Этикет успеха. Как презентовать себя и построить карьеру мечты

Горик Нг, 2021

«Мама всегда говорила, что чтобы достичь успеха, надо усердно работать. Она ошибалась», – утверждает Горик Нг, консультант по вопросам развития карьеры в Гарвард-колледже, который специализируется на обучении студентов и профессионалов первого поколения из малообеспеченных семей. В своей книге «Этикет успеха: как презентовать себя и построить карьеру мечты» он расскажет вам о том, как распределяется иерархия в офисе, как вести себя в новом коллективе, как добиться повышения и с какой работы лучше немедленно уволиться. В формате PDF A4 сохранен издательский макет книги.

Оглавление

Из серии: #БизнесНаставник

* * *

Приведённый ознакомительный фрагмент книги Этикет успеха. Как презентовать себя и построить карьеру мечты предоставлен нашим книжным партнёром — компанией ЛитРес.

Купить и скачать полную версию книги в форматах FB2, ePub, MOBI, TXT, HTML, RTF и других

1 Сок

Совместимость, обязательность, компетентность

Прежде чем начать, давайте рассмотрим концепцию, которая красной нитью проходит через всю книгу: СОК — совместимость, обязательность, компетентность. Как только вы вступаете в новый коллектив, в новую должность, руководитель, коллеги и клиенты задают себе три вопроса:

Вы с нами поладите? (Вы совместимы с нашим коллективом?)

Вы рады быть здесь? (Вы обязательны?)

Вы хорошо справитесь с работой? (Вы компетентны?)

Ваша задача — убедить руководителей, коллег и клиентов, что ответ на все эти вопросы «Да!». Докажите, что вы совместимы с коллективом, и люди захотят с вами работать. Докажите, что вы обязательны, тогда люди захотят в вас вкладываться. Докажите, что вы компетентны, тогда вам будут доверять более важные проекты. Продемонстрируйте СОК, как на рис. № 1–1, и значительно приблизитесь к достижению профессиональных целей.

Продемонстрировать два качества недостаточно. Нужны все три. Иначе вам не будут доверять важные задания, в вас не увидят потенциал, с вами не захотят проводить время (рис. № 1–2).

Рассмотрим все три качества по очереди и обсудим, почему они так важны и почему с ними могут возникнуть трудности.

Компетентность

Компетентность означает, что вы можете справиться с работой в полной мере, все сделать правильно и быстро, без постоянного наблюдения руководителя и так, чтобы все были представлены в выгодном свете.

Это значит, что не надо ни слишком стараться (покажетесь заносчивым), ни расслабляться (покажетесь бестолковым).

Моя знакомая студентка устроилась на неоплачиваемую стажировку в стартапе во время учебы. В середине семестра у нее скопились учебные дела. Она не успела начать проект, который к тому моменту уже должна была завершить. Менеджер звонил и писал ей, но она не отвечала на письма и не брала трубку больше недели. Она хотела наверстать все после зимней сессии. Но не успела — ее уволили за то, что она не отвечала, а значит, выглядела бестолковой.

Другой случай — недавнего выпускника педагогического факультета взяли на работу в старшую школу. В беседе с учителями он постоянно говорил: «Нам на практике рассказывали про новый способ составления плана занятий, , вы слышали о таком? Это намного лучше старой методики, ученикам он нравится намного больше». Опытные учителя скрестили руки на груди и окинули его ледяным взглядом. У него появилась репутация наивного и заносчивого всезнайки.

Проблемы с компетентностью

Измерить компетентность сложно. Если вы пекарь или программист — достаточно, чтобы кто-то попробовал ваш торт или проверил ваш код, но во многих других профессиях, где почти все время уходит на взаимодействие с другими людьми, измерить компетентность в разы труднее.

Рис. 1–1

Довольно часто менеджеры полагаются на видимость — насколько успешно вы работаете по проекту, насколько уверенно говорите на встречах, как вы умеете себя «продвигать». Поэтому не удивительно, что иногда повышение или лучшие задания получают не самые компетентные люди, даже в организациях, где якобы процветает меритократия. Реальная компетентность важна, но — и мы еще об этом поговорим — видимость компетентности может быть не менее важной.

Обязательность

Обязательность означает, что вы ни на что не отвлекаетесь и стремитесь помочь команде добиться желаемого, но ваше стремление не заставляет других обороняться. Надо найти золотую середину, чтобы не казаться ни апатичным, ни угрожающим.

Рис. 1–2

Директор летнего лагеря назвал одного из вожатых ленивым, хотя тот старательно трудился и даже работал сверх меры. Другой вожатый отвел его в сторонку и объяснил, что дело не в старании, а в отсутствии энтузиазма. Со стороны он выглядел инертным, к тому же постоянно держал в руках телефон. А его коллеги вели себя, как герои мюзикла. Следующие недели вожатый стал чаще улыбаться, ходить быстрее и даже его походка стала веселее. К его удивлению, директор лагеря теперь воспринимал его всерьез — потому что он уже не казался апатичным.

Или, к примеру, студента взяли стажером в инвестиционный банк. Каждый раз, как он раньше времени заканчивал свои дела, он принимался за дела коллег, не спрашивая разрешения. Иногда он поправлял руководителя в присутствии вышестоящих сотрудников. В итоге он оказался одним из двух стажеров, которым не предложили оплачиваемую работу в банке — он казался всем угрожающим.

Проблема с обязательностью

Проблема с обязательностью та же, что и с компетентностью: внешнее впечатление не всегда совпадает с реальностью. Может, вы и обязательны, но это не значит, что так о вас думают окружающие. Иногда незначительного действия — вы немного опоздали, отвернулись в сторону во время видеозвонка, не вызвались сделать лишнюю работу, мало говорили, не ответили на письмо так быстро, как ваши коллеги — достаточно, чтобы засомневаться в вашей обязательности.

Трудно сказать, что правда, а что — вопрос восприятия. Еще сложнее, если вы работаете в системе, где предпочтение отдается стилю, а не содержанию. Это не значит, что вы должны цепляться за одну работу до конца дней своих. Скорее всего, ваша первая работа не станет последней. Это все понимают. Интересы и цели меняются в течение жизни. Это тоже все понимают. Но на каждой работе ожидается определенный уровень обязательности, о чем речь пойдет дальше.

Совместимость

Совместимость означает, что окружающие рядом с вами чувствуют себя комфортно и естественно, наслаждаются вашей компанией. Не стоит недооценивать себя (так вы будете выглядеть пассивным), но не надо и прыгать выше головы (так вы будете выглядеть позером).

Однажды менеджер кинотеатра сказал одной из кассирш продемонстрировать свое умение быть «командным игроком». Он пришла в замешательство, ведь всегда приходила вовремя и вежливо общалась с клиентами. Но этого было недостаточно — она мало улыбалась и не вела светских бесед со своим руководителем, как ее коллеги. В итоге она не прошла испытательный срок только потому, что показалась пассивной и апатичной.

Недавний выпускник магистратуры делового администрирования из США пришел работать в энергетическую компанию в Азии. Как-то раз он присутствовал на презентации поставщика со старшими сотрудниками. В конце презентации поставщик спросил: «Есть ли вопросы?» Все молчали. Не понимая, что коллеги следуют культурной норме и ждут, чтобы старший заговорил первым, он выпалил: «Ну, если ни у кого из вас вопросов нет, вопрос есть у меня». Коллеги закатили глаза — для них он стал позером.

Проблемы с совместимостью

Совместимость полностью зависит от того, с какими людьми вы взаимодействуете, каких культурных норм они придерживаются и какие у них могут быть бессознательные предубеждения. Людям нравятся те, кто на них похож, поэтому они, как правило, нанимают, проводят время и дают повышения тем, кто выглядит и говорит, как они, кто разделяет их опыт и интересы. [1] Поскольку это может происходить на бессознательном уровне, даже самые добрые люди могут неосознанно оценить кого-то несправедливо. Люди могут утверждать, что кто-то не является «культурным», имея в виду одежду, акцент, манеры, фигуру, увлечения или любой другой элемент идентичности этого человека. [2]

Если вас берут в коллектив, где все выглядят, разговаривают и ведут себя как вы, а также разделяют ваши опыт и взгляды на мир, вы не будете лишний раз задумываться о своей идентичности. Но если коллектив состоит из людей, которые от вас отличаются по расовому, этническому, религиозному или половому признаку, социальноэкономическому происхождению, сексуальной ориентации, физическим или ментальным ограничениям (или их отсутствию), возрасту, уровню общительности — ваша идентичность может влиять не только на то, как окружающие видят ваш СОК, но и на то, как вы сами видите себя.

Когда я вышел на первую работу, меня тут же поглотила неуверенность в себе. Как азиат, страдающий от стереотипа «образцового меньшинства», согласно которому все азиаты якобы должны разбираться в математике, я не мог справиться с потоком заданий, которых мне давали больше, чем моим коллегам не азиатского происхождения. Меня никто не учил составлять профессиональные электронные письма, и я не поспевал за коллегами, потому что все время переписывал свои ответы. А как сын мигрантов и бедный студент, я не мог участвовать в светских беседах, когда кто-то обсуждал свое детство, потому что моей матери были не по карману те же путевки, музыкальные инструменты и спортивный инвентарь.

Таким образом, у меня были проблемы с компетентностью, потому что допускал ошибки, которых люди от меня не ожидали, обязательностью, потому что не отвечал на письма так же быстро, как коллеги, и совместимостью, потому что не участвовал в светских беседах. И то, что я учился в первоклассном колледже, мне не помогло. Я априори должен был происходить из состоятельной семьи и прекрасно понимать, что делаю. Не желая быть самозванцем, я держал рот на замке.

Работа — игра не на равных. От одних ожидают компетентности, от других — наоборот. От одних ожидают обязательности, а обязательность других ставится под вопрос. Для некоторых совместимость естественна, для некоторых — изнурительна. Разные люди в начале карьеры будут в разных кругах диаграммы СОКа, и путь к центру у всех занимает разное время.

Афроамериканка-инженер рассказала мне, что чувствовала необходимость скрывать свои естественно кудрявые волосы на работе, где «профессионально» выглядят только прямые волосы. Латиноамериканка из сферы политики рассказала, что ее называли глупой и при этом заносчивой, стоило ей открыть рот на встрече, где кроме нее были только мужчины старше.

Мусульманка, работающая в сфере энергетики, поделилась постоянной дилеммой — ей каждый раз приходилось придумывать, как встречаться с клиентами за обедом во время священного месяца Рамадана, когда надо соблюдать пост. Афроамериканцу, работающему в команде белых женщин в отделе косметики большого магазина, сообщили, что он «не вписывается в коллектив», потому что не ходит с коллегами в бар после работы. Белая женщина, работающая бухгалтером в Нью-Йорке, поделилась страхом, что окружающие видят в ней либо «тупого качка», потому что она была спортсменкой в колледже, либо дурочку или расистку, потому что она выросла в маленьком городке рабочих и фермеров.

Мужчины-сикхи, мусульманки и иудеи, работающие в корпорациях и некоммерческих организациях, поделились со мной, что чувствуют давление: их вынуждают подражать внешнему виду коллег, которые не привыкли видеть тюрбаны, хиджабы или киппы.

Черный мужчина, работающий в сфере финансов, рассказал, что переживает по поводу «джинсовых пятниц» в офисе — он хочет выглядеть достаточно расслабленно для коллег, но достаточно серьезно для клиентов, и при этом не столкнуться с нападками по пути домой.

Администратору стартапа с физическими ограничениями пришлось бороться с предубеждениями окружающих, что он менее компетентен, чем они. И несчетное количество женщин поделилось случаями, когда они высказывали свои предложения по работе будто в пустоту, после чего коллега мужского пола предлагал то же самое и получал все лавры.

Эти истории — не просто личный опыт разных людей. Это примеры закономерностей, которые официально изучались и имеют научное основание. Печально, но женщины на работе и правда часто ходят по натянутому канату, стараясь сохранять идеальный баланс между угодливостью (чтобы не казаться слишком маскулинными) и серьезностью (чтобы не казаться чересчур женственными). За черными сотрудниками, как правило, наблюдают пристальнее, чем за белыми. А труд людей с легко произносимыми именами, как правило, оценивают выше, чем труд их коллег с более сложными именами. [3]

Это справедливо? Нет. Надо менять систему к лучшему? Да. Изменится ли она к тому моменту, как вы выйдете на работу? Если бы.

Иногда объяснить, почему не всем удается полностью раскрыть свой потенциал на работе, можно только словами «расизм», «сексизм», «классизм», «эйблизм», «эйджизм», «гетеросексизм», «лукизм» и всякими другими «-измами». Пока мы не добились равенства и справедливого отношения ко всем, я хочу, чтобы вы поучились у тех, кому в системе приходится сложнее других.

Как бы ни было трудно строить карьеру людям с такими особенностями, оно того стоит. Особенности делают нас уникальными. Без них мы — не мы. Уникальность человека — не проблема, а ценное качество, сверхспособность, которая ждет возможности раскрыться.

Инженер-афроамериканка, у которой я брал интервью, впоследствии набрала к себе в команду несколько черных женщин. Финансист-трансгендер помог компании развить более толерантную политику. Мусульманка создала сообщество работающих мусульманок в ее городе. Все они не только нашли свои сверхспособности, но и использовали их для помощи другим. И вы тоже так можете.

Мы пройдем этот путь вместе, руководствуясь принципами СОКа. К концу книги вы соберете словарик, который поможет вам диагностировать рабочую проблему, и вооружит инструментами для развития своего профессионализма.

Поехали!

НЕ ЗАБЫВАЙТЕ

Когда вы приходите в новый коллектив, ваша задача — убедить руководителей, коллег и клиентов, что на все три вопроса («Вы хорошо справитесь с работой?», «Вы рады быть здесь?», «Вы с нами поладите?») ответ один: «Да!»

Руководителей и коллег вы убедите, продемонстрировав все три компонента СОКа.

Продемонстрировать компетентность — значит показать, что вы можете выполнять работу хорошо, полностью и вовремя, не требуя постоянного наблюдения со стороны начальства.

Продемонстрировать обязательность — значит показать, что вы полностью погружены в процесс и хотите помочь команде добиться поставленной цели.

Продемонстрировать совместимость — значит сделать так, чтобы окружающим было с вами комфортно, и чтобы они к вам тянулись.

Оглавление

* * *

Приведённый ознакомительный фрагмент книги Этикет успеха. Как презентовать себя и построить карьеру мечты предоставлен нашим книжным партнёром — компанией ЛитРес.

Купить и скачать полную версию книги в форматах FB2, ePub, MOBI, TXT, HTML, RTF и других

Смотрите также

а б в г д е ё ж з и й к л м н о п р с т у ф х ц ч ш щ э ю я