Богородица в богослужении Востока и Запада

Григорий Бартосик OFMConv, 1998

«…Данная книжка скорее популярная, чем научная. Она не ставит целью провести скрупулезный анализ молитвенных текстов с указанием взаимосвязей и источников отдельных чинопоследований. Основная цель данной работы – в общих чертах показать читателю многообразие почитания Богородицы в различных обрядах. Поэтому структура отдельных глав этой книги по сути одна: краткое описание истории данного литургического обряда и пользующейся им церковной общины, а также рассмотрение той роли, которая отведена в богослужении Деве Марии, – значение богородичных праздников, содержание обрядов, текстов Часослова и, в некоторых случаях, богослужения Таинств…»

Оглавление

* * *

Приведённый ознакомительный фрагмент книги Богородица в богослужении Востока и Запада предоставлен нашим книжным партнёром — компанией ЛитРес.

Купить и скачать полную версию книги в форматах FB2, ePub, MOBI, TXT, HTML, RTF и других

Глава 2. Мария в западно-сирийском богослужении

1. Западно-сирийская Церковь

Западно-сирийская Церковь возникла в Сирии в результате отделения от Вселенской Церкви части Александрийского патриархата после Халкидонского Собора (451 г.). На этом Соборе было утверждено и уточнено учение, гласящее, что в Воплощении в одном Лице Сына Божия соединились две природы: Божественная и человеческая. Тогда же Собор осудил так называемое монофизитство, т. е. мнение, что у Иисуса Христа была только Божественная природа.

Многие общины на Востоке не приняли учение Собора, тем самым дав начало дохалкидонским Церквям. К числу этих общин принадлежат яковитская (Сирийская), коптская (в Египте), Эфиопская и Армянская Церкви. Эти Церкви долгие века считались именно монофизитскими. Современные исследования и экуменические диалоги внесли поправки в это мнение[2].

У каждой из этих Церквей сейчас есть как бы две формы: воссоединенная с Римом (католическая) и не соединенная с Римом. Первые называются «Восточные Католические Церкви», а вторые — «(Древне-)Восточные Православные (или Ортодоксальные) Церкви». Эти последние не следует смешивать с православием. В обиходной терминологии нужно различать ортодоксию дохалкидонскую и халкидонскую (т. н. византийское православие).

Говоря сегодня о западно-сирийском богослужении, необходимо принять во внимание разнородность церковных общин, возникших в течение веков, нередко в результате драматических исторических событий. Поэтому мы можем сегодня сказать, что традиция западно-сирийской Церкви сохраняется в нескольких основных церковных общинах.

а) Яковитская Церковь

В точном значении слова под западно-сирийской Церковью следует понимать общность тех верных Антиохийского патриархата, которые не признали постановления Халкидонского Собора и отделились от Вселенской Церкви, создав, таким образом, монофизитскую Церковь. Эта Церковь часто называется яковитской, по имени патриарха Иакова Барадая, который в 543 г. был тайно хиротонисан и стал настоящим создателем и организатором этой общины. Яковиты скрылись от преследований византийских императоров в северо-восточной Сирии. Арабское вторжение они восприняли как освобождение. В период особого расцвета (XII в.) границы патриархата доходили до Средней Азии и охватывали 20 митрополий и более 100 епархий. В 1393–1404 гг. яковитскую Церковь постигло кровавое преследование мусульманского правителя монголов Тимура. После этого трудного времени численность Церкви резко упала до того уровня, что в XVI в. патриархат включал в себя всего лишь 20 епархий. Сейчас патриарший престол яковитов находится в Дамаске, а численность верных составляет около 1,2 млн. человек, в основном в Сирии, Ираке и Индии. С 1293 г. каждый патриарх яковитской Церкви носит имя Игнатий, в честь св. Игнатия Антиохийского.

После II Ватиканского Собора были начаты экуменические диалоги между Католической и Сирийской ортодоксальной Церквями. 27 октября 1971 г. Папа Павел VI и патриарх Церкви Антиохии Сирийской и всего Востока Мар Игнатий Йакуб III подписали христологическую декларацию, исповедующую общую веру в Иисуса Христа истинного Бога и истинного человека[3]. Папа Иоанн Павел II, встречаясь 23 июня 1984 года с Маран Мар Игнатием Заккой I Ивасом, сирийско-ортодоксальным патриархом Антиохии и всего Востока, подтвердил ранее выработанные определения. Были также сформулированы принципы совместной пастырской деятельности[4].

б) Католическая Западно-сирийская Церковь

Среди общин Западно-сирийской Церкви периодически возникали тенденции к воссоединению с Римской Церковью. В 1782 г. часть епископов вступила в унию с Римом, положив начало Сирийскому Католическому Патриархату с современным центром в Бейруте. Эта Церковь насчитывает около 100 тыс. верных, в основном в Ливане, Сирии и Ираке, ее патриарх — Игнатий Антоний II Гайек.

Обе вышеупомянутые церковные общины, как католическая, так и некатолическая, в богослужении сохраняют западно-сирийский обряд и используют сирийский или арабский язык.

в) Церкви, перенявшие некоторые элементы из западно-сирийского обряда

Кроме того, к семье западно-сирийского обряда принадлежат еще три церковные общины — маронитская, византийская и мелькитская Церкви.

Маронитская Церковь

Она принадлежит к сирийским Церквям, ведущим свою родословную от Антиохийского патриархата. Название происходит от имени святого отшельника Марона, жившего в Северной Сирии в 350–410 гг. После завоевания этой страны арабами в страхе перед мусульманами община скрылась в горах Ливана, где в результате возникла независимая Церковь. По причине своего исключительного отличия этот обряд будет рассмотрен отдельно.

Византийская Церковь

К семье Церквей, происходящих из сиро-антиохийской традиции, следует отнести также Византийскую Церковь, имеющую самое большое значение и наиболее многочисленную среди всех Восточных Церквей. По этой причине традиция и богослужение этой Церкви также будут рассмотрены отдельно.

Мелькитская Церковь

Сирийское слово «малка» означает «царь, император». После Халкидонского Собора название «мелькиты» стали применять к тем верным Антиохийского патриархата, которые приняли определения Собора, оказавшись, таким образом, на стороне императора. Со временем эта Церковь приняла византийский обряд. В 1724 г. часть мелькитов вступила в унию с Римом, тем самым положив начало существованию Греко-мелькитской католической Церкви с патриаршей кафедрой в Дамаске. Ныне эта община насчитывает около 1 млн. человек. Остальные мелькиты принадлежат к Православной Церкви.

Многовековая изоляция Яковитской Церкви была причиной того, что эта община выработала особое видение христианства, со своей литературой, своеобразным богословием, собственными канонами и богослужением. Богослужение сохранилось в очень близком к апостольским корням виде, и в нем можно заметить много элементов, характерных для первохристианских общин. Окончательное формирование богослужения произошло между V и VIII вв. Богослужебные тексты часто состоят из прекрасных произведений религиозной поэзии. Ибо Западно-сирийская Церковь может гордиться выдающимися авторами — такими, как св. Ефрем Сирин (+ 310 г.), называемый «столпом Церкви», «пророком» и «арфой Святого Духа», Иаков Серугский (+ 521 г.), именуемый «арфой Церкви».

Другой великий создатель западно-сирийского богослужения — Север Антиохийский, который в бытность свою патриархом (512–518 гг.) систематизировал различные богослужебные обычаи, вводя в богослужение особенно много поэзии.

Западно-сирийскую литургию отличает большое число анафор, которых, учитывая рукописные варианты, насчитывается около ста.

Другая характерная черта этого обряда — своеобразное молитвословие, называемое «седро». Его произносит только священник. Эта молитва похожа на 18 благословений Синагоги; написана прозой. В первой части — «Введении» — призывается Пресвятая Троица. В свою очередь вторая часть — собственно «Седро» — является неким увещеванием в виде проповеди, в которой содержатся воспоминание отмечаемого праздника или совершаемой тайны. Творцом этого вида молитвы считается патриарх Иоанн I (+ 649 г.), называемый поэтому «Иоанном Седром». В течение веков появилось очень много разных форм молитвы «седро», и сейчас они читаются ежедневно как во время Божественной литургии, так и во время чтения Часов. Многие из них посвящены Богородице.

2. Почитание Богородицы

Верные западно-сирийских общин гордятся тем, что они дали Вселенской Церкви первого выдающегося поэта, учившего о Марии — св. Ефрема. Они чувствуют себя исключительными наследниками и продолжателями его сыновней любви к Богородице.

Почитание Марии в Западно-сирийской Церкви подчеркнуто значительно сильнее, чем в восточно-сирийском обряде. Отвержение постановлений Халкидонского Собора часто объясняется необходимостью защиты перед несторианством, а, следовательно, защиты имени Богородица. Свидетельства любви к Марии и Ее почитания можно обнаружить среди археологических памятников, на надгробных надписях, в иконописи, литературе и в паломнических центрах. Археологические исследования подтверждают, что первые храмы, построенные христианами, находились в Сирии. Многие из этих церквей и монастырей возводились во имя Пресвятой Девы Марии. К древнейшим и важнейшим богородичным храмам сегодня следует причислить церковь Гахх (в Джебель ат-Тур на горе Масио) и храм в Хомсе.

Однако синтезом и особой формой почитания Богоматери является богатое богослужение.

а) Богородичные праздники

В богослужебном календаре западно-сирийской Церкви прежде всего отмечаются тайны Христа, а также тайны Церкви и святых. Поэтому память Богородицы почитается в этой тройной перспективе.

Древнейшие праздники практически тождественны праздникам Восточно-Сирийской Церкви. К этой группе следует причислить прежде всего рождественский пост (время Суббарг), отличающийся богородичным характером. В отдельные воскресенья воспоминаются Благовещение, посещение св. Елисаветы, благовещение св. Иосифу и родословие Спасителя. Особый характер имеет воскресенье, посвященное тайне Посещения. В чинопоследовании мы находим следующий текст Иакова Серугского:

«Явилась Отроковица и […] старица, утро и вечер встретились в лобзании. Мария есть утро, несущее Солнце Правды. Елисавета же — вечер, несущий звезду света. Пришло утро и приветствовало вечер, подругу свою, а вечер взволновался, видя, что принял лобзание от утра. Молодая Дева была благоразумна, была смиренна, старица же, едва приняв Ее, почтила Ее как Мать. И как звезда не могла принять Солнце, то при появлении Его взволновалась и радостно взыграла[5]».

Кроме того, как и в Восточно-Сирийской Церкви, торжественно празднуются три воспоминания Богородицы, происходящие из земледельческой традиции. 15 января празднуется память «Владычица наша семянная», в которой Мария сравнивается с «благословенным полем, из которого произрос колос благословения (т. е. Христос), насыщающий алчущий мир». Праздник 15 мая называется праздником «Нашей Владычицы колосьев». В богослужении в этот день Матерь Божия сравнивается с полем, дающим Христа — Хлеб Жизни. Торжество 15 августа, соединенное с праздником Успения Пресвятой Богородицы, также называется торжеством «Богоматери Покровительницы лозы и винограда». Мария сравнивается здесь с «прекрасной лозой, давшей миру Божественную гроздь, от Нее же вино напояет вселенную». В этот день вспоминается Взятие Марии с душой и телом в небесную славу. По сирийскому преданию Мария умерла естественной смертью в среду (поэтому день этот посвящен Ей). Смерть Ее была исполнена благословения. Ее похоронили в Гефсимании между Иерусалимом и Елеонской горой, а потом Она была принята в небесную славу и ныне пребывает там со Своим Сыном.

Вторая группа богородичных праздников — великие праздники, свойственные только Западно-сирийским Церквям. Это два Праздника поздравлений Марии: с Рождеством Ее Сына (26 декабря — так же и в восточно-сирийском обряде) и с Христовым Воскресением (в понедельник после Пасхи). Этот последний праздник основан на общем предании Восточных Церквей, согласно которому Христос после Воскресения первым явился Своей Матери. Другой особый богородичный день — 15 июня; тогда воспоминается освящение первого храма во имя Пресвятой Девы. Сирийские богослужебные календари не уточняют названия этой церкви. Вероятно, этот праздник возник под коптским влиянием.

Третью группу богородичных праздников составляют общие с другими обрядами (особенно с латинским и византийским) праздники. К их числу принадлежат: Рождество Богородицы (8 сентября), Введение Богородицы во Храм (21 ноября), Непорочное Зачатие (8 декабря — только у католиков), Сретение Господне (2 февраля) и Благовещение (25 марта).

Кроме того, как уже говорилось, каждая среда посвящена особому почитанию Девы Марии.

Конец ознакомительного фрагмента.

Оглавление

* * *

Приведённый ознакомительный фрагмент книги Богородица в богослужении Востока и Запада предоставлен нашим книжным партнёром — компанией ЛитРес.

Купить и скачать полную версию книги в форматах FB2, ePub, MOBI, TXT, HTML, RTF и других

Примечания

2

См. H. Paprocki, Kult Bogurodzicy w Kościołach przedchalcedońskich // ТМБ 9, 21-24.

3

Совместная декларация Папы Павла VI и Его Святейшества Мар Игнатия Йакуба III, патриарха Церкви Антиохии Сирийской и всего Востока (27.10.1971) // AAS 63 (1971), 814-815.

4

Совместная декларация Папы Иоанна Павла II и Моран Мар Игнатия Закки I Иваса, Сиро-Православного патриарха Антиохии и всего Востока (23.06.1984): Insegnamenti VII, 1 (1984), 1902–1906; рус. пер. в кн.: Иоанн Павел II, Единство в многообразии. Размышления о Востоке и Западе. Милан — М., 1993, с. 80–84.

5

Иаков Серугский, Homilia na Zwiastowanie Matce Bożej, «Lateranum» 19 (1953), 139-140.

Смотрите также

а б в г д е ё ж з и й к л м н о п р с т у ф х ц ч ш щ э ю я