Жизнеописание Симона Волхва, или Незаконченный танец Ума и Мысли

Герцель Давыдов

Книга основана на материалах рукописей начала I века, автором которых является гностик Геродот, сын Ангелов. Он был одним из последователей Симона Волхва – отца гностицизма.Древние рукописи рассказывают о том, кем был Симон-самаритянин и какое учение он преподавал.Книга состоит из диалогов, в которых воссоздается гностическая история зарождения Вселенной, и предназначена для всех искателей Истины.

Оглавление

* * *

Приведённый ознакомительный фрагмент книги Жизнеописание Симона Волхва, или Незаконченный танец Ума и Мысли предоставлен нашим книжным партнёром — компанией ЛитРес.

Купить и скачать полную версию книги в форматах FB2, ePub, MOBI, TXT, HTML, RTF и других

Глава вторая

Джованни так увлекся переводом свитка на итальянский язык, что не заметил, как пошел второй час ночи. Сохранив файл с переведенным текстом на внешнем диске и назвав его «Гностический миф», он удалил все с компьютера и отправился домой в Рим, а не остался ночевать в фургоне, как собирался изначально. Спрятав диск в надежном месте, чтобы никто не смог до него добраться, Джованни даже не прилег и, выпив чашку кофе, отправился обратно.

Прибыв утром на раскопки, профессор поспешил к Катрин, чтобы поведать ей содержание свитка, но был разочарован, увидев в окне фургона молодого дьякона. Несмотря на ранний час, Томас бодрствовал и внимательно наблюдал за ходом работ. Извинившись перед Катрин, Джованни направился к нему. Пройдя внутрь и поприветствовав Томаса, профессор заметил:

— Вы так рано проснулись.

— Я стараюсь просыпаться с рассветом, чтобы успеть помолиться. Я даже успел осмотреть раскопки и поинтересоваться у ваших коллег, удалось ли им продвинуться в поисках свитков.

— Уверяю вас, тут нет ничего интересного. Вы только зря потеряете время.

— Мне велено следить за раскопками, а судить о том, представляют найденные вами свитки какую-то ценность для Ватикана или нет, я не имею права. Раз меня отправили сюда, значит, в данный отрезок времени я нужен церкви и господу именно здесь. Поймите, смирение, покорность — это часть моего служения, и я осознаю всю важность возложенной на меня миссии.

Джованни уже не в первый раз обратил внимание на искреннюю веру дьякона, его исполнительность и ответственность.

— Идемте, я угощу вас кофе, — предложил он Томасу. — В отличие от вас я не привык просыпаться с рассветом, и мне нужно взбодриться.

— Спасибо, но я не пью кофе. Если только чай.

— Не знал, что уже и кофе успели причислить к изобретениям Антихриста, — попытался пошутить профессор.

Томас не улыбнулся. Поняв, что дьякон не одобряет подобный юмор, профессор молча прошел к кулеру, наполнил чайник, включил его и позвал дьякона к столу. Томас сел и аккуратно положил на стол Библию в кожаном переплете.

— Вот ваш чай, — сказал профессор, протягивая чашку дьякону.

Томас поблагодарил, взял чашку и чуть отпил из нее.

В свою очередь сделав глоток бодрящего кофе, профессор поинтересовался:

— Вы такой молодой, а уже служите в Ватикане. Как вам это удалось?

— Мой дядя занимал там высокий пост. Я служу совсем недавно, перевожу тексты в библиотеке.

— Вы из религиозной семьи?

— Нет, я рос в светской семье, но под влиянием дяди понял, как ошибались мои родители в том, что далеко ушли от Иисуса. Я решил вернуться к господу, чтобы молиться за свои и их прегрешения перед ним.

— Вы совершили что-то серьезное?

— Каждый из нас несет свой крест. В Евангелие от Иоанна в восьмой главе есть история о том, как книжники и фарисеи привели к господу нашему Иисусу женщину, взятую в прелюбодеянии, и собирались побить ее камнями. Они спрашивали у Иисуса, как им поступить, желая найти оправдание своим действиям и снять с себя груз ответственности за возможные увечья женщины. Но господь не обращал на них внимания и продолжал что-то писать. Когда они снова обратились к нему с вопросом, могут ли они побить ту женщину камнями за грехи ее, и тогда господь наш Иисус оставил письмо и, посмотрев на них, сказал: «кто из вас без греха, пусть первым бросит на нее камень», после чего снова продолжил писать.

Профессор, хоть и прекрасно знал эту историю, внимательно слушал ее пересказ из уст дьякона, который продолжал:

— И тогда каждый из них задумался о жизни своей, и, один за другим выпустив камни из рук, все покинули то место. Остались только Иисус и та женщина, которой он сказал, чтобы она впредь не грешила.

Сделав паузу, Томас добавил:

— Эта история показывает, что каждый из нас грешен, поскольку прибыл в этот мир, чтобы противостоять испытаниям. Другими словами, каждый несет крест свой. Но если вы спрашиваете о моей прошлой, мирской жизни, то я не успел совершить чего-то ужасного, хотя и не могу назвать себя праведником. Поиск господа, служение — это мой внутренний позыв. Он с детства звучал во мне и с каждым годом становился только сильнее. Сейчас я даже представить не могу, как раньше жил без бога в сердце, без Библии, без молитв, без общины, без церкви, и я рад, что мне выпала честь служить господу. Знайте профессор, Иисус пришел в этот мир ради каждого из нас, чтобы спасти человечество, и если вы когда-то захотите прийти к нему, то двери господа всегда открыты, это сделать никогда не поздно.

— Мне уже за сорок, и в таком возрасте у людей обычно довольно-таки устоявшиеся убеждения. Я атеист, а все истории, связанные с земной жизнью Иисуса, для меня не более чем мифы.

К удивлению профессора, дьякон спокойно отнесся к его словам. После недолгой паузы он произнес:

— Каждый человек имеет право на свою точку зрения, но запомните одно: если вы когда-нибудь захотите войти в лоно церкви, воззвать к Иисусу или исповедаться, дверь к господу всегда открыта.

— Эта информация вряд ли мне пригодится. Будет чудом, если такой человек, как я, когда-нибудь уверует, захочет молиться и тем более исповедоваться. Вы, может быть, удивитесь, но в юношестве я не раз перечитывал Библию и, размышляя о религии, никак не мог найти ответ на один весьма парадоксальный вопрос. Сколько я ни общался со священниками, так никто толком на него и не ответил.

Дьякон молча слушал синьора Понти, расхаживающего по комнате с чашкой кофе.

— В чем заключается вопрос?

— А вопрос в том, как вообще можно распять бога? Бог в моем понимании всесилен, это Творец Вселенной, а в евангельской истории его распинают. Возможно, вы ответите, что это не сам бог, а его сын, как еще его называют, в таком случае как может бог-отец позволить, чтобы распяли его сына?

Внимательно посмотрев на профессора, Томас ответил:

— Иисус спустился на землю, чтобы спасти этот мир. Он отдал свою жизнь за нас всех. Об этом говорится в нескольких местах Евангелия.

— Другого ответа я и не ожидал услышать, — спокойно сказал Джованни. — Но разве в мире что-то изменилось после распятия, стало меньше насилия и войн? Вы не допускаете мысли, что на небесах или в этом мире есть силы, превосходящие силы бога или равные ему? Только так можно объяснить тот факт, что сына его распяли, и всю ту несправедливость, которая творится в этом мире.

— Знаете, одному из выдающихся раннехристианских писателей Тертуллиану, родившемуся в 155 году, принадлежит фраза: Credo quia absurdum est («Верую, потому что абсурдно»). Он отвергал все иносказательные трактовки Писания, считая их ересью, и следовал только буквальному смыслу. Поэтому он открыто выступал против так популярных в то время гностических школ и называл превозносимое ими учение — аллегорическое толкование Писания ересью.

Джованни вдруг вспомнил гностический свиток, который переводил ночью, и удивился, что уже в те времена шла непримиримая борьба с последователями этого эзотерического учения, но голос Томаса прервал его размышления:

— Тертуллиан еще во втором веке дал ответ на ваш вопрос о распятии и воскресении Спасителя, вы можете найти информацию в интернете. А всех, кто сомневался в правдивости событий, описанных в Библии, он упрекал в недостатке веры. Он любил повторять, что, если кому-то сложно понять замысел Творца, это не значит, что замысла нет, просто человеку в каждом конкретном случае нужно больше веры. Нам, людям, не следует искать ответы или аллегорический смысл, а нужно уверовать в истинность Писания, каким бы абсурдным оно ни казалось, так как высший замысел нам понять не дано. Вы же понимаете, профессор, что этот вопрос мучает не только вас, но если душу одолевают сомнения, то причина кроется в отсутствии веры. Положитесь на господа, уверуйте в него всей душой, и сомнения тотчас отпадут. Религия и молитвы помогут вам найти ответы на все вопросы.

— Я не верю во все это: в Иисуса, в религию, в молитвы. Я убежден, что жизнеописание Иисуса не более чем вымысел, и даже если и был такой человек, с которого писали образ Иисуса, то он, настоящий, сильно отличался от Иисуса, описанного в Евангелии. А что касается религии, и не только христианской, во все времена она служила инструментом в руках царей и правителей, помогая им через священнослужителей держать народ в повиновении.

Дьякон пытался сохранять спокойствие и терпеливо слушал профессора.

— Томас, вы только вдумайтесь, было написано десятки евангелий, из которых каноническими признаны только четыре. Я убежден, что и в тех четырех множество более поздних вставок, которые описывают историю Иисуса от рождения до вознесения, то есть обожествляют его. — Посмотрев на дьякона, он продолжил: — Если бы Ватикан обладал хоть какими-то весомыми аргументами в пользу существования Иисуса, неужели бы они их не предъявили? В таком случае были бы развеяны все сомнения скептиков, а у религии было бы гораздо больше последователей. Но, увы, весомых доказательств нет, и в Писании масса противоречий, поэтому религия и требует слепой веры. Просвещенные во все времена выступали с обличением библейских текстов, несмотря на то, что в Средневековье инакомыслие строго каралось. А что касается вашей цитаты, то я согласен, что религия — это вопрос веры, поскольку никто не сможет ни доказать, ни опровергнуть существование Иисуса и его чудес. Но я продолжаю задаваться вопросом, почему из множества религий, будь то теистические или языческие, секты и прочее, Римская империя остановила свой выбор на христианстве. Может, у них был некий сговор или тайное послание, вскрыв которое они убедились в истинности христианства и приняли его, а может Константин Великий получил некие бесспорные документы с жизнеописанием Иисуса.

— У него было видение… — начал отвечать Томас, но профессор тут же перебил его:

— Не верю я во все эти истории с видениями. Мы живем в двадцать первом веке, когда практически все, что раньше считалось чудом, нашло научное объяснение. Это было нечто большее, чем видение, а что именно, я никак понять не могу. Во всей этой истории вопросов больше, чем ответов, но в одном я убежден: у Иисуса был прототип, какой-то известный человек, живший задолго до тех событий, которые описаны в Евангелиях, или именно в то время. При внимательном рассмотрении в биографии Иисуса можно найти общее с жизнеописанием многих богов, которые почитались за сотни, а то и тысячи лет до появления христианства. Возьмите, к примеру, Диониса, который также был рожден от бога Зевса и смертной женщины, превращал воду в вино, совершил сошествие в ад и многое другое. И такие истории с богами, рожденными от земных женщин, есть у многих народов прошлого, и поэтому уже столетиями бытует версия, что такого же бога сотворила Римская империя, чтобы упрочить свою власть через религию.

— Я не раз слышал о том, что биография Иисуса похожа на биографию других богов древности. Это не так, если и похожа, то лишь в некоторых местах.

— Я даже имел в виду не это, а то, что существовал реальный человек, который творил все эти чудеса до пришествия Иисуса и мог повести за собой народ, тот, жизнь которого описана в Евангелиях. Как бы то ни было, мне непонятно одно, какие силы сделали христианство основной мировой религией. Иудеи все это время были в изгнании и не имели никакого влияния на Римскую империю, борясь в разных концах света за свое существование. Еще я сомневаюсь в том, что Иисус, если он вообще существовал, был иудеем: Римская империя никогда бы не провозгласила иудея своим богом. В еврейской литературе Иисуса даже называют Иисус, сын Пандера, или Иисус, сын Пантера, прямо указывая на то, что он являлся сыном римского легионера по имени то ли Пандера, то ли Пантера.

— Это все вымысел, который не имеет ничего общего с реальностью. Господь наш Иисус был рожден девой Марией от Святого Духа. В это время Пресвятая Богородица уже была обручена с Иосифом плотником. А вопросы, которыми вы задаетесь, не раз поднимались в прошлом, как тот же вопрос с распятием и воскрешением, на который был дан ответ еще во втором веке. Вам следует лучше ознакомиться с жизнеописанием Иисуса Христа, данным в Евангелиях.

— Дьякон, вы можете со мной не согласиться, но апостолы, которые были грамотными людьми — большая редкость для того времени, никогда бы не последовали за Иисусом, таким, каким его описывают в Евангелиях, нерешительным и спокойным. В то время был всплеск мессианской мысли, и многие объявляли себя спасителями человечества, от руководителей мелких духовных сект и до лидеров восстания против Римской империи, поддерживаемых духовенством Иудеи. Но как бы то ни было, христианство считается основной религией, а Иисус — богом, а как это произошло, никто не ответит.

Посмотрев на дьякона, который с таким удивительным спокойствием слушал его, профессор добавил:

— Простите за столь резкие высказывания. Наверное, вам все это не особенно приятно слышать, и ваше самообладание вызывает восхищение.

— У вас накопилось много вопросов которые мучают, преследуют, и я хотел дать вам возможность высказаться. Все эти эмоции и сомнения продиктованы лишь отсутствием веры в господа нашего Иисуса, и как только вы уверуете в него всем сердцем и душой, эти сомнения отпадут.

Профессор промолчал. Он решил сменить тему и, посмотрев на Библию, которая лежала перед Томасом, поинтересовался:

— А почему вы читаете Писание не на планшете, а в бумажном виде? Мы же в двадцать первом веке, веке технологий.

Положив руки на Библию и одной из них то ли поглаживая ее, то ли очищая от пылинок, дьякон ответил:

— Несмотря на технологический прорыв, я предпочитаю печатный вариант, тем более что это издание составлено на древнегреческом. К тому же данная Библия имеет для меня особую ценность, поскольку досталась мне от дяди, который недавно покинул этот мир. Он служил настоятелем церкви в маленьком городке на берегу моря. Дядя считал, что Евангелия, которые были написаны апостолами на греческом, в процессе перевода на латынь могли утратить истинный смысл. Будучи ребенком, я каждое лето отправлялся к нему на каникулы, и еще тогда дядя привил мне интерес к древнегреческому и латыни. Так продолжалось, пока его не перевели в Ватикан. Затем я продолжил изучение этих языков в университете.

Предаваясь воспоминаниям о детстве, Томас немного загрустил.

— Эта Библия для меня имеет особенное значение. После того как я научился читать и немного понимать древнегреческий, дядя в этом издании сделал мне подстрочник на итальянском, чтобы всегда можно было посмотреть значение непонятных слов. Я как раз сейчас снова начал перечитывать Библию, чтобы освежить в памяти древнегреческий.

Взглянув на Джованни, Томас сказал:

— Я понимаю, что мое присутствие не доставляет вам особого удовольствия, но мы со священником Ипполитом выполняем указ кардинала, и это часть нашего служения.

Профессору было интересно общение с Томасом, а кроме того, ему хотелось дать археологам больше времени на извлечение свитков, поэтому он продолжил беседу:

— Томас, получается вы с самого детства тяготели к церкви и не пошли по стопам родителей, как можно заключить из ваших слов?

— Да, это так. Я рос в семье фермера, где о религии лишний раз говорить было не принято. Отец враждебно относился к христианству и другим религиям, но причины, повлиявшие на его мировоззрение, мне до сих пор неизвестны. Что касается меня, то я был посвящен в дьяконы три года назад, когда мне только исполнилось двадцать два года. Меня всегда влекло к богу, еще с самого детства. Может, это влияние дяди и его красочное изложение библейских сюжетов теми летними вечерами в моем детстве или внутренний позыв, но, как бы то ни было, я избрал путь служения.

— А как отнеслись близкие к вашему выбору?

— Моей матери не стало, когда мне было пять лет, после этого мы с отцом практически не общались, хоть и жили под одной крышей. Он враждебно относится ко всему, что связано с религией, и мне не особо хочется это вспоминать. Отец говорит, что бог в сердце и человеку необязательно молиться или креститься, чтобы быть праведным, но я убежден, что это не так, а также я считаю, что только религиозный человек может быть добрым и праведным. В Евангелии от Иоанна приводятся слова Иисуса: «Я есть путь и истина и жизнь; никто не приходит к Отцу, как только через Меня». Из этих строк становится понятно, что только тот, кто встал на путь Иисуса, господа нашего, может узреть путь истинный. Сейчас в моей душе живет только бог, и я служу ему всем сердцем.

Томаса взволновали его рассказы о конфликте с отцом и о пути к богу. Между тем Джованни, задумавшись о своем детстве, произнес:

— А я рос в светской семье, где вопрос о религиозности даже не поднимался. Мои родители познакомились еще в университете и смогли пронести свои чувства через всю жизнь. Они с уважением относились ко всем людям и прожили счастливую жизнь… Родители настаивали, чтобы я познакомился с Библией, поскольку считали, что эта книга обязательна к прочтению каждому. Библия произвела на меня неизгладимое впечатление как красиво написанный миф о боге, рае, грехопадении и человеке. С годами, видя всю несправедливость вокруг и вообще в мире, я еще больше в этом утвердился. Хотя потом не раз перечитывал Священное Писание.

— Религия — это истина. И вам должно быть известно, что церковь запрещает читать святые тексты из праздного интереса.

— При всем уважении к вам и религии я не разделяю эту точку зрения. Писание принадлежит людям, истории, а не определенной части общества, которая решает, кому его читать. Я убежден, что Библию не стоит понимать буквально, и она несет совсем другой смысл, нежели тот, который позже ей придали религиозные лидеры. Как и просвещенные прошлого, я пологая, что она обращена не ко внешнему, а внутреннему миру человека. А если вас интересует мое мнение об Иисусе, то я убежден, что если он когда-то и существовал, то был приверженцем одной из раннехристианских, иудейских мистических сект, которые толковали Писание аллегорически, но впоследствии это учение было искажено, упрощено, и на его основе возникло христианство.

Дьякон никак не отреагировал, и, посмотрев на него внимательно, профессор спросил:

— Хотите пример? Разве в Евангелии не говорится: «Царство божье внутри вас»? Если есть это утверждение, зачем тогда воздвигается столько церквей, храмов? Может, Иисус говорил это буквально и не желал всех этих каменных сооружений? Как бы то ни было, я считаю эту фразу главной в христианстве, поскольку она обращает взор человека не на внешний мир, не на окружающих, а в первую очередь на самого себя, чтобы каждый из нас строил это царство внутри.

Сделав паузу, профессор добавил:

— Так и учили меня родители, что человек сам, невзирая на законы и заповеди, должен внутри себя понять, что хорошо, а что плохо, и следовать этому все дни своего пребывания на земле. Быть честным перед своим внутренним богом — мы это называем совестью. Они прожили с такими убеждениями долгую и счастливую жизнь и не сделали никому ничего плохого, несмотря на свою нерелигиозность. Я полагаю, что в Евангелии подразумевается именно эта внутренняя работа человека над собой, а не молитвы и посещение храмов.

— Я скептически отношусь ко всем этим историям и вольным интерпретациям Священного Писания. Вы, наверное, не раз слышали слова: «Вне церкви нет спасения», поскольку господь наш Иисус и является главой Вселенской церкви. Миллионы, если не миллиарды человек по всему миру ежедневно посещают церкви, возносят молитвы, поскольку людям важно находиться в общине, быть рядом с Иисусом. Разве их кто-то принуждает? Нет, это их внутренний позыв, они знают, что спасение можно получить только в Церкви Христовой. Раз вы читали Библию, то, наверное, помните слова господа нашего Иисуса Христа из Евангелия от Матфея: «Я создам Церковь Мою, и врата ада не одолеют ее», а также: «Где двое и трое собрались во имя Мое, там и Я посреди них». Вот поэтому священники учат, что только в церкви происходит таинство единения человека с богом. Исходя даже из этих коротких пояснений, вы сможете понять ошибочность ваших убеждений.

— Получается, нерелигиозные люди априори не могут быть добропорядочными?

— Это утверждение не мое, а священников, чьим словам и мудрости я полностью доверяю.

— Вы опираетесь на мнение священников, а я — на собственный опыт. На жизненном пути я встречал много разных людей, и кто из них более праведные — неверующие или религиозные — однозначно ответить нельзя, поскольку лжецов можно встретить везде. Я считал и считаю, что религиозность не является залогом нравственности и тем более не дает права считать всех других грешниками. Совесть — это лучший судья, внутренний арбитр, апеллируя к которому мы и должны совершать те или иные поступки. В нашей истории вы найдете большое количество далеких от религии людей, которые сделали для этого мира гораздо больше полезного, чем…

Джованни замолчал.

— Профессор, не стоит подвергать сомнению сказанное в Писании. Здесь и вернувшись в Ватикан я буду молиться о том, чтобы вы пришли к истине… — Томас поднялся со стула, посмотрел в сторону раскопок и спросил: — Когда вы приступите к извлечению новых свитков?

— Думаю, что завтра или послезавтра. Но, как я уже говорил, вы не найдете там ничего интересного. В Евангелии от Луки сказано, что Иисус начал проповедовать в тридцать лет, приняв крещение от Иоанна. Где до этого был Иисус, никто не знает. В некоторых источниках указано, что до тридцати лет он был в Александрии и других египетских городах. Получается, он прибыл в Иудею в 30 году. А свитки датируются 27—28 годами, и это Оплонтис, а не Рим и не Египет. При всем уважении к религии о Иисусе мало кто тогда знал и вряд ли стал бы писать здесь, на берегу Неаполитанского залива. Если бы Иисус совершил на территории римской империи какое-то чудо или смог выделиться среди толпы, до нас обязательно дошли бы записи о нем, но сколько ни искали, как в иудейских, так и в римских источниках, ничего найти не удалось. Вообще, серьезно о христианстве как о религии начали говорить только через триста лет, в 313 году, когда Константин Великий провозгласил свободу вероисповедания на всей территории Римской империи.

— Вы ошибаетесь, профессор. Сохранились Евангелия, написанные во втором, в третьем и даже в первом веке нашей эры, то есть задолго до «миланского соглашения», достигнутого в 313 году. До провозглашения свободы вероисповедания Константин Великий, которого также называют первым христианским императором, имел чудесное видение, а именно крест, и впоследствии приказал сделать христианство официальной религией Римской империи. Но это не вопрос для дискуссии, так же как и историчность Иисуса, поскольку данные факты даже не подлежат сомнению. А присутствуем мы на всех раскопках, где хоть косвенно могут иметься свидетельства земного пути господа нашего Иисуса, чтобы представить их людям.

— Томас, я вижу, вы искренне верующий и умный молодой человек, такие люди всегда вызывают восхищение. Вы можете следить за ходом работ сколько угодно, но я убежден, что об Иисусе вы ни здесь, ни на каких-либо других раскопках, которые столько лет контролируются папской комиссией по священной археологии, ничего не найдете. Разве не понятно, что земной путь Иисуса, описанный в Евангелиях, — это всего-навсего миф, выдумки отцов церкви?

— Профессор, каждый человек имеет право на свою точку зрения, и я не собираюсь с вами спорить. У вас поверхностные знания о господе нашем и его земном пути. Если вы когда-то придете в лоно церкви и начнете не просто читать, а изучать Библию, то у вас не останется сомнения в существовании Христа. А если говорить о доказательствах существования бога нашего Иисуса, то их множество в каждом из Евангелий. Они писались разными авторами и в разных местах, но при этом все жизнеописания Иисуса имеют между собой лишь небольшие различия. И даже вся хваленая наука, и в том числе археология, до сих пор не смогла опровергнуть факт существования бога.

Дьякон замолчал и снова встал у окна, наблюдая работу археологов. Джованни, поняв, что оппонент болезненно воспринимает всякую критику религии и не желает даже допустить мысли о ее мифологической составляющей, решил завершить эту тему.

— Простите, Томас, но мне нужно отправляться на раскопки.

— Конечно, профессор. Я скоро присоединюсь к вам, чтобы на месте оценить ход работ. Кстати, завтра в девять утра священник Ипполит ждет нас в папской комиссии по священной археологии. Нам нужно выехать заблаговременно, чтобы не опоздать к указанному времени.

Джованни предложил поехать в Рим на его машине, после чего покинул комнату. А дьякон открыл ту самую, подаренную дядей, Библию на древнегреческом и продолжил чтение.

Через несколько часов в комнату вошел синьор Понти и принес один из тех свитков, которые он успел перевести ночью, под номером 7. Он пояснил, что рукопись была составлена в 14-й год правления Тиберия, то есть в 27 или 28 год нашей эры. Как только профессор вновь покинул фургон, Томас аккуратно развернул свиток и принялся изучать его.

Свиток 7

14-й год правления императора Тиберия. Оплонтис.

Свиток Геродота во славу Плеромы.

Утром, как обычно, я вышел прогуляться по имению и, пройдя мимо сада, решил зайти в мастерскую, где Дион продолжал усердно лепил скульптуру. Услышав стук, мальчик спросил, кто это, после чего пригласил меня пройти внутрь и посмотреть на его творение. Скульптура получилось весьма красивой для ребенка семи лет, почти идеальной. Я поинтересовался, сам ли он лепил ее. По всей видимости, мой вопрос немного задел его самолюбие, но после некоторой паузы он сказал: конечно, сам, разве вы видите здесь еще кого-то. Он поделился со мной, что порой глас божий является ему и подсказывает, что и как делать, что нужно исправить, а Дион, прислушиваясь к гласу, продолжает усердно работать над скульптурой. А иногда он оставляет работу, и, когда приходит на следующий день, скульптура выглядит еще совершеннее. Он повторял, что это не чудеса, а его мастерство. Дион также поведал мне, что с прибытием учителя ему стало лучше, несмотря на то что его зрение полностью не восстановилось. На уроках с педагогом он теперь не только слушает, но может некоторое время писать, хотя глаза быстро устают, и бывает, что зрение снова пропадает до самого утра.

Выйдя из мастерской, которая находится в нижнем саду, я было решил вернуться обратно, как увидел мать мальчика, хозяйку имения, Порцию, которая шла мне навстречу. Она выглядела взволнованной. Поздоровавшись, Порция предложила прогуляться по саду. Я не стал немедленно уточнять, с чем связано ее беспокойство, и направился вслед за хозяйкой имения в сад, который раз за разом поражал меня необыкновенной красотой. Порция нечасто бывала в имении, большую часть времени она проводила в Риме. Воспользовавшись случаем, я поблагодарил ее за гостеприимство, после чего поинтересовался:

— Как у Диона так хорошо получается лепить?

Бросив взгляд в сторону мастерской, где трудиться ее сын, Порция сказала:

— Дион очень старается, но порой мне кажется, что его чрезмерное стремление к совершенству может только навредить. Я помогаю ему по мере сил, направляю, но, как вы видите, у меня нечасто получается проводить время с сыном.

Она помолчала и продолжила:

— Дион слишком горд, и порой, чтобы не ранить его самолюбие, я прячусь в мастерской, когда он там работает, и подсказываю ему. А когда сын покидает мастерскую, немного подправляю скульптуру. Для меня важно, чтобы Дион преуспел в своих начинаниях, и я заметила, что он уже и сам хорошо справляется, хотя самообладания ему пока не хватает. Наверно, вы обратили внимание на то, что мальчик слишком эмоционален. Он стремится создать идеальную скульптуру и, если ему хоть что-то не нравится, ломает уже готовое произведение и из той же самой глины начинает лепить новую. Важно одно, чтобы процесс творения не наскучил сыну и он не забросил мастерскую.

— Сегодня Дион мне рассказывал о невидимом помощнике, гласе с небес, теперь мне все стало понятно, — с улыбкой произнес я.

Да, я стараюсь незримо помогать ему, наставлять. Скульптура — это древнее искусство. Я постигла его в юном возрасте и даже сейчас, когда выдается свободное время, продолжаю лепить в своей мастерской в Риме.

Порция остановилась, залюбовавшись недавно распустившимися бутонами лилий, а затем продолжила:

— Знаете, в скульптурах присутствует некая магия, которую невозможно передать. Ты мастеришь, придаешь форму, но что получится в итоге, никому неизвестно. В этом ты походишь на творца, который каждый день созидает, желая сделать этот мир совершеннее. Мы все подражаем ему или именитым мастерам прошлого, величественные статуи которых украшают Рим и другие крупные города нашей империи, но все, чего удается добиться, лишь отдаленного сходства. С каждым разом Дион совершенствует свое мастерство, и я верю, что у него все получится.

— Да, у мальчика явно талант. Он занят именно тем, ради чего был сотворен. Учитель говорит, что у каждого человека есть свое предназначение, миссия, для которой он был рожден, и если он нашел свой путь, то это великое счастье. По утверждению учителя, грех — это не нарушение неких законов или заповедей, а отход от своей земной миссии.

— А какую миссию он напророчил вам? — поинтересовалась Порция.

— Авва убежден, что я должен стать проводником нового учения. Мне предстоит записать его и тем самым возродить из пепла.

— Как интересно, — задумчиво произнесла Порция.

— Симон говорит, что греческая религия, как и еврейское Писание, могла утратить свой истинный смысл, поскольку было много философов и религиозных деятелей, трактовавших те или иные законы, исходя из своих убеждений. Вот поэтому мы стремимся возродить истинное греческое учение и объединить его с Писанием, чтобы искатели истины смогли прикоснуться к первозданной мудрости.

Немного подумав, я добавил:

— Знаете, когда я слышу рассказы о том, как люди в отдаленных местностях стараются повторить римские величественные скульптуры, хоть и в меньшем размере, невольно вспоминаю слова учителя о материальном мире, который еще в тайных учениях называют миром «Эхо», поскольку его творили не по образу самой Кеномы и даже не по отдаленному подобию, а исходя из словесного описания. Вот поэтому и получилось не самое лучшее подобие Кеномы — столько насилия и несправедливости.

Такое может произойти и с истинным учением, которое затем каждый начинает трактовать по-своему, а его последователи делают записи, опираясь уже на эти неверные суждения. Так учение постепенно может потерять свой первозданный смысл. Подобную цепочку передачи неправильных знаний от учителя к ученику Симон называет «слепой ведет слепого». Другими словами, мир несовершенен, поскольку истинное учение со временем исказилось, оно оказалось спрятано за множественными одежками, и только искатели истины, снимая их одну за другой, смогут к нему прикоснуться.

— Получается, что спасение в тайном учении о мироздании?

— Да, это так. Только оно может вывести душу из циклов перерождения и даровать спасение. Эти тайные знания практически утеряны, хотя крупицы его сохранились в мистических греческих учениях, таких как орфизм, и еврейской эзотерической школе Даат. И чтобы дать людям забытые знания, спасительный гнозис, учитель основал гностицизм. Если привести пример о важности истинных знаний для человечества, основываясь на вашей истории со скульптурами, то, к сожалению, чем дальше скульптура от своего источника, чем больше людей передали по цепочке свои впечатления о когда-то увиденном первообразе, тем меньше она походит на него. За свою жизнь я встречал разное, бывало, что статую воспроизводили по словесному описанию, и тот, кто лепил ее, даже не видел первообраза, а случалось и так, что тот, кто описывал, тоже его не видел. Это то, что произошло с нашим миром, который был сотворен по образу и подобию.

Посмотрев на Порцию, я добавил:

— Это хорошо, что вы опекаете сына и помогаете ему. У него обязательно все получится, но только я никак не пойму, почему он называет вас «женщина»? Вначале я даже думал, что вы ему не родная мать.

Порция усмехнулась:

— Многие так думают, кто знаком с нашей семьей недавно. Я рожала его в одиночестве, поскольку муж по долгу службы был далеко. После того как Дион появился на свет, у него начались проблемы со зрением, яркое солнце словно обжигало его глаза, а посторонние звуки и гул, доносившийся с улиц, вызывали панику. Когда я поняла, что в Риме, где шумно и многолюдно, ему будет тяжело, я приобрела это имение с садом, в пригороде Неаполя, и наняла для его воспитания няню и педагога. Так и получилось, что Диона с раннего детства воспитывает няня, которую называет по имени, а меня он видит крайне редко и зовет не мамой, а женщиной. Я жду того времени, когда сын вырастет, окрепнет, станет лучше видеть и не будет бояться шума. Тогда он сможет вернуться в столицу и поселиться в нашем поместье в самом сердце Рима. Я готова передать Диону все, что имею, и даже свою мастерскую.

— Но пока это случится, может пройти слишком много времени. Почему бы вам не рассказать мальчику, что вы его мать? Мне думается, что он, как каждый из нас, тоскует по родительскому теплу, хотя, возможно, никак это не показывает.

Порция, вспомнив о своей матери, которую давно не видела, сквозь слезы произнесла:

— Пока не время. Я не могу сейчас подолгу находиться рядом с сыном. Ему лучше не знать, что у него есть мать, поскольку каждый раз, когда мы будем разлучаться, он будет еще больше страдать. Но, где бы я ни находилась, я всегда буду защищать своего ребенка и никому не позволю навредить ему.

— Наверное, вам тяжело в Риме одной, без мужа?

— Мой муж занимает важный пост, он служит Римской империи. Я раньше сопровождала его, но теперь вынуждена оставаться в Риме. Я часто пишу ему письма, а иногда отправляю посыльных, если нужно что-то важное передать на словах.

Вспомнив свое посещение столицы империи, я сказал:

— Мне очень понравилось в Риме. Я был там дважды и надеюсь побывать еще, если Симон позволит его сопровождать.

Услышав имя волшебника, Порция произнесла:

— Мы благодарны Симону, что, покинув наше имение в Риме, он отправился именно сюда и находится рядом с Дионом. Хотя многие влиятельные люди хотели, чтобы он оставался в столице. Представляете, прознав, что Симон жил в нашем римском поместье, люди из разных городов империи продолжают туда прибывать, чтобы увидеть мага воочию. Нам даже пришлось повесить табличку, что Симон чудотворец покинул имение и вообще Рим.

— Вот именно поэтому учитель решил временно поселиться в Оплонтисе. Он любит подолгу размышлять, находиться в одиночестве, и здесь ему очень нравится.

— Задолго до вашего прибытия, когда Симон еще находился в Иудее, вся римская знать была наслышана о его чудесах, поскольку он исцелил от глухоты и немоты дочь прежнего префекта Иудеи, Валерия Грата. Новость об этом расползлась по всей Римской империи, и в столице его стали называть Симон Магус, а порой даже и Зевс. Все мечтали повидаться с ним, увидеть, как он парит высоко над землей, ходит по воде и творит другие чудеса. Я не раз писала об этом мужу. Несмотря на все истории, многие думали, что такого человека вообще не существует или что рассказы о его чудесах — вымысел, пока не увидели все своими глазами на римском форуме.

Порция о чем-то задумалась, а потом поинтересовалась:

— Скажите, вам, наверное, известно, что он славится как чудотворец и ему под силу исцелить даже прокаженных?

— Да, конечно, я знаю об этом, несмотря на то что сопровождаю его всего второй год.

— Тогда, может, вы скажите, почему он полностью не исцеляет Диона, а только на время облегчает его страдания?

— Это ведомо одному учителю. Возможно, пока не пришло время, чтобы Дион полностью прозрел. Я слышал, как Симон, беседуя с мальчиком, пообещал, что, когда настанет время, тот покинет это имение и отправится в ваше поместье в Риме, сможет увидеть красоту вечного города своими глазами. Напрасных обещаний учитель не дает.

Мои слова успокоили Порцию, и она произнесла:

— Как бы то ни было, ребенку легче, когда Симон рядом. Я рада, что они поладили. Дион называет его Магусом, добрым человеком и даже Юпитером.

— Да, это так.

— Знаете, — задумчиво сказала Порция, глядя куда-то вдаль, — когда Симон выступал на римском форуме, там собирался весь город, и даже сам император прибывал взглянуть на его чудеса. Простой народ особенно восхищается тем, как Симон превращает воду в кувшине в вино и поит их. Но теперь Магус стал реже появляться на публике. — Женщина посмотрела на меня. — Вы не знаете, с чем это связано?

— В последние месяцы учитель предпочитает уединение, возможно, он готовится к важному событию, поэтому и прибыл сюда. Но несколько раз в месяц Авва все же отправляется в Рим, чтобы посетить театр Помпея, колесничие бега или провести время в банях, где не особенно многолюдно и в основном собираются знатные римляне.

— Вы упомянули о римской знати, и я вспомнила о том, что давно хотела спросить. Поговаривают, что Симон избегает общения с простыми людьми, относится к ним с пренебрежением и тому же учит своих последователей.

— Это не совсем так. Насколько вам известно, мы, его последователи, не обладаем особым богатством, но Симон продолжает наставлять нас. Да, к знатным и богатым людям учитель относится с особым почтением, но, как утверждает Авва, главная ценность в человеке — это искра, которая есть внутри каждого. Данная искра сверкает соразмерно тому, какой путь к тайным знаниям прошел человек. По утверждению учителя, только гностики и богатые люди, которые просвещенными могут и не являться, удостоились этого внутреннего света. Когда гностики или знатные люди находятся рядом друг с другом, то искры, части этой падшей богини, сияют еще ярче, они как будто радуются и разгораются, как угли от ветра, но в толпе, в среде простых, невежественных людей, этот свет начинает медленно угасать. Иногда, чтобы было более понятно, Авва говорит не об искре, а о царице-душе или о самой богине, которая пребывает в каждом из нас и пробуждается при свете той самой искры. Вот поэтому утверждают, что в невежественных, или как их еще называют «темных» людях, царица-душа спит, а в телах просвещенных, наслаждаясь этим высшим светом, бодрствует. И когда богиня встречает подобный свет в ком-то еще, то радуется с большей силой, как будто увидела близкого человека, а если встречает темноту, невежество внутри кого-то, то грустит, и свет постепенно меркнет. Это и служит причиной избирательности в общении Симона.

В еврейском тайном учении Даат есть история, которая мне очень нравится. В ней говорится, что если два человека встретились и подружились, то рождается ангел, символ этой дружбы. Когда они вместе и им хорошо, то он тоже радуется, а когда расстаются — он грустит. Порция, у вас, наверное, случалось так, что вы когда-то познакомились с человеком и через много лет внезапно вспомнили о нем? Это тот самый ангел, который со временем теряет силы и издает последние вздохи жизни, напоминает о нем. Эта история может отдаленно объяснить ту радость, которая поселяется в душах людей с пробужденной искрой, когда они находятся рядом.

— Как интересно… А еще я слышала, что Магус избегает общения со священниками иудейскими, считая, что они не готовы принять его новое учение на основе Писания. Прознав, что Симон проповедует гностицизм, они даже требовали казнить чудотворца, но им удалось добиться только его изгнания с тех земель.

— Из Иудеи учителя не изгоняли, он сам ее покинул, так как завершил свою миссию в тех землях. Мы живем в знаковое время, когда многие народы молятся о прибытии спасителя. Иудеи ожидают своего мессию, а Симон утверждает, что будущим спасителем станет не кто иной, как посланник его. Он прибудет в этот мир, чтобы дать людям новые знания, а также чтобы на основе греческих мистических учений и еврейского Писания создать новую мировую религию, у истоков которой мы находимся.

— А почему тогда иудеи не принимают учение Симона, раз оно основано на Писании, и продолжают упрекать его в том, что он не соблюдает еврейских заповедей и требований к пище, несмотря на то, что называет себя потомком одного из колен Израилевых?

— Да, учитель ест разные виды мяса, рыбы, птицы и не скрывает этого. Симон любит повторять, что заповеди на него не распространяются, и нам он разрешил нарушать их, даже строгие иудейские посты и пищевые табу, пока он с нами. Учитель говорит, что гностики спасаются знаниями, а не заповедями.

Я даже был свидетелем того, как учитель посещал в Риме и других городах языческие храмы. Сразу хочу сказать, что он не молится в них, а ходит посмотреть на внутреннее убранство и архитектуру или, как он сам говорит, проникнуться духом этого места. Нам не дано постичь его великой мудрости. Раз Симон творит такие чудеса и стал обладателем тайного имени, значит, высшие силы благоволят ему, и мы должны следовать наставлениям учителя.

Порция внимательно выслушала меня, после чего произнесла:

— Как бы то ни было, визит такого гостя для нас большая честь. Мне прекрасно известно об отношении к Симону римской знати, поскольку я сама происхожу из Юлиев-Клавдиев. В столице многие почли бы за честь не то что приютить Магуса, а просто пообщаться с ним. Уверена, что у него все получится и учение, которое он основал, покорит сердца людей на всей земле. Дион очень рад его присутствию в Оплонтисе и говорит, что, когда добрый человек рядом, его страдания уходят и глаза, хоть и на время, перестает резать так сильно.

Пристально посмотрев на меня, Порция сказала:

— Вы, наверное, заметили мою взволнованность при нашей встрече. Я не стала беспокоить Магуса, но хочу, чтобы вы отговорили его от посещения сегодня Рима. Дело в том, что я часто вижу вещие сны, и этой ночью мне приснилось, что лошадь при виде Симона взбесится и набросится на него, могут пострадать невинные люди.

— Учитель говорил, что сегодня собирается в столицу, чтобы посетить гонки на колесницах. Может, вам приснились сами состязания, где Симон будет присутствовать как зритель?

— Нет. Это будет после гонок, на обратном пути.

Видя беспокойство Порции, я произнес:

— После нашего разговора я отправлюсь к учителю и обязательно передам ему ваши слова.

Немного успокоившись, Порция поинтересовалась:

— Скажите, а Симон кого-то ожидает? Во сне я видела, что в имение скоро прибудет еще кто-то, и за пятничным столом будут стоять три новых блюдца.

— Нет, мы никого не ждем, кроме того самого посланника, имя которого известно только учителю. Но когда прибудет сын божий и прибудет ли вообще, мне неведомо.

Немного подумав, я добавил:

— Может, вы говорите о двух гостях, которые прибыли сюда утром из Иудеи. Они как-то узнали, что Симон находится в Оплонтисе, и хотели купить у него благословение. Да, на его представления часто прибывают люди из разных земель и за деньги просят научить их мастерству. Эти двое из Иудеи не поверили в версию о его казни, долго искали его в Риме, а после оказались здесь. Больше мы никого не ждем, по крайней мере мне учитель об этом не говорил.

— Я видела во сне наездника, которого сбросила та самая лошадь при виде Симона, и еще двоих, которые помогли ему подняться. Затем эти трое проникли в наш сад и, упав в него в виде семян, стали большими деревьями.

Посмотрев на прекрасные деревья, растущие в саду, Порция добавила:

— Поверьте моим словам: прибудут трое к этой пятнице. Если двое уже здесь, значит, скоро явится еще один. Сны меня никогда не обманывают.

Чтобы успокоить Порцию, я сказал:

— Учитель говорит, что толковать сны нужно очень осторожно. У большинства людей они ничего не значат, и лишь у тех, кто проделал определенную духовную работу, могут оказаться пророческими. Но даже у великих пророков они не имеют однозначной трактовки. Поэтому еще с древности говорят об опасности толкования снов, даже тех, которые кажутся вещими, поскольку через одни может говорить бог, а через другие — дьявол. И только время позволит понять, истинное было то пророчество или нет.

— Я нечасто делюсь своими снами, но вам решила рассказать, чтобы уберечь людей от опасности. Мне прекрасно известно о мудрости Симона и конечно же он сам решит, как ему поступить. Если Магус все же настоит на поездке в столицу, вы мне непременно сообщите. Я отправлю перед вами гонца, чтобы слуги успели подготовить римское поместье на случай, если чудотворец пожелает переночевать в столице.

Я одобрительно кивнул. Посмотрев куда-то в даль, Порция задумчиво сказала:

— Как же вам повезло оказаться рядом с Магусом. Одни говорят, что его власть от бога, другие — что от дьявола, но бесспорно одно — Симон обладает неописуемой силой. Он парит в воздухе, исцеляет прокаженных и немых. Я слышала, что ему даже удалось воскресить нескольких людей.

— Да, рассказывают и такое.

— А как ему это удается? Может, вы поделитесь со мной?

— Я и сам не знаю.

— Говорят, ему открылось некое тайное имя. Вы, как наиболее приближенный к нему ученик, должно быть, тоже его знаете? Может, вы сможете помочь Диону?

— К сожалению, этим именем можно пользоваться только в крайних случаях. Симон демонстрирует все эти чудеса не для праздного веселья, как многим может показаться, а чтобы люди уверовали в истинность его слов и чтобы будущий спаситель смог отыскать его в этом мире. Если имя появляется еще у кого-то, то теряет силу.

— Получается, вы не прольете свет на его тайну? — разочарованно протянула Порция. — Я думала, что с вами, как с одним из наиболее близких его последователей, он должен был поделиться. Если Симон не посвящает даже вас, мне точно ничего об этом не узнать.

— Он приберегает это для сына божьего. А что касается нашего знакомства, то я, как уже говорил, следую за ним только второй год. Симона привлекло мое образование и познание в языках. Греческий для меня родной язык, поскольку я представитель еврейского эллинизма и был воспитан на греческой философии, а еврейский и арамейский выучил, когда прибыл впервые в Иудею, десять лет назад. Вначале я получил религиозное образование, но мне стали тесны его рамки, и я стал постигать у мудрецов Галилеи эзотерическое учение Даат. В одном из свитков я даже описал это тайное еврейское учение. Позже я так же, как и другие евреи-эллинисты, пытался связать Писание с греческой философией. Узнав о Симоне-чудотворце, который проповедовал о Плероме, я прибыл в Самарию, чтобы услышать проповедь о спасительном гнозисе и лицезреть чудеса, а затем последовал за ним.

Перемещаясь из города в город, мы подолгу беседовали и, увидев мои познания в греческой культуре, а также в Пятикнижие, Авва восхвалил мою Богоматерь и позволил записывать его учение и рассказы о чудесах. Все записи я делаю на греческом, для гностиков будущего. Хочется заметить, я не преданный последователь Симона, а искатель истины, но то, что учитель творит, я объяснить не могу. О Симоне-чудотворце говорят во всей Римской империи, поначалу я не верил и думал, что это не более чем вымысел, пока не увидел все воочию.

— Сколько же у него имен? Одни называют его Симон-самаритянин или Симон-чудотворец, греки — Зевс, римляне — Юпитер, Магус или Фаустус, и я даже слышала, как некоторые ученики обращались к нему Авва или Эли.

— Вы правы, учителя называют по-разному и даже Зевсом, поскольку Симон и Елена, первая мысль Нуса, Отца Плеромы, ради вызволения которой он и спустился в этот мир, символизируют сейчас Зевса и Афину.

— Поэтому у входа в его жилище вы установили статую главного из олимпийских богов?

— Да. Каждый прибывающий проходит проверку, и если на заданный нами вопрос, чья эта статуя, они ответят — Зевса и Афины, а не Симона и Елены, то их не допустят к учителю. Гностики знают, что в тело Симона спустился сам Нус (Ум), чтобы вызволить из этого мира свою первую мысль, имя которой Эннойя (Мысль). Некогда они кружили в танце любви и творили все прекрасное в высших духовных мирах, но в какой-то момент Эннойя сбежала, чтобы начать творить самостоятельно, но была схвачена своими же творениями.

Она оказалась в плену у архонтов, которых когда-то сама создала, и сейчас блуждает по этому миру в поиске Спасителя. Однако Симона почитают как бога не только его последователи, но также многие из тех, кто стал свидетелем его чудес, и тех, кого он исцелил, они понимают, что такое подвластно только богу. Но большинство римлян, восхищенных его чудесами, называют Симона «Благоприятный», «Чудотворец», а чаще всего «Маг».

Чтобы пояснить Порции смысл различных имен Симона самаритянина, я добавил:

— А обращение «Эли» переводится с еврейского как «мой бог». Мы порой также называем его «Авва», что с еврейского переводится как «отец», поскольку Симон олицетворяет отца Плеромы в гностической истории, того самого Нуса, а также является духовным отцом для всех своих последователей. Но так к нему обращаются самые близкие его ученики, другим такое не позволено.

— А что нужно сделать, чтобы обучаться у Симона, стать его последовательницей?

— Авва сейчас никого не обучает, а отправляет читать его записи или записи, сделанные его учениками. Он вообще в последнее время сторонится людей, стал излишне подозрителен. Я поинтересовался, с чем это связано, и учитель ответил, что боится ошибиться в спасителе. Но о вас Симон очень хорошо отзывается. Вы выделили имение и делаете щедрые пожертвования для освобождения Елены из Тира.

— Тогда, может, пока я нахожусь в Оплонтисе, через вас мне удастся прикоснуться к гностицизму.

— Я спрошу у Симона. Думаю, он не будет против, поскольку вы заботились о нас в Риме и даже здесь. Если Авва согласится, я подробно расскажу о гностицизме и о том, какую проверку проходят будущие ученики, прежде чем не только встретиться с Симоном, но и просто начать обучение.

— Расскажите мне еще об учителе. Какой Магус в обычной жизни?

— Большую часть времени Авва проводит в одиночестве, размышляя о Елене. Как я уже говорил, для него она символизирует Эннойю, которая также называется его первой мыслью. Симон часто рассказывает на проповедях, что эта первая мысль, Елена, спустившись в материальный мир, была схвачена архонтами и сейчас пребывает в Тире, откуда он должен ее выкупить и вернуть в высшие миры, в Плерому. Учитель утверждает, что в предыдущих перевоплощениях она была той самой Еленой Прекрасной, из-за которой и произошла троянская война. По другой версии, Елена символизирует вселенскую душу. Спустившись в этот мир, она распалась на множество душ, которыми наделены люди. Еще эти души в разных учениях называют искрами. Эти искры есть в каждом. Я вам уже рассказывал, что учитель по большей части сторонится простых людей, так как пробужденная Елена, которую еще называют царицей-душой, пребывает только в гностиках, а также в знатных, богатых и наделенных властью людях. Во время общения с ними он может увидеть ее далекое отражение, воспоминание о той самой первой Мысли. Симон говорит, что пробудить внутри себя царицу Елену удается не каждому, одни удостаиваются этой чести по рождению, знатному происхождению, а другие благодаря своему усердию и старанию. Авва утверждает, чтобы каждый должен стремиться пробудить в себе царицу-душу, но для этого нужно проделать большую духовную работу, долго и регулярно поститься, победить в себе пороки и быть скромным, умеренным в своих желаниях. Но все эти предписания только для душевных людей.

Внимательно посмотрев на Порцию, я продолжил:

— Несмотря на то, что люди с большим почтением относятся к Симону Магу и внимают каждому слову, порой мне кажется, что он и сам не верит в то, что говорит. Когда мы остаемся в узком кругу и спрашиваем учителя о воздаянии в будущем мире, о рае и аде, он насмехается над нами, утверждая, что нужно жить настоящим, наслаждаться каждым днем и не думать о будущем. Но, когда появляются слушатели, тем более если это кто-то из знатных и богатых людей, он становится совсем другим. У него даже заикание, которое проявляется, когда он сильно волнуется, куда-то исчезает. Происходит чудесное преображение, которое объяснить просто невозможно. Учителя словно подменяют, как будто дух святой вселяется в него, о котором он так часто рассказывает в своих проповедях. Симон словно светится и с легкостью очаровывает каждого. Ты слушаешь все это, наблюдаешь, и, несмотря на то, что некоторое время назад он смеялся и призывал пить вино, есть мясо, птицу и рыбу, веселиться и наслаждаться жизнью, ты веришь ему с еще большей силой. Я не знаю, как это объяснить, и порой смотрю со стороны и думаю, он это или святой дух.

Порция, затаив дыхание, слушала мой рассказ о великом маге и проповеднике Симоне, а я продолжал:

— В присутствии знатных людей он искренне и убедительно говорит о воздаянии за добрые дела в будущем мире, о том, что их пожертвования пойдут на спасение заточенной в этом мире богини, и ты так же искренне веришь ему против воли. Они выделяют Симону множество золотых монет, а он собирает их и говорит, что непременно выкупит на эти деньги Елену из Тира. Но сейчас он стал меньше общаться, много предается размышлениям и дает всем читать свои рукописи, несмотря даже на то, что за встречу с ним люди предлагают щедрое вознаграждение. Своим ученикам Симон говорит, что заканчивается эра Отца и вот-вот должна наступить эра Сына, которому он передаст бразды правления этим миром, а сам отправится выкупать свою Елену из Тира.

Порция, казалось, готова была и дальше слушать мои рассказы о чудотворце из Самарии, но время подходило к полудню, и, извинившись перед ней, я направился к Симону. Приближаясь к его жилищу, я увидел, как слуги уже готовили экипаж для поездки в Рим.

Я сразу же рассказал учителю о предостережении Порции. Авва выслушал меня, но заверил, что этот сон не правдивый и, возможно, послан для того, чтобы разрушить его планы. Симон видел некий знак, поэтому мы непременно отправимся сегодня в Рим и даже посетим колесничные бега. Сейчас я допишу эти строчки и последую за учителем. Это будет мое третье посещение Рима, прекрасного, вечного города.

***

Дочитав рукопись до конца, Томас решил помолиться перед сном и, убрав со стола свиток под номером 5, достал Библию. Профессор, находящийся в соседнем фургоне, несмотря на поздний час, продолжал работать. Он изучал и переводил рукописи, а затем сохранял их на компьютере. Когда в папке «Гностический миф» появлялись тексты трех-четырех свитков, он переносил файлы с компьютера на внешний жесткий диск, чтобы после спрятать их в своей римской квартире. По мере изучения рукописей Джованни все больше проникался гностическим учением, он не смотрел на гностицизм как на истину в последней инстанции, но видел в нем логичное иносказательное объяснение событий, описанных в Библии.

Дьякону же знакомство с гностицизмом давалось намного сложнее. Прочитав свиток и помолившись, уже перед самым рассветом он заснул так крепко, что даже не слышал будильника, прозвонившего в шесть утра. Томас видел тот сон, который преследовал его с детства.

Пятилетний мальчик сидит около постели матери. Правой рукой, на которой надето обручальное кольцо, она сжимает цепочку с нательным крестом. Они ждут, когда придет отец со священником. Льет сильный дождь. Мальчик выбегает во двор, чтобы позвать на помощь, но там никого нет. Женщина, так и не дождавшись священника, покидает это мир. Вернувшись в комнату, мальчик видит, что уже нет ни обручального кольца, ни цепочки с крестом. Мальчик садится около кровати и горько плачет, схватившись руками за колени. В это время возвращается отец, но он один, без священника.

Синьор Понти ждал снаружи и, когда часы показали 6:15, постучался в фургон. Не дождавшись ответа, он прошел внутрь. На столе лежал свиток, а дьякон спал крепко, но беспокойно. Подойдя ближе, профессор тихо произнес:

— Томас, Томас, с вами все в порядке? Просыпайтесь, нам пора ехать.

Дьякон пробудился в холодном поту и пробормотал, что скоро будет готов.

Оглавление

* * *

Приведённый ознакомительный фрагмент книги Жизнеописание Симона Волхва, или Незаконченный танец Ума и Мысли предоставлен нашим книжным партнёром — компанией ЛитРес.

Купить и скачать полную версию книги в форматах FB2, ePub, MOBI, TXT, HTML, RTF и других

Смотрите также

а б в г д е ё ж з и й к л м н о п р с т у ф х ц ч ш щ э ю я