Прикладные проблемы внедрения этики искусственного интеллекта в России. Отраслевой анализ и судебная система

Д. Э. Гаспарян, 2020

В книге исследуются этические проблемы, возникающие в процессе внедрения технологий искусственного интеллекта (ИИ) в государственное управление отраслями образования, здравоохранения, жилищно-коммунального хозяйства, а также в судебную систему. В начале книги приведен общий анализ прикладных проблем, дилемм, трудностей, связанных с этикой разработки и внедрения искусственного интеллекта в избранные сферы, изложены руководящие принципы и ценности этически ориентированного искусственного интеллекта и анализ этических проблем внедрения по избранным секторам. Каждая глава книги посвящена отдельной отрасли и делится на две части: в первой дан собственно обзор этических аспектов применения и внедрения ИИ, во второй – пул рекомендаций по возможному разрешению, устранению или минимизации сформулированных этических проблем. В формате PDF A4 сохранен издательский макет книги.

Оглавление

* * *

Приведённый ознакомительный фрагмент книги Прикладные проблемы внедрения этики искусственного интеллекта в России. Отраслевой анализ и судебная система предоставлен нашим книжным партнёром — компанией ЛитРес.

Купить и скачать полную версию книги в форматах FB2, ePub, MOBI, TXT, HTML, RTF и других

Введение[1]

Искусственный интеллект, а точнее подразумеваемые под ним технологии машинного обучения, которые позволяют компьютерам понимать речь, разбирать тексты, классифицировать данные по заранее заданным критериям, т. е. решать ряд интеллектуальных творческих задач способами, аналогичными тем, которыми пользуется человек [Barr, 1989], прочно входит в дискурс органов исполнительной власти, но также может использоваться законодательной и судебной ветвями власти [Sun, Medaglia, 2019]. В принятой в 2019 году российской национальной стратегии развития искусственного интеллекта до 2030 года под искусственным интеллектом (далее — ИИ) понимается «комплекс технологических решений, имитирующий когнитивные функции человека (включая самообучение и поиск решений без заранее заданного алгоритма) и позволяющий при выполнении задач достигать результаты, как минимум сопоставимые с результатами интеллектуальной деятельности человека» [Указ Президента РФ № 490]. Комплекс технологических решений включает информационно-коммуникационную инфраструктуру, программное обеспечение, в котором в том числе используются методы машинного обучения, процессы и сервисы по обработке данных и выработке решений.

Поскольку спектр задач, решаемых ИИ, постоянно расширяется, мы перечислим только задачи, которые относятся к системе органов исполнительной власти, а также к судебной системе.

Прежде всего, это класс задач по установлению содержательных связей между нормативно-правовыми актами или документами стратегического планирования с целью их взаимоувязки или поиска противоречий, несоответствий между целями, задачами и целевыми показателями в документах на различных уровнях управления. Известно, что нормативно-правовые акты могут содержать противоречия, ведь документы стратегического планирования в России созданы на всех уровнях управления, при этом указанные в них цели, задачи и показатели на региональном или муниципальном уровнях могут противоречить, например, ключевым документам на федеральном уровне. Работу по взаимной увязке и поиску противоречий может осуществлять программа на основе технологий искусственного интеллекта, которая в ряде документов устранит дублирование, выявит заведомо недостижимые показатели, проведет конечную классификацию типов документов стратегического планирования в зависимости от критериев классификации.

Другим классом задач для ИИ является предиктивная аналитика на основе массивов данных, которые описывают объект в отрасли, например, пациента по истории болезни в медицинской карте, школьника или студента по портфолио достижений и успеваемости, совершившего или подозреваемого в правонарушении или преступлении по материалам уголовного дела. На основе анализа аналогичных объектов одного класса рекомендательная система может классифицировать каждый новый объект относительно набора признаков, которые также могут быть априори заданы. Таким образом, можно с некоторой вероятностью получить предсказания о склонности заключенного совершить повторное преступление, о намерении ученика получить определенную профессию, о возникновении у пациента некоторой болезни или, например, послеоперационных осложнений. Другой целью рекомендательной системы может стать выработка предписаний о том, какое может быть назначено наказание подозреваемому, какие курсы в дальнейшем предпочтительно слушать школьнику или студенту, какие препараты принимать пациенту и процедуры проходить, чтобы предотвратить негативный сценарий развития болезни [ЦНТИ МФТИ, 2020].

Также у органов власти формируются данные для профиля гражданина в той роли, в которой он выступает объектом их соответствующих полномочий: налогоплательщик, подозреваемый в уголовном или административном правонарушении, предприниматель, пенсионер и т. д. На основе системы предиктивной аналитики по профилю гражданина можно выстраивать так называемые проактивные услуги, о которых гражданин мог не знать и не инициировать их самостоятельно. При этом соответствующие возможности получения поддержки, обеспечения и реализации прав были предусмотрены государством и предложены гражданину со стороны обеспечивающих органов власти в инициативном порядке. Например, проактивными услугами можно назвать предварительный расчет пенсии, начисление социальных пособий, подбор университета или места работы [Добролюбова, 2018].

Искусственный интеллект помогает обеспечивать безопасность граждан, например, сопоставляя лица граждан, попавших в камеры наблюдения, с лицами разыскиваемых нарушителей закона, тем самым идентифицируя их положение и перемещение в случае совпадения. Таким образом, органы внутренних дел получают мощный инструмент для отслеживания разыскиваемых лиц, совершивших правонарушения, выявления лиц, которые отличаются подозрительным или противоправным поведением [Faggella, 2019]. Аналогичные инструменты компьютерного зрения применяются на дорогах для выявления нарушителей правил дорожного движения. Большой потенциал для функционала компьютерного зрения наблюдается в системах «Умный дом» — это совокупность камер, датчиков и иных управляющих элементов, которые круглосуточно накапливают и предоставляют уполномоченному наблюдателю видеоданные о состоянии квартир, домов, придомовых территорий. Таким образом, для построения «умных городов», согласно соответствующей концепции Минстроя России (https://russiasmartcity.ru/), система интеллектуального видеонаблюдения является ее неотъемлемым элементом.

Отдельное направление не только в бизнесе, но и в государстве — замена рутинного труда человека на программу, функционирующую на основе технологий машинного обучения для выполнения рутинных операций. Примером такой программы является чат-бот, который может отвечать на достаточно простые вопросы граждан, связанные с государственными информационными ресурсами и заданные ему в режиме реального времени в текстовом виде, например, через официальные информационные ресурсы органов власти или судов. Вопросы могут затрагивать целый ряд тем: разъяснение отдельных положений законодательства, диагностику статусов граждан для получения социальной поддержки, консультации по получению государственных услуг. С помощью чат-ботов можно реализовать простые инструменты диагностики по различным направлениям. В основу положен механизм диалога между пользователем и чат-ботом, в котором посредством задания вопросов пользователем в виде текста или голосом может быть выявлена или решена некоторая проблема. Например, с помощью простых вопросов чат-бот может диагностировать наличие некоторого заболевания (в частности, COVID-19), определить, есть ли формальные предпосылки у кандидата пройти по конкурсу на некоторую должность на государственной службе, есть ли право у заявителя получить социальную льготу или субсидию, к примеру, в сельском хозяйстве.

Таким образом, программы на основе машинного обучения позволяют заменить труд человека при решении рутинных задач или хотя бы при их выполнении снизить нагрузку на государственных служащих, переключив усилия сотрудников на более сложные и неоднозначные проблемы.

Вообще говоря, помимо анализа и сопоставления данных, программы на основе искусственного интеллекта могут не только выдавать рекомендации, но и принимать решения в автоматическом режиме. Вопрос состоит в готовности ответственных управленцев контролировать каждое решение либо полагаться на решение, предложенное программой. Ярким примером может служить система государственного контроля и надзора, в которой применяется риск-ориентированный подход [Кнутов, Плаксин, 2019]. Данные о проверках объектов, требующих надзора (заводы, предприятия, учреждения сферы образования, здравоохранения, сфера общественного питания), могут быть автоматически проанализированы и сопоставлены с нормативами, определяющими риски непроведения своевременных проверок. Таким образом, программа в состоянии присваивать риски поднадзорным объектам, автоматически устанавливая классы этих рисков, определяя в дальнейшем частоту проверок. При подобном подходе подразумевается только контроль со стороны человека, а выработка решения может оставаться за программой.

Аналогичным образом программа на основе технологий искусственного интеллекта может взять на себя функционал оценки регулирующего воздействия (ОРВ), которая проводится для целей государственного регулирования, определения возможных вариантов достижения целей, а также оценки связанных с ними позитивных и негативных эффектов [Клименко, Минченко, 2016]. При обеспечении сбора подробных цифровых данных об отрасли, подвергающейся регулированию, ИИ может просчитывать текущие и прогнозные ключевые экономические показатели государственной политики в отдельно взятой отрасли. При совершенствовании выбора решений на основе машинного обучения полученные прогнозы могут быть точнее, чем достаточно субъективные подходы, которые предлагаются отраслевыми экспертами. Тем не менее с учетом вероятностного расчета значений показателей с помощью ИИ полученные результаты также требуют контроля со стороны отраслевых экспертов и ответственных государственных служащих. Проведение ОРВ с привлечением функционала искусственного интеллекта существенно убыстряет процесс выработки и оценки альтернатив, которые возможны для совершенствования нормативно-правовой базы и основных показателей государственной политики в некоторой отрасли, а значит ИИ остается перспективной технологией для проведения ОРВ.

Осуществление государственной бюджетной и налоговой политики для стимулирования бизнеса также можно свести к задаче определения налогового режима и объема поддержки для различных компаний в зависимости от их финансово-экономических показателей, сравнимых с установленными эталонными. Обученные нейронные сети могут не только классифицировать компании по критериям для определения налогового режима и бюджетной поддержки, но позволяют уточнить эти критерии на основе проанализированного множества собираемых показателей о деятельности компаний.

Абсолютно аналогично решаются задачи осуществления лицензионной и разрешительной деятельности органов власти, которые сравнимы с задачей кредитного скоринга клиента в банке. Организация, деятельность которой подлежит лицензированию или требует получения разрешений, может быть в автоматическом режиме оценена нейросетью на основе ранее изученных аналогичных данных. В таком случае организация может быть автоматически классифицирована под положительное либо отрицательное решение о выдаче лицензии или разрешения. Окончательное решение может быть принято сотрудником-специалистом, однако подавляющая часть предварительных расчетов для определения параметров выдачи лицензии или разрешения может быть проведена программой на основе технологий ИИ.

Приведенный выше обзор возможностей ИИ, призванных помочь в решении разных классов задач в государственном управлении и в судебной системе, показывает неизбежность внедрения инновационных решений на основе машинного обучения в ближайшем будущем. Искусственный интеллект дает возможность сократить издержки при осуществлении государственных функций, увеличить скорость отклика на запросы граждан, повысить качество результатов взаимодействия органов власти с внешними акторами, а также перераспределить нагрузку на государственных служащих, избавив их от решения рутинных задач. При этом изложенные выше возможности ИИ демонстрируют позитивный эффект от его внедрения в деятельность органов власти. Однако деятельность органов государственной власти сопряжена с пристальным вниманием общественности, требованиями соблюдать прозрачность и подотчетность в принятии решений и представлении результатов. Если опорой деятельности для органов власти становится ИИ, то государству следует обеспечить важнейший аспект внедрения ИИ в операционную и стратегическую деятельность — этический.

Анализ зарубежных и российской национальной стратегии развития искусственного интеллекта демонстрирует, что в подавляющем большинстве в них включен раздел по обеспечению этичности использования ИИ в деятельности органов власти. Как правило, в стратегиях определяются этические принципы внедрения ИИ (конфиденциальность, прозрачность, подотчетность, защита гражданских прав, ответственность, доверие, устойчивое развитие, справедливость, приоритет конечного решения за человеком), декларируется необходимость защиты персональных данных граждан, принятие решений с помощью технологий ИИ согласно важным для общества ценностям и убеждениям. Важную роль в принятии этических принципов развития ИИ сыграли ОЭСР и ЕС[2]. Этические механизмы в национальных стратегиях развития ИИ — это один из механизмов контроля над результатами деятельности на основе использования ИИ. Например, декларируется право человека принимать конечные решения и вмешиваться при необходимости в деятельность, реализованную на технологиях ИИ. Использование ИИ должно вызывать доверие у общества: должны быть созданы механизмы верификации действий ИИ, механизмы защиты граждан от ошибок ИИ, которые могут нанести урон человеку, привести к дискриминации одних групп граждан перед другими при принятии решений, ущемлять моральные, религиозные ценности и достоинство граждан при реализации управленческих механизмов на основе ИИ. Отдельно государства декларируют создание консультативных органов, которые будут дискуссионными площадками для выработки политики по реализации этических принципов в продуктах и услугах на основе ИИ.

В Российской Федерации принята национальная стратегия развития искусственного интеллекта на период до 2030 года, создан теоретический и технологический задел в области ИИ, сформирован рынок цифровых продуктов и услуг на основе ИИ. Государственная политика России предусматривает содействие повсеместному отраслевому внедрению ИИ, включая сектор государственного управления. В качестве прикладных областей исследования мы выбрали очень чувствительные для общества сферы, в которых вопросы прозрачности, подотчетности, справедливости, соблюдения прав граждан не менее важны, чем инвестиции, внедрение цифровых технологий, создание стандартов. Это — судебная система, отрасли образования, здравоохранения, жилищно-коммунального хозяйства.

Цель данной книги заключается в разработке основанного на этике подхода к внедрению технологий ИИ в работу органов государственной власти (с акцентом на примеры из практики в Российской Федерации). Сопутствующая задача в этом исследовании — это обнаружение условий формирования, внедрения и адаптации возможностей этичного ИИ для нужд государственного управления. Отдельная задача состоит в прогнозировании и обнаружении таких нужд. Важнейшей областью участия государства в вопросах развития ИИ является разработка этического кодекса ИИ, а также контроль за его использованием. Бурное развитие ИИ в современном мире сопровождается повышением числа этических трудностей, дилемм и коллизий на пути внедрения и применения ИИ. В то же время для разработчиков и конечных пользователей существует понимание важности того, что внедрение ИИ должно соответствовать этическим нормам и ожиданиям людей, которые требуют детального рассмотрения и уточнения.

Этически ориентированный, или так называемый надежный (reliable), ИИ включает три взаимосвязанных аспекта, каждый из которых предполагает отдельный уровень экспертной оценки.

Во-первых, его разработка и применение должны соответствовать существующему законодательству и правоприменительным практикам, не нарушать прав и обязанностей граждан, не мешать их исполнению. Успешная реализация настоящего требования предполагает проведение юридической экспертизы с привлечением советующих квалифицированных специалистов.

Во-вторых, разработка надежного ИИ предполагает соблюдение и воспроизводство ключевых этических норм, принципов и ценностей, присущих определенной культуре или региону. Для их соблюдения также необходимо привлечение соответствующих экспертов, а именно тех, кто обладает достаточными компетенциями для проведения самой этической экспертизы ИИ. В число таких экспертов могут входить люди с междисциплинарной подготовкой и разносторонней квалификацией: философы, психологи, социологи, управленцы и др. [Russell, Norvig, 2009].

В-третьих, разработка и внедрение ИИ должны быть надежными с социальной точки зрения. Под этим параметром подразумевается этическая безопасность применения ИИ, когда объектом воздействия является большое количество людей или общество в целом. Даже при успешном прохождении этической экспертизы системы искусственного интеллекта могут причинить непреднамеренный или незаметный вред в краткосрочной перспективе. Для устранения таких рисков применение ИИ должно поддерживаться не только технологиями конечного внедрения, но и процедурами долгосрочного мониторинга.

В оптимальной перспективе все три компонента должны работать слаженно и поддерживать друг друга. Если на практике между этими компонентами возникает конфликт или несогласованность экспертных сообществ, группы разработчиков и государство должны стремиться к их устранению.

Мы сосредоточимся главным образом на втором и частично на третьем принципах разработки надежного ИИ. Нашей задачей является анализ этических аспектов разработки и внедрения ИИ, а также анализ его социального и антропоразмерного потенциала. Настоящая работа преследует три цели: описательную, аналитическую и рекомендательную.

В рамках первой цели мы предлагаем схематичный обзор возможных применений ИИ в судебной системе и определенном отраслевом сегменте (образование, здравоохранение, ЖКХ). Данный обзор ни в коем случае не претендует на полный охват существующих и разрабатываемых технологий ИИ. Он нацелен на подбор иллюстративного материала для ситуаций, с которыми могут столкнуться управленцы-практики в выбранных нами отраслях, анализ которого поможет решить текущие и спрогнозировать дальнейшие этические затруднения при внедрении технологий ИИ.

Вторая цель, аналитическая, является центральной для данного руководства и указывает собственно на этически проблемные стороны внедрения и применения ИИ в определенных отраслевых сегментах и судебной системе. Согласно аналитическому замыслу раздела мы не ограничиваемся одной лишь констатацией возможных проблем, но показываем логику их формирования, что должно помочь обнаружению и прогнозированию аналогичных этических трудностей работы технологий ИИ и в других отраслевых сегментах, которые не вошли в данную книгу.

Наконец, рекомендательная цель книги заключается в описании критериев улучшения работы ИИ в случае возникновения этических затруднений и проблем при его внедрении. Реализация этой цели не предполагает формирования полного и детализированного перечня управленческих практик, в которых ИИ-технологии способствуют совершенствованию отраслевой деятельности, так как постоянные инновации в разработках ИИ быстро делают такую работу неактуальной. Нам важнее указать на общие типы проблем при этической оценке ИИ, которые можно в дальнейшем распространять на новые ситуации.

Конец ознакомительного фрагмента.

Оглавление

* * *

Приведённый ознакомительный фрагмент книги Прикладные проблемы внедрения этики искусственного интеллекта в России. Отраслевой анализ и судебная система предоставлен нашим книжным партнёром — компанией ЛитРес.

Купить и скачать полную версию книги в форматах FB2, ePub, MOBI, TXT, HTML, RTF и других

Примечания

1

Книга написана на основе прикладного исследования «Систематизация опыта ведущих стран мира в развитии технологий искусственного интеллекта и выработка предложений по нормативным и организационным мерам, направленным на опережающее развитие технологий искусственного интеллекта в Российской Федерации», проведенного ИГМУ НИУ ВШЭ в 2019 году в рамках программы прикладных исследований. В работе использованы результаты проекта «Трансцендентальный подход в философии: история и современность», выполненного в рамках Программы фундаментальных исследований НИУ ВШЭ в 2020 году.

2

Forty-two countries adopt new OECD Principles on Artificial Intelligence (URL: https://www.oecd.org/science/forty-two-countries-adopt-new-oecd-principles-on-artificial-intelligence.htm); Ethics Guidelines for Trustworthy AI (URL: https://ec.europa.eu/digital-single-market/en/news/ethics-guidelines-trustworthy-ai).

Смотрите также

а б в г д е ё ж з и й к л м н о п р с т у ф х ц ч ш щ э ю я