«Мама всегда говорила, что чтобы достичь успеха, надо усердно работать. Она ошибалась», – утверждает Горик Нг, консультант по вопросам развития карьеры в Гарвард-колледже, который специализируется на обучении студентов и профессионалов первого поколения из малообеспеченных семей. В своей книге «Этикет успеха: как презентовать себя и построить карьеру мечты» он расскажет вам о том, как распределяется иерархия в офисе, как вести себя в новом коллективе, как добиться повышения и с какой работы лучше немедленно уволиться. В формате PDF A4 сохранен издательский макет книги.
Приведённый ознакомительный фрагмент книги Этикет успеха. Как презентовать себя и построить карьеру мечты предоставлен нашим книжным партнёром — компанией ЛитРес.
Купить и скачать полную версию книги в форматах FB2, ePub, MOBI, TXT, HTML, RTF и других
Вступление
Этикет успеха: как презентовать себя и построить карьеру мечты
Ниже — неписаные правила, знание которых поможет выстроить успешную карьеру. Однако есть и дополнительные секреты, которые помогут по этим правилам жить. Мы рассмотрим, как соответствовать этим правилам, чтобы добиваться успеха и становиться влиятельнее. Держите эти правила в голове, читая книгу. Пусть они служат вам очками, которые помогают лучше видеть и понимать мир.
Разберитесь, какие правила логичны (а какие нет), какие стоит переосмыслить (а какие — нет), какие идут вразрез с вашими ценностями (а какие — нет). Затем примите решение: какие правила принимать, какие — отвергать, какие — менять, и когда. Важно осознавать, что между тем, что вы считаете правильным, и тем, чего хочет ваш руководитель, может быть разница. Разберитесь, когда обратная связь продуктивна и имеет смысл, а когда на нее все-таки можно закрыть глаза. Найдите соратников.
Когда входите в новый коллектив — узнайте, чем этот коллектив занимается, его задачи и цели, на кого он работает, какие его последние достижения, с кем он соревнуется, кто в нем главный и как вы можете помочь команде и организации достигнуть главной цели. Когда получаете новое задание, подумайте, в чем заключается главная цель, как будет выглядеть успех и как с этим связано ваше задание. Следите за новостями, связанными с командой, компанией и индустрией.
Если у вас возникает вопрос — не спешите задавать его коллеге. Сначала попытайтесь найти ответ на своей почте, в рабочих файлах, интернете. Если ответ не нашелся, соберите все вопросы вместе и попросите помощи у коллеги вашего уровня, затем поднимайтесь на уровень за раз. Объясните коллеге, почему у вас возник вопрос, и покажите, как пытались найти ответ самостоятельно. Расскажите, что уже знаете, прежде чем спрашивать о том, чего не знаете.
Представьте, что проектом управляете только вы и за помощью обратиться не к кому. Как вы можете решить задачу? Представьте, что вы управляете всей компанией. Что вы сделаете, чтобы компания достигла цели? Проявляйте себя. Никто не здоровается? Здоровайтесь. Никто не делится информацией? Просите, чтобы делились. Никто не дает вам заданий? Просите, чтобы давали. Действуйте, чтобы другим было на что реагировать. Приносите не проблемы, а решения. Возьмите карьеру в свои руки.
Когда человек только устраивается на работу, все ожидают, что он будет задавать вопросы («режим ученика»). Со временем ожидания меняются — человек постепенно разбирается в происходящем (переходит в «режим учителя»). Важно понимать, когда вы в режиме ученика, а когда — учителя. Когда кто-то спрашивает: «Есть ли у кого-то вопросы?», — у вас должен быть только один вариант ответа: «Да». Всегда либо задавайте вопрос, либо высказывайте свою точку зрения. Когда есть сомнения, спрашивайте: «Чем я могу помочь?»
Знайте, почему вы занимаетесь тем, чем занимаетесь. Представляясь, говорите о своем прошлом, настоящем и будущем: поделитесь, что уже сделали, над чем работаете сейчас и чего хотите добиться. Попробуйте выстраивать рассказ о себе по формуле «пути героя»: откуда возник интерес, что вы успели сделать, как оказались здесь, чего хотите добиться. Рассказывая о своих достижениях, не забудьте упомянуть, что сделали и что планируете делать дальше.
Вы интроверт или экстраверт? Опытны или не очень? В большинстве или меньшинстве? Важно понимать, какие предубеждения о вас могут быть у окружающих и что вы можете с ними делать. И знайте свою аудиторию: какие концепции этим людям знакомы, а какие чужды? Как они узнают новую информацию? Что они хотят слышать? Когда вы к кому-то обращаетесь, устно или в переписке, не используйте одинаковые шаблоны, персонализируйте свое сообщение. И обращайтесь к подходящим людям в подходящее время.
В незнакомой ситуации посмотрите, как со стороны выглядите вы и как со стороны выглядят остальные. Найдите людей, которые вызывают у вас уважение и с которыми вы можете общаться, посмотрите, как они себя ведут, как одеваются, пишут, разговаривают, и попробуйте перенять близкие вам элементы. Отражайте серьезный настрой коллег. Демонстрируйте его в общении с вышестоящими сотрудниками. Если сомневаетесь — позвольте другим начать первыми.
Общаясь с другими, не забывайте, что ваше намерение (что вы хотите сказать) может не совпадать с вашим влиянием (что вы говорите в итоге). Разъясните то, что люди могут понять не так — свое поведение и действия, которые могут быть восприняты в негативном свете — чтобы окружающие сразу не думали о худшем.
Будьте внимательны к тому, как окружающие могут видеть, слышать и воспринимать вас. Не забывайте о культурных нормах относительно зрительного контакта, улыбок, скорости ответов и выполнения заданий. Когда человек дает вам задание или совет, записывайте это у него на глазах. Делайте то, что обещаете сделать. Отдавайте себе отчет в том, как и когда вы приезжаете, отвечаете, отправляете письма и просите помощи. Если сомневаетесь — приходите заранее.
Узнайте, чего руководитель может от вас ожидать, и будьте готовы это преподнести. Подумайте, какие проблемы у него могут возникнуть, и подготовьте решения. Прежде чем отправлять готовое задание или идти на встречу, подумайте, какие вопросы вам могут задать и продумайте ответы. Принимая решение, подумайте над всеми возможными последствиями. Когда вас просят что-то сделать, продумывайте это на несколько шагов вперед: в этих указаниях есть логика? Эта идея не повлечет за собой проблем для других?
Поймите, какой цели вы пытаетесь достигнуть, и двигайтесь от нее назад, отмечая каждый шаг, отделяющий вас от цели. Убедитесь, что точно знаете, что вам надо сделать, как вы будете это делать и когда закончите. Спросите коллег и руководителя: «Когда мне стоит сообщить о прогрессе?» Повторяйте про себя то, что вам сказали, и периодически уточняйте, насколько ваши действия приближают всех к цели.
Прежде чем просить других о помощи, подумайте, какие действия им придется предпринять, и уменьшите их количество. Договариваясь о встрече, предлагайте время в соответствии с часовым поясом собеседника. Четко проговаривайте тему встречи, ключевые моменты. Следите, чтобы не оставалось никакой двусмысленности. Старайтесь изложить свою идею в трех пунктах или меньше. Прежде чем начать разговор, поделитесь дополнительной информацией, чтобы все были в курсе событий.
Старайтесь не повторять свои ошибки дважды. Старайтесь, чтобы окружающим не приходилось дважды что-то вам объяснять. И старайтесь дважды не задавать один и тот же вопрос. Если все же приходится — покажите, что помните, что уже его задавали, или начните с другого вопроса. Замечайте последовательность: если руководитель всегда просит что-то сделать, в следующий раз подготовьте это что-то прежде чем вас попросят. Находите способы работать продуктивнее. Ищите решение в корне проблемы. Следите, чтобы ваше поведение совпадало с тем, как вы хотите преподносить себя окружающим.
Ставьте в приоритет проект с наиболее близким дедлайном, наибольшим количеством вовлеченных людей, вызывающий наибольшее количество стресса, с нарастающей сложностью, наиболее важный для вас или значимых людей. То, что важно для вас, может быть не так важно для других, и наоборот. Знайте, что нужно (и не нужно) людям в связи с плотностью вашего графика. Сосредоточьтесь на том, что часто критикуют. Разделите дела на «обязательно сделать» и «хорошо бы сделать» и в первую очередь занимайтесь первыми.
Не забывайте о невидимой субординации, «дорожках в бассейне» (кто что делает и когда), зонах комфорта и подданстве. Знайте, кто перед кем отчитывается, кто за что отвечает и у кого над кем «власть». Определите людей, имеющих влияние. Учитывайте, какое поведение приемлемо, а какое нет. Держите окружающих в курсе. Старайтесь выставлять других в выгодном свете и делать им приятно. Понимайте, когда стоит высказаться, а когда лучше сидеть смирно.
Ищите поводы наладить связи с людьми. Участвуйте в беседах — слушайте, впитывайте, обдумывайте. Комментируйте, задавайте открытые вопросы. Давайте другим выговориться. Не говорите намного больше или меньше других. Поговорив с человеком, не забудьте поздороваться с ним при следующей встрече. Отправляйте письма с благодарностями. Спрашивайте, как люди поживают. Предлагайте помощь. Делитесь уместными новостями. Знакомьте людей. Находите, что объединяет вас с окружающими.
Просите обратную связь, если не уверены, что все делаете правильно. Попробуйте спросить: «С чего мне начать, что прервать и что продолжить?» Или: «Я работаю в соответствии с графиком?» Понимайте, когда вам надо просить прощения и признавать неправоту, а когда — постоять за себя. Если совершаете ошибку, будьте готовы попросить прощения, объяснить, почему так произошло, предложить план решения или сглаживания проблемы и объяснить, как вы избежите этой ошибки в дальнейшем.
Когда просите помощи, делайте это в формате просьбы, а не приказа. Оставляйте другим возможность отказать. Когда вы с кем-то не согласны, говорите: «А что, если…», «С другой стороны…», — чтобы ваши слова звучали конструктивно, а не критически. Предлагая что-то, подумайте, не предлагал ли кто-то нечто похожее, и, если предлагал, почему это не сработало. Если вы в коллективе недавно, предлагайте идеи в форме вопросов: «А почему бы нам не…?»
Важно понимать, что вас оценивают и по качеству работы (ваша эффективность в текущей роли), и по потенциалу (эффективность в следующей возможной роли). Чтобы продемонстрировать свой потенциал, займите «свободную дорожку»: делайте то, что еще никто не делал, исправьте то, что еще не исправили, наводите мосты там, где их нет, знайте то, чего не знают другие, делитесь тем, чем не делились другие. Покажите, что в вас есть потенциал. Говорите о том, чего вы хотите и чего заслуживаете.
Наблюдайте за теми, кто окружает вас на работе. Обратите внимание: те, кто добились успеха, освоили все (или почти все) неписанные правила, а те, кто постоянно сталкивается с трудностями, будто бы их не знают.
Как же применить эти правила в построении собственной карьеры? Вы узнаете в этой книге.
Приведённый ознакомительный фрагмент книги Этикет успеха. Как презентовать себя и построить карьеру мечты предоставлен нашим книжным партнёром — компанией ЛитРес.
Купить и скачать полную версию книги в форматах FB2, ePub, MOBI, TXT, HTML, RTF и других