Как возник человеческий разум

Георгий Наумченко

Дорогие мои роднульки: Калинда, Алекс!Когда вы были маленькие, вы спрашивали: «Откуда берутся дети?» Проработав на заводе 55 лет, я вышел на пенсию. У меня возникло много свободного времени. Я задался аналогичным вопросом: «Откуда взялись люди?». И написал вам сказку, не виртуальную как у Алисы из Страны Чудес, а земную – материалистическую.«Как возник человеческий разум?» Что есть ум, разум, интеллект, мысль, душа, свобода, и причина человеческой глупости?

Оглавление

  • ЭССЕ

* * *

Приведённый ознакомительный фрагмент книги Как возник человеческий разум предоставлен нашим книжным партнёром — компанией ЛитРес.

Купить и скачать полную версию книги в форматах FB2, ePub, MOBI, TXT, HTML, RTF и других

© Георгий Наумченко, 2018

ISBN 978-5-4490-3917-0

Создано в интеллектуальной издательской системе Ridero

ЭССЕ

КАК ВОЗНИК ЧЕЛОВЕЧЕСКИЙ РАЗУМ?

Дорогие мои роднульки: Калинда, Алекс!

Когда вы были маленькие, вы спрашивали: — «Откуда берутся дети?»

Проработав на заводе 55 лет, я вышел на пенсию. У меня возникло много свободного времени. Я задался аналогичным вопросом — «Откуда взялись люди?». И написал вам сказ, не виртуальный как у Алисы из страны чудес, а земной — материалистический.

«Как возник человеческий разум?» Что есть ум, разум, интеллект, мысль, душа, свобода, и причина человеческой глупости?

Если вы станете верующими, то вы скажете, априори — «Ответа на эти вопросы нет! И не может быть! Наш деда был интеллектуальным шизофреником, если покусился отгадать Божий замысел». Если будете любопытными, то может, быть прочтёте, о чём и как думал ваш деда.

Прежде всего, надо остановиться на вопросе — «ЧТО ЕСТЬ ЖИЗНЬ?». Ещё в 1878 Ф. Энгельс дал такое определение (дословно)

«Жизнь есть способ существования белковых тел в постоянном обновлении их химических составных путём питания и выделения»

статьи Анти-Дюринг

Это философское материалистическое определение XIX века, и только в XXI веке наука определила значение белков в геноме, ДНК, ферментах, нейромедиаторах, гормонах и т. д. Формально же определение — «Что есть жизнь?» вытекает из закона «Отрицание отрицания», сформулированным Г. Гегелем. В работе «Феноменология духа» в 1806 г. Название закона сложно для понимания, как и вся «Феноменология духа». Суть закона в том, что старое отрицается новым, а потом само отрицается более новым и т. д. Однако при возникновении нового всегда сохраняется старое. Этот закон прост и понятен, если взять старый семейный альбом и посмотреть на портрет человека в возрасте: 1 год, 2 года, 3 года и т. д. до 50 лет, а затем до 80 лет. Везде видно, что «он», а через год это тоже «он» и уже не «он», и т. д. далее на протяжении всей жизни. В начале эволюция идёт по восходящей линии, затем по нисходящей, в конце жизни — смерть. Прекращается эволюционный процесс под названием жизнь. Субъект превращается в объект и рассеивается в атомно-молекулярном круговороте природы. Движение, изменение, преобразование, развитие, то есть эволюция — это закон жизни.

Согласно мудрости древних греков «Всё течёт, всё меняется», «Нельзя дважды войти в одну и ту же реку», «Всё, что имеет начало — имеет конец».

В XVIII веке к мудрости древних Ч. Дарвин добавил «Всё развивается». Теория эволюции стала основой биологической науки. Однако теория происхождения видов Ч. Дарвина не даёт законов развития.

В XVIII веке жил был немецкий философ Георг Вильгельм Фридрих Гегель. Он размышлял о том, как происходит развитие мысли от простой к сложной. Исследуя процесс развития Духа, он открыл законы развития «законы диалектики». Его идеалистическая, заумная философия трудна для чтения и понимания.

Однако на базе его размышлений другие философы: англичанин Фридрих Энгельс и Карл Маркс разработали и создали стройную систему ЗАКОНОВ РАЗВИТИЯ МАТЕРИАЛЬНОГО МИРА — ДИАЛЕКТИЧЕСКИЙ МАТЕРИАЛИЗМ. (л. 41)

Я бы дал такое почти философское определение — «Жизнь человека (бытиё индивидума) представляет ВРЕМЕННОЕ ОБИТАЛИЩЕ и реализацию ПРОГРАММ генома человека, который он получает от родителей и передаёт следующему поколению».

«КАК ВОЗНИКЛА ЖИЗНЬ?» — НЕИЗВЕСТНО

Предполагают, что она возникла — «из праха земного». Возникла в среде, где неорганические вещества, планеты превращались в органические молекулы под влиянием природных условий, существовавших в момент образования и формирования планеты; эти молекулы укрупнялись, образуя органическую материю. И дальше произошло невероятное, необыкновенное Чудо. Возникла молекула ДНК — искра жизни. Одни предполагают, что она образовалась в результате многократных случайных флуктуаций органических молекул

«Если есть Бог, то он играет в кости, то есть всё определяется случайностью».

М. Фуко

Другие фантазируют, что «сердцевина жизни» была занесена из космоса, в некоторых метеоритах находят следы органических молекул.

Третьи веруют, что жизнь на земле была создана космическим разумом, высшими силами, БОГОМ. В Библии 1я книга Моисеева «Бытьё» глава 2 пункт 7 сказано, дословно: «И создал Господь Бог человека из праха земного, и вдул в лице его дыхание жизни и стал человек душой живой».

По данным палеонтологии жизнь существовала задолго до динозавров и до человека. Богу было достаточно создать только молекулу ДНК, а далее развитие шло бы согласно законам диалектики и теории эволюции Дарвина. Книга «Происхождение видов путём естественного отбора» Чарльз Дарвин 1859 г.

Эволюция превращения одноклеточных систем в сложнейшие многоклеточные многофункциональные — чудо. Симбиоз микро и макро флоры и фауны — чудо природы (биосферы) обеспечивающий существование жизни (человека) на планете. Обыватель зациклился на происхождении человека от обезьян.

А ЧТО БЫЛО ДО ОБЕЗЬЯН?

Надо полагать, что жизнь на планете началась с возникновения простейших одноклеточных организмов на подобие существующих в настоящее время одноклеточных: инфузория-туфелька — амёбы. В дальнейшем происходило укрупнение биологических образований, увеличение размера гена, образование новых биологических формирований черв подобного типа подобно существующим в настоящее время ланцетника, затем типа рыб и т. д. до млекопитающих.

Если к амёбе прикоснуться концом острой иглы, то амёба среагирует. Амёба не так глупа, говорил школьный учитель по естествознанию 4-й класс, чтобы двигаться вперёд, если на пути острый шип. Основное свойство живой органической материи — это свойство реагировать на окружающую среду. У простейших одноклеточных нет чувств, у них есть лишь примитивная реакция наподобие осязания, реакцию на пищу, на свет, на соль и т. д. Без способности реагировать на окружающую среду — жизнь биологической материи невозможна. Способность к контакту органической материи с окружающей средой — это основа жизни и первоначальная точка возникновения разумной материи, в конечном итоге — человека.

Эволюция живой органической материи, происходившая в течение многих миллиардов лет привела, к созданию генетической программы: нервной системы, органов чувств: осязание, обоняние, боли, слуха, страха, зрение и памяти, в которой записана генетическая программа поведенческих реакций (инстинкты). Все млекопитающие животные рождаются с природным инстинктом сосания, приматы — с инстинктом хватания. Котята рождаются слепыми, но сразу ищут сосок матери — это по определению И. П. Павлова безусловный (природный) рефлекс.

В быту слово рефлекс — это отражение лучей солнца от блестящей поверхности, отражение в зеркале лица человека. Биологический рефлекс — это отражение внешней окружающей среды через органы чувств в центральной нервной системе живого организма и соответствующая реакция организма. Это основа познания. Органы чувств человека отличаются от способности других живых организмов. Иные животные ощущают окружающую среду в других длинах световых и звуковых волн, ощущают запах, вкус в более широких диапазонах, чем человек. А возможно ощущают внешнюю среду в зонах не доступных или потерянных нормальным человеком, типа, пресловутой экстрасенсорики, без контактного гипноза, чудес йогов.

И. М. Сеченов выдающийся русский физиолог ещё в 1863 г. Выдвинул и обосновал теорию о связях сознания, мышления, поведения с рефлекторной деятельностью головного мозга. Его книга о психической деятельности человека и её связи с рефлексами была запрещена церковной цензурой. На Западе эти идеи и по сей день заморожены, так как противоречат доктрине религиозного мышления.

Вопросами исследования рефлекторной деятельности животных занимался великий русский физиолог Иван Петрович Павлов. В 1906 г. за свои работы он получил нобелевскую премию. При получении премии студенты с галёрки спустили, как продолжателю идеи Дарвина, игрушечную обезьянку. На этой точке, мне кажется, официоз затормозил дальнейшее развитие науки и философии о человеке.

И. П. Павлов создал теорию безусловных (постоянных) и условных (временных) рефлексов. Безусловный (природный) рефлекс — это то, что живой организм получил от предков и что записано в генетической программе генома, определяющее его поведенческие реакции — это инстинкты. На одном из инстинктов — продолжении рода зациклился З. Фрейд, открыв бессознательное подсознание человека в нём либидо. В течение столетий его теория использовалась психоаналитиками для лечения неврозов, даже после раскрепощающей сексуальной революции.

И. П. Павлов исследовал, как возникают и закрепляются в памяти животного (условные) рефлексы. Для своих исследований он использовал собак. Проводил операции по сознанию фистул в желудке собак с выводом желудочного сока наружу. Затем следил, как вырабатываются рефлексы на световые или звуковые сигналы по выделению желудочного сока. Он наблюдал, как при подаче пищи возникает реакция выделения желудочного сока, как она закрепляется в виде рефлекса при звуковых или световых сигналах. После образования рефлекса пища — звук в мозгах у собак возникал образ пищи просто на звук (слово) или световой сигнал. Происходит безусловная реакция выделения желудочного сока. И. П. Павлов исследовал, как возникают рефлексы, как они закрепляются в памяти, как исчезают при отсутствии жизненной необходимости. Приобретённый (условный) рефлекс — это закреплённый в нейтронных структурах памяти мозга прежний опыт, который реализуется в процессе мышления: образного (конкретного) у животного и в первые годы ребёнка и вербального — у взрослого человека. Слово — это рефлекс.

Рефлекс — это связь нервной системы высших (по организации животных) с окружающей средой. Эту связь И. П. Павлов назвал — «ПЕРВОЙ СИГНАЛЬНОЙ СИСТЕМОЙ». Эта сигнальная система — основа Ума! — или вы скажете, что ваше любимая собака не обладает умом? (всё понимает, а сказать ничего не может).

УМ — ЭТО СПОСОБНОСТЬ ВЫСОКОРАЗВИТЫХ ЖИВОТНЫХ: видеть, слышать, чувствовать, запоминать, а главное, соответственно реагировать на окружающую среду, при помощи рефлекторной системы, которая обеспечивается работой нейронными структурами головного мозга.

Как возникает УМ? Можно наблюдать при развитии ребёнка. Первоначально он реагирует на звуки и интуитивно чувствует их содержание: при громких, агрессивных — пугается, и успокаивается при ласковых интонациях матери. Реагирует на ярко окрашенные игрушки, неловко пытаясь их схватить. В трёхмесячном возрасте человеческий ребёнок по уму по сообразительности уступает трёхмесячной обезьянке макаке. У ребёнка по сравнению с обезьянкой более медленно происходит созревание могучей человеческой нейронной структуры головного мозга. У ребёнка очень медленно в течение длительного времени развивается артикуляция и говорение по сравнение с другими процессами: сосание, глотание, хватание, ползание, хождение. Развитие ребёнка — это отражение развития эволюции человечества во времени. Созревание нейронных структур мозга происходит одновременно с накоплением связей ребёнка с объектами и явлениями окружающей среды. Вырабатываются рефлексы, которые при повторе закрепляются в памяти в виде образных картин, как у животных. Далее эти образы кодируются вербальным кодом национального языка родителей. Ребёнок начинает говорить! Все объекты, явления окружающего мира, у ребёнка фиксируются в памяти в виде конкретных предметов, действий, явлений: мама, папа, дед, баба, тётя Лена, собака, кошка, чашка, ложка, кровать, диван и т. д. Всё это закрепляется вербальным (словесным) кодом. Ребёнок начинает говорить языком родителей. Лев Николаевич Толстой однажды высказал мысль «За три-четыре года человек приобретает больше, чем за всю оставшуюся жизнь». Язык — связь человека с окружающей средой. Эту связь И. П. Павлов назвал «ВТОРОЙ СИГНАЛЬНОЙ СИСТЕМОЙ».

В результате дальнейшего созревания нейронных структур головного мозга, развитие речевого и социального общения происходит — ЧУДО. Конкретные понятия у ребёнка: мама, папа, дядя, кошка, собака, ложка, вилка, стул, два, пять, десять превращаются в абстрактные понятия: люди, родственники, животные, посуда, мебель, сложение, вычитание, математика, а при накоплении знаний — во флору, фауну, механику, астрологию, космос, энергию, добро, зло, философию и т. д. Ребёнок начинает оперировать АБСТРАКТНЫМИ ПОНЯТИЯМИ. Возникло чудо! Возник разум! Возникает Homo Sapience.

Ребёнок «маугли», не получивший в младенческом возрасте (при созревании соответствующих нейронных структур мозга) речевую социальную обкатку человеческого воспитания или плохое воспитание имеет только «ум» животного. Он может научиться говорить, попав в человеческое общество, всё понимать как собака и соответственно действовать, но не может иметь разум, то есть абстрактное мышление. Животное, насекомое может жить без «разума». Человек с разумом, но «бессознательного», то есть без генетических программ — инстинктов, существовать не может. Л. Н. Толстой писал: «Если допустить, что жизнь человека управляется разумом, то уничтожается сама возможность жизни».

В настоящее время, в быту, в философии и пока в науке, нет определённых конкретных понятий, что есть ум, разум, интеллект, всё смешивают в одну кучу «сознание» — «чёткое их разделение и связь с их с признанными объективными факторами 1-й, 2-й сигнальными системами и интеллектуальным творчеством приводит к более ясному пониманию человека». Определение, что есть ум, было сформулировано ранее.

Конец ознакомительного фрагмента.

Оглавление

  • ЭССЕ

* * *

Приведённый ознакомительный фрагмент книги Как возник человеческий разум предоставлен нашим книжным партнёром — компанией ЛитРес.

Купить и скачать полную версию книги в форматах FB2, ePub, MOBI, TXT, HTML, RTF и других

Смотрите также

а б в г д е ё ж з и й к л м н о п р с т у ф х ц ч ш щ э ю я