Сундук в странах Европы. Краткий очерк истории

Глеб Пудов

В книге представлен краткий очерк истории сундука в странах Европы. Впервые в отечественной литературе сундучные изделия рассматриваются на широком культурном фоне.The book presents a brief history of the chest in European countries. For the first time in domestic literature, chest products are considered against a wide cultural background.

Оглавление

* * *

Приведённый ознакомительный фрагмент книги Сундук в странах Европы. Краткий очерк истории предоставлен нашим книжным партнёром — компанией ЛитРес.

Купить и скачать полную версию книги в форматах FB2, ePub, MOBI, TXT, HTML, RTF и других

I. Ранний период истории сундука

Сундуки в Древней Греции

В Древней Греции существовали самостоятельные профессии столяра, плотника, мебельщика. Столяры, помимо других инструментов, пользовались рубанком и токарным станком. Чаще всего применялись такие породы деревьев как кедр, орех, самшит9. Одним из самых важных типов мебели был сундук, в котором хранились различные предметы быта, белье. Известно, что в Афинах в V—IV веках до н.э. существовал целый квартал или улица столяров-сундучников. В этот же период велась активная торговля Эллады со странами Понта, в которой одним из важных товаров были сундуки.

Однако подлинных сундуков до нашего времени не дошло. Представление о них дают деревянные саркофаги, найденные в Северном Причерноморье10 и Египте11. Немецкий исследователь Carl Watzinger писал: «Сундуки и гробы создавались в древности в идентичных формах; как сундук служил для хранения ковров и платков, так гроб был вместилищем тела покойного… Поэтому они в технике и декорировании развивались одинаково…»12. Кроме того, известно, что сундук использовался не только в быту, но и для ритуальных целей. Греческое слово λάρναξ, обозначающее деревянный саркофаг, использовалось также в значении «сундук» и «рака». В «Илиаде» прах Гектора помещен в λάρναξ. Также и Фукидид, говоря о гробах из кипариса, называет их λάρναξ13. Тем не менее, функция сундука как мебели была первичной по сравнению с функцией сундука как гроба. В научной литературе отмечается зависимость некоторых типов саркофагов от форм деревянных ларцов14.

Греческие саркофаги принято подразделять на два основных вида: в форме ящика (Kasten—Sarkophage) и в форме архитектурного сооружения (Haus—Sarkophage)15. И те и другие — продолговатые ящики на прямоугольных ножках, с двускатными, изогнутыми или плоскими крышками. Ножки служили одновременно опорой всей конструкции, так как в них мастерами врезались доски, из которых состоят стенки саркофагов. Стенки также соединены деревянными шпунтами, как ранее практиковалось в Древнем Египте. Сундуки украшены резьбой и росписью разных цветов. Обычно изображались греческие боги и герои, пальметки, акант, овы, меандр, плетенка и другие мотивы греческого орнамента. Некоторые изображения золотились, также использовались терракотовые накладки в виде медуз, Эротов на дельфинах, шагающих львов, грифонов и проч.

В качестве примера целесообразно описать греческий саркофаг с плоской крышкой, обнаруженный в Керчи в 1954 году. По конструкции он является одновременно и типичным греческим сундуком. Основу конструкции составляют прямоугольные угловые стойки и вставленные в их пазы доски (корпус чуть сужается кверху). Нижние концы стоек — ножки сундука. Угол каждой стойки внутри «ящика» стесан. Каждая из четырех сторон имеет три кипарисовых доски толщиной 0, 035 м. Нижняя и верхняя — ровные и гладкие, средняя образует филенку, приблизительно вдвое более тонкую, чем верхняя и нижняя доски. Доски стенок скреплены деревянными штифтами (семь по длинным сторонам, пять — по коротким), прочно вставленными в просверленные отверстия. Дно состоит из четырех продольных досок толщиной 0,02 м., края которых вставлены в прямоугольные пазы нижних досок сундука, а также в вырез угловых стоек. Крышка состоит из пяти досок, трех широких и двух узких, соединенных деревянными штифтами. С трех сторон к крышке прикреплены планки шириной 0, 06 м., составляющие ее закраины. По четвертой стороне проходит вырез для шарниров. С нижней стороны крышки связь досок усилена наклеенными тремя широкими тонкими пластинами (две трапециевидные расположены по краям, одна фигурная — в центре). Крышка свободно опускается и поднимается с помощью системы цилиндрических шарниров, составляющих подвижный стержень, который расположен на продольном краю сундука16. Следует добавить, что металлических частей в описываемом сундуке нет.

Ил.1. Древнегреческий саркофаг с плоской крышкой (типичный сундук). Дерево, столярная работа.

О других греческих сундучных изделиях могут дать представление вещи, изготовленные мастерами из Северного Причерноморья. Основной формой ларцов раннего периода (VI—III вв. до н.э.) была та, что с некоторыми вариациями повторяла форму сундука. Крышки — откидные, на шарнирах. Стенки соединялись либо в шип, либо вставкой досок в столбики-стойки. Ларцы расписывались, нередко украшались инкрустацией. Ножки дорогостоящих изделий оформлялись в виде звериных лап. Особенно часто ларцы этого периода обкладывались костью, бронзой и другими материалами. В это же время делались фигурные шкатулки (в виде животного)17.

Подавляющее число сундучных изделий делалось в небольших мастерских, специализировавшихся на конкретном виде мебели. Технические приемы были универсальными. Важное значение для понимания того, как выглядели греческие сундуки, шкатулки и ларцы, имеет вазопись. В росписи античных ваз можно видеть те же сундуки и ларцы, каждый из которых состоит из четырех стоек-опор и стенок из нескольких досок, крышка плоская. Порой изделия изображены настолько подробно, что различаются не только конструкция, но и цвета окраски и мотивы орнамента18.

В греческих домах было много маленьких шкатулок для драгоценностей. Они делались из разных сортов дерева, металла. Часто изделия расписывались или украшались накладками из различных материалов. Павсаний пишет, что среди сокровищ Олимпии был сундук из кедра с резьбой по слоновой кости, отделанный золотом, с изображением сцен из мифологии, — произведение мастера Евмеласа19.

Вследствие тесных связей с Грецией именно в этом подразделе следует упомянуть о значительно более поздних сундуках государств Северного Причерноморья. Изделия IIV вв. н.э. были прямоугольной формы, в виде деревянных ящиков или ларей с плоской крышкой, открывающейся и закрывающейся с помощью шарниров. Сундуки могли иметь бронзовые накладки, ручки и замки. Широкое распространение арок в строительстве оказало влияние на стиль мебели, в т.ч. сундуков. Об этом свидетельствуют их терракотовые модели20.

Сундуки в эллинистический период

В эллинистический период сундуки использовались для хранения платьев, книг, особенно как сейфы (в этом случае обивались железом или бронзой и назывались «arcae ferratae» или «aeratae»). В каждом богатом доме находилось несколько таких изделий, обычно стоявших в атриуме. Многочисленные упоминания в литературе о сундуках нашли подтверждение в находках в Помпеях21, изображениях на вазах. В эллинистическое время сундуки использовались не только в частных домах, но и в общественных зданиях, храмах.

Как правило, это были большие деревянные ящики с плоской крышкой, установленные на четыре прямоугольные ножки. Украшалась только их лицевая сторона. В центре размещалась рельефная пластина с различными сценами (например, «Эрот и Психея», бюсты богов и т.д.), по краям — пластины с растительным орнаментом и меандром. По периметру набивалось несколько рядов гвоздей с крупными шляпками. Но последние использовались очень широко: между пластинами, по краям, на крышке. Даже края ножек обивались гвоздями. Сундуки устанавливались на каменные основания, которые немецкий исследователь E. Pernice разделил на несколько видов22. Эти каменные подставки образовывали с сундуками единое целое.

Как классический пример таких изделий можно привести сундук с изображением на рельефной пластине (сюжет — «Жертва Зевсу»)23. Высота изделия — 0, 84 м., длина — 1,07 м., ширина — 0, 75 м. Плоская крышка немного выходит за стенки, так как последние чуть сужены внутрь. Боковые стороны оставлены почти без украшений, но на всех сторонах набиты полосы железа (710 см. шириной). По всей лицевой стороне и на ножках в определенном порядке набиты гвозди с большими шляпками. Лицевая сторона украшена железными, бронзовыми, серебряными (возможно, и медными) листами, что создает богатый декоративный эффект от цвета различных металлов. Подобная техника, связанная с использованием нескольких металлических листов, встречается уже на произведениях микенского времени. В Помпеях она использовалась при украшении не только сундуков, но и других предметов быта.

Орнамент на крышке рассматриваемого сундука состоит из двух ветвей с удлиненными листьями. Они соединяют углы крышки с маленькой литой головой льва, расположенной по ее центру (служит для открывания сундука). Лицевая сторона обита такими же железными листами, что и крышка, но на них наложены бронзовые и серебряные пластины. Они делят лицевую сторону на шесть сегментов, из которых не украшен только сегмент с замочной скважиной. В двух верхних (справа и слева от замочной скважины) — изображение меандра. В самом большом — рельефная бронзовая пластина с изображением «Жертва Зевсу». По бокам от нее — серебряные пластины, на которых выгравированы переплетающиеся растительные завитки.

В целом это изделие — один из ярких образцов прикладного искусства эпохи эллинизма. Использование различных материалов и техник свидетельствует о значительном развитии мастерства местных ремесленников. Сундук в ту пору играл одну из главных ролей среди других предметов быта.

В эпоху эллинизма распространились ларцы, в которых использовался металлический замок с ключом и металлические (бронзовые и железные) накладки. Такие ларцы стали одним из основных видов сундучных изделий в первые века нашей эры. Они имели плоскую или пирамидальную крышку. Стенки соединялись в шип, дно вставлялось в пазы. Украшения костью или инкрустация встречались реже, чем в предшествующий период. Широкое распространение получила обивка стенок кожей или материей. Иногда ларцы делались из переплетенных деревянных полосок.

В первые века нашей эры широкое распространение также получили шкатулки с выдвижными крышками. Они были, в основном, двух типов: со стенками из дощечек, соединенных в шип; выдолбленные из одного куска дерева. Существовали и варианты этих видов24.

Сундуки Древнего Рима

На формирование стиля древнеримской мебели большое влияние оказало искусство Древнего Египта и Древней Греции. В литературе отмечается, что при «изяществе и изысканности главных линий» римская мебель страдает «некоторой пресыщенностью орнаментации и излишеством украшений»25. Для хранения домашнего имущества и одежды служили сундуки разных размеров. Одежда древнего италийца состояла из таких кусков материи, которые надо было складывать, а не вешать. Поэтому сундуки были распространены гораздо шире, чем шкафы26. Крышки у них были либо плоские, либо двускатные. В первом случае они могли использоваться как сиденье. Часто сундуки оковывались железом. Поверхность их покрывалась не только металлическими накладками, но и рядами гвоздей.

Иногда сундуки достигали очень значительных размеров. Римский историк Аппиан (II век н.э.) писал, что однажды во время проскрипций вольноотпущенник некого Виния спрятал в сундуке своего бывшего хозяина, и тот просидел там, пока опасность не миновала27.

Выражения «scrinium vestarii, vestis» («платяной») и «scrinium a pecuniis» («денежный») появились в период Поздней империи (IV в.). Тем же веком датируется триумфальная арка Константина Великого, один из барельефов которой изображает раздачу монет, лежащих в «саркофаговом» сундуке. С этого времени сохранилось множество ларчиков аналогичной конструкции, покрытых пластинами из слоновой кости.28

В дороманский период сундуки как вид мебели были также широко распространены. Образцом изделий того времени можно считать кедровый сундук из собора в Террачине (VIIVIII века), считающийся самым древним из числа хорошо сохранившихся. Он представляет ящик с плоской крышкой. Резьбой покрыты три его стороны. В арках, разбитых на верхний и нижний ряды, представлены сцены битв людей и кентавров со зверями и чудовищами. В центре нижнего ряда сцена грехопадения, единственная из христианских среди восточных и античных мотивов. По краям вырезан растительный орнамент. Сундук считается лангобардской работой29.

В качестве примера ларца того периода (и тоже лангобардского) можно представить изделие из коллекции Эрмитажа30, датируемое VII веком31. Деревянная основа покрыта костью-цевкой. Ларец выполнен в виде однонефной базилики, костяные накладки покрыты простейшим геометрическим орнаментом. Прекрасные образцы также есть в коллекции Епархиального музея Сузы (Турин)32. Деревянная основа этих небольших ларцов-реликвариев покрыта костяными пластинками с гравированным и ажурным декором, местами применено окрашивание. Орнаментальное оформление прекрасно соотнесено с формой изделий: декор пластинок выявляет ее опорные точки, подчеркивает функцию отдельных частей ларцов. На подобных вещах становится очевидной закономерность появления орнаментальных композиций, которые в дальнейшем станут очень распространенными в производстве сундуков и шкатулок.

Об использовании таких вещей франкскими королями историк Жак ле Гофф писал: «Налоги более не поступали, и богатство короля было заключено в сундуках с золотыми монетами, стеклянными изделиями и драгоценностями, которые после его смерти оспаривали друг у друга его жены, наложницы, законные и незаконные дети, производя одновременно раздел земель и всего королевства»33.

Оглавление

* * *

Приведённый ознакомительный фрагмент книги Сундук в странах Европы. Краткий очерк истории предоставлен нашим книжным партнёром — компанией ЛитРес.

Купить и скачать полную версию книги в форматах FB2, ePub, MOBI, TXT, HTML, RTF и других

Примечания

9

См.: Кес Д. Стили мебели. — М.: изд-во В. Шевчук, 2001, С. 45—46. Древнейшие из известных ныне сундуков и ларцов были обнаружены на территории Египта. В сопредельных странах, например, в Ханаане, производство этих вещей было также развито. См., например: Лукас А. Материалы и ремесленные производства древнего Египта. — М., 1958; Павлов В. В., Ходжаш С. И. Художественное ремесло Древнего Египта. — М., 1959; Кинк Х. А. Художественное ремесло древнейшего Египта и сопредельных стран. — М., 1976, и др. работы.

10

Для примера можно назвать предметы из коллекции Государственного Эрмитажа. Инв. №№ Зм 1; П 1900.68; П 1910.21; Гп 1882.45. См. также: Сокольский Н. И. Античные деревянные саркофаги Северного Причерноморья // Археология СССР. Свод археологических источников. Вып. Г1—17. — М.: Наука, 1969. Некоторые из саркофагов относятся уже к эпохе эллинизма, но они лишь призваны дать представление о более ранних греческих сундуках.

11

Watzinger C. Griechische Holzsarkophage aus der Zeit Alexanders des Grossen // Wissenschaftliche Veröffentlichungen der Deutschen Orient-Gesellschaft. Heft 6. — Leipzig: J.C. Hinrichsche Buchhandlung, 1905.

12

Ibid., S. 63.

13

Csillery K.K. Le coffre de charpenterie // Acta ethnographica. Academiae scietiarium Hungaricae. Tomus I, fascilius 1—4. — Budapest: Magyar tudományos akadámia, 1950, p. 272.

14

Иванова А. П. Анапский саркофаг и деревянная резьба на Боспоре в эпоху эллинизма // Культура и искусство античного мира и Востока. Труды ГЭ. Том II, часть I. — Л.—М.: Искусство, 1958, С. 96.

15

Эта классификация принята большинством исследователей. Н. И. Сокольский, подвергнув ее обоснованной критике, предложил свою, более подробную классификацию (см.: Сокольский Н. И. Op. cit., с. 11).

16

Сокольский Н. И. Op. cit., с. 18—19.

17

Сокольский Н. И. Деревообрабатывающее ремесло в античных государствах Северного Причерноморья. Автореф. на соискание ученой степени доктора ист. наук. М., 1970, С. 36—38.

18

В качестве примера — античные вазы из собрания Эрмитажа (инв.№№ Б.500, Б.504, Б.511, Б.524, Б.1658, Б.1700, Б.1703 и др.) и музея Метрополитен (инв. №17.230.37а,в). См. также: Сокольский Н. И. Античные деревянные саркофаги Северного Причерноморья. С. 11, 20.

19

Кес Д. Op.cit., с. 48.

20

Цветаева Г. А. Быт. Мебель, бытовая утварь, отопление, освещение, предметы культа, игрушки // Античные государства Северного Причерноморья. Археология СССР. М.: Наука, 1984, С. 226227, 321.

21

Pernice E. Die hellenistische Kunst in Pompeji. Band V. Hellenistische Tische, Zisternenmündungen, Beckenuntersätze, Altäre und Truhen. Berlin und Leipzig: Verlag von Walter de Gruyter&Co., 1932, S. 7694.

22

Ibid., S. 7276.

23

Инв. №73020. Хранится в музее Неаполя. См.: Pernice E. Op.cit., Taf. 46.

24

См. подробнее: Сокольский Н. И. Деревообрабатывающее ремесло в античных государствах Северного Причерноморья. С. 38.

25

Соболев Н. Н. Русская народная резьба по дереву. М.: Сварог и К., 2000, С. 39.

26

Сергеенко М. Е. Жизнь Древнего Рима. Очерки быта. М.-Л., 1964, С. 104.

27

Ibid., с. 104.

28

Csillery K.K. Op.cit., p. 278.

29

llustrierte Geschichte des Kunstgewerbes. In zwei Bänder. Band I. Berlin: Verlag von Martin Oldenbourg, 1907, Abb. 206, S. 259.

30

Инв. Ф 3646. См.: «Фрайбургский» крест и его мир: Западноевроп. прикл. искусство сред. веков из собр. Гос. Эрмитажа: Кат. выст. / [М. Я. Крыжановская]. — СПб.: Изд-во Гос. Эрмитажа, 2004. — кат. 3.

31

В каталоге коллекции западноевропейской резной кости Эрмитажа он датируется VI — началом VIII века (см.: Крыжановская М. Я. Западноевропейская резная кость Средних веков. Каталог коллекции. — СПб.: Изд-во Гос. Эрмитажа, 2014, С. 26).

32

См.: Лангобарды. Народ, изменивший историю: каталог выставки / Государственный Эрмитаж. — СПб.: Изд-во Гос. Эрмитажа, 2018, С. 344, 345.

33

Ле Гофф Ж. Цивилизация средневекового Запада. Екб.: У-Фактория, 2005, С. 47.

Смотрите также

а б в г д е ё ж з и й к л м н о п р с т у ф х ц ч ш щ э ю я