Школа Хорошего Зрения

Марина Петровна Данилова, 2017

От состояния зрения зависит качество жизни, поэтому люди должны знать, что есть такая возможность – сохранить хорошее и даже восстановить зрение в случае возникновения таких расстройств рефракции, как близорукость, дальнозоркость, астигматизм или косоглазие, пока они еще не перешли в стадию болезней, и сделать это может каждый человек. Книга рассказывает, как научиться расслаблять глаза в течение и после рабочего дня за компьютером и с документами, и даже как улучшить, восстановить зрение. Глаза предназначены работать в любых условиях, сохраняя свою работоспособность и остроту длительное время, и мы можем научить их это делать.

Оглавление

* * *

Приведённый ознакомительный фрагмент книги Школа Хорошего Зрения предоставлен нашим книжным партнёром — компанией ЛитРес.

Купить и скачать полную версию книги в форматах FB2, ePub, MOBI, TXT, HTML, RTF и других

Часть I Теория

История вопроса

Если больной очень хочет жить, врачи бессильны. Фаина Раневская

В детстве я хотела стать врачом, наверное, поэтому отношусь к врачам с большим уважением. Считаю, что это одна из самых гуманных в мире профессий, и обязанность общества не только уважать, но и всячески поддерживать врачей и развивать медицину. Вопрос только — какую медицину?

Государственная, официальная медицина в настоящее время переживает кризис, реформа проходит за реформой, и какую медицину мы увидим в итоге пока неясно. Одно можно сказать с уверенностью, что до сих пор официальная медицина действовала вразрез с концепцией единства болезни и здоровья. То есть человек с медицинской точки зрения рассматривается не как самоценность, а как «винтик», «работающая машина», которую можно «разобрать» на части, и вылечить с помощью химического вещества — лекарства. По проторенной дорожке лекарственного лечения идти легче, проще, нежели пролагать новые, новаторские пути.

Поэтому сегодня человек зависит от врачей и лекарств больше, чем когда бы то ни было. Казалось бы, что в этом плохого, ведь медицина поднялась на небывалую высоту? Однако, есть серьёзные негативные последствия необдуманной зависимости от лекарственной терапии и неоправданной надежды на помощь современной медицины. Во-первых, защитные силы самого организма постепенно ослабевают, а внутренняя среда его испытывает интенсивное загрязнение, что приводит ко многим новым болезням. Во-вторых, человек становится всё более зависимым от внешних факторов и постепенно теряет свою интуитивную, врождённую способность к самоизлечению, а многие о такой способности нашего организма даже не знают.

Великий русский врач-физиолог Иван Петрович Павлов считал, что как высший ресурс Природы, человек способен не только регулировать и настраивать свой организм, но и восстанавливать его, а «хроническое заболевание — это не что иное, как нарушение программы саморегуляции, закодированной природой. Следовательно, излечить больного — это значит восстановить естественный процесс саморегуляции организма». Своими исследованиями высшей нервной деятельности человека и животных Павлов И.П. заложил основу для теории нейропластичности мозга, многочисленными экспериментами он показал, что свойства центральной нервной системы человека пластичны, благодаря этому организм человека сам стремится к постоянному самосовершенствованию и самообновлению, лишь бы ему были предоставлены условия7.

Несмотря на всю критичность ситуации, внушает оптимизм и надежду тот факт, что в обществе нарастает стремление людей к познанию своего организма, его возможностей и скрытых резервов. Имеется сильная общественная тенденция к здоровому образу жизни, когда наблюдается все большее взаимопроникновение и связь разных сфер жизни между собой. В дополнение к таким традиционным вещам, как поддержание здоровья и тонуса в теле (занятия йогой, танцами, бегом и так далее) и переход на правильное питание (свежевыжатые соки и полезные сладости без сахара) становятся популярными экология речи и мыслей, занятия дыхательными практиками, использование в быту бытовой экологичной техники. И многое другое. Но одного общественного энтузиазма недостаточно.

Я лично очень надеюсь, что здоровый образ жизни будет продвигаться в нашей жизни не усилиями отдельных энтузиастов, а на государственном уровне, и наша медицина придет к такому лечению человека, который будет основан на восстановлении экологических связей в организме. То есть, для организма будут создаваться такие внешние условия, при которых начнут действовать его собственные мощные иммунные силы — силы саморегуляции, самолечения, самовосстановления, самоочищения, самосовершенствования. А для продвижения здорового образа жизни будут созданы условия для обучения с самого раннего возраста объективно действующим биологическим законам, по которым живёт наш организм.

Но давайте вернёмся к зрению. Что с ним? В медицине нарушениями зрения и глазными болезнями занимается офтальмология, которая достигла впечатляющих результатов в области лечения микробных, вирусных заболеваний, травм, ожогов — то есть в области органических заболеваний. А кто занимается нарушениями зрения функциональными, теми, что еще не болезни? Тоже врачи–офтальмологи. Получается интересная ситуация. Врачам, которые должны лечить больного человека, приходится заниматься несвойственным им делом — помогать человеку, который еще не больной. Неудивительно, что большинство врачей относятся к разным людям с разными проблемами глаз — одинаково. Именно потому, что функциональными нарушениями зрения вынуждены заниматься врачи, эти нарушения стали считаться болезнями, и подход традиционной медицины к ним стал такой же, как и к прочим, настоящим заболеваниям глаз.

Разобраться в сложившейся ситуации не просто. Во многих странах эти две области разделены: врачи лечат, а специалисты по зрительному переобучению — есть такие! — помогают скорректировать зрительные привычки и дают людям знания о зрении и о том, как его следует сохранять, а если и необходимо, то и восстановить в специальных школах зрительного переобучения. И если к врачу приходит человек, у кого — в силу самых разных причин — глаза стали видеть хуже, врач, убедившись, что нет заболевания, отправляет такого человека в школу зрительного переобучения.

Надеюсь, что в скором будущем так будет везде. А пока я на своем опыте убедилась, что далеко не все врачи знают, что зрение можно восстановить. Когда я узнала о такой возможности, попробовала метод зрительного переобучения на себе, а в итоге сняла плюсовые очки и восстановила свое собственное зрение, я была очень удивлена, что ни от одного врача, к кому я обращалась, я об этом методе не слышала. Тем не менее, метод работает, что подтверждается и моим примером, и многими, многими другими.

Человек — это неразрывное единство тела и духа, здоровье — великое благо, данное человеку Природой изначально. Кто может быть свободнее здорового человека? А ведь хорошее зрение — это один из важнейших критериев здоровья и состояние глаз неразрывно связано с состоянием всего организма.

Речь в этой книге идёт не о лечении глазных заболеваний. И метод, предложенный доктором Бейтсом уже более ста лет тому назад, — не медицинский.

Все дело в том, что близорукость (миопия), дальнозоркость (гиперметропия), косоглазие, все виды астигматизма — это НЕ болезни.

Это функциональные отклонения, аномалии рефракции, но не болезни. К сожалению, большинство людей об этом не знают. Также как не знают и о том, что вызваны эти нарушения зрения неправильными зрительными и социальными привычками, закладываемыми с раннего детства. Поэтому метод и называется — метод зрительного переобучения, и ему можно научиться. Единственное условие — желание человека.

Прежде чем обращаться к врачу, который в большинстве случаев рекомендует очки, стоило бы обратиться к специалисту — инструктору по зрению. Но таких специалистов — инструкторов по зрению в нашей стране крайне мало, кроме того, все привыкли к традиционному подходу, когда все нарушения рефракции лечат врачи.

В случае ослабления силы зрения у ребёнка крайне мала вероятность генетических, наследственных болезней, поэтому смотреть надо образ жизни, привычки и убеждения его родителей — передаются именно привычки, особенно эмоциональные. Часто можно видеть несколько поколений одной семьи в очках. Они не знают, как можно жить без очков.

Стоит, однако, заметить, что, меняя свои привычки, либо только желая их изменить, следует быть готовым к тому, что изменится не только образ жизни и поведения, но и — что гораздо важнее — образ мышления. По-другому не получится! Глаза — только смотрят. Видит — наш мозг. Именно неразрывная связь глаз и разума обеспечивает процесс зрения. Многие применяют, не особо задумываясь, расхожую фразу — «все болезни от нервов», но это на самом деле так, поэтому очень важно не только думать, что делаешь, но и думать о том, о чём думаешь.

Свой труд доктор–офтальмолог Уильям Г. Бейтс опубликовал в 1920 году после тридцати лет исследований. Бейтс был настоящим ученым — профессионалом, в своих опытах он повторил и проверил все постулаты своих оппонентов, свои рекомендации он подкрепил многолетними наблюдениями и экспериментальными доказательствами. Однако сегодня читать труд доктора Уильяма Г. Бейтса, написанный в 1920 году, не очень то и просто. Научная терминология, несмотря на изысканный английский юмор автора, не позволяет относиться к этой работе как к легкому чтению. Конечно, каждый, кто сможет прочитать вдумчиво и внимательно сто пятьдесят девять страниц книги Уильяма Г. Бейтса8, тот, добравшись до последней страницы, безусловно, приобретёт совершенное зрение, но это, повторяю, очень непросто. Но, как говорил и сам доктор Бейтс, не обязательно знать все доказательства, достаточно знать, что следует делать для того, чтобы иметь хорошее зрение.

Современный мир, конечно, изменился за прошедшее со времени издания книги Бейтса время, но человек остался таким же, как и сто, да и более лет назад. Мир стал более технократичным, цивилизация кардинальным образом изменила характер зрительного процесса, все возрастающая нагрузка на глаза вступила в явное противоречие с их физиологическими возможностями, однако состояние глаз и отношение к ним в социокультурной среде осталось прежним. Отсюда — стремительный рост числа людей с различными заболеваниями глаз.

Что же сам человек делает для того, чтобы глаза могли соответствовать тем задачам, что перед ними человек ставит?

Практически никто и ничего. С детских лет нас учат ухаживать за чистотой рук, ушей, зубов. Известны сотни упражнений для поддержания в тонусе мышц живота, спины, бедер, а сохранять силу и эластичность самых нагруженных глазодвигательных мышц так и не научились. Люди освоили множество способов медитаций и релаксаций, но не умеют снимать усталость и утомление с величайших тружеников — глаз, которые работают без передышки, как только открываются утром. Ухаживать за глазами большинство людей не умеет. Правда заключается в том, что правилам ухода за глазами не учат ни в школах, ни в вузах, ни в кабинетах врачей-окулистов.

Одной из возможной причин, объясняющей такое явное пренебрежение к вопросам здоровья и профилактики хорошего зрения, является то, что в мире нет ни одной структуры, которой было бы выгодно сохранение хорошего зрения человека! Напротив, целые армии производителей, врачей, фармацевтов живут и процветают за счет этой беды — все ухудшающегося зрения человечества. Забота о глазах не принята в обществе, а потому каждый человек должен быть лично заинтересован в хорошем зрении своих глаз. Никому, кроме самого человека, не требуется его совершенное зрение, потому что на нём нельзя «заработать». И прибыль хорошее зрение приносит исключительно своему владельцу.

Глаза человека должны работать. Они предназначены работать самой Природой, без работы глаза погибнут. Но работать глаза должны правильно. Вопрос не в том, как образованному человеку сократить время пребывания за компьютером до часа в день, а как научиться пользоваться им неограниченное время без ущерба для себя. Изменение зрения — естественный процесс приспособления к работе нового типа, которого, прежде всего, нужно перестать бояться, нужно научиться понимать, а затем и управлять им.

Движение, постоянный труд — необходимое условие хорошего зрения; второе условие — разнообразие видов зрительной работы. Ночное зрение можно развить в результате тренировок, а можно и потерять, если прекратить им пользоваться. Чтение мелкого шрифта может стать хорошим упражнением для близоруких людей, потому что мелкий шрифт невозможно прочитать напряженными глазами. Если постоянно создавать только комфортные условия для своих глаз, то со временем зрение будет ослабевать, а глаза потеряют былую остроту зрения.

Рекомендуемые большинством врачей — офтальмологов очки, действительно позволяют вернуть былую резкость и четкость. Однако очки имеют один, но очень существенный недостаток: они облегчают следствия, но не влияют на причину плохого зрения, и полного выздоровления не происходит. Более того, очки еще больше усугубляют дальнейшее расстройство зрения, ослабляют глазные мышцы, отвечающие за способность глаза видеть близкие и далёкие предметы одинаково четко.

Работы учеников и последователей Бейтса в первой половине 20 века — М.Д.Корбетт и Г.М.Пеппард, К.Хакетт и Л.Гальтон, Р.С.Агарвала, Ч.Л.Томсона, О.Хаксли, Г.Бенджамина, являются наиболее фундаментальными в данной области. Благодаря этим авторам, в разных странах появились обучающие центры, где люди могут познакомиться с методом самостоятельного улучшения своего зрения.

В Лондоне в настоящее время существует Лондонская ассоциация по тренировке зрения, это официальная организация, представляющая последователей Бейтса в Англии.

В США существуют специальные обучающие центры, где с методом зрительного переобучения может ознакомиться любой желающий улучшить свое зрение. Их основателями стали ученики У.Г. Бейтса, непосредственно работавшие с ним, М.Д. Корбетт и Г.М. Пеппард.

Пожалуй, единственный такого уровня в мире Институт идеального зрения в Индии был открыт 5 мая 1968 года в Пондичерри9.

В этом институте, возглавляемом профессором Р.С. Агарвалом, не только развивают метод доктора Бейтса, но и дополняют его как древнеиндийскими естественными методами лечения — Аюрведой10, Йогой и другими, — так и научными знаниями, полученными в настоящее время. Широко используются в этом Институте и аллопатия11, и гомеопатические методы12. Институт обеспечивает прохождение четырехлетнего курса обучения офтальмологической науке, основанной на синтезе различных систем лечения. За главное направление обучения принята система Бейтса. Доктор Агарвал, помимо Института идеального зрения, возглавляет институты, занимающиеся проблемами зрения в Дели и Мадрасе, которые также придерживаются методов Бейтса.

Крупнейшим обучающим центром является Академия Бейтса в Йоханнесбурге, ЮАР.

Свидетельством признания метода Бейтса послужило и то, что знакомство с ним стало обязательным при обучении офтальмологов ряда зарубежных стран на специальных аспирантских курсах при прохождении расширенной программы по курсу “Тренировка зрения”.

Каких-либо учебных заведений в России, где методу Бейтса обучались бы инструктора, как будущие специалисты именно в этой области офтальмологии, в настоящее время нет.

Оглавление

* * *

Приведённый ознакомительный фрагмент книги Школа Хорошего Зрения предоставлен нашим книжным партнёром — компанией ЛитРес.

Купить и скачать полную версию книги в форматах FB2, ePub, MOBI, TXT, HTML, RTF и других

Примечания

7

Эта теория получила должное развитие только в конце XX века, сейчас уже доказано, почему и каким образом именно нервная система командует таким процессом, как самообновление организма, например, слизистая желудка обновляется полностью за 3—4 суток, красные кровяные шарики — за 90 суток, а весь организм — за 7 лет.

8

Именно столько страниц занимает труд У. Г. Бейтса в первом издании на русском языке сборника, выпущенном в 1990 г. в г. Вильнюс, изд-во «ПОЛИНА» [1].

9

До сентября 2006 года город носил название Пондишери. В настоящее время это крупный административный центр, занимает второе место по территории в современной Индии.

10

Аюрведа — древнеиндийская медицина, в переводе с санскрита — «наука жизни». Как отмечает индийский философ и историк Д. Сингх, в отличие от западной медицины, сосредоточившей все внимание на болезни, в Индии понятие «аюс» — «жизнь» было основой индийской медицины и ее классической системы лечения на протяжении пяти с половиной тысяч лет. На базе этой философии жизни сформировалась строгая логическая медицинская система «аюрведа», превосходящая все остальные достижения индийского научного и теоретического мышления.

11

Аллопатия — от греч. allos — иной и pahos — болезнь. Означает обычную систему лечения, в противоположность гомеопатии. Толковый словарь Ушакова Д.Н. 1935.

12

Гомеопатия — терапевтический метод лечения, разработанный в конце XVIII века немецким врачом Самюэлем Ганеманом (1755-1843). В основе лежит принцип подобия — вещество, способное в больших дозах вызвать симптомы болезни, в малых дозах способно похожие симптомы лечить.

Смотрите также

а б в г д е ё ж з и й к л м н о п р с т у ф х ц ч ш щ э ю я