Почему люди разные. 20 фактов, которые лучше бы я узнал раньше

Григорий Емцов

Эта книга о том, как меняются взгляды человека на себя и окружающих после знакомства с эниостилем. Живым языком раскрываются особенности разных психологических типов, приводятся яркие примеры из мировой истории и жизни самого автора. В конце каждой главы есть упражнения, которые помогут увидеть себя и других с новой, порой неожиданной стороны.Книга адресована психологам, врачам, юристам, педагогам, родителям, а также тем, кто хочет разобраться в себе и в своих отношениях с близкими.

Оглавление

* * *

Приведённый ознакомительный фрагмент книги Почему люди разные. 20 фактов, которые лучше бы я узнал раньше предоставлен нашим книжным партнёром — компанией ЛитРес.

Купить и скачать полную версию книги в форматах FB2, ePub, MOBI, TXT, HTML, RTF и других

Факт №2. Человек не должен быть всесторонне развит

Миф №2. Человек должен быть всесторонне развитым

В начале 2000-х, когда начиналась моя преподавательская карьера в вузе, я решил получить серьезное образование по педагогике. На курсе, куда я поступил, мне повезло как с профессорским составом, так и с программой обучения. Помимо педагогики нам преподавали общую психологию, возрастную психологию, конфликтологию и еще ряд интересных и полезных вещей, которые мне пригодились впоследствии. Многие утверждения мне тогда виделись совершенно логичными и неоспоримыми. Так, например, в большинстве учебников по основам педагогики говорилось примерно следующее: «Главной целью воспитания является подготовка всесторонне развитого, высококультурного человека. Эта подготовка требует такого обучения, которое обеспечивало бы последовательное усвоение учащимися определенной системы знаний в разных областях науки, систематическое прохождение школьного обучения. Кто такой школы не пройдет в юношеские годы, кто овладеет только отрывочными сведениями и не будет иметь систематизированных знаний, тот не станет образованным человеком, и этот недостаток будет всегда преследовать его по пятам».

Вроде бы, великое, благородное дело — воспитать «разносторонне развитую личность». Мне, окончившему школу без единой «четвёрки» в аттестате, эта цель казалась более чем справедливой. И я упорно следовал ей на протяжении многих лет, уча уму разуму несчастных студентов в университете, убежденно считая, что лишних предметов нет ни в школе, ни в вузе. И каждый студент обязан (!) стремиться знать все науки на «отлично». С таким педагогическим кредо я жил и работал, считая его правильным.

Правда, где-то в глубине души я не в полной мере в него верил. Круглых отличников на курсе из года в год были единицы. Да и мои «пятёрки» по физике и информатике в школьном аттестате были скорее прилежно выслужены, чем заслужены. Что же не так в этом светлом принципе воспитания всесторонне развитой личности? Ответ на этот вопрос мне дали уже мои первые занятия эниостилем.

Эниостиль был рождён Тамарой и Анатолием Панченко в результате обобщения и синтеза целого ряда учений о человеке, которые им удалось обнаружить в отечественной и зарубежной (как западной, так и восточной) медицине, психологии, социологии и философии. В том числе и новейших на тот момент научных и околонаучных течений второй половины XX века — нейролингвистического программирования (НЛП), эриксоновской модели, транзактного анализа, соционики, телесного психоанализа, парапсихологии и т. д. Но основой основ философии эниостиля (как, впрочем, и большей части вышеперечисленных концепций) стала типологическая теория, разработанная одним из учеников Фрейда великим ученым и психиатром Карлом Густавом Юнгом.

Юнг несколько лет был соратником и последователем Фрейда. Но позднее он расстался со своим учителем и пошёл в исследованиях сознательного и подсознательного дальше. В 1921 году в Цюрихе вышла в свет фундаментальная работа Юнга «Психологические типы», которая буквально совершила революцию в представлениях о типах людей. Именно это сочинение стало отправной точкой и в эниостильной психофилософии Панченко.

Своё главное открытие, предопределившее дальнейшую типологию людей, Юнг сделал на основе своих научных исследований в области психиатрии и своей многолетней практики в качестве психотерапевта. В частности, он обратил внимание, что в основе поведения людей лежит тот или иной способ получения и обработки информации.

Так, человек получает информацию либо посредством своих органов чувств (слух, зрение, обоняние, осязание, вкус), либо благодаря так называемому шестому чувству. При этом у одних людей больше развит первый способ получения информации (ощущение), а у других — второй (интуиция). Первые больше доверяют тому, что сами услышали, увидели или ощутили. Вторые же, напротив, скорее воспринимают сигналы своего внутреннего голоса.

Равным образом, двумя путями происходит и обработка полученной информации, её анализ и оценка. Мы либо оцениваем её с позиции логики (распознаём, «что это такое», мысленно анализируем и определяем место в нашей классификации вещей и явлений), либо даём ей субъективную чувственную оценку (отвечаем себе на вопрос: «Какую ценность это для меня представляет, нравится мне это или нет?»). И здесь также наблюдается деление людей на две половины: одни привыкли всё подвергать логическому анализу (включается мышление), другие же всецело доверяются своим эмоциям и переживаниям (включается чувство).

Обозначив четыре базовые психические функции (ощущение, мышление, чувство и интуицию), Юнг сформулировал ещё одну важную закономерность. Парные функции, утверждал он, взаимодополняют и взаимоисключают друг друга. То есть чем больше в человеке склонности к мыслительному анализу, тем меньше в нём чувственности. И чем больше доверия ощущениям, тем меньше способности к интуитивному восприятию мира. Бывает, конечно, когда эти функции распределяются в человеке в равной степени. Скажем, логичности столько же, сколько чувственности. Но в этом случае обе эти функции оказываются слабыми и недоразвитыми. А значит, такая личность уже не сможет достичь выдающихся успехов ни там, где требуется серьёзный мыслительный анализ (например, экономика или точные науки), ни там, где ценится богатство чувств (например, искусство).

Вот и получается, что сама идея «всесторонне развитой личности» в принципе недостижима. Настойчиво требуя от человека быть успешным во всём, общество (и здесь, как ни печально, немалую роль играют семья и школа) неотвратимо толкает его в состояние «недоразвитой» и «самоограниченной» личности. Как говорят в таких случаях, хотели как лучше, а вышло наоборот.

Понимание того, что быть «всесторонне развитым человеком» невозможно, стало для меня вторым открытием в эниостиле.

Полезное упражнение. Проанализируйте, как вы чаще воспринимаете информацию и как вы её чаще оцениваете. Каким способам её получения и обработки вы склонны доверять больше? Определив ваши предпочтительные психические функции, сверьте полученный вывод с реальной действительностью. Для этого вспомните ваши недавние решения и результаты, к которым они привели. В каких случаях вы были довольны достигнутыми успехами? Как правило, успех к нам приходит тогда, когда мы принимаем решения, опираясь на предпочтительный и более привычный нам способ получения и обработки информации.

Оглавление

* * *

Приведённый ознакомительный фрагмент книги Почему люди разные. 20 фактов, которые лучше бы я узнал раньше предоставлен нашим книжным партнёром — компанией ЛитРес.

Купить и скачать полную версию книги в форматах FB2, ePub, MOBI, TXT, HTML, RTF и других

Смотрите также

а б в г д е ё ж з и й к л м н о п р с т у ф х ц ч ш щ э ю я