Поток вдохновения

Говинда Госвами, 2008

Поток, о котором идет речь в заглавии, – слова нашего любящего учителя, Шрилы Бхакти Сундара Говинды Дев-Госвами Махараджа. Он черпает этот поток вдохновения в безграничном океане абсолютной чистоты, гармонии и любви. Слова учителя проникают в самое сердце и наполняют его вдохновением, надеждой и верой, побуждая к служению миру преданности и возвращаясь затем новым потоком вдохновения. Шрила Говинда Махарадж обрел благословения всех возвышенных вайшнавов и олицетворяет учение Рупануга-сампрадаи. Посвятив Шрилу Говинду Махараджа в отреченный уклад жизни, передав ему пост ачарьи и все полномочия Рупануга-сампрадаи, Шрила Шридхар Махарадж дал ему особое имя: Бхакти Сундар Говинда – «Тот, кто олицетворяет красоту преданности Говинде». Именно это имя наиболее точно отражает суть служения нашего учителя, маха-бхагавата вайшнава, и его наставлений, которые являют душам этого мира красоту преданности Говинде.

Оглавление

* * *

Приведённый ознакомительный фрагмент книги Поток вдохновения предоставлен нашим книжным партнёром — компанией ЛитРес.

Купить и скачать полную версию книги в форматах FB2, ePub, MOBI, TXT, HTML, RTF и других

Духовное становление

нāхам̇ тиш́т̣хāми ваикун̣т̣хе

йогинāм хр̣дайе на ча

мад-бхактāх̣ йатра гāйанти

татра тишт̣хāми нāрада

(«Падма-пурана»)

Господь говорит: «Я пребываю не на Вайкунтхе и не в сердце йога — Я там, где Мои преданные воспевают Мою славу».

Кришну нужно искать там, где Его прославляют те, кто Ему предан. Поэтому самое главное в жизни каждого из нас — общение с преданными. Стремитесь туда, где преданные Кришны изо дня в день воспевают Его имена. Это виддхи-марга — регулируемое преданное служение, и, следуя виддхи, ежедневно занимаясь духовной практикой, мы упорядочим свою жизнь.

Шрила Прабхупада Сарасвати Тхакур в своей проповеди говорил:

ма̄тала хариджана кӣрттана ран̇ге,

пӯджала ра̄га-патха гаурава-бхан̇ге

Эта шлока написана над входом в нат-мандир в Шри Чайтанья Сарасват Матхе, а позже там появился барельеф, раскрывающий ее смысл15. Гаурава-бханге означает, что существуют некие правила и предписания. Мы будем с благоговением поклоняться рага-патхе, пути спонтанного любовного служения, следуя предписаниям Вед.

Если мы считаем себя гопи, то находимся во власти обмана. Мы можем лишь стать слугами гопи, а метод — шраванам и киртанам. Жизнь в подлинном бхаджане под руководством садху начнется для нас, только когда мы утвердимся на уровне полного самопредания.

Вопрос: Каков смысл выражения гаурава-бханге?

Шрила Говинда Махарадж: Гаурава означает виддхи. Божество гауравы — Нараяна. Гаурава-бханге — это почитаемые нами предписания Вед, и, следуя им, мы неизменно преклоняемся перед рага-маргой. Рагамарга — очень высокая ступень. Почему? Потому что на том уровне все пронизано любовью и привязанностью к Кришне, все зиждется на них. Там Кришне служат только из любви.

Вопрос: Где в приведенном вами стихе ссылка на гаурава-бханге и виддхи?

Шрила Говинда Махарадж: Матала хариджана кирттана ранге. Цель нашей жизни — это пуджала рага-патха гаурава-бханге. Киртан — это первая и последняя ступени на этом пути. Киртан вознесет нас с низшей ступени на высочайшую, поднимет до высот рага-марги. С киртана начнется наше духовное становление.

Шри Чайтанья Махапрабху говорил:

йаджн̃аих̣ сан̇кӣрттана-пра̄йаир

йаджанти хи су-медхасах̣

(«Шримад-Бхагаватам», 11.5.32) 16

Йаджанти — это то же, что и бхаджанти: мы поклоняемся Махапрабху, повторяя Харе Кришна маха-мантру и участвуя в Его движении санкиртаны.

Вопрос: Я всегда думал, что стих «матала харид-жана кирттана ранге» означает, что наш высший идеал — рага-марга, мы же благоговеем перед ним в отдалении, понимая, что находимся сейчас на более низкой ступени.

Шрила Говинда Махарадж: Рага-марга неизмеримо выше того уровня, на котором находимся мы. Мы должны думать так, иначе опустимся до сахаджии. Называть кого-то гопи — это настоящая сахаджия, подражательство, и больше ничего. Но сказать, что кто-то похож на гопи, — совсем другое дело. У нас могут быть свои представления о том, как выглядят гопи, и, если нам кажется, что какая-то девушка или женщина похожа на гопи, это не сахаджия. Однако мы не вправе считать ее гопи, потому что, тем самым, мы неизбежно опускаемся до материалистического уровня.

Конечно, кто-то может говорить подобным образом, мы же не вправе даже упоминать имена гопи. В «Шримад-Бхагаватам» Шукадев Госвами ни разу не упомянул имени Шримати Радхарани — так он хотел уберечь своих слушателей от сахаджии. Ведь среди тех, кто присутствовал при его беседе с Махараджем Парикшитом, было немало таких, кто бы неправильно его понял, назови он имена Шримати Радхарани и Ее приближенных.

Те, кто не способен понять беседы на столь возвышенные темы, быстро становятся жертвами сахаджии. Ради их блага Шукадев Госвами не назвал имен Шримати Радхарани, Лалиты Деви, Вишакхи и других гопи. Их открыл нам в своих произведениях Шрила Бхактивинод Тхакур. Он дал общие объяснения, сказав: «Этот стих произнесла Шримати Радхарани, а это слова Лалиты Деви», и так далее.

Итак, поклоняться рага-марге нужно на почтительном расстоянии, а сейчас мы должны служить преданным той сферы и воспевать маха-мантру вместе с другими преданными. Это самый надежный путь, путь к истинному совершенству в сознании Кришны.

Оглавление

* * *

Приведённый ознакомительный фрагмент книги Поток вдохновения предоставлен нашим книжным партнёром — компанией ЛитРес.

Купить и скачать полную версию книги в форматах FB2, ePub, MOBI, TXT, HTML, RTF и других

Примечания

15

«Мы будем поклоняться рага-марге, безраздельной и самоотверженной преданности Богу, как идеалу, с глубочайшим почтением, всегда совершая киртан в обществе истинных преданных».

16

«В век Кали разумные люди совершают санкиртану как поклонение нисхождению Господа, который всегда воспевает имена Кришны. Хотя Его тело не темного цвета, Он сам Кришна. Ему сопутствуют спутники, слуги, оружие и близкое окружение».

Смотрите также

а б в г д е ё ж з и й к л м н о п р с т у ф х ц ч ш щ э ю я