Пособие для учителей-предметников и классных руководителей. В нем представлены уроки по истории, обществознанию, ОРКСЭ, краеведению, соответствующие требованиям ФГОС основного общего образования. Также вы можете ознакомиться и с разработками внеурочных мероприятий: классным часом и родительским собранием.
Приведённый ознакомительный фрагмент книги Разработки уроков и внеурочных мероприятий по истории, обществознанию, ОРКСЭ предоставлен нашим книжным партнёром — компанией ЛитРес.
Купить и скачать полную версию книги в форматах FB2, ePub, MOBI, TXT, HTML, RTF и других
© Дарья Панамарчук, 2019
ISBN 978-5-4496-5464-9
Создано в интеллектуальной издательской системе Ridero
Уроки ОРКСЭ
Тема урока:
Моя «малая церковь»
4 класс
Основы мировых религиозных культур
Единственная ценность жизни — это семья.
Как только погибнет семья, погибнет и мир.
Покажи свою любовь, прежде всего, в своей семье.
Тип урока: комплексный урок.
Предполагаемая продолжительность занятия: 40 мин.
Место урока в курсе: данное занятие может быть проведено при изучении темы «Семья».
Формы и методы работы: индивидуальная работа.
Основные понятия урока:
• Семья — малая социальная группа, основанная на родственных связях (по браку, по крови). Члены семьи связаны общим бытом, взаимной помощью, заботой и ответственностью.
• Малая церковь — так в православии именуется семья.
• Венчание — таинство православной церкви, во вовремя которого Бог благословляет молодоженов для создания семьи.
Ресурсы урока: мультимедиа-проектор, компьютер, экран, учебное пособие А. Л. Бегловой, Е. В. Саплиной «Основы мировых религиозных культур», листы бумаги для изображения эмблемы семьи, фломастеры, краски.
Цель урока: познакомить обучающихся с «малой церковью», ее православными традициями и обрядами, показать значение семьи в жизни каждого человека.
Планируемые образовательные результаты:
Предметные:
— узнают новые понятия (семья, «малая церковь»);
— смогут сравнить православные семьи XVI и XX вв.;
— узнают о таинстве венчания;
— познакомятся с отрывками из православной литературы.
Метапредметные:
Регулятивные УУД:
— примут участие в планировании собственной деятельности на уроке;
— оценят достигнутые результаты.
Познавательные УУД:
— научатся находить информацию в тексте;
— научатся вести самостоятельный отбор информации, ее преобразование;
— сравнят иллюстрации разных исторических эпох;
— познакомятся с русской живописью (картина И. Репина);
— сформулируют и проаргументируют мнение по проблеме.
Коммуникативные УУД:
— примут участие в обсуждении в ходе работы на уроке.
Личностные:
— смогут задуматься о важности семьи, семейных ценностей;
— научатся ценить жизнь и ее ценности (общение, любовь, дружбу);
— увидят перед собой пример того, как должны жить люди в семье, какими качествами обладать.
Задачи:
— формировать уважительное отношение к родителям, родственникам;
— способствовать пониманию значимости семейного воспитания для становления личности;
— развивать позитивное отношение к жизни, к окружающей действительности, к своей семье.
План урока:
— Православная семья.
— С чего начинается семья? Таинство Брака.
— За любовь и верность.
ХОД ЗАНЯТИЯ
Мотивация
— Нашему вниманию представлены два изображения (учитель показывает на слайде презентации, 2 изображения семьи: одна — современная православная семья, другая — семья в прошлом). Что вы видите? Подумайте, о чем мы будем говорить на сегодняшнем уроке?
Вопрос 1: Православная семья
Вы верно догадались, наш урок посвящен православной семье.
— Посмотрите на иллюстрации и придумайте им название. (Примерные ответы детей: «Православная семья в прошлом» и «современная православная семья». )
— По каким признакам мы можем понять, что эти семьи православные?
— Обратите внимание на состав семьи. Сколько вы видите детей в современной семье и семье прошлого, какова роль родителей (как они изображены)?
— Предположите, какие отношения в данных семьях? Счастливые ли это семьи? Слушаются ли дети родителей?
— Посмотрите еще раз на иллюстрации и скажите, почему семью в православии называют «малая церковь»?
Вы хорошо отвечали на вопросы. Давайте подведем итоги.
На картинах изображены православные семьи в разные исторические эпохи (XVI и XXI века). На стенах их комнат висят православные иконы. Атмосфера на обеих картинах излучает покой и уют. Семьи живут счастливо. На картине XVI века видно, что дети почитают родителей (они изображены маленькими, а родители — большими) и детей гораздо больше (мы можем насчитать четырех детей). В современной православной семье двое детей, видно, что они воспитанные, благополучные, берут пример с родителей (крестятся, читают молитву). Семью в православии называют «малая церковь», так как в ней, как и в церкви, есть иерархия, младшие должны слушаться и почитать старших, т. е. родителей. Эпохи сменяются, а православные ценности остаются.
• Какой бы вы хотели видеть свою будущую семью? Похожа ли она на православную семью XVI века? (Ответы детей.)
Тема нашего урока — моя «малая церковь». Запишите тему в рабочих листах.
Вопрос 2. С чего начинается семья? Таинство брака
А с чего начинается православная семья? (Ответы детей.)
Правильно, семья начинается с таинства венчания (просмотр учебной картины на слайде презентации). Художник Илья Репин изобразил венчание Николая II (последнего русского царя) и великой княжны Александры Федоровны. Год создания: 1894. Данная картина хранится в Государственном Русском музее.
Прочитайте тексты.
Таинство Брака
Брак есть Таинство, в котором при свободном перед священником и Церковью обещании женихом и невестой взаимной супружеской верности благословляется их супружеский союз, во образ духовного союза Христа с Церковью, и испрашивается им благодать чистого единодушия к благословенному рождению и христианскому воспитанию детей…
…В Таинстве Брака Церковь благословляет жениха и невесту на совместную жизнь, на рождение и воспитание детей. Жених и невеста должны при этом обещать Богу, что они будут верны друг другу всю жизнь. Конечно, такое обещание и сам брак должны быть свободными и непринужденными, потому что это образ союза самого Христа с Церковью.
Как установлен брак
В первой книге Библии описывается, как Господь сотворил из праха земного первого человека Адама и как создал помощницу ему, назвав ее Ева, то есть жизнь. «Нехорошо человеку быть одному», — это слова Господа, переданные нам в Библии пророком Моисеем. «Плодитесь и размножайтесь», — заповедовал Бог первой супружеской паре, от которых затем произошло все человечество. «Оставит человек отца своего и матерь свою и прилепится к жене своей, и будут двое одной плотью, так что уже не двое, но одна плоть». Так говорит Господь. Что может быть крепче связей между матерью и ее ребенком? Но и они отходят на второй план, когда заключается брак. Человек оставляет отца и мать, и возникает новая семья. Конечно, обязательства детей перед родителями никто не отменяет, но и тогда преимущество остается за связями между мужем и женой….
…В христианстве семья называется «малой церковью». Отношения внутри семьи, между всеми ее членами должны быть не просто бытовыми, житейскими. Семья — это христианская тайна, и недаром она начинается Таинством Брака, благодатию этого Таинства существует и в нем черпает силы…1
Т. М. Панасенко. Православные традиции и обряды
Записи на рабочем листе
Учащимся необходимо закончить предложение. В этом поможет учебник и тексты урока.
— Мама и папа, братья и сестры, близкие родственники, все это — …
— Православная семья начинается с…
— В православии семью называют малой…
— Вспомните имена первой супружеской пары на земле.
Вставьте пропущенные слова в текст:
…В Таинстве Брака Церковь благословляет жениха и… на совместную жизнь, на рождение и воспитание детей. Жених и невеста должны при этом обещать Богу, что они будут… друг другу всю жизнь. Конечно, такое обещание и сам брак должны быть… и непринужденными, потому что это образ союза самого Христа с Церковью.
Вопрос 3. За любовь и верность
Прочитайте стихотворение о православной семье.
Христианская семья
Доброта — залог семьи и счастья!
Нет семьи без пониманья и участья.
Пусть любовь царит в квартире тесной,
Без нее нет благости небесной.
Вежливость и щедрость душ — дается,
Без нее любовь рекой не льется,
У нее есть власть смягчать нам нравы,
Будем вежливы, пусть даже очень правы.
Вы с родными говорите нежно,
(Ведь и к нам Любовь Христа — безбрежна!)
И общайтесь с ближними, с друзьями,
Как хотите, чтоб общались с вами.
Если мы хотим, чтоб наши дети
Жили верой и Христовым светом,
Сами подавать должны примеры
Им своей любви, заботы, веры.
Доброта должна в семье быть главной!
(В гордости нет Бога, своенравной!)
Грубость, равнодушие и злоба
Да минует вашего порога!
Ласка, обходительность манер —
Вот для ближних и детей пример.
Вежливость и самообладанье —
Вот основа, отношений зданье!
Иисус Христос и Бога Слово —
Вот фундамент дома и основа!
Дети, в нас поддержку ощущая,
В доме видят тишь и благость рая.
Тон спокойный, мягкие заботы,
И улыбка ласки — меда соты,
Светом солнца, летом наполняют,
От печалей, слез оберегают.
Дом, где обитает тихо счастье,
Обойдут и беды, и ненастье,
Богом, небом, верой освещается,
Ангелами нежно охраняется.2
• Какие качества характера, по мнению автора, необходимы человеку для семейного счастья? Перечислите их.
• Есть ли данные качества у вас, над чем вам еще предстоит поработать?
• С кого, по мнению автора стихотворения, дети должны брать пример?
Правильно, с родителей. Именно для родителей, которые воспитывают много детей, усыновляют детей из детских домов, несут свет и любовь в мир, существует общественная награда Медаль «За любовь и верность», на которой изображены святые Петр и Феврония.
Рефлексия.
Выполнение задания «Эмблема семьи».
Инструкция: посмотрите на медаль «За любовь и верность» (медаль отображается на слайде презентации). Сейчас вы можете создать свою медаль семье с пожеланиями и вручить ее. Перед вами листы круглой формы. Начинайте рисовать, все в ваших руках. Время выполнения задания ограниченно (7—10 минут). Рисунку можно придумать интересное название.
Обработка: педагог просит детей показать рисунки. По желанию авторы медалей могут выйти к доске и рассказать о рисунках, поделиться впечатлениями. Далее возможны 2 варианта:
— Педагог просит детей подарить друг другу медали (друзьям или соседям по парте) с пожеланиями семейного счастья и благополучия, здоровья.
— «Медали семье» можно отнести домой и наградить своих родителей.
Самооценка.
Я усвоил эту тему на оценку: «5», «4», «3», «2».
1. Почему в православии семью называют малой церковью?
_____________________________________________________________________
2. Как должны жить люди в христианском браке? _____________________________________________________________________
3. С какого таинства начинается православная семья? _____________________________________________________________________
4. Когда человек должен начинать готовиться к семейной жизни? Какие качества необходимы для семейного счастья?
_____________________________________________________________________
5. Как называется общественная награда семье? _____________________________________________________________________
Тема урока:
Наша пристань — родительский дом
4 класс
Основы мировых религиозных культур
Для кого-то тяжелый крест семейной жизни
может явиться тем единственным
жизненным крестом,
что дал Господь для спасения.
Тип урока: комплексный урок.
Предполагаемая продолжительность занятия: 40 мин.
Место урока в курсе: данное занятие может быть проведено при изучении темы «Семья».
Формы и методы работы: индивидуальная работа, работа в парах.
Основные понятия урока:
• Памятник семье — это символ незыблемых ценностей, которые являются и будут являться фундаментом общества
• Икона — с греческого переводится как изображение, образ. В православии это образ Бога, Богородицы, Апостолов, святых и т. д., а также небесных Сил. Икона — не портрет, а символ, за которым стоит мысль о Боге.
• Притча — краткий поучительный рассказ.
Ресурсы урока: мультимедиа-проектор, компьютер, экран, учебное пособие А. Л. Бегловой, Е. В. Саплиной «Основы мировых религиозных культур», рабочие листы.
Цель урока: воспитать у учащихся ответственное поведение, уважительное отношение к родителям и представителям старшего поколения на основе православной культуры и традиций.
Задачи:
— привить уважение к православным традициям и обычаям;
— формировать теплое отношение к родителям, окружающим, людям старшего поколения;
— способствовать формированию понимания значимости семейного воспитания для становления личности;
— способствовать развитию позитивного отношения к жизни, к окружающей действительности, к своей семье.
План урока:
1. Святая семья.
2. Памятники и иконы семье.
3. Притча о блудном сыне.
ХОД ЗАНЯТИЯ
Мотивация
• Нашему вниманию представлена поучительная притча. Прочитайте ее.
О родителях. Поучительная притча
Некий мирянин сказал старцу:
— Батюшка, родители мои все плачутся да бормочут, жить спокойно не дают. Видно, от старости у них ум за разум зашел. Не могу я больше этого выносить! Не отправить ли их в богоугодное заведение?
— Понимаю, трудно тебе, — покачал головой старец, — но подумай, когда ты был в люльке, ведь тоже небось день и ночь хныкал, да и большим умом не отличался. А отец с матерью брали тебя на руки и ласкали нежно, с любовью. Они скорее с жизнью бы расстались, нежели с тобой. И чем ты теперь хочешь им отплатить?3
— О чем данная притча? Какого отношения заслуживают наши родители?
— Как вы думаете, о чем мы будем говорить на сегодняшнем уроке? (Ответы детей — о родителях.)
— Чтобы узнать тему урока, прочитайте стихи к песне «Родительский дом».
Слова: Рябинин М., Музыка: Шаинский В.
Родительский дом
Где бы ни были мы, но по-прежнему
Неизменно уверены в том,
Что нас примет с любовью и нежностью
Наша пристань — родительский дом.
Родительский дом, начало начал,
Ты в жизни моей надежный причал.
Родительский дом, пускай добрый свет
Горит в твоих окнах много лет.
И пускай наше детство не кончится,
Хоть мы взрослыми стали людьми,
Потому что родителям хочется,
Чтобы мы оставались детьми.
Родительский дом, начало начал,
Ты в жизни моей надежный причал.
Родительский дом, пускай добрый свет
Горит в твоих окнах много лет.
Поклонись до земли своей матери
И отцу до земли поклонись,
Мы с тобою в долгу неоплаченном,
Свято помни об этом всю жизнь.
Родительский дом, начало начал,
Ты в жизни моей надежный причал.
Родительский дом, пускай добрый свет
Горит в твоих окнах много лет.
Много лет…
Найдите слова: Наша пристань — … дом.
Вставьте пропущенное слово, и вы узнаете тему урока. Запишите тему урока в рабочих листах.
Вопрос 1: Святая семья
Прочитайте высказывания. О чем они? Кто их автор?
С обеих сторон должно быть желание сделать брак счастливым и преодолеть все, что этому мешает. Самая сильная любовь больше всего нуждается в ежедневном ее укреплении.
Самое богатое наследство, которое родители могут оставить детям, это счастливое детство с нежными воспоминаниями об отце и матери.
Вы правильно ответили на вопрос. Данные высказывания посвящены семье и христианскому браку. Советы дает святая царица (страстотерпица) Романова Александра Федоровна, жена последнего русского царя Николая II. К началу 1909 года государыня покровительствовала 33 благотворительным обществам. В годы Первой мировой войны Александра Федоровна, как и ее дочери, окончила фельдшерские курсы. Не просто перевязывала раненых, но и ассистировала хирургам.
Мать и жена, и только потом государственные дела. Но их решение царица видела по-своему. Когда мужа не было в столице, принимала с докладами министров. И в последние годы, несомненно, верила в спасение России.4
• Посмотрите на фотографию царской семьи (фотография на слайде презентации). Сколько членов семьи вы насчитали? Прочитайте текст о воспитании детей в царской семье.
Воспитание детей в царской семье
Быт семьи не был роскошным в целях воспитания — родители боялись, что богатство и нега испортят характер детей. Императорские дочери жили по двое в комнате — с одной стороны коридора «большая пара» (старшие дочери Ольга и Татьяна), с другой — «маленькая» (младшие дочери Мария и Анастасия).
В комнате младших сестер стены были выкрашены в серый цвет, потолок расписан бабочками, мебель выдержана в белых и зеленых тонах, проста и безыскусна.
Девочки спали на складных армейских кроватях, каждая из которых была помечена именем владелицы, под толстыми синими одеялами, украшенными монограммой.
Эта традиция исходила со времен Екатерины Великой (такой порядок она завела впервые для своего внука Александра). Кровати легко можно было двигать, чтобы зимой оказаться поближе к теплу или даже в комнате брата, рядом с рождественской елкой, а летом поближе к открытым окнам. Здесь же у каждой было по небольшой тумбочке и диванчики с маленькими расшитыми думочками.
Стены украшали иконы и фотографии; фотографировать девочки любили сами — до сих пор сохранилось огромное количество снимков, сделанных в основном в Ливадийском дворце — любимом месте отдыха семьи. Родители старались, чтобы дети постоянно были заняты чем-то полезным, девочек приучали к рукоделию.
Как и в простых небогатых семьях, младшим часто приходилось донашивать вещи, из которых выросли старшие. Полагались им и карманные деньги, на которые можно было покупать друг другу небольшие подарки.
Обучение детей обычно начиналось по достижении ими 8 лет. Первыми предметами были чтение, чистописание, арифметика, Закон Божий. Позднее к этому прибавлялись языки — русский, английский, французский, еще позже — немецкий. Преподавались императорским дочерям также танцы, игра на рояле, хорошие манеры, естественные науки и грамматика.
Императорским дочерям предписывалось подниматься в 8 часов утра, принимать холодную ванну. Завтрак в 9 часов, второй завтрак — в час или в половине первого по воскресеньям. В 5 часов вечера — чай, в 8 — общий ужин.
Конец ознакомительного фрагмента.
Приведённый ознакомительный фрагмент книги Разработки уроков и внеурочных мероприятий по истории, обществознанию, ОРКСЭ предоставлен нашим книжным партнёром — компанией ЛитРес.
Купить и скачать полную версию книги в форматах FB2, ePub, MOBI, TXT, HTML, RTF и других