Самба. Путь к паркету

Герман Федоров

В книге изложен путь формирования танца Самба. Разобраны истоки и первопричины появления танца как части африканской культуры в Бразилии. Также вы узнаете о вариантах истории происхождения названия. Описаны особенности и ритуальные значения движений. Значительное внимание уделено основным разновидностям и направлениям танца. Приведены примеры танцевальных фигур самбы в Бразилии.Эта книга будет интересна профессиональным исполнителям, педагогам и просто любителям Латино-Американского танца.

Оглавление

* * *

Приведённый ознакомительный фрагмент книги Самба. Путь к паркету предоставлен нашим книжным партнёром — компанией ЛитРес.

Купить и скачать полную версию книги в форматах FB2, ePub, MOBI, TXT, HTML, RTF и других

Новая земля

Первооткрыватели

История танца самба начинается с экспедиции Педру Алвариша Кабрала в Индию в 1500 году. Огибая мыс Доброй Надежды корабль сбился с курса и, по ошибке, отправился на запад. Осознав, что команда движется в другом направлении, они продолжили ход в поиске суши, и через несколько дней эскадра в размере четырнадцати кораблей наткнулись на землю.

Стоит упомянуть, что бытует противоположная версия о том, что Кабрал целенаправленно искал новую землю.

Место, найденное Педру Кабралом, было принято за остров. На тот момент, в отличии от Колумба, мореплаватели, прекрасно понимали, что они нашли новую землю. На берегу, в знак освоения, поставили крест, а место назвали Санта—Круз — земля Святого Креста.

Команда понятия не имела, что они попали на другой материк, но именно с этого момента начинается история Бразилии.

Позднее колонизаторы обратили внимание, что на открытой территории произрастает вид дерева, называемый «пау—бразил». Из данного растения добывался ценный и редкий краситель. Первые поселения возникли на месте плантаций деревьев. С этого момента территорию, между собой, стали называть «Бразилия», указывая принадлежность места к добыче выше указанного сырья.

Освоение новой территории продолжалось, корабли под командованием Гонсалу Коэлью из Португалии проплывали в поисках земли Санта—Круз и 1 января 1502 года остановились в бухте, которую приняли за реку. Моряки были удивлены, так как был январь месяц, а река не замерзла, как это было на земле Святого Креста. От словосочетания «река в январе» и появилось название — «Рио—де—Жанейро».

Планомерное освоение новых земель началось в 1530 году. Из Португалии стали прибывать корабли экспедицией по обустройству и дальнейшему заселению новой земли. Они привезли с собой скот, саженцы, семена и необходимые орудия труда.

Климат Бразилии позволял выращивать растительные культуры в больших масштабах, в чем без сомнений португальцы почувствовали выгоду. Первой культурой для выращивания стал сахарный тростник. Для его взращивания требовалось открывать новые территории, так количество портов на пути от Санта—Круз к Рио стало увеличиваться.

Самым крупным местом по производству сахара стал город Сальвадор—де—Байя. Этот порт стал крупнейшим мировым промышленным центром и столицей будущего государства Бразилия. Этот статус Сальвадор приобрел в 1549 году.

Основной проблемой того времени был человеческий труд. Для того, чтобы расширятся требовалось больше рабочей силы. Этой рабочей силой стали местные аборигены, населявшие территорию Бразилии до прибытия колонизаторов.

Коренные жители Бразилии

Когда португальские колонизаторы начали осваивать территорию будущей Бразилии, они понимали, что данная территория является новым светом, на который когда—то прибывал Колумб, считая, что местные жители — это индусы. По инерции мореплаватели начали называть всех жителей материка на свой манер с искажением índios, в то время как индийцы называются по—португальски indianos.

Основными жителями были представители группы племен топинамбур, которых сокращенно называют «тупи». Предположительно это был один народ с одной языковой группой, но по какой—то причине они все жили многочисленными общинами, у каждой из которых был свой диалект, свои религиозные верования и традиции.

Во многом, именно эта разобщенность станет причиной того, что их традиции сохранятся в меньшей степени. Для португальцев эти различия в мировоззрениях создало иллюзию того, что у этого народа нет вообще никакой четкой религии, о чем они писали в своих журналах. И лишь намного позднее они заметили наличие у них религиозных обрядов.

Верования племен тупи были связанны в основном с движениями космических тел, их они обожествляли и создавали вокруг них мифы. Также часто встречались верования в духов, с которыми шаманы могли входить в контакт. Колдовство против человека было запрещено, и, если шамана подозревали в подобном, его ждала суровая кара. Считалось, что, когда ты ешь животное, ты перенимаешь его силу. По этой причине поедание трусливых животных старались исключать, так как это низменное чувство в видении индейцев тупи.

Само население занималось охотой, рыболовством, животноводством и земледелием. Многих животных держали дома, некоторым покланялись и делали подношения, некоторых убивали в пищу, согласно ритуалу. К слову, были и те племена, что не занимались земледелием, потому что не были оседлыми.

Часть племен воевали между собой. Нормой было брать в плен и поедать противника. В случае если противник боялся или метался от страха, его не ели, боясь перенять его трусость. Каннибализм был нормой жизни и не имел негативного окраса, с точки зрения местного населения. В свою очередь, португальцами это воспринималось как дикость.

Искусство тупи

Как уже было указано ранее, из—за разрозненности племен, многие детали культуры и искусства индейцев тупи были утрачены. Судить о их наследии мы можем лишь по самым немногочисленным сведениям. Но несмотря на это, в искусстве Бразилии мы можем вычленить мелкие детали, которые могли прийти только лишь из культуры индейцев.

Все мифы и сказки в культуре тупи передавались устно, письменности не было. Взамен письменности были символы, которыми украшали орудия труда и охоты. Так же знаки использовались в элементах одежды и украшений.

Индейцы часто наносили символы на свое тело. Так же в качестве украшений использовались перья и иные природные материалы.

Согласно тому, что известно, музыка имела только лишь сакральное значение, она использовалась в религиозных ритуалах, музыки для социальных мероприятий не было. Основные инструменты были ударные и духовые. Считалось, что музыка устанавливает связь между миром духов и людей, а способом общения был танец.

Танец имел только ритуальное значение. Согласно сохранившимся сведениям о танцевальной культуре — мы можем увидеть очень примитивный уровень. Хореография не богата обилием танцевальных движения, и состоит в основном из прыжков и шагов вперед и назад. В основном танцы были массовыми и основывались на перестроении, опять—таки, немногочисленном. Выделялись танцы сольные и парные, отголоски их мы находим в бразильских танцах соло каримбо, форо и фрево. У всех этих танцев ритм схож с ритмом польки, движения основаны на невысоких прыжках с приземлением на два выпрямленных колена. Также культура индейцев тупи повлияла на формирование танцев парного каримбо, ламбады и машише. Многие фигуры в разновидностях самбы имеют индейские корни.

Взаимодействие с португальцами

Когда португальцы прибыли на территорию будущей Бразилии их встретили радушно. Местное население было мирно настроено к колонизаторам. В свою очередь агрессивно настроенные племена, которых было не так много, истреблялись.

Племена тупи и португальцы обнаружили взаимную выгоду друг для друга. Для коренных жителей были новы орудия труда европейцев и современное, по тем понятиям, оружие. В свою очередь европейцам не был известен огромный ряд растительных культур, которые выращивались туземцами. Наиболее популярными стали табак, орехи кешью, маниок, кукурузу, батат, бобы, арахис, тыква и хлопок.

У индейцев были местные обычаи включать чужаков в свою общину, выдавая в жены одну из женщин племени. Так сформировался феномен «своячества», известный на португальском под названием «cunhadismo». Португалец, который взял в жёны девушку из племени, становился своим человеком в общине и с ним можно было вести дела.

Также среди индейцев тупи было распространено многоженство, и вскоре португальские колонизаторы обзавелись несколькими женами.

Такой подход приводил к тому, что индейцы вели дела с португальцами свободно, ничего не скрывали. Они научили европейцев выращивать культуры, познакомили с местными традициями. При этом индейцы получали доступ к европейским технологиям и орудиям.

Отношение же европейцев было другое. Согласно взглядам католической церкви, они не признавали индейцев людьми. Считалось, что у них нет души, а их жизнь ничего не стоит. Португальцы использовали «своячество» для вербовки. Многочисленные родственники и соплеменники были для них просто рабочей силой для погрузки сырья на корабли.

Католическая церковь пыталась урегулировать вопрос о смешанных браках. Он считался греховным, и отношение к португальцам с индейскими женами было презрительным.

Появление межрасовых браков приводило к расслоению общества. Новая прослойка детей европейцев и женщин тупи получили название «мамелюко». Самым большим скоплением метисов стал район Сан—Пауло, который до сих пор таким и является.

Межрасовые браки создавали проблемы, решения которых, первое время, не было. Католическая церковь не могла долгое время их узаконить. Расслоение общества росло.

С ростом добычи сырья требовалось больше рабочей силы. Для восполнения этого дефицита португальцы начали порабощать враждующие племена, в этом им помогали «мамелюко». Была создана служба по отлову, которая получила название «бандейранты». Они стали символом беспощадной жестокости, их название вводило в ужас. Для индейца — попасть в плен к бандейранту значило неминуемая смерть, либо от его рук, либо от тяжелого труда на фазендах.

Так начинается история рабовладения на территории Бразилии.

Рабовладение

Нехватка рабочей силы привела к тому, что племена индейцев, которые не приняли колонизаторов, стали рабами. Враждующие индейцы, обитающие в глуби тропических лесов, отлавливались и отправлялись на работы. Агрессивных и свободолюбивых отстреливали. Бандейранты умело справлялись со своей работой. Центральное управление бандейрантов, что интересно, находилось в городе Сан—Паулу — сейчас это экономический центр Бразилии.

Параллельно с этим, католическая церковь начала создавать реформы, чтобы принять «мамелюков» как полноценных людей. Для этого приезжали католические священники, которые занимались социализацией местного населения. Священники, которые прибывали были членами орденов, чаще всего иезуитов. Помимо обучения населения евангелие они должны были оказывать медицинскую помощь и заниматься школьным обучением. Цели были благими с точки зрения католической церкви. На практике же, тех, кому обучение давалось с трудом, по мнению священников, «не могли спасти» и их ждала неминуемая смерть, так как они признавались «животными». Все индейцы и мамелюки, которые приняли христианство, становились частью новой общины, которую называли aldeias. Для них иногда строили отдельные деревни, и их не трогали, признавая их статус человека.

Неугодных индейцев отправляли на работы. Бывали случаи, что половина племени принимала христианство и приобретало свободу, а вторая истреблялась или отправлялась трудиться на плантации. От безысходности в некоторых рабовладениях вспыхивали восстания индейцев, которые быстро гасили. Самое крупное восстание было в 1686 году под руководством вождя Канинде племен жандуины и карири. Восставшим удалось победить в нескольких вооруженных сражениях.

Тяжелый изнурительный труд приводил к тому, что индейцы «дохли, как мухи». Усугубляли проблему эпидемии. Европейцы привезли вместе с собой болезни, которых до этого в лесах амазонки не было. Простой вирус гриппа, при отсутствии иммунитета к нему, убивал местных жителей один за другим. Численность индейцев сократилось к минимуму.

К слову, сейчас, в современное время, популяция индейцев на территории Бразилии существует, но в очень малых группах. Государство выделило для них заповедник Xingu, там они обитают и охраняются. Из выживших племен остались: Aweti, Kalapalo, Kamaiurá, Kayapó, Kuikuro, Matipu, Mehinako, Nahukuá, Suya, Trumai, Wauja и Yawalapiti — они живут согласно схожим традициям до колонизации.

По итогу рабов для осуществления работ в промышленных объемах не хватало. Проблему с рабочей силой надо было решать. Для этого рабов стали привозить из африканских стран, где у португальцев также были колонии.

Первые черные рабы были привезены еще в 1530 году при освоении земли Святого Креста. С расширением колоний поставки рабов стали увеличиваться. Для работ в Бразилии отбирались самые крепкие мужчины черного населения. Это были в основном выходцы из Западной Африки из племен мандинге, сонгаи, мосси, хауса — так как они были сильные и высокого роста. Позднее сила и свободолюбие этих черных рабов неоднократно создаст проблемы, поскольку придется гасить восстания и отлавливать сбежавших рабов будет сложно. Рабы из этих племен превосходили по силе португальцев и давали мощный отпор.

Черное население завозили в основном в три порта: Сальвадор, Ресифи и Рио. Завозили в несколько заходов из разных районов Африки. По выше упомянутой причине, поставку рабов начинают делать из других племен. Рабов начали поставлять из племен йоруба и дагомея, следующий поток из конго и кимбунду и заключительный из анголы, конго и мозамбика. Именно эти племена повлияют прямым образом на формирование бразильской культуры, национальной музыки и танцев.

Оглавление

* * *

Приведённый ознакомительный фрагмент книги Самба. Путь к паркету предоставлен нашим книжным партнёром — компанией ЛитРес.

Купить и скачать полную версию книги в форматах FB2, ePub, MOBI, TXT, HTML, RTF и других

Смотрите также

а б в г д е ё ж з и й к л м н о п р с т у ф х ц ч ш щ э ю я