Жизнь, благословленная Богом

Гордон Макдональд

Готовы ли вы к тем бурям, которые могут случиться в вашей жизни, заботитесь ли вы о том, что находится в скрытых областях вашей души, или вас более интересует внешний лоск? Эта книга обращает ваше внимание на ту внутреннюю работу, те убеждения, ту тишину, красоту и духовность, которые питают душу и подготавливают ее к восприятию Божьего благословения. В формате a4.pdf сохранен издательский макет.

Оглавление

* * *

Приведённый ознакомительный фрагмент книги Жизнь, благословленная Богом предоставлен нашим книжным партнёром — компанией ЛитРес.

Купить и скачать полную версию книги в форматах FB2, ePub, MOBI, TXT, HTML, RTF и других

Gordon MacDonald

THE LIFE GOD BLESSES

© 1994, 1997 by Gordon MacDonald

© Перевод на русский язык, оформление. МРОЕХ «ХЦ «Мирт», 2001

* * *

С благодарностью

Гейл,

моей жене, знакомой с каждой страницей этой книги, поддержавшей меня в намерении писать ее и в полной мере живущей в соответствии с идеалами, о которых здесь говорится. У нее прекрасная душа.

Виктору Оливеру,

моему многострадальному издателю, который не оставляет меня с того самого дня, когда я начал писать книги.

И моим дорогим друзьям, которые неустанно молились за меня и верили в мой успех.

Предисловие

Бог осеняет жизни людей Своим благословением. Он стремится излить на них щедрые и необычайные дары. Это может быть одобрение, близкое общение с Ним, испытание необыкновенной судьбой или необычайная энергия, по интенсивности превышающая нормальную с точки зрения человеческого опыта. Эти дары, расширяющие человеческий опыт, зачастую радуют нас. Но мы не всегда правильно определяем их источник и предназначение.

С самого великого начала Бог благословлял жизни людей. Он делал это столь разнообразными способами и по отношению к таким разным людям, в самые разнообразные времена и в таких разных странах, что нужно быть глупцом, чтобы утверждать, будто этот процесс подлежит исчерпывающему объяснению или может быть сведен к простой формуле. Порой мы попадаем под влияние какого-нибудь человека, которому нравится внушать другим, что именно ему доподлинно известно, почему Бог благословляет определенный народ, определенную религиозную традицию, определенную богословскую систему или определенного человека. Но подобное «исключительное знание» никогда не выдерживает проверки временем. Богу не угрожают несовершенные и восхваляющие самого себя объяснения и теории, созданные этими «умниками».

Не желая уподобиться таким людям, я долго боролся с собой, сомневаясь, имею ли я право высказывать свои частные суждения (я не говорю об «исключительном знании») по вопросам благословения и обо всем, что с этим связано. Вопрос о благословении, данном Богом, — тема огромная, внушающая трепет и полная непредсказуемых поворотов. Притом эта тема реально существует.

Приступив к работе и постепенно изучив этот предмет, я вскоре пришел к очевидному суждению: Библия представляет собой собрание рассказов о людях, которых благословил Бог (своеобразный древний справочник «Кто есть кто»). Это разные, причем очень разные люди: мужчины и женщины, старые и молодые, спокойные и мягкие или активные и агрессивные. Это люди разных поколений и столетий, настолько отличающиеся друг от друга, что им вряд ли удалось бы успешно сотрудничать, окажись они связанными общей задачей.

Если вам нравится игра воображения, то выберите нескольких очевидно благословенных персонажей Библии и попробуйте соединить их. Например, поставьте рядом Иисуса Навина (этакого генерала Макартура) и Тимофея, смиренного, углубленного в себя пастыря. Сравните решительную и разумную Эсфирь с отзывчивой и эмоциональной Марией, матерью Иисуса. А как насчет прямолинейного и всегда готового к действию Симона Петра рядом со спокойным и мудрым Даниилом? Думаете, все эти люди действовали бы, говорили и относились ко множеству вещей одинаково? И могли бы с легкостью найти общий язык? Помните, все они благословлены. Однако на внешнем уровне, где личность, талант и темперамент играют большую роль, это очень разные люди. Кого-то из них я с радостью пригласил бы на обед, а кому-то предпочел бы не давать даже номера своего телефона.

С чего начать изучение жизни, несущей Божье благословение? Что значит быть благословленным? Что скрывается за актом благословения? И что должен сделать я, чтобы призвать на себя благословение Бога?

Что вы ответите, если вас спросят: «Были ли в вашей жизни моменты, когда Бог благословлял вас?» Я, не задумываясь, отвечу: «Да».

Например, если считать благословением любовь Бога, которую я получаю, то моя жизнь полна Божьего благословения. И если благословение — это милость и оживляющая благодать Божья, то жизнь моя благословлена Богом. Если в своей жизни я порой ощущаю необыкновенный прилив сил и мудрости, то это также благословение Божье. И если в период одиночества я испытываю незабываемое ощущение прозрения, неописуемую уверенность в близости Божественного, внезапное чувство свободы в прославлении и поклонении, то моя жизнь благословлена Богом.

Более того, когда вас охватывает мечта посвятить себя служению и работе на благо других людей, — ваша жизнь благословлена Богом. Или, например, между двумя людьми сложились отношения более глубокие и радостные, чем просто физические и эмоциональные, — это значит, что их также благословил Бог.

Но, даже утверждая все это, я чувствую, что едва ли смог прояснить смысл некоей внушающей трепет мысли, которую часто недооценивают или принимают как что-то само собой разумеющееся. Пережить состояние благословения! Момент, когда Господь Бог, Создатель неба и земли, устанавливает близкие отношения с мужчиной или женщиной и приближает их к тому состоянию и качеству, которые подразумевались при создании первого мужчины и первой женщины. Момент, когда человеку даются необычайные силы, чтобы он смог стать посланником Царства Божьего.

Если мы будем поверхностно рассматривать личность и деятельность человека, получившего в тот или иной момент Божье благословение, нас ждет неудача. Благословение редко бывает связано с вещами, лежащими на поверхности. Оставшись на этом уровне, мы вряд ли узнаем что-нибудь полезное.

В этом все дело. Если у людей, живших в древности и получивших благословение Бога, были некоторые общие или сходные черты, и если между ними и нами существует связь, то это единство можно, скорее всего, обнаружить в сферах внутренней жизни — в той скрытой области нашей личности, которую может наблюдать глазами, слышать ухом или осязать руками Один только Бог. Это глубинный уровень нашей личности. Уровень души.

Если сможете, вглядитесь в личности этих людей, и вы обнаружите некоторые общие свойства, характерные для этой разрозненной группы библейских персонажей. Ни разница поколений, ни пол, ни культурные отличия, ни темперамент не способны воспрепятствовать этому объединяющему началу. Именно здесь, на уровне души, можем мы найти ключ к пониманию того, какую жизнь благословляет Бог.

Размышляя над сказанным, следует обратиться к душе, к самой глубокой области «внутреннего пространства» человека, которую чаще всего посещает Бог, нашептывая ему Свои секреты, вселяя уверенность, исцеляя душевные раны, порождая надежду и смелость. Если существует Божье благословение, то именно здесь вы найдете ответ. Ибо больше искать негде.

Если мы говорим о «благословенной жизни», то следует понять, что мы говорим о жизни, которая прожита — готовы ли вы к такой формулировке? — по велению души.

Душа — это самая глубокая внутренняя часть нашей личности, невидимая для других. Это самая спокойная ее часть, через которую человек связывается с Богом. Как в библейские времена, так и сейчас в скрытом убежище духа идет разговор с небом, покаяние, прославление, поклонение, формирование намерения жить такой жизнью и приобрести такое знание, которые делают людей теми, кого я называю «строителями Царства».

В Евангелии Иисус достаточно часто употребляет слово душа. При этом Он, по-видимому, считает его синонимом другого библейского слова — сердце. Апостол Павел не избегает слова душа, но, касаясь вопросов внутренней жизни человека, предпочитает слово сердце. В этом смысле оба они столь же свободно употребляют и слово «дух».

Я чувствую, что огромная часть Западного мира очень мало знает и размышляет об этой внутренней части личности, называемой душой, духом или сердцем. Движение «Новый век» (бесформенная, трудно определяемая группа) — единственное исключение. Последователи этого движения имеют некоторую общую черту, а именно — чрезвычайный интерес к внутренней жизни человека. Они обожает слово «душа» и употребляет его часто, но не всегда правильно. На деле выходит, что они присвоили это слово; и некоторые христиане (уверен, неосознанно) испытывают неудобство, используя его. Я сам порой ощущаю непонятное чувство, когда после беседы кто-то подходит ко мне и спрашивает, в каком смысле я употребляю слово душа. «Говоря о душе, вы никак не связываете ее с философией „Нового века“?» — могут спросить у меня.

В мире, лежащем вне философии «Нового века», люди предпочитают прислушиваться к доводам рассудка и состоянию эмоций. Но, конечно, не к душе. Большинство из них вообще отрицают существование духовного внутреннего пространства. Для них это чужая территория. Только если события современности начинают обостряться, выходить из-под контроля, эти люди пытаются бросить быстрый взгляд в направлении души или, как в нашем случае, в направлении той святой личности, которая управляет своей жизнью по велению души.

Вот подходящий пример из Библии: меня всегда восхищал решительный поступок ветхозаветного иерусалимского царя Седекии. В то время, когда его мир стал распадаться на части, он направил пророку Иеремии послание следующего содержания: «Пожалуйста, молись за нас». Позже, когда Иеремия был взят под стражу, царь призвал его пред свои очи и спросил: «Есть ли слово от Господа?»

Слова и вопросы, связанные с понятием души, ясно показывают, что Седекия был достаточно умен, чтобы понимать: когда все рушится, мы обращаемся к людям, посвятившим жизнь развитию «мышц» своей души. Итак, зачем же писать книгу под названием «Жизнь, благословенная Богом» и утверждать при этом, что ее единственной темой должно стать состояние души человека и то, как он живет, руководствуясь этим состоянием?

Что ж, если кто-то еще не понял этого, я должен указать: в нашей религиозной среде существует неопределенная по численности группа людей, начинающих осознавать, что их вера не работает должным образом. Или, другими словами, у них нет ощущения, что Бог благословил их жизнь. Они не чувствуют благословения, но лишь упадок, растерянность и разочарование. То, что хорошо для кого-то, оказывается бесполезным для них.

Я могу засвидетельствовать существование таких переживаний, ибо сам испытал их в молодости. А порой они овладевали мной и в более старшем возрасте. Это были моменты, когда все казалось расплывчатым, когда слова веры отдавались пустым звуком, когда было невозможно провести границу между эмоцией и духом, чистым побуждением и побуждением нечистым. В ранние годы своего пути в вере я много притворялся. Мне казалось, я задыхаюсь, сознавая, что от меня ждут определенных реакций и определенного типа религиозного и духовного поведения: чтобы я давал правильные ответы, правильно реагировал, правильно говорил, совершал правильные действия. Я испытал все системы, все приемы, все легкие и некоторые «непростые» советы, которые, как мне казалось, я могу понять. Все это разочаровало меня. «Конечно, — помню, думал я, — в том, чтобы идти за Иисусом, нет ни особой радости, ни удовольствия, ни удовлетворения. Почему они все время говорят о радости, а я никак ее не нахожу?»

Оглядываясь назад, я даже не могу припомнить, чтобы кто-нибудь внятно сказал мне, что жизнь, благословенная Богом, — это жизнь, прожитая по велению души. Мы вновь вернулись к основной теме данной книги, касающейся жизни, которая направляется, приводится в равновесие и постоянно обновляется неким незнакомым, неисследованным органом, расположенным в самой глубине нашей личности. Эта часть личности носит название «душа».

Я убежден, что сейчас самое время пристально вглядеться в душу, ибо именно с душой соприкасается Бог, когда обращается к человеку на языке, в котором может вообще не быть слов, и дает ему силу для того, чтобы воспринять реальность.

Слово душа, по-видимому, присутствует в лексиконе каждого человека. Им пользуются и социологи, и философы, и богословы, и художники, и простые проповедники, вроде меня; этот перечень можно продолжать до бесконечности. Даже писатель Трэйси Киддер использовал это слово в заглавии своей великой книги «Душа новой машины». Несколько дней назад я гулял по центру Бостона и увидел рекламный плакат, расположенный перед входом в яркую галерею, полную дорогих магазинов. Как уверял плакат, эта торговая зона — «душа Бостона». И рок-радиостанция тоже крутит в эфире «Музыку вашей души».

Это, конечно, случаи искаженного восприятия термина. Они уводят от того факта, что душа — это нечто, расположенное внутри каждого из нас, что она уникальна, вечна и создана Богом. Она ускользает от попыток ученых определить ее местоположение (в прошлые века ученые пытались узнать вес души, взвешивая тело человека при жизни и сразу же после смерти), измерить ее и точно определить ее функции. Но провал подобных попыток науки меня совершенно не беспокоит.

Когда я говорю с людьми о душе, то обнаруживаю, что мои руки инстинктивно устремляются к области живота, словно бы в попытке сделать ощутимой всю серьезность темы. Я не думаю, что душа расположена в голове. Не отождествляю ее и с тем живым насосом, который называется сердцем и который сокрыт в пещере моей грудной клетки. Я считаю, что это нечто, лежащее за пределами всякого осознанного мышления, за пределами, как кто-то сказал, «капкана рассудочности».

Итак, душа, а также то, каким образом она становится проводником Божьего благословения, — вот основная тема моей книги. Душа — это скрытая часть «внутреннего пространства личности», существующая вне границ тела, вне физической смерти. Это загадочная субстанция, которая может быть наполнена присутствием Бога. Она способна перейти в состояние прославления (как сказал псалмопевец, «буду славить Тебя, Господи»), может быть абсолютно пустой, а может стать источником огромной силы.

Я уже говорил, что мне знакомы эти ощущения — возбуждение, пустота, энергия. И я чувствую, когда другие люди подвержены им. Я также чувствую, что множество людей пытаются строить свою жизнь, никак не соотнося ее с душой. Бездушная жизнь. Возможно ли это?

Можно всю свою жизнь практически не входить в контакт с душой. Еды хватает, удовольствий хватает, спокойствия хватает, разумности хватает, поддержки со стороны хватает — можно прекрасно прожить, не обращаясь к своей душе. Это, однако, не означает, что все идет как по маслу. В одной из Своих притч Иисус рассказывает нам о человеке, который думал, будто у него все в порядке, но в последний день своей жизни вдруг услышал, как Бог говорит ему: «Сегодня вечером твоя душа будет забрана у тебя». Вот так…

Множество людей имеют собственное мнение по поводу души: что она такое, чем отличается от разума и других составляющих личности, когда она появляется, свойственна ли ей вечная жизнь, или нет. Чтобы вам стало ясно, от чего я отталкиваюсь, я хотел бы пояснить, что подразумеваю под словом душа, употребляя его в данной книге.

• Я верю, что душа возникает в момент зачатия. Она появляется в результате физического взаимодействия, но возникает в результате личного воздействия Бога. Бог вдыхает в нас жизнь души.

• Я верю, что душа, сотворенная однажды, никогда не погибает и не теряет самопознания. Она переживает ту часть человека, которая стареет и разрушается в момент смерти.

• Я верю, что истинная цель души — быть источником жизни, энергии, руководства, убежденности, связи с Творцом. То, что она едва ли способна сейчас выполнять эти функции, — это результат того греха и зла, который преследует человечество, подобно семейному проклятию, начиная с первого поколения людей. Короче говоря, души теперь не те, что были прежде.

• Я верю, что душе свойственна своего рода бездонность и что эта часть человеческой личности в чем-то подобна безграничному открытому космосу. К сожалению, это безграничное внутреннее пространство оказалось испорчено или загрязнено злом. Оно нуждается в том, чтобы его очистили, перенаправили, «перезагрузили» — и вернули ему первоначальное предназначение.

• Я верю, что душа была создана как жилище для Бога. И она может снова стать таковым, но для этого требуется усилие.

• Я верю, что человеческие существа могут жить так, как будто у них вовсе нет души. То есть они могут прожить всю свою жизнь, так и не распознав, что душа существует. Если так происходит, значит, эти люди пусты.

• Как последователь Христа, я верую, что Иисус умер во имя спасения души и что результатом этого процесса спасения станет достижение более высокого плана бытия.

И, наконец, я верю, что жизнь по велению души — это и есть такая жизнь, которую задумал Бог. Жить в согласии с душой — значит соприкасаться с Творцом, жить с оглядкой на вечность, жить возможно более наполненной жизнью в наше суетливое время.

Эта книга написана для тех, кто хочет жить по велению души. Для тех, кто хочет войти в контакт с самой сокровенной частью своей личности, кто хочет испытать бытие Бога внутри себя.

Она написана, говоря словами Д. Т. Найлса, «нищим, который хочет рассказать другим нищим, где они могут найти свой хлеб».

Позвольте мне начать книгу «Жизнь, благословенная Богом» с притчи, за которой последует история из реальной жизни, перекликающаяся с этой притчей. Потом я расскажу о нескольких людях, которые, как и я, изучали эти вопросы. Затем перейду к развернутому изложению идей о том, как человек делает свою жизнь открытой для благословений.

Гордон МакдональдЛексингтон, МассачусетсКентербери, Нью-Гемпшир

Оглавление

* * *

Приведённый ознакомительный фрагмент книги Жизнь, благословленная Богом предоставлен нашим книжным партнёром — компанией ЛитРес.

Купить и скачать полную версию книги в форматах FB2, ePub, MOBI, TXT, HTML, RTF и других

Смотрите также

а б в г д е ё ж з и й к л м н о п р с т у ф х ц ч ш щ э ю я