Патриарх Никон

Георгий Решетов

Небольшая работа о Патриархе Никоне в контексте русской истории.В нашей истории есть немало примеров героев, про которых нельзя сказать однозначно, герой или злодей. Никон относится к таким героям. Именно поэтому мне было невероятно интересно подробно изучить его личность и события раскола в Православной церкви 17 века.

Оглавление

* * *

Приведённый ознакомительный фрагмент книги Патриарх Никон предоставлен нашим книжным партнёром — компанией ЛитРес.

Купить и скачать полную версию книги в форматах FB2, ePub, MOBI, TXT, HTML, RTF и других

Введение

Актуальность темы исследования

В современной Русской Православной Церкви все чаще начинают говорить о важности диалога между нашей Церковью и старообрядческим движением. Именно для этого была Создана специализированная комиссия для работы по созданию диалога со старообрядческой Церковью. Сейчас достаточно активно ведется диалог со старообрядчеством, предпринимаются различные попытки для создания доверительных и конструктивных отношений между РПЦ и старообрядцами.

Данный диалог может быть продуктивным и привести к конкретному результату только в том случае, если обе стороны придут к историческому консенсусу. Для этого необходимо дискутировать, вести постоянный диалог, понять не только общее, но и различное.

На сегодняшний день можно констатировать, что диалог со старообрядчеством активно развивается, хотя до сих пор остается много болезненных вопросов и противоречий. Главной целью этих отношений в настоящее время можно было бы назвать достижение осознанного понимания не только многими старообрядческими лидерами, но и большинством верующих, что поддержание общения с Русской Православной Церковью сегодня и для них, и для нас не просто полезно, но и необходимо.

На современном этапе своей истории Русская Православная Церковь переживает реформы (формулируются концептуальные документы, меняется система церковно управления). Церковь должна идти в ногу со временем, отвечать на трудные и неудобные вопросы, нести ответстственности за свою историю.

Объектом исследования являются «никоновские» реформы и преобразования, история «раскола» Русской Православной Церкви в XVll веке и роль реформ и событий раскола на русское общество

Предметом исследования являются реформы Патриарха Никона и церковный раскол в Русской Православной Церкви в XVII веке.

Хронологические рамки исследования определены периодом с середины XVII вв. В данный период происходят церковные преобразования, ставшие никоновскими реформами (1649—1651), и начинается церковный раскол (1654).

Верхняя граница исследования отсутствует, поскольку и в настоящее время происходят процессы, напрямую связанные с событиями Церковного раскола XVII века.

Территориальные рамки исследования определяются административно-церковными границами Российского государства XVII века: от Москвы до Пустозерска (которого уже не существует, но ныне территория Ненецкого автономного округа) и Соловецких островов.

Степень разработанности темы. Историографию данной темы можно найти в достаточно большом объеме. Это и различные научно-исторические пособия и материалы, и достаточное количество полемических источников, которые полностью раскрывают тему.

Труды Щапова А. П.1, Шмидта В.В2 и Сазоновой Н.И3 позволяют получить огромное количество необходимой информации и понять хронологию и причины раскола.

— Особое значение для нашей работы имели обобщающие материалы по истории России, истории Церкви в Российском государстве, представленные сочинениями Кореневского Н. И,4 Костомарова Н.И,5 Знаменского П. В.,6 Разумеется, это лишь немногие исследователи. Для определения роли церковного раскола и никоновских реформ на общество были использованы труды Айвазова И. Г.7, Алабовского М. П.

Цели и задачи исследования. Целью является исследование церковных реформ, проводимых Патриархом Никоном, событий церковного раскола и их влияния на русское общество.

Для достижения этой цели необходимо решить следующие исследовательские задачи:

— Рассмотреть жизнь и деятельность Патриарха Никона в контексте эпохи.

— Проанализировать церковно-политическую ситуацию в России XVII в. с целью выявления необходимости преобразований.

— Провести историческую реконструкцию реформ и дать им оценку

— Проанализировать социально-политический контекст реформ и возникновение раскола.

— Реконструировать хронологию раскола, его идеологию, главные лица и события.

— Выявить влияние «никоновских» реформ и событий раскола на русское общество.

Методологическую основу исследования составили специально-исторический, историко-сравнительный и хронологический методы, в который включены методы исторического анализа и сравнения, принципы объективности и историзма. В работе были использованы несколько методов исследования исторического процесса раскола. Одним из самых важных в работе является исторический или специально-исторический метод, который в свою очередь дает три различных подхода к рассматриваемой теме, а именно историко-системный, идеографический, ретроспективный.

Источниковая база определена темой исследования.

Интерес представляют полемические сочинения старообрядцев и их противников, свидетельства современников и документальные источники. Особое значение имеет здесь сочинения протопопа Аввакума.8 Картину церковной жизни России периода реформы дает, в частности, биография патриарха Никона9 и царя Алексея Михайловича. Данное сочинение является важным историческим источником, который дает подробную картину церковной жизни страны как до, так и после реформ. В отдельном ото всех перечне источниковой базы находятся исторические портреты и биографии основных участников событий, влиятельнейших представителей священства Русской Православной Церкви XVII века, сторонников и противников реформ и крупных политических деятелей.

Знакомство с их биографиями дало возможность подробно ознакомиться с их психологическими характеристиками, проследить ход их мыслей и оценить их собственный взгляд на происходящие события. Что, как не личная оценка, произведенная непосредственными участниками событий, дает ключ к их пониманию.

Также необходимо прибегнуть к использованию документальных источников, к которым относится Соборные акты и документы, включающие постановления Собора 1654, 1656 и 1666—1667 гг.10 Огромное значение имел сборник законодательных актов Российской империи11. Таким образом, исследование базируется как на архивных материалах, так и на опубликованных источниках с привлечением отечественной историографии и различных исторических пособиях.

Научная новизна исследования состоит в определении влияния «никоновских» реформ и церковного раскола XVII века на русское общество.

Практическая значимость состоит в расширении информации по данной теме. Данные материалы могут найти применение в исторических и религиоведческих пособиях, также применяться на семинарских и просветительских занятиях.

Структура дипломной работы определяется поставленными целями и задачами. Она состоит из введения, двух глав, заключения, списка использованных источников и литературы, приложения.

ГЛАВА I. Жизнеописание Патриарх Никон до 1653 года и церковная реформа в 1650-х — 1660-х годах

1.1.Образ и житие святейшего Патриарх Никона, как основного

катализатора церковной реформы и преобразований до

патриаршества (1652) и начала церковной реформы, повлекшей церковный раскол.

Для того, чтобы понять суть и ход событий необходимо понимать жизнь и характер главного инициатора реформ, приведших к расколу патриарха Никона.

Личность Патриарха Никона вызывает неоднозначные и противоречивые оценки исследователей.

Он оставил после себя большое количество литературных произведений: от эпистолярных трудов и писем Царю или патриарху Константинопольскому до духовно-назидательных сочинений, в которых в полной мере отражается его взгляды на жизнь, на окружающих людей и те события, непосредственным участником которых он стал. Это своего рода автобиография, составленная из разных литературных жанров и сложенная воедино.

Первым и главным источником отроческой биографии Патриарха служит его житие, которое было написано его иподьяконом и преданным сподвижником И. К. Шушериным (не ранее 1636 — 1693) спустя некоторое время после смерти Никона, по некоторым данным сразу же после похорон, в промежуток между 1781 и 1782 годом.

В «Житии» он высоко оценивает Патриарха: «Ибо поне едину якову либо мимотечных добродетелей исправность усмотривше, язычнице великая памяти знаки над гробом таковых поставляти обычай имяху, состроены над ирои, ов убо того лицу подобие, ин пирамиды мудросотворенной, ин же паки досточудная»12 Данная цитата является перифразом цитаты из знаменитого произведения-оды римского поэта и мыслителя Горация «Памятник», переведенного на церковнославянский язык.

Шушерин очень точно сообщает возраст Никона: 77 лет,2 месяца и 21 день.

Источники по-разному указывают дату рождения будущего Патриарха: у Шушерина это 29 мая, а в остальных источниках 24 мая, день памяти св. Никиты Переславского в память и честь которого назвали новорожденного, Приводятся также 1604 и 1605 г. Следует учесть, что в русской культуре того времени большее, чем дню рождения, значение придавалось дню Крещения.

Существует несколько версий самого рождения будущего патриарха Никона, в миру Никиты Минина и семьи, в которой он родился и рос. По наиболее распространенной версии он родился в нижегородском уезде в небольшом селе Вольдеманово13.

Семья будущего Патриарха была крестьянской. Есть предположение, что они являлись представителями мордвы, народа финно-угорской группы. Кроме Никиты в семе было трое сыновей, отношения со старшими братьями складывались достаточно хорошие.

Но, к несчастью, мать мальчика умерла практически сразу после его рождения, и заботу о воспитании взяли на себя отец и бабушка с дедушкой по матери и женщина по имени Ксения. Есть мнение, что она была крестной мальчика и стала его кормилицей. Спустя какое-то время отец Никиты женился снова. Отношения с мачехой у будущего не сложились, она всячески унижала и обижала ребенка, применяя к нему физическую силу и даже запрещала есть вместе со всеми. Наверное, главной причиной такого поведения был вопрос о наследстве, поскольку у мачехи имелись свои дети.14

В жизнеописаниях, написанных Шушериным, можно найти несколько ужасающих подробностей из жизни ребенка и даже попытку его мачехи убить его путем сожжения в печи. В житии рассказывается, что Никита зимой залез в печь, а его мачеха пока он спал, разожгла огонь.15 Только сострадательное отношение к нему бабушки буквально спасло его от смерти. Это первое знакомство будущего патриарха со смертью оказала на него неизгладимое впечатление, и запомнилось ему на всю дальнейшую жизнь.

Спустя какое-то время мальчик начал заниматься грамотой и чтением священных текстов. Шушерин в житии Никона пишет, что мальчик достаточно быстро овладел грамотой и научился читать Священное писание, но, сразу же после своего приезда из монастыря домой Никита стал терять свои знания, появились проблемы с правописанием и чтением текстов. Именно это стало причиной, по которой он первый раз ушел в монастырь. Шушерин пишет, что Никита отправился, прихватив немного денег, в Макариев-Желтоводский монастырь к некому старцу, который и должен был восстановить его знания и дать новые. Именно там он понял и прочувствовал всю красоту церковной и монастырской жизни, присутствовал на всех службах. В этом монастыре Никон предположительно провел 8 лет.

Но есть ряд предположений, согласно которым Никон не мог находиться в этом монастыре. Во-первых — Макариев-Желтоводский монастырь — женский монастырь, во-вторых, географически он находится достаточно далеко от деревни, где родился Никон, в-третьих — не сохранилось никаких письменных свидетельств, подтверждающих, что здесь проходил обучение Патриарх Никон. Также нет единого мнения о том, как, в каком возрасте мальчик попал в Макариев-Желтоводский монастырь, поскольку ни в житии, ни в других источниках этой информации нет. Также как нет сведений о его пребывании в других монастырях, хотя это возможно, поскольку точного возраста мы не знаем. Но спустя какое-то время мальчик все же вернулся домой. Согласно житию патриарха Никона на его возвращении настоял отец, который был крайне недоволен его обучением в монастыре. Он сообщил Никите о своей и бабушкиной тяжелой болезни, и мальчик вернулся домой к отцу. Но спустя какое-то время отец действительно скончался.

После смерти отца и горячо любимой бабушки Никита, которому на тот момент было около 20 лет, женился и стал священником сначала в одной из местных сельских церквей, а уже затем в 1626 году переехал в Москву: отца Никиту пригласили в Москву московские купцы, которые были заинтересованы в умном и образованном священнике.16

Согласно житию, у священника Никиты родилось трое детей, но все они умерли младенцами.17 Это очень подкосило его и его жену. Поэтому после смерти 3 ребенка в возрасте тридцати лет, он воспринял это как божий знак и решил принять монашеский постриг в Соловецком монастыре Анзерского скита, получив имя Никон.

Сначала он занимался хозяйственной деятельностью: вел счета, занимался написанием учетных книг и покупкой продовольствия и служил литургию. Спустя какое-то время он стал главным доверенным лицом старца Елеазара, который в тот момент руководил монастырем. Есть сведения, согласно которым Никон, будучи послушником Елеазара, совершал тысячу поклонов и перечитывал Псалтирь. Еще одной добродетелью Никона была помощь немощным и нищим. Он кормил странников и помогал им с кровом и какой-то работой на время. На сон отводил себе 2—3 часа.

Но в 1639 году, после поездки с Елизаром в Москву, где полагалось собрать деньги на строительство нового храма, между ними произошла ссора. Из-за этого Никон принял решение покинуть Соловецкий монастырь по морю. Путешествие было опасным и чуть не закончилось трагически. Но все-таки Никон достиг другого монастыря — Кожеозергского, куда его приняли. И уже в 1643 году братия пригласила его стать игуменом Кожеозергского монастыря.18

Спустя три года Никон как настоятель Кожеозергского монастыря поехал в Москву, на поклон к царю Алексею Михайловичу, и очень ему понравился. Алексея Михайловича поразила способность Никона слушать, его интеллект и знание богословия и Священного писания. Царю очень импонировал кроткий, аристократический и благородный нрав. После этой первой встречи Алексей Михайлович захотел, чтобы Никон остался в Москве. Царь приказал Патриарху Московскому и Всея Руси Иосифу возвести Никона в сан архимандрита и направить в Новоспасский монастырь.

Новоспасский ставропигиальный мужской монастырь на тот момент являлся усыпальницей дома Романовых, куда Алексей Михайлович ездил каждый день на молитву и литургию. Часто встречаясь с Никоном, Царь еще больше очаровывался настоятелем. Спустя какое-то время в обязанности архимандрита Никона стала входить пятничная встреча с царем, на которой они вели разговоры как о духовной и религиозной жизни, так и о светских политических и государственных делах.19

Также по пятницам и воскресеньям архимандрит Никон организовал так называемую «литературную гостиную», в которой он проводил религиозно-нравственные, исторические и литературные чтения, которые пришлись по душе царю Алексею Михайловичу.

Данные чтения служили не только для развлечения, но и поднимали уровень богословских и исторических знаний царя и его окружения. В данном случае светские и духовные разговоры были неразрывно связаны друг с другом.20 Все эти разговоры и личное общение очень нравились царю, он доверял Никону, и Никон этим пользовался. Он очень за многих просил милости царя и искренне хотел, чтобы Алексей Михайлович знал о бедах простого народа. Благодаря этим качествам своего характера он заслужил популярность среди простого народа и боярства не только в Москве, но и по всей России. Искренность Никона, его желание помогать другим, ум и интеллект расположили царя к нему.

Именно расположение Алексея Михайловича и влияние на царя позволило архимандриту Никону войти в состав неофициального кружка самых влиятельных и знатных лиц государства, который получил название «кружок ревнителей благочестия». Данное название появилось намного позднее. В 19 веке в своих работах по истории церкви и взаимоотношения Никона и Алексея Михайловича, Николай Фёдорович Каптерев назовет данные собрания «кружок ревнителей благочестия»21.

Кружок, возникший в 40 годы 17 века, стал своеобразным ответом на процессы, которые происходили в жизни церкви, государства и общества.

Боголюбцы, прежде всего заботясь о сохранении религии и религиозности, также пытались законодательно и юридически выработать церковные и общегосударственные нормы, ведя постоянные и непрерывные диспуты, подготавливая реформы государственной и церковной жизни, стараясь найти правильные решения управления. И все это удалось воплотить, так как на Земском соборе, проходившем в 1648—49 гг. был принят главный документ того времени — Соборное уложение 1649 года и Судебник 1651 года.22 Создание подобного документа, охватывающего все стороны жизни Российского государство, произошло благодаря высокому представительству Боголюбцев, их профессионализму, разностороннему мышлению и компетенции. Также не стоит забывать о важности для кружка и лично Никона ситуации на Украине. Именно Никон способствовал поддержке Алексеем Михайловичем Богдана Хмельницкого в 1648 году, но в силу объективных причин, а именно союзнического договора с Речью Посполитой, не было возможности оказать серьезную поддержку.

В собраниях и встречах кружка помимо Царя Алексея Михайловича и Никона участвовали и другие выдающиеся люди того времени. Одним из главных идеологов и ревнителей благочестия являлся личный духовник царя и священник Благовещенского собора Московского Кремля Стефан Вонифатьев. Также главными сторонниками кружка был царский фаворит меценат Ф.М Ртищев, учитель царя и один из самых знатных, влиятельных и богатых бояр того времени Б. И. Морозов, спорная фигура (поскольку сведения о вхождении в кружок разняться).23

Они определяли своей главной и основной задачей воскрешение, освежение и возобновление религиозной и церковной жизни всея Руси посредством воспитания, образования и духовного просвещения через церковное искусство, общественно-политические изменения и реформирование церкви и самих обрядов. Боголюбцы ставили перед собой задачу полной отмены самого по их мнению неблагочестивого элемента службы — «многогласия», введения в службу такого мессианского, нарочито воспитательного и морализаторского элемента как проповедь, написание и публикации религиозно-духовной литературы с морально-нравственной проблематикой и составление целых библиотек при храмах и монастырях, установление четкого порядка в иерархии духовных званий и чинов.24 Также проводилась работа по повышению уровня образования и нравственности священников и мирян, открывались богадельни и дома милости, где больные и нищие могли получить кров и еду. Еще одним важным делом для кружка ревнителей благочестия являлась перепись и правка богослужебных книг.

Для Никона участие в кружке ревнителей благочестия стало возможностью зарекомендовать и проявить себя среди самых влиятельных и властных людей того времени. Постепенно Никон начал интересоваться не только церковной, духовной жизнью, но и политической тоже.

С 1649 года Никон стал встречаться с царем не только как духовник и архимандрит, но и как политический советник. царь с ним был достаточно откровенен и, зная, компетенцию и ум Никона, ждал от него совета как действовать в той или иной ситуации. Подобные взаимоотношения с царем давали Никону возможность идти вверх по карьерной лестнице. Поэтому сразу же после прошения к царю Митрополита Новгородского и Великолуцкого Аффония25 в 1649 году об отставке, главным претендентом на это освободившееся место стал архимандрит Никон.

На тот момент Новгородская епископская кафедра являлась первой после Московской по значению для церкви. Алексей Михайлович в 1649 году принял решение о возведении Никона в сан епископа с назначением на Новгородскую кафедру.

Сама церемония происходила в Успенском соборе Московского Кремля в марте 1649. На церемонии возведения в епископский сан присутствовал лично царь, а саму процедуру возведения вел Патриарх Иерусалимский Паисий, находившейся на тот момент в Москве и с которым у Никона были дружеские отношения. Существует мнение, что именно Паисий убедил Алексея Михайловича назначить Никона на епископскую службу.

Несмотря на то, что принятое Соборное уложение 1649 года всячески ограничивало и притесняло правовые, юридические и имущественно — отчинные церковные права, для Никона были сделаны исключения. Он стал первым и единственным, кто получил право совершать суд над духовенством и церковными людьми в Новгородской епархии как по духовным, так и по гражданско-правовым делам. Также в его полномочия входил строгий надзор за исполнением решения суда. Была выделена собственная дружина для реализации судебных решений. Архимандрит Никон активно пользовался дарованными ему лично привилегиями. Все это вместе с активной благотворительной деятельностью помогло Никону стать очень популярным среди простого народа. Он открыл 3 богадельни, организовал отряд для кормления бездомных и хоронил нищих за свой счет.26

Во время епископства Никона в Новгороде случилось событие, получившее название Новгородский хлебный бунт 1650 года. Причиной этого события являлось резкое повышение цены на хлеб из-за решения Столбовского мира27 со Швецией. В ходе данного события Никон проявил себя как настоящий миротворец, всячески старался путем церковной проповеди не допустить катастрофы, тем самым спасая обычных людей. Одним из самых известных случаев, когда Никон проявил свои миротворческие способности, стало спасение воеводы Хилкова28 от толпы, которая собиралась его разорвать. Сам воевода прятался в доме Никона. Никон храбро вошел в толпу и начал ее успокаивать. В ответ на это толпа его избила. Никон все равно продолжал уговаривать разъяренный народ успокоиться и у него это получилось. В момент прибытия карательных отрядов из Москвы, Митрополит просил за новгородский народ перед начальником карательных сил Хованским и сумел достичь мира. После этого еще больше людей полюбило Никона.

Также он позволил открыть церковные амбары для хранения зерна и муки, чтобы предотвратить спекуляцию и сбить цену до среднего значения. По его приказу в монастырских пекарнях стали выпекать постные лепешки и раздавать их бедным.29 Его действия способствовали улучшению ситуации в Новгороде и помогли многим людям выжить, так как подобный бунт мог из локального вылиться в настоящую гражданскую войну с огромным количеством жертв.

Спустя три года на митрополитской службе, Никон получил возможность стать Патриархом Московским и всея Руси. Это произошло после неожиданной кончины Патриарха Иосифа в 1652 году, с которым у Никона были непростые отношения. Они не складывались из-за того, что Патриарх Иосиф был противником кружка ревнителей благочестия и всех преобразований боголюбцев: от отмены многоголосия до исправления церковных книг.

Сразу же после смерти Иосифа встал вопрос о том, кто займет место Патриарха Московского и всея Руси. Изначальный выбор состоял из 13 человек, приближенных к Иосифу и царю. Естественно, основным претендентом кандидатов являлся Никон. Еще одним вариантом был Стефан Вонифатьев, священнослужитель Благовещенского собора и один из сторонников кружка ревнителей благочестия. Стефан Вонифатьев отказался, поскольку прекрасно знал, кого царь видит на этом месте.30

Обычно проводившаяся процедура тайного голосования была на этот раз отменена. Царским решением Никон был выбран на поставление новым Патриархом. Для Никона, это решение не было неожиданным, но для него очень важно было взвесить все за и все против и принять взвешенное решение. Из-за своей непопулярности среди боярства и сторонников Патриарха Иосифа, которые прекрасно понимали, что этот фаворит царя начнет проводить реформы, разработанные и поддержанные Алексеем Михайловичем и Боголюбцами, у Никона было не так много сторонников. Именно поэтому первый раз он отказался от титула Предстоятеля. Во-вторых, подобные отказы патриарха признать свою власть над церковью были в достаточной степени традиционными, Никона необходимо было уговаривать.31 Царь не просто попросил, а слезно умолял Никона стать Патриархом. Но для него было принципиально важно не стать очередным патриархом, исполняющим царскую волю, а проводить свою собственную церковную политику. Поэтому в своем первом обращении к народу главным условием своего будущего патриаршества он обозначил соблюдение паствой евангельских заповедей и божьих законов, почитание Священного писания и Церкви-Матери.32

Торжественная интронизация Никона в Патриархи Московские и всея Руси происходила в Москве в Успенском соборе 25 июля 1652 года.33 Люди, пришедшие на интронизацию, увидели сакральный обряд. В их глазах новый Патриарх обрел сакральность.34

Это было очень важно для Никона, во-первых, ставившего для себя задачи по сохранению религиозности и религиозного сознания Российского государства, во-вторых — для завоевания авторитета в глазах местной знати и аристократии, которая Никона не поддерживала. Также стоит подчеркнуть, что одна из важных частей церемонии интронизации Никона, а именно получение второй архиерейской хиротонии и одевание Патриарха в 2 епитрахили, стала последней, поскольку ее сочли несоответствующей канонам и таинствам. Эти традиционные обряды были отменены Никоном во время проведения реформ.

Также в конце церемонии в Успенском соборе Московского Кремля царь Алексей Михайлович, знать и простой народ дали клятву верности новому Патриарху Никону.35 Для Никона это были своеобразные гарантии для проведения своей собственной церковной политики. Царь и его приближенные дали клятву, что они станут настоящими послушниками Никона во всех церковно-религиозных делах, и не будут вмешиваться в них. Стоит принять во внимание, что российское общество в 50-х годах XVII века стояло на пороге перемен.

1.2. Реформаторская деятельность Патриарха Никона и церковная реформа XVII века

В XVII в. возникла необходимость проведения реформ в политической, социальной, экономической и духовной сферах жизни общества.

Алексей Михайлович полностью поддерживал идеи преобразований, ему казалось, что через решение церковных вопросов можно решить ряд политических и социальных, так как для большинства населения церковная жизнь переплеталась с мирской.

Никон видел целью реформ унификацию обрядов русского православия с греческим православием и реализацию концепции Москвы как третьего Рима: утверждение Москвы как центра православия в мире.

Еще в 1551 Иван IV Грозный собрал Стоглавый собор, целью которого было соотнесение гражданского законодательства с церковным. Главная цель Стоглавого собора — попытка юридической упорядоченности церковной и политической жизни России. Для Ивана IV было принципиально важно определить главные вопросы для того, чтобы на них ответило собрание пастырей Русской Православной Церкви. Именно на Стоглаве был официально принят порядок богослужения, впоследствии реформированный Никоном.

Уже тогда было много противников официального порядка богослужения, было много несогласных с официальной позицией церкви, решались церковные земельные вопросы, поднимались вопросы образования и нравственного воспитания населения. Но нас интересует именно богослужебная часть, в дальнейшем подвергнутая реформам.

На Стоглавом соборе официально закреплялось двуперстное крещение, крестные ходы по солнцу, двойное Аллилуя. Но главным церковным вопросом не только для царя, но и для Митрополита Макария (до 1598 года патриаршество не существовало) стал вопрос церковных книг.36 Почему именно этот вопрос являлся главным в церковной жизни того времени? Потому что литература была в основном религиозной: богослужебные книги, жития святых, сочинения нравственного содержания, и многие книги были переводные с греческих. Особенно остро стоял вопрос с переводами богослужебных книг. Поскольку главной задачей для Никона было построение нового центра православия, для начала ему необходимо сровнять греческие и русские обряды и чины. Таким же образом стоило поступать и с книгами. В 1649 году началось первое исправление богослужебных книг по греческому образцу.

Основными проблемами были недостаток грамотных писцов, ошибки в текстах и несовершенство имеющихся переводов. Также стоит отметить недоверие, существовавшее на Руси по отношению к грекам. Причиной этого недоверия являются заключенные греками две унии c католиками: Ферраро-Флорентийской37 и Лионской38. На Руси считалось, что греки после двухсотлетнего турецкого владычества стали отходить от православия.

В XVII веке обращение с греками оставалось достаточно строгим. Священнослужители, захотевшие остаться в России, должны были свободно говорить и писать на русском, знать историю и традиции. Спустя какое-то время им разрешали приступить к своим обязанностям. Также стоит отметить, что простые люди, переехавшие из Греции или других православных стран, попадали в монастыри и церкви, для исправления.

Возникла острая необходимость в типографических мастерских и профессиональных писцах. Но до 17 века никаких подвижек в этом вопросе не наблюдалось. Все равно становилось все больше и больше книг, с правкой по изначально ошибочным переводам. Эти издания попадали в храмы и монастыри.

Но какие-то подвижки все равно были. Например, после создания первой типографии 1653 года в Москве, стало возможным устранять и предупреждать новые ошибки. В типографиях появилась новая должность — книжный справщик.

Именно тогда стало понятно, что для избегания ошибок в книгах, их необходимо сверять не по общему славянскому списку, а по греческому образцу, по которому делали первый перевод.

Уже во время существования кружка ревнителей благочестия началась активная реформаторская деятельность, в частности касающаяся и переписи книг по греческому образцу.

Алексей Михайлович направил дипломата и иеромонаха, первого библиофила Арсения Суханова в восточные земли в 1649 году. Он должен был получить, приобрести оригинальные проверенные и достоверные рукописи и книги. Он выполнил эту задачу, привезя в столицу около 650 источников и рукописей с Афона и других монастырей.39 Большая часть привезенных источников на греческом языке, но было несколько и на славянских языках. Помимо богослужебной литературы, он привез множество философской, которая в дальнейшем вошла в Патриаршую библиотеку.

Сама церковная реформа началась не с официального разрешения на исправление богослужебных книг. Хронологически реформа началась за 2 года до интронизации Никона на патриаршем престоле при Патриархе Иосифе.

Первой реформой, положившей начало церковным преобразованиям 17 века, стала реформа замены «многогласия» на «единогласие» в феврале 1651 года. Тем самым отменив итоги собора 1649 года, на котором Царь Алексей Михайлович не поддержал идею «Ревнителей благочестия» заменить «многогласие» на «единогласие».40

Сторонники кружка ревнителей благочестия уже начали служить в храмах единогласно. Изначально «многогласие» на службах служило для уменьшения продолжительности службы при полном сохранении и сбережении церковных чтений, полагающихся уставом. Также одной из предпосылок становления «многогласия» является историческая традиция, поскольку в 14 веке Русская церковь со Студийского перешла на Иерусалимский устав. Отличительной чертой Иерусалимского устава являлось продолжительное время службы.

К VII веку все больше людей стали воспринимать эту традицию как архаичную, неправедную и неправоверную.41 Были попытки частичного сохранения многогласия путем перехода на «двуголосия», тем самым ограничив молитвословие. Чтобы окончательно решить данную проблему Патриарх Московский Иосиф направил прошение Патриарху Парфению II. Патриарх константинопольский определенно поддержал Патриарха Иосифа и признал необходимость единогласной службы. Спустя год, собор 1651 года окончательно утверждает «единогласие». Данное решение было подтверждено Патриархом и царем. Узаконенный статус нововведение получило после издания Служебника 1651 года, в дальнейшем Московский собор 1666 года подтвердил решение собора 1651 года, тем самым окончательно узаконив «единогласие». Но «многогласие», несмотря на запрет, все равно продолжало пользоваться популярностью в церковной жизни.42

Первая реформа не вызвала бурной реакции общества, поскольку практически не затрагивала канонического устройства Русской Православной Церкви.

Уже после вступления Никона на патриарший престол началась новая фаза реформ. В 1653 году по приказу Никона из Псалтири были опущены главы, в которых сообщалось о количестве поклонов во время молитвы преподобного Ефрема Сирина. Также были опущены главы с указанием двуперстного крестного знамения. По истечению 11 дней, во время Великого Поста были официально заменены земные поклоны на поясные, а двуперстное крещение на троеперстное. Согласно новым постановлениям, выпущенным Никоном, земные поклоны не подобает совершать во время службы по воскресным дням, в святки, также в промежуток между Пасхой и Пятидесятницей. Запрет на земные поклоны коснулся и других больших праздников двунадесятого цикла.43

Исторически Никон основывался на постановлениях I Никейского собора, на котором рекомендовалось по воскресеньям и в праздничные дни с Пасхи до Пятидесятницы не опускать земной поклон, то есть не становиться на колени. В дальнейшем эта рекомендация была доработана и официально задокументирована в положениях VI Вселенского собора.44

Также отмена земных поклонов была проведена из этических соображений. Земной поклон — символ смирения, покаяния, трепета и почитания человеком Господа и искреннего раскаяния за свои грехи. В момент земного поклона человек — раб Божий, просящий за себя и искупляющий свою вину. Но вместо грусти и скорби, нужно возликовать о возможности спасения своей души. Вспомнить, что ты не раб Божий, а чадо Его.45

Для сторонников реформ важность поклона уходила на второй план перед смыслом праздника. Они считали, что покаянное напряжение можно добиться без акцентирования на поклон.46

Конец ознакомительного фрагмента.

Оглавление

* * *

Приведённый ознакомительный фрагмент книги Патриарх Никон предоставлен нашим книжным партнёром — компанией ЛитРес.

Купить и скачать полную версию книги в форматах FB2, ePub, MOBI, TXT, HTML, RTF и других

Примечания

1

Щапов Афанасий Прокофьевич. Русский раскол старообрядства, рас-сматриваемый в связи и внутренним состоянием русской церкви и гражданст-венности в VII веке и в первой половине VIII: опыт исторических исследований о причинах происхождения и распространения русского раскола.-Казань: Дубровин,1859., 140 с.

2

Шмидт В. В. Патриарх Никон и его наследие в контексте русской исто-рии, культуры и мысли: опыт демифологизации: диссертация… доктора фи-лософских наук: 09.00.13 / Шмидт Вильям Владимирович; [Место защиты: Рос. акад. гос. службы при Президенте РФ]. — М., 2007. — 483 с.

3

Сазонова Наталья. У истоков раскола Русской церкви в 17 веке: исправ-ление богослужебных книг при Патриархе Никоне (1654—1666):на материалах Требника и Чехослова, — Томск, ТПГУ,2008.-206 с

4

Кореневский Н. И. Церковные вопросы в Московском государстве в по-ловине XVII в. и деятельность патриарха Никона. // Русская история в очерках и статьях / под ред. проф. М. В. Довнар-Запольского. — К., 1912. — Т. III. — 701 с.

5

Знаменский П. В. История Русской церкви. М., 1996.

6

Костомаров, Н. И. Второй отдел: Господство дома Романовых до вступ-ления на престол Екатерины II. Выпуск четвертый: XVII столетие: Глава 4. Патриарх Никон // Русская история в жизнеописаниях ее главнейших деятелей. Книга вторая. — М.: Сварог, 1995.

7

Айвазов И. Г. Обновленцы и староцерковники. — М.: Верность, 1909. — С. 187

8

Житие протопопа Аввакума, написанное им самим / Под редакцией И. В. Галкина. Издание И. Я. Гаврилова. — М.: Товарищество типо-литографии И. М. Машистова, 1911. — (Библиотека «Старообрядческая мысль»).

9

В. В. Шмидт Патриарх Никон. Труды / Научн. исслед., подготовка документов к изд., сост. и общ. ред. В. В. Шмидта. М.: Изд-во МГУ, 2004. — 164,8 п.л.

10

Акты Земских соборов /отв. ред. А. Г. Маньков. М.: Юридическая литература, 1985. Т. 3. 511 с

11

Полное собрание законов Российской империи: Собр. 3-е. T. XXV: 1905. Спб., 1908. С.237—238

12

Житие патриарха Никона (рукопись) / Шушерин, И Корнилович, сост. — (Б. м.), XVIII в. — 146 (I) л.

13

Известие о рождении и воспитании и о житии святейшего Никона, патриарха Московского и всея России, написанное клириком его Иоанном Шушериным / Изд. Воскресенского, Новый Иерусалим именуемого монастыря. — (С печ. изд. 1817 г., сличенного с тремя древнейшими списками). — Москва, 1890. — 1с.; 23

14

Севастьянова С. К. Материалы к «Летописи жизни и литературной деятельности патриарха Никона». — СПб.: Дмитрий Буланин, 2003. — с 125

15

Шушерин И. К. Известие о рождении и воспитании и житии святейшего Никона, патриарха Московского и всея России // Патриарх Никон — протопоп Аввакум. М., 1997. — С. 3

16

Костомаров, Н. И. Второй отдел: Господство дома Романовых до вступления на престол Екатерины II. Выпуск четвертый: XVII столетие: Глава 4. Патриарх Никон // 1 с, Русская история в жизнеописаниях ее главнейших деятелей. Книга вторая. — М.: Сварог, 1995.

17

Шушерин И. К. Известие о рождении и воспитании и житии святейшего Никона, патриарха Московского и всея России // Патриарх Никон — протопоп Аввакум. М., 1997. С. 3

18

Богоявленский Кожеозерский (Кожеезерский) монастырь — православный женский (с 2009 г.) монастырь в Архангельской области, на Лопском полуострове, омываемом водами Кожозера. Является самым труднодоступным монастырем в России.

19

Костомаров, Н. И. Второй отдел: Господство дома Романовых до вступления на престол Екатерины II. Выпуск четвертый: XVII столетие: Глава 4. Патриарх Никон // 1 с, Русская история в жизнеописаниях ее главнейших деятелей. Книга вторая. — М.: Сварог, 1995

20

Патриарх Никон // Костомаров Н. И. Русская история в жизнеописаниях её главнейших деятелей — стр 8 М.: Сварог, 1995

21

Каптерев Н. Ф. Патриах Никон и царь Алексей Михайлович. Т. 1 — 2 М., 1996, 23 c

22

В. М. Строев. Историко-юридическое исследование Уложения, изданного царем Алексеем Михайловичем в 1649 году. — Санкт-Петербург: при Акад. наук, 1833.

23

Каптерев Н. Ф. Патриах Никон и царь Алексей Михайлович. Т. 1 — 2 М., 1996,стр 32

24

Богданов А. П. Патриарх Никон // Вопросы истории. — 2004. — №1. — С. 82

25

Анфим (Чорный). Аффоний, митр. Новгородский и Великолуцкий // Православная энциклопедия. — М., 2002. — Т. 4. — С. 195—196

26

Богданов А. П. Патриарх Никон // Вопросы истории. — 2004. — №1. — С. 51,117.

27

Столбо́вский мир — мирный договор, подписанный 27 февраля (9 марта) 1617 года в Столбове (близ Тихвина) и положивший конец русско-шведской войне 1610—1617 годов

28

воевода Хилков или Князь Андрей Васильевич Хилков (ум. 1644) — русский военный и государственный деятель, боярин и воевода, сын воеводы князя Василия Дмитриевича Хилкова.

29

Palmer W. The Patriarch and the Tsar: History of the Condemnation of the Patriarch Nicon by a Plenary Council of the Orthodox Catholic Eastern Church, held at Moscow A. D. 1666—1667. Written by Paisius Ligarides of Scio. L., 1871—1876. Vol. 1—6.

30

Васильев П. П. Вонифатьев, Стефан // Энциклопедический словарь Брокгауза и Ефрона: в 86 т. (82 т. и 4 доп.). — СПб., 1890—1907. С 156

31

Успенский Б. А. Царь и патриарх: харизма власти в России. — М., 1998.стр75

32

Кореневский Н. И. Церковные вопросы в Московском государстве в половине XVII в. и деятельность Патриарха Никона / Русская история в очерках и статьях // под ред. проф. М. В. Довнар-Запольского. — Киев, 1912. — Т. III. — С. 46.

33

АИ. Т. 1 = Акты исторические, собранные и изданные Археографическою комиссиею. Т. 1: 1294—1588. СПб., 1841

34

Успенский Б. А. Царь и патриарх: харизма власти в России..стр 81 — М., 1998

35

Кореневский Н. И. Церковные вопросы в Московском государстве в половине XVII в. и деятельность Патриарха Никона / Русская история в очерках и статьях // под ред. проф. М. В. Довнар-Запольского. — Киев, 1912. — Т. III. — С. 46.

36

Усачев А. С. Степенная книга и древнерусская книжность времени митрополита Макария. — М.; СПб., 2009.

37

Флоренти́йская у́ния — соглашение, заключённое на соборе во Флоренции (первоначально собор проходил в Ферраре) в июле 1439 об объединении Западной и Восточной (православной) Церквей на условиях признания Православной Церковью латинской догматики и главенства папы римского при сохранении православных обрядов.

38

Лионская уния — Уния, заключенная в Лионе в 1274 году. Была заключена на условии признания восточным императором догмата filioque, опресноков и папского главенства, в чем от имени Михаила поклялся Георгий Акрополит

39

Мальцев Л. А. Арсений Суханов: паломник, писатель, библиофил Балтийский акцент. 2012. №2. С.111—114.

40

Преображенский А. В. Вопрос о единогласном пении в русской церкви XVII в. М., 1904,с 68

41

Гарднер И. А. Богослужебное пение Русской православной церкви: В 2 т. М., 2004,с 220

42

Преображенский А. В. Вопрос о единогласном пении в русской церкви XVII в. М., 1904

43

Двунадеся́тые пра́здники (также дванадесятые праздники) — двенадцать важнейших после Пасхи праздников в православии. Посвящены событиям земной жизни Иисуса Христа и Богородицы, входят в число великих праздников

44

Смирнов К. Обозрение источников первого вселенского Никейского собора. — Ярославль, 1888. — 358 с. (Репринт. — М.:Книга по Требованию. — 2011. — 366 с

45

.Галат. 4; 4—7

46

Киприан (Керн), архим. Литургика. M., 2002.

Смотрите также

а б в г д е ё ж з и й к л м н о п р с т у ф х ц ч ш щ э ю я