Государственное и муниципальное управление

Коллектив авторов, 2015

В настоящем издании подробно рассмотрены вопросы государственного и муниципального управления в Российской Федерации. Авторы простым и доступным языком рассказывают о системе органов государственной власти, об организации власти в субъектах РФ, об основах и системе местного самоуправления, об административной реформе в России и т. п.

Оглавление

5. Виды государственного управления

1. Управление может быть демократическим, цивилизованным, или антидемократическим (авторитарным, тоталитарным, диктаторским). В СССР до начала 1990-х гг. господствовала система государственного управления, основанная на идеологическом и политическом диктате.

По иерархической структуре власти государственное управление может быть федеральным, региональным и местным.

2. По объекту управленческого воздействия государственное управление может быть функциональным (отраслевым и межотраслевым) и территориальным.

Функциональное управление предполагает наличие вертикальной соподчиненности от центра до предприятия. Реализуется через министерства, службы и агентства, которые осуществляют единую политику в отрасли или сфере управления, разрабатывают соответствующую нормативно-правовую базу управления, обеспечивают необходимые внутриотраслевые и межотраслевые пропорции, осуществляют соответствующий контроль и надзор, оказывают государственные услуги населению.

Территориальное управление направлено на рациональное размещение производства, углубление специализации и комплексное развитие регионов, выравнивание уровней их экономического и социального развития. Обеспечивается разграничением полномочий между федеральными, региональными и местными органами власти. В Российской Федерации управление осуществляется из трех «центров»: федеральных органов власти силами федеральной государственной службы, органов власти субъектов РФ и их органами государственной гражданской службы, местных органов власти и органов муниципальной службы.

3. В зависимости от целей, задач и временных рамок управление подразделяется на стратегическое, тактическое и оперативное.

Стратегическое управление предполагает долгосрочную ориентацию развития общества по отдельным направлениям, сферам, объектам и территориям, определяет цели развития общества и задает основной вектор деятельности каждому звену управления.

Основа стратегического управления — стратегические планы, концепции и программы, ориентированные на качественное изменение социума, сравнимые с лучшими мировыми достижениями.

Тактическое управление — конкретные действия по реализации намеченных целей.

Это краткосрочное управление, при котором на базе имеющейся информации происходит постоянное сравнение показателей стратегического плана с достигнутыми результатами за определенный период. В рамках оперативных решений осуществляется корректировка показателей стратегического плана, пересматриваются промежуточные цели и задачи.

Оперативное управление призвано решать текущие или возникающие в результате нежелательных отклонений задачи.

4. По содержанию и методам управленческого воздействия государственное управление может быть политическим, экономическим, административным и социальным.

Политическое управление — разработка политики, принятие политических и соответствующих правовых решений, их практическая реализация.

Экономическое управление — процесс принятия и реализации государственных решений, касающихся экономической сферы. Осуществляется косвенно, путем воздействия на экономические интересы. Государство обладает исключительным правом на налоговое, инвестиционное, тарифное, таможенное, экологическое и другое регулирование. В данном случае отсутствует прямое директивное принуждение, объект управления свободен в выборе варианта действий, но в случае их противоправности к нему применяются экономические, административные и даже уголовные санкции.

Административное управление — проведение политики с помощью эффективного, ответственного и «прозрачного» государственного администрирования.

Административное воздействие осуществляется путем непосредственного влияния на интересы управляемых объектов методами директивного принуждения, с помощью разрешения, запрета, дисциплинарных санкций, применяемых независимо от их мнения. Суть такого управления — воздействие на управляемых по схеме «приказ — подчинение».

Социальное управление — организация и управленческие процедуры в гражданском обществе, защищающие культурные и религиозные ценности, создающие благоприятную атмосферу для самореализации личности.

Смотрите также

а б в г д е ё ж з и й к л м н о п р с т у ф х ц ч ш щ э ю я