Укрощение гнева

Гэри Чепмен, 2015

Гнев бывает очень разрушительным. Особенно если направлен на близких людей. Или на тех, с кем ну совсем не стоит ругаться – например, на начальника. Автор мирового бестселлера «Пять языков любви» Гэри Чепмен увлекает читателя исследованием этой темной эмоции. Он рассказывает, что на самом деле порождает гнев, и помогает принять его истинную природу. А еще дает набор простых техник по обузданию бушующей ярости, учит не столько избегать ее, сколько направлять в нужное русло. Гэри Чепмен помогает справляться с гневом на: • детей; • мужа/жену; • руководителя; • коллег; • обстоятельства; • себя; • бога.

Оглавление

Из серии: Бестселлеры саморазвития

* * *

Приведённый ознакомительный фрагмент книги Укрощение гнева предоставлен нашим книжным партнёром — компанией ЛитРес.

Купить и скачать полную версию книги в форматах FB2, ePub, MOBI, TXT, HTML, RTF и других

Глава 2

Когда гнев во благо

Когда мы ссоримся с кем-нибудь или ворчим на свой медленный Интернет, вопрос о Божьей цели гнева может показаться умозрительным. Более того, мы можем думать, что наш гнев вызовет неудовольствие Бога.

Но я думаю, что человеческий гнев задуман Богом для того, чтобы мотивировать нас к конструктивным действиям перед лицом неправедности или несправедливости. Мы не слишком хорошо это понимаем, потому что обычно злимся тогда, когда что-то идет не так, как нам хотелось бы. Например, веб-страница грузится целую вечность именно в тот момент, когда мы пытаемся подать заявление о приеме на работу.

О гневе оправданном и неоправданном еще будет идти речь, но сейчас наша задача — понять, какова цель Бога для человеческого гнева. Ответ: гнев предназначен для того, чтобы мотивировать нас к позитивным действиям, когда мы сталкиваемся с несправедливостью. Я полагаю, этот принцип иллюстрирует Сам Бог.

Реакция бога на гнев

Библия проводит четкую параллель между гневом Бога и Его любовью. В Ветхом Завете Он, как правило, посылает пророка, чтобы объявить людям о Своем недовольстве и призвать их к покаянию. Если люди раскаиваются, то гнев Бога утихает, и все хорошо. Однако если они не признают свои грехи, Бог предпринимает более серьезные меры. Послание к Иеремии это иллюстрирует: «Иди и провозгласи слова сии к северу, и скажи: возвратись, отступница, [дочь] Израилева, говорит Господь… ибо Я милостив, говорит Господь, — не вечно буду негодовать. Признай только вину свою… Возвратитесь, дети-отступники, говорит Господь, потому что Я сочетался с вами» (Иеремия, 3:12–14). Израиль презрел истину и стал следовать лжи. Гнев Бога мотивировал Его послать Иеремию, чтобы призвать людей к покаянию.

Похожие действия Бог предпринял, послав Иону в Ниневию. Люди Ниневии знали репутацию Бога. Когда Иона предупредил о грядущем уничтожении за сорок дней до оного, по словам Писания, «поверили Ниневитяне Богу, и объявили пост, и оделись во вретища, от большого из них до малого». Вскоре царь объявил: «Чтобы ни люди, ни скот, ни волы, ни овцы ничего не ели, не ходили на пастбище и воды не пили, и чтобы покрыты были вретищем люди и скот и крепко вопияли к Богу, и чтобы каждый обратился от злого пути своего и от насилия рук своих. Кто знает, может быть, еще Бог умилосердится и отвратит от нас пылающий гнев Свой, и мы не погибнем». Жители Ниневии знали, что гнев Бога всегда движим Его любовью. Поэтому Писание говорит: «И увидел Бог дела их, что они обратились от злого пути своего, и пожалел Бог о бедствии, о котором сказал, что наведет на них, и не навел» (Иона, 3:5, 7–10).

ЧЕЛОВЕЧЕСКИЙ ГНЕВ ЗАДУМАН БОГОМ ДЛЯ ТОГО, ЧТОБЫ МОТИВИРОВАТЬ НАС К КОНСТРУКТИВНЫМ ДЕЙСТВИЯМ ПЕРЕД ЛИЦОМ НЕПРАВЕДНОСТИ ИЛИ НЕСПРАВЕДЛИВОСТИ.

Гнев Бога выражается в позитивном действии — объявлении злодею о том, что зло будет наказано. Из-за своей любви к людям Бог не может позволить несправедливости остаться безнаказанной. Однако когда ниневитяне раскаялись и отвратились от злых дел своих, сострадание Бога подвигло Его к прощению. Зло было устранено — гнев Бога послужил своей позитивной цели.

У некоторых современных исследователей Библии есть вопросы по поводу жестокости Божьего суда над Его народом, израильтянами, и его соседями. Они видят в этих актах образ мстительного и разрушительного божества. Но при пристальном рассмотрении обнаруживается, что Бог предпринимал такие крайние меры ради высшего блага. Святость Бога не позволит Ему бездействовать, когда Его дети вовлекаются в злодеяния. Его любовь порождает гнев ради устранения несправедливости.

Что гневало Иисуса?

Обращаясь к Новому Завету и изучая жизнь Иисуса, мы обнаруживаем, что Он тоже совершал позитивные, любящие действия против зла, которое вызывало Его гнев. Пожалуй, наиболее известное — переживания Иисуса в Иерусалимском храме, когда Он увидел, что торговцы покупают и продают волов, овец и голубей. Он сказал тогда: «Дом Мой домом молитвы наречется; а вы сделали его вертепом разбойников» (Евангелие от Матфея, 21:13). Задолго до этого в Своем служении Иисус укорял менял: «Дома Отца Моего не делайте домом торговли» (Евангелие от Иоанна, 2:16). Апостол Иоанн писал, что Иисус сделал бич из веревок, выгнал из храма всех «и деньги у меновщиков рассыпал, а столы их опрокинул» (стих 15).

РЕАКЦИЯ БОГА НА ГНЕВ ВСЕГДА ПОДРАЗУМЕВАЕТ ЛЮБЯЩИЕ ДЕЙСТВИЯ — ЭТО СТРЕМЛЕНИЕ ПОЛОЖИТЬ КОНЕЦ ЗЛУ И НАСТАВИТЬ «ЗЛОДЕЯ» НА ПУТЬ ИСТИННЫЙ.

Кто-то спросит: «Где же дух прощения Иисуса?» Но если бы злодеи раскаялись, Он простил бы их. Помните, прощение Бога всегда бывает ответом на человеческое покаяние. Его поступки демонстрируют не только менялам, но и религиозным вождям, что происходящее неприемлемо для храма. Более того, пишет Иоанн, «ревность по доме Твоем снедает Меня» (2:17; см. Псалтирь, 69:9). Ученики познали гнев Иисуса и поняли этот гнев как признак Его праведности и глубокой озабоченности тем, что дом Отца Его должен быть местом молитвы, а не торговли.

Однажды, когда Иисус был в синагоге в Шаббат, к нему подошел мужчина с парализованной рукой. Фарисеи искали случая обвинить Иисуса в нарушении закона субботы[1], поэтому Иисус спросил их: «Должно ли в субботу добро делать, или зло делать? Душу спасти, или погубить?» Фарисеи[2] промолчали. Иисус «воззрел на них с гневом, скорбя об ожесточении сердец их, сказал тому человеку: протяни руку твою. Он протянул, и стала рука его здорова, как другая» (Евангелие от Марка, 3:4–5). Иисус не одобрял формализм фарисеев, ставивших соблюдение закона субботы выше служения человеческим нуждам. Исцеление Иисусом увечья человека у них на глазах явилось поступком, который отверг их неправильное мышление и наглядно показал, что помощь нуждающимся важнее соблюдения религиозных догм.

Конец ознакомительного фрагмента.

Оглавление

Из серии: Бестселлеры саморазвития

* * *

Приведённый ознакомительный фрагмент книги Укрощение гнева предоставлен нашим книжным партнёром — компанией ЛитРес.

Купить и скачать полную версию книги в форматах FB2, ePub, MOBI, TXT, HTML, RTF и других

Примечания

1

Тора (Пятикнижие) заповедует покой и прекращение работы в субботу.

2

Фарисейское учение — одно из течений иудаизма. Фарисеев в первую очередь интересовало строжайшее исполнение норм Закона в повседневной жизни, за что их критиковал Иисус.

Смотрите также

а б в г д е ё ж з и й к л м н о п р с т у ф х ц ч ш щ э ю я