Веды для жизни

Даямайя дас

Вы узнаете, как устроен человек, вселенная и всё мироздание, каков механизм общения и познания. Здесь не просто философские измышления, а конкретные практические инструкции, как поддерживать своё здоровье, улучшить отношения с близкими, предвидеть своё будущее, распознавать уроки жизни, получать радость от работы и отдыха, гармонизировать своё жилище, узнать и задействовать своё предназначение.Вы узнаете, что такое истинное счастье и какие необходимо предпринять первые шаги, чтобы его достичь.

Оглавление

* * *

Приведённый ознакомительный фрагмент книги Веды для жизни предоставлен нашим книжным партнёром — компанией ЛитРес.

Купить и скачать полную версию книги в форматах FB2, ePub, MOBI, TXT, HTML, RTF и других

3. Веды

Можно сразу оговориться, что если вы хотите жить в гармонии с миром, то Веды для вас. Ну а если вы хотите

— доказывать своё превосходство перед другими,

— воевать,

— конфликтовать,

то Веды не для вас.

Ведическая цивилизация

Пять тысяч лет назад на всей территории земли ещё была ведическая цивилизация. Знания и технологии того времени намного превосходили современные. Ведические технологии были экологичными: в гармонии с природой и всеми живыми существами.

1) «Первое ведическое правило: никто, ни одно живое существо в

— государстве,

— доме

— или во дворе,

— в зоне нашей ответственности,

не должно голодать. Никто: и не важно,

— работает он,

— не работает,

— плохой он

— или хороший,

об этом речи нет — никто не должен голодать.

2) Другое правило: все должны быть счастливы.

Вот это есть ведическая культура» [2].

«Город Дваракапури был полон дарами всех времён года. Там были

— обители отшельников,

— сады,

— цветники,

— парки

— и водоёмы, покрытые лотосами.

Совершенства человеческой цивилизации можно достичь, если использовать дары природы по назначению. По этому описанию богатств Двараки можно судить о том, что она была окружена

— цветниками

— и фруктовыми садами,

— а также водоёмами с цветущими лотосами.

В описании не упомянуты заводы и фабрики, существование которых поддерживают скотобойни — обязательные атрибуты современных столиц. Но даже современный цивилизованный человек не утратил склонности пользоваться дарами природы. Лидеры современного цивилизованного общества выбирают место для своих резиденций там, где есть живописные сады и водоёмы, а простым людям предоставляют жить в перенаселённых районах без парков и садов. Дварака же, судя по этому описанию, была совсем иной. Мы узнаём, что вся дхама, то есть место, где жили люди, была окружена садами и парками с водоёмами, покрытыми лотосами. Очевидно, что люди тогда зависели от даров природы: плодов и цветов, обходясь без промышленных предприятий, которые приводят к возникновению грязных хижин и трущоб. Критерием прогресса цивилизации является не рост заводов и фабрик, разрушающих в человеке возвышенные чувства и способности, а развитие потенциальных духовных способностей людей и предоставление им шанса вернуться к Богу. Развитие фабрик и заводов носит название угра-кармы, отвратительной деятельности. Она разрушает возвышенные чувства в человеке и в обществе, превращая мир в темницу для демонов.

Упоминаются благочестивые деревья, которые в разные времена года приносят цветы и плоды. Нечестивые деревья — это бесполезные заросли, годные только на дрова. В современном мире такие нечестивые деревья сажают вдоль дорог. Человеческая энергия должна использоваться по назначению для развития в людях возвышенных чувств, необходимых для постижения духовного, — это ключ к решению всех проблем бытия.

— Фрукты,

— цветы,

— прекрасные сады,

— парки,

— водоёмы с утками и лебедями, играющими среди лотосов,

— и коровы, дающие достаточно молока и масла,

необходимы для развития в человеческом теле тонких тканей. И наоборот, темницы

— шахт,

— фабрик

— и мастерских

развивают в рабочих демонические наклонности. Власть имущие процветают за счёт рабочих, и поэтому между ними по разным поводам то и дело происходят ожесточённые столкновения. Дварака-дхама — образец человеческой цивилизации» ([1] Шримад-Бхагаватам 1.11.12).

«Из древних хроник следует, что прежде на всей земле была одна культура — ведическая, но постепенно стали формироваться разные культуры и религии, и, как следствие, одно государство распалось на множество маленьких. Сейчас земля поделена на множество стран с разными религиями и разными политическими системами» ([1] Чайтанья-чаритамрита 2.25.193, комментарии).

Вот описание современной цивилизации.

«Ленинград, 1981 год. В шесть утра открыты все киоски с пивом. И толпы людей пьют пиво перед тем, как пойти на работу. Завод назывался «Красная звезда». На этом предприятии работало много тысяч людей. И метро, и автобусы в это время предназначены для того, чтобы эти тысячи людей завезти на работу во́время, а потом оттуда вывезти опять в спальные районы. Всё переполнено: люди должны были в общественном транспорте висеть, у каждого есть уже свой поручень, годами, каждый день встречаются те же самые лица. Всё отработано, механически всё: на работу, с работы гонят, туда-сюда. А в выходные дни рабочие напиваются до полусмерти. А в понедельник работать не могут. Поэтому в понедельник рано утром все киоски с пивом открыты, в шесть утра. Иначе люди не смогут работать. И даже бесплатно им давали алкоголь, чтобы могли работать. И считается, что это цивилизация. Живут в какой-то этажерке на каком-то этаже в панельном доме. Там есть горячая вода, туалет. И считают, что это цивилизация. «Работаю на заводе «Красная звезда»» — говорят. Столько-то вымпелов, герой труда. А где разум? Ну случится голод. Вы же не будете болты и гайки есть? Это бесполезный труд с точки зрения экономики: это совсем другая цель, это уже не экономика, это уже политика. Они перепутали эти вещи. Экономика — это земля и корова, всё. Остальное — политика. Машины, танки, трактора: нужно же превосходить своих врагов во всём — это уже политика. А в природе нет такой политики. Мирная жизнь — это земля и коровы. Для большинства людей это элексир будет, спасение. Вы это делаете, и вы автоматически будете думать о Боге, занимаясь такой деятельностью. Потому что там развивается любовь, есть отношения

— с коровой,

— с землёй,

— с быком,

— с пшеницей,

— с погодой,

— с полубогами:

вы всё поймёте» [2].

«Сейчас под влиянием деятельности человека условия меняются. Плоды деятельности человека — это крупные многомиллионные города, мегаполисы. В ведические времена принципиально не строили таких городов, потому что в крупных городах развиваются демонические наклонности, это благоприятная среда для того, чтобы развивать демонические качества. В ведические времена город максимально достигал не более тридцати тысяч населения. Итак, люди жили в основном в деревнях, и были вот такие города. Конечно, были исключения, но в целом правило было такое. Потому что в крупном городе вы попадаете в среду невежества. Вы не знаете друг друга по имени, даже ходя и смотря в лица. Все для вас чужие люди.

Нельзя жить в таком сознании в обществе людей. Люди не должны быть чужими. В деревне все друг друга знают — вот в чём смысл этого всего. И деревня — это культура саморегулирующаяся, потому что когда все друг друга знают, все друг друга могут контролировать, видеть, кто что делает, всё более менее прозрачно. В одном конце деревни кто-то чихнул, в другом конце деревни сказали «будь здоров». Всё известно:

— куда пошёл,

— к кому пошёл,

— с кем вышел,

— в кого-то влюбился —

вся деревня уже обсуждает.

Поэтому там культура самовосстанавливающаяся, самоподдерживающаяся. Есть община, которая влияет на каждого: есть старший общины, которого все слушают. В деревне особо не нужна какая-то милиция или полиция, антиэкстремистские какие-то организации, потому что там мафия не развивается. Что там мафии делать вообще? Бандитов там в деревне нет, это всё чужие люди приходят, чтобы быть бандитами. А тут все друг друга знают. Бывают нарушения, но в деревне более-менее с этим люди справляются сами. В хорошей деревне. Но в городе, конечно же, другие условия: можно даже не знать соседей по своей площадке. И нам и не выгодно знать друг друга, потому что у всех своя тайная жизнь — вот почему живём в городе, почему нам нравится город. Здесь мы говорим: «Не вмешивайся в мою личную жизнь». В деревне этот номер не пройдёт: каждый сопричастен к вашей жизни, то есть нет чужих людей.

Мы скажем: «Но это не комфортная жизнь». Да, абсолютно не комфортная жизнь для грешника, который не усвоил этой культуры. Городскому жителю вообще непонятно, как это в деревне можно жить при таком наблюдении. «А может, я хочу сделать вот так! Меня что, все критиковать будут? А я на них на всех тогда плюну!» Как тогда ты будешь с ними жить дальше, если ты будешь жить в деревне? «А я в город уеду!» А, понятно, в городе можно так жить. Поэтому видите, у города есть свои минусы, что касается культуры. Плюсы только в том, что в городе даются какие-то удобства для чувственных наслаждений:

— технологии,

— электричество,

— розетки,

— освещение,

— когда хотите, включайте свет,

— когда хотите выключайте свет,

— можете ночь превратить в день у себя в квартире,

— стиральные машины работают,

— электроплиты работают,

— электроприборы работают.

— Вы хозяин в своей квартире.

— Вы как в маленькой вселенной живёте.

— Электричество подключается к компьютерам,

— телевизорам.

— Можете знать, что в мире делается, живя в своей маленькой квартире на каком-то этаже» [2].

«Многомиллионные города без эксплуатации невозможно поддерживать. В этих городах человек должен много работать и мало получать» [2].

Промышленность в ведических писаниях называется угра-кармой, то есть ужасной деятельностью. В последние десятилетия помимо заводов и шахт ещё появились офисы, где размножается офисный планктон — люди, считающие себя машинами для удовлетворения собственных интересов.

«Наша цивилизация стремится к низшему уровню, на котором может быть человек. И тем не менее мы утверждаем, что мы очень продвинуты» [1].

В нашем обществе всё больше и больше утверждается принцип одноразовости.

— Мы используем одноразовую посуду,

— одноразовые семейные отношения.

— В офисах одноразовая работа.

— По современным понятиям, человеку на одном месте не следует работать дольше двух лет.

— Мы избираем одноразовых царей.

Принцип одноразовости приводит к тому, что люди просто разрушают всё вокруг.

— Царь разрушает государство,

— наёмный одноразовый директор разрушает предприятие,

— одноразовый «муж на час» разрушает семью.

«Современная цивилизация добилась значительных успехов на поприще просвещения масс, но в результате этого люди только стали более несчастны, чем когда-либо прежде, потому что уделяют слишком много внимания материальному прогрессу и забыли о самом важном аспекте жизни — духовном» ([1] Шри Ишопанишад 9, комментарии).

Современные информационные технологии убивают в людях способности к тонким эмоциям. Люди утрачивают ценность отношений. Удовольствия считаются верхом совершенства. В современном обществе произошла подмена понятий счастья и удовольствий. А на самом деле счастье и удовольствие — это чаще всего противоположные понятия.

Структура современных городов, мегаполисов является отражением структуры сознания современных людей. Внешне мы все очень красивы, а внутри — непонятно что. В городах тоже есть красивые

— здания,

— дороги,

— машины,

— парки,

но внутри — всегда проблемы.

«К сожалению, люди в большинстве своём не имеют ни малейшего представления о том, что ждёт их в будущей жизни. Готовить себя к грядущей жизни — это требование здравого смысла. На этом принципе основана вся ведическая культура, но в настоящее время почти никто в мире не верит в будущую жизнь. Даже видные профессора и другие деятели образования утверждают, что со смертью тела всему приходит конец. Эта атеистическая философия убивает человеческую цивилизацию. Люди бездумно предаются греху, теряя те преимущества, которые даёт человеческая жизнь, и виной всему — образовательная кампания, которую ведут так называемые лидеры общества. В действительности нынешняя жизнь предназначена для того, чтобы подготовиться к следующей жизни. В процессе эволюции, пройдя через многие виды и формы жизни, мы наконец рождаемся людьми и получаем возможность обрести лучшее существование. Это знание содержится в шастрах [ведических писаниях], и людям нужно дать возможность приобщиться к нему. Хотя это великая наука, в наше время люди не обладают этими знаниями, поскольку они не получили должного образования, а то, чему их учили, заставляет их отвергать эту науку. Вот в каком ужасном положении оказалось современное общество» ([1] Чайтанья-чаритамрита 1.9.43, комментарии).

«В современном обществе военно-промышленный комплекс требует огромное количество средств на поддержание армии и производство оружия. Советскому Союзу удавалось всё это содержать благодаря продаже водки. Это одна из причин, почему страна так сильно спивалась. Нам это объясняли даже в школе: говорили, что мы так поддерживаем экономику, вынужденно. Но это было не большим грехом — пить — в советское время. Это больше было как юмор, как шутка, попить, поразвлечься, это считалось частью нормальной культуры, гостеприимство, праздник. «Почему люди не могут выпить, если работают, выполняют свои обязанности?» Не считалось чем-то противозаконным. Даже было смягчающим обстоятельством, если нетрезвый водитель попадал в аварию. «Он же был пьяный, что его судить?» Потом это поменяли на отягчающие обстоятельства. И в школе объясняли, что себестоимость водки несколько копеек, а продавали её за несколько рублей. Благодаря этой разнице поддерживали военно-промышленный комплекс. Но потом выяснилось, что это

— искусственно,

— сказывалось на здоровье людей,

— на их счастье,

— на их семьях.

Но уже эту машину не могли остановить. И потом, конечно, уже нашли новые средства, когда железный занавес стал сниматься. Это импорт, экспорт. И пришли к тому, что всё равно наркобизнес как-то существует. Чтобы концы с концами свести, он тоже имеет место быть. Хотя это законом запрещено, но в то же время не обойтись. Это век Кали.

Если вы думаете, что производство машин и оружия, вот как сейчас, — это хорошо, — вы ошибаетесь. Это не необходимо. Это надуманная необходимость. Она исходит из неправильных взаимоотношений

— с Богом,

— с людьми,

— с другими живыми существами.

Нужно восстановить правильные взаимоотношения, чтобы не выдумывать ложные концепции. Ядерное оружие не нужно. В Махабхарате и Шримад-Бхагаватам описывается, как один воин вызвал мантрами ядерное оружие, но он не знал, как вернуть его обратно. Этому мы тоже научились: ядерное оружие есть, но как вы восстановите землю потом? Поэтому в Ведах говорится: «В мирных целях ядерную энергию нельзя использовать». Наш Чернобыль — до сих пор безжизненное место, не могут восстановить его. И они знают, что цивилизацию строят на булавочной головке:

— на ядерной энергии,

— на электрической энергии.

Открытие этих энергий отодвигает Бога на дальний план, сознание меняется. Это ловушка: вы прогрессируете, а Бога забываете всё больше и больше. Электрификация всей страны: люди же ликовали: «Мы во тьме жили из-за религии».

А мудрецы прошлого знали, что начнётся всё с электрификации и закончится ядерным оружием. Они знали этот путь уже. И этот путь не раз проходили на этой планете предыдущие цивилизации. И в прошлые эпохи было то же самое. Они думали, что они первооткрыватели: открыли свет, электричество. Но теперь они больше не обращают внимания на солнце, не выражают почтения солнцу, вот к чему это приводит.

Нет электричества — начинаете ценить природу, корову, топлёное масло — что природа даёт. И ценить каждый восход и закат солнца. И успеете всё сделать засветло, пока солнце светит — вот вам выделено это время. Будете собранны, оно вас дисциплинирует: летом, зимой, все эти циклы — это естественная дисциплина, это уже религия.

Но они включают свет в любое время. Солнце, говорят, вообще не нужно, будете загорать у нас в шезлонгах под ультрафиолетовым сиянием.

И, конечно, люди понимают, что это не заменяет естественную природу. Всё-таки нужно вернуться к естественной природе. Но даже естественная природа становится неестественной, когда нарушается баланс стихий.

— Озоновые дыры, слишком много огня, радиации проникает, люди начинают болеть от солнечного света. Как от ядерного оружия, то же самое. Баланс огня нарушается, огонь входит в тело человека в большей степени. Это называется лучевая болезнь. Внутри вы испытываете сильный жар, снаружи холод. Пьёте воду, чтобы потушить жар, в итоге погибаете. Баланс стихий нарушается.

Это продолжается:

— нарушается баланс стихий,

— нарушается мышление,

— менталитет,

— способность мыслить.

Влияние стихий определяет, как мы будем мыслить, каким образом будем чувствовать и понимать окружающий мир.

Жизнь сбалансирована настолько точно, что земля на правильном расстоянии от солнца находится, чтобы здесь жизнь существовала, поддерживалась, не погибала. Смените на несколько градусов всего-лишь, и всё изменится. Каждая планета на своём месте находится, и там всё точно отрегулировано. В соответствии с этими стихиями тело точно отрегулировано: его физиология, количество воды и прочее. Пища растёт под солнцем тоже. Точно отрегулировано, что необходимо, что нам нужно в этом климате. Это же творение.

Они отвергли эти вещи, создав электрические технологии. Когда ядерную энергию открыли, стали вообще независимыми ни от чего. Это как выгодно: мало затрат. Атомного топлива спичечный коробок, и ледокол Ленин может год работать. Стали придумывать пули ядерные и гранаты ядерные.

Там нас ожидает смерть, туда мы не проникнем в этом теле. В ядерную энергию человек не должен вмешиваться. Как врач говорит: ухо снаружи вы можете чистить, а внутри — туда не вмешивайтесь, вы нарушите там всё, вы не знаете. Вы сами себе операцию по аппендициту не сделаете, не вмешивайтесь, идите к доктору.

Что-то мы можем, что-то мы не можем — мы должны знать. А ложная гордость говорит: «Я всё могу, я человек!» Но только мы не знаем как вернуть на место всё к изначальной чистоте. Мы не знаем, как вернуть цивилизацию. Мы запустили оружие против природы, против самих себя. Мы забыли, что мы все на одной земле, в одной воздушной среде, пьём одну и ту же воду. Когда мы вредим друг другу, мы это портим всем» [2].

«Человеческое общество, пытаясь решить одну проблему, создаёт другие, называя это прогрессом цивилизации. В современном обществе производится огромное количество автомобилей, способных быстро доставить людей из одного места в другое, но вместе с ними появилось и много новых проблем. Людям приходится строить огромное количество дорог, но и их недостаточно для того, чтобы разгрузить автомагистрали и избежать заторов. Кроме того, возникают проблемы, связанные с загрязнением воздуха и дефицитом топлива» ([1] Шримад-Бхагаватам 4.29.33, комментарии).

«Мы воспитаны в этом обществе, которое замешано

— на бунтовщических,

— на революционных мотивах,

— низвержении всех авторитетов,

— когда никаким авторитетам нет почтения,

— никого выше не признают,

— на этих так сказать демократических ценностях,

которые всё больше и больше берут власть. Основа их — демоническая. Все демократические ценности, при всём нашем глубоком уважении к ним, имеют очень яркую демоническую природу. Поэтому мусульмане так и борются с ними, с демократическими ценностями. Они понимают: они лишают человека самого желания предаться Богу, или понимания того, что это ценно, что это нужно, хорошо» [3].

Но, к счастью, в соответствии с предсказаниями Вед, в ближайшем будущем человечеству предстоит вспомнить принципы ведической цивилизации. Сейчас ведические технологии стремительно распространяются во всём мире. Слово «Веды» становится модным. Уже сейчас многие знания из Вед уже доступны.

«То государство и тот дом, где богатство и сила не служат развитию

— брахманической культуры,

— сознания Бога

— и не обеспечивают безопасность коров,

несомненно, обречены провидением. Если мы хотим мира и благополучия, в каждом государстве и каждом доме необходимо развивать:

1) брахманическую культуру для своего очищения,

2) сознание Бога — для самоосознания и

3) защищать коров для того, чтобы получать достаточно молока — лучшей пищи для поддержания совершенной цивилизации» ([1] Шримад-Бхагаватам 1.19.3, комментарии).

Эти три вещи отвечают за благополучие цивилизации.

Ведическая цивилизация — это арийская цивилизация. Арий — это не национальность. Это уровень сознания, способный различать материю и дух.

«Арии, святые цари, раджариши следили за защитой в обществе

— святых,

— стариков,

— детей,

— женщин

— и коров.

И ещё раджариши следили за уровнем вожделения в обществе.

— Если вожделения слишком много, то все слишком агрессивные,

— если слишком мало вожделения, то все слишком ленивые.

Вожделение определяется тем, как одеваются и ведут себя женщины в обществе. Раджариши знает,

— какую культуру нести в общество,

— какие песни петь,

— какие предметы в школе преподавать.

Сейчас монархия в нашем обществе неприменима, у нас сочетание монархии и демократии» [2].

«Самоосознания можно достичь только в человеческой форме жизни. Существует 8 400 000 видов жизни, из которых только человек, воспитанный в традициях брахманической культуры, имеет шанс познать трансцендентное. Брахманическая культура воспитывает в человеке такие качества, как:

— честность,

— владение своими чувствами,

— терпение,

— простоту,

— даёт ему полное знание и

— непоколебимую веру в Бога»

([1] Шри Ишопанишад 18, комментарии).

В этой книге мы познакомимся с некоторыми ведическими технологиями.

Что такое Веды

Веды — это богооткровенные писания, в которых подробным образом описана

— природа этого мира,

— природа человека,

— Бога,

— души.

Слово «веда» буквально означает «знание», иначе говоря, Веды представляют собой науку, а не просто набор каких-то мифов или верований.

Веды на санскрите называются «апаурушея», что значит «нерукотворное». Веды вечны, и каждый раз творец вселенной Брахма после очередного цикла разрушения вспоминает нетленные Веды, чтобы творить этот мир вновь. В этом смысле Веды относятся к таким вечным категориям, как Бог и духовная энергия.

«Веды не созданы несовершенными живыми существами. На заре творения ведическое знание было изначально вложено Господом в сердце Брахмы — первого сотворённого живого существа, а Брахма в свою очередь передал это знание своим сыновьям и ученикам, которые продолжают распространять его и поныне» ([1] Шри Ишопанишад 1).

«Веды не следует считать обычным сводом законов, построенных на здравом смысле. Веды состоят из слов добившихся истинного освобождения мудрецов, не зависящих от влияния изъянов чувственного восприятия» ([1] Чайтанья-чаритамрита 1.17.157, комментарии).

«Истинное знание исходит из Вед — совершенной мудрости, которая является одной из форм Верховной Личности Бога» ([1] Шримад-Бхагаватам 11.10.13, комментарии).

«Что такое Веды? Санскритский глагольный корень слова „веда“ можно переводить по-разному, но в конечном счете все различные значения этого слова являются производными от слова „знание“. Любое знание, которое вы получаете, есть веда, потому что учение Вед — это изначальное знание» ([1] Шри Ишопанишад Введение).

«К ведической литературе относятся как сами Веды („Сама“, „Яджур“, „Риг“ и „Атхарва“), так и все основанные на них произведения. Суть всей ведической мудрости изложена в Бхагавад-гите, поэтому её заповеди следует исполнять особенно строго» ([1] Шримад-Бхагаватам 6.5.20, комментарии).

Три из четырёх Вед являются основными и во многом перекликаются друг с другом по содержанию: Риг-, Яджур — и Сама-веда. Атхарва-веда стоит особняком, потому что имеет дело с вопросами, которые не вошли в другие Веды. Три первых Веды состоят из молитв, или мантр, обращённых к Верховному Господу в Его многочисленных личностных и вселенских аспектах, тогда как в Атхарва-веде излагаются знания об архитектуре, медицине и прочих прикладных дисциплинах.

Звуки Вед несут в себе особую энергию, поэтому очень важно было сохранить эти звуки в изначальном виде. В ведической культуре разработан способ передачи Вед в неискажённом виде. Несмотря на то, что девяносто пять процентов Вед на данный момент утеряны, оставшиеся пять процентов дошли до нас в целости и сохранности.

«Самые дорогие вещи даются бесплатно. Шримад-Бхагаватам содержит в себе все ведические наставления. Они бывают очень острые. Не все их выдерживают. Для того, чтобы пробудить душу. Шримад-Бхагаватам описывает духовное разнообразие, личностную концепцию. Имя, форма, качества, окружение и имя — вот что описывает Шримад-Бхагаватам» [2].

«Бхагавад-гита является звуковым воплощением Господа, так как исходит из уст Верховного Господа, а Шримад-Бхагаватам представляет Господа в звуке, поскольку рассказан воплощением Господа и повествует о Его деяниях» ([1] Шримад-Бхагаватам 2.1.8, комментарии).

Инструкция по применению

Когда мы покупаем что-то в магазине, к товару прилагается инструкция по применению. Аналогично этому, Веды можно назвать инструкцией по применению

— материального мира, в котором мы живём,

— и нашего материального тела, в котором мы тоже живём.

Вселенная и наше тело являются творениями. Этот факт подтверждается Ведами и нашим жизненным опытом. Никто не видел, как что-то возникло само по себе благодаря стечению обстоятельств. Но наоборот, всё вокруг прямо у нас на глазах само разрушается и деградирует, если не прикладывать дополнительных усилий к поддержанию порядка. А гипотезы о том, что что-то само создалось раньше или создастся потом, выглядят очень неубедительно, как-то по-детски даже. Многие известные учёные поражаются сложностью и тонкостью этих великолепных механизмов — нашей материальной вселенной и нашего материального тела. Вокруг огромное количество примеров созидания:

— художник нарисовал картину,

— инженер сконструировал автомобиль,

— создал компьютер,

— писатель написал книгу,

— композитор создал симфонию.

Но пока ещё никто не видел, как что-нибудь создалось у нас на глазах само, без участия личности.

Брихад-араньяка-упанишада (2.4.10) гласит:

— «Риг-веда,

— Сама-веда,

— Яджур-веда,

— Атхарва-веда,

— Итихасы (исторические повествования такие, как Махабхарата)

— и Пураны —

всё это дыхание Абсолютной Истины. Они изошли из Верховного Брахмана безо всяких усилий с Его стороны, с той же лёгкостью, с какой дышит человек».

Таким образом, Веды были созданы одновременно с материальным творением и являются его неотъемлемой частью: инструкцией по применению.

В нашем временном пользовании по странному стечению обстоятельств оказались эти очень сложные механизмы — наше тело и окружающий мир. И пользоваться ими без изучения инструкции — неоправданный риск. А вдруг что-нибудь испортится или взорвётся? И есть подтверждения этому. Мы вокруг наблюдаем много таких взрывов. Это

— разводы,

— самоубийства,

— стрессы,

— депрессии,

— болезни,

— преступления.

Поэтому жить обязательно надо в соответствии с ведическими писаниями.

«Предписания, регулирующие деятельность людей, содержатся в Ведах, которые исходят непосредственно от Верховной Личности Бога» ([1] Бхагавад-гита 3.15).

«Мы не можем сами с вами установить,

— что можно делать,

— а что нельзя.

Это даётся священными книгами. Понятия

— греха

— и добродетели

объясняются только в священных книгах. Нет священных книг — эти понятия будут размыты.

— Добро

— и зло

вы не различите сами, пока не обратитесь к законам религии. Законы религии даются только от Бога или от пророков. Сам человек не может к этому прийти, он живёт только в компромиссах, в своих чувствах. Поэтому грех определяют писания.

Ну кто это писал? И спросила кроха: что такое хорошо и что такое плохо? Как различить? И

— что есть чистое,

— и что нечистое?

Каким образом вот я руки помыл, и они чистые стали, почему? А что делает их нечистыми? А почему если я что-то съел, даже через ложку, рука считается нечистой? Я не вижу, что она нечистая, она такая же чистая, а вот там написано: нет, нечистая. И есть такие тонкости, которые мы не различаем. Но если мы последуем этим законам, мы начнём различать эти тонкости, вот в чём вопрос. У нас глаза откроются. Оказывается, я раньше не знал, никто не знал: раз в неделю мылись, и всё было чисто, казалось. А оказывается, если ты утром душ не принял, ты нечистый целый день. «Так я же мылся позавчера целиком!» Нет, каждое утро нужно это делать. Но делая это, вы понимаете, что такая чистота лучше. Вот что такое законы религии, которые

— возвышают наш разум,

— обостряют разум.

Эта способность различать недоступна искусственному интеллекту» [2].

«В каждом цивилизованном человеческом обществе изначально существует свод религиозных правил и предписаний. В обществе ариев, последователей Вед, представителей самой развитой цивилизации, правила так строги, что демонами считаются все, кто пренебрегает заповедями религии. Современные люди не знают предписаний священных писаний и не имеют ни малейшего желания следовать им. Большинству из них не известны заповеди писаний, но даже те, кто знает о них, не склонны их выполнять. У них нет ни веры, ни желания действовать в соответствии с предписаниями Вед. Как внутренняя, так и внешняя чистота тоже не свойственна им. Тело нужно всегда поддерживать в чистоте: каждый день

— совершать омовение,

— чистить зубы,

— бриться,

— менять одежду

— и т. д.

Что же касается внутренней чистоты, то для её поддержания необходимо всегда помнить святые имена Бога и повторять Харе Кришна, Харе Кришна, Кришна Кришна, Харе Харе / Харе Рама, Харе Рама, Рама Рама, Харе Харе.

Что касается поведения человека, то его тоже регламентирует множество правил и предписаний. Они изложены в таких книгах, как Ману-самхита, представляющих собой свод законов для человечества. Индусы следуют этим правилам даже сегодня. На основе Ману-самхиты составлены законы о наследстве и многие другие» ([1] Бхагавад-гита 16.7, комментарии).

Господь позаботился о том, чтобы ведические писания были понятны, и создал их многослойными. Это означает, что каждому, читающему ведические писания, доступны зашифрованные пласты знаний, соответствующие его уровню развития.

Ведические писания имеет смысл изучать непосредственно для их применения. Если их читать из праздного любопытства,

— во-первых, будет не интересно,

— а во-вторых, знания не откроются.

Как сохранились ведические писания

Секрет кроется в языке ведических писаний — санскрите. Ведические писания по-другому называются шрути — услышанное. В течение многих веков и эпох ведические писания передавались из уст в уста, существовала хорошо разработанная система мнемонических правил запоминания ведических писаний. До сих пор в Индии есть люди, которые могут наизусть прочесть одну или даже несколько Вед. Это несколько сот тысяч стихов на санскрите. Слово «санскрит» означает «совершенный, имеющий идеальную структуру». Санскрит — это язык с уникальной грамматикой и фонетикой, и многие языки этого мира произошли от него. В частности,

— все западноевропейские языки,

— латынь,

— древнегреческий

— и, конечно же, украинский

— и русский.

Фонетика санскрита по своей научной организованности не имеет аналогов. В санскрите двадцать пять согласных, они разделены на пять рядов по способу звукоизвлечения, по пять букв на каждый ряд. Эти пять рядов имеют непосредственное отношение к пяти изначальным стихиям, из которых построен мир.

— Первый ряд относится к эфиру,

— второй — к воздуху,

— третий — к огню,

— четвёртый — к воде,

— пятый — к земле.

В самих Ведах говорится, что каждый звук санскритского алфавита несёт в себе определённую тонкую энергию, и именно на этой энергии основана вся ведическая культура. Мантры, состоящие из этих звуков, правильно произнесённых, способны пробуждать скрытые, тонкие механизмы природы. И мудрецы древности, риши, способные видеть сквозь грубую реальность, с помощью правильного произношения, порождали определённую волновую структуру, которая позволяла им творить чудеса.

Кроме того, ведические писания не являются чем-то статичным. Веды расширяются, дополняются. Например, Чайтанья-чаритамрита написана около 500 лет назад, но является ведическим писанием. Критерием является связь с Абсолютной Истиной. Современная наука не является ведическим знанием, потому что не связана с Абсолютной Истиной.

Структура ведических писаний

Существует три раздела ведических писаний:

1) шрути,

2) смрити

3) и ньяя.

— Шрути — это услышанное в трансе свыше из достоверного источника.

— Смрити — это то, что можно запомнить, историческая хроника.

— Ньяя — это тексты, написанные на основе логических выводов.

Очень важна именно такая последовательность. Сначала надо услышать и поверить. Знание должно зайти в сердце, то есть в глубину сознания. Ведические тексты шрути считаются апаурушея — богооткровенными. Они представляют собой вечное трансцендентное знание, запись космических звуков истины.

1. Шрути (авторитетное)

«Словом шрути называют знание, которое обретают в процессе слушания. Это не эмпирическое знание. Шрути сравнивают с матерью. От матери мы узнаём об очень многом. Например, если вы хотите узнать, кто ваш отец, кто может ответить вам? Только ваша мать. Когда мать говорит вам: „Вот твой отец“, — вам остается только согласиться с этим. Установить личность отца экспериментальным путём невозможно. Аналогично этому, если вы хотите познать нечто, лежащее за пределами сферы вашего опыта, вашего эмпирического знания, за пределами сферы действия ваших чувств, то должны принять Веды. В этом случае не может быть и речи об экспериментировании. Все эксперименты уже давно поставлены. Истина уже установлена. Нам остаётся только принять её, как мы принимаем на веру слова матери. Другого пути нет» ([1] Шри Ишопанишад Введение).

Ведическая литература шрути обычно классифицируется согласно делению Вед на четыре части.

1) Риг-веда — Веда гимнов. Ригведа, состоит из 1017 гимнов, собранных в десяти книгах. Бóльшая часть стихов прославляет

— Агни, бога огня

— и Индру, бога дождя и небес.

Пользоваться этими гимнами могут только люди, сведущие в духовных вопросах.

2) Яджур-веда, известная как Веда жертвоприношений, содержит инструкции по проведению жертвоприношений.

3) Сама-веда, Веда песнопений, состоит из 1549 стихов, многие из которых встречаются в другом контексте в Ригведе. Самаведа особенно прославляет небесный напиток сому.

4) Атхарва-веда, Веда заклинаний, содержит различные песни и обряды, по большей части предназначенные для излечения от болезней.

Каждая Веда состоит из четырёх разделов, называемых

— Самхитами,

— Брахманами,

— Араньяками

— и Упанишадами.

1) Самхиты представляют собой сборники мантр. Их, собственно, и называют Ведами.

2) Брахманы дают указания,

— каким образом,

— с какими обрядами

— и в какое время

эти мантры следует произносить. Также Брахманы содержат свод законов, которые должен соблюдать человек, чтобы счастливо жить в этом мире.

3) Араньяки — разделы более метафизического характера, в которых объяснены

— сокровенный смысл

— и высшая цель ритуалов.

4) Упанишады дают философское обоснование законов этого мира. В них рассказывается о

— природе Бога,

— индивидуальной души,

— взаимоотношениях, которые связывают

— мир,

— Бога

— и душу.

2. Смрити (заключения)

Смрити — категория священных писаний, историй, дополняющих шрути. Они содержат в себе заключения, сделанные на основе шрути.

Чтобы вспомнить то, что было в прошлом, нужно вернуться в то качество, состояние сознания, а не в то время.

И наоборот, смрити написанные мудрецами в возвышенном состоянии сознания, способствуют вхождению читателя в такое же состояние сознания.

К смрити принято относить следующие ведические писания.

1) Дхармашастры, или законы, которые состоят из восемнадцати произведений. Каждое произведение соответствует определённой временной эпохе. Примером является Ману-самхита — свод законов для человечества.

2) Итихасы, или истории, сказания. К их числу принято относить эпосы

— Махабхарату

— и Рамаяну.

3) Пураны, или древние былины, которые состоят из восемнадцати произведений. Это дополнительные ведические писания, в которых

— Вишну,

— Кришна

— или Шива

превозносятся как верховные формы Бога.

4) Веданги состоят из шести категорий текстов:

— Шикша,

— Вьякарана,

— Чандас,

— Нирукта,

— Калпа

— и Джьйотиш.

1. Шикша — правила произношения звуков санскритского алфавита.

2. Чандас — правила ритма и расстановки ударений в стихах, из которых состоят Веды.

3. Вьякарана. В ней объясняется грамматика и метафизика санскрита — каким образом в санскрите нашли своё отражение сокровенная природа человеческой жизни и структуры вселенной.

4. Нирукта — этимология слов санскритского алфавита на основе глагольных корней, к которым восходит каждая часть речи санскрита.

5. Калпа — правила проведения обрядов и ритуалов.

6. Джйотиш, ведическая астрология объясняет, в какое время нужно проводить эти обряды, чтобы любое начинание увенчалось успехом.

5) Агамы — это доктрины, которые делятся на три основные части:

— вайшнавские,

— шиваитские,

— и шакта.

Другой вид их категоризации:

— мантра,

— тантра

— и янтра.

Например, к вайшнавским относятся

— Нарада-панчаратра,

— Гаутама Тантра,

— Хари-бхакти-виласа Санатаны Госвами,

— Бхакти-расамрита-синдху Рупы Госвами.

Существуют и другие ведические писания, не попадающие в какую-либо категорию. Например, Панчатантра — сборник сказок, главными героями которых являются животные, имеющие человеческие характеры. Эти сказки являются прообразами многих народных сказок разных народов, в том числе и русских народных сказок.

3. Ньяя (логика)

Ньяя — это философские трактаты, написанные мудрецами на основе логики. Логика — достаточно тонкий инструмент, который может помочь сознанию отделить материю и дух.

Веданта-сутра объясняет смысл Упанишад, устраняет кажущиеся противоречия, возникающие в уме того, кто изучает Упанишады.

«В Бхагавад-гите (13.5) Господь говорит: «Понимание высшей цели жизни даётся в Брахма-сутре [Веданта-сутре] на основе логики и доводов с объяснением причин и следствий».

Поэтому

— Веданта-сутру называют ньяя-прастханой,

— Упанишады — шрути-прастханой,

— а Пураны — смрити-прастханой.

Всё научное знание о трансцендентном должно опираться на

— шрути,

— смрити

— и убедительную логику»

([1] Чайтанья-чаритамрита 1.7.106, комментарии).

Но чтобы правильно использовать логику, этот могущественный инструмент, не злоупотребляя, человеку нужны определённые качества. Поэтому в процессе познания

— сначала используются шрути,

— затем смрити,

— и только в последнюю очередь ньяя.

В настоящее время очень отчётливо виден результат неправильного использования современными учёными принципа ньяи в обход шрути и смрити. Они пытаются использовать сразу логику, опираясь на безумные гипотезы, что приводит к фатальным ошибкам в развитии человеческого общества. В результате подобных ошибок потерпела крах техногенная цивилизация Атлантиды.

Мудрецы говорят, что не надо сильно беспокоиться по поводу получения необходимых знаний. Они советуют сильно не напрягаться, а просто читать авторитетную литературу с верой и почтением. Просто сам контакт со священными книгами сделает своё дело.

Среди огромного набора ведической литературы главными книгами считаются

— Веданта-сутра,

— одиннадцать первых Упанишад,

— Бхагавад-гита

— и Шримад-Бхагаватам.

— Бхагавад-гита представляет собой

— краткое,

— доступное

— и последовательное

изложение всех философских аксиом, содержащихся в Упанишадах,

— а Шримад-Бхагаватам — это

— квинтэссенция

— как философии Упанишад,

— так и всех Пуран.

— Шримад-Бхагаватам служит естественным комментарием к Веданта-сутре.

Когда и кем были записаны Веды

«Первоначально была только одна Веда, и читать её не было необходимости. Люди были такими разумными и имели такую хорошую память, что могли понять её, лишь однажды услышав из уст духовного учителя. Им достаточно было один раз услышать что-то, чтобы сразу постичь смысл сказанного. Но пять тысяч лет назад Вьясадев, заботясь о людях этого века, Кали-юги, организовал запись Вед. Он знал, что со временем жизнь людей сократится, их память ослабеет, а разум притупится. «Поэтому я должен учить ведической мудрости, записав её», — подумал он. Он разделил Веду на четыре части:

— Риг,

— Саму,

— Атхарву

— и Яджур —

и поручил эти части своим ученикам. Потом он подумал о людях, не обладающих большим разумом. Он решил позаботиться о женщинах, рабочих и тех, кто, несмотря на высокое происхождение, лишён соответствующих качеств. Для них он создал

— Махабхарату, назвав так историю Индии,

— и восемнадцать Пуран.

Все это:

— Пураны,

— Махабхарата,

— четыре Веды

— и Упанишады —

составляет ведическую литературу. Упанишады являются частью Вед. Затем Вьясадева обобщил ведическое знание для учёных и философов в

— Веданта-сутре, которая венчает Веды» ([1] Шри Ишопанишад Введение).

«Обладая знанием и трансцендентным зрением, великий мудрец предвидел, что

— под влиянием этого века

— всё материальное придет в упадок.

— Он предвидел также, что у неверующих людей сократится продолжительность жизни

— и из-за отсутствия добродетели

— они станут беспокойными.

Поэтому он погрузился в размышления о том, как помочь людям всех сословий и укладов жизни.

Он видел, что жертвоприношения, упомянутые в Ведах, являются средством, с помощью которого можно очистить деятельность людей. И чтобы упростить этот процесс, он разделил единую Веду на четыре части с целью распространить их среди людей.

Четыре части изначального источника знания [Вед] были выделены в самостоятельные произведения, а описания исторических фактов и подлинных событий, содержащиеся в Пуранах, именуются пятой Ведой.

После того как Веда была разделена на четыре части,

— Паила Риши стал учителем Риг-веды,

— Джаймини — учителем Сама-веды,

— и только Вайшампаяна прославился знанием Яджур-веды.

— Суманту Муни Ангире была поручена Атхарва-веда, которой он посвятил всего себя,

— а Ромахаршане — Пураны и исторические хроники.

Все эти сведущие учёные в свою очередь передали доверенные им Веды своим многочисленным ученикам, ученикам учеников и их ученикам. Так образовались соответствующие школы последователей Вед.

Таким образом, великий мудрец Вьясадева, очень милостивый к невежественным людям, преподнес Веды в такой форме, чтобы их могли усвоить даже люди с невысоким интеллектом.

Движимый состраданием, великий мудрец решил, что это целесообразно, ибо позволит людям достичь высшей цели жизни. И потому он составил великое историческое повествование Махабхарата, предназначенное для

— женщин,

— шудр [сословия рабочих и ремесленников]

— и друзей дваждырождённых [так называемых учёных]» ([1] Шримад-Бхагаватам 1.4.17—25).

История жизни Вьясадева приводится в Махабхарате. Его отцом был Парашара Муни, матерью — Сатьявати.

Вьясадев разделил единую Веду на четыре Веды и к каждой приложил соответствующие отрасли знания — веданги. Помимо шести веданг есть смрити, литература для запоминания, передающая то же самое послание Вед более простым языком на примере либо реальных исторических событий, либо аллегорических повестей. К смрити относят восемнадцать главных и восемнадцать дополнительных Пуран, а также Рамаяну и Махабхарату, исторические хроники. Помимо этого, есть Кавии, поэтические сборники. Их также иногда относят к разряду ведической литературы, поскольку они основаны на Пуранах, только с более подробной разработкой сюжета и историй, содержащихся изначально в Ведах, а потом записанных в Пуранах.

Для изучения Вед требовалась очень высокая квалификация, и, неправильно поняв смысл тех или иных мантр, можно было навредить и себе, и другим. Поэтому в ведической культуре существуют определённые ограничения на изучение Вед. Но для смрити, исторических повествований, таких запретов нет. Пураны, Махабхарату, Рамаяну могут читать все без исключения. Эти книги несут в себе изначальные идеи Вед, вечный звук, который в своё время породил всё мироздание. Язык Пуран не такой сложный, поэтому учёные различают

— ведический санскрит

— и санскрит смрити.

Вьясадева называют автором Вед, но Вьясадев просто записал то, что существовало многие тысячелетия до него. Само слово «пурана» означает «древнее». Эти книги были всегда, в том числе и единая Пурана, и Вьясадев изложил её на языке, понятном людям века Кали, века деградации, в котором мы сейчас живём. Поэтому и Веды, и Пураны одинаково авторитетны. Они доносят до нас одно и то же послание, они изложены одним и тем же мудрецом и представляют собой гармоничный, согласованный сборник ведических писаний, в которых одна часть дополняет другую.

Какие области знания охватывают ведические писания

Прежде всего, необходимо отметить, что Веды содержат три части.

1) Карма канда — знания о том, как правильно взаимодействовать с этим материальным миром. Эта часть самая большая и составляет девяносто шесть процентов всех Вед.

2) Гьяна канда — знания о том, что выходит за рамки материального мира. Эта часть Вед составляет всего три процента всех Вед. В основном, эти знания содержатся в Упанишадах.

3) Упасана канда — знания о том, что делать с тем знанием, которое выводит за рамки материального мира, что делать в духовном мире. Эта часть Вед составляет один процент от всех Вед. Но она самая главная.

Таким образом, самая главная тема ведических писаний, — это духовное знание, знание о природе души.

Помимо этого, в ведических писаниях есть огромное количество другой информации, касающейся всего того, что необходимо человеку для долгой и счастливой жизни.

— Это знание об организации пространства, васту:

— как строить дом,

— как его располагать, чтобы

— чувствовать себя хорошо,

— не болеть,

— жить в мире

— и достатке.

— Это медицина, аюрведа, наука о продлении жизни.

— Это ведическая астрология, которая объясняет,

— как земля и микрокосмос человека связаны с макрокосмосом, со вселенной,

— и как человек должен планировать

— свой день,

— поездки,

— важные начинания в жизни.

— В ведических писаниях также есть раздел о музыке, где говорится о семи основных нотах, которые соотносятся с семью чакрами, энергетическими узлами в теле человека, позволяя по-особому выстроенным мелодиям, рагам

— успокаивать

— и излечивать человека,

— создавать психологический комфорт.

— В ведических писаниях подробно описана йога, или набор различных техник и упражнений, позволяющих

— достичь огромной степени умственной концентрации,

— успокоить сознание,

— обрести мистические силы

— и в конце концов осознать свою духовную природу.

— Есть также ведические писания по воинскому искусству.

— Есть ведические писания, в которых приведены

— заклинания

— и мистические ритуалы.

— Есть пособия по

— экономическому процветанию,

— прикладной психологии,

— управлению государством, дипломатии.

— Есть кама-шастра, наука интимных отношений, позволяющая человеку постепенно переходить от грубых материальных наслаждений ко всё более тонким и так понять, что подобные удовольствия не являются целью человеческого существования.

Ведические писания охватывают абсолютно все стороны человеческой деятельности.

Авторитетность Вед

Четыре недостатка человеческого сознания

«Пока мы пребываем в состоянии обусловленности, наше знание имеет много недостатков. Разница между обусловленной и освобождённой душой заключается в том, что обусловленной душе присущи четыре недостатка» ([1] Шри Ишопанишад Введение).

1) Карана-патава (несовершенство чувств)

Карана-патава — это несовершенство органов чувств, на которых основываются логические рассуждения. Например, мы не можем разглядеть какой-либо объект или не понимаем его природу, даже сосредоточив на нём своё внимание.

«Наши чувства несовершенны. Мы очень гордимся своим зрением. Часто люди с вызовом спрашивают нас: „Можете ли вы показать мне Бога?“ Но есть ли у вас глаза, чтобы увидеть Бога? Вы не сможете Его увидеть, пока у вас не будет глаз, необходимых для этого. Если сейчас в комнате вдруг станет темно, вы не сможете увидеть даже собственную руку. Так много ли стоит ваша способность видеть? Таким образом, нельзя рассчитывать обрести истинное знание (веду) с помощью наших несовершенных чувств. Обладая этими недостатками, присущими обусловленным живым существам, мы никому не можем дать совершенного знания. Да и сами мы несовершенны. Поэтому мы безоговорочно принимаем авторитет Вед» ([1] Шри Ишопанишад Введение).

2) Бхрама (склонность ошибаться)

Бхрама — это склонность ошибаться, принятие одной вещи за другую. Например, в сумерках дерево кажется фигурой человека.

«Недостаток [обусловленной души] состоит в том, что она обречена совершать ошибки.

Человеку свойственно ошибаться. В этом заключается один из недостатков обусловленной души» ([1] Шри Ишопанишад Введение).

3) Випралипса (склонность к обману)

Випралипса — это склонность, желание обманывать других и даже самого себя. Например, не признаваться себе в своих ошибках и недостатках.

«Обман — это профессия обусловленной души и причина её погружения в невежество» ([1] Чайтанья-чаритамрита 1.5.41, комментарии).

«Каждый склонен обманывать других. Человек может быть первейшим глупцом, но выдавать себя за умного. Человек на каждом шагу заблуждается и допускает ошибки, но это не мешает ему рассуждать: „Я думаю, что это так, а то — этак“. При этом он даже не знает природы своего „я“. Он пишет книги по философии, хотя сам далёк от совершенства. В этом его болезнь. Это и есть обман» ([1] Шри Ишопанишад Введение).

4) Прамада (склонность впадать в иллюзию)

Прамада — это склонность впадать в иллюзию. Это рассеянность ума, в результате которой мы принимаем иллюзию за реальность.

Это похоже на склонность ошибаться, но отличие в том, что это преднамеренно. Это когда нравится ошибаться, есть вкус к этому. Все любят смотреть фокусы. Все знают, что это обман, но с удовольствием смотрят.

«Иллюзия — это вера в реальность того, чего не существует — майи. Майя буквально означает „то, чего нет“. Каждый принимает своё тело за себя. Если я спрошу вас, кто вы, вы ответите: „Я мистер Джон, я богатый человек“, и т. д., и т. п. Всё это разные формы отождествления себя с телом. Но вы не есть тело. Это иллюзия» ([1] Шри Ишопанишад Введение).

«Шастры [священные писания] свободны от четырёх недостатков, присущих обусловленным душам, которые

— обладают несовершенными чувствами,

— склонны к обману,

— неизбежно совершают ошибки

— и находятся во власти иллюзии.

Эти четыре главных недостатка лишают обусловленную душу возможности самой устанавливать правила жизни. Поэтому все

— великие мудрецы,

— ачарьи [духовные учителя]

— и великие души

неукоснительно следуют предписаниям шастр, свободных от этих четырёх недостатков.

Не следуя предписаниям шастр, невозможно достичь совершенства. Поэтому только того, кто смог постичь истинный смысл священных писаний, можно считать удачливым человеком.

Неприятие принципов, лежащих в основе постижения Верховной Личности Бога, является единственной причиной деградации людей. Это тягчайший грех, на который способен человек» ([1] Бхагавад-гита 16.24, комментарии).

«Слова Верховной Личности Бога свободны от материальных недостатков, таких как

— ошибки,

— заблуждения,

— обман

— и несовершенство чувственного восприятия.

— Совершить ошибку — значит принять один предмет за другой или допустить ложное суждение. К примеру, в темноте можно принять верёвку за змею или, увидев сверкающую на солнце раковину устрицы, подумать, что это золотой самородок. Такова природа ошибок.

— Заблуждение — это неправильное понимание, возникающее при невнимательном слушании,

— а обман — это передача такого несовершенного знания другим. Материалистичные ученые и философы часто используют слова «вероятно» и «возможно», потому что не обладают полным знанием. Стало быть, их попытки учить других являют собой пример обмана.

— И последний недостаток материалиста заключается в несовершенстве его чувств. Наши глаза обладают способностью видеть, но мы не можем видеть слишком отдалённые предметы, как не видим и те, что находятся у самого глаза, например, собственное веко. Невооруженному глазу солнце кажется не больше блюдца, а больному желтухой весь мир видится жёлтым. Поэтому нельзя полагаться на знание, полученное путём такого несовершенного чувственного восприятия. Наш слух столь же несовершенен. Мы не можем без помощи телефона услышать отдалённый звук. Если таким образом проанализировать все наши чувства, мы обнаружим, что все они несовершенны. Поэтому бесполезно пытаться обрести знание, полагаясь на чувства. Ведический путь познания состоит в том, чтобы слушать тех, кто уже обладает совершенным знанием»

([1] Чайтанья-чаритамрита 1.7.107).

«Веды — такая вещь, что вы не можете их ни принять (потому что нет доказательств), ни отвергнуть (потому что нет опровержений). Что же делать? Проверить на опыте. Это работает. Это факты» [2].

Три доказательства авторитетности Вед

Авторитетность ведических писаний логически подтверждается:

1) содержащимися в них современными научными фактами,

2) рекомендациями знаменитостей и

3) опытом их применения в жизни обычных людей.

1) Авторитетность ведических писаний логически подтверждается содержащимися в них современными научными фактами.

Один из ярких примеров — это данные, приведенные в ведических сиддхантах, астрономических расчётах, в которых за тысячи лет до Коперника была

— описана структура вселенной и даны

— скорость света,

— расстояния от земли до планет солнечной системы,

— с их радиусами

— и временем оборота вокруг солнца.

— Также ведическим математикам было известно число ?, причём с различной аппроксимацией.

— В ведических писаниях описываются законы

— гравитационного

— и электромагнитного полей,

— круговорот воды в природе.

— В ведических писаниях описаны летательные аппараты, способные мгновенно перемещаться по всей вселенной.

— Ведические писания описывают метод воздействия на тонкие энергетические процессы окружающей природы, при помощи которого можно управлять

— плодородием почвы,

— климатом,

— предотвращать стихийные бедствия.

— Современная квантовая физика обнаружила волновую природу всех материальных объектов, объявив это корпускулярно-волновым дуализмом. А мудрец Капила говорил об этом тысячи лет тому назад, когда объяснял, что первым материальным элементом является звук, или волна.

2) Авторитетность ведических писаний логически подтверждается рекомендациями знаменитостей.

Такие знаменитые личности, как

— Нильс Бор,

— Альберт Эйнштейн,

— Артур Шопенгауэр,

— Герман Гёссе,

— Исаак Ньютон,

— Лев Толстой,

— Александр Сергеевич Пушкин,

— Карл Густав Юнг,

— Борис Гребенщиков,

— Елена Блаватская,

— Джордж Харрисон,

— Майкл Джексон,

— Стив Джобс,

— Владимир Путин,

— Владимир Высоцкий,

— Бред Питт,

— Анджелина Джоли,

— Мэрилин Мэнсон,

— Киану Ривз,

— Мохаммед Али,

— Арнольд Шварценеггер,

— Сильвестр Сталлоне,

— Муслим Магомаев,

— царь Николай II

— и многие другие

в поисках ответов на свои вопросы обращались к Ведам и советовали это делать своим последователям.

Нильс Бор говорил, что в поисках ответов на свои вопросы, он обращался к Упанишадам.

Карл Гюстав Юнг изучал традиции Индии и на протяжении нескольких лет преподавал в Цюрихе философию йоги. Он представлял учение Вед в терминах своей собственной психологической системы, указывая на особое значение ведической мысли для современного запада: «Бхагавад-гита сравнивает человека с перевёрнутым деревом, корни которого растут сверху, из неба. Эта идея прошла через века. Сходство с ведическими представлениями прослеживается у Платона в „Тимее“, где он говорит: „…ибо мы, люди, суть не земные, а небесные растения“».

Альберт Эйнштейн: «Когда я читаю Бхагавад-гиту, я спрашиваю себя, как же Бог создал вселенную? Все остальные вопросы кажутся излишними».

Конец ознакомительного фрагмента.

Оглавление

* * *

Приведённый ознакомительный фрагмент книги Веды для жизни предоставлен нашим книжным партнёром — компанией ЛитРес.

Купить и скачать полную версию книги в форматах FB2, ePub, MOBI, TXT, HTML, RTF и других

Смотрите также

а б в г д е ё ж з и й к л м н о п р с т у ф х ц ч ш щ э ю я