Психологические тесты для старшекласников и студентов

А. Г. Грецов, 2012

Многие люди живут как получится, не осознавая, куда идут. Ты ведь не хочешь принадлежать к их числу? А для того чтобы управлять своей жизнью, надо хорошо знать себя любимого. Узнать все свои сильные и слабые стороны тебе помогут психологические тесты. Ты доверчивый человек или нет? Замкнутый или общительный? Обладаешь ли ты лидерскими качествами? Как ты ведешь себя в случае возникновения конфликта? Как выходишь из сложных жизненных ситуаций? Как справляешься со стрессами? Каковы твои способности, желания и интересы? Поняв себя, ты сумеешь выстроить свою собственную стратегию преодоления жизненных проблем и определить направление движения по жизненному пути. А авторы книги, профессиональные психологи, помогут тебе в этом.

Оглавление

  • Предисловие
  • Часть 1. Наедине с собой: особенности личности и характера

* * *

Приведённый ознакомительный фрагмент книги Психологические тесты для старшекласников и студентов предоставлен нашим книжным партнёром — компанией ЛитРес.

Купить и скачать полную версию книги в форматах FB2, ePub, MOBI, TXT, HTML, RTF и других

Часть 1

Наедине с собой: особенности личности и характера

«Большая пятерка» личностных качеств[1]

В современной психологии выделяют пять главных характеристик личности. Они были выявлены на основе обобщения результатов множества исследований. Это так называемая «большая пятерка» личностных качеств. Приведенная ниже методика позволяет определить степень их выраженности.

Инструкция. Оцени применимость к себе каждого из приведенных ниже утверждений. Свои ответы обозначай одной из цифр:

0 — нет, это не обо мне;

1 — иногда это обо мне, иногда — нет;

2 — да, это точно обо мне.

Пожалуйста, отвечай искренне — «правильных» и «неправильных» ответов здесь нет, каждый из них свидетельствует о твоем индивидуальном своеобразии. Отвечай быстро, не задумываясь слишком долго над вопросами; выбирай тот вариант, который первым приходит в голову. Ответы записывай в бланк, приведенный чуть ниже (если не хочешь делать записи прямо в книге — скопируй его на отдельный лист бумаги).

Пояснение. В верхней строке бланка для ответов римскими цифрами обозначены качества личности в соответствии с «большой пятеркой». Арабские цифры — номера вопросов, ответы на которые надо записать с помощью цифр.

1. Для меня лучший отдых — пообщаться в веселой компании.

2. Я иногда чувствую себя очень веселым или печальным даже без серьезной причины.

3. Меня очень интересует все новое, что появляется вокруг.

4. Я всегда выполняю то, что запланировал.

5. Когда я с кем-то в ссоре, то обычно сам делаю первый шаг, чтобы помириться.

6. Я часто нуждаюсь в друзьях, которые могли бы меня поддержать и утешить.

7. Мое настроение легко меняется.

8. Мне кажется, что пословица «Все новое — это хорошо забытое старое» неверна.

9. Я умею рассчитывать свое время так, что успеваю сделать все нужное.

10. Меня можно назвать человеком мягкосердечным.

11. Я очень люблю ходить в гости.

12. Иногда я волнуюсь так сильно, что не могу усидеть на месте.

13. Меня можно назвать человеком весьма любопытным.

14. Думаю, что окружающие считают меня очень ответственным человеком.

15. Я человек доверчивый.

16. Меня часто тянет к приключениям, я люблю «встряхнуться».

17. Однообразие мне быстро надоедает, вызывает скуку.

18. У меня широкий круг интересов, разнообразные увлечения.

19. Я аккуратен и осмотрителен в словах и в делах.

20. Я охотно откликаюсь на самые разнообразные просьбы друзей и знакомых.

21. Большинство интересных сведений я получаю из общения, а не тогда, когда читаю или учусь.

22. Бывает, я чувствую себя очень уставшим без всякой причины.

23. Я легко ориентируюсь в неожиданных ситуациях.

24. Если мои желания вступают в противоречие с необходимостью, то я всегда выбираю не то, что хочу, а то, что должен делать.

25. Думаю, что окружающие не считают меня эгоистом.

26. Я человек разговорчивый.

27. Считаю, что характеристика «спокойный» мне не подходит.

28. Думаю, большинство окружающих считает, что я человек творческий, с богатым воображением.

29. Полагаю, что назвать меня ленивым нельзя.

30. Я избегаю соперничества с другими людьми.

31. Мне нравятся большие шумные компании.

32. Меня часто одолевают сомнения по самым разным поводам.

33. Я люблю размышлять над причинами и последствиями происходящих в моей жизни событий.

34. Если я поставил перед собой цель, то готов преодолеть большие трудности на пути к ней.

35. Думаю, что я человек щедрый.

36. У меня лучше получается работать в обществе других людей, а не в одиночестве.

37. У меня легко вызвать яркие эмоции.

38. Мне нравится узнавать все новое, даже когда это идет вразрез с моими знаниями и убеждениями.

39. Прежде чем сделать что-либо, я всегда задумываюсь о возможных последствиях.

40. Мне доставляет удовольствие помогать другим людям.

Бланк для ответов

Ключ. Посчитай сумму баллов в каждом из столбцов. Полученные суммы свидетельствуют о выраженности соответствующих качеств личности, входящих в «большую пятерку» (их перечень приведен ниже).

Интерпретация результатов. Показатели степени выраженности:

04 — низкая;

57 — ниже среднего;

810 — средняя;

1113 — выше среднего;

1416 — высокая.

Пять характеристик личности

I. Экстраверсия — интроверсия. Это направленность личности на внешний либо свой внутренний мир. В первом случае человек общительный, оптимистичный, активный, любящий повеселиться, более продуктивно выполняющий любую работу в компании, чем в одиночестве. Во втором — сдержанный, критично мыслящий, замкнутый, ориентированный не на общение, а на дело. Такому человеку сложнее в коллективе, по натуре он индивидуалист. Такие люди находят себя в деятельности, не требующей интенсивного общения. Чем выше показатель, тем ярче выражена экстраверсия.

II. Нейротизм (повышенная эмоциональность реакций) — эмоциональная устойчивость. Это показатель эмоциональной стабильности. Устойчивые люди проявляют спокойствие и уверенность, не склонны к бурному выражению чувств, даже немножко толстокожи. У них повышенная стрессоустойчивость, они продуктивно работают в напряженных ситуациях. Те же, кому свойственен высокий нейротизм, бурно реагируют на любые жизненные события, они эмоциональны, менее устойчивы к стрессу. Но в то же время эти люди более чуткие, отзывчивые, динамичные. Высокие баллы свидетельствуют о нейротизме.

III. Открытость — закрытость новому опыту. В первом случае человек легко воспринимает все то новое, что появляется вокруг, демонстрирует любопытство, гибкость и готовность к изменениям, обычно склонен к творчеству. Но это может оборачиваться некоторой поверхностностью, неустойчивостью убеждений и интересов. Во втором случае человек настороженно относится ко всему новому и неожиданному, предпочитает стабильность, с трудом меняет свои принципы и убеждения. Ему тяжело ориентироваться в неожиданных ситуациях, он любит стабильность и стремится обеспечить ее в своей жизни. Высокие баллы свидетельствуют об открытости новому опыту.

IV. Сознательность — несобранность (рефлексивность — импульсивность). Люди, проявляющие сознательность, характеризуются как усердные, пунктуальные, целеустремленные, надежные, честолюбивые и настойчивые. Но иногда это оборачивается неоправданным упрямством, желанием всех и все контролировать, а также мучительным переживанием вины из-за своих реальных или мнимых ошибок. Противоположный полюс — беспечность, небрежность, слабоволие, лень и любовь к наслаждениям. Но в то же время такие люди обычно более расслабленные, жизнерадостные, приятные в общении, они легко переносят проблемы и неприятности. Чем выше показатель, тем ярче выражена сознательность.

V. Доброжелательность — враждебность (склонность к кооперации / к конкуренции). В первом случае человек благожелателен, доверчив, готов к бескорыстной помощи. Такие качества помогают ему располагать к себе окружающих, хотя иногда те начинают злоупотреблять бескорыстностью этого человека, садятся ему на шею. Во втором случае человек насторожен, недоверчив, склонен воспринимать окружающих как конкурентов. Он себе на уме, не дает злоупотреблять своим доверием, но нередко отталкивает от себя окружающих своими бесконечными подозрениями, оказываясь в итоге одиноким. Высокие показатели свидетельствуют о преобладании доброжелательности.

На основе анализа результатов, полученных по этой методике, можно сделать вывод и еще об одной очень важной психологической характеристике человека — типе его темперамента.

Темперамент

Представьте себе такую ситуацию: сел человек на скамейку, положив рядом свою шляпу. Через некоторое время к этой же скамейке подошел еще кто-то, но не увидел, что на ней чужая шляпа лежит: прямо на нее и сел! Как будет реагировать на это владелец шляпы? Вскочит, как ошпаренный, и накинется на виновника инцидента с руганью, а то и с кулаками? Молча нахлобучит помятую шляпу на голову и внешне не проявит своих эмоций? Расстроится, начнет тихо жаловаться на судьбу? А может, спокойно попросит виновника компенсировать материальный ущерб? Реакции на одну и ту же ситуацию могут быть самыми разными.

Можно ли как-то классифицировать людей по их склонности так или иначе реагировать на жизненные ситуации? Оказывается, да. Обычно психологи говорят о двух основных характеристиках реакций, которые отличают людей друг от друга. С одной стороны, это то, насколько быстро и бурно люди реагируют на события. С другой стороны, это направленность реакции на внешнее окружение либо на самого себя (как ты, наверное, заметил, это первые две характеристики из состава «Большой пятерки»). Различные сочетания этих характеристик лежат в основе выделения типов темперамента.

В современной психологии под темпераментом понимается характеристика психики с точки зрения ее динамических качеств — интенсивности и скорости протекания психических процессов. Чтобы понять, кто ты, отложи в системе координат на горизонтальной оси свои показатели по шкале «экстраверсия — интроверсия», а на вертикальной — по шкале «эмоциональная устойчивость» из методики «“Большая пятерка” личностных качеств» (рис. 1). Если показатели попали в правую верхнюю четверть, то ты холерик, в правую нижнюю — сангвиник, в левую верхнюю — меланхолик, в левую нижнюю — флегматик[2]. Это названия основных типов темперамента. На графике указаны и некоторые психологические характеристики, часто проявляющиеся у представителей каждого из этих типов. Если же твои результаты оказались внутри круга — это говорит о том, что твой тип темперамента выражен не очень ярко, для тебя в той или иной степени характерны черты всех четырех типов.

Обсудим типы темперамента подробнее.

«Темперамент» — слово древнегреческое, и буквально оно обозначает «надлежащее соотношение частей». Откуда такое странное название? Оказывается, начиная с Гиппократа (знаменитого древнегреческого врача и философа, жившего в V веке до нашей эры) считалось, что реакции человека на внешние события зависят от того, какой жидкости больше в его организме («соотношение частей» — это и есть сочетание разных жидкостей в нашем теле). Если преобладает кровь (сангвис), то человек в меру активный и общительный. Его называют сангвиником. Когда в организме преобладает лимфа (флегма), это делает человека неспешным, невозмутимо спокойным, медлительным, обстоятельным. Такого человека называют флегматиком. Если преобладает желчь (холе), что внешне проявляется в неуемной активности, бурной реакции на внешние обстоятельства, суетливости, — это холерик. А когда преобладает так называемая «черная желчь» (на самом деле такой жидкости в организме нет, однако древние греки верили в ее существование), человек становится очень чувствительным ко всему происходящему вокруг, слишком остро на все реагирует. Его называют меланхоликом.

Рис. 1

Вывод о столь прямой зависимости типа темперамента от жидкостей в нашем организме с современных научных позиций выглядит, конечно, довольно наивно. Однако древние греки очень точно подметили и описали характерные типы людей по их реакциям на происходящее вокруг. И эти четыре типа темперамента до сих пор используются, когда говорят о психологических различиях между людьми. Какие же психологические особенности характерны для разных типов темперамента?

♦ Сангвиник — быстро приспосабливается к новым условиям, легко сходится с людьми, общителен. Эмоции и чувства у такого человека быстро возникают и сменяются, мимика богатая и выразительная. Сравнительно легко переживает неприятности, удары судьбы. При отсутствии серьезных целей может стать поверхностным, непостоянным.

♦ Холерик — эмоционален, склонен к порывистым действиям, энергичен, активен и инициативен. Способен страстно отдаваться делу, которое его заинтересовало. Любит разнообразие во всем, нуждается в постоянных источниках новых ярких впечатлений. Плохо переносит однообразие, скуку — в таких условиях становится раздражительным, непоследовательным.

♦ Флегматик — спокойный и ровный, невозмутимый, редко выходит из себя, к бурному выражению эмоций не склонен. Чувства отличаются постоянством и глубиной. В зависимости от условий у такого человека могут сформироваться как положительные (выдержка, вдумчивость, глубина мыслей), так и отрицательные (пассивность, вялость, безразличие к окружающему) черты.

♦ Меланхолик — чувствительный, утонченный. Такой человек тонко реагирует на слабые раздражители, но сильные способны надолго вывести его из душевного равновесия. Однако внешне его переживания проявляются сдержанно. В благоприятных условиях это человек глубокий, содержательный, в неблагоприятных же (например, в ситуации сильного стресса) может стать замкнутым, боязливым, тревожным.

А теперь вернись к примеру со смятой шляпой, с которого был начат этот разговор, и подумай, представителям каких типов темперамента свойственны описанные там реакции. Конечно, такие примеры несколько утрированы, ведь людей не всегда однозначно можно отнести к какому-то одному из этих типов, часто встречаются и промежуточные варианты.

Представители какого типа темперамента лучше приспособлены к жизни? Это зависит от ситуаций. Как говорил один из основателей научной психологии немецкий ученый В. Вундт, надо быть в будничных радостях и горестях сангвиником, в важных событиях жизни — меланхоликом, относительно влечений, затрагивающих наши интересы, — холериком, а в исполнении принятых решений — флегматиком. К сожалению, в жизнь это воплотить трудно, ведь темперамент — характеристика преимущественно врожденная, и так легко менять его в зависимости от жизненных ситуаций не получается (хотя под воздействием длительного направленного самовоспитания он может измениться довольно существенно, особенно у представителей смешанных типов).

Зато в разных ситуациях в более выигрышном положении оказываются носители разных типов. Различия по темпераменту — это различия не по возможностям психики, а по своеобразию ее проявлений. У каждого из этих типов есть сильные и слабые стороны. Так, скажем, холерик хорошо ориентируется в быстро меняющихся ситуациях, легко переключается с одного вида работы на другой, а флегматик, наоборот, легко справляется с длительной однообразной работой, но частые переключения для него сложны. Меланхолик хорошо ориентируется в тонких нюансах человеческих переживаний, но недостаточно устойчив к стрессу. Сангвиник же к стрессу устойчив, зато он бывает несколько поверхностен.

Методика «Семь качеств личности»[3]

Инструкция. Перед тобой 42 вопроса и по три варианта ответа на каждый из них: «А», «Б» или «В». Отвечая на каждый вопрос, выбери один из этих вариантов — тот, который в большей степени соответствует твоим представлениям о себе. Старайся как можно реже прибегать к промежуточному, неопределенному варианту «Б». Помни, что здесь нет и не может быть правильных или неправильных ответов: все люди разные, и каждый может высказать индивидуальное мнение. Отвечай искренне и точно, не обдумывая долго варианты ответов. Отмечай тот ответ, который первым приходит в голову.

продолжение

продолжение

продолжение

продолжение

Ключ. Результаты подсчитываются отдельно по семи шкалам. Каждый ответ «Б» оценивается в 1 балл. Варианты «А» или «В» оцениваются в 2 балла, если они совпадают с приведенным ниже ключом, или в 0 баллов, если не совпадают.

Шкала 1: 1-В, 8-А, 15-В, 22-А, 29-А, 36-В

Шкала 2: 2-А, 9-А, 16-В, 23-А, 30-В, 37-В

Шкала 3: 3-В, 10-В, 17-А, 24-А, 31-В, 38-А

Шкала 4: 4-В, 11-А, 18-В, 25-А, 32-А, 39-В

Шкала 5: 5-А, 12-В, 19-В, 26-А, 33-А, 40-В

Шкала 6: 6-А, 13-В, 20-В, 27-В, 34-А, 41-А

Шкала 7: 7-В, 14-А, 21-В, 28-А, 35-В, 42-А

Сумма баллов по каждой шкале может быть от 0 до 12.

Интерпретация результатов. Показатели от 0 до 4 — низкие, 5–8 — средние, 912 — высокие.

А теперь посмотрим, что же это за шкалы и о каких качествах личности они говорят.

Шкала 1: «замкнутость — общительность». Низкие показатели говорят о том, что человек необщителен, замкнут, иногда излишне строг в оценке окружающих. Любит быть в одиночестве, не очень склонен к откровенности даже с друзьями. Высокие показатели свидетельствуют, что человек общителен, открыт и добродушен. Ему свойственны мягкосердечность, непринужденность в поведении. Он охотно взаимодействует с людьми, активен в устранении конфликтов, не боится критики, живо откликается на любые события.

Шкала 2: «эмоциональная неустойчивость — устойчивость». Низкие показатели: человек подвержен чувствам, бурно реагирует на препятствия на пути к достижению целей, его настроение переменчиво. Высокие показатели: человек выдержанный, реалистически настроенный. Он лучше следует требованиям группы, характеризуется постоянством интересов, но иногда может проявлять недостаточную гибкость, нечувствительность к переживаниям окружающих.

Шкала 3: «склонность к подчинению — к доминированию». Низкие оценки показывают, что человек склонен уступать другим, брать вину на себя, тревожиться о своих возможных ошибках. Ему свойственны тактичность, почтительность, иногда проявляется застенчивость. Высокие оценки говорят о человеке властном, независимом, самоуверенном, напористом, упрямом, который иногда склонен проявлять агрессивность. Он независим в суждениях и поведении, не признает давления со стороны, своенравный.

Шкала 4: «сдержанность — экспрессивность». Человеку с низкими показателями свойственны благоразумие, осторожность, рассудительность. Он склонен проявлять озабоченность и беспокойство о будущем, избегает внешнего проявления ярких эмоций, поэтому окружающим может казаться несколько скучным, вялым. Высокие оценки говорят об обратном: человек жизнерадостен, импульсивен, беспечен, весел, активен. Он эмоционален, верит в удачу, в компаниях часто становится лидером, организатором совместной деятельности.

Конец ознакомительного фрагмента.

Оглавление

  • Предисловие
  • Часть 1. Наедине с собой: особенности личности и характера

* * *

Приведённый ознакомительный фрагмент книги Психологические тесты для старшекласников и студентов предоставлен нашим книжным партнёром — компанией ЛитРес.

Купить и скачать полную версию книги в форматах FB2, ePub, MOBI, TXT, HTML, RTF и других

Примечания

1

Методика разработана А. Г. Грецовым. В основу положена модель личности Косты и Мак-Крея (1985), а также «Сквозной биполярный перечень» Голдберга (1992).

2

Наряду с таким подходом в российской психологии широко распространено и выделение типов темперамента на основе сочетания психофизиологических свойств высшей нервной деятельности. Меланхолик рассматривается как носитель слабого типа высшей нервной деятельности, остальные — сильного; сангвиник отличается уравновешенностью и подвижностью нервной системы, флегматик — уравновешенностью и инертностью, холерик — неуравновешенностью.

3

В основу положен фрагмент «Методики многофакторного исследования личности» Р. Кеттелла, модификация А. Г. Грецова.

Смотрите также

а б в г д е ё ж з и й к л м н о п р с т у ф х ц ч ш щ э ю я