Продуктивный ниндзя. Работай лучше, получай больше, люби свое дело

Грэм Олкотт, 2012

Тайм-менеджмент умер. Сегодня работа стала более сложной, чем когда бы то ни было. Мы работаем над несколькими проектами одновременно. 7 дней в неделю 24 часа в сутки мы на связи. Нас атакуют новости, новые инструкции, регламенты, отчеты. Зачастую в шесть вечера мы обнаруживаем, что в нашем списке дел не вычеркнут ни один пункт, и задумываемся, на что же ушел весь день? Настало время думать по-новому. Работать, как Продуктивный Ниндзя. Ниндзя относится к электронной почте безжалостно и оригинально. Ниндзя использует уловки и маскировку, чтобы избежать бесполезных встреч и поручений. Он энергичен, сосредоточен и невозмутим в самых стрессовых ситуациях. Ниндзя работает с абсолютной увлеченностью. В своей книге Грэм Олкотт, основатель успешной тренинговой компании, учит навыкам Продуктивного Ниндзя, овладев которыми вы сможете достичь максимальных результатов в работе – без дополнительных усилий, без переработки, а лишь за счет умного подхода к своим целям, обязанностям и возможностям.

Оглавление

Из серии: Бизнес. Director's Choice

* * *

Приведённый ознакомительный фрагмент книги Продуктивный ниндзя. Работай лучше, получай больше, люби свое дело предоставлен нашим книжным партнёром — компанией ЛитРес.

Купить и скачать полную версию книги в форматах FB2, ePub, MOBI, TXT, HTML, RTF и других

2. Почему мы испытываем стресс

«Лучшее оружие против стресса — это наша способность отдавать предпочтение одним мыслям перед другими».

Уильям Джеймс

Если вы купили эту книгу, то, скорее всего, вы испытываете стресс. Продуктивный ниндзя знает, что для амбициозного человека, который стремится внести свой вклад в благополучие человечества, стресс в той или иной форме неизбежен. И действительно, щедрый прилив адреналина может быть событием приятным и даже полезным. Но нам прекрасно известно и то, что стресс мешает расслабленной концентрации и дзен-спокойствию, необходимым для продолжительной продуктивной работы. В этой главе мы с вами поговорим о стрессе и о выявлении тех причин, которые вызывают стресс у вас. В следующей главе мы перейдем к управлению вниманием и обсудим, как снижение уровня стресса обостряет внимание. Прощай, стресс! Здравствуй, дзен-спокойствие!

Дерись или беги: физиологические корни стресса

Вы наверняка слышали о реакции «дерись или беги». Когда человек ощущает опасность или риск, в организме вырабатывается адреналин, учащается сердцебиение и обостряется восприятие. Таким образом человек готовится к отражению возможной угрозы. В первобытные времена выброс адреналина повышал шансы на выживание — помогал быстро бежать либо отражать нападение, или добывать зверя, чтобы прокормить себя и свое племя. Работа во многих отношениях похожа на охоту. Она дает нам возможность прокормить свою семью — только теперь мы никого не убиваем, а выполняем свою роль и получаем награду в денежном выражении. На эти деньги мы покупаем еду и оплачиваем кров, то есть обеспечиваем семье безопасность. Мы остаемся добытчиками. В этом смысле работа — это средство выживания. И первобытное начало, которое живо в каждом человеке, относится к работе очень серьезно, несмотря на то что и без работы выжить тоже вполне возможно (пособия по безработице, сбережения, экономия, помощь от родных и друзей).

Психологический контракт

Иногда бывает так, что за несколько недель до выхода на новую работу или сразу после работодатель и работник подписывают контракт. В контракте записано все, что обеспечивает обеим сторонам определенную безопасность и контроль, а также проясняет характер их отношений. Вы никогда не задумывались об ожиданиях обеих сторон и о том, насколько далеко они выходят за рамки контракта? А о том, как эти предположения развиваются в головах работника и работодателя в процессе работы? Вот небольшой пример:

Работник:

✓ У них отличная столовая. Меню меняется каждый день, всегда есть что-то диетическое. Значит, меня ценят.

✓ Начальник позволит мне перейти на гибкий график работы, если у меня возникнут проблемы, связанные с детьми.

✓ Моя работа очень разнообразна.

Работодатель:

✓ Неизбежно будут возникать ситуации, когда придется задерживаться после пяти часов. И сотрудники должны оставаться и выполнять свою работу.

✓ Мы не ждем от сотрудников гениальности, но они должны трудиться увлеченно, энергично и эффективно.

✓ Дешевые отели во время командировок? Все их просто обожают!

Это лишь часть психологического контракта между работником и работодателем. Об этом не говорилось вообще или говорилось, но никогда формально не считалось дополнением к контракту, который будет пылиться на полке с момента начала работы или последнего повышения. Изменения в психологическом контракте влияют на ощущение счастья на работе, мотивацию, самооценку и, следовательно, на моральную атмосферу в команде или целой организации. Они влияют на наше восприятие самих себя и часто становятся причиной серьезного стресса.

Представьте себе такое развитие событий: ваша компания формально не изменила ни одного условия контракта, но за неделю сделала все возможное, чтобы испортить вашу жизнь на работе. От вас неожиданно стали требовать, чтобы вы задерживались после окончания рабочего дня, проверяли свою почту по вечерам и в выходные; любимый начальник, с которым у вас сложились прекрасные отношения, вдруг преобразился в требовательное чудовище; возникли проблемы в отношениях с вашим крупнейшим клиентом. Даже отпуск взять стало проблематично, а о гибком графике можно и не мечтать. И вы возвращаетесь домой с той же зарплатой. Да, вы, как и раньше, можете оплачивать все счета, но обстановка в офисе радикально поменялась и совершенно не похожа на ту, какой была всего неделю назад. Стало скучно, вас перестали ценить, и вы тоже начали сомневаться в собственной ценности.

Если работа связана только с вашим личным выживанием и вы согласны со старой поговоркой «мы работаем, чтобы жить, а не живем, чтобы работать», то вы вряд ли решите бросить ее немедленно. Зарплата осталась прежней, а в работе по вечерам нет ничего страшного. Однако мы хотим не только зарабатывать себе на хлеб. Нам нужно ощущать свою значимость. Мы желаем, чтобы нас ценили. Нам хочется, чтобы отношения с организацией, где мы проводим столько времени, были здоровыми, справедливыми и счастливыми. Успехи компании доставляют нам удовольствие и укрепляют нашу идентичность. Еще приятнее, когда нам говорят, что мы причастны к этим успехам. Говоря о своей компании, организации или команде, человек очень быстро начинает использовать местоимение «мы». Мы все стремимся хорошо работать, чтобы мама нами гордилась. Если нам нравится наше дело, то благодаря работе мы становимся хорошими людьми, которые занимаются любимым делом. Если работа нам не нравится, то благодаря ей мы превращаемся в тех, кто занимается неприятной чепухой, чтобы заработать и оплатить свои счета. Мама все равно будет нами гордиться, но на счастье рассчитывать не приходится.

Многие мечтают быть свободными от работы. Я в этом сомневаюсь. Работа придает смысл нашей жизни, и люди в этом нуждаются. Почему многие миллионеры продолжают трудиться, увеличивая свои состояния, хотя никакой нужды в этом уже нет? Почему победители лотерей обычно говорят: «Это событие не изменило моей жизни. Я продолжаю работать с неполной занятостью»? Полагают, что главное желание человека — это финансовая свобода. Но истинная подоплека любого достижения — это возможность выбирать работу себе по душе! Прекрасный тому пример — Билл Гейтс. Не думаю, что сегодня он работает меньше, чем в те дни, когда создавал Microsoft.

Создание великой компании, подобной Microsoft, позволило бы гордиться любой матери, но это достижение бледнеет в сравнении с великим планом уничтожения малярии. Автор книги «Четырехчасовая рабочая неделя» Тим Феррисс пишет об автоматизации и делегировании управления бизнесом другим людям, чтобы можно было совершить кругосветное путешествие и работать всего 4 часа в неделю. Однако в интервью Феррисс говорит о том, что он «вечно занят», а к категории «работа» он относит только те занятия, которые ему не нравятся. Ручаюсь, Тим Феррисс трудится 14 часов в день — он просто не считает это работой, потому что получает удовольствие.

Работа — фактор очень личный. Она играет важнейшую роль в самовосприятии. Неудивительно, что даже небольшие изменения психологического контракта с работодателем вызывают у нас тревогу, подавленность, раздражение, чувство угрозы и даже страх. Когда мы ощущаем угрозу или чувствуем, что ставки высоки и наши действия подвергаются пристальному анализу, то в нашем организме мгновенно повышается уровень адреналина.

Симптомы стресса

Чем бы мы ни занимались, повышение уровня адреналина делает невозможное возможным. Но когда мы пересекаем черту и уровень адреналина зашкаливает, от мотивированных достижений мы переходим к стрессу и страданиям. У стресса много симптомов, о которых постоянно пишут в медицинских книгах и статьях. Список длинный и утомительный, поэтому я решил выделить лишь наиболее типичные и часто встречающиеся симптомы. Правда, даже и в таком виде вас ожидает не самое легкое чтение!

ОСНОВНЫЕ СИМПТОМЫ:

Физические

Отсутствие аппетита, повышенный аппетит, желание сладкого, несварение, изжога, запор, бессонница, ощущение постоянной усталости, беспричинная потливость, привычка грызть ногти, головная боль, мышечные спазмы, тошнота, затруднения дыхания, головокружения, слезливость, желание плакать, импотенция, неспособность расслабиться, высокое артериальное давление.

Поведенческие

Проблемы с сосредоточением внимания, отсутствие мотивации, сложность в принятии решений, неспособность завершить работу до начала следующей, страх неудачи, предчувствие неудачи, одиночество, раздражительность, грубость с коллегами, ощущение неспособности справиться с порученным делом, страх серьезной болезни, гнев, паранойя, клаустрофобия, страх перед будущим.

«Тревога вызывается отсутствием контроля, организованности, готовности и действий».

Дэвид Кекич

Если вас удивляет, почему в книге о продуктивном ниндзя так много внимания уделено стрессу, то, надеюсь, второй список объяснил вам, почему борьба со стрессом играет важнейшую роль в способности добиться успеха. Сосредоточившись на изменении собственного поведения, мы можем снизить уровень стресса и тем самым повысить собственную эффективность.

Распознавание триггеров стресса

«Я — старый человек и знаю о множестве трудностей и проблем, но большинство из них никогда не случалось».

Марк Твен

Вовремя распознать стресс очень важно. Хотя, когда находишься «на передовой», сделать это нелегко, существуют абсолютно очевидные признаки, по которым вы можете понять свое состояние. Это первый шаг к дзен-спокойствию, столь необходимому продуктивному ниндзя. Однако распознавание триггеров стресса — тех факторов работы, которые потенциально могут вызвать стресс, — и их преодоление — дело довольно сложное. И все же лучше потратить десять минут на подавление стресса в зародыше, чем тратить часы, дни и даже недели на борьбу с вызванным этими триггерами стрессом. Сейчас мы обсудим наиболее распространенные причины стресса, а в последующих главах будем говорить об использовании образа мыслей ниндзя в управлении вниманием, работе с электронной почтой, списком дел, проектами и совещаниями. И тогда вы поймете, как образ мыслей ниндзя сможет усилить ощущение контроля и снизить уровень стресса.

КОНТРОЛЬ

Ощущение отсутствия контроля над ситуацией мгновенно ведет к стрессу. Столкнулись ли вы с изменениями внутри своей команды, в служебных обязанностях или корпоративной культуре, прелесть качественной, осознанной системы заключается в том, что ситуация полностью в вашей власти. Это совершенно очевидно. Почему бы не уделить немного времени разработке таких подходов к работе, которые избавят вас от стресса, придадут вашей жизни ясность и породят дзен-спокойствие? Вы почувствуете полный контроль над проектом или курсом действий, если будете ясно себе все представлять. Ясность полезнее напряженной работы. Мы можем эффективно справиться с любой сложной задачей — стресс порождается не сложностью, а отсутствием ясности.

ПЕРЕМЕНЫ

Справляться с переменами довольно сложно, поскольку любые перемены связаны с утратой контроля и необходимостью приспосабливаться. Однако перемены несут вместе с собой новые привычки и требование изучать новые процессы. То, что было просто, снова становится сложным — и остается сложным, пока мы привыкаем к новому образу действий. Период перемен служит почвой для личных конфликтов и возникновения новых проблем. Перемены могут пробудить в людях худшие их качества. Однако нашу идентичность определяет наша реакция на перемены. Настало время побороться за возвращение контроля, стряхнуть с себя пыль и приступить к работе.

ПАНИКА АВРАЛА

Электронные письма, телефонные звонки, списки дел, рутинная бумажная работа, социальные сети — объем поступающей информации сам по себе является мощным триггером стресса. Я считаю, что стресс, вызванный информационной перегрузкой, связан с другими видами стресса, о которых мы говорили выше и будем еще говорить. Однако когда мы уже испытываем стресс, простая мысль о вале электронных писем, необходимости принимать массу решений и постоянно отвлекаться от работы — его значительно усиливает и порождает настоящую панику. Но при наличии качественных, эффективных систем из этой битвы можно выйти победителем. Мы подробно поговорим об этом в следующих главах.

БОЯЗНЬ ВЫГЛЯДЕТЬ ГЛУПО

Даже абсолютно разумные и интеллигентные люди хотят выглядеть успешными, чтобы производить впечатление на начальников, коллег и сверстников. Присутствуем ли мы на совещаниях, проводим ли конференции или работаем над проектом, тревога за собственное реноме всегда с нами. Мы нервничаем на совещаниях, если не успели качественно подготовиться, но при этом пытаемся скрыть свою неготовность, что значительно снижает эффективность наших действий. Мы стараемся представить неудачный проект в более выгодном свете, вместо того чтобы честно признаться во всем и проанализировать допущенные промахи и неудачи. Мы хотим показаться достойными повышения, успешными и почти идеальными, скрывая свое подлинное «я».

Эта система питает сама себя: поскольку мы категорически не хотим менять правила, всем приходится играть по этим правилам, чтобы не проиграть в серьезной игре. И нам не помогает знание того, что все ошибаются. Мы обычно попадаемся, потому что одновременно играем в две разные игры: мы знаем, чем нам нравится заниматься; мы знаем, какой проект важнее всего; но в то же время мы знаем, что нам нужно держаться выбранной линии поведения, чтобы не выглядеть глупо. В такой ситуации самый простой и естественный вид поведения — это максимальная уклончивость, продолжение работы и отказ от встреч с теми, кто может открыть наш маленький секрет. Знакомая ситуация, верно?

СТРАХ РАЗОБЛАЧЕНИЯ

«Величайшая ошибка, какую только можно совершить в жизни, это постоянный страх совершить ошибку».

Элберт Хаббард

Я всегда улыбаюсь, когда в личных интервью актеров, политиков, бизнесменов и других публичных фигур слышу рассказы о том, что нужно притворяться, пока выбранная личина не станет естественной и привычной. Людям кажется, что они единственные, кто использует такую стратегию. Эти люди добились успеха, они пользуются авторитетом, и все же они до сих пор ощущают неуверенность при мысли о том, что в один прекрасный день их разоблачат и все поймут, что у них нет никаких способностей для той работы, которой они занимаются. Такие мысли знакомы людям, более чем успешным и добившимся огромных успехов. Возможно, знакомы они и вам. Это еще одна разновидность страха показаться глупым. Знаком подобный страх и мне. Но я считаю, что это довольно полезная парадигма, которая заставляет человека быть упорнее, смелее и оригинальнее. Просто направьте ее в нужное русло. Но, конечно же, только тщательное и трезвое осознание поможет вам держать ее под контролем.

КОНФЛИКТ

Нет людей, которым нравились бы конфликты. Те, кто утверждает обратное, либо лгут, либо просто недостойны общения. Им свойственно извращенное чувство удовлетворения при виде страданий других людей. Однако иногда конфликты полезнее, чем их отрицание или игнорирование. Медленно тлеющий конфликт — это одна из основных причин длительного стресса. Откровенный же разговор проясняет ситуацию, приносит мир и возможность успокоиться — а со временем примириться и сохранить уважение друг к другу. Существует много книг и специальных курсов, посвященных тактике и приемам разрешения конфликтов, и я настоятельно советую вам познакомиться с ними.

НЕОПРЕДЕЛЕННОСТЬ И ДВОЙСТВЕННОСТЬ

Неопределенность или двойственность информации способствует стрессам. В электронном письме или разговоре с начальником может скрываться величайшая потенциальная возможность или угроза. Если вы ее не выявили и не поняли, что нужно делать, то можете выставить себя в невыгодном свете и потерять контроль над ситуацией, что неизбежно приведет к стрессу. Мы постоянно стремимся найти жемчужину в навозной куче, поэтому непрерывно разбираем свою электронную почту и вал офисных бумаг, пытаясь заметить потенциальную возможность или бомбу с тикающим часовым механизмом, которую надо обезвредить. Очень часто стресс порождается не реальностью, а потенциальной реальностью. Мы постоянно думаем о потенциально упущенных возможностях и потенциальных промахах. Неопределенность представления или намерения тоже служит причиной стресса. Непонимание курса действий и тревога из-за того, что ваше видение может отличаться от видения коллег, могут породить массу проблем.

Ясность порождает спокойствие, неопределенность ведет к стрессу. Более подробно мы поговорим об этом в следующих главах.

Упражнение: стресс и я

Давайте проанализируем конкретные причины стресса, о которых мы только что говорили. Какие из них актуальны для вас? Оцените себя по шкале от 1 до 5, чтобы понять, какие из факторов оказывают минимальное влияние, а какие большое.

Не только руководители…

Многие считают, что самая стрессовая работа — это руководство организацией. Нет никакого сомнения в том, что такая работа порождает серьезные стрессы. Поскольку я сам возглавляю организацию, то мне отлично знакомы бессонные ночи, стрессы и перегрузки. Я беседовал с руководителями ряда крупных компаний, которые рассказывали мне о том, как научились жить со стрессом, минимизировать его и превращать в приемлемое для жизни состояние. Эти люди не обладают никакими магическими силами, которые позволили бы им полностью избавиться от стресса.

Однако потенциальные факторы стресса существуют на всех уровнях любой организации. Люди, занимающие самое скромное положение и не несущие практически никакой ответственности, обычно не могут контролировать свою нагрузку, и это порождает стресс. Более всего мне симпатичны те, кто находится на среднем уровне: они стремятся удовлетворить всех окружающих. На них с одной стороны давит начальство, а с другой — непосредственные подчиненные. Они находятся между Сциллой и Харибдой. Стресс порождается не должностью, а особенностями работы и ситуации. Любая работа или ситуация может породить стресс, а степень этого стресса зависит от нашей способности справляться с тем, что валится на нашу голову.

Настало время обрести перспективу

В заключение этой главы хочу развенчать два мифа, сложившихся в умах тех, кто испытывает стресс от работы.

1. Близок конец света. (Нет, это не так!)

2. Все остальные работают лучше и добиваются большего, чем я.

(Если бы вы знали правду, то от души посмеялись бы.)

Не нервничайте. Все будет хорошо!

Противоположность стрессу

К чему мы с вами стремимся? Нам нужны «задорная легкость действий, продуктивная включенность в момент настоящего и контроль над ситуацией». Такое состояние умиротворяет и способствует дзен-спокойствию, которое нам всем необходимо.

Игривая легкость[7] — это творческий задор, расслабленность и признание того, что ты обладаешь свободой добиться успеха, несмотря на случайно допущенные ошибки.

Продуктивность — это знание того, что благодаря готовности ты способен сделать правильный выбор.

Пребывание в настоящем моменте — это вхождение в состояние «потока» с полной сосредоточенностью и увлеченностью делом, выполняемым в данный момент. Это состояние невероятно благотворно и позволяет прекрасно выполнить работу. Оно противоположно прокрастинации и стрессу.

Состояние потока естественным образом обеспечивает ощущение полного контроля, дает вам силы и уверенность, необходимые для продолжения действий. А это, в свою очередь, порождает новый импульс, еще большее вхождение в творческую колею и игривость и еще большую эффективность.

Понимаю, все это может показаться вам слишком сложным, но единственное, что отличает это от стресса и чувства подавленности окружающим миром, — это то, что происходит в вашей голове.

«Стресс — это состояние незнания. Человек полагает, что все его дела — экстренные и срочные. Но в жизни нет ничего столь важного. Просто расслабьтесь».

Натали Голдберг

Упражнение: выявление факторов стресса

По мере того как мы с вами будем превращаться в продуктивного ниндзя, мы будем возвращаться к факторам стресса, описанным в этой главе. Я предложу вам массу решений, которые помогут вам произвести кардинальные перемены в работе и жизни.

А сейчас мы разберемся с тем, что требует немедленного решения. Настало время вернуть себе контроль. Изучив список факторов стресса, опишите самые очевидные первые шаги, которые смогут принести вам немедленное облегчение. Выберите ровно столько факторов, сколько нужно для того, чтобы почувствовать дзен-спокойствие. Некоторые мои предложения могут показаться вам довольно полезными.

Контроль: (предложение) — Каждый день посвящайте 5 минут разборке рабочего стола, чтобы работать в чистом пространстве.

Запишите собственные предложения

………………………………………………….

…………………………………………………………………………………………………………….

Перемены: (предложение) — Опишите те сферы своей жизни, в которых сейчас происходят перемены, или найдите человека, с которым их можно было бы обсудить: возможность обсудить — это половина решения.

…………………………………………………………………………………………………………….

…………………………………………………………………………………………………………….

Паника, связанная с перегрузкой: (предложение) — Прочтите дальнейшие главы 4–6 и выполните упражнения.

…………………………………………………………………………………………………………….

…………………………………………………………………………………………………………….

Боязнь выглядеть глупо: (предложение) — Рискните и откровенно, честно и конкретно поговорите с членами своей команды о том, о чем ранее говорили исключительно уклончиво.

…………………………………………………………………………………………………………….

…………………………………………………………………………………………………………….

Боязнь разоблачения: (предложение) — Попробуйте притворяться, пока не почувствуете себя уверенно. Установите зрительный контакт, сделайте глубокий вдох и скажите то, что должны сказать, твердо и уверенно. Все дело в вашем поведении.

…………………………………………………………………………………………………………….

…………………………………………………………………………………………………………….

Конфликт: (предложение) — Смело и честно поговорите с коллегой, с которым у вас возник конфликт. Это всегда полезно, даже если в результате вы «согласитесь не соглашаться».

…………………………………………………………………………………………………………….

…………………………………………………………………………………………………………….

Неопределенность и двойственность: (предложение) — Дайте себе десять минут на то, чтобы просто подумать о текущей проблеме. В процессе обдумывания делайте пометки, чтобы процесс был структурированным.

…………………………………………………………………………………………………………….

…………………………………………………………………………………………………………….

А вы — ниндзя?

✓ Ниндзя преодолевает стрессы, связанные с работой, благодаря готовности и практикуя безжалостность в своем подходе к работе.

✓ Ниндзя использует осознанность для выявления основных факторов стресса, а потом активно борется с ними.

✓ Ниндзя умеет достигать дзен-спокойствия: для этого нужно быть безжалостным, подготовленным и внимательным.

Оглавление

Из серии: Бизнес. Director's Choice

* * *

Приведённый ознакомительный фрагмент книги Продуктивный ниндзя. Работай лучше, получай больше, люби свое дело предоставлен нашим книжным партнёром — компанией ЛитРес.

Купить и скачать полную версию книги в форматах FB2, ePub, MOBI, TXT, HTML, RTF и других

Примечания

7

Автор использует здесь понятия «playful» (игривый, шаловливый, шутливый, веселый задорный) и «playfulness» (игривость). Существует понятие «когнитивной игривости» — продуктивной и радостной творческой легкости, гибкости и смелости. Известно, что игра — ключевое качество истинного творчества. — Прим. ред.

Смотрите также

а б в г д е ё ж з и й к л м н о п р с т у ф х ц ч ш щ э ю я