30 советов, или Вы не одиноки в своём писательстве

Дарья Гущина, 2023

В процессе работы писатель сталкивается с массой проблем. Как же одолеть эту проклятую середину? Как написать в тренд? Для себя писать или для читателей? А если нет ни образования, ни таланта? А если текст, мягко говоря, плохой?.. И кажется, что это только его проблемы, у других таких нет… Или есть? Или он не одинок в своём писательстве – и у коллег по перу случаются похожие неприятности?На самом деле «30 советов» – это тридцать ответов на популярные писательские вопросы. Автор данной книги сама задавала их себе двадцать лет назад, когда только начинала писать. Сама искала ответы, думая, что она одна такая. А позже слышала те же самые вопросы от коллег постоянно.У нас общие проблемы. И общие вопросы. Давайте об этом поговорим?

Оглавление

Совет 5: Об опыте и плохом тексте

Писательство — это чистая практика. Пока не сядешь за руль, не поймёшь, что значит водить машину, хоть десять лет зубри матчасть. И пока не начнёшь складывать слова в предложения, предложения — в абзацы, а абзацы — в рассказ или главу, писать не научишься. Хоть обчитайся обучающей литературы. Можно годами зависать в учебниках и марафонах, сочиняя (иногда) по крошечной зарисовке, но это не научит писать. Теория мало что даст без практики.

Вообще все люди делятся на теоретиков и практиков. Теоретик сначала наберётся знаний и лишь потом осторожно приступит к делу, а практик, наоборот, загорится, окунётся в дело с головой и лишь потом, если что-то пойдёт не так, хотя бы заглянет в инструкцию. Теоретик сначала просмотрит тонну видеолекций, «пощупает» писательство в марафонах и только потом начнёт понемногу писать, а практик ухватит идею, быстро сочинит начало — и пошёл писать, и неважно, что нет опыта.

Я — практик. Я начала учиться только после третьего, что ли, романа (уже не помню). Когда получила от критиков и просто читателей по самомнению, задумалась, почему столько негатива, начала анализировать свой опыт и работать с бета-тестерами. А потом — читать хотя бы инструкцию, то бишь конкретные литературоведческие статьи, и думать, почему у меня что-то получается, а что-то нет.

Теоретиков же я постоянно вижу в своём паблике — их выдают вопросы вроде: «А как начать, если…», «Я начала, а вот этого пока не знаю — расскажите, как…», «А из чего состоит сцена?» И пока эти основательные ребята не узнают все подробности плюс примеры из классики плюс примеры из моей практики, за дело не возьмутся.

Быть теоретиком или практиком — это не хорошо и не плохо. Надо просто понимать, к какому типу вы относитесь, и строить работу, исходя из своих особенностей. Если без базовых знаний слишком много неуверенности в себе — учитесь. Если отчаянно хочется писать — пишите. А до учебников доберётесь или в случае ступора, или когда, как меня, критики отругают за непрофессионализм.

Практикам несложно начинать, а вот теоретиков часто стопорит отсутствие опыта, поэтому данная статья скорее для них.

Коллеги, не будьте вечными студентами! В литературоведении столько знаний, что всё изучить жизни не хватит. Начинайте писать — никакие знания не помогут начать, только практика. И не ройтесь во всём подряд, ищите конкретную информацию.

Надо написать рассказ? Читайте лишь то, что поможет написать рассказ. Не трогайте романное совсем. Надо написать роман? Читайте о том, как написать пролог. Как ввести героя в историю и познакомить с ним читателей. Как создать атмосферу. Как, в конце концов, придумать завязку — интриги или конфликта. Поделите слона на части. Изучите хобот. Опишите. И лишь потом беритесь за строение слоновьего черепа, предварительно и его поделив на части.

Не сидите в материалах до бесконечности. Напишите план (вам он дастся легче, чем практикам), начинайте и не бойтесь, что нет опыта. Иначе его никогда не будет.

В моменте «нет опыта» есть ещё один пугающий элемент — «Я же напишу плохо!» То есть стопорит не отсутствие знаний о сюжете или героях, а именно вероятность плохого текста. Это прямо беда некоторых моих подписчиков — ещё не начали, а уже боятся, что из-за низкого качества текста их не будут читать, раскритикуют, да и издательства откажут.

Чем тут помочь?

Первое: текст всегда можно переписать. Второе: текст всегда можно отредактировать. Третье: текст всегда можно переписать, а потом отредактировать.

Я пишу плохо. Мои знакомые пишут плохо. Все писатели свои черновики пишут плохо. Кто говорит, что хорошо, у того или врождённое языковое чутьё, или очень много опыта, или розовые очки. Невозможно написать сразу идеально. Приемлемо, на троечку, — да, идеально — нет. Всё, что вы читаете, проходит многоступенчатую редактуру — сначала книгу чистит автор, потом его редакторы, потом снова автор, потом корректор… Вот как получается прекрасный текст.

И лично я позволяю себе писать черновик плохо, криво и косо. Если начну думать над каждым словом или оборотом, то сначала застряну в словарях, а потом вообще брошу писательство. Я просто рассказываю историю, а через определённое время правлю. Снова правлю. И ещё раз правлю. Так я и стала редактором — изучила основы литературного редактирования и взялась за свои тексты.

Вы тоже можете это освоить. И позволить себе писать плохо тоже можете. Никто же не заставляет сразу выкладывать черновик в Сеть или отправлять в издательство. Я, например, в стол пишу, а выкладываю только после минимум одной чистки. И это нормально.

А вот годами сидеть в Сети, судорожно глотая статью за статьёй, мечтая написать книгу, но прячась за «не знаю» или «не умею», — ненормально.

Может, хватит?

Дополнение:

«Не теряйте веру в себя! Любой замысел рано или поздно начинает казаться ужасным. Не опускайте руки на этом этапе и продолжайте работать. Сначала является воспламеняющая идея, и вы вовлекаетесь в процесс, преисполнившись надежды и даже уверенности (это единственные мгновения моей жизни, когда я чувствую себя уверенно).

Если вы по-настоящему скромны, то вообще никогда ничего не станете писать, но тогда так и не узнаете этого изумительного ощущения, когда вы оказываетесь во власти мысли, точно представляете себе, как ее выразить, хватаетесь за карандаш и в состоянии полного экстаза строчите страницу за страницей в школьной тетради. Однако тут же перед вами стеной встают непреодолимые трудности, вы не знаете, с какого бока к ним подобраться, и наконец, постепенно и неуклонно теряя всякую веру в себя, приближаетесь к первоначальному замыслу. Закончив, вы осознаете, что потерпели полный провал. А спустя пару месяцев вам кажется, что, может быть, это не так уж плохо».

Агата Кристи

Смотрите также

а б в г д е ё ж з и й к л м н о п р с т у ф х ц ч ш щ э ю я