходит время сжигающей страсти (Огонь), которая может перерасти в любовь (Вода) и, наконец, стать преданностью (Земля). В языческом миропонимании каждый цикл, завершившись, начинает следующий: за ночью следует рассвет, зиму сменяет весна, а в процессе творчества возникают свежие идеи, позволяющие впоследствии создать нечто новое.

Существует ли пятая стихия?

Индуизм признает существование пяти стихий: Воздуха, Огня, Воды, Земли и Духа, или эфира (акаша). Большинство западных оккультистов (виккан, новых язычников и магов) придерживаются такой же системы. Фактически, пентаграмма — основной символ язычников и ведьм — представляет собой пять стихий. Каждый из концов пентаграммы представляет одну из стихий, а вершина символизирует Дух (рис. 1).

Викканская традиция помещает Дух на вершину своей пентаграммы, тогда как сатанисты — в основание перевернутой пентаграммы. Главное разногласие здесь в том, что ставить выше — Дух или Материю. По моему мнению, религия, ориентированная на Мать-Землю, не должна разделять Материю и Дух или предпочитать одно другому. В религии, почитающей Землю как Богиню, священный Дух неотделим от священной Материи.

Вместо того чтобы противопоставлять четыре стихии Духу, я предпочла обратиться к своим собственным ритуалам, чтобы найти более осмысленную философию.

Рис. 1. Пентаграмма

В традиционном викканском круге свечи или факелы устанавливаются на четырех кардинальных точках окружности (восток, юг, запад, север). Каждая точка символизирует ту или иную стихию. Разные традиции предполагают различные варианты размещения алтаря, но меня учили располагать его в центре круга. Со временем я поняла, что ритуал — своего рода «квадратный круг», разделенный на четверти, и алтарь должен находиться в месте встречи стихий (рис. 2).

Рис. 2. Квадратный (разделенный на четверти) круг

Мистическим символом, изображающим магический круг, будет «квадратный круг», а не пентаграмма (которая имеет свое собственное значение[6]). В центре круга — алтарь, точка, где сфокусированы пребывающие в абсолютном равновесии энергии каждой четверти. Что находится на алтаре? Изображения богов, идолы — то, что собственно делает алтарь местом концентрации Духа.

Вот ответ, который я нашла для себя, то, во что я верю и чему учу: Дух — это результат пересечения и сочетания всех четырех стихий. Дух — это квинтэссенция, «пятый элемент», исходная целостная стихия, из которой появляются остальные. Стихийные существа (элементали) владеют лишь исконно присущими им качествами: гномы (Земля) будут только Землей и не способны действовать иначе, чем свойственно земной стихии; они не могут чувствовать или проявлять свою волю. Саламандры навсегда останутся Огнем; им чужды постоянство или самоконтроль. В противоположность им люди и прочие существа, обладающие Духом, могут сочетать в себе способности всех четырех стихий и свободны развиваться и действовать в любом направлении.

Разделение круга на четыре четверти придает целостность и равновесие. Точно так же, как и в природе, стихии должны быть сбалансированы в каждом человеке — не следует быть пустоголовым или приземленным, взбалмошным или излишне сентиментальным. Ритуалы призваны отражать это равновесие, и всякая деятельность, теоретическая или практическая, которая лишена подобной целостности, упускает, возможно, самое главное.

Элементали (духи стихий)

Итак, стихии — это качества, абстракция, материал. Они не способны чувствовать и безлики. Однако известны также так называемые стихийные существа — элементали, природа которых определяется и ограничивается стихиями. Элементали не имеют божественной природы, это существа метафизические (хотя и принимающие иногда физический вид), обладающие теми же качествами, что и их стихия.

Свое название и описание элементали получили благодаря знаменитому немецкому алхимику и врачевателю XVI века Парацельсу. Он ввел в обиход слова сильф для обозначения элементаля Воздуха, ундина — для элементаля Воды, гном и саламандра — для Земли и Огня соответственно. Парацельс остается влиятельной фигурой в современной медицине (он разработал метод гомеопатии) и оккультизме.

Элементалей нередко называют меньшими существами. При этом, по моему мнению, они вовсе не являются низшими. У них меньше составляющих, чем у нас; в этом отношении они проще.

Элементали — сознательные, чувствующие существа, своего рода духи стихий. Каждый из них состоит только из своей собственной стихии и обладает ее природой. Каждый из элементалей манипулирует силами своей стихии; ундины, например, могут одновременно влиять и на дождь, и на сердечные дела. Хотя элементалей и называют духами, Духом, как сочетанием четырех стихий, они не обладают, а поэтому не могут изменять себя.

Чтобы понять природу элементалей, необходимо обладать достаточно богатым воображением. Мы привыкли рассматривать атрибуты стихий в сочетании, как внутри самих себя, так и вокруг нас, и нам бывает нелегко представить существо, состоящее лишь из одной стихии.

Сильфы

Сильфы состоят из Воздуха. Они мыслят и парят. Они неуловимы. Они не реагируют на чувства и не испытывают таковых. Им нельзя доставить удовольствие, надоесть или нанести обиду. Вы не можете убедить сильфа позаботиться о ком-нибудь, поскольку проявление заботы есть эмоция (Вода). Не ждите глубокой привязанности со стороны сильфов, потому как глубина не присуща природе Воздуха.

В эпоху Возрождения сильфов изображали в виде крылатых человеческих фигур, нередко — как крошечных херувимов. Похоже, что современные представления о феях, которые вызывают в памяти иллюстрации художника викторианской эпохи Артура Рэкхэма к волшебным сказкам и пьесам Шекспира, больше относятся к сильфам, нежели собственно к феям.

Подобно ветру, сильфы способны быстро двигаться, мгновенно перемещаться на огромные расстояния. Принадлежа стихии Воздуха, сильфы имеют власть над мыслями и речью. Они умны и убедительны. Однако хорошо подвешенный язык — палка о двух концах, и честность у сильфов не в почете. При этом, как и некоторые люди-интеллектуалы, сильфы могут обладать и чувством превосходства, демонстрировать пренебрежение и уклоняться от общения.

Саламандры

Парацельс описывает саламандр великолепными, сияющими богоподобными существами. На средневековых гравюрах саламандры подобны драконам, нередко крылатым, и порой имеют человеческие лица. Некоторые считают саламандрами причудливые образы, рожденные в сполохах огня. Их можно представить себе как пляску языков пламени, беспрестанно меняющих свои очертания. И пламя, и саламандры переменчивы по своей форме, однако их окраска всегда огненная.

Саламандры — это сам Огонь. Они обжигают, источают дым и пылают. Они темпераментные, импульсивные, быстрые и своевольные. Им незнакомы осторожность и тревоги; такие качества не свойственны природе Огня. Маги, призывающие саламандр, должны проявлять особую бдительность, поскольку эти твари напрочь ее лишены. Саламандру трудно подчинить вашей воле, ведь она и есть воплощенная Воля. Даже укрощенные, эти существа все равно действуют по собственному усмотрению.

Ундины

Ундины — это Вода, вольное течение чувств. Они выражают себя в желании, интуиции и любви. Не ожидайте от них разумности и не пытайтесь удержать надолго. Разум — это Воздух, неподвижность — Земля; ундины не обладают ни тем, ни другим. Вы не сможете логично побеседовать с ундиной, зато можете привлечь ее.

Ундины наиболее антропоморфны и имеют немало общих качеств с людьми — мы нередко впадаем в безрассудство, находимся во власти эмоций, жаждем любви больше, нежели чего угодно иного. Легенды народов мира повествуют о прекрасных морских женщинах, увлекающих мужчин в глубины, — русалках, морских девах, сиренах и т. п. Все эти существа родственны ундинам. Они притягивают вас, как стремительное течение, и переменчивы, как морской прилив. Ундины грациозны, их движения отличает плавность, их голос мелодичен и певуч.

Гномы

Гномы воплощают стихию Земли. Мы, живущие на Земле обладатели твердых тел, имеем тесную связь с гномами, но часто заблуждаемся в отношении их природы. Гномы медлительны, если вообще движутся, бесконечно терпеливы и упрямы. Пытаться втолковать что-либо гному — все равно что убеждать в чем-то камень. Их нельзя уговорить или соблазнить, хотя их можно приласкать рукой.

Плотные, кряжистые, с шероховатой коричневой, серой или черной кожей, гномы сливаются с окружающей средой и скрываются в тенях. Обитают они в пещерах, где их присутствие порой ощущается в труднодоступных расщелинах, среди темноты и тишины.

Случается, что элементалей, на радость или беду, встречаешь и в повседневной жизни. Первый раз я увидела саламандру в начале 1980-х, когда в моей квартире вдруг загорелись кухонные занавески. Не думаю, что причиной пожара стала саламандра — скорее, виной тому пьющая соседка. Но мощное пламя (выгорел целый угол кухни) определенно привлекло саламандр, и в течение нескольких месяцев после этого происшествия в нашей квартире постоянно происходили мелкие возгорания: переворачивались курильницы с благовониями, пепельницы оказывались слишком близко к бумаге и т. п. В то время я была еще новичком в Викке, но в конце концов сообразила, что в квартире поселились саламандры. Поэтому я прибегла к самому мягкому и вежливому изгоняющему заклинанию, которое только смогла составить. Саламандры ушли, но заодно прихватили с собой горячую воду на целых четыре дня!

Это столкновение, возможно, открыло мне глаза на мир стихий и элементалей и дало гораздо больше, нежели любые магические книги или лекции моей верховной жрицы. Я узнала, что элементали лишь следуют своей собственной природе — «мои» саламандры не были ни мстительными, ни злыми, просто огненными. Я узнала, что могу чувствовать элементалей и общаться с ними в их среде: слышать шепот гнома в глубине пещеры, плеск ундины в омуте пруда и ощущать почти непреодолимую потребность наблюдать за тем, как спичка догорает до конца. Подобное желание, возникающее будто под влиянием гипнотического внушения, может свидетельствовать о близком присутствии саламандры. Элементалей стоит уважать за их силу, но при этом всегда опасаться из-за того, что в них отсутствует баланс. Если вы, практикуя магию, сохраняете равновесие и идете Путем Четырех, элементали могут открыть вам глаза и помочь в работе.

Стихийная перегрузка

Во время заклинаний вы можете почувствовать или позвать на помощь элементалей, но при этом вам следует непременно сохранять внутреннее стихийное равновесие и контролировать их призыв. Очень важно помнить, что упорная работа с одной-единственной стихией — например, несколько земных заклинаний, созданных в течение короткого периода и не уравновешенных другими стихиями, — может призвать элементаля этой стихии. Внимательно следите за любыми признаками избыточной активности той или иной стихии у вас.

Так, при условии вашего внутреннего баланса сильфы могут быть полезны. Они активизируют мышление и приносят навыки оратора. Сильфы — лучшее подспорье всякому писателю. Однако если их влияние на вас выйдет из-под контроля, вы начнете страдать от беспокойства и бессонницы, от тревожных мыслей. У вас возникнет немало прекрасных идей, но ни одну из них вы не сможете применить. По дому будут гулять сквозняки, от которых никак не укрыться. Вы можете потерять интерес к собственному телу, сексу и пище. Симптомы напоминают те, что вызваны употреблением амфетаминов.

Выше мы уже говорили о саламандрах. Несколько саламандр постоянно обитают у вас в отопительной системе или камине, но когда они вырываются на свободу, ждите беды. В доме становится слишком жарко, а все его обитатели испытывают нездоровую тягу к огню. Позаботьтесь о том, чтобы в каждой комнате был огнетушитель, поскольку неожиданно в самых странных местах могут происходить возгорания или короткие замыкания. Саламандры делают огонь необузданно диким, и тогда свечи опрокидываются, а кипящее масло выплескивается на плиту.

Протечки и сырость в доме — типичные признаки наличия ундин. Сырость в подвале, текущий водопроводный кран, ощущение промозглого холода — их обычное проявление. Интенсивные эмоции, навязчивые состояния, колебания настроения и депрессии — так проявляются проблемы с ундинами у людей. Страдания, особенно на любовной почве, слезы, уныние и печаль привлекают огромное количество ундин. Уравновесить стихию Воды помогут Огонь и Земля, поскольку горюющий человек нуждается в воле и/или стабильности (сначала попробуйте Огонь).

Как правило, в темных тайных уголках домов, нередко в подвалах, живут гномы. Они делают дом приятным, надежным и безопасным местом. Легенды различных культур о благожелательных домовых (например, брауни), создающих уют, помогающих найти потерянные вещи, рассказывают, по всей вероятности, о гномах. При этом гномы же породили и легенды о скверных домашних духах, которые крадут и чинят беспорядок. Если ваш дом — «полная чаша» (есть хорошее правило — иметь в доме достаточно припасов, чтобы всегда можно было принять неожиданного гостя), открыт для гостей и пребывает в относительном порядке (гномы сквозь пальцы смотрят на чистоту, но не выносят мерзости запустения), домовые могут приносить пользу: проводить мелкую уборку и отыскивать потерянные вещи. Если ваш дом полон хлама и грязи, если в нем нет еды, если вы пренебрегаете домашними делами, эти же духи будут прятать ваши ключи и ценности, раскидывать вещи (особенно солонки) и всячески наказывать вас за неуважение к ним.

Оглавление

* * *

Приведённый ознакомительный фрагмент книги Путь Четырех. Часть II. Книга заклинаний. Магия стихий на практике предоставлен нашим книжным партнёром — компанией ЛитРес.

Купить и скачать полную версию книги в форматах FB2, ePub, MOBI, TXT, HTML, RTF и других

Примечания

2

«Пирамида Ведьмы» — это викканское название магического девиза и философии, восходящей к Ордену Золотой Зари. Полностью это звучит так: «Знать, Желать, Дерзать и Хранить молчание — вот четыре орудия мага».

3

Атам — это нож с черной рукояткой и обоюдоострым лезвием; личное орудие ведьмы.

4

«Путешествие героя», знаменитый «мономиф» Джозефа Кэмпбелла, полностью описано в его классической книге «Герой с тысячью лицами» (Campbell Joseph. The Hero with a Thousand Faces. Princeton, NJ: Princeton University Press, 1972).

5

У меня есть камень, который я нашла в озере Онтарио. Вода долгое время полировала его, и оттого он стал гладким и плоским. Я использую его как символ Воды из-за его внешнего вида и происхождения. Члены моего ковена, да будут они благословенны, всегда путались и причисляли его к стихии Земли, как и прочие камни.

6

Значения пентаграммы: у пифагорейцев — символ здоровья и совершенства, опознавательный знак общины; в христианской символике — пять ран Иисуса или, в числовом толковании, сумма Троицы (Отец, Сын и Дух Святой) и двойственной природы Христа (божественной и человеческой); в нумерологии и магии прямая пентаграмма, с одним лучом кверху, символизирует человека, обратная, с двумя лучами кверху, — дьявола; иногда (особенно в алхимии) упоминается как защитный знак. — Примеч. ред.

Смотрите также

а б в г д е ё ж з и й к л м н о п р с т у ф х ц ч ш щ э ю я