Изучение этой книги позволит читателю найти сильные идеи по развитию бизнеса. С её помощью читатель сможет легко научиться решать сложные деловые задачи и обходить конкурентов за счёт сильных творческих идей, которые он научится генерировать благодаря этой книге.В книге собрано и изложено более 60 примеров из бизнес-практики, на каждом из которых показано, как можно использовать методику SCAMPER наиболее эффективным образом в маркетинге и развитии бизнеса коммерческой фирмы.
Приведённый ознакомительный фрагмент книги SCAMPER. Креативные решения в бизнесе предоставлен нашим книжным партнёром — компанией ЛитРес.
Купить и скачать полную версию книги в форматах FB2, ePub, MOBI, TXT, HTML, RTF и других
ГЛАВА II. ТВОРЧЕСКАЯ ИДЕЯ
Основные признаки креативной идеи
В своей книге «Человек креативный: особенности мышления и личности» доктор психологических наук Л. Я. Дорфман предложил модель НОВА по первым буквам отмеченных им четырёх основных признаков творческой идеи:
Четыре составляющих креативной идеи
Чтобы идею назвать творческой, в ней необходимо присутствие всех этих четырёх качеств. Если какое-либо из качеств выпадает, то идея теряет свою креативность, и может претендовать разве что на фантазийность, замысловатость, пустую выдумку.
Новизна
Под креативностью мы всегда понимаем умение человека создавать либо сосредотачивать своё внимание на всём новом — новых решениях задач, создание новейшей техники или методики, новых художественных образов или литературных произведений. Современная психология, проводя исследования в области мотивации и обучения человека подтверждает тот факт, что новизна может оказаться мощным катализатором, побуждающим к действию. Она вызывает стремление к новым возможностям, расширяющим наш практический опыт.
Конфликт между новым и традиционным вечен. Дилемма нового и старого проявляется в сложной взаимосвязи между интеллектом и интуицией, сознанием и бессознательным, традициями и новациями. Когда человек создаёт нечто новое, то его творческое начало и интеллект или, говоря иначе, рассудок работают совершенно отлично друг от друга. Наши рассуждения строятся на логических правилах, и поэтому новое здесь всегда следствие исходного, уже известного и общепринятого. Существует строгий логический порядок движения от известного (проблемы, условий задачи) к новому и неизвестному (решению проблемы или задачи). Творческое мышление же, наоборот, работает против этих правил. Появляющиеся креативные идеи могут проистекать не из условий и описания задачи, а из сторонних, дополнительных соображений, не имеющих к задаче никакого отношения и поэтому поначалу кажущихся незначительными. И более того эти идеи могут быть результатом внезапных озарений, на что логика совершенно не способна. Конечно, и творческое мышление, и интеллект требуют достаточного уровня знаний и кругозора, но это единственное, что объединяет интеллектуальный и креативный подходы.
Оригинальность
Еще одной важной чертой творчества является оригинальность. Оригинальность — это нечто необычное, нестандартное, вносящее противоречия в повседневность, а потому редкое. Характерной чертой привычных идей является то, что они появляются часто. Оригинальные идеи редки. При этом не каждую оригинальную идею можно считать творческой. Многие люди выдают новые идеи, но только некоторые из них могут быть названы творческими. Идея может оказаться новой, но быть банальной и обыденной, т.е. лишённой оригинальности, необычности и своеобразия. Проверить идею на оригинальность довольно просто. Она должна быть непохожа на остальные. При этом оригинальность — это отнюдь не синоним новизны. Оригинальность, прежде всего, — это проявление индивидуальности, личности человека, его своеобразия. Возникает оригинальность благодаря воображению, мыслям, представлениям, особому мировоззрению и внутреннему миру, а также личностных способностей автора идеи.
Важность
Третьим критерием творческой идеи является её продуктивность, т.е. то влияние, которое она оказала на действительность, ту важность, которую она обрела для людей благодаря своей эффективности. Творческие идеи могут быть малыми и большими в зависимости от той важности, того влияния, которое они оказывают на жизнь людей, технологии, производство, искусство, политику или экономику. Примерами малой, или личной, креативности в повседневных, житейских ситуациях являются, например, так называемые лайф-хаки, хитрые приёмы решения бытовых проблем. Среди них мы можем встретить советы о том, как выкрутить разбитую лампочку из цоколя, как класть настенную плитку или как очистить утюг от нагара. Великие, или исторические творения, напротив, связаны с творческими достижениями, которые оказали значительное влияние на культуру и общество. Музыка Моцарта, картины Рембранта, уравнение Эйлера или теория относительности Эйнштейна. Понятно, что использование горлышка пластиковой бутылки для выкрутки разбившейся лампочки является одновременно творческим и продуктивным. Но их важность ничтожна по сравнению с творениями Моцарта, Эйнштейна и другие великих людей.
Актуальность
Творческие идеи должны быть полезными. Это означает, что они должны быть применимы на практике или, говоря иначе, актуальны и соответственны поставленной задачи. То есть творческая идея должна соответствовать требованиям ситуации или задачи, целью которой является поиск выхода или решение текущих проблем. Идея считается творческой только в том случае, если она возникла в результате переработки определённых знаний. Пустые и бессмысленные идеи, даже если они новы, индивидуальны, оригинальны и даже удивительны не смогут помочь решить конкретно поставленную задачу. Для того, чтобы идея была актуальна, умна и применима на практике нужны специальные знания по проблематике, и обычным житейским опытом тут не обойдёшься. Если предложенные идеи нерелевантны поставленной задаче, то они просто бесполезны, а значит, не обладают никакими признаками креативности. Подобные идеи можно рассматривать как творческие только тогда, когда они будут доработаны с тем, чтобы предложенное в них решение было применимо на практике.
Похожим недостатком обладают идеи, которые опередили своё время. Обстоятельства для их реализации возникнут далеко в будущем и никак не раньше. По сути дела, такие решения «на вырост» не удовлетворяют начальным условиям ситуации или задачи и поэтому также не могут называться креативными, так как их применение сейчас невозможно. Конечно в будущем возможно, что потомки отдадут должное предложенным идеям «на вырост», но сейчас они бесполезны.
Суммарная оценка творческой идеи
Для того, чтобы идея была креативной, необходимо, чтобы высокие значения имели все четыре признака. Поэтому низкие значения одного признака являются критичными при расчёте суммарной оценки идеи. Если вы оценили, например, оригинальность, важность и актуальность высоко, а новизне присвоили самую низкую оценку, то идея, скорее всего, сложно назвать креативной. Для подсчёта оценки креативности идеи можно использовать следующую формулу, в которой низким оценкам придаётся больший вес, чем высоким. Таким образом, чтобы идея была оценена как креативная, нужно, чтобы все оценки были средними или высокими. Для оценки величины признаков рекомендуем использовать трёхбалльную шкалу: 1 балл «низкая» — 2 балла «средняя» — 3 балла «высокая».
Тест «Креативное ли решение?»
Так как мы ведём речь об использовании методики творческих решений SCAMPER и её применении для развития вашего бизнеса, то предлагаем вам на суд различные идеи, уже предложенные другими предпринимателями. Надеемся, что вы поняли в чём отличие творческой идеи от нетворческой. Ведь мы только что рассмотрели модель НОВА, которая дала вам в руки инструмент для такой проверки.
Конец ознакомительного фрагмента.
Приведённый ознакомительный фрагмент книги SCAMPER. Креативные решения в бизнесе предоставлен нашим книжным партнёром — компанией ЛитРес.
Купить и скачать полную версию книги в форматах FB2, ePub, MOBI, TXT, HTML, RTF и других