Как соблюсти баланс между рабочим и личным? Как избежать конфликтных ситуаций, общаясь с международными клиентами онлайн? Как общаться в чатах и мессенджерах с первыми лицами компаний? Как чувствовать себя увереннее и достигать нужных результатов в разных сферах жизни путем общения в digital мире расскажет краткое, но максимально ёмкое пособие по цифровому этикету от Дарьи Фроловой.
Приведённый ознакомительный фрагмент книги Digital Intelligence. Основы цифрового этикета предоставлен нашим книжным партнёром — компанией ЛитРес.
Купить и скачать полную версию книги в форматах FB2, ePub, MOBI, TXT, HTML, RTF и других
Основные правила и принципы общения
Создание норм и правил любого этикета направлено на упрощение и облегчение жизни людей. Все правила всегда руководствуются логикой и здравым смыслом. Главный принцип — удобно мне, удобно со мной. Что это значит? Это значит, что мы должны чувствовать себя максимально комфортно, но не забывать, что наша свобода заканчивается там, где начинается свобода другого человека.
Прежде чем мы приступим к обсуждению конкретных способов коммуникации и разберем примеры, давайте определимся с основными принципами и правилами общения, которые ложатся в основу современного цифрового этикета.
У этикета нет автора. Этикет — это сложившиеся правила уважительного общения, которые меняются в зависимости от обстоятельств нашей жизни. Поэтому можно встретить отличающиеся друг от друга мнения у разных авторов, описывающих современные нормы. Даже советы из статьи, которую написали два года назад, могут сильно отличаться от современных реалий. Для того, чтобы понять какие из правил являются верными на данный момент, нужно проверить их на логику и здравый смысл.
Именно благодаря этикету мы можем считать информацию о человеке и понять свой он или чужой. Допустим человек достал сигарету и закурил во время видеозвонка. Если мы люди воспитанные, то такое поведение мы считываем сразу как действия чужака, что накладывает определенный отпечаток на наше общее отношение к человеку.
Помните, что ваше воспитание и хорошие манеры не дают вам права критиковать действия людей, которые нарушают правила этикета.
Мало кто задумывается, что при любом общении всегда есть определенные позиции. Всегда кто-то оказывается выше, ниже или равным собеседнику. Правильное понимание собственной позиции позволяет создать максимально комфортное и адекватное общение. Вот несколько примеров с разными позициями:
Руководитель — подчиненный
Продавец — покупатель
Доставщик — заказчик
Родитель — ребенок
В примерах выше наглядно понятно, кто является выше, а кто с точки зрения вектора уважения — ниже. Но не всегда все так однозначно. Времена меняются, меняются и нормы поведения. Еще совсем недавно в паре «женщина — мужчина» женщина стояла выше мужчины. Мужчина обязательно должен был пропустить женщину вперед, придержать дверь, подать руку при выходе из автомобиля и встать из-за стола для приветствия. Сейчас же в некоторых культурах обе позиции признаются равными, а в каких-то (например, в некоторых странах Южной Америки и Африки) женщина до сих пор находится в положении значительно ниже.
Говоря о векторе уважения, стоит также упомянуть о разночтениях в светском и деловом этикете. Если мы находимся в светском обществе, то женщина всегда будет выше мужчины, здесь также важно обращать внимание на возраст, проявлять уважение к старшим. В светском этикете вектор уважения будет направлен сначала на взрослых женщин, затем женщин младше по возрасту, старших мужчин, младших мужчин и детей.
В деловом этикете нет «мужчин» и «женщин», нет возраста, здесь главенствуют ранги, должности и статус. Тот, кто старше по должности будет выше.
Вектор уважения определяет такие важные моменты как приветствия, обращения, право перехода к неформальному общению, прекращение общения и т.д. Здоровается устно первым тот, кто младше и ниже по должности.
Конечно, всегда стоит придерживаться здравого смысла и пытаться минимизировать любую напряженность. Не следует пытаться указать на ошибки собеседника в случае нарушения каких-либо общепринятых норм общения. Важно дать возможность считать ваш вектор поведения и скорректировать свои действия. Смышленый человек быстро сориентируется, а глупого и невоспитанного вы все-равно не перевоспитаете.
Чем старше мы становимся, тем больше нам кажется, что планета начала крутиться быстрее, а часов в сутках стало меньше. Время — это наш самый главный не возобновляемый ресурс, поэтому важно уважать и ценить собственное время и время людей, с которыми мы общаемся. Это относится к пустым разговорам, длинным несодержательным письмам, долгим ответам и опозданиям. Конкретные временные рамки, относящиеся к разным средствам коммуникации, мы рассмотрим дальше в этой книге.
С появлением новых технологий изменилось наше восприятие информации и значительно снизилась способность продолжительной концентрации внимания. Мы потребляем все больше информации за меньшее время. Этот факт стоит учитывать для адаптации методов донесения информации.
Есть три темы, которые не стоит обсуждать ни с кем, кроме наших родных и близких друзей: политика, религия и личная жизнь. В последнюю входит и обсуждение финансов. Само собой разумеется, что неприемлемо читать чужую переписку, делиться чужой личной информацией и незаконно использовать чужие персональные данные. Это относится и к пересылке в мессенджерах сообщений (текстовых и аудио) без разрешения автора. С каждым годом в мире уделяется больше внимания защите авторских прав и интеллектуальной собственности. Растёт и ответственность за нарушение данных прав.
Представьте, что вы руководитель крупной компании или просто довольно известный человек и дали очередное задание помощнику, а он переслал его вместе с вашими контактными данными в какой-либо чат. Вы сильно удивитесь и даже испугаетесь за свою безопасность, а может и увидите сразу несколько сообщений от незнакомых людей, которые мечтали заполучить ваши контакты случайным образом. Вам ведь тоже неприятно получать рассылку от магазина, которому вы не оставляли свой номер?
Нежелательно также посвящать собеседника в свои проблемы, жаловаться на жизнь. Такое поведение уместно только в общении с близкими людьми. Особенно не стоит рассказывать о своей личной жизни каждому коллеге на работе. Важно учиться разграничивать работу и личную жизнь. Не приносите работу домой. Ваши домашние проблемы не должны отражаться на работе.
Довольно новое понятие в современном этикете. Под симметрией общения в данном контексте подразумевается, что мы можем пренебречь какими-либо правилами, но только если тот, кто находится выше по вектору уважения сам это предложил. Как пример, если руководитель сам предложил перейти на «ты» или если собеседник использует смайлы.
— Александр, подскажите, пожалуйста, к какому числу мы можем подготовить для Вас новое коммерческое предложение?
— Было бы здорово получить его до 18 числа. И да, ко мне можно на «ты»)
— Хорошо) Все подготовим вовремя.
И опять же, не забываем про здравый смыл. Нередко случаются ситуации, в которых тот, кто находится в позиции выше, не может правильно оценить ситуацию и злоупотребляет своим положением. В итоге рекрутер без спроса переходит «на ты» с соискателем должности, а генеральный директор отсылает официальные письма со смайлами подчиненным.
Помните, у вас всегда есть возможность высказаться против любого предложения собеседника, стоящего выше по вектору уважения. Вы всегда можете вежливо сообщить, что вам комфортнее было бы общаться «на вы» с вашим руководителем. Использовать обильное количество смайлов в ответ тоже не обязательно, если вы не делаете этого в обычной жизни или это вызывает у вас напряжение.
Нормы этикета могут сильно отличаться в разных странах и разных культурах. То, что приемлемо для вас, может быть абсолютно неприемлемым для другого человека или даже обидным. Чтобы чувствовать себя комфортно при общении с иностранцами или людьми, которые принадлежат к другим культурам, рекомендуется изучить международные нормы, а также знать основы разрешения конфликтных ситуаций. Подробно нормы современного международного этикета мы разберем в последней главе книги.
Правила русского языка важны. Ими нельзя пренебрегать. Даже если «умный» человек из другой книги или статьи в интернете на этом настаивает. Язык — живой, правила постоянно меняются, забываются, но все мы должны стараться следовать тем правилам, которые являются общепринятыми на сегодняшний день. «Вы» пишем с большой буквы, если обращаемся к одному человеку. Не пишем английские слова русскими буквами. Если у слова или термина есть русский вариант — пишем по-русски. Например «Senior developer» заменяем на «Старший разработчик». Если этого слова нет в русском словаре, значит его нельзя использовать. «Мидл и джун дизайнер» — не правильно. Допустимо использовать в переписке иностранные слова в оригинальном написании, если аналога в русском языке пока не существует. А вот точки над буквой «Ё» уже официально разрешили не использовать.
Serendipity — способность попадать в счастливые ситуации или получать случайные удачные совпадения.
Приведённый ознакомительный фрагмент книги Digital Intelligence. Основы цифрового этикета предоставлен нашим книжным партнёром — компанией ЛитРес.
Купить и скачать полную версию книги в форматах FB2, ePub, MOBI, TXT, HTML, RTF и других