Цветы воскресного отдыха. Стихотворения, статьи, рецензии

Глеб Пудов

В книге представлены рецензии и статьи, написанные в разные годы. Они посвящены творчеству современных поэтов, как отечественных, так и зарубежных. Собственные стихотворения автора – прекрасное дополнение к его критическим работам.

Оглавление

* * *

Приведённый ознакомительный фрагмент книги Цветы воскресного отдыха. Стихотворения, статьи, рецензии предоставлен нашим книжным партнёром — компанией ЛитРес.

Купить и скачать полную версию книги в форматах FB2, ePub, MOBI, TXT, HTML, RTF и других

I. О поэзии Льва Адольфовича Динцеса (1895—1948)

В истории русской поэзии творчество Льва Адольфовича Динцеса (1895—1948) занимает не последнее место. Тем не менее, как поэт он почти неизвестен. В настоящей статье делается попытка охарактеризовать его художественное творчество на материале венка сонетов «О том, что умерло». Представляется, что именно это произведение наиболее полно воплощает особенности стиля поэта.

Л. А. Динцес родился в Вильно в семье врача, учился в Киеве, затем переехал в Ленинград. Здесь он работал в Государственной академии материальной культуры, Музее антропологии и этнографии, Русском музее9. О последнем следует сказать особо. Лев Адольфович работал в нескольких отделах музея, был большим знатоком живописи и графики10. Особенно важную роль Л. А. Динцес сыграл в истории отдела народного искусства. Он стал фактическим основателем этого музейного подразделения (в ту пору именовавшегося «Отдел народных художественных ремесел»). Это произошло в 1937 году11. Ученый разрабатывал методы изучения и экспонирования произведений народного искусства12, комплектовал собрание молодого отдела. До 1945 года (с перерывами, связанными с войной) он был его руководителем13. Тем не менее, эта деятельность Л. А. Динцеса является лишь одной из граней его богатой личности. Другой стала поэзия.

Дать краткую характеристику его художественного творчества целесообразно, как уже говорилось, на примере венка сонетов «О том, что умерло». Он был опубликован в Киеве, в 1918 году, в коллективном сборнике «Поэзия пяти»14.

Но сначала вкратце остановимся на истории венка сонета как поэтической формы. Он зародился в Италии в XIII веке. По сведениям Н. Н. Шульговского, итальянский поэт Фольгоре ди Сан-Джеминьяно считается изобретателем этой стихотворной формы15. Строгие правила были выработаны в XV столетии в Тоскане, они были утверждены Сиенской Академией.

А. Б. Шишкин писал, что «русские сонетные венки — замечательный этап развития русского сонета и специфически русский вклад в европейскую сонетную традицию»16. В. Г. Подковырова отмечала, что «ни одна поэзия в мире не дает такого количества канонических венков сонетов»17. А А. П. Квятковский указывал на другое: он справедливо называл венок сонетов «весьма трудной поэтической формой, требующей от поэта исключительного мастерства»18. Самый ранний венок сонетов на русском языке — перевод «Сонетного венка» словенского поэта Франце Ксаверия Прешерна (1800—1849), который был сделан Ф. Е. Коршем и опубликован в 1889 году, в седьмом номере журнала «Русская мысль». Оригинальные венки русских сонетов впервые появились в 1909 году. Это «Венок сонетов» Вячеслава Иванова и «Corona Astralis» Максимилиана Волошина19

Конец ознакомительного фрагмента.

Оглавление

* * *

Приведённый ознакомительный фрагмент книги Цветы воскресного отдыха. Стихотворения, статьи, рецензии предоставлен нашим книжным партнёром — компанией ЛитРес.

Купить и скачать полную версию книги в форматах FB2, ePub, MOBI, TXT, HTML, RTF и других

Примечания

9

Бломквист Е., Каменская М., Фалеева В. Л. А. Динцес (Некролог) // СЭ. — 1949. — №1. — С.203; Воронин Н. Н. Л.А. Динцес (1895—1948) // Краткие сообщения Института истории материальной культуры. — 1949. — Вып. 25. — С. 106. См. также: ВА ГРМ, ф. ГРМ (I), оп.10, д. 121; ф. ГРМ (I), оп.2а, д. 38.

10

ВА ГРМ, ф. ГРМ (I), оп.6, ед. хр. 900, л. 2122; ф. ГРМ (I), оп.6, ед. хр. 787, л. 17; ф. ГРМ (I), оп.6, ед. хр. 856, л. 97, 242. В музейных документах он назван «чрезвычайно нужным сотрудником» (ф. ГРМ (I), оп.6, ед. хр. 856, л. 110).

11

ВА ГРМ, ф. 231, оп.1, д. 60.

12

Богуславская И. Я. Проблемы народного искусства в трудах Л. А. Динцеса // Сообщения Государственного Русского музея. Вып. XI. М.: Изобразительное искусство, 1976, С. 3—8; См. также: ВА ГРМ, ф. ГРМ (I), оп.6, д. 1411, л.33; ф. ГРМ (I), оп.6, ед. хр. 1288.

13

ВА ГРМ, ф. ГРМ (I), оп.2а, д. 38, л. 25. Он был известен не только как историк и искусствовед. В украинских справочниках и специальной литературе Л. А. Динцес называется в числе крупных археологов (см., например: Кузьміних С. В. Дiнцес Лев Адольфович // Енциклопедія сучасної України. 2007. Режим просмотра: http://esu.com.ua/search_articles.php?id=26469).

14

Орден муз. Поэзия пяти / Дмитрий Белопольский, Михаил Глушков, Лев Динцес, Павел Зименко, Бронислава М. — Киев: Друкарня картограф. вiддiлу, 1918.. Кiевъ: друкарня картогр. вiддiлу, 1918, С. 25—40.

15

Шульговский Н. Н. Теория и практика поэтического творчества: технические начала стихосложения. — СПб., М.: тов-во М. О. Вольф, 1914, С. 490.

16

Шишкин А. Б. Русский венок сонетов // Russica Romana. Vol. II. La fenice edizioni. 1995, С. 188.

17

Подковырова В. Г. Венок сонетов в русской литературе 1889—1940 гг. Автореферат… кандидата филологических наук. — СПб., 1998, С. 3.

18

Квятковский А. П. Поэтический словарь. — М.: РГГУ, 2013, С. 106.

19

Тюкин В. П. Венок сонетов в русской поэзии XX века // Проблемы теории стиха. — Л.: Наука, 1984, С. 208.

Смотрите также

а б в г д е ё ж з и й к л м н о п р с т у ф х ц ч ш щ э ю я