Рубское Единение

Герасим Аникин, 2019

Анализируется психология отношений людей с различной самоидентификацией и реакцией на события при создании стабильного единения на основе стремления к здоровому образу жизни. Базой для этого является физкультура и спорт, включая бадминтон, ставший из увлечения частью образа жизни участников единения. Приведены примеры его мощного реабилитационного воздействия после инсульта, при остеохондрозе и артрозе и даже после операции на сердце. Все участники единения имеют учёные степени и звания, а также значительный общественный и административный рост.

Оглавление

* * *

Приведённый ознакомительный фрагмент книги Рубское Единение предоставлен нашим книжным партнёром — компанией ЛитРес.

Купить и скачать полную версию книги в форматах FB2, ePub, MOBI, TXT, HTML, RTF и других

Особенности Рубского стартапа

Любое событие в жизни происходит либо по заранее составленному плану и по научной терминологии называется модным словом стартап, либо на основе случайного стечения обстоятельств. Начало единению людей в рассматриваемую группу оригиналов положили три человека: Владимир Нуждин, Анатолий Королёв и Владимир Филичев, при наличии следующих факторов:

Анатолий Королёв

Владимир Нуждин

Владимир Филичев

• все они — выпускники Ивановского энергетического института;

• они — молодое пополнение кафедры «Электропривод и автоматизация промышленных установок»;

• единая научно-педагогическая ориентация последующей деятельности;

• возрастная близость;

• общее, но с различным видом мотивации, стремление к физическому совершенствованию;

• спортивно-оздоровительный лагерь ИЭИ;

• Рубское озеро.

То, что указанная троица является выпускниками Ивановского энергетического института, можно отнести как к планируемому событию, так и к случайному. Уже многие годы Ивановский энергетический институт относится к наиболее престижным ВУЗам города. Поэтому многие абитуриенты желают и планируют поступить именно в него. Но вот единение троих выпускников произошло не на основе совместного плана поступления в ИЭИ, а случайно, находясь на кафедре уже после окончания ВУЗа, поскольку все они до этого не имели каких-либо контактов. При этом В. Филичев закончил обучение на год раньше остальных двоих. А те, хотя и учились на одном потоке, но в разных группах, и соприкасались только визуально. То есть единение троих выпускников было в большей степени случайным.

Аналогично можно интерпретировать и единение молодого пополнения кафедры «Электропривод и автоматизация промышленных установок». Конечно же, омоложение преподавательского состава — это желаемая и планируемая цель руководства ВУЗа. Но вот молодых-то преподавателей на кафедре в это время было значительно больше, однако позыв к единению почему-то появился только у троих. Случайность это? В какой-то степени — да, но сильнее, наверное, здесь проявила себя подспудно имеющаяся у каждого из троих совместимость внутренних качеств, требующих именно такого сочетания и взаимного дополнения.

Научная работа — дело сугубо индивидуальное. Настоящим учёным можно стать, только самостоятельно решив научную проблему. Объединять усилия при этом возможно лишь под общим научным руководством, или при разрешении некоторых совпадающих по тематике вопросов. Но происходит это только на отдельных этапах и на ограниченные временные интервалы. Поэтому на научной основе никакого единения у троих формально не было. Тем более не было его по педагогике, т. к. она потребовалась намного позже. Однако, научная работа, да и последующая педагогическая деятельность способствуют развитию интеллекта у каждого, занимающегося этой формой активности, что неизбежно содействует единению интеллектуально развитых людей. Поэтому этот фактор можно считать счастливо-случайным, оказывающим влияние на единение, т. к., пойди все трое на конкретное производство и займись решением его повседневных часто пустячных проблем, никакого единения на этой основе не было бы.

Возраст — один из важных факторов при единении, поскольку он значительно влияет на содержание и форму интересов. Единение разновозрастных людей чаще всего имеет место в сплочённой семье, когда старшие не навязывают своё мнение младшим, а своим поведением и образом жизни показывают пример будущих результатов у потомства. Эффективность единения бабушек и дедов с внуками — один из ярких примеров благоприятных разновозрастных отношений. Однако вне семьи единения всё-таки преобладают при равенстве или близости возрастов. Крепко дружат после школы одноклассники, создают ВУЗовские семейные пары однокашники, а также фанаты одного из видов внерабочего общения. В последнем случае возрастные различия имеют определённое значение, но более важна связанная с возрастом психологическая составляющая характера, если не беспричинно скрепляющая, то, по крайней мере, не препятствующая единению, как это и произошло у рассматриваемой троицы.

Анатолий Королёв

Анатолий Королёв был старше остальных на четыре года. Однако не только возраст отличал его, а более полученный за этот интервал времени богатый жизненный опыт при службе в армии три года до поступления в Ивановский энергетический институт, а также работа прорабом на ударной комсомольской стройке «Новолипецкий металлургический завод» уже после окончания института. Оба эти периода жизни сформировали в характере Анатолия неприятие спора до хрипоты при решении проблем и постоянное чувство ответственности за результативность взаимодействия с окружающими, которое он демонстрировал и пропагандировал остальным. Очевидно, что указанные черты характера Королёва вносили в единение троих, во-первых, отсутствие незатухающих споров, и, во-вторых, чувство критической самооценки своих шагов у каждого, даже при высоком уровне остроты происходящего.

Владимир Филичев поступил в Ивановский энергетический институт сразу после школы. Он рос и развивался в семье, где отец и мать были врачами. Можно считать, что, кроме успешной учебы, его увлечения последних лет обучения в престижной школе № 33, как у большинства мальчишек, были крайне разнообразны. Например, он был вовлечен одноклассниками и играл на струнных инструментах в оркестре клуба фабрики БИМ, выступая на сценах театра музкомедии и драмтеатра. В десятом классе стал посещать уроки фортепиано у педагога Н. Т. Циперкус. Школу окончил с серебряной медалью и поступил на специальность «Электропривод и автоматизация промышленных установок» в энергетическом институте, хотя до этого выражал желание учиться математике. Выполнение самостоятельно электрических схем, пусть не очень сложных приборов и испытательных машин, а также советы ведущих конструкторов завода «Точприбор» дали уверенность в своём профессиональном выборе и подготовке.

Владимир Нуждин, как и Филичев, тоже поступил в Ивановский энергоинститут сразу после школы, но на год позднее из-за дня рождения в ноябре. Он также окончил школу с серебряной медалью, увлекался рисованием, настольным теннисом, баскетболом.

Владимир Филичев и Владимир Нуждин

У каждого из рассматриваемой троицы было отличающееся по мотивации, но единое по существу отношение к физическому состоянию и его поддержанию на желаемом для себя уровне. У Анатолия Королёва физическая культура стала важным фактором жизни после прохождения службы в армии. Пережив трудное для всех военное время и выжив после тяжёлой болезни только благодаря героическим усилиям родителей, он оказался слабым и болезненным юношей с рекомендацией врачей об освобождении от военной службы. Но, проявив характер, всё же попал армию, которая на практике показала ему, что занятие физкультурой — основа здоровья и активной жизнедеятельности. Именно поэтому у Королёва после армии появились дома и гири, и гантели, и увлечение настольным теннисом.

Владимир Филичев рос и воспитывался в среде гармоничного развития, в которой физическое совершенствование было одной из важных составляющих общей культуры человека. Два года занимался в шахматной секции дворца пионеров (второй разряд). С большим желанием играл в волейбол в школе, на дворовых площадках улицы Парижская коммуна, особенно на площадке во дворе, находившемся за колокольней и церковными постройками, на месте которых сначала возвели цеха авторемонтного завода, а позже спорткомплекс РИАТ (тренировался даже в сборной города). Кстати эти спортивные навыки позволили ему легко войти в коллектив СКБ ИМИТ (место работы после распределения) и стать комсомольским вожаком. Организовал спартакиаду трех: СКБ ИМИТ. СКБ РС и СКБ ПА по ряду видов спорта.

Владимир Нуждин был значительно ниже ростом по сравнению с двумя остальными, да и, наверное, меньше среднего уровня одногодков. Поэтому независимая от него внутренняя моральная установка характера постоянно требовала доказательства того, что он не хуже, а, может быть, и лучше других во многих проявлениях, включая и уровень физического состояния. И он доказывал это многократно, оставляя позади себя более, казалось бы, развитых соперников, окончив, кстати, школу с серебряной медалью. В спортивном отношении он отлично играл в настольный теннис, в бильярд, бегал короткие дистанции и прыгал. Естественно, в связи с указанными свойствами характера, Володя стал заводилой соперничества между тремя участниками группы, постоянно придумывая и настаивая на необходимости различного вида соревнований, обставляя их всевозможными «наказаниями» для проигравших. Это оживляло соревновательные отношения, одобрительно принималось и всем нравилось. Постоянно шутил он и с другими спортсменами. Например, во время тренировочного матча по футболу женских команд в спортивном лагере он надел мини юбочку и вышел играть за команду легкоатлеток. Ничем не выделяясь среди девчат, он стал применять футбольные финты и выходить на ворота. Правда, судья забитый им гол «почему-то» не засчитал. В другой раз вечером во время танцев, снимающих дневные нагрузки у спортсменов, он пригласил на танец центровую баскетбольной команды института Кравченко, которой по росту он был до подмышки. Танцевальные па этой пары вызвали всеобщее и громкое одобрение. Общая характеристика троих просматривается в стихотворении «Три мушкетёра», написанном на юбилей Нуждина.

Слева направо: В. Нуждин, А. Королёв, В Ларионов, В. Филичев

На пляже: В. Филичев, В. Ларионов, В. Нуждин

Три мушкетёра

Три мушкетёра — три спортсмена

Слова не любят зря молоть,

А каждый шуткой непременно

Готов как шпагой уколоть.

Один в то трио чувство меры,

Культуру, благородство внёс,

Во всём хорошие манеры,

Ну, в общем, точно как Атос.

Другой, как Арамис, хитрее.

Не зная шахматных начал,

Намного игрока сильнее

Подряд два года обыграл.

Ты — третий. Скажем не скрывая,

Тебе талант особый дан.

Ты можешь делать всё играя,

Как шевалье Д'Артаньян.

Порой, как Арамис, коварен,

Умён, расчётлив, как Атос,

А иногда, рубаха — парень,

Прямолинейный, как Портос.

О пользе спорта разговоры

Теперь ты делом подтвердил,

И, дав для нас два года форы,

Чуть раньше всех не защитил.

Сейчас ты — знамя для начальства:

“В науке надо так гореть!”

Имеешь тему для бахвальства,

И можешь свысока смотреть.

Но не упейся льстивым ядом:

Д'Артаньян тогда силён,

Когда есть чувство локтя рядом,

И он друзьями окружён.

Д’Артаньян — В. Нуждин, Атос — В. Филичев, Арамис — А. Королёв.

Таким образом, спортивная составляющая настроя на единение рассматриваемой троицы была одним из важных факторов этого процесса. Началось оно, когда Королёв и Филичев были уже аспирантами, а Нуждин — готовился им стать. Как принималось решение заняться научной работой, и что с этим связано, раскрывается в стихотворении «Аспиранты», впоследствии ставшего песней.

Аспиранты

После долгих мучений и раздумий тяжёлых

Наконец-то решились аспирантами стать:

«Хорошо аспиранту, вечно бодрый, весёлый,

Кандидатом мечтающий жизнь продолжать».

(2 раза)

Скользки тропы науки, чуть свихнулося что-то —

В Богородское можешь, как в пропасть упасть.

Аспиранты — трудяги без упорной работы

Вам к вершинам науки никогда не попасть.

(2 раза)

Жёны пусть не жалея наши нервы больные,

Будут громко расходы каждый вечер считать.

Аспиранты, мы будем эти годы шальные

С удовольствием после всегда вспоминать.

(2 раза)

Кандидаты науки, мы степенно и важно

Будем лекции скоро студентам читать.

Но, как экс-аспиранты, сколько лет нам — неважно,

Будем просто друг друга по имени звать.

Ежедневная напряжённая умственная работа при решении научных проблем требовала эмоциональной разрядки, да и физические нагрузки были желательны из-за малоподвижного образа жизни в течение дня. Первыми начали играть в настольный теннис пару раз в неделю Нуждин и Королёв, позднее к ним присоединился и Филичев. В то время в институте культивировался этот вид спорта, был отдельный зал с четырьмя столами, за которыми играли студенты. Володя Нуждин сразу же «украсил» игру пролезанием под столом для проигравшего партию, причём порой приходилось это делать и ему. Сначала веселили всех только трое, но потом переняли это и студенты.

Постоянные тренировки привели к тому, что уровень игры повышался. Нуждин овладел сложным техническим приёмом «топ спин», активизирующим атакующие действия. А вот Королёву и, особенно, Филичеву больше нравился защитный вариант игры. Начали участвовать в городских соревнованиях, и по их результатам Володе Нуждину был присвоен первый спортивный разряд.

Оглавление

* * *

Приведённый ознакомительный фрагмент книги Рубское Единение предоставлен нашим книжным партнёром — компанией ЛитРес.

Купить и скачать полную версию книги в форматах FB2, ePub, MOBI, TXT, HTML, RTF и других

Смотрите также

а б в г д е ё ж з и й к л м н о п р с т у ф х ц ч ш щ э ю я