Из истории русского сундучного промысла. Сборник статей

Глеб Пудов

В книге представлены научные статьи, посвященные различным аспектам истории сундучного производства в России. Автором анализируются техника, особенности некоторых групп сундуков и шкатулок, источники по истории сундучного дела, его историография. Особое внимание уделено истории мастерских, игравших заметные роли в промысле.

Оглавление

«Мороз» по жести — техника русского сундучного производства. Материалы к истории

На протяжении истории в русском сундучном производстве сложились разнообразные методы и техники декорирования: окраска, роспись, тиснение, гравировка, ковка, резьба, использование жестяных полос с хромолитографическими изображениями. Одной из самых эффектных и распространенных техник стал т.н. «мороз» по жести.

В литературе — не только научной, но и популярной — нередко встречаются упоминания о «морозе», приводятся рецепты и некоторые факты истории этой техники. Тем не менее, во-первых, в большинстве случаев повторяются одни и те же сведения, при этом их сопоставление приводит к неразрешимым противоречиям, во-вторых, речь в работах идет, как правило, об изделиях Великого Устюга35. Специальных работ, посвященных конкретно технике «мороз» по жести (в отличие, например, от росписи), в настоящее время не существует. А ведь во II половине XIX — I половине XX века она занимала ведущие позиции в русском сундучном производстве.

Цель настоящей статьи — определение истоков и роли этой технологии в истории русского сундучного производства, выявление ее художественных особенностей в сравнении с зарубежными изделиями. К числу главных задач относятся: обобщение информации, касающейся «мороза» по жести, и анализ конкретных произведений. В качестве материала исследования привлекались по большей части произведения из коллекции отдела народного искусства Русского музея. Хронологические рамки исследования: XIX — XX века.

Надо отметить, что статья отражает лишь определенный этап работы над темой и не претендует дать технике «мороз» по жести исчерпывающую характеристику. В дальнейшем возможны уточнения и дополнения36.

Истоки

Вопреки встречающимся в научной литературе утверждениям37, «мороз» по жести как техника украшения сундучных изделий не был «секретом великоустюжских ремесленников» и не был распространен только в Великом Устюге. Однако о времени и обстоятельствах появления этой техники, иначе называвшейся «мцарированием», сведения противоречивы и отличаются в каждом центре сундучного производства.

Если речь идет о Великом Устюге, то обычно указывается, что самые ранние сведения о «морозе» относятся к 1837 году: на Вологодской губернской выставке были показаны 12 листов железа, «луженого особым образом»38. Несколько забегая вперед, можно указать, что в Великом Устюге как крупном экономическом центре с давних времен было множество иностранных купцов, в т.ч. английских. Не исключено, что именно они стали посредниками в передаче технологии «мороза». Наличие в городе большого количества талантливых мастеров39 облегчало восприятие западной технологии. В этом контексте совпадение форм северорусских и английских сундучных изделий представляется вполне закономерным явлением40.

Касательно Урала считается, что «мороз» был заимствован из Англии. Эту технологию якобы передал сундучнику Гавриилу Ермолаевичу Подвинцеву один из представителей нижнетагильской торгово-промышленной династии Перезоловых, побывавший в Англии41. Г. Е. Подвинцев поведал об этой технологии своим мастерам42, которые с течением времени ее значительно усовершенствовали. Наличие такой информации закономерно и объяснимо. Она представляется вполне правдоподобной, учитывая тесные связи Урала и Англии в сфере промышленных технологий43. С. В. Устьянцев и Е. В. Логунов указывали, что «в XIX веке информация о новейших английских достижениях поступала в Россию и на Урал буквально через несколько месяцев после их появления в самой Англии, после чего в течение нескольких лет проходили опыты с этими технологиями на русских заводах»44. Уральский исследователь О. Н. Силонова убедительно доказала заимствование из Англии технологий, которые использовались (в адаптированном виде) в тагильском подносном промысле45. Наряду с этим, известно, что сюжеты росписей на уральских металлических шкатулках I половины XIX века имеют свои источники в английской гравюре. И, наконец, зеленые и красные цвета, — основные среди встречающихся на уральских (и северорусских) сундучных изделиях — находят параллели на английских средневековых сундуках46. Вероятно, появление «мороза» в Нижнем Тагиле и Невьянске произошло независимо от Великого Устюга и представляет собой часть мощного культурного взаимодействия Урала и Англии.

Уральский сундучный промысел распространял свое влияние на сибирские территории. Наряду с художественными принципами переносились технологии, в т.ч. «морожение» жести. В Иркутске во II половине XIX века было известно заведение Колбина, в котором делались большие сундуки, украшенные листами «мороженой» жести с нанесенными на них в технике тиснения простыми орнаментальными мотивами. В Тюмени существовало заведение Огибениных, основатель которого, Климентий Огибенин, переехал в Тюмень из Невьянска. На этой «фабрике» изготавливались сундуки, декорированные «мороженой» жестью. Местный сундучный промысел напрямую зависел от уральского, поэтому неудивительно, что сведения о «морозе» по жести в Сибири относятся только ко II половине XIX столетия.

В Вятской губернии «морозка» появилась в середине XIX века. Это стало возможным благодаря некой мещанке Лалетиной, имевшей экипажное заведение («мороженое» железо использовалось при украшении экипажей). Она привозила шкатулки, обитые «мороженой» жестью, из Великого Устюга. Но секрет «морозки» рассказать не могла, так как не знала его. Его выведал у устюжского мастера крестьянин д. Счастливцевой Вятского уезда М. Н. Счастливцев. Затем он раскрыл секрет крестьянам И. И. Никулину и Е. Кокореву, от которых это мастерство распространилось по всей губернии47. Особое развитие оно получило в Вятском и Орловском уездах48. В настоящее время более известны вятские сундуки с росписью, чем сундуки, декорированные «мороженой» жестью. Однако последние нередко встречаются не только в музейных собраниях, но и деревенских домах. В 1950 — 60-е годы сундуки с «морозом» продолжали делать на промышленных предприятиях Кирова, например, на Ново-Вятском деревообрабатывающем комбинате.

В Муромском уезде Владимирской губернии — одном из самых крупных центров русского сундучного производства49 — техника «мороза» по жести во II половине XIX века также получила самое широкое распространение. Вероятнее всего, она появилась в регионе под влиянием других сундучных центров. Немалую роль в этом сыграла Нижегородская ярмарка. После революции 1917 года, когда вместо сундучных «фабрик» во Владимирской губернии появились артели, «мороз» по жести продолжал активно использоваться (как пример можно привести изделия артели «Приокский прогресс»).

И, наконец, еще одним крупным центром русского сундучного производства в XIX веке был Макарьевский уезд Нижегородской губернии. По сведениям В. М. Федорова, промысел появился в этих местах под влиянием уральских торговцев сундуками, приезжавшими на Макарьевскую ярмарку50. Технология «морозки» не отличалась от принятой в других сундучных центрах51. Не исключено, что «мороженые» листы использовались и после Октябрьской революции, например, мастерами Макарьевской кооперативно-сундучной артели, которая в 1929 году арендовала помещения Макарьевского монастыря в качестве производственных.

Таким образом, во всех случаях речь идет о XIX — XX столетиях52. Однако время появления в России техники «мороз» по жести следует «отодвинуть» ко II половине — концу XVIII века, поскольку в XIX столетии она предстает уже в достаточно развитом виде. Вероятнее всего, «мороз» по жести является русской переработкой какой-либо иностранной технологии, возможно, английской. При этом технология могла относиться и не к художественному ремеслу, а быть лишь какой-либо производственной операцией. Талант русских мастеров мог приспособить иностранную промышленную технологию к задачам художественного творчества.

Следует также отметить, что «мороз» по жести как технология принципиально отличается от техник прикладного искусства, широко использовавшихся в России до XVIII века, поскольку в ее основе лежит химическая реакция. При этом если развитие других русских техник художественной обработки металла прослеживается на протяжении столетий, то «мороз» по жести появился вдруг и «в готовом виде». Это лишний раз доказывает, что это — привнесенное явление. Русские мастера были «готовы» к восприятию новой технологии, поскольку в России существовали длительные традиции художественной обработки металла, в т.ч. термической53.

В обстоятельствах появления «мороза» в России сыграли важную роль два комплекса причин, которые условно можно разбить на исторические и экономические. К первым относятся: наличие в том или ином населенном пункте развитой торговли и международных связей, а также высокого уровня ремесленного производства. Ко вторым причинам следует отнести: наличие активного спроса и возможностей сбыта изделий, украшенных «морозом», также немаловажным фактором является наличие материала. Заводы Среднего Урала и Великий Устюг прекрасно отвечали этим условиям. При этом в разных центрах русского сундучного производства внешний вид жестяных листов с «морозом» отличался, из чего можно сделать вывод о разнице в частностях технологии54. И все же основной принцип был одинаков.

Технология

Технология «морожения» железа основывалась на кристаллизации расплавленной полуды (смеси олова и свинца) при добавлении капель воды и химической реакции на кристаллизованную полуду смеси серной и азотной кислот. Брали жестяной лист клещами и держали стороной, покрытой полудой, над огнем, до полного расплавления полуды, затем снимали лист с огня и клали на доску с вбитыми в нее проволочными гвоздями, из лейки лили воду на лист. Потом его протирали сухой тряпкой и обрабатывали смесью купоросного масла, крепкой водки и воды. Затем лист сушили (летом — на солнце, зимой — в печи), вновь нагревали и лакировали. Если хотели сделать лист белым, то лакировали белым масляным лаком, если необходимо было сделать его цветным, то покрывали не лаком, а олифой. В последнем случае цвет листа зависел от того, сколько времени его продержали в печи. Листы с зеленой «морозкой» получали при покрытии их веницейской ярью, смешанной с масляным лаком (и позднее — просушивании в продолжение суток)55. Считается, что секрет «морожения» жести в настоящее время утерян, хотя в российской промышленности используются подобные технологии.

История

Итак, «мороз» по жести как техника украшения изделий получила распространение во всех крупных сундучных центрах России. Во многих она приобрела значение основного способа декорирования. Рассмотрим их по порядку.

Известными мастерами «морозки» в Великом Устюге были братья Павел и Виктор Ермиловы, Прокопий Волков, Николай Торлов, Георгий Панов. Мастера обивали шкатулки тонкими жестяными полосами поверх «мороза», а на углах крышки и ключевине — жестяными просечными накладками. Изделия с «морозом» продавались на Ирбитской и Нижегородской ярмарках. К середине XIX века основным видом изделий устюгских мастеров стали шкатулки с «морозом» и с жестяной отделкой, которые имели большой спрос на рынке (именно они представлены в большом количестве в музеях и частных коллекциях). Но к концу столетия производство таких шкатулок сократилось. Определяющую роль в сохранении секрета «морозки» сыграл Пантелеймон Антонович Сосновский (1875—1972). С 16 лет он начал работать самостоятельно, делал шкатулки с «морозом» по жести. П. А. Сосновский стремился передать свое умение молодежи. В 1935 году он выступил на краевом совещании работников культпросветпромышленности Северного края с предложением возродить искусство изготовления предметов быта с узором «мороз» по жести. Совещание приняло решение о восстановлении народных устюжских промыслов, в частности «мороза» по жести, но из-за отсутствия необходимых материалов эти ремесла не были возобновлены. В 1956 году по просьбе сотрудников НИИХП П. А. Сосновским была изготовлена шкатулка с тремя секретами, образцы жести с «морозным» узором56. В 1980-е годы секрет «морозки» пытался восстановить в Великом Устюге мастер Б. А. Холмогоров.

Шкатулка. Великий Устюг, XVIII век (ОНИ ГРМ). Деталь.

Шкатулка. Великий Устюг, XIX век (ОНИ ГРМ).

На Урале «мороз» по жести использовался не только в XIX веке, но значительно позднее, в изделиях советского времени. Надо отметить, что жестяные листы, украшенные «морозом», производились на Урале в небольших заведениях («детальных») и затем прикреплялись к сундукам в крупных мастерских. В книге П. Н. Зверева указываются фамилии невьянских «морозильщиков»: Иван Овчинников, Аристарх Овчинников, Лазарь Овчинников, Сергей Курманов57. Возможно, изделия именно Аристарха Овчинникова хранятся в отделе народного искусства ГРМ58. Они были изготовлены во II половине XIX — начале XX века. Эти изделия упоминаются после сундука невьянца А. С. Алексеева и тумбы в каталоге Всероссийской выставки (Санкт-Петербург, 1902): жестяные листы «под мрамор», «под бронзу», желтые, красные и т. д.59 Заведение А. А. Овчинникова представлено в собрании ОНИ четырьмя жестяными листами с «морозом» (орнамент других трех выполнен в технике печатания). Изделия отличаются красотой цветовых сочетаний.

Клеймо «фабрики» А. А. Овчинникова (Невьянск, II половина XIX — начало XX века). ОНИ ГРМ.

Сундук. Мастерская А. С. Алексеева. Невьянск, конец XIX века — до 1902 года (ОНИ ГРМ).

Тумба. Невьянск, конец XIX века — до 1902 года (ОНИ ГРМ).

В конце XIX — начале XX века в заводских поселках «приготовляли» сундуки, погребцы и шкатулки, которые украшались разноцветными листами «мороженой» жести. Поверх них накладывались тонкие полосы. Последние образовывали на поверхности изделий сетчатые узоры. Как правило, задняя сторона таких изделий обивалась листами вороненой жести. Примером подобной продукции может быть погребец тагильского заведения О. П. Лаптева60, который хранится в ОНИ ГРМ. Он датируется периодом времени: «конец XIX века — до 1902 года»61. Поверх золотистых листов «мороза» прикреплены тонкие полосы желтой жести, образующие клетку наподобие шахматной. Кроме «мороженой» и желтой жести мастера использовали геометрический орнамент, состоящий из различных фигур. Он в техниках гравировки и тиснения нанесен на металлические полосы, обрамляющие края шкатулки. Углы отмечены узором в виде перечеркнутых квадратов с точками внутри. Это придает отчетливость, ясность форме вещи. Тонкие полосы жести, покрывающие ее поверхности, также вносят некий оттенок упорядоченности в общее художественное решение. Строгая симметрия, свойственная погребцу, умело завуалирована мастером яркими праздничными цветами «мороженой» жести.

Это, вероятно, самый богатый по украшению вид уральской сундучной продукции. Для примера можно также назвать группу произведений, это — шесть шкатулок62. Они украшены листами «мороженой» жести разного цвета. Некоторые из них декорированы листами жести с печатными узорами, выполненными на различных фабриках. Ярко блестящие цвета «мороженой» жести в соединении с геометрическими и растительными узорами, выполненными в техниках тиснения и гравировки, создали своеобразное художественное оформление.

В уральской артели «Заря» в 1940 — 50-е годы изготовлялись сундуки, полностью обитые полосами, расположенными в виде сетки. Лицевая сторона разбита на два многоугольника, также заполненных полосами и украшенных «мороженой» жестью (иногда и крышка делилась на два таких многоугольника). Углы между многоугольниками и края всех сторон покрыты черными жестяными полосами с трафаретными узорами. Их орнамент состоит из простейших растительных и геометрических узоров. Преобладающие цвета таких сундуков серый, коричневый и черный. В настоящее время множество этих изделий можно встретить в деревенских домах Среднего Урала.

В Вятской губернии (несмотря на то, что здесь были более известны сундуки с росписью) «мороз» по жести также получил распространение. О том, как выглядели местные сундуки, украшенные «мороженой» жестью, дает представление фотографический снимок «На Верхнем рынке. Продажа сундуков»63. Лицевая сторона и крышка сундуков разбивалась на два квадрата, в которых помещались ромбы. Каждый сундук четко делился на две части широкой полосой. При декорировании изделий большую роль играл контраст ярких цветов «мороженой» жести. Производство подобных сундуков продолжалось довольно долго64. Как указывалось выше, в 1950 — 60-е годы оно существовало на промышленных предприятиях Кирова, однако большинство подобных изделий находится вне рамок искусства.

На северо-востоке Вятской губернии находился Бело-Холуницкий завод, основанный во II половине XVIII века (ныне — город в Кировской области). Среди прочих ремесел в заводском поселке было развито производство сундуков. Местные мастера участвовали в крупных выставках. Например, Григорий Николаевич Лютиков участвовал в научно-промышленной выставке в Казани (1890), где получил бронзовую медаль «за весьма тщательную работу обитых жестью сундуков»65. Даниил Евдокимович Чугунов участвовал во Всероссийской выставке в Нижнем Новгороде (1896)66. Пожалуй, самым известным холуницким мастером был Константин Герасимович Лютиков. Он участвовал и в Казанской и в Нижегородской выставках, на которых представил следующие сундуки: в Казани (получил бронзовую медаль) — «по зеленой окраске обитый жестью, цена — 4 рубля, обитый прорезным железом по белой жести, цена — 11 рублей, казамат (несгораемый сундук) — цена 16 рублей; в Нижнем Новгороде — «сундук с секретным замком, обитый мороженой жестью»67.

В настоящее время в музейных и частных собраниях сохранилось не очень много сундуков из Белой Холуницы. Часто они не атрибутированы или атрибутированы неправильно. Это вещи различных размеров, простой конструкции (что, в общем, характерно для вятских сундучных изделий) — деревянный ящик с плоской крышкой, с двумя ручками по бокам. Со временем сложились излюбленные орнаментальные композиции. На лицевой стороне располагались несколько ажурных железных полос разной ширины, представляющих различные виды орнамента (сердцеобразные фигуры, эллипсы, «процветшие» круги и проч.). На крышке, в центре, — большая фигура в виде квадрата или ромба, углы оформлены небольшими декоративными фигурами. Боковые и задняя стенки укреплялись полосами «в сетку». Фон, как правило, зеленый или синий. Лицевая сторона холуницких сундуков могла также оформляться только широкой ажурной полосой, расположенной вертикально строго по центру. Оставшиеся поля заполнялись полосами «в сетку», а на лицевую сторону крышки прикреплялась узкая полоска с прорезным орнаментом (пример — сундук из коллекции Бело-Холуницкого краеведческого музея68).

Не менее важное значение «мороз» по жести приобрел в сундучном производстве Муромского уезда Владимирской губернии. Не исключено, что листы с «морозом» муромские мастера делали не сами, а покупали на Нижегородской ярмарке. Для примера можно назвать сундуки заведения А. И. Желтикова. Самым нарядным видом его сундуков были изделия средних размеров с вертикальными стенками и слегка выпуклой крышкой. Сундуки окрашивались в зеленый цвет. Вся поверхность, кроме лицевой стороны, была покрыта железными полосами, расположенными в косую сетку. Внутри каждого квадрата часто располагались белые розетки, наносимые с помощью трафарета. Среди них, на каждой стороне — клеймо заведения в виде маленького круга из точек и надписью. Старательнее всего украшалась лицевая сторона сундука. Она разбивалась на два квадрата с размещенными в них ромбами. Последние декорировались жестяными полосами, расположенными в сетку. Под ними — листы с «морозом» по жести янтарного цвета. На поле, оставшемся свободным, укреплялись жестяные полосы и треугольники с тиснеными и чеканными узорами. Они состояли из простейших мотивов: растительных завитков, геометрических фигур и линий, составленных из точек, «опахал», а также стилизованных изображений птиц с распахнутыми крыльями. Подобные сундуки делались и в других заведениях, например, в «фабриках» Н. Я. Трофимова и Я. Г. Моренова69. Порой не только лицевая сторона, но и крышка и боковые стенки сундуков декорировались «мороженой» жестью и жестяными листами разной формы70. Последние имели нарядный «золотой» цвет и дополнительно украшались тиснеными узорами. Как правило, такие сундуки имели не одну, а три петли. Прекрасными образцами подобных изделий являются сундуки из коллекций ВСМЗ71 и Кисловодского историко-краеведческого музея «Крепость»72.

По сравнению с другими сундучными центрами, специально «морозкой» жести в Макарьеве занималось немного мастеров. В 1890 году их было трое. Работы производились в отдельных помещениях, называвшихся «печатальнями»73. В семи мастерских, принадлежавших частным владельцам, занимались не только «морозкой», но и другими видами работ. Кроме того, известно, что для удешевления процесса производства каждый заводчик стремился делать «морозные» листы в собственном заведении. Сундуки с «морозом» рассчитывались на состоятельного покупателя, они ценились гораздо выше расписных74. Сундуки с белым «морозом» покупались русскими и татарскими посетителями Нижегородской ярмарки, с цветным — продавались в Персию, Крым и Астраханскую губернию.

«Мороз» по жести был популярен не только в России. Значительное распространение эта техника получила в Турции. Следует предположить, что именно под русским воздействием местные мастера обратились к этой технике. Для этого были исторические условия: помимо военных столкновений, между Россией и Турцией существовали активные культурные связи75. Известны факты поставки русских сундуков и шкатулок с «морозом» в эту страну76. Османские сундуки украшались жестяными листами с «морозом» различных цветов: золотистого, янтарного, синего, серого, голубого, а также листами с тисненым орнаментом, состоящим из изображений ветвей и листьев, или цветными картинками на различные сюжеты. В целом для этого типа турецких сундуков свойственны яркость, даже пестрота, некая «избыточность» цветового решения. Мастера разными средствами пытались украсить изделия, что порой приводило к эклектичности77. Русские сундуки и шкатулки с «морозом» на их фоне смотрятся гораздо более сдержанными по художественному решению, мастера находили более гармоничные цветовые сочетания. Как правило, другие средства орнаментации при наличии «мороза» по жести использовались редко.

Сундук. Турция, XIX век (частное собрание).

Выводы

Краткий очерк истории техники «мороза» по жести приводит к следующим выводам:

1. Техника «морожения» железа была исключительно популярной на огромной территории (при этом она была известна не только в России), а вовсе не была секретом устюгских мастеров. На протяжении определенного времени она играла важную роль в декорировании сундуков и шкатулок. В некоторых центрах эта техника успешно конкурировала с росписью.

2. Возможно, «мороз» был явлением заимствованным. Однако в данном контексте совсем необязательно выяснять, кто на кого оказывал воздействие. Необходимо лишь помнить, что русские и западноевропейские ремесленники были участниками единого культурного процесса.

Примечания

35

Арсеньев Ф. А. Вологодская губерния. Очерк кустарных промыслов по изделиям, собранным Вологодским губернским земством. — Вологда: тип. Волог. губ. правления, 1882, С. 31—32; Анов Н. Мороз по жести // Советская мысль. — 1934. — №271. — С. 3; Комаров В. В. Восстановим забытые промыслы // Советская мысль. — 1934. — №288. — С. 3; он же. Художественные промыслы великоустюгских мастеров. — Вологда, 1949, С. 16, 20.

36

Консультации с коллегами (в первую очередь, с С. В. Сирро — заведующим отделом технологических исследований ГРМ, С. Д. Оленевым — научным сотрудником ВГИАХМЗ, А. В. Христенко — научным сотрудником РЭМ, а также Кристофером Пиквансом — профессором Кентского университета (Англия), Ханой Вильгельмссон — сотрудником музея г. Кальмар (Швеция)), М. В. Юр — ведущим научным сотрудником Национальной академии искусств (г. Киев) и Беатриз Кампдера — сотрудником Национального археологического музея (г. Мадрид) лишь убедили в сложности темы, обозначенной в заглавии статьи. Автор приносит им свою благодарность.

37

Горпенко А. Е. Русское просечное железо XVII — XVIII веков // Сборник трудов НИИХП. Вып. 3. — М., 1966, С. 129.

38

Лукин М. П., Давыдова Н. М. Народное искусство устюжан. — Вологда: Сев.-Зап. кн. изд-во, Вологод. отд-ние, 1971, С. 31.

39

Мерзон А. Ц., Тихонов Ю. А. Рынок Устюга Великого в период складывания всероссийского рынка (XVII век). — М.: АН СССР, 1960, С. 402, 403, 491; Капустина А. В., Сыроватская Л. Н., Чебыкина Г. Н. Великий Устюг. — Великий Устюг: ВУГИАХМЗ, 2007, С. 10.

40

Fiske J. When oak was new. English furniture&daily life 1530 — 1700. — Ipswich, Massachusetts: The Belmont press, 2013, p. 47, 48.

41

Надо отметить, что Перезолов — далеко не единственный из тагильчан, которые посещали Англию в то время (см.: Устьянцев С. В., Логунов Е. В. Английский технологический опыт и уральские горные заводы XIX века. — Екатеринбург: Банк культурной информации, 1992, С.37).

42

Промыслы Екатеринбургского уезда Пермской губернии / собр. и обраб. под ред. П. Н. Зверева; стат. отд-ние Екатеринб. земской управы. — Екатеринбург: Екатеринб. уезд. земство, 1889, С. 10.

43

Устьянцев С. В., Логунов Е. В. Указ. соч.; Алексеева Е. В. Некоторые результаты и перспективы изучения значения иностранного технологического опыта в создании новых отраслей промышленности и развитии промышленного производства на Урале // Шестые Татищевские чтения. Тезисы докладов и сообщений. Екатеринбург, 2021 апреля 2006 г. Т. 1. — Екатеринбург, 2006, С. 67, 68, 70, 72, 75—77; Бондаренко Ф. В., Микитюк В. П., Шкерин В. А. Британские механики и предприниматели на Урале в XIX — начале XX в./Очерки истории Урала. Вып.55. — Екатеринбург: Банк культурной информации, 2009.

44

Устьянцев С. В., Логунов Е. В. Указ. соч., С. 26—27.

45

Силонова О. Н. Влияние художественного декора западноевропейских лаковых центров XVIII — начала XIX вв. на промысел Нижнетагильского завода Демидовых // Известия УрФУ. Серия 2. Гуманитарные науки. — 2015. — №3 (142). С. 236—248.

46

Pickvance C. Regional Differences in Medieval Chest Construction: A Dendrochronological and Comparative Study of the Buxted, Sussex, and Hindringham and Walcott, Norfolk Pin-Hinged Clamped Chests // Regional Furniture. — 2020. — Vol. 34. — p. 21.

47

Кучин Ф. Г. Сундучный промысел // Материалы по описанию промыслов Вятской губернии. — Вятка, 1890. Вып. 2, С. 75—76; Каталог Вятского кустарного отдела на Казанской научно-промышленной выставке 1890 г.: краткий очерк кустарной промышленности Вятской губернии. — Вятка: губ. тип., 1890, С. 14.

48

Там же. С. 74—75.

49

Пудов Г. А. Сундучный промысел Муромского уезда Владимирской губернии (II половина XIX — I половина XX века). — СПб.: Первый класс, 2017.

50

Федоров В. М. О производстве сундуков в городе Макарьеве // Нижегородский сборник, издаваемый Нижегородским губернским статистическим комитетом под редакцией действительного члена и секретаря Комитета А. С. Гациского. Т. X. — Нижний Новгород, 1890, С. 193.

51

Там же. С. 196—197.

52

Ни один из исследователей, писавших о металлообработке в Древней Руси, не упоминает о «морозе» по жести. Кроме того, эта техника напрямую связана с производством жести в промышленных масштабах, что до XVIII века вряд ли было возможно.

53

Колчин Б. А. Техника обработки металла в древней Руси. — М.: Машгиз., 1953, С. 64 — 84.

54

Возможно, это доказательство разновременности появления технология «морозки» в разных губерниях России.

55

См. подробное описание этой технологии: Промыслы Екатеринбургского уезда Пермской губернии. С. 10—11; Федоров В. М. Указ. соч., С.196—197.

56

Лукин М. П., Давыдова Н. М. Народное искусство устюжан. — Вологда: Сев.-Зап. кн. изд-во, Вологод. отд-ние, 1971, С. 42—44.

57

Промыслы Екатеринбургского уезда Пермской губернии. С. X.

58

Инв. №№ М-168, М-169, М-170, М-171.

59

«Жестяные листы. Коллекция разных сортов железа и жести, изготовляемых невьянскими кустарями для сборочных сундучных мастерских» (см.: Каталог с объяснительным текстом коллекций по кустарной промышленности, представленных губернским и уездными земствами Пермской губернии на… Всероссийскую кустарно — промышленную выставку 1902 года в Петербурге. — Пермь: тип. губ. земской управы, 1902, С. 154).

60

Инв. № М-137.

61

Пудов Г. А. О произведениях уральского сундучного промысла // Страницы истории отечественного искусства (XVIII). Сб. статей по материалам научной конференции. Альманах. ГРМ. Вып. 300. — СПб., 2011, С. 266—267.

62

Коллекция ОНИ ГРМ. Инв. №№ М-137, М-138, М-139, М-146, М-147, М-148. В музейных собраниях их сохранилось огромное количество. Кроме ОНИ ГРМ, например, в МЗ «Горнозаводской Урал» (г. Нижний Тагил) (№№ТМ-3385, ТМ-8121, Д-555, Д-561, Д-562, Д-566 и др.), РЭМ (инв. № РЭМ 11970 1/1, ГМЭ 1037 и др.) и СОКМ (инв. №№ СМ 24192.9, СМ 24192. 10, СМ 7022).

63

Находится в Центральном государственном архиве Кировской области.

64

Шатров М. Н. В помощь кустарю. Сборник практических советов и указаний по разным ремеслам и промыслам. — Киров: Кировское областное изд-во, 1938, С. 43—47.

65

Список наград, присужденных на Казанской научно-промышленной выставке 1890 года. — Казань, 1890, С.65.

66

О его заведении указано: «Годовое производство на сумму 500 рублей, материал местный, изделия сбываются в Вятку» (см.: Подробный указатель по отделам Всероссийской и художественной выставки 1896 г. в Нижнем Новгороде. Отдел XI. Кустарные промыслы. — М.: Рус. тов-во печ. и изд. дела, 1896, С. 45).

67

Каталог Вятского кустарного отдела на Казанской научно-промышленной выставке 1890 г.: краткий очерк кустарной промышленности Вятской губернии. — Вятка: губ. тип., 1890, С. 15; Подробный указатель по отделам Всероссийской и художественной выставки 1896 г. в Нижнем Новгороде. С. 42.

68

Инв. № БИМ №2087.

69

Инв. № РЭМ 10718—21.

70

В сундуке из РЭМ (инв. №8056—1а) полосами с «мороженой» жестью украшена даже внутренняя сторона задней стенки. Но такое обильное использование «мороза» встречается крайне редко.

71

Инв. № В-40937.

72

Инв. № КП 3434.

73

Федоров В. М. Указ. соч., С. 196.

74

Там же. С. 202.

75

Известно, например, что в Царьграде в XVII веке изготавливались царские регалии для Михаила Федоровича и Алексея Михайловича (Миллер Ю. А. О некоторых контактах искусства Турции XVI — XVII веков с художественной культурой других стран // Труды ГЭ. Т. XIX. Культура и искусство народов Востока. 8. — Л., 1978. C. 106—114; Atasoy N., Uliç L. Impressions of Ottoman Culture in Europe: 1453—1699. — Istanbul: Armaggan, 2012, p. 77—102, 306—319).

76

Анов Н. Мороз по жести // Советская мысль. — 1934. — №271. — С. 3.

77

В качестве примера можно привести изделия мастерской Одисея Х. Курдоглу (Стамбул).

Смотрите также

а б в г д е ё ж з и й к л м н о п р с т у ф х ц ч ш щ э ю я