Миражи Европы

Глеб Носовский, 2022

Авторы обработали важные блоки истории Европы и Византии XI–XVII веков. Знаменитые византийские деятели – Василий Богомил и Иоанн Итал оказываются яркими отражениями императора Андроника-Христа, то есть князя Андрея Боголюбского из XII века. Например, проясняется знаменитый евангельский сюжет: почему рядом с Христом на Голгофе были распяты два «разбойника». Оказывается, Благоразумный разбойник символизирует учеников Христа, продолжавших почитать Его после суда. А Безумный разбойник – это образ учеников, которые отказались от Христа. Обнаружены протоколы суда над Христом. История знаменитой Жанны д’Арк и французского короля Карла VI – это фантомное отражение жизнеописаний царицы Елены Волошанки (Есфири) и царя Ивана Грозного (Артаксеркса). Жизнеописания английских королей Генриха VI и Ричарда III (в том числе в трагедиях Шекспира) основаны на «романовских биографиях» хана Ивана Грозного и хана Бориса Годунова. Знаменитая английская война Алой и Белой Розы – это западное отражение войны Опричнины и Земщины в Руси-Орде второй половины XVI века. В формате PDF A4 сохранен издательский макет.

Оглавление

Из серии: Как было на самом деле

* * *

Приведённый ознакомительный фрагмент книги Миражи Европы предоставлен нашим книжным партнёром — компанией ЛитРес.

Купить и скачать полную версию книги в форматах FB2, ePub, MOBI, TXT, HTML, RTF и других

Глава 3

Иоанн Итал. Вторая знаменитая византийская «ересь», а именно, Иоанна Итала, — это тоже отражение учения Андроника-Христа, то есть князя Андрея Боголюбского, но сдвинутого Анной (на бумаге) на сто лет вниз, из XII века в XI век. В образе Иоанна Итала переплелись жизнеописания Христа и Иоанна Крестителя

1. Иоанн Итал — основатель крупнейшей «ереси» якобы XI века

Согласно Анне, когда ее отец император Алексей вернулся в Царь-Град из похода, «ОН ЗАСТАЛ В БЕСПОРЯДКЕ ЦЕРКОВНЫЕ ДЕЛА и не позволил себе даже кратковременного отдыха. Он был истинным апостолом и, НАЙДЯ ЦЕРКОВЬ ВЗБУДОРАЖЕННОЙ УЧЕНИЕМ ИТАЛА, не пренебрег вопросами догмы… В ЭТО ВРЕМЯ БОЛЬШОЕ РАСПРОСТРАНЕНИЕ ПОЛУЧИЛА ЕРЕСЬ ИТАЛА, КОТОРАЯ ПРИВОДИЛА ЦЕРКОВЬ В СИЛЬНОЕ ЗАМЕШАТЕЛЬСТВО», с. 171.

Комментатор добавляет: «Здесь Анна начинает рассказ об Иоанне Итале, богослове и философе, ОДНОЙ ИЗ ИНТЕРЕСНЕЙШИХ ФИГУР В ВИЗАНТИИ ВТОРОЙ ПОЛОВИНЫ XI века. Итал оставил после себя большое литературное наследство (93 названия). Написанное им издано лишь частично… РАССКАЗ АННЫ — ГЛАВНЫЙ ИСТОЧНИК ДЛЯ РЕКОНСТРУКЦИИ БИОГРАФИИ ИТАЛА», с. 509.

♦ Как мы сейчас увидим, «Иоанн Итал» является двуслойным образом на страницах Алексиады. Первый слой — это Андроник-Христос, второй слой — пророк Иоанн Креститель.

♦ Имя ИОАНН (у Иоанна Итала) отражает присутствие здесь сведений об ИОАННЕ Крестителе. А имя ИТАЛ, скорее всего, происходит от ИТИЛЬ, то есть от известного старинного названия Волги. Это понятно. Андрей Боголюбский действительно был много лет связан именно с Владимиро-Суздальской-Ярославской = Новгородской Русью. Поэтому название Итиль-Волги, естественно, дало вклад в литературное имя Боголюбского.

♦ В книге «Начало Ордынской Руси», гл. 1:6, мы показали, что история знаменитого «античного» Цицерона частично является отражением истории Иоанна Крестителя. Далее, считается, что Цицерон является автором многих литературных, полемических и философских текстов. Это обстоятельство, следовательно, и проявляется в «биографии» Иоанна Итала. Ведь нам сообщают, что он оставил большое литературное наследство, около сотни названий. Из которых до сих пор опубликовано далеко не все. Таким образом, до нас дошли важные тексты, написанные либо Иоанном Крестителем, либо Андроником-Христом. Было бы очень интересно заново изучить эти произведения «Иоанна Итала», уже в свете Новой Хронологии. Предлагаем это сделать нашим читателям.

♦ Повторим, что, согласно Анне, в истории Византии XI–XII веков было ровно два крупнейших религиозных взрыва. В XII веке — это «ересь» Василия Богомила, а в XI веке — «ересь» Иоанна Итала. На самом деле, «обе ереси» являются отражением учения Андроника-Христа из конца XII века.

2. Юность Итала — это юность Андроника-Христа. След имени Комнин

Анна сообщает: «Этот Итал (о нем нужно рассказать с самого начала) происходил из ИТАЛИИ и долгое время прожил в СИЦИЛИИ, на острове, расположенном вблизи Италии. Сицилийцы отделились от Ромейского государства и, готовясь вступить с ним в войну, пригласили в качестве союзников италийцев, среди которых был отец Итала. ПРИ НЕМ НАХОДИЛСЯ И ЕГО СЫН, который, хотя и не вступил еще в возраст, пригодный для военной службы, тем не менее прыгающей походкой следовал за отцом и изучал, КАК ЭТО ПРИНЯТО У ИТАЛИЙЦЕВ, ВОЕННОЕ ИСКУССТВО. Так прошли РАННИЕ ГОДЫ ИТАЛА, такова была основа его образования», с. 171.

♦ ИТАЛИЯ-ИТИЛЬ, СИЦИЛИЯ-КРЫМ. — Реформатор Итал происходит из Италии, то есть из страны Итиль, с Волги. Сказано, что он долго жил на острове Сицилия. Вопрос: какой известный остров тесно связан с историей Руси-Орды, то есть с «Итильской страной»? Ответ нам известен: это знаменитый полуостров Крым. Причем, в некоторые эпохи он был НАСТОЯЩИМ ОСТРОВОМ. Мы подробно рассказываем об этом в книге «Соловей-Разбойник, остров Буян и Крым», гл. 2, в разделе 4.4. Вот его название: «При османах (а возможно и ранее) Крым был настоящим островом, так как через Перекоп был прорыт водный канал вдоль всего Турецкого Вала. По каналу ходили корабли». Следовательно, в некоторых летописях остров Крым могли также называть Сицилия. Потом изначальные сведения что «остров Крым находится около страны Итиль-Волга» исказились в западных хрониках как мысль, что «остров Сицилия находится около страны Италия». То есть, при переносе названий с востока на запад название ИТИЛЬ «переехало» (на бумаге и на карте) на полуостров, получивший название ИТАЛИЯ. А остров-полуостров КРЫМ «переехал» (на бумаге и на карте) на остров, получивший название Сицилия.

♦ ФИОЛЕНТ В КРЫМУ. — То, что Итал-Христос происходит из Италии, и долго жил на Сицилии, это — отражение уже известного нам факта, что Иисус происходит из Руси-Орды, был рожден в Крыму, на знаменитом мысе Фиолент.

♦ КОМОНЬ-КОМНИН. — Юный Итал находится рядом со своим отцом и следует за ним «прыгающей походкой». Это свидетельство звучит странно. Все проясняется, если обратиться к другому переводу Алексиады, выполненному в XIX веке в Санкт-Петербургской Духовной Академии. Там сказано следующее: «Хотя его сын был еще не в таком возрасте, чтобы мог сражаться, однакож следовал за отцом ВЕРХОМ НА КОНЕ и изучал военное искусство» [419], с. 246. Ясно, что всадник, скачущий на коне, как бы движется «прыгающей походкой». Но тогда мы сразу понимаем, что здесь в жизнеописании Иоанна Итала всплывает имя КОМНИН, поскольку по-старорусски, КОМОНЬ — это КОНЬ. То есть Комнины — это сословие Всадников. Оно хорошо известно в истории Античного Рима = Руси-Орды XIII–XVI веков. То есть с юным Италом, согласно Анне, связывалось имя КОМНИН. Все верно. В самом деле, Андроник-Христос был из рода КОМНИНОВ.

♦ ВОИНСКОЕ ИСКУССТВО РИМА-РУСИ. — Анна говорит, что италийцы особо развивали военное искусство. Все верно. Русь-Орда (то есть Древний Рим = Италия — Итиль) колонизировала страны и обустраивала их. Ордынцы-римляне строили дороги, возводили города и т. п., иногда на основе военной силы. Отсюда и выросло представление о Древнем Риме как о воинственном царстве. «Железные легионы», «несгибаемые суровые гордые римляне» — это закостеневшие штампы, широко распространенные в поздней литературе о Риме. Действительно, в истории Руси-Орды яркой чертой является «армейский стиль», уважение к воинской профессии. Армии Руси-Орды (Итиля) в общем всегда побеждали, редко терпели поражения. И в то же время во время колонизации неосвоенных еще земель Евразии они строили, строили, строили. Например, знаменитые римские дороги, военные поселения, превратившиеся потом в крупные города и столицы. Возводили храмы, амфитеатры, триумфальные арки, укрепления, акведуки и т. д.

3. Бегство Святого Семейства в Египет-Русь

Анна продолжает: «Когда же во время царствования Мономаха ЗНАМЕНИТЫЙ ГЕОРГИЙ МАНИАК поднял восстание и захватил Сицилию, ОТЕЦ ИТАЛА С ТРУДОМ СПАССЯ ВМЕСТЕ С СЫНОМ. ОБА БЕГЛЕЦА ОТПРАВИЛИСЬ В ЛОНГИВАРДИЮ, находившуюся еще под властью ромеев», с. 171.

Вот что известно о Маниаке. «Георгий Маниак — талантливый полководец, поднявший в Южной Италии мятеж против Константина IX Мономаха, погиб в 1043 году… Норманны, которые были завербованы Георгием Маниаком… поступили на службу к императору и остались в КОНСТАНТИНОПОЛЕ, назывались маниакатами. Ср. слова Вриенния: «Эту фалангу составляли франки, которые были выведены ЗНАМЕНИТЫМ МАНИАКОМ из Италии…»», с. 447.

И далее: «Маниак поднял восстание и ПРОВОЗГЛАСИЛ СЕБЯ ИМПЕРАТОРОМ. В феврале 1043 г. он… погиб в бою с императорскими войсками… ВО ВРЕМЯ ЭТИХ СОБЫТИЙ ИТАЛ БЫЛ ЕЩЕ МАЛЬЧИКОМ», с. 509.

Итак, мы видим следующее.

♦ МАНИАК — ЭТО ЗЛОБНЫЙ ЦАРЬ ИРОД. — Маниак провозгласил себя императором. Был знаменит. — Аналогично, евангельский Ирод был царем. Христианская традиция считает царя Ирода плохим, злобным. Аналогично, само имя МАНИАК (употребленное Анной), то есть МАНЬЯК, намекает на фанатичные, «плохие» качества Маниака.

♦ СПАСАЛИСЬ ОТ МАНИАКА-ИРОДА. — По Евангелиям, Святое Семейство оказалось в опасности и спаслось бегством от злобного царя Ирода. — Аналогично, в версии Анны, мальчик Итал и его отец с трудом спаслись от Маниака бегством в Лангобардию. Про мать Итала здесь не упоминается.

♦ БЕГСТВО В ЛАНГОБАРДИЮ — ЭТО БЕГСТВО НА РУСЬ. — Название ЛАНГОБАРДЫ означало ДЛИННОБОРОДЫЕ, см., например, Википедию. В прежние времена на Руси носили бороды повсеместно. Этот обычай старались сокрушить в реформаторскую эпоху Петра I, по приказу которого резали бороды. Традиция носить бороды сохранилась до сих пор у старообрядцев. Поэтому бегство Итала с его отцом в «Страну Длиннобородых» является, скорее всего, отражением бегства Святого Семейства на Русь. Согласно нашей реконструкции, Русь-Орда того времени и была тем самым «Египтом», куда бежало Святое Семейство, по евангельской версии. Так что напрасно сегодняшние историки считают Лангобардов — Длиннобородых исключительно древнегерманским племенем. Территория нынешней Германии ранее тоже входила в Русь-Орду XIII–XVI веков, в обычаях которой было носить бороду.

4. Прибытие взрослого Итала в Царь-Град — это появление Христа в Иерусалиме уже в зрелом возрасте. Где был до этого длительное время Итал-Иисус, Анна и Евангелия умалчивают

Иоанн Итал довольно долго находился в Лангобардии — «Стране Длиннобородых». Судя по словам Анны, он был там с малых лет до тех пор, пока не возмужал, стал взрослым. Как жил — неизвестно. Далее Анна сообщает: «ОТТУДА ИТАЛ, НЕ ЗНАЮ КАКИМ ОБРАЗОМ, ПРИБЫЛ В КОНСТАНТИНОПОЛЬ — город, который не испытывал недостатка в просвещении и словесности», с. 171.

Здесь опять-таки подтверждается наше отождествление Царь-Града (Иероса) с евангельским Иерусалимом. Отметим далее, что Евангелия тоже делают скачок во времени, переходя от юности Христа сразу к Его входу в Иерусалим уже в возрасте примерно 30 лет, согласно канонической версии. Где был Христос в предыдущие долгие годы, Евангелия умалчивают. Как мы теперь понимаем, Христос, он же князь Андрей Боголюбский, длительное время жил в Руси-Орде, прежде чем прибыл в Царь-Град уже взрослым. Но Анна и Евангелия либо не знают об этом периоде, либо специально затушевывают. Вероятно, намеренно вытирали упоминания о Руси. При этом, Русь-Орду Анна назвала «СТРАНОЙ ДЛИННОБОРОДЫХ», что правильно. На Руси очень многие носили бороды.

5. Новые идеи, внедренные Андроником-Христом в царь-градское общество, отразились в Евангелиях как известный рассказ о юном Иисусе среди учителей, поражавшем всех своими познаниями

Напомним Евангелия: «Каждый год родители Его ходили в Иерусалим на праздник Пасхи. И когда Он был двенадцати лет, пришли они также по обычаю в Иерусалим на праздник. Когда же… возвращались, остался Отрок Иисус в Иерусалиме; и не заметили того Иосиф и Матерь Его, но думали, что Он идет с другими. Пройдя же дневной путь, стали искать Его между родственниками и знакомыми и, не найдя Его, возвратились в Иерусалим, ища Его. Через три дня нашли Его в храме, сидящего посреди учителей, слушающего их и спрашивающего их; все слушавшие Его дивились разуму и ответам Его. И, увидев Его, удивились… Он сказал им: зачем было вам искать Меня? или вы не знали, что Мне должно быть в том, что принадлежит Отцу Моему? Но они не поняли сказанных Им слов… Иисус же преуспевал в премудрости и возрасте и в любви у Бога и человеков» (Лука 2:41–52).

А теперь обратимся к Алексиаде. Иоанн Итал издалека прибыл в Царь-Град. «Наука, которая… находилась в пренебрежении у большинства людей… в правление императора Алексея расцвела, поднялась и стала предметом занятий просвещенных людей…

Такого рода людей застал Итал в Константинополе, где ОН СТАЛ ВРАЩАТЬСЯ В КРУГУ УЧЕНЫХ МУЖЕЙ, обладавших грубым и суровым нравом… ПРОНИКНУВ В ГЛУБИНЫ ДИАЛЕКТИКИ, ОН ЕЖЕДНЕВНО ВЫЗЫВАЛ ВОЛНЕНИЕ В МЕСТАХ БОЛЬШОГО СТЕЧЕНИЯ НАРОДА, ПЕРЕД КОТОРЫМ ОН РАЗВОДИЛ СВОИ СЛОВЕСА И, ИЗЛОЖИВ КАКУЮ-НИБУДЬ СОФИСТИЧЕСКУЮ ВЫДУМКУ, ДОКАЗЫВАЛ ЕЕ ТАКОГО ЖЕ РОДА АРГУМЕНТАМИ… ИТАЛ БЫЛ НАЗНАЧЕН УЧИТЕЛЕМ ВСЕЙ ФИЛОСОФИИ В ДОЛЖНОСТИ ИПАТА ФИЛОСОФОВ И РЕВНОСТНО ЗАНИМАЛСЯ ТОЛКОВАНИЕМ КНИГ АРИСТОТЕЛЯ И ПЛАТОНА», с. 172–173.

Перед нами явный параллелизм с Евангелиями. В самом деле.

♦ Жизнь Иисуса между его ранней юностью и появлением в Иерусалиме уже в зрелом возрасте практически не отражена в Евангелиях. Единственный упомянутый сюжет — это встреча двенадцатилетнего Иисуса с учителями-мудрецами. Это событие привлекало внимание многих комментаторов и художников. См., например, рис. 30, рис. 31, рис. 32, рис. 33, рис. 34, рис. 35, рис. 36. — Аналогично, Анна Комнина ничего не сообщает — где и как провел Иоанн Итал много лет в интервале от своей юности до взрослого возраста, когда он, наконец, появился в Царь-Граде. Но его появление в столице начинается именно с его встречи с мудрецами-философами. Причем Анна уделяет этому важному событию много внимания, см. об этом ниже.

♦ Евангелия подчеркивают необычность встречи Иисуса с учителями. Он поразил их своими суждениями, разумом, ответами на вопросы. Некоторые из которых, надо полагать, были каверзными. — Аналогично, Анна сообщает, что Итал вызвал БОЛЬШОЕ ВОЛНЕНИЕ среди учителей-философов. Он поразил их своими суждениями и, в конце концов, был назначен УЧИТЕЛЕМ ВСЕЙ ФИЛОСОФИИ. То есть поднялся на вершину сообщества ученых той эпохи.

♦ Надо отметить разницу в повествовании Анны и Евангелий. Признавая выдающуюся ученость Итала, Анна в то же время относится к нему скептически. Указывает на «его выдумки», презрительно отмечает, что он, дескать, «разводил свои словеса», был «варварски неотесан», см. ниже. А вот Евангелия, напротив, описывают эту сцену уважительно, подчеркивая мудрость Иисуса и удивление, охватившее присутствующих. Все понятно. Почитатели Иисуса восхищались Им, а многочисленные скептики и враги нервничали и критиковали.

Рис. 30. «Христос среди Учителей». Альбрехт Дюрер. Якобы 1506 год. Музей Тиссена-Борнемисы. Мадрид. Испания. Взято из Википедии.

Рис. 31. Христос среди Учителей. К. Е. Маковский (1839–1915). Взято из Интернета.

Рис. 32. «Христос во Храме». Генрих Фердинанд Гофман (1824–1911). Взято из Интернета.

Рис. 33. Христос среди Учителей. Русская икона. Мстера, около 1800 года. Взято из Интернета.

Рис. 34. Христос среди Учителей. Жан Огюст Доминик Энгр. Musee Ingres-Bourdelle. Взято из Интернета.

Рис. 35. Христос среди Учителей. Маттиас Стом (Matthias Stom). Взято из Интернета.

Рис. 36. Христос среди Учителей. Бернардино Луини (Bernardino Luini). Взято из Интернета.

6. Кто такие безымянные учителя, которых превзошел и поразил Иисус в известном евангельском сюжете «Иисус среди учителей»? Наш ответ: оказывается, это, в частности, Михаил Пселл — знаменитый византийский ученый, учеником которого на первых порах был Иисус = Иоанн Итал

Обратите внимание, что Евангелия говорят об УЧИТЕЛЯХ, с которыми общался Иисус и которых он превзошел. Учителя удивлялись Его идеям и суждениям. Кто они? Евангелия умалчивают. А вот повествование Анны сразу проясняет картину. По ее словам, Иоанн Итал (Иисус) прибыл в Царь-Град, «стал вращаться в кругу ученых мужей… ПРИОБЩИВШИСЬ С ИХ ПОМОЩЬЮ К ЛИТЕРАТУРНОМУ ОБРАЗОВАНИЮ, ОН ПОЗДНЕЕ СТАЛ УЧЕНИКОМ ЗНАМЕНИТОГО МИХАИЛА ПСЕЛЛА», с. 172. На рис. 37 приведено старинное изображение Михаила Пселла, см. фигуру слева. Справа — якобы его ученик, император Михаил VII Дука. См. также рис. 38.

Итак, оказывается, у Итала (то есть Иисуса) был УЧИТЕЛЬ — известный ученый Михаил Пселл. Но Евангелия умолчали о деталях, ограничившись лишь кратким сообщением. Анна же добавляет интересные подробности. В этом, в частности, польза открываемых нами дубликатов. Например, мы дополняем евангельскую картину.

Анна говорит: «Этот Пселл мало учился у мудрых наставников, но достиг вершин премудрости и, тщательно изучив греческую и халдейскую науки, прославился своей мудростью благодаря природному таланту, острому уму, а также и божьей помощи…

С ним-то и вошел в общение Итал, однако из-за своей варварской неотесанности он не смог проникнуть в глубины философии, ибо, исполненный дерзости и варварского безрассудства, НЕ ВЫНОСИЛ УЧИТЕЛЕЙ, У КОТОРЫХ УЧИЛСЯ, СЧИТАЛ, ЧТО ПРЕВЗОШЕЛ ВСЕХ ЕЩЕ ДО НАЧАЛА ОБУЧЕНИЯ И С ПЕРВЫХ УРОКОВ СТАЛ ПРОТИВОРЕЧИТЬ САМОМУ ПСЕЛЛУ… ИТАК, ИТАЛ СТАЛ ГЛАВНЫМ ФИЛОСОФОМ, И ЮНОШЕСТВО СТЕКАЛОСЬ К НЕМУ», с. 172.

Рис. 37. Михаил Пселл (слева) и его ученик византийский император Михаил VII Дука. Codex 234, f. 245a, Mount Athos, Pantokrator Monastery. Взято из Википедии.

Рис. 38. Михаил Пселл. Взято из Википедии.

♦ Таким образом, знаменитый Пселл сначала был учителем Итала, то есть Иисуса. Именно поэтому Евангелия сообщили об общении Иисуса с учителями-мудрецами.

♦ Согласно Анне, Итал, то есть Иисус, потом превзошел своего учителя и вступил с ним в конфликт, стал противоречить Пселлу. Причем, как далее расскажет Анна, Итал «уверенно побеждал» Пселла в спорах. — Как мы теперь понимаем, именно об этом и сообщают Евангелия, описывая дискуссию Иисуса с учителями-мудрецами, когда Иисус превзошел их. Они удивились Его разуму.

♦ По мнению историков, Михаил Пселл жил на тысячу лет позже Христа. Они сильно ошибаются. Пселл и Иисус были современниками в XII веке. Причем Пселл был старше Иисуса.

7. Подробности непростых взаимоотношений Иисуса (Итала) с его Учителем — Михаилом Пселлом

Поскольку нам удалось выяснить, кто был Учителем Иисуса, очень интересно узнать подробности. Они сохранились в византийской литературе, причем уцелели именно потому, что историки забыли, что Пселл и Иисус были современниками и тесно связаны. Иначе безжалостно истребили бы все такие упоминания.

Вот что известно о Пселле и Итале. «Михаил Пселл (якобы 1018–1097 годы, а на самом деле он жил столетием позже, в XII веке — Авт.) — знаменитый византийский писатель и философ. Пселл получил блестящее образование… занимал различные высокие должности в Константинополе, был секретарем и доверенным лицом нескольких сменявшихся на троне императоров. Он принимал живейшее участие во многих придворных интригах и добился титулов ипертима и ипата философов. Пселл оставил после себя большое число произведений риторических, философских и исторических…

Иоанн Итал учился в университете, где преподавал Пселл… О РАЗНОГЛАСИЯХ МЕЖДУ УЧИТЕЛЕМ И УЧЕНИКОМ мы узнаем и из речи самого Пселла «К лонгиварду Италу, побуждающему к быстрейшему изучению наук»… Пселл говорит о «нраве латинянина», «нетерпеливости южанина» и убеждает Итала в необходимости систематического и последовательного изучения наук. Личные взаимоотношения Итала и Пселла, можно предполагать (помня и о том, что Итал занял после Пселла должность ипата философов), БЫЛИ ДОСТАТОЧНО НАПРЯЖЕННЫМИ», с. 510–511.

Таким образом, ученик вскоре превзошел учителя и стал противоречить ему, спорить. Анна говорит: «Итал смотрел на Пселла горящими безумными глазами и, когда тот орлом налетал на его софизмы, приходил в волнение и неистовство, горячился или огорчался», с. 172. В конце концов Итал был признан победителем и «стал главным философом», с. 174.

Такое бывает. Иногда учителя болезненно воспринимают успехи способных учеников, превосходящие их собственные. Это обстоятельство и звучит в евангельском сюжете «Иисус среди учителей».

8. В жизнеописании Иоанна Итала переплелись жизнеописания Христа и пророка Иоанна Крестителя

8.1. Иоанн Итал выступает как яростный пророк перед толпами народа. Силен и непобедим в диспутах, непримирим и язвителен. Это — дубликат сурового, бескомпромиссного и неистового Иоанна Крестителя

Анна сообщает об Итале: «Проникнув в глубины диалектики, ОН ЕЖЕДНЕВНО ВЫЗЫВАЛ ВОЛНЕНИЕ В МЕСТАХ БОЛЬШОГО СТЕЧЕНИЯ НАРОДА, перед которыми он разводил свои словеса… Он казался чрезвычайно образованным человеком и более чем кто-либо другой был искушен в сложнейшей перипатетической философии и особенно диалектике. В других областях словесности он не имел больших дарований: хромал в грамматике и не вкусил сладости риторики. Поэтому его слог был лишен гармоничности и изящной отделки, ИМЕЛ ХАРАКТЕР ГРУБЫЙ И НЕПРИКРАШЕННЫЙ. РЕЧЬ У НЕГО БЫЛА ХМУРОЙ И ЯЗВИТЕЛЬНОЙ. Его писания были исполнены диалектическими доводами, а речь загромождена эпихейремами, впрочем, БОЛЬШЕ В УСТНЫХ ВЫСТУПЛЕНИЯХ, чем в письменных сочинениях.

ОН БЫЛ НАСТОЛЬКО СИЛЕН И НЕПОБЕДИМ В ДИСПУТАХ, ЧТО ЕГО ПРОТИВНИКИ ОКАЗЫВАЛИСЬ БЕСПОМОЩНЫМИ И САМИ СОБОЙ ЗАМОЛКАЛИ. СВОИМИ ВОПРОСАМИ ОН РЫЛ ДЛЯ СОБЕСЕДНИКА ЯМУ И БРОСАЛ ЕГО В КОЛОДЕЦ ТРУДНОСТЕЙ. ЭТОТ МУЖ БЫЛ НАСТОЛЬКО ОПЫТЕН В ДИАЛЕКТИКЕ, ЧТО НЕПРЕРЫВНЫМ ГРАДОМ ВОПРОСОВ БУКВАЛЬНО ДУШИЛ СПОРЯЩИХ С НИМ, А ИХ УМ ПРИВОДИЛ В ЗАМЕШАТЕЛЬСТВО И СМУЩЕНИЕ. Никто не мог, раз встретившись с ним, пройти сквозь его лабиринты. ВООБЩЕ ЖЕ ОН БЫЛ СОВЕРШЕННО НЕВОСПИТАН, И ГНЕВ ВЛАДЕЛ ЕГО ДУШОЙ, а если он и приобрел благодаря науке какую-либо добродетель, ТО ЕГО ЗЛОЙ ХАРАКТЕР УНИЧТОЖИЛ ЕЕ И СВЕЛ НА НЕТ.

Этот муж спорил как словами, так и руками и не дожидался того момента, когда собеседник попадет в безвыходное положение; он не удовлетворялся тем, что ЗАЖИМАЛ РОТ ПРОТИВНИКУ и осуждал его на молчание, — рука Итала тотчас обрушивалась на бороду и волосы собеседника, и обида следовала за обидой; свои руки, так же, как и язык, он не мог сдерживать. Только одна черта Итала была чуждой философам: ударив противника, он переставал гневаться, обливался слезами и проявлял явные признаки раскаяния», с. 172–173.

Вот что мы узнали.

♦ Согласно Евангелиям, пророк Иоанн Креститель был суров, вел аскетичный образ жизни, носил грубую одежду из верблюжьей шерсти, был неприхотлив в еде. — Аналогично, Анна указывает на «варварскую неотесанность» Иоанна Итала, что он был «совершенно невоспитан», его произношение именовали «деревенским», с. 174. Характер его был грубым и неприкрашенным.

♦ По Евангелиям, Иоанн Креститель обращался с проповедями к толпам народа, рис. 39. Он ходил «по всей окрестной стране Иорданской, проповедуя крещение покаяния для прощения грехов» (Лука 3:3). — Аналогично, Иоанн Итал выступал в «местах большого стечения народа», был ярким публичным проповедником.

♦ К Иоанну Италу и Иоанну Крестителою в равной мере применимы слова: был неистовым пророком. Проповеди Иоанна Крестителя выражали гнев Божий на грешников, он призывал к раскаянию, укорял людей за гордость. Например, обращался к фарисеям со словами: «Порождения ехиднины! кто внушил вам бежать от будущего гнева? Сотворите же достойные плоды покаяния и не думайте говорить в себе: отец у нас Авраам, ибо говорю вам, что Бог может из камней сих воздвигнуть детей Аврааму. Уже и секира при корне дерев лежит: всякое дерево, не приносящее доброго плода, срубают и бросают в огонь» (Лука 3:7–9). А также: «Покайтесь, ибо приблизилось Царство Небесное» (Матфей 3:2).

Рис. 39. «Иоанн Креститель проповедует перед народом». Картина Питера Брейгеля Младшего. Взято из Интернета.

— Аналогично, согласно Анне, у Иоанна Итала были горящие безумные глаза, речь была хмурой и язвительной, «гнев владел его душой», был силен и непобедим в диспутах. В пылу яростного спора мог ударить собеседника, рвал волосы и бороды противников. Правда, потом раскаивался и гнев его на время иссякал.

Кроме того, Анна добавляет: «Итал не мог, однако, принести большой пользы ученикам, так как ЭТОМУ ПРЕПЯТСТВОВАЛИ ЕГО ВСПЫЛЬЧИВОСТЬ И НЕПОСТОЯНСТВО НРАВА», с. 174.

Кстати, отметим, что Итала и Предтечу звали одинаково — ИОАНН.

8.2. Конфликт Иоанна Итала-Крестителя с царем-императором

Иоанн Креститель сурово обличал царя Ирода за неправедную женитьбу. Тот обиделся. Евангелист Матфей сообщает: «Ирод, взяв Иоанна, связал его и посадил в темницу за Иродиаду, жену Филиппа, брата своего, потому что Иоанн говорил ему: не должно тебе иметь ее. И хотел убить его, но боялся народа, потому что его почитали за пророка» (Матфей 14:3–5).

Разгневанная Иродиада, тем не менее, добилась казни Предтечи.

Дубликат этого конфликта, правда, туманный, есть и в жизнеописании Иоанна Итала. Анна говорит: «Латиняне и италийцы возгорелись желанием вступить в войну с ромеями… Император отправил в Эпидамн Итала, полагая, что он свой человек, честен и хорошо знаком с положением в Италии. Говоря коротко, ИТАЛА ИЗОБЛИЧИЛИ В ТОМ, ЧТО ОН В ИТАЛИИ ПРЕДАЕТ НАС, и был послан человек, который должен был его оттуда изгнать. Но Итал, узнав об этом, бежал в Рим. Затем он раскаялся (такова уж его натура!), обратился с просьбой к императору и по его приказу прибыл в Константинополь, где ему были для местожительства определены монастырь, известный под именем Пиги, и церковь Сорока святых», с. 172–173.

♦ В обеих версиях говорится о конфликте Иоанна с царем-императором. В евангельском рассказе причина конфликта в «неправильном поведении» правителя, а в версии Анны — в «неправильном поведении» Иоанна.

♦ В обеих версиях на Иоанна обрушивается гнев царя-императора. Иоанна Крестителя обвиняют в оскорблении семьи правителя, а Иоанна Итала приказано изгнать.

♦ Согласно Евангелиям, Иоанна Крестителя бросают в темницу. А согласно Анне, Иоанна Итала ссылают в монастырь.

♦ Согласно Евангелиям, Иоанн Предтеча был казнен. А согласно Анне, Иоанна Итала «собирались» сбросить с большой высоты на пол церкви. Ясное дело, это означало бы его смерть. Подробности см. далее.

8.3. Иоанн Итал (Иоанн Креститель) оставил большое литературное наследие. Аналогично, известный «античный» деятель и философ Цицерон, являющийся «светским» дубликатом Иоанна Крестителя, был автором множества известных сочинений

Анна сообщает, что Иоанн Итал написал много литературных произведений. Правда, Анна оценивает их скептически: «Сочинения Итала, хотя и были насыщены диалектикой, тем не менее не были свободны от бессвязного построения и рассеянных там и сям солецизмов», с. 174.

Мы уже сообщали, что «Итал оставил после себя БОЛЬШОЕ ЛИТЕРАТУРНОЕ НАСЛЕДСТВО (93 названия). Написанное им издано лишь частично», с. 509.

А теперь напомним, что, согласно нашим результатам, знаменитый «античный» деятель и философ Цицерон в значительной мере тоже является дубликатом пророка Иоанна Крестителя, см. нашу книгу «Потерянные Евангелия», гл. 1:6,10. Вот, например, названия некоторых разделов, где мы предъявляем многочисленные параллели между Цицероном и Иоанном Предтечей.

Цицерон — глава республиканской партии, выдающийся оратор. — Аналогично, Иоанн Креститель — народный вождь, пророк.

Неприхотливость Цицерона, его слабое здоровье. — Аналогично, монашеский образ жизни Иоанна Крестителя.

Отрубленная голова Крестителя на пиру Ирода и отрубленная голова Цицерона на пиру Антония (Ирода).

Иоанн Креститель обличает Ирода за Иродиаду, жену Филиппа. — Аналогично, обличительные речи — «Филиппики» Цицерона против Антония (Ирода). Почитание Цицерона первыми христианами.

Далее мы задали вопрос: есть ли в Библии книги Иоанна Крестителя? Наш ответ: да, есть. Причем эти книги весьма известны. Во-первых, оказывается, это ветхозаветное пророчество Исайи. Далее. Первоначальный вариант новозаветного Апокалипсиса (Откровения Иоанна) был, по-видимому, написан Иоанном Крестителем (окончательная версия была создана в конце XV века). При этом, известное пророчество «античной» Эритрейской Сивиллы об Иисусе Христе является, скорее всего, исходной версией Апокалипсиса. Следовательно, «Эритрейской Сивиллой», по-видимому, назван «античный» Цицерон, то есть Иоанн Креститель.

8.4. Таким образом, до нашего времени дошли еще некоторые литературные произведения Иоанна Крестителя = Иоанна Итала = Цицерона. Точнее, их поздние копии

Итак, литературное наследие Иоанна Крестителя из XII века оказалось разделенным на три части.

Первая была объявлена «античными произведениями Цицерона» и отправлена хронологами в глубокое прошлое.

Вторая часть — это первоначальные версии Пророчества Исайи и Апокалипсиса. Отправлена хронологами в еще более далекое прошлое.

Третья часть была объявлена «творчеством Иоанна Итала» из XI века, помещена в западные архивы и, как нам сообщают, практически не опубликована до сих пор. Известно лишь, что в этой коллекции девяносто три названия. Брокгауз и Ефрон тоже отмечают в статье об Иоанне Итале: «Из сочинений Иоанна почти ничего еще не издано».

Было бы интересно прочитать эти произведения, сравнить их с «текстами Цицерона». Но, скорее всего, ни те, ни другие не являются подлинными оригиналами XII века. Это — поздние копии, изготовленные почитателями Иоанна Крестителя = Иоанна Итала = Цицерона. Ветшающие рукописи уважительно переписывались и некоторые из них дошли до нашего времени. Не исключено, что «античные» копии и «средневековые» копии делались в разных специализированных мастерских. А потому по своему стилю не похожи друг на друга.

8.5. Внешность Иоанна Крестителя

Анна описывает внешность Итала. Как мы теперь понимаем, скорее всего, это — облик Иоанна Крестителя, поскольку сейчас мы оказались в конце того фрагмента рассказа Анны, который отождествляется с описанием Предтечи. Хотя подобные «зрительные воспоминания» принцессы могут быть туманными, мы все-таки приведем их.

«Может быть, кому-нибудь захочется узнать о его внешности? У него была большая голова, открытое лицо, выпуклый лоб, широко раздувающиеся при дыхании ноздри, окладистая борода, широкая грудь, крепкое телосложение. Роста он был не слишком высокого. Произношение у Итала было таким, какое можно ожидать от латинянина, который еще в юношеском возрасте прибыл в нашу страну и выучил греческий язык: говорил он не очень чисто и, случалось, съедал отдельные слоги. Неясность его речи и беззвучное произношение окончаний не были незамечены большинством, а более искушенные в риторике люди называли его произношение «деревенским»», с. 173–174.

Эти сведения заметно дополняют образ Иоанна Крестителя, знакомый нам по Евангелиям, многочисленным иконам и картинам.

На этом заканчивается фрагмент рассказа Анны, посвященный, как мы поняли, Иоанну Крестителю. Далее Анна возвращается к жизнеописанию Итала — Христа. Спрашивается, почему она иногда путает Иисуса с Иоанном Крестителем? На самом деле, мы уже неоднократно показывали, что летописцы часто «смешивали, отождествляли» Иисуса и Предтечу. Эта мысль звучит даже в Евангелиях. Например, сказано, что некоторые «помышляли в сердцах своих ОБ ИОАННЕ, НЕ ХРИСТОС ЛИ ОН» (Лука 3:15). Мы объясняли ранее причины, приводившие к такой путанице-склейке. Сейчас не будем повторять.

Итак, переходим к дальнейшему повествованию Анны об Итале-Христе.

9. Новое учение Итала привело к серьезному брожению в обществе. Император арестовывает Итала и переправляет Его для расследования севастократору Исааку. Аналогично, Пилат арестовывает Христа и отправляет его к царю Ироду для вынесения приговора

Анна говорит: «Пусть мой рассказ возвратится к Италу. Итал, процветая среди упомянутых выше учеников, относился ко всем презрительно, МНОГИХ ГЛУПЦОВ ПОБУДИЛ К БУНТУ и воспитал из числа своих учеников немало тиранов…

ИМПЕРАТОР НАШЕЛ, ЧТО ИТАЛ КРУГОМ СЕЕТ СМУТУ И ОБМАНЫВАЕТ БОЛЬШОЕ ЧИСЛО ЛЮДЕЙ, И ПОТОМУ ПОРУЧИЛ ИСПЫТАТЬ ЕГО СЕВАСТОКРАТОРУ ИСААКУ, который был весьма просвещенным и талантливым человеком», с. 174–175.

Перед нами — фактически евангельское описание. Учение Христа вызывает брожение в обществе. Власти испугались, напряглись и арестовывают Иисуса. Римский прокуратор Пилат видит начавшуюся смуту и слышит громкие требования толпы казнить Христа. Пилат принимает решение отправить арестованного Иисуса к царю Ироду, чтобы тот исследовал вопрос и принял решение.

Здесь византийский император Алексей — это дубликат Понтия Пилата, а севастократор Исаак — дубликат царя Ирода.

10. Ирод отсылает Христа обратно к Пилату, после чего происходит судилище над Иисусом. Аналогично, севастократор Исаак возвращает Итала обратно и дело передается на суд церкви

Ирод задавал Иисусу много вопросов, на которые тот не отвечал. Тогда «Ирод со своими воинами, уничижив Его и насмеявшись над Ним, одел Его в светлую одежду и отослал обратно к Пилату… Пилат же, созвав первосвященников, начальников и народ, сказал им: вы привели ко мне человека сего, как развращающего народ; и вот, я при вас исследовал…» (Лука 23:11–14).

Таким образом, Ирод публично якобы изобличил Иисуса, насмеялся над Ним и вернул Пилату. Пилат же созвал судилище.

Анна описывает этот же сюжет такими словами: «ИСААК НАШЕЛ, ЧТО ИТАЛ ИМЕННО ТАКОВ, КАКИМ ЕГО ПРЕДСТАВЛЯЛИ, И ПУБЛИЧНО ИЗОБЛИЧИЛ ЕГО, А ЗАТЕМ ПО ПРИКАЗУ БРАТА-ИМПЕРАТОРА ПЕРЕДАЛ В РУКИ ЦЕРКВИ», с. 175.

Параллелизм налицо.

11. Пилат пытается спасти Христа, но неудачно. Аналогично, глава царь-градской церкви пытается спасти Итала, но безуспешно

Согласно Евангелиям, приняв обратно Иисуса от Ирода, Пилат созвал первосвященников, начальников, народ и обратился к ним со словами: «Вы привели ко мне человека сего, как развращающего народ; и вот, я при вас исследовал и не нашел человека сего виновным ни в чем том, в чем вы обвиняете Его; и Ирод также, ибо я посылал Его к нему; и ничего не найдено в Нем достойного смерти; итак, наказав Его, отпущу» (Лука 23:14–16).

Евангельский Понтий Пилат настроен к Иисусу доброжелательно. Под давлением фарисеев и первосвященников, обвиняющих Христа в нарушении обычаев, прокуратор допрашивает Иисуса, но не находит за ним никакой вины и даже хочет отпустить. Но этому категорически воспротивились иудеи. Лишь после этого Пилат «умыл руки», снимая с себя ответственность, и передал Христа на казнь.

Более того, в известном Евангелии от Петра (которое историки сегодня объявляют апокрифическим, то есть как бы неправильным) «приговор Иисусу выносит именно Ирод, а Пилат совершенно устраняется от суда и даже ходатайствует перед тетрархом о выдаче тела казненного (2.4). СТРЕМЛЕНИЕ К ОПРАВДАНИЮ ПИЛАТА прослеживается также в «Евангелии от Никодима» и других апокрифических сочинениях той эпохи» [307], с. 199.

Практически та же картина встает и со страниц Алексиады. Анна сообщает: «Так как Итал не мог скрыть своей невежественности, он и там разразился ПРОПОВЕДЬЮ ЧУЖДЫХ ЦЕРКВИ ДОГМ, ПРОДОЛЖАЯ ОТКРЫТО ИЗДЕВАТЬСЯ НАД ВЫСШИМИ ЧИНАМИ ЦЕРКВИ и совершать другие поступки, свидетельствовавшие о его невежественном и варварском нраве. ГЛАВОЮ ЦЕРКВИ был тогда Евстратий ГАРИДА, КОТОРЫЙ ЗАДЕРЖАЛ ИТАЛА В ЗДАНИЯХ ВЕЛИКОЙ ЦЕРКВИ В НАДЕЖДЕ ИЗМЕНИТЬ ЕГО К ЛУЧШЕМУ. Но, как говорят, ОН СКОРЕЕ САМ ГОТОВ БЫЛ ПРИОБЩИТЬСЯ К ЕГО НЕЧЕСТИЮ, НЕЖЕЛИ ОБРАТИТЬ ИТАЛА К ИСТИННОМУ УЧЕНИЮ; ПОСЛЕДНИЙ СОВЕРШЕННО СКЛОНИЛ НА СВОЮ СТОРОНУ ГАРИДУ», с. 175.

Итак, яркое соответствие налицо.

♦ И Иисус, и Итал категорически осуждены властями.

♦ В обеих версиях обвинение звучит одинаково: проповедь чуждых церкви догм, разрушение обычаев, неуважение к высшим церковным иерархам, внесение смуты в общество.

♦ «Главный судья» пытается спасти осужденного. Старается «изменить его к лучшему», дабы отвести от Него кару.

♦ Более того, «главный судья» склоняется на сторону осужденного Итала-Христа, становится как бы скрытым Его почитателем.

♦ Византийское имя ГАРИДА очень близко к евангельскому имени ИРОД.

12. Возбужденная и озлобленная толпа требует казни Христа-Итала. Сначала Итал-Христос предан анафеме

Евангелия говорят: «Весь народ стал кричать: смерть Ему!… Пилат снова возвысил голос, желая отпустить Иисуса. Но они кричали: распни, распни Его! Он в третий раз сказал им: какое же зло сделал Он? я ничего достойного смерти не нашел в Нем; итак, наказав Его, отпущу. Но они продолжали с великим криком требовать, чтобы Он был распят; и превозмог крик их и первосвященников. И Пилат решил быть по прошению их… Иисуса предал в их волю» (Лука 23:18–25).

Обратимся к Алексиаде. Здесь в рассказе Анны переставлены два сюжета. Сейчас мы перейдем к тому из них, который естественно продолжает уже рассказанное.

Анна сообщает: «ИМПЕРАТОР СИЛЬНО ТЕРЗАЛСЯ ДУШОЙ, ТАК КАК ЛЖИВОЕ УЧЕНИЕ ИТАЛА БЫЛО ПОДХВАЧЕНО МНОГИМИ ПРИДВОРНЫМИ И НЕМАЛО ВЕЛЬМОЖ БЫЛО ВВЕДЕНО В ЗАБЛУЖДЕНИЕ ЕГО ГУБИТЕЛЬНЫМИ ДОГМАМИ. И вот лживое учение Итала было изложено в одиннадцати пунктах и отправлено императору. Самодержец приказал Италу на амвоне Великой церкви предать анафеме эти пункты В ПРИСУТСТВИИ ВСЕГО НАРОДА, КОТОРЫЙ ДОЛЖЕН БЫЛ, СТОЯ С НЕПОКРЫТОЙ ГОЛОВОЙ, СЛУШАТЬ И ПРИБАВЛЯТЬ: «АНАФЕМА». Однако и после этого Итал не смирился, вновь открыто в присутствии многих людей проповедовал то же самое и в своей варварской необузданности отказывался слушать увещевания императора. ТОГДА И САМ ИТАЛ БЫЛ ПРЕДАН АНАФЕМЕ», с. 175–176.

♦ В обеих версиях «главный судья» колеблется, однако вынужден уступить требованиям толпы осудить Итала-Христа.

♦ Как Христос, так и Итал были осуждены не только властью, но и толпой народа, собравшейся на площади. По Евангелиям, толпа кричала: Распни Его! Согласно Анне, народ хором повторял проклятие Италу: Анафема!

♦ И Христос, и Итал лично присутствуют на судилище. Они стоят перед толпой и выслушивают приговор.

♦ Во время судилища ни Христос, ни Итал не отреклись от своих идей.

13. Казнь

По Евангелиям, далее происходит казнь Христа — распятие на кресте.

У Анны это событие отразилось туманно, но после сказанного — вполне узнаваемо. Она сообщает: «Что же произошло в результате? ВСЕ ЖИТЕЛИ КОНСТАНТИНОПОЛЯ СОБРАЛИСЬ У ЦЕРКВИ, ТРЕБУЯ ИТАЛА. И ЕГО, ВОЗМОЖНО, ДАЖЕ СБРОСИЛИ БЫ С ВЫСОТЫ НА ПОЛ ЦЕРКВИ…», с. 175.

Иными словами, Итала хотели поднять высоко вверх и оттуда сбросить на пол. Ясное, что это означало бы неминуемую смерть. Анна явно уже не понимает здесь сути дела. Поэтому, в частности, она поставила этот сюжет ПЕРЕД судом над Италом. То есть на самом деле поместила казнь ранее приговора, поменяла местами два фрагмента своего рассказа.

Вспомним здесь, что в христианской традиции иногда говорится о распятии Христа на кресте как о ЕГО ВОЗНЕСЕНИИ НА КРЕСТ или о ВОЗНЕСЕНИИ НА ДРЕВО. Таким образом, в словах Анны проступает именно такое толкование казни Иисуса. Дескать, Его «хотели» ВОЗНЕСТИ ВВЕРХ и оттуда «сбросить вниз».

Снова отметим, что на судилище над Италом собрались ВСЕ ЖИТЕЛИ Царь-Града, то есть подчеркивается особый характер события.

14. Воскресение

Далее Анна говорит: «И его, возможно, даже сбросили бы с высоты на пол церкви, если бы ИТАЛ ТАЙКОМ НЕ ПОДНЯЛСЯ НА КРЫШУ БОЖЕСТВЕННОГО ХРАМА И НЕ СПРЯТАЛСЯ В УКРОМНОМ МЕСТЕ», с. 175.

В таком преломленном виде Анна упомянула о Воскресении Иисуса. То есть, ОН ОСТАЛСЯ ЖИВ, несмотря на смертельную опасность, угрожавшую Ему.

Далее, Вознесение Христа-Итала на небо Анна описала как Его подъем вверх, «на крышу божественного храма». Причем подчеркнула, что произошло это ТАЙНО, то есть НИКТО ЭТОГО НЕ ВИДЕЛ. Все правильно. Воскресение и Вознесение Христа, согласно христианской традиции, никто из людей не наблюдал. Жены-мироносицы утром пришли к открытому гробу Иисуса, когда тот был уже пуст. И лишь Ангел сообщил им о Воскресении. Так что недаром Анна говорит, что Итал «спрятался в укромном месте», Его никто не видел. Тем самым, Анна приземлила возвышенный христианский догмат о Воскресении, скептически превратив его в простоватую сцену — «спрятался где-то наверху». Сделала это либо специально, либо действительно уже подзабыла подлинную суть дела.

15. Согласно христианской традиции, после Воскресения Иисус явился людям, причем в измененном образе. Этот новый облик Христа-Итала Анна Комнина лукаво истолковала как «изменение его образа мыслей», якобы он «отрекся от убеждений»

По Евангелиям, Иисус после Воскресения явился людям, к Своим ученикам. При этом подчеркивается, что ОН ИЗМЕНИЛСЯ. Некоторые не узнавали Его. Например, когда Его ученики ловили рыбу, перед ними появился Иисус. Сказано: «Когда уже настало утро, Иисус стоял на берегу; НО УЧЕНИКИ НЕ УЗНАЛИ, ЧТО ЭТО ИИСУС» (Иоанн 21:4). Но потом они все-таки опознали Его. Затем приплыли другие ученики и «из учеников же НИКТО НЕ СМЕЛ СПРОСИТЬ ЕГО: КТО ТЫ, зная, что это Господь» (Иоанн 21:12).

Далее, хорошо известна сцена с апостолом Фомой, УСОМНИВШИМСЯ в том, что перед ним Христос. Тогда Иисусу пришлось разрешить апостолу вложить перст в рану на ребре (Иоанн 20:25–27). Лишь после этого Фома убедился.

Далее, евангелист Лука сообщает, что после Воскресения Иисуса произошло следующее. Двое путников шли в селение по дороге. «И когда они разговаривали и рассуждали между собою, и Сам Иисус, приблизившись, пошел с ними. Но глаза их были удержаны, так что ОНИ НЕ УЗНАЛИ ЕГО» (Лука 24:15–16). Все трое довольно долго шли по дороге и беседовали, однако путники все равно не распознали Христа. И лишь в самом конце «открылись у них глаза, и они узнали Его. Но Он стал невидим для них» (Лука 24:31).

Тем самым, евангелисты неоднократно подчеркивали, что Иисус ИЗМЕНИЛ СВОЙ ОБЛИК после Воскресения, так что люди не сразу узнавали Его.

И теперь мы начинаем понимать дальнейший рассказ Анны Комниной. «Тогда и сам Итал был предан анафеме, хотя позже, когда он вновь РАСКАЯЛСЯ, проклятие было смягчено. С тех пор его догмы предаются анафеме, а имя подлежит церковному проклятию косвенно, тайно, без ведома большинства. ВЕДЬ ПОЗДНЕЕ ОН ИЗМЕНИЛ СВОИ УБЕЖДЕНИЯ И РАСКАЯЛСЯ К ПРЕЖНИХ ЗАБЛУЖДЕНИЯХ, отказался от учения о метампсихозе и от оскорблений священных икон святых, привел в соответствие с православием свои взгляды на «идеи» и совершенно недвусмысленно порицал самого себя на отклонение от истинного пути», с. 176.

В издании [419] греческий текст Анны переведен так: «ОН ИЗМЕНИЛ СВОЙ ОБРАЗ МЫСЛЕЙ и раскаялся в своих заблуждениях», с. 254. Здесь слова «изменил свой образ» прекрасно согласуются с Евангелиями, где, собственно, и говорит об изменении ОБРАЗА Иисуса. Но Анна добавила к этой фразе слово «мыслей» и возник иносказательный текст.

Мы видим, что Анна, относясь скептически к Италу-Христу, истолковала догмат о Воскресении и последующем ИЗМЕНЕНИИ ЕГО ОБЛИКА (ОБРАЗА) как ИЗМЕНЕНИЕ Его убеждений. Анна решила будто «изменение Итала» — это отказ от Его прежних мыслей, религиозное раскаяние. В итоге суть сюжета сильно исказилась. Итал-Христос «превратился» в боязливого пророка, испугавшегося анафемы и осуждения народом. Анна заменила плюс на минус, белое на черное. Однако «главный термин» — ИЗМЕНЕНИЕ ОБРАЗА — все-таки сохранила.

16. Апостолы Итала-Христа в скептическом изображении Анны

Анна говорит: «Давайте посмотрим на его учеников: Иоанна Соломона, Ясита, Сервлия и других, по-видимому, ревностных в учении его последователей. Большинство из них нередко являлось во дворец, и я сама позже видела, что они никакой науки не знали досконально, но тем не менее изображали из себя диалектиков, делая беспорядочные жесты и дико кривляясь. У них не было никаких здравых представлений, но они в туманных выражениях развивали теории даже о метампсихозе и других чудовищных вещах подобного рода», с. 174. В комментарии добавлено: «Любопытно свидетельство о Сервлии Хониата. Обученный Италом в языческом духе, Сервлий как-то в бурную ночь с криком «Прими меня, Посейдон» бросился в море», с. 513. Может быть, Сервлий — это другое имя Иуды Искариота, покончившего жизнь самоубийством.

Мы видим, что отрицательное отношение Анны к Италу-Христу распространяется на Его учеников и апостолов. Тем не менее, уже интересно, что мы натолкнулись на независимое свидетельство, дополняющее канонические представления об учениках Христа, изложенные в Новом Завете.

17. Оказывается, до нашего времени дошли Протоколы суда над Христом (правда, отредактированные). Это не что иное, как «Делопроизводство суда над Италом»

17.1. Датировку суда историки сдвинули на сто лет из подлинного 1185 года в более ранние 1082–1084 годы

Согласно Евангелиям, Христос был осужден на смерть фактически решением суда, в котором приняли участие первосвященники, фарисеи и многие другие. Считается, что каких-либо документов, в том числе — постановления суда, не сохранилось. Однако наш анализ истории Итала-Христа неожиданно обнаруживает, что ТАКИЕ ДОКУМЕНТЫ УЦЕЛЕЛИ. Скорее всего, это не оригиналы, а поздние отредактированные тексты. Но они являются ценным источником, раскрывающим важные факты о судилище над Андроником-Христом. Речь идет о «Делопроизводстве суда над Италом».

Это Постановление Священного Синода датируется историками 1082 или 1083 или 1084 годами. Текст занимает около 20 страниц по-гречески. Он приведен в большом интересном исследовании академика Ф. И. Успенского «Делопроизводство по обвинению Иоанна Итала в ереси», с. 1–66, опубликованном в «Известиях Русского Археологического Института в Константинополе», 1897 год. См. [861:0]. Напомним, что Федор Иванович Успенский (1845–1928) известный византинист, академик Петербургской Академии Наук и Российской Академии Наук, создатель Русского Археологического Института в Константинополе и его директор с 1894 года.

Кроме Постановления Синода, Ф. И. Успенский приводит также «Протоколы царского и соборного следствия во дворце и в святейшей Божией великой церкви по делу Иоанна Итала». Этот материал тоже ценный. Как мы теперь понимаем, это — Протоколы суда над Иисусом. Будучи сбиты с толку скалигеровской версией истории, византинисты «оторвали» эти документы от истории Христа и объявили их «историей еретика Итала». Сильно понизили статус источников.

Датировка документов суда над Италом 1082–1084 годами отстоит от подлинной даты — 1085 года — практически ровно на сто лет. Это в точности — тот самый хронологический сдвиг, который обнаружен нами в русской и царь-градской истории (наряду с другими сдвигами). Мы неоднократно сталкивались с ним при анализе византийских источников. Датировку 1084 годом Ф. И. Успенский обсуждает в своем труде [861:0], с. 1–2.

17.2. Документы суда над Италом-Иисусом отредактированы поздними комментаторами. Донос Иуды Искариота — Михаила Каспаки

Посмотрим теперь подробнее на эти документы. Надо понимать, что Ф. И. Успенский воспитан на скалигеровской версии истории, поэтому его суждения, конечно, затуманены ошибочной хронологией.

Успенский начинает так: «В монастыре Св. Дионисия на Афоне, cod.120 f.711, сохранился весьма любопытный документ… Это есть судебный процесс, веденный попеременно светской и духовной властью против весьма известного в столице лица, имевшего обширные связи при дворе и в высшем обществе. ДЕЛО ОБ ИТАЛЕ возбудило всеобщее внимание и долго волновало умы не только потому, что это был и сам по себе громкий процесс, но еще потому, что вместе с профессором высшей правительственной школы привлекались к обвинению его прежние ученики, давно уже занимавшие разные должности…

В начале 1082 года… царю Алексею Комнину ПОДАН БЫЛ ДОНОС ОТ ЛИЦА, ХОТЯ И НЕ ПОДПИСАВШЕГО СВОЕГО ИМЕНИ, НО ПРИ ДВОРЕ НЕ НЕИЗВЕСТНОГО. В ДОНОСЕ БЫЛИ ИЗЛОЖЕНЫ ТЯЖКИЕ ОБВИНЕНИЯ, НАПРАВЛЕННЫЕ ПРОТИВ УЧЕНОГО, не только пользовавшегося большой известностью и влиянием в столице, но и занимавшего важный служебный пост ипата философов. Говорилось, что знаменитый профессор И. Итал внушает своим слушателям превратные теории и еретические мнения, осужденные святой церковью и противные священному писанию… и что он не чтит святых икон, не признает Деву Марию Богородицей и наконец, что он нанес оскорбление иконе Христа», [861:0], с. 1–3.

♦ Уже отсюда ясно следует, что перед нами — поздние документы, подвергшиеся редакции XVI–XVII веков. Поэтому «отредактированный донос» обвиняет императора Андроника-Христа якобы в том, что Он не признавал Свою мать Деву Марию и оскорблял иконы Христа. Как мы теперь понимаем, такой поздней редакции подвергся оригинальный донос, написанный Иудой Искариотом в XII веке. Но что именно говорилось в подлиннике, мы вряд ли узнаем, хотя сам факт существования доноса Иуды дошел до нас.

Чуть позже Успенский сообщает следующее: «Вопрос о виновности Итала был уже решен светским судом, он признал свои ошибки по шести пунктам записки, представленной им суду, ему далее были вменены в вину девять глав, «ПОЛНЫХ ЭЛЛИНСКОГО БЕЗБОЖИЯ», которые подал царю анонимный автор, ОКАЗАВШИЙСЯ ВПОСЛЕДСТВИИ НЕ БЕЗЫЗВЕСТНЫМ КАСПАКИ»», с. 7. Таким образом, мы обнаруживаем, что Иуду Искариота называли в некоторых документах именем Каспаки.

Судебные документы приоткрывают нам любопытную психологическую деталь. Оказывается, доносчик — Каспаки (то есть Иуда Искариот) — всячески старался скрыть свое имя, хотел остаться в тени. При разбирательстве дела Итала, в некий момент церковный «собор приступил к освидетельствованию и чтению актов. Так как при этом оказалось, что ОДИН ДОКУМЕНТ, ИМЕННО, ДОНЕСЕНИЕ НА ИТАЛА ЦАРЮ АЛЕКСЕЮ КОМНИНУ, НЕ ПОДПИСАН, то хартофилак возвратил его Иоанну Севастофору Пенаиомену с тем, ЧТОБЫ ОН ЗАСТАВИЛ ПОДАТЕЛЯ ПОДПИСАТЬСЯ, ПРИЧЕМ СОСТАВИТЕЛЕМ ЭТОЙ ЗАПИСИ НАЗВАН МИХАИЛ КАСПАКИ. Неизвестно, вследствие ли отмеченного сейчас нарушения формальностей, или по другой причине, разбор дела об учениках Итала был отложен до другого заседания», с. 8.

Любопытно, что в самом конце, в завершающем абзаце, Протоколы суда снова возвращаются к доносу Каспаки. Сказано: «Что же касается Каспаки, ПОДАВШЕГО НА ИТАЛА ДОНОС святому нашему царю, то определено оповестить через доместика Феодора и ПРЕДЛОЖИТЬ ЕМУ ПОДПИСАТЬ ДОНОС, ПРЕДСТАВИВ ЕГО САМОГО НА СУД и спросить его, может ли он сослаться на кого как очевидца оскорбления, нанесенного Италом иконе Господа нашего Иисуса Христа. ЕСЛИ ЖЕ ОН ЕЩЕ ПРОДОЛЖАЕТ БОЛЕТЬ И НЕ МОЖЕТ ЯВИТЬСЯ ЛИЧНО, то послать к нему кого-либо из митрополитов и спросить его по означенному делу. ПОДПИСЬ ЖЕ ЗАПИСКИ ОН ДОЛЖЕН СДЕЛАТЬ или пред синодом, или в присутствии имеющих быть посланными митрополитов», с. 66.

Протоколы суда, впрочем, не сообщают — заставили Иуду Искариота (Каспаки) подписаться под своим доносом или нет. Мы видим, фарисеи и первосвященники вели себя по-деловому, цинично. Заработанные Иудой тридцать сребренников они ему, конечно, выплатили, но при этом потребовали расписаться на поданном им заявлении. Дабы бухгалтерия, отчетность и прочие канцелярские бумаги были в полном порядке. Кроме того, потребовали предоставить других очевидцев «еретичества Итала». Мы видим, что предатель всячески увиливал. Заявлял, что будто бы болен и потому никак не может явиться лично. Крутился как уж на сковородке.

Евангелия не сообщают столь яркие детали поведения Иуды Искариота-Каспаки. Мы видим, что Новая Хронология существенно дополняет каноническую версию предательства Христа. Благодаря Анне Комниной.

Согласно краткому сообщению Евангелий, Иуда Искариот раскаялся и повесился. Оказывается, Анна сообщает более подробную версию смерти предателя. Мы вновь видим, как находимые нами дубликаты заметно расширяют наши знания о важных событиях прошлого.

17.3. Анна Комнина подробно сообщает о гибели доносчика — Иуды Искариота, то есть талассократора Михаила Каспаки. Ее рассказ существенно дополняет Евангелия

В «Делопроизводстве суда над Италом» о дальнейшей судьбе доносчика Михаила Каспаки ничего не говорится. Но в Алексиаде, оказывается, есть подробный рассказ о гибели талассократора Каспака. Комментаторы Алексиады давно высказали мысль, что это, возможно, и есть тот самый Михаил Каспаки, который донес властям на Иоанна Итала [418], с. 575.

Сейчас мы приведем рассказ Анны. «Иоанн Дука, мой дядя по матери… выступил из столицы, переправился в Авид и, призвав к себе человека по имени Каспак, поручил ему командование флотом и управление всей морской экспедицией в целом, обещав, если он будет хорошо сражаться и возьмет Смирну, сделать его правителем города со всеми окрестностями. Итак, Иоанн отправил КАСПАКА… по морю в качестве ТАЛАССОКРАТОРА флота… Когда жители Смирны увидели, что к ним приближаются одновременно по морю Каспак с флотом, по суше — Иоанн Дука… они… отказались от всякого сопротивления и предпочли вступить в мирные переговоры, пообещав сдать Смирну без боя, если Иоанн Дука поклянется, что предоставит им возможность невредимыми вернуться на родину. Дука согласился…

Изгнав турок из Смирны мирным путем, он передал всю власть в ней Каспаку. В это время произошел следующий случай.

Когда Каспак возвращался от Иоанна Дуки, к нему подбежал житель Смирны и стал обвинять одного сарацина в том, что ТОТ ОТНЯЛ У НЕГО ПЯТЬСОТ ЗОЛОТЫХ СТАТИРОВ. Каспак велел увести обоих и разобрать спор. Когда потащили сарацина, тот решил, что его ведут убивать; отчаявшись спастись, ОН ОБНАЖИЛ КИНЖАЛ И ВСАДИЛ ЕГО КАСПАКУ В ЖИВОТ, а затем, повернувшись, ранил в бедро и его брата. Поднялась паника, сарацин убежал, а все моряки и даже гребцы беспорядочной толпой ворвались в город и стали безжалостно убивать всех без разбора. Это было ужасное зрелище — в один миг было убито около десяти тысяч человек. Иоанн Дука, ПОГОРЕВАВ НАД КАСПАКОМ, вновь вошел в заботы о крепости» [418], с. 303–304.

Давайте разберемся.

♦ Согласно «Делопроизводству суда над Италом», доносчик Михаил Каспаки (то есть Иуда Искариот) был человеком известным при дворе императора. Аналогично, талассократор флота Каспак был известным византийским деятелем.

♦ Анна не называет имени Каспака. Но стоит обратить внимание, что название должности талас-СОКРАТОР звучит похоже на имя ИСКАРИОТ.

♦ Иуда Искариот погиб, якобы повесился. Согласно же Анне, Каспак был убит неким сарацином ударом кинжала в живот.

♦ С образом Иуды Искариота тесно связаны деньги — знаменитые тридцать сребренников, полученные им за предательство Иисуса. В большинстве обнаруженных нами дубликатов Иуды Искариота так или иначе подчеркивается его жадность к деньгам, СКАРЕДНОСТЬ (отсюда, может быть, и прозвище ИСКАРИОТ). Про Каспака ничего такого напрямую Анна вроде бы не сообщает. Однако, оказывается, смерть Каспака действительно тесно связана с большими деньгами. По словам Анны, КАСПАК ФАКТИЧЕСКИ ПОГИБ ИЗ-ЗА ПЯТИСОТ ЗОЛОТЫХ СТАТИРОВ. Дескать, некий сарацин отнял это золото, был обвинен в краже и, отбиваясь, УБИЛ КАСПАКА. Скорее всего, это и есть дубликат знаменитых тридцати сребренников Иуды Искариота в жизнеописании талассократора Каспака.

♦ Согласно Евангелиям, Иуда Искариорт покончил жизнь самоубийством. Сказано: «И бросив серебреники в Храме, Иуда пошел и удавился» (Матфей 27:5). Но, оказывается, бытовала и другая версия гибели Иуды. Деяния Апостолов сообщают: «Надлежало исполниться тому, что в Писании предрек Дух Святый устами Давида об Иуде, бывшем вожде тех, которые взяли Иисуса; он был сопричислен к нам и получил жребий служения сего; но приобрел землю неправедною мздою, и КОГДА НИЗРИНУЛСЯ, РАССЕЛОСЬ ЧРЕВО ЕГО, И ВЫПАЛИ ВНУТРЕННОСТИ ЕГО» (Деяния Апостолов 1:16–18). Это совсем непохоже на повешение на дереве. Теперь, после знакомства с рассказом Анны, мы понимаем, о чем тут речь. Иуда Искариот был зарезан кинжалом. В таком случае действительно, его чрево могло быть распорото ударом и наружу вывалились внутренности предателя. Мы обнаруживаем неплохое согласование.

Здесь уместно напомнить о версии, изложенной М. А. Булгаковым в его известном романе «Мастер и Маргарита». Ранее мы показали, что Булгаков хорошо знал христианские апокрифы и опирался на них. Так вот, он прямым текстом утверждает, что ИУДА ИСКАРИОТ БЫЛ ЗАРЕЗАН НОЖОМ.

Напомним, что глубокое знакомство Булгакова с апокрифами проявилось также в том, что он почти правильно датировал распятие Христа десятым или одиннадцатым веком. Это довольно неожиданный факт. В последней, 32-й главе «Прощение и вечный приют» своего романа, Булгаков рассказывает, что, покидая Москву в конце 30-х годов (роман был завершен в 1940 году), Воланд со свитой посещает римского прокуратора Иудеи Понтия Пилата, одиноко отбывающего наказание на скале в пустынной местности. И тогда Маргарита, пораженная длительностью наказания Пилата, восклицает: «ДВЕНАДЦАТЬ ТЫСЯЧ ЛУН за одну луну когда-то, не слишком ли это много?»

Выражение «прошло столько-то лун» хорошо известно. Имеется в виду, что от какого-то события прошло некоторое число лунных месяцев, так называемых синодических месяцев. Такой месяц-«луна» равен 29,5 суток [Советский Энциклопедический Словарь. — М., Советская Энциклопедия, 1984, с. 792]. Но в таком случае получается, что от распятия Христа до 1940 года прошло 12000 лун, то есть 970,8 лет. Откладывая эту величину назад от 1940 года, года завершения романа М. А. Булгакова, получаем примерно 969 год н. э. Если же считать, что имелся в виду звездный лунный месяц, равный 27,3 суток [см. там же], то в качестве даты распятия Христа получится 1043 год н. э. Так или иначе, но старинная традиция, — которую в слегка завуалированной форме озвучил М. А. Булгаков, — указывает на распятие Христа либо в конце X века, либо в XI веке. Конечно, это само по себе ничего не доказывает, однако в ряду фактов, становящихся теперь известными, становится вполне понятным. Эта традиция ошиблась на сто лет, назвав одиннадцатый век вместо двенадцатого.

17.4. Светский и церковный суды над Италом. Сначала светский суд уклонился от вынесения приговора и передал дело церкви. Колебания Понтия Пилата, то есть царя Алексея Комнина

Успенский продолжает: «Царь Алексей приказал произвести дознание по поводу обвинительных пунктов на Итала, а потом учение Итала рассмотрено было во всех подробностях, В СМЕШАННОМ СУДЕ, СОСТОЯВШЕМ ИЗ СВЕТСКИХ И ДУХОВНЫХ ЛИЦ. ПРОТОКОЛЫ ЭТОЙ ЧАСТИ ДЕЛА НЕ СОХРАНИЛИСЬ В ПОДЛИННИКЕ. Но все происходившее в заседании смешанного суда… включено было по приказанию царя в особый акт, препровожденный патриарху; ЭТОТ АКТ ЦЕЛИКОМ СОХРАНИЛСЯ В ДЕЛОПРОИЗВОДСТВЕ и позволяет нам составить себе полное представление о преступном учении Итала.

На суде, в качестве улик, имеет существенное значение не тот анонимный донос, о котором говорено выше, а составленное Италом специально для сей цели исповедание веры. Этот последний документ СОХРАНИЛСЯ ЛИШЬ В ТЕХ ЧАСТЯХ, которые признаны были судом или подозрительными, или несогласными с церковным учением… Таких мест всего приведено шесть, они касаются учения о втором лице Св. Троицы, о Деве Марии и поклонении святым иконам — учение Итала по всем этим пунктам признано судом неправильным.

В высшей степени любопытно то обстоятельство, что смешанный суд не постановил окончательного решения по разобранному делу, ОН ЛИШЬ УДОСТОВЕРИЛ ФАКТ ВИНОВНОСТИ ИТАЛА и предоставил духовному суду патриарха обильный материал, добытый следствием, на основании которого предстояло решить дело по канонам…

Дальнейшее действительно превышало компетенцию светского суда, и… НАКАЗАНИЕ ИТАЛУ ПОЛОЖЕНО БЫЛО ДУХОВНОЙ ВЛАСТЬЮ… В школе Итала перебывало много, учением его могло быть заражено значительное количество лиц» [861:0], с. 4–5.

♦ Перед нами всплывает картина, описанная и в Евангелиях. Светская власть в лице Понтия Пилата сначала не приняла решения по делу Христа и предпочла передать его царю Ироду для расследования и вынесения приговора. — Фактически то же самое сообщает и «Делопроизводство по делу Итала». Византийский император и светская власть сначала уклонились от вынесения приговора и переправили дело духовным лицам.

17.5. Жестокое преследование сторонников Итала-Христа. Это — известные «гонения первых христиан», развернутые римскими императорами

Успенский продолжает: «Акт передачи дальнейшего делопроизводства церковной власти заканчивается следующими словами: «Да будет же ведаемо всем православным, что от настоящего времени воспрещается принимать к себе ради преподавания как Итала, так и тех его учеников, которые заведомо слушали его уроки продолжительное время и заразились его учением. ВСЯКИЙ, КТО ПРИМЕТ В СОБСТВЕННОМ ДОМЕ ИТАЛА ИЛИ ЕГО УЧЕНИКОВ, ИЛИ КТО БУДЕТ ПОСЕЩАТЬ ИХ ДОМА РАДИ УЧЕНИЯ — НЕМЕДЛЕННО ПОДВЕРГНЕТСЯ ИЗГНАНИЮ ИЗ ЦАРСТВУЮЩЕГО ГОРОДА НА ВЕЧНЫЕ ВРЕМЕНА, ПРИЧЕМ ВСЯКИЙ ИМЕЕТ ПРАВО ДОНОСИТЬ НА ТАКИХ ЛИЦ ЦАРСТВУ МОЕМУ».

Конец ознакомительного фрагмента.

Оглавление

Из серии: Как было на самом деле

* * *

Приведённый ознакомительный фрагмент книги Миражи Европы предоставлен нашим книжным партнёром — компанией ЛитРес.

Купить и скачать полную версию книги в форматах FB2, ePub, MOBI, TXT, HTML, RTF и других

Смотрите также

а б в г д е ё ж з и й к л м н о п р с т у ф х ц ч ш щ э ю я