В поисках истока, или Путевые заметки дилетанта

Григорий Сергеевич Иванов, 2021

Книга рассказывает о десятилетнем поиске материалов по истории семьи и о поездках, которые были предприняты автором в этих целях. Издание рассчитано на широкий круг читателей.

Приведённый ознакомительный фрагмент книги В поисках истока, или Путевые заметки дилетанта предоставлен нашим книжным партнёром — компанией ЛитРес.

Экскурсии в железнодорожные музеи

Мой прадед Семён Иванович Назаренко, отец деда Ивана Семёновича, всю жизнь проработал на железной дороге, за добросовестный труд был награждён грамотами Министерства путей сообщения, знаком «Почётный железнодорожник», орденом Ленина, поэтому история железнодорожного сообщения меня интересовала с детства. Поэтому в марте 2017 года я совершил поездки в ближайшие железнодорожные музеи.

Первая поездка была совершена на станцию Узловая Тульской области, и это оказалось символичным. Во время посещения музея истории локомотивного депо станции Узловая, созданного в 1967 году, я узнал, что именно с этой станции Л.М. Каганович, с 1935 по 1944 гг. (с перерывами) занимавший пост народного комиссара путей сообщения СССР, ежегодно отправлялся на Донбасс с инспекцией состояния дел в железнодорожном сообщении. По результатам проверки работы моего прадеда в депо Ясиноватая нарком наградил его патефоном, а в другой приезд — мотоциклом марки Harley-Davidson. Заранее спланировав маршрут, собрав с вечера продукты и всё необходимое, 1 марта я проснулся в 5 часов утра и, выпив кофе, отправился в путешествие. Вышел из дома в Москве на улице Шипиловской в 5:45 и через 10 минут сел в автобус №711 до станции метро Орехово. Доехав до метро и дождавшись автобус №717, я отправился до остановки железнодорожная платформа Бирюлёво Пассажирская, откуда добрался до станции Ожерелье (через Домодедово, Барыбино, Ступино, Жилёво) в 8:49. На станции приобрёл билет на транспортное средство на рельсах (иначе не назвать), но автоинформатор назвал его рельсовым автобусом. Состав (рельсовый автобус) включает 2 вагона, в каждом по 25 посадочных мест, имеется туалетная комната. Транспорт достаточно быстрый, работает на дизельном топливе, как реальный автобус, только едет по рельсам. В 9:05 выехал со станции Ожерелье в сторону станции Узловая, в 9:45 проехали населённый пункт Мордвес Тульской области. В 11:35 проехали город Новомосковск-1. В 12:05 автобус на колёсах прибыл в Узловую. Выйдя со станции, я отправился на поиски музея, в сторону локомотивного депо. Выйдя на дорогу, спросил у прохожего, как дойти до музея; он ответил, что нужно идти до переезда и там спросить, как пройти дальше. Заблудившись, попал в частный жилой сектор. Женщина, вешавшая бельё во дворе, пояснила, что надо вернуться обратно к переезду, до которого я добрался на попутной машине. Дальше меня любезно вызвалась проводить местная жительница. Мы направились к музею, но по пути у переезда нас задержал минут на пятнадцать маневровый поезд. К нужному переезду мы вышли примерно в 13:00. По пути, проходя через рельсы, проваливался в снег. В одном из сугробов оказалась водосточная труба, о которую я довольно неприятно ударился правой ногой, но это не помешало продолжить путь.

В музей попал примерно в 13:20, и находился там в течение получаса. Опытный экскурсовод Татьяна подробно рассказала историю станции Хрущёвка (Узловая) и разрешила фотографировать, если не шпион. Я ей рассказал о своём прадеде, дедушке и брате деда (дяде), о том, что они тоже работали на железной дороге. Взяв буклет о музее, я поблагодарил её за экскурсию, и она меня за рассказанные истории. Вышел в город примерно в 14:00, думал найти сувениры, но, увы, не удалось. Минут через 20 я уже пошёл к станции, по пути сфотографировал церковь Святой Блаженной Матроны Московской, а на станции — поезда. Зашёл в здание вокзала, чтобы взять билет до Ожерелья и был остановлен сотрудником полиции из-за того, что в руках держал фотоаппарат. Показав пенсионное удостоверение, пояснил, что был на экскурсии, и пошёл на рельсовый автобус, который отправился в Ожерелье в 14:47. Прибыв в Ожерелье в 17:15, я взял билет до платформы Бирюлёво Пассажирская, и в 19:15 был в Москве. Примерно в 20:00 добрался до дома. Поездка получилась интересной и познавательной, и я решил продолжить посещение железнодорожных музеев.