Самба. Путь к паркету

Герман Федоров

В книге изложен путь формирования танца Самба. Разобраны истоки и первопричины появления танца как части африканской культуры в Бразилии. Также вы узнаете о вариантах истории происхождения названия. Описаны особенности и ритуальные значения движений. Значительное внимание уделено основным разновидностям и направлениям танца. Приведены примеры танцевальных фигур самбы в Бразилии.Эта книга будет интересна профессиональным исполнителям, педагогам и просто любителям Латино-Американского танца.

Оглавление

* * *

Приведённый ознакомительный фрагмент книги Самба. Путь к паркету предоставлен нашим книжным партнёром — компанией ЛитРес.

Купить и скачать полную версию книги в форматах FB2, ePub, MOBI, TXT, HTML, RTF и других

Религия Африки

Значение и разночтения

Формирование национальных танцев и традиций во многом зависит от мировоззрения и религии. История латиноамериканских, уличных танцев и современных направлений классического танца связана с религией йоруба. Эта религия зародилась у одноименного племени, которое обитало на территории нынешних Бенин, Анголы и Конго. В свою очередь религия взаимодействовала с близ лежащими религиозными течениями, перенимая и дополняя мировоззрения других племен. Много пересечений можно обнаружить у племен бенин, дагомей, того и игб.

Религии Африки очень сложно поддаются изучению из—за многих факторов.

Первый фактор — это языковая разница. Многие племена разговаривают на языках, которые не исследованы в достаточной мере. Для изучения необходимо войти в среду обитания племен и провести не один год, осваивая и анализируя информацию. Ученых, готовых посвятить себя с головой изучению языка и традиций, единицы.

Во—вторых, внутри любого племени существуют уровни посвященности к знаниям, и не каждый внутри племени имеет право владеть сакральной информацией, не говоря о чужаках — исследователях.

Вдобавок у многих племен отсутствует письменность, а знания передаются устно. Вечером у костра один из старейшин пересказывает истории предков и религиозные верования. Это в свою очередь создает новую сложность. Каждый новый рассказчик может привносить многое от себя, пополняя религию новыми догматами. Отсутствие священных книг позволяет рассказчикам трактовать всё по—разному, а в результате рождаются новые мифы и божества, а потом переносятся из племени в племя.

В частности, в связи с поглощением религии догмеи йорубой, во второй появились божества, отвечающие за одно и тоже, например, Нана и Йамая — обе богини океана.

Богов в разных племенах называли на свой манер, что опять же приводило к удвоению богов в пантеоне. К примеру, Ошун и Осун в некоторых вариантах йорубы присутствуют одновременно, хотя изначально это имя одной той же богини на разных диалектах, при этом первая девушка, а второй парень.

В религии есть абстрактные состояния — это те силы, которые человек получает от молитвы. Но в некоторых племенах эти состояния в свой черед считаются отдельными божествами, у которых существует своя мифология.

Некоторые божества по одной версии мужского пола, а по другой — женского, что произошло с божеством Обатала.

Существуют разночтенья в родственных связях — в разных вариантах Ошун замужем за разными божествами. Имеются также временные ошибки.

В современных городах Африки религия соответственно претерпевает изменения под влиянием христианства и культурного развития. Есть версия, что верховный бог был один — Олодумаре, но католики привнесли концепцию триединства бога. Так появились Олокун и Олофи, которые предположительно были дополнительными именами единого бога.

Под влиянием католиков появились ответвления от йорубы — сантерия и кандомбле. Эти культы распространены по всему миру на Кубе, в Венесуэле, Пуэрто—Рико, в Доминиканской Республике, Панаме, Бразилии, Мексике, Колумбии и в местах с большим испанским населением в Соединенных Штатах. Они также присутствует в Испании, Италии, Франции, Англии, Нидерландах и Германии.

Взаимодействие племен и передача информации искажает истории, создавая все новые религиозные течения.

Таким образом внутри каждой религии в Африке среди различных племен и стран есть различия в трактовках. Опять же отличаются имена богов — количество имен одного божества может исчисляться десятками. А рассказать одну и ту же религиозную историю можно в различных интерпретациях.

Я попробую апеллировать наиболее распространёнными историями и мифами, которые существуют, так или иначе, у всех племен, хотя детали могут отличаться…

Йоруба

Религия йоруба очень отлична от европейского представления. В ней содержится несколько уровней божественных существ.

Есть высший состав божеств. Они создали все и занимаются глобальным развитием вселенной. Эти божества являются создателями и их относят к разряду пожилых (взрослых) богов. Самые почитаемые Olodumare, Oduduwa, Olokun, Nana.

Ниже находятся более мелкие боги, из называют Ориши. Они занимаются конкретной специализацией и помогают людям. Люди, которые изменили мир к лучшему или помогли своему племени в решении каких—либо проблем, по преданию, также становятся бессмертными ориши и к ним тоже обращаются в молитвах и ритуалах. Ориши в свою очередь делятся на главных, воинов и малых.

Главные: Obbatalá, Oxun, Yemaya, Obba.

Войны: Elegguá, Oggún, Shango, Oshosi, Oya.

Младшие: Abita, Aroni, Ayaó, Ibeyis, Irunmoles, Korikoto, Obañeñe, Oggue, Oke, Oranmiyan, Ori, Oroiña, Orungan, Oshumare, Yembó.

Младшие божества очень узконаправленные божества, часть из них являются просто амулетами на удачу.

Исключение — Babaly Aye, это отдельный культ божества—врачевателя.

Ниже всех богов находятся люди, которые обращаются к ориши для того, чтобы они дали сил или иные блага на осуществление задуманного, или решению проблем. Если ориши не справляются, то люди обращаются к высшим богам.

Обращение ко всем богам происходит через молитву, танец или ритуал. Часто используются маски или костюмы. Согласно одним верованиям ритуальная атрибутика позволяет богам увидеть человека, принимая за своего. А согласно другим, костюм и маска потворствуют тому, что в тело ряженого вселился дух божества для общения.

Танец также является приманкой для духа, чтобы тот вселился в тело исполнителя. Некоторые танцы исполнялись для того, чтобы перенять силу животного, движениям которого они подражали в танце. Такой ритуал часто совершали непосредственно перед охотой или боем. Танцы исполняются на праздниках, в ритуалах и перед охотой. Во всех танцах, кроме свадебных, могут участвовать все смотрящие.

Следует отметить, что в религии Йоруба присутствуют абстрактные состояния, которые являются показателями взаимодействия (единении) с божеством. Они схожи с христианским понятием «благодать», но численности их гораздо больше. Эти состояния приобретаются в процессе танца, ритуала или молитвы.

Мифы и Боги Йоруба

В религии Йоруба очень сложно найти первопричину всего. В разных племенах своя трактовка происхождения. Но так или иначе все сводится к одной единственной богине. У нее много имен, но чаще всего встречается Nana (Nana Buluku).

Нана встречается во многих верованиях Африканских народов. Она представляет собой высшее существо, а в некоторых трактовках — абстрактное понятие. Согласно религии йоруба, эта богиня является матерью всего. Она создала пространство, Землю, Луну (Маву) и Солнце (Лизу). В некоторых племенах поклоняются богине Нана, а в других считают, что ее не заботят дела людей, так как он занята делами более высокого порядка. В таких племенах почитают божеств, в соответствии со сферой их влияния.

В некоторых трактовках Нана — это абстрактное понятие. Согласно этому воззрению она предстает как безграничное пространство, то есть материнское лоно всех богов.

Изображают Нану как Пожилую Женщину, которая существовала до сотворения мира. Нана является матерью высших богов — Олодумаре, Олокуен и Олофи.

Конец ознакомительного фрагмента.

Оглавление

* * *

Приведённый ознакомительный фрагмент книги Самба. Путь к паркету предоставлен нашим книжным партнёром — компанией ЛитРес.

Купить и скачать полную версию книги в форматах FB2, ePub, MOBI, TXT, HTML, RTF и других

Смотрите также

а б в г д е ё ж з и й к л м н о п р с т у ф х ц ч ш щ э ю я