Методические рекомендации по обучению работников организаций в области гражданской обороны и защиты от чрезвычайных ситуаций

Д. В. Тихомиров, 2019

В методических рекомендациях рассматриваются актуальные требования законодательства к воспитанию культуры безопасности жизнедеятельности населения в целом и к курсовому обучению различных категорий работников предприятий и организаций в частности. Приводится анализ нормативной документации, определяющей необходимость, условия и формы проведения обучения по гражданской обороне и защите от чрезвычайных ситуаций в организации. Подробно рассмотрено курсовое обучение как особая форма обучения, которая проводится непосредственно в организации и не требует получения лицензии на право проведения образовательной деятельности. Рассмотрены вопросы организации и проведения вводного инструктажа по гражданской обороне, приводится перечень вопросов, обязательных для изучения во время прохождения вводного инструктажа. Обосновано право руководителя организации самостоятельно определять форму и методы донесения теоретической информации вводного инструктажа до работников, включая применение электронных обучающих курсов и других электронно-методических материалов. В рекомендациях приводится алгоритм действия руководителя организации для проведения мероприятий по курсовому обучению работающего населения. Для работников ГО и РСЧС в рекомендациях приводятся требования по месту и объему обучения в зависимости от категории работника. Подробно описывается процесс подготовки личного состава НАСФ и НФГО. Подготовка нештатных формирований рассматривается как комплексный процесс, включающий наряду с курсовым обучением личного состава также подготовку руководителей формирований, обучение спасателей и их аттестацию, а также организацию и участие в тренировках и учениях. По всем описанным организационным процессам приводятся образцы документов и алгоритмы действий руководителя организации и ответственных лиц.

Оглавление

ВВЕДЕНИЕ

Как известно, 2019 год объявлен МЧС России «Годом предупреждения чрезвычайных ситуаций». Данное решение продиктовано как назревшей необходимостью максимально возможного снижения риска возникновения ЧС, так и потребностью внедрения в деятельность органов управления МЧС современных методов и технологий по предупреждению чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера. При этом очевидно, что реализацию задач государственной политики в сфере обеспечения эффективного предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, а также ликвидации последствий террористических актов и военных конфликтов нельзя считать эффективной без пристального внимания к развитию системы обучения населения в области гражданской обороны и формированию культуры безопасности жизнедеятельности человека.

Обучение в области гражданской обороны и защиты от чрезвычайных ситуаций (ГО и ЧС) решает задачу комплексного повышения безопасности населения, и внимание этому обучению должно уделяться не меньше, чем обучению по другим направлениям производственной безопасности. Ответственность за обеспечение безопасности и риски, связанные с нарушениями требований, лежат как на государственных органах, так и на руководстве организаций промышленности.

Происходящее в наше время усиление работы по систематическому обучению работников в области ГО и ЧС обусловлено множеством системных факторов. В первую очередь, это возрастающий риск техногенных аварий и катастроф. По данным РЭУ им. Г.В. Плеханова [16], степень износа основных фондов в стране составляет 50 — 60 %. Износ основных фондов в отдельных отраслях промышленности достигает 80 %. Средний возраст оборудования промышленности увеличился в 2 раза по сравнению с 1970 г. В 2015 году, по данным Счетной палаты РФ, свой ресурс выработали более 90 % электростанций и электросетей, расположенных в европейской части России, 83 % — в Сибири и на Дальнем Востоке.

По данным государственного доклада МЧС России «О состоянии защиты населения и территорий Российской Федерации от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера в 2017 году», техногенные чрезвычайные ситуации составили больше половины всех произошедших ЧС [15] (рис. 1). При этом по количеству погибших техногенные ЧС стоят на первом месте (рис. 2).

Рис 1. Структура количественных показателей по видам ЧС, ед., %

Приведенные данные свидетельствуют, что главный резерв уменьшения числа пострадавших — это снижение количества техногенных чрезвычайных ситуаций, при этом наряду с техническими и организационными мерами важную роль играет обучение работников организаций правилам поведения в ЧС и мерам по их предотвращению.

Рис. 2. Структура количественных показателей погибших по видам ЧС и терактам, чел.

Основными причинами возникновения техногенных ЧС согласно ежегодным докладам МЧС являются такие факторы, как низкий уровень подготовленности и практических навыков обслуживающего персонала.

Характерным примером техногенной аварии, повлекшей жертвы среди персонала организации, является авария на Саяно-Шушенской ГЭС. Если рассмотреть этот инцидент с точки зрения влияния на него человеческого фактора, то можно прийти к выводу о недостаточном уровне знаний и умений персонала в части готовности к действиям в нештатной ситуации. В акте технического расследования аварии, опубликованном Ростехнадзором, указывается: «Содержание плана действий по предупреждению и ликвидации ЧС не предусматривало действий по сценарию случившейся аварии»; «Тренировок персонала на случай затопления зданий ГЭС не проводилось»; «В плане не учитывался персонал подрядных организаций, производящих обслуживание и ремонт оборудования, зданий и сооружений СШГЭС».

Один из выводов комиссии по расследованию аварии заключался в том, что количество жертв можно было бы значительно уменьшить, если бы подготовка работников к возможным чрезвычайным ситуациям велась на должном уровне.

По данным исследований международного общества медицины катастроф, подготовленные люди в чрезвычайной ситуации испытывают вдвое меньший стресс, чем необученные, при этом длительность нахождения человека в стрессовом состоянии на порядок меньше. Практика показывает, что если у человека имеется информация о способах защиты при чрезвычайной ситуации, есть знания и отработанные навыки, то вероятность его гибели существенно снижается. Согласно данным международного общества гражданской защиты, в среднем при техногенных авариях риск смертельного исхода у необученного и не прошедшего соответствующую тренировку человека на 60 % больше, чем у обученного. Эти и другие данные наглядно показывают, что роль обучения населения в области гражданской защиты достаточно велика и при правильной ее организации могут существенно снизиться негативные последствия аварий и природных чрезвычайных ситуаций.

Смотрите также

а б в г д е ё ж з и й к л м н о п р с т у ф х ц ч ш щ э ю я