Сундук в странах Европы. Краткий очерк истории

Глеб Пудов

В книге представлен краткий очерк истории сундука в странах Европы. Впервые в отечественной литературе сундучные изделия рассматриваются на широком культурном фоне.The book presents a brief history of the chest in European countries. For the first time in domestic literature, chest products are considered against a wide cultural background.

Оглавление

* * *

Приведённый ознакомительный фрагмент книги Сундук в странах Европы. Краткий очерк истории предоставлен нашим книжным партнёром — компанией ЛитРес.

Купить и скачать полную версию книги в форматах FB2, ePub, MOBI, TXT, HTML, RTF и других

Введение

Сундук сопровождает человечество почти на всем протяжении его истории. Он использовался во многих сферах жизнедеятельности: в нем хранили продукты, документы, одежду; он был частью свадебного обряда и переезжал из дома невесты в дом жениха; в нем хоронили; на нем спали. Трудно переоценить значение сундука для истории культуры и, в частности, для истории мебели. В «Словаре английской мебели» (2003) справедливо указывается: «Сундук, без сомнения, — самый древний вид мебели, и от него, с развитием цивилизации, произошли другие типы: ларь-скамья, шкаф, комод и другие»1. А норвежский исследователь Петер Анкер писал, что до эпохи шкафов и мебели с выдвижными ящиками, которая началась всего четыре — пять столетий назад, сундук был преобладающей мебелью для хранения вещей2.

Эта книга представляет первую попытку обобщения сведений по истории сундучных изделий, делавшихся в странах Европы. Ни на иностранных языках, ни на русском такого обзора еще не делалось. Как правило, сундуки либо упоминаются в общих трудах о народном искусстве, либо рассматриваются в контексте истории мебели, либо описываются как цельные музейные коллекции, либо анализируются исключительно как предметы, декорированные росписью. Несколько статей посвящено конкретным вещам: описанию их конструкции, анализу художественного стиля3.

Среди многочисленных видов сундучных изделий, пожалуй, самое пристальное внимание уделяется итальянским кассонам, декорированным росписью и резьбой. В этой области с течением времени сложилась своя специальная литература. Статьи и книги посвящены разным аспектам истории этих сундуков, например, расшифровке отдельных сюжетов росписи, анализу конкретных музейных вещей, вопросам подделок, различиям в названиях и проч.4.

Как крестьянскую расписную мебель особенно активно изучают сундуки ученые из Германии5, Швеции6, Польши7 и Украины8. Необходимо подчеркнуть, что степень изученности сундучного производства различных стран очень неравномерна.

При работе над настоящей книгой использовалась иностранная литература. Большинство публикаций не было известно в России. Однако надо отметить, что не все издания оказались доступны автору.

Количество иллюстраций незначительно. Читатель может найти интересующие изображения в цитируемых книгах и журналах, а также на различных музейных сайтах, поскольку почти все анализируемые произведения находятся в коллекциях европейских музеев. Автор стремился использовать лишь те предметы, с которыми имел возможность ознакомиться непосредственно.

Обзор сундучного производства разбит на главы, касающиеся конкретных регионов и стран. Тем не менее, надо подчеркнуть, что такое разделение во многом условно и призвано лишь прояснить общую картину. Географические границы далеко не всегда совпадают с культурными. В целях лучшего раскрытия темы в книге совмещены географический и хронологический принципы изложения.

В качестве приложений даны краткий очерк истории сундучных изделий в странах Востока и словарь специальных терминов, которые встречаются по ходу изложения.

Хотя в название книги вынесено слово «сундук», в ней затрагиваются также шкатулки, скрыни, подголовники, баулы и прочие изделия, поскольку их производство часто невозможно отделить от «дела» сундуков.

Настоящее издание не претендует на создание полной картины развития европейского сундучного производства. Его цель — дать представление русскоязычному читателю о европейских сундуках и, в некоторых случаях, ввести в научный оборот неизвестные в России публикации.

Благодарю за рецензии А. В. Чевардина, кандидата исторических наук, доцента кафедры истории и социально-политических дисциплин Уральского государственного лесотехнического университета, и С. Д. Оленева, научного сотрудника-хранителя Вологодского государственного историко-архитектурного и художественного музея-заповедника. Особая благодарность Н. И. Ковалевой, зав. отделом народного искусства Государственного Русского музея, за предисловие и ценные рекомендации.

Оглавление

* * *

Приведённый ознакомительный фрагмент книги Сундук в странах Европы. Краткий очерк истории предоставлен нашим книжным партнёром — компанией ЛитРес.

Купить и скачать полную версию книги в форматах FB2, ePub, MOBI, TXT, HTML, RTF и других

Примечания

1

The dictionary of english furniture. From the middle ages to the late georgian period. Vol. III. 2003, p. 1.

2

Anker P.M. Norsk folkekunst. Kunsthåndverk og byggeskikk i det gamle bondesamfunnet. J.W. Cappelen Forlag AS, 2004, s. 62.

3

См., например: Schützgen A. Frühgotische Truhe in Wernigerode // Zeitschrift für christliche Kunst. — 1894. — №3. — S. 91—92.

4

См., например: Valentiner W.R. A Florentine Cassone // The Metropolitan Museum of Art Bulletin. — 1914. — Vol. 9, №6. — p. 145—147; Bode W. Zwei Cassone-Tafeln aus dem Besitz des Piero de’ Medici in der Sammlung Eduard Simon zu Berlin // Mitteilungen des Kunsthistorischen Institutes in Florenz. — 1917. — Band 2, Heft 5—6. — S. 149—151; J.W. XVI century cassioni // Bulletin of the Detroit Institute of Arts of the City Detroit. — 1922. — Vol. 4, №2 — p. 1314; Kaltenbach G.E. Cassoni // The American Magazine of Art. — 1923. — Vol. 14, №11. — p. 597—599; M.R.R. Italian Renaissance Cassoni // The Metropolitan Museum of Art Bulletin. — 1923. — Vol. 18, №7. — p. 165—166; Miziołek J. Botticelli Past and Present. UCL Press, 2019, p.73—90; Miziołek J. Falsifications in Polish collections and abroad. Warsaw, 2001, p. 107—129; Thornton P. Cassoni, Forzieri, Goffani and Cassette. Terminology and its problems // Apollo. — Oktober, 1984. — p. 246—251. Одной из основополагающих работ в этой области остается работа П. Шубринга: Schubring P. Cassoni. Truhen und Truhebilder der italienischen Frührenessaince. Leipzig: Verlag von Karl W. Hiersemann, 1915.

5

H. Nemec, L. Schmidt, B. Deneke, G.M. Ritz, F. Colleselli, W. Fuger, S. Seidl, A. Müller и мн. др.

6

Это, в первую очередь, труды G. von Schoulz, A.M. Franzen, K. Björling, J.Knutsson, U.-K. Warberg.

7

Авторами основополагающих трудов по истории польского сундука являются T. Seweryn и R. Reinfuss.

8

Особенно значительный вклад в изучение украинского сундука внесли такие исследователи как А. Ф. Будзан, И. Мусатова, М. Моздир, Р. Кабальчинська, М. В. Юр.

Смотрите также

а б в г д е ё ж з и й к л м н о п р с т у ф х ц ч ш щ э ю я