Игровая зависимость, или патологическое влечение к играм, — это психическое расстройство, которое характеризуется непреодолимым стремлением к участию в азартных играх или видеоиграх, несмотря на негативные последствия для социальной, финансовой и эмоциональной жизни человека. Игровая зависимость затрагивает людей всех возрастов, но особенно она распространена среди подростков и молодых людей.
Приведённый ознакомительный фрагмент книги «Психотерапия игровой зависимости» предоставлен нашим книжным партнёром — компанией ЛитРес.
Купить и скачать полную версию книги в форматах FB2, ePub, MOBI, TXT, HTML, RTF и других
Когнитивно-поведенческая терапия (КПТ)
Когнитивно-поведенческая терапия (КПТ) при игровой зависимости (здесь речь чаще всего идёт о патологической (проблемной) склонности к азартным играм) направлена на выявление и изменение негативных паттернов мышления и поведения, связанных с азартом, а также на формирование навыков самоконтроля и профилактики рецидивов. Ниже рассмотрим основные черты, задачи и техники КПТ, применяемые для работы с игровым поведением.
1. Особенности игровой зависимости (патологического влечения к азартным играм)
— Компульсивное влечение (craving)
— Человек испытывает сильное, трудно контролируемое влечение к азартным играм, стремится вновь и вновь играть, несмотря на негативные последствия (долги, проблемы в семье, на работе).
— Когнитивные искажения
— У зависимых от азартных игр часто формируются ошибочные убеждения о «системе выигрыша», «чувствовании удачи», «предчувствии», «почти выигрыше» (например, «Ещё чуть-чуть, и я отыграюсь»).
— Появляется вера в «везение» и «контроль» над случайными событиями, что подогревает желание играть.
— Эмоциональная дисрегуляция
— Игровая зависимость часто связана со стрессом, тревожностью, депрессией.
— Человек может использовать азартные игры, чтобы уйти от проблем (избегание реальности) или снять скуку, получить адреналин, «дофаминовый всплеск».
— Социальные и финансовые последствия
— Ухудшение отношений в семье (конфликты, потеря доверия), на работе.
— Накопление долгов, продажа имущества, кредиты ради новой игры.
2. Основные цели когнитивно-поведенческой терапии при игровой зависимости
— Снижение или полное прекращение игрового поведения
— Помочь клиенту осознать закономерности, приводящие к «срыву» в игру, и научиться прерывать эти паттерны.
— Выработать альтернативные формы проведения времени и снятия стресса.
— Коррекция когнитивных искажений
— Распознать ошибочные мысли («Я почти выиграл, значит, удача рядом», «Сейчас верну все потери») и заменить их реалистичными убеждениями о вероятностях и последствиях игры.
— Развитие навыков самоконтроля и эмоционального регулирования
— Формирование новых стратегий для управления стрессом, скукой, тревогой, без обращения к игре.
— Улучшение способности терпеть дискомфорт и «отсроченное» вознаграждение.
— Профилактика рецидивов
— Научить клиента определять «триггеры» (ситуации, эмоции, мысли), повышающие риск снова начать играть.
— Создать «план действий» при появлении влечения к игре и стрессовых обстоятельств.
3. Ключевые компоненты КПТ при зависимости от азартных игр
3.1. Психообразование (психоэдукция)
— Информация о природе азартных игр
— Рассказать о случайности исходов, математической вероятности (что «выигрыш» по сути маловероятен) и типичных заблуждениях («иллюзия контроля», «закон повторений», «почти выиграл»).
— Механизм формирования зависимости
— Объяснить, как повторяющееся подкрепление (даже редкими выигрышами) формирует сильное влечение и как эмоциональные проблемы усиливают жажду игры.
3.2. Идентификация и модификация когнитивных искажений
— Дневник мыслей и ситуаций
— Клиент записывает эпизоды, когда возникает желание играть: где, при каких мыслях («Если я сейчас сыграю, точно повезёт»), эмоциях (тревога, скука), а также какие действия предпринимаются (срыв в игру или отказ).
— Анализ деструктивных убеждений
— Врач (терапевт) помогает выявить ложные мысли: «Я смогу сегодня выиграть и отдать все долги», «Система меняется, если я меняю ставки», «Сейчас точно удача будет на моей стороне».
— Фокус: оспорить эти иррациональные установки и заменить их на факты («Азартная игра основана на случайности, долги не покрываются магическим выигрышем, статистически есть большой риск потери»).
3.3. Формирование поведенческих навыков и самоконтроля
— Избегание рисковых ситуаций
— Определить «триггеры»: посещение казино, онлайн-сайтов, реклам азартных игр, общение с играющими друзьями и т. д.
— Составить план: «Не носить с собой лишних денег, блокировать игровые сайты, избегать баров с игровыми автоматами» и т. п.
— Развитие альтернатив
— Вместо игры: спорт, хобби, общение с друзьями (не игроками), обучение навыкам релаксации, ведение дневника благодарности, участие в группах поддержки (типа «Анонимные игроки»).
— Техники стресс-менеджмента
— Освоение дыхательных упражнений, прогрессивной мышечной релаксации, коротких «минут осознанности», чтобы без игры справляться с напряжением или скукой.
3.4. Элементы мотивационного интервьюирования
— Укрепление мотивации на изменения
— Попросить клиента самому перечислить, какие негативные последствия у него от игры (финансовые потери, конфликты, потеря времени и сил).
— Сравнить ценности и цели (семья, стабильность, карьерный рост) с реальностью игровой зависимости (долги, недоверие, упущенные возможности).
— Помогает человеку самоосознанно принять решение о важности прекращения или сокращения игрового поведения.
3.5. Профилактика рецидива
— Анализ «срывных» ситуаций
— Осознать, в каких эмоциональных состояниях наиболее высок риск (например, после конфликтов, ощущение одиночества, зарплатный день).
— План действий при влечении
— «Если у меня появляется мысль „надо бы сходить в казино“, я звоню другу или консультанту, или иду на спорт, или включаюсь в домашние дела.»
— «Отслеживаю триггеры: вежливо отказываюсь, если друзья зовут „сыграть“ или блокирую сайты на компьютере.»
4. Типичный ход КПТ-процесса при игровой зависимости
— Начальный этап
— Постановка целей: полное прекращение игры (абстиненция) или значительное сокращение, повышение контроля над жизнью.
— Психообразование о природе зависимости, ввод в дневник мыслей и эмоциональных паттернов.
— Середина терапии
— Активная работа с когнитивными искажениями («Я точно выиграю, если сделаю ставку Х»).
— Тренировка альтернативного поведения: стратегия борьбы со скукой и стрессом, отказ от «рискованных» мест и компаний.
— Обучение распознаванию признаков приближающегося срыва.
— Поддерживающая фаза
— Консолидация достигнутых улучшений, мониторинг «критических ситуаций».
— Профилактика рецидивов: создание детального «плана действий» (куда позвонить, что делать, если внезапно захотелось сыграть).
— Завершение
— Оценка прогресса: снижение количества и интенсивности игровых эпизодов, улучшение финансовой и эмоциональной стабильности, восстановление отношений в семье.
— Выработка стратегии самостоятельного продолжения: посещение групп поддержки (например, «Анонимные Игроки»), регулярные личные «чек-апы».
5. Возможные результаты КПТ при игровой зависимости
— Снижение или прекращение игровой активности
— При успешной терапии клиент либо полностью воздерживается от азартных игр, либо чётко контролирует частоту и сумму ставок, не возвращаясь к компульсивному поведению.
— Устранение когнитивных искажений
— Человек перестаёт верить в «мистическую удачу», «особенные чуйки» и понимает, что азартные игры — это система с высокой вероятностью проигрыша.
— Развитие альтернативного поведения
— Появляется новый образ жизни без игры: найти хобби, наладить отношения, заниматься карьерой и саморазвитием, не прибегая к «легкому (но нереалистичному) выигрышу».
— Улучшение эмоционального состояния
— Клиент учится справляться со скукой, стрессом, тревогой более здоровыми способами (спорт, творчество, общение).
— Снижается уровень депрессии, растёт самооценка, восстанавливаются социальные связи.
— Профилактика рецидива
— Клиент знает, как определить «рискованное состояние» (злость, апатия, «подъём» зарплаты), как быстро отреагировать на мысли о «быстром выигрыше».
— При необходимости — обращается к близким, консультанту, проходит дополнительные сессии для укрепления мотивации.
—
Ниже приведены примеры упражнений и техник, которые могут использоваться в рамках когнитивно-поведенческой терапии (КПТ) при работе с игровой зависимостью (патологической склонностью к азартным играм). Эти упражнения помогают жертвам игровой зависимости осознать и изменить деструктивные мысли, уменьшить влечение к азартным играм и развить навыки самоконтроля в реальных ситуациях.
1. «Дневник ситуаций, мыслей и чувств» (Trigger and Thought Record)
Цель:
— Помочь клиенту выявлять «триггеры» (ситуации, места, эмоции), вызывающие сильное желание поиграть.
— Отслеживать и корректировать автоматические мысли, связанные с «выигрышем» или «отыгрыванием».
Как проводить:
— Выдайте клиенту специальный бланк (или предложите вести тетрадь) для регулярных записей.
— При возникновении влечения к игре клиент записывает:
— Ситуацию (когда, где, что происходило, кто был рядом).
— Мысли («Кажется, что вот-вот повезёт», «Я смогу вернуть потерянное»).
— Эмоции (тревога, возбуждение, стыд, скука и т. д.), их интенсивность (по шкале 0—10).
— Поведенческую реакцию (поддался влечению или воздержался).
— Анализировать на сессии, какие паттерны повторяются, какая мысль чаще всего «уводит» в срыв.
Комментарий:
— Регулярное ведение дневника способствует повышению осознанности: клиент учится заранее замечать «критические мысли» и формирует альтернативные реакции.
2. «АВС-анализ» (ABC Model)
(A — Событие/Trigger, B — Убеждение/Мысль, C — Эмоция и Поведение)
Цель:
— Научиться чётко различать сами внешние или внутренние обстоятельства (A) от собственных интерпретаций (B) и последующих эмоционально-поведенческих реакций (C).
— Увидеть, что именно «B» (убеждения, мысли) запускают стремление играть.
Как проводить:
— После эпизода влечения к игре (или фактического «срыва»), клиент заполняет схему:
— A: «Увидел рекламный баннер о ставках. Получил зарплату.»
— B: «Мне сегодня повезёт, я же давно не играл», «Отсюда и начинаются большие выигрыши».
— C: Эмоции (возбуждение, азарт), Поведение (зашёл на сайт ставок, сделал ставку).
— На терапии обсуждайте, какие искажения в пункте B привели к импульсу играть. Как можно было иначе интерпретировать A?
Комментарий:
— Позволяет клиенту дифференцировать фактические обстоятельства от собственной «легенды», которая подкрепляет азартное поведение.
3. «Коррекция когнитивных искажений» (Cognitive Restructuring)
Цель:
— Распознать типичные ошибки мышления (магическое мышление, иллюзия контроля, «почти выигрыш» и т. д.) и сформулировать более реалистичные убеждения.
— Снизить вера в «системы» и «чутьё», приводящие к чрезмерной уверенности, что «в этот раз уж точно выиграю».
Как проводить:
— Из «Дневника» или «АВС-анализов» взять конкретные фразы клиента (например, «Мне вечно не везёт, но раз 10 подряд не повезло, значит, на 11-й точно будет успех»).
— С помощью терапевта задать «Сократовские вопросы»: «Откуда вы знаете, что вероятность выигрыша зависит от предыдущих неудач?», «Есть ли у вас объективные доказательства этого?»
— Формулировать альтернативные мысли: «Каждый раз шансы на выигрыш остаются такими же низкими, предыдущие проигрыши не повышают вероятность успеха.»
— Закреплять: выписывать новые мысли, перечитывать их, когда появляется очередной «позыв».
Комментарий:
— Важно выявить весь спектр иррациональных убеждений (про удачу, про «отыгрыш»), постепенно разрушая эти мифы.
4. «Поведенческая экспериментация»
Цель:
— На практике проверить верность/ошибочность убеждений, например, что «я способен самоограничиться за 5 минут», «у меня есть супер-интуиция на победу» и т. п.
— Укрепить более реалистический взгляд на исходы игры и собственный контроль.
Как проводить:
— Определите конкретное утверждение клиента: «Если я буду играть маленькими ставками, я не потеряю много и могу в любой момент остановиться.»
— Составьте «эксперимент»: клиент пробует (безопасно и строго по условию) поиграть в демо-режиме (или очень короткий отрезок в реальности), отслеживая, возникает ли сильное влечение продолжать, чтобы проверить тезис «смогу ли я остановиться?».
— Перед экспериментом записать прогноз: «Верю, что легко остановлюсь, на 2-й минуте.»
— После — сравнить с реальным опытом (часто оказывается, что остановиться не так просто, азарт растёт).
— Делать вывод: «Моя уверенность была иллюзией, значит, лучше воздерживаться совсем или использовать более жёсткий механизм ограничения (не брать с собой кредитки, блокировка сайтов).»
Комментарий:
— Эксперименты должны быть «минимально рисковыми», безопасными: лучше предпочитать демо-версии или символические ставки, не опасные для бюджета, и то под контролем, если терапевт счёл это допустимым.
— Цель — на практике показать клиенту, что их убеждение о «контроле» может быть ошибочным.
5. «Контроль стимулов» (Stimulus Control)
Цель:
— Уменьшить частоту встречи с «триггерами» азартной игры.
— Сформировать привычку избегать мест, сайтов, ситуаций, провоцирующих азарт.
Как проводить:
— Составляется список «триггеров» — казино, лотерейные киоски, сайты ставок, звонки от знакомых игроков, реклама букмекерских контор.
— Разрабатываются меры ограничения:
— Удалить приложения на телефоне, установить блокираторы сайтов.
— Не ходить по улице, где расположен игровой клуб, менять маршрут.
— Договориться с банком/супругом, чтобы в распоряжении было меньше наличных или кредиток.
— Отмечать в «дневнике», как сработали эти меры, корректировать план, если обойти «триггеры» всё же не удалось.
Комментарий:
— Физическое или техническое ограничение доступа к игре снижает вероятность импульсивных ставок и даёт время применить иные coping-стратегии.
6. «План ответа на влечение» (Urge Management)
Цель:
— Научиться распознавать первые признаки возникающего желания играть и сразу переключаться на другое занятие, поддерживающее самоконтроль.
— Избежать «автоматического» подчинения влечению.
Как проводить:
— Выявите телесные и эмоциональные сигналы: «Чувство покалывания, мысленная картинка автомата», «Мысль: „Ещё один раз!“».
— Запланируйте альтернативу: «Сделать 10 глубоких вдохов, позвонить другу, заняться 10-минутной прогулкой.»
— «Урге-сёрфинг» (urge surfing): осознанно замечать, что влечение, подобно волне, нарастает и спадает, если не кормить его продолжением мыслей.
— Записывать успехи: когда удалось «пересидеть» волну и не сорваться.
Комментарий:
— Практикуя несколько раз, клиент убеждается, что влечение может пройти, если не поддаваться ему сразу. Укрепляет веру в свою способность справляться.
7. «Замена азартного поведения» (Functional Substitution)
Цель:
— Удовлетворить те потребности (в адреналине, социальной коммуникации, отвлечении от проблем), которые ранее закрывались азартной игрой, но — более безопасным путём.
— Снизить риск «возврата» к игре при скуке или стрессе.
Как проводить:
— Определить, что клиент получает от игры: «Азарт, драйв, возможность уйти от реальности, социальное общение (в клубе/онлайн)».
— Для каждой потребности найти альтернативу:
— Драйв и адреналин — экстремальный спорт, танцы, походы.
— Уход от реальности — медитации, чтение книг, просмотр фильмов, творчество.
— Социальное общение — найти клуб по интересам, спортивную секцию, кружок единомышленников.
— Закрепить: «Если чувствую скуку, меня тянет к автоматам, можно пойти потренироваться, встретиться с друзьями на неигровом мероприятии и т. д.»
8. «Ролевая игра против давления социума»
Цель:
— Научиться отстаивать свою позицию, когда друзья или знакомые пытаются вовлечь в азартную игру («Пойдём, это весело!»).
— Осознать, как спокойными доводами и уверенным «нет» можно избежать давления.
Как проводить:
— Один из участников терапии (или сам терапевт) играет роль «друга», предлагающего: «Давай сходим на ставки, там сегодня акция!»
— Клиент отрабатывает реакции: «Нет, я уже бросил, прошу не уговаривать меня», «Мне это не подходит, у меня есть другие планы».
— Терапевт и группа (если групповая) дают обратную связь, какие фразы звучали убедительно, где была неуверенность.
Комментарий:
— Помогает человеку быть готовым к реальным ситуациям, когда влечение к игре спровоцируют окружающие.
9. «План профилактики срывов» (Relapse Prevention Plan)
Цель:
— Предварительно подготовить клиента к тому, что могут быть сложные моменты, и знать, как быстро реагировать, если «волна» влечения захлестнёт.
— Уменьшить чувство беспомощности при неожиданном возникновении желания играть.
Как проводить:
— Терапевт (вместе с клиентом) прописывает, какие обстоятельства потенциально самые опасные (получение зарплаты, проигрыш в чем-то другом, ссора в семье и т. д.).
— Формулируются конкретные шаги: «Позвонить другу, спрятать кредитку, уйти с вечеринки, если начинают играть в карты, подумать о последствиях — долгах, рисках».
— Держать план в доступном месте (к телефону, на бумаге), чтобы при первой мысли о «срыве» клиент смог мгновенно вспомнить и применять действия.
Комментарий:
— Действенный инструмент, особенно в сочетании с «дневником мыслей» и техникой «Контроль стимулов».
Ниже представлен примерный сценарий когнитивно-поведенческой терапии (КПТ) для работы с игровой (азартной) зависимостью. Сессия рассчитана примерно на 45—60 минут. Содержание может меняться в зависимости от стадии терапии, динамики клиента и стиля работы терапевта.
1. Начало сессии (5—10 минут)
— Приветствие и установление контакта
— Терапевт (Т): «Здравствуйте, Марк. Как настроение сегодня?»
— Марк (М): «Здравствуйте… Чувствую смешанное: с одной стороны, стал реже заходить на игровые сайты, но с другой — всё равно тянет по вечерам.»
— Краткое «check-in» и обзор прошедшей недели
— Т: «Расскажите, пожалуйста, как прошла у вас неделя? Удалось ли вести „дневник мыслей“ и избегать игру?»
— М: «Да, я заполнял дневник. Был один тяжёлый момент в субботу вечером — хотелось проверить ставки на спорт.»
— Проверка домашнего задания
— Т: «Проверим, какие записи вы делали в дневнике. Какие триггеры появились? Как вы среагировали?»
— М (показывает записи): «В субботу был один эпизод, когда друг позвал на футбол, и там все делали ставки… я чуть не втянулся, но ушёл раньше.»
2. Основная часть (25—30 минут)
2.1. Анализ прошедших ситуаций и когнитивных искажений
— Детальное рассмотрение эпизода
— Т: «Расскажите, как началось желание играть в субботу?»
— М: «Я увидел, что друзья делают ставки. Внутри вспыхнула мысль: „Ну только 500 рублей поставлю, это же немного, и, может, подниму деньги легко.“»
— Выделение автоматических мыслей
— Т: «Запишем эту мысль: „Поставлю немного, вдруг повезёт.“ Как она звучала? Что вы чувствовали?»
— М: «Волнение, азарт. Мне казалось, что это же всего ничего — 500 рублей.»
— Проверка реалистичности
— Т (с «Сократовскими вопросами»): «Что случилось бы, если бы вы поставили? Смогли бы вы реально остановиться на этих 500 рублях?»
— М (задумывается): «Вероятно, нет… обычно я увлекаюсь, пытаюсь отыграться, если проиграю…»
Терапевт помогает Марку увидеть, что мысль «поставлю немного — безвредно» может быть искажением, потому что «немного» нередко превращалось в большие суммы.
2.2. Когнитивная реструктуризация
— Формулировка альтернативной мысли
— Т: «Как теперь вы можете переформулировать свою начальную мысль?»
— М: «Лучше сказать: „Даже маленькая ставка втягивает меня, потому что если проиграю, захочу отыграться, а если выиграю — захочу выиграть ещё.“»
— Запись «новой» установки
— Т: «Верно. Стоит записать: „Любая, даже небольшая ставка, может запустить цепочку проигрышей.“ Поможет ли это в следующий раз?»
— М: «Думаю, да… Буду помнить, что нет „безобидной“ ставки для меня.»
2.3. Поведенческий аспект: контроль стимулов и план действий
— Обсуждение профилактики
— Т: «Что вы могли бы сделать в ситуации, когда друзья снова зовут вас смотреть матч и делать ставки? Как подготовиться заранее?»
— М: «Возможно, мне стоит встречаться с ними не в баре, где все ставят, а дома. Или предупредить, что я не хочу участвовать в ставках.»
— Ролевая игра (по желанию)
— Т: «Давайте коротко отыграем, как вы скажете друзьям: „Ребят, я не ставлю, у меня другие приоритеты.“»
— М (пробует): «Слушайте, мне очень важно не играть сейчас. Я решил завязать.»
— Т (в роли друга): «Да ладно, всего 500 рублей, это незначительно!»
— М: «Нет, для меня это значимо, я не хочу рисковать. Я уже знаю, чем это кончается.»
— Т: «Здорово, как чувствуете себя, сказав это?»
— М: «Немного неловко, но чувствую и облегчение.»
2.4. Упражнение «План ответа на влечение» (Urge Management)
— Создание индивидуального плана
— Т: «Давайте сформируем конкретный „Plan B“ на случай, если опять появится сильное желание играть. У вас бывает это вечером, правда?»
— М: «Да, по вечерам, когда скучно или тревожно…»
— Т: «Что вы можете делать вместо этого?»
— М: «У меня есть заготовка: сразу позвонить брату, пойти бегать или посмотреть сериал с женой. И главное, заблокировать сайты с азартными играми уже сейчас.»
Конец ознакомительного фрагмента.
Приведённый ознакомительный фрагмент книги «Психотерапия игровой зависимости» предоставлен нашим книжным партнёром — компанией ЛитРес.
Купить и скачать полную версию книги в форматах FB2, ePub, MOBI, TXT, HTML, RTF и других