Духовная практика добрых дел. Обретение баланса душевных качеств в традиции Мусар

Грег Маркус, 2016

В каждом из нас есть черты характера, которые мы бы хотели изменить: стать немного смелее и настойчивее – или же спокойнее, мудрее и рассудительнее. Мусар – это тысячелетняя духовная традиция, которая предлагает конкретные советы и рекомендации, помогающие уравновесить то, что нас не устраивает в себе, чтобы жить более этичной, осмысленной и подлинной жизнью. Она берет начало в иудаизме, но предназначена для всех людей, независимо от возраста, опыта и вероисповедания. «Духовная практика добрых дел» – пошаговое руководство, которое поможет вам лучше понять себя и превратить любую ситуацию в возможность духовного роста. В каждой главе вы будете подробно исследовать одно из тринадцати душевных качеств – от смирения и милосердия до энтузиазма и честности. Задача не в том, чтобы во всем достичь идеала, а в том, чтобы уверенно держать свой корабль на волнах жизни и избегать опасного дисбаланса. Например, излишнее смирение может навредить не меньше, чем самодовольство, поскольку ведет пассивности и неумению постоять за себя. С помощью ежедневных техник и упражнений, включая мантры, медитацию и ведение дневника, вы сможете каждый день меняться к лучшему. Мусар – это духовность реального мира. Это прагматичная традиция, нацеленная на обычную повседневную жизнь. Книга предлагает мощные духовные инструменты, которые будут служить вам даже спустя годы после прочтения.

Оглавление

  • ***
  • Введение
  • Часть 1. Загляните в свой внутренний мир

* * *

Приведённый ознакомительный фрагмент книги Духовная практика добрых дел. Обретение баланса душевных качеств в традиции Мусар предоставлен нашим книжным партнёром — компанией ЛитРес.

Купить и скачать полную версию книги в форматах FB2, ePub, MOBI, TXT, HTML, RTF и других

Часть 1

Загляните в свой внутренний мир

Мусар — это практика, которая помогает усвоить еврейские ценности, чтобы жить более этичной, осмысленной и подлинной жизнью. Обучение носит экспериментальный характер, поскольку мы фокусируемся на том, чтобы вести себя в соответствии с духом учения.

Хотя бóльшая часть этой книги посвящена практике Мусара, предварительно нужно ознакомиться с теорией. В следующих четырех главах я познакомлю вас с основными понятиями и лексикой американского Мусара. Мы будем возвращаться к этим концепциям на протяжении всей книги, чтобы углубить ваше понимание по мере развития практики. Затем мы перейдем ко второй части, где вы начнете работать с каждой из тринадцати черт души.

1

Навстречу своей душе

В юности и большую часть взрослой жизни я не задумывался о своей душе. Даже впервые начав практиковать Мусар, я не понимал, что это, по сути, работа души. Меня больше привлекали другие преимущества этой практики: возможность самопомощи и самосовершенствования. Мастера традиционного Мусара подчеркивают, что это процесс становления святым и возвышение себя в глазах Бога. Хотя некоторые учителя настаивают, что Мусар — не учение о самопомощи, подобная дискуссия для нашей практики не важна. Да и сам раввин Коцкер (1787–1859), вероятно, согласился бы с нами. Он говорил, что быть образцовым человеком — a mensch — необходимое условие для того, чтобы стать святым[15].

Обучаясь игре на фортепиано, мы знаем, что со временем будет получаться лучше. Важно ли при этом представлять все изменения, которые происходят в мозге и теле, создают мышечную память и ведут к улучшению навыков? Нисколько. Все, что нам нужно знать, — это то, что «практика дает результат». И все же мы, по сути, вносим коррективы во внутренний мир своего мозга и мышц.

Начиная практиковать Мусар, я менял свою душу и не знал об этом. Поскольку это в некотором роде духовный опыт, каким не может быть игра на инструменте, на каком-то этапе нашего пути важно признать, что то, что мы меняем, и есть наша душа. Духовность — это изменение внутреннего мира.

Есть немало заблуждений о душе, которые мы впитали из американской культуры и от которых нужно избавиться. Например, до того как начал изучать Мусар, я думал, что душа — это часть того, кто я есть, та часть, которая содержит мою сущность и, возможно, сохранится после того, как я уйду. И я думал о своей душе как о лучшей части самого себя.

Я ошибался. У меня нет души, я и есть душа.

Теперь я понимаю, что душа — это не просто наше ядро, которое продолжает жить после смерти, или просто часть нас самих. На самом деле душа — это противоположность, суперсеть всего, что есть во внутреннем мире. Сюда включается сознание, подсознание, наш рационально мыслящий ум и эмоции. С помощью практики Мусар мы меняем свою душу. Ее нелегко изменить, поэтому мы работаем над одним небольшим изменением за раз. Каждое совершенное действие оставляет небольшой отпечаток на душе, и таким образом с течением времени небольшие изменения приводят к глобальной трансформации того, кто мы есть.

Взлом души

Мусар — это процесс внесения внутренних корректив, которые укрепляют наш характер, чтобы жить в соответствии с духом еврейских учений. Как я только что объяснил, мы настраиваем не что иное, как душу.

Еврейские ученые изучали душу на протяжении тысячелетий, и она не поддается простому объяснению. Традиционный Мусар опирается на литературу, где очень подробно описываются три части души. Для американской практики Мусар не нужны такие подробности. Мы плаваем на поверхности, но при этом знаем, что есть бóльшая глубина, которую можно исследовать, если появится такое желание. Все, что нужно знать, чтобы начать американскую практику Мусар, заключается в следующем: иудаизм учит, что душа имеет много частей, а душа — это совокупность всего, что мы есть: наших сознательных и подсознательных мыслей, эмоций и чувств. Все, что мы делали, чувствовали, чему учились, оставило отпечаток в нашей душе, и каждое наше действие отражает ее состояние. Практикуя Мусар, вы можете прийти к переживанию себя как души.

Изменяя свою душу, мы изменяем самих себя осознанно и навсегда.

За последние пятьдесят лет психологи раскрыли взаимосвязь между нашими убеждениями (внутренним миром) и действиями (внешним миром). Полученные результаты я проиллюстрировал на рисунке 1. Одним словом, убеждения и ценности влияют на наши приоритеты, решения и действия. А действия, в свою очередь, влияют на наши ценности и убеждения.

Рисунок 1. Черты души и поведение

Взгляните на рисунок. Он напоминает, что наши ценности тесно связаны с поступками. Мы устанавливаем свои приоритеты в соответствии с тем, к чему относятся наши ценности. Мы принимаем решения, основанные на приоритетах, и действуем согласно им. А современная психология и знания о когнитивном диссонансе говорят о том, что наши действия влияют на ценности.

Таким образом, душа находится за пределами любого простого определения, но мы знаем, что она влияет на наши мысли и чувства и в конечном счете отвечает за поведение. Работа души заключается в том, что она влияет на поведение, которое, в свою очередь, влияет на душу. Подобная точка зрения согласуется с недавними исследованиями в когнитивно-поведенческой психологии. Мусар предлагает уникальный способ не только понять душу, но и повлиять на нее, сосредоточившись на чертах, которые служат ее частями. Их мы и будем изучать, уделяя каждой пристальное внимание.

Черты души

Один из способов тренировки тела — акцентироваться на определенных группах мышц. Например, сегодня вы сосредотачиваетесь на бицепсах, а на следующий день — на квадрицепсах. Мусар похож на экстремальное упражнение по тренировке души, в течение которого вы сосредотачиваетесь на определенной ее черте в течение двух недель, а затем переходите к другой. Душевные качества — это черты характера, такие как смирение, терпение, организованность, которые определяют наши действия и реакции в различных жизненных ситуациях. Каждый из нас обладает одними и теми же душевными качествами, но в разной степени. Например, один человек может быть брезгливым, а другой неряшливым, потому что черта души, отвечающая за порядок, находится у них на разном уровне. Душевная черта истины определяет, может ли человек признавать свои ошибки или постоянно подтасовывает факты, чтобы показать себя в наилучшем свете. Если у вас переизбыток того или иного душевного качества, это так же плохо, как его отсутствие. Таким образом, цель заключается в том, чтобы сбалансировать каждую черту души, а не увеличить или уменьшить ее влияние.

Для иллюстрации этого момента на протяжении всей книги я привожу диаграммы, на которых изображен спектр каждого качества души в Мусаре. Например, на рисунке 2 показана диаграмма спектра такого душевного качества, как терпение.

Рисунок 2. Спектр терпения

Можно заметить, что и слишком много, и слишком мало терпения имеют свои негативные последствия. Избыток терпения ведет к неспособности действовать, когда это требуется. Например, чересчур терпеливый человек будет оставаться на плохих работе или в отношениях слишком долго, ожидая, что когда-нибудь станет лучше. Недостаток терпения делает человека нетерпеливым, раздражительным, что часто становится причиной стресса. Мы подробно обсудим терпение в главе 6.

Интенсивность каждой черты души находится в диапазоне от очень большой до очень маленькой. Нет правильного или неправильного ответа, и каждый из нас отличается от других, когда дело доходит до созвездия душевных черт. Это не должно нас удивлять, поскольку все души уникальны. В следующей главе у вас будет возможность заглянуть внутрь себя и визуально представить состояние своей души.

2

Самооценка души

Что заставляет ваше сердце биться чаще? Что внутри вас заставляет поступать так, как вы поступаете? На этот вопрос ответить непросто. Мы сложные существа, и в нас есть много того, что нам может не нравиться. Профиль черт души — это инструмент для самооценки, который значительно облегчит эту задачу. Прежде чем начнете, обратите внимание на несколько вещей:

Конец ознакомительного фрагмента.

Оглавление

  • ***
  • Введение
  • Часть 1. Загляните в свой внутренний мир

* * *

Приведённый ознакомительный фрагмент книги Духовная практика добрых дел. Обретение баланса душевных качеств в традиции Мусар предоставлен нашим книжным партнёром — компанией ЛитРес.

Купить и скачать полную версию книги в форматах FB2, ePub, MOBI, TXT, HTML, RTF и других

Примечания

15

Morinis. Everyday Holiness, 15.

Смотрите также

а б в г д е ё ж з и й к л м н о п р с т у ф х ц ч ш щ э ю я