1. Книги
  2. Общая психология
  3. Дарья Владимировна Стрекалина

Психотерапия анорексии

Дарья Владимировна Стрекалина
Обложка книги

Анорексия (анорексия нервоза) — это расстройство пищевого поведения, характеризующееся сильным страхом набора веса, сознательным ограничением калорий и искажённым восприятием своего тела. Люди с анорексией часто стремятся к чрезмерной худобе, даже если их вес уже значительно ниже нормы, и могут воспринимать себя как «слишком полных», несмотря на очевидную истощённость.

Оглавление

Купить книгу

Приведённый ознакомительный фрагмент книги «Психотерапия анорексии» предоставлен нашим книжным партнёром — компанией ЛитРес.

Купить и скачать полную версию книги в форматах FB2, ePub, MOBI, TXT, HTML, RTF и других

Когнитивно-поведенческая терапия при анорексии

Анорексия — это серьезное расстройство, которое требует комплексного подхода к лечению. Одним из наиболее эффективных методов психотерапии, применяемых в лечении анорексии, является когнитивно-поведенческая терапия (КПТ). Этот подход направлен на изменение деструктивных мыслей, поведения и эмоций пациента, связанных с его отношением к еде, своему телесному образу и весу. КПТ активно используется в борьбе с анорексией, так как она помогает пациентам осознать и изменить искаженное восприятие своего тела и пищевого поведения.

1. Основы когнитивно-поведенческой терапии

Когнитивно-поведенческая терапия предполагает, что мысли, чувства и поведение человека взаимосвязаны, и что изменения в одном из этих элементов могут привести к улучшению общего состояния. В контексте анорексии это означает, что работа с искаженными убеждениями пациента о себе и своем теле, а также с его пищевыми привычками может существенно повлиять на его эмоциональное состояние и поведение.

Основные цели КПТ при анорексии:

— Изменение искаженного восприятия тела и веса.

— Прекращение патологического контроля за едой.

— Снижение тревоги и страха перед набором веса.

— Повышение самооценки пациента и улучшение его общей психоэмоциональной стабильности.

2. Этапы когнитивно-поведенческой терапии при анорексии

КПТ при анорексии проходит несколько ключевых этапов, каждый из которых направлен на работу с различными аспектами расстройства. Эти этапы включают:

2.1. Оценка и установление целей терапии

На первом этапе терапии психотерапевт проводит тщательную оценку состояния пациента, определяя степень тяжести расстройства, его симптомы, а также осознавание и понимание пациентом проблемы. Это помогает установить ясные терапевтические цели.

Цели могут включать:

— Повышение осознания пациента о том, как анорексия влияет на его здоровье.

— Разработка стратегий для нормализации пищевого поведения.

— Повышение готовности пациента к изменениям.

2.2. Идентификация и работа с искаженными убеждениями

Одной из центральных задач КПТ является изменение искаженных убеждений пациента о себе и своем теле. Это убеждения, такие как:

— «Я должна быть худой, чтобы быть достойной любви и уважения.»

— «Если я буду толстым, меня никто не полюбит.»

— «Мой вес — это единственный способ контролировать свою жизнь.»

Терапевт помогает пациенту выявить эти искаженные мысли, анализирует их происхождение и помогает заменить их на более здоровые и реалистичные. Терапевт может использовать следующие методы:

Когнитивная реструктуризация: Замена искаженных мыслей на более объективные и рациональные. Например, «Мой вес не определяет мою ценность как человека».

Доказательства и проверка реальности: Пациент может вести дневник, где он будет записывать свои мысли о теле и о еде, а затем анализировать, насколько эти мысли соответствуют реальности.

2.3. Работа с пищевым поведением

Следующим этапом является работа с пищевыми привычками пациента. КПТ включает обучение пациента здоровому подходу к еде, борьбе с излишним контролем за калориями и регулярными приемами пищи. Этапы этой работы могут включать:

Планирование питания: Разработка четкого графика приема пищи, включающего разнообразные и сбалансированные продукты. Это помогает пациенту уменьшить тревогу и стресс, связанные с едой, и снизить количество самоповреждающего поведения, такого как пропуск приемов пищи.

Постепенное расширение рациона: Терапевт может предложить постепенно вводить новые продукты в рацион, начиная с тех, которые не вызывают сильного страха у пациента. Важно, чтобы пациент работал с терапевтом, чтобы не бросаться в крайности, а увеличивать объем пищи в комфортном темпе.

Контроль над приступами голода и переедания: На этом этапе пациента учат распознавать сигналы голода и сытости и понимать, как они связаны с эмоциональными состояниями, что помогает улучшить контроль над пищевым поведением.

2.4. Управление тревогой и стрессом

Анорексия часто является способом справляться с глубокими внутренними переживаниями, такими как тревога, депрессия или стресс. КПТ включает методы снижения тревожности, такие как:

Техники релаксации: Например, дыхательные упражнения, медитации, расслабление мышц. Эти техники помогают снизить уровень стресса, связанного с переживаниями по поводу еды и веса.

Снижение страха перед набором веса: Работа с иррациональными страхами пациента и постепенная их замена на более здоровые представления.

2.5. Постепенная работа с самооценкой и личными целями

Кроме того, КПТ помогает пациентам работать с низкой самооценкой, которая часто лежит в основе анорексии. Пациенты с анорексией могут чувствовать, что их ценность зависит исключительно от их внешности или веса. Терапевт помогает пациенту развить более здоровое восприятие себя, свои достижения и достоинства, которые не связаны с телесным образом.

Пациенту предлагается работать над другими личными целями, которые помогают ему чувствовать себя успешным и ценным человеком, не связав свою самооценку с физическим состоянием.

3. Роль когнитивно-поведенческой терапии в комплексном лечении анорексии

Когнитивно-поведенческая терапия является одним из ключевых методов, но она редко применяется в изоляции. В лечении анорексии важен комплексный подход, который включает медикаментозную терапию, нутритивную поддержку, а также работу с семьей пациента.

В некоторых случаях психотерапевт может порекомендовать комбинированное лечение, включая КПТ и другие методы, такие как семейная терапия или интерперсональная терапия. Важно, чтобы пациент получал поддержку на всех уровнях, начиная с физического восстановления, заканчивая эмоциональной и психологической стабилизацией.

4. Результаты и прогноз лечения

Когнитивно-поведенческая терапия при анорексии имеет хорошие прогнозы, особенно при ранней диагностики и активном вовлечении пациента в процесс лечения. Регулярные сессии позволяют пациентам осознавать и менять негативные убеждения и поведение, восстанавливая здоровый подход к себе и пище. Однако важно понимать, что лечение анорексии — это длительный процесс, требующий настойчивости и поддержки.

Пациенты, успешно прошедшие курс КПТ, как правило, имеют более высокие шансы на восстановление, улучшение психоэмоционального состояния и нормализацию питания, а также на долгосрочное поддержание результатов.

Примеры упражнений — Когнитивно-поведенческая терапия при анорексии

Когнитивно-поведенческая терапия (КПТ) при анорексии направлена на изменение негативных и искаженных мыслей о теле, пище и собственном весе, а также на коррекцию поведения, связанного с ограничением потребления пищи. Важной частью КПТ являются упражнения, которые помогают пациентам изменить свои убеждения и установить здоровые отношения с едой. В этой главе представлены примеры таких упражнений.

1. Упражнение: Когнитивная реструктуризация — «Мои мысли о теле»

Цель: Помочь пациенту осознать и изменить искаженные мысли о теле и весе, которые приводят к ограничению пищи и ухудшают самооценку.

Инструкция:

— Попросите пациента записать свои мысли о своем теле, которые возникают в течение дня (например, при взгляде в зеркало, при разговоре о еде или после приема пищи).

— После записи всех мыслей, попросите пациента оценить, насколько они реалистичны.

— Затем попросите пациента подумать, как бы он мог изменить эти мысли на более рациональные и здоровые. Например:

Искаженная мысль: «Если я не буду стройной, меня никто не полюбит».

Здоровая мысль: «Моя ценность не зависит от внешности. Я заслуживаю любви и уважения независимо от моего веса».

— Попросите пациента заменить искаженные мысли на здоровые в своей повседневной жизни, отмечая, как это влияет на его поведение и эмоциональное состояние.

2. Упражнение: Ведение дневника питания — «Мой рацион сегодня»

Цель: Помочь пациенту осознать и нормализовать свое поведение в отношении пищи, а также развить более гибкий подход к питанию.

Инструкция:

— Попросите пациента ежедневно записывать, что и когда он ест. Важно, чтобы пациент фиксировал и количество пищи, и тип еды.

— После записи, попросите пациента оценить, как он себя чувствует перед и после приема пищи. Какие эмоции или мысли возникают? Напоминаем, что цель — это выявить эмоциональные и когнитивные реакции на еду.

— Затем попросите пациента проанализировать свои записи. Как часто он избегает приема пищи или выбирает ограниченное количество продуктов? Какие мысли или чувства связаны с этим?

— Дайте пациенту задание на неделю: уменьшить количество пропусков пищи, начать вводить разнообразие продуктов, избегать слишком строгих ограничений и отслеживать изменения в своем состоянии.

3. Упражнение: Замена негативных убеждений о пище — «Что я думаю о еде?»

Цель: Изменить искаженные убеждения о пище, таких как страх перед набором веса или убеждения о «нездоровой» пище.

Инструкция:

— Попросите пациента составить список продуктов, которых он избегает из-за страха набрать вес. Это могут быть продукты, которые пациент считает «вредными», «жирными» или «опасными».

— Для каждого продукта пациент должен записать, какие убеждения или страхи он испытывает по поводу этого продукта. Например:

Продукт: Шоколад

Страх: «Если я съем шоколад, я наберу вес, и все будут меня осуждать».

— После этого попросите пациента проверить эти убеждения. Дайте ему следующее задание: найти примеры людей, которые едят этот продукт и при этом имеют здоровое тело, а также анализировать, есть ли научные доказательства того, что этот продукт действительно вреден.

— Попросите пациента записать новые, более здоровые убеждения о том, что еда — это не враг, а необходимая часть жизни. Например:

Здоровое убеждение: «Шоколад в умеренных количествах — это вкусная и приятная часть сбалансированного питания».

4. Упражнение: Оценка и изменение страхов — «Чего я боюсь, если съем больше?»

Цель: Работа с иррациональными страхами, связанными с приемом пищи и набором веса.

Инструкция:

— Попросите пациента записать свои самые сильные страхи, связанные с едой и набором веса. Например: «Если я съем больше, я стану толстой» или «Если я съем, меня не будут любить».

— Затем попросите пациента провести логическое исследование этих страхов. Какие доказательства есть для того, чтобы эти страхи оправдались? Могут ли они быть преувеличены или не основаны на реальных фактах?

— Попросите пациента сформулировать альтернативные, более реалистичные мысли. Например:

Иррациональный страх: «Если я съем больше, я не смогу контролировать себя».

Реалистичная мысль: «Мое тело нуждается в энергии, чтобы функционировать, и я могу контролировать количество пищи без страха перед перееданием».

— Повторяйте это упражнение с пациентом несколько раз, помогая ему постепенно ослабить страхи, связанные с едой.

5. Упражнение: Самообслуживание и улучшение самооценки — «Что я ценю в себе?»

Цель: Помочь пациенту повысить самооценку и начать ценить себя за другие качества, помимо веса и внешности.

Инструкция:

— Попросите пациента составить список своих сильных сторон и качеств, которые ему нравятся в себе. Это могут быть личностные качества (например, честность, заботливость), навыки (например, творчество, трудолюбие), достижения (например, успешные проекты) и т. д.

— Задание состоит в том, чтобы каждый день добавлять что-то новое в этот список и читать его хотя бы дважды в день.

— Также попросите пациента записывать маленькие достижения, связанные с заботой о себе, например:

— «Сегодня я съела завтрак без стресса».

— «Я позаботилась о своем теле, сделав зарядку».

— «Я смогла съесть полноценный обед и чувствовала себя лучше после этого».

6. Упражнение: Повышение чувства контроля — «Что я могу контролировать?»

Цель: Помочь пациенту почувствовать, что он может контролировать свою жизнь в более здоровом контексте.

Инструкция:

— Попросите пациента записать все аспекты своей жизни, которые он чувствует, что не может контролировать (например, вес, пищевые привычки, отношение окружающих к его внешности).

— Затем попросите его разделить эти аспекты на те, которые он может контролировать, и те, которые вне его контроля.

— Для каждого аспекта, который он может контролировать (например, питание, физическая активность), попросите пациента записать, как он может это контролировать в здоровом и конструктивном направлении.

Пример терапевтической сессии: Когнитивно-поведенческая терапия при анорексии

Контекст: Терапевтическая сессия проводится с пациентом, который страдает от анорексии. Он активно ограничивает потребление пищи, имеет искаженное восприятие своего тела и испытывает сильный страх перед набором веса. Цель сессии — работа с когнитивными искажениями, связанными с едой и телесным образом, а также помощь в снижении тревоги, связанной с приемом пищи.

Терапевт: Психолог, который использует когнитивно-поведенческую терапию (КПТ).

1. Начало сессии — Создание безопасной атмосферы

Терапевт: (с улыбкой и теплым тоном) Здравствуйте, как вы себя чувствуете сегодня? Можете ли вы рассказать, что было для вас трудным на этой неделе?

Пациент: Я чувствую себя немного подавленным. Я не могу контролировать свой аппетит, и я постоянно думаю о еде. Я переживаю, что если начну есть больше, я не смогу остановиться.

Терапевт: Я понимаю, что вы чувствуете. Важно отметить, что такие переживания — это часть процесса, с которым мы будем работать. Мы постепенно будем изменять убеждения, которые влияют на ваше поведение. Сегодня мы продолжим исследовать ваши мысли о еде и теле.

Конец ознакомительного фрагмента.

О книге

Автор: Дарья Стрекалина

Жанры и теги: Общая психология, Здоровье

Оглавление

Купить книгу

Приведённый ознакомительный фрагмент книги «Психотерапия анорексии» предоставлен нашим книжным партнёром — компанией ЛитРес.

Купить и скачать полную версию книги в форматах FB2, ePub, MOBI, TXT, HTML, RTF и других

Вам также может быть интересно

а б в г д е ё ж з и й к л м н о п р с т у ф х ц ч ш щ э ю я