Краткие либретто опер Россини

Гоар Маркосян-Каспер, 2021

Почему либретто? Почему Россини и вообще почему опера? С чего вдруг мы взялись писать книгу об опере? А просто потому, что мы ее любим. Опера – это неотъемлемая часть нашей жизни. Как общей, так и раздельной, до того, как мы встретились и поженились. И нам очень жаль людей, которые оперу не понимают, не любят, не знают той радости, которую может доставить музыка Верди или Россини. Так что написать эту книгу нас побудил своего рода прозелитизм. А почему Россини? Не только по той простой причине, что Россини – великий оперный композитор, автор прекраснейшей музыки, но и потому, что с Россини начался золотой век итальянской оперы, собственно говоря, оперы вообще.

Оглавление

Оперы Россини

Для начала одно замечание. Мы даем либретто в собственном пересказе, для чего, естественно, опера должна быть нам хороша знакома. Но что делать, если ознакомление невозможно? Например, мы ни разу не слышали оперу «Эдуардо и Кристина», потому что вообще нет ее видео, да и аудиозаписи труднодоступны — в интернете их не найти1. А по «Адине» есть только видеозапись концертного исполнения, к тому же без субтитров. Сперва мы собирались вообще пропустить эти две оперы, но потом по просьбе издательства решили включить и их2. Заранее просим извинения за возможные неточности, поскольку опираться здесь нам пришлось на чужие описания, а не на собственные глаза и уши.

Конечно, как теперь часто говорят и пишут, наступило «россиниевское возрождение», многие оперы Россини извлекаются из долгого забвения (после чего и профессионалы, и просто меломаны впадают в шок, как же так, почему не исполнялась столь прекрасная музыка?), и число поставленных в последние годы его опер растет, так что, возможно, через пару-тройку лет выйдут на сцену и эти оперы и нам удастся проверить¸ правильно ли мы расписали, что в них происходит.

Вот полный список опер Россини:

1. «Деметрио и Полибио» («Demetrio e Polibio»), либретто Винченцины Вигано-Момбелли (1806 или 1810).

2. «Брачный вексель» («La cambiale di matrimonio»), либретто Гаэтано Росси (1810).

3. «Странный случай» («L’equivoco stravagante»), либретто Гаэтано Газбарри (1811).

4. «Счастливый обман» («L’inganno felice»), либретто Джузеппе Марии Фоппы (1812).

5. «Кир в Вавилоне, или Падение Валтасара» («Ciro in Babilonia ossia La caduta di Baldassare»), либретто Франческо Авенти (1812).

6. «Шелковая лестница» («La scala di seta»), либретто Джузеппе Марии Фоппы (1812).

7. «Пробный камень» («La pietra del paragone»), либретто Луиджи Романелли (1812).

8. «Случай делает вором, или Перепутанные чемоданы» («L’occasione fa il ladro ossia Il cambio della valigia»), либретто Луиджи Привидали (1812).

9. «Синьор Брускино, или Сын по случаю» («Il Signor Bruschino ossia Il figlio per azzardo»), либретто Джузеппе Марии Фоппы (1813).

10. «Танкред» («Tancredi»), либретто Гаэтано Росси (1813).

11. «Итальянка в Алжире» («L’italiana in Algeri»), либретто Анджело Анелли (1813).

12. «Аврелиан в Пальмире» («Aureliano in Palmira»), либретто Феличе Романи (1813).

13. «Турок в Италии» («Il turco in Italia»), либретто Феличе Романи (1814).

14. «Сигизмондо» («Sigismondo»), либретто Джузеппе Марии Фоппы (1814).

15. «Елизавета, королева Англии» («Elisabetta regina d’Inghilterra»), либретто Джованни Шмидта (1815).

16. «Торвальдо и Дорлиска» («Torvaldo e Dorliska»), либретто Чезаре Стербини (1815).

17. «Севильский цирюльник» («Il barbiere di Siviglia»), первоначальное название — «Альмавива, или Тщетная предосторожность» («Almaviva ossia L’inutile precauzione»), либретто Чезаре Стербини (1816).

18. «Газета» («La gazzetta»), либретто Джузеппе Паломбы (1816).

19. «Отелло, или Венецианский мавр» («Otello ossia Il moro di Venezia»), либретто Франческо Берио ди Сальса (1816).

20. «Золушка, или Торжество добродетели» («La Cenerentola ossia La bontà in trionfo»), либретто Якопо Ферретти (1817).

21. «Сорока-воровка» («La gazza ladra»), либретто Джованни Герардини (1817).

22. «Армида» («Armida»), либретто Джованни Шмидта (1817).

23. «Аделаида Бургундская, или Оттон, король Италии» («Adelaide di Borgogna ossia Ottone, re d’Italia»), либретто Джованни Шмидта (1817).

24. «Моисей в Египте» («Mosè in Egitto»), либретто Андреа Леоне Тоттолы (1818).

25. «Адина, или Калиф Багдадский» («Adina ossia Il califfo di Bagdad»), либретто Герардо Бевилакуа-Альдебрандини (1818).

26. «Риччардо и Зораида» («Ricciardo e Zoraide»), либретто Франческо Берио ди Сальса (1818).

27. «Гермиона» («Ermione»), либретто Андреа Леоне Тоттолы (1819).

28. «Эдуардо и Кристина» («Eduardo e Cristina»), либретто Джованни Шмидта, Андреа Леоне Тоттолы и Герардо Бевилакуа-Альдебрандини (1819).

29. «Дева озера» («La donna del lago»), либретто Андреа Леоне Тоттолы

(1819).

30. «Бьянка и Фальеро, или Совет трех» («Bianca e Falliero ossia Il consiglio dei tre»), либретто Феличе Романи (1819).

31. «Магомет Второй» («Maometto secondo»), либретто Чезаре делла Валле (1820).

32. «Матильда ди Шабран, или Красота и Железное Сердце» («Matilde di Shabran, ossia Bellezza e Cuor di Ferro»), либретто Якопо Ферретти (1821).

33. «Зельмира» («Zelmira»), 1822.

34. «Семирамида» («Semiramide»), либретто Андреа Леоне Тоттолы (1823).

35. «Путешествие в Реймс, или Гостиница „Золотая лилия“» («Il viaggio a Reims ossia L’albergo del giglio d’oro»), либретто Луиджи Балокки (1825).

36. «Осада Коринфа» («Le siège de Corinthe», переработка «Магомета Второго»), либретто Луиджи Балокки и Александра Суме (1826).

37. «Моисей и фараон, или Переход через Красное море» («Moïse et Pharaon, ou Le passage de la Mer Rouge», переработка «Моисея в Египте»), либретто Луиджи Балокки и Виктора Жозефа Этьена де Жуи (1827).

38. «Граф Ори» («Le Comte Ory»), либретто Эжена Скриба и Шарля Гаспара Делетр-Пуарсона (1828).

39. «Вильгельм Телль» («Guillaume Tell»), либретто Виктора Жозефа Этьенна де Жуи и Ипполита Би (1829).

В список не включены оперы, составленные из отрывков уже написанной музыки, так называемые пастиччио.

Примечания

1

Ныне одна появилась — здесь и далее примечания авторов.

2

Имеется в виду издательство «Композитор» (Санкт-Петербург), в котором вышло первое издание этой книги (2018).

Смотрите также

а б в г д е ё ж з и й к л м н о п р с т у ф х ц ч ш щ э ю я