Соотношение «права ВТО» и национального права государств-членов

Т. К. Гуляева, 2017

В монографии всесторонне анализируются юридические аспекты соотношения «права ВТО» и национального права государств-членов. Автором сформулированы предложения по совершенствованию правового регулирования общественных отношений, возникающих при присоединении государства к Соглашению об учреждении ВТО, а также предложены рекомендации относительно позиции Российской Федерации по «прямому действию» норм «права ВТО» в правовой системе Российской Федерации. Отдельные положения монографии могут быть использованы профильными министерствами и ведомствами, действующими в области международных экономических и торговых отношений. Настоящее издание может получить применение в ходе преподавания дисциплин: «международное право», «международное экономическое право», «право международных организаций» и «право ВТО» в рамках подготовки бакалавров и магистров по специальности «Юриспруденция».

Оглавление

* * *

Приведённый ознакомительный фрагмент книги Соотношение «права ВТО» и национального права государств-членов предоставлен нашим книжным партнёром — компанией ЛитРес.

Купить и скачать полную версию книги в форматах FB2, ePub, MOBI, TXT, HTML, RTF и других

Введение

Учреждение Всемирной торговой организации (далее — ВТО) 15 апреля 1994 г.[1] и последующие присоединения государств и таможенных территорий к Марракешскому соглашению об учреждении Всемирной торговой организации 1994 г. (далее — Соглашение об учреждении ВТО), в т. ч. и Российской Федерации[2], поставили перед отечественной наукой международного права в качестве одной из центральных проблем соотношение «права Всемирной торговой организации» (далее — «право ВТО») с национальным правом государств-членов, а также выработку понятия «права ВТО», необходимого для понимания этого соотношения.

«Право ВТО» («WTO law» (англ.), «Droit de l’OMC» (франц.), «Derecho de la OMC» (исп.)) как особое правовое явление, возникшее после учреждения в 1994 г. ВТО, активно используется на международном, региональном и национальном уровнях, однако до сих пор не получило полного систематизированного освещения в российском правоведении.

Членство Российской Федерации в указанной международной межправительственной организации[3] налагает на нее систему международно-правовых обязательств, некоторые из которых выходят за пределы положений соглашений ВТО. Имплементация принятых в рамках ВТО обязательств затрагивает проблему механизма введения соглашений ВТО в сферу национального права государств-членов. Положения Соглашения об учреждении ВТО не разъясняют процедуру обеспечения соответствия «… законов, иных нормативных актов и административных процедур… обязательствам, вытекающим из прилагаемых Соглашений» (ст. XVI.4). Проблема так называемого «прямого действия» норм «права ВТО» (соглашений ВТО) в национальном праве и в целом действия «права ВТО» в пределах территориального верховенства государства лежит в плоскости соотношения «права ВТО» и национального права государств-членов и требует исследования их взаимодействия. Несмотря на то, что соглашения ВТО являются обязательными для всех членов (ст. 11.2 Соглашения об учреждении ВТО), данное требование не позволяет разрешить вопрос о коллизии с нормами внутригосударственного права. Своевременное и эффективное решение этой доктринальной проблемы имеет в то же время практическое значение для Российской Федерации и всего Евразийского экономического союза (далее — ЕАЭС). Введение ограничительных мер внутреннего характера, например, санитарных и фитосанитарных мер (далее — СФС меры), может оказывать воздействие на ход международной торговли и рассматриваться в некоторых случаях другими государствами-членами ВТО как нарушение норм «права ВТО» и послужить основанием для подачи жалобы не только в Орган по разрешению споров ВТО (далее — ОРС ВТО), но и в национальные судебные учреждения Российской Федерации и наднациональный суд ЕАЭС на основе норм «права ВТО».

Анализ международной практики применения соглашений ВТО и решений ОРС ВТО национальными судебными учреждениями государств-членов, а именно — опыта некоторых членов-учредителей ВТО (ст. XI.1 Соглашения об учреждении ВТО) (Федеративная Республика Бразилия (Бразилия), Европейский союз (ЕС), Республика Индия (Индия), Канада, Соединенные Штаты Америки (США), Швейцарская Конфедерация (Швейцария) и Япония), а также стран, входящих в состав таможенной территории (Тайвань в составе Китайского Тайбэя) (ст. XII. 1 Соглашения об учреждении ВТО) позволит Российской Федерации выработать собственный подход и занять свою позицию относительно действия норм «права ВТО» в национальном праве.

На данный момент Российская Федерация является стороной 39 споров в ОРС ВТО[4]. В частности, Российская Федерация выступает в качестве истца по четырем спорам: «ЕС — Методология корректировки стоимости и некоторые антидемпинговые меры в отношении импорта из России»[5], «ЕС и его государства-члены — Некоторые меры относительно энергетического сектора»[6]; «Украина — Антидемпинговые меры относительно нитрата аммония»[7], «ЕС — Методология корректировки стоимости и некоторые антидемпинговые меры в отношении импорта из России» (Второе заявление)[8]; в качестве ответчика по семи спорам: «Российская Федерация — Утилизационный сбор за автомобили (жалоба от ЕС)»[9], «Российская Федерация — Утилизационный сбор за автомобили (жалоба от Японии)»[10], «Российская Федерация — Меры, связанные с импортом живых свиней, свинины и других продуктов свиноводства, поставляемых с территории Европейского союза»[11], «Россия — Антидемпинговые пошлины в отношении легковых автомобилей, ввозимых с территории Германии и Италии»[12], «Россия — Тарифные меры, применяемые в отношении некоторых сельскохозяйственных и промышленных продуктов»[13], «Россия — Меры, влияющие на импорт железнодорожной техники и их частей»[14] и др., и в качестве третьей стороны по 28 спорам[15]. Неправильное понимание принципов и норм «права ВТО», а также их ненадлежащее применение по этим спорам может привести к отмене введенных Российской Федерацией мер, несовместимых с положениями какого-либо из охваченных соглашений ВТО; компенсации и приостановлению действия уступок или других обязательств (ст. 3.7 Договоренности о правилах и процедурах, регулирующих разрешение споров (далее — ДРС)[16]). Идентификация «права ВТО» имеет также практическое значение для государств-членов ЕАЭС[17]. В преамбуле Договора о ЕАЭС от 29 мая 2014 г.[18] государства-члены ЕАЭС (Республика Армения, Республика Беларусь, Республика Казахстан, Кыргызская Республика и Российская Федерация) выразили согласие на соблюдение норм, правил и принципов ВТО. В свете указанного и положений одного из соглашений ВТО — Генерального соглашения по тарифам и торговле 1994 г.[19] (далее — ГАТТ-1994) — государства-члены ЕАЭС и государства-кандидаты по вступлению в ЕАЭС (Республика Таджикистан[20]) должны учитывать принципы и нормы «права ВТО» ввиду того, что учреждение ЕАЭС (таможенного союза) должно содействовать торговле между составляющими его территориями и не создавать «барьеров для торговли других договаривающихся сторон с этими территориями» (ст. XXIV.4 ГАТТ-1994).

Таким образом, соотношение «права ВТО» и национального права государств-членов приобретает все большую научную и практическую актуальность в современных условиях.

Оглавление

* * *

Приведённый ознакомительный фрагмент книги Соотношение «права ВТО» и национального права государств-членов предоставлен нашим книжным партнёром — компанией ЛитРес.

Купить и скачать полную версию книги в форматах FB2, ePub, MOBI, TXT, HTML, RTF и других

Примечания

1

См.: Марракешское соглашение об учреждении Всемирной торговой организации от 15 апреля 1994 г // Доступ из справ. — правовой системы «Гарант».

2

Российская Федерация стала членом ВТО 22 августа 2012 г. Протокол о присоединении Российской Федерации к Марракешскому соглашению об учреждении Всемирной торговой организации от 15 апреля 1994 г. // Собрание законодательства Российской Федерации (далее — СЗ РФ) 2012. № 37. Ст.4986. См. также: Федеральный закон от 21 июля 2012 г. № 126-ФЗ «О ратификации Протокола о присоединении Российской Федерации к Марракешскому соглашению об учреждении Всемирной торговой организации от 15 апреля 1994 г» // СЗ РФ. 2012. № 30. Ст.4177; Заявление официального представителя Министерства иностранных дел Российской Федерации А.К. Лукашевича от 24 июля 2012 г. в связи с ратификацией Протокола о присоединении России к Марракешскому соглашению об учреждении Всемирной торговой организации от 16 декабря 2011 г [Электронный ресурс] // Министерство иностранных дел Российской Федерации [Офиц. сайт] URL: http://www.mid.ru/brp_4.nsf/0/5 5EC09100128213E44257A45003A32EC.

3

ВТО [Офиц. сайт]. URL: https://www.wto.org/english/thewto_e/thewto_e. htm.

4

ВТО [Офиц. сайт]. URL: https://www.wto.org/english/tratop_e/dispu_e/ dispu_by_country_e.htm.

5

European Union — Cost Adjustment Methodologies and Certain Anti-Dumping Measures on Imports from Russia. WT/DS474/1, G/L/1063, G/ADP/D102/1, G/SCM/ D101/1 [Электронный ресурс] // ВТО [Офиц. сайт]. URL: https://www.wto.org/ english/tratop_e/dispu_e/dispu_by_country_e.htm.

6

European Union and its Member States — Certain Measures Relating to the Energy Sector. WT/DS476/1, S/L/409, G/L/1067, G/SCM/D102/1, G/TRIMS/D/40 [Электронный ресурс] // ВТО [Офиц. сайт]. URL: https://www.wto.org/english/ tratop_e/dispu_e/dispu_by_country_e.htm.

7

Ukraine — Anti-Dumping Measures on Ammonium Nitrate. WT/DS493/1, G/L/1114, G/ADP/D109/1 [Электронный ресурс] // ВТО [Офиц. сайт]. URL: https://www.wto.org/english/tratop_e/dispu_e/cases_e/ds493_e.htm).

8

European Union — Cost Adjustment Methodologies and Certain Anti-Dumping Measures on Imports from Russia — (Second complaint). WT/DS494/1, G/L/1115, G/ADP/D110/1, G/SCM/D107/1 [Электронный ресурс] // ВТО [Офиц. сайт]. URL: https://www.wto.org/english/tratop_e/dispu_e/cases_e/ds494_e.htm.

9

Russian Federation — Recycling Fee on Motor Vehicles (complaint by the European Union). WT/DS462/1, G/L/1033, G/TRIMS/D/37 [Электронный ресурс] // ВТО [Офиц. сайт]. URL: https://www.wto.org/english/tratop_e/dispu_e/dispu_ by_country_e.htm.

10

Russian Federation — Recycling Fee on Motor Vehicles (complaint by Japan). WT/DS463/1, G/L/1034, G/TRIMS/D/38, G/TBT/D/45 [Электронный ресурс] // ВТО [Офиц. сайт]. URL: https://www.wto.org/english/tratop_e/dispu_e/dispu_by_ country_e.htm.

11

Russian Federation — Measures on the Importation of Live Pigs, Pork and Other Pig Products from the European Union. WT/DS475/1, G/L/1065, G/SPS/ GEN/1325 [Электронный ресурс] // ВТО [Офиц. сайт]. URL: https://www.wto. org/english/tratop_e/dispu_e/dispu_by_country_e.htm.

12

Russia — Anti-Dumping Duties on Light Commercial Vehicles from Germany

and Italy. WT/DS479/1, G/L/1070, G/ADP/D103/1 [Электронный ресурс] // ВТО [Офиц. сайт]. URL: https://www.wto.org/english/tratop_e/dispu_e/dispu_by_

country_e.htm.

13

Russia — Tariff Treatment of Certain Agricultural and Manufacturing Products. WT/DS485/1, G/L/1080, G/VAL/D/13 [Электронный ресурс] // ВТО [Офиц. сайт]. URL: https://www.wto.org/english/tratop_e/dispu_e/dispu_by_country_e.htm.

14

Russia — Measures affecting the importation of railway equipment and parts thereof. WT/DS499/1, G/L/1128, G/TBT/D/48 [Электронный ресурс] // ВТО [Офиц. сайт]. URL: https://www.wto.org/english/tratop_e/dispu_e/cases_e/ ds499_e.htm.

15

См.: таблица споров в ОРС ВТО [Электронный ресурс] // ВТО [Офиц. сайт]. URL: https://www.wto.org/english/tratop_e/dispu_e/dispu_by_country_e. htm.

16

Доступ из справ. — правовой системы «Гарант».

17

Федеральный закон от 3 февраля 2014 г № 279-ФЗ «О ратификации Договора о Евразийском экономическом союзе» // СЗ РФ. 2014. № 40. Ст.5310.

18

Договор о Евразийском экономическом союзе от 29 мая 2014 г. [Электронный ресурс] // Евразийский экономический союз [Офиц. сайт]. URL: https://docs.eaeunion.org/ru-ru.

19

Доступ из справ. — правовой системы «Гарант».

20

Декларация о формировании Единого экономического пространства Республики Беларусь, Республики Казахстан и Российской Федерации от 9 декабря 2010 г. // Доступ из справ. — правовой системы «Гарант».

Смотрите также

а б в г д е ё ж з и й к л м н о п р с т у ф х ц ч ш щ э ю я