Беседы с учениками, октябрь-декабрь 2012

Георгий Л. Богословский, 2023

В книге собраны беседы Учителя Школы йоги «Крылья совершенства» – Георгия Богословского, которые проводились в октябре-декабре 2012 года с учениками московского отделения Школы. Учитель говорит с учениками о мироздании, человеке, возникновении мужского и женского начал. Не давая зачастую однозначных ответов на вопросы, оставляет возможность для размышлений и собственных выводов. На конкретных примерах и образах Учитель показывает, как работает фундаментальный закон жизни на Земле – мысль материальна, и что же такое йога – целостное знание о мире и человеке.

Оглавление

* * *

Приведённый ознакомительный фрагмент книги Беседы с учениками, октябрь-декабрь 2012 предоставлен нашим книжным партнёром — компанией ЛитРес.

Купить и скачать полную версию книги в форматах FB2, ePub, MOBI, TXT, HTML, RTF и других

11 октября 2012

Ученик: Можно я спрошу?

Учитель: Давайте.

Ученик: Вы не один раз уже нам говорили о полной отдаче, о полном погружении к чему-либо. То есть вы говорите о том, что нельзя отдаваться, на примере мужчины и женщины, нельзя отдаваться двум мужчинам сразу. У человека в жизни, как правило, несколько аспектов и получается так, что каждый отбирает какую-то часть его жизни…

Учитель: Каких несколько аспектов? Один аспект — жизнь. Больше ничего нет.

Ученик: Ну хорошо, скажем, несколько аспектов его деятельности что ли. Или приложения его сил и энергии… Ну, скажем, работа, семья, хобби и так далее…

Учитель: Естественно, выбирается один аспект, а второй — вспомогательный получается, да, там… мужчина-домохозяин. Вот, соответственно, он отдаётся полностью хозяйству, следит за порядком, бельё стирает, посуду моет, кашу варит, всё остальное… Остальные — все второстепенные.

Ученик: При этом, допустим, у него есть хобби…

Учитель: Делать булочки хорошие, вкусные!

Ученик: При этом он ещё думает, что нужно воспитывать детей…

Учитель: А он домохозяин, он детей воспитывает, он гладит, всё он делает.

Ученик: А нет, так домохозяин как именно"хозяйство"или ещё как педагог?

Учитель: Нет, именно как семьянин хороший: сидит дома основное (время)… Не работает, занимается детьми, а жена там работает на фабрике или рельсы укладывает, ещё чего-нибудь делает… (смех)

Ученик: То есть получается, если какое-то дело делать как следует, то на другие уже ничего не остаётся…

Учитель: Нет, ну это, так сказать, шутя, условно. Естественно, что, конечно, если полная отдача чему-то… там, скажем, семье, работе, делу, чему-то ещё — оно занимает основное время, всё остальное — второстепенное. И так далее, со всеми вытекающими следствиями отсюда. Вместе с тем мужчина и женщина раньше образовывали одно целое. Скажем, мужчина суп варит, готовит кашку, бельё стирает, а женщина в это время укладывает рельсы, но они вместе образуют одно целое и душа в душу живут, и не думает женщина, что вот я рельсы укладываю, а он, гад, пирожки делает. И он не думает, как хорошо, что она рельсы укладывает, а я пирожки делаю. Нет, они живут, и каждый отдаётся своему, потому что рельсы укладывать надо с полной отдачей, тогда они будут хорошо лежать, и пирожки надо хорошо делать, и неизвестно, что ещё легче. Если они живут как идеальная схема — душа в душу, взаимно дополняют друг друга, и тогда всё классно. Но поскольку мы не имеем такой возможности взаимного дополнения на сегодняшний день на стадии развития человека, то соответственно перекос в какую-либо сторону влечёт за собой отклонения в виде заболевания. Так же, как, скажем, в мире всё подобно же. В питании: если пища, ту, которую он использует, закисляет организм — одни следствия. Ощелачивает организм — вторые следствия. Тоже всё вот отсюда. Так и тут. Если общение с женщиной закисляет организм, значит, одни следствия, а ощелачивает — значит, иные следствия, и, соответственно, если нагрузка, которая идёт по ходу жизни, закисляет организм, ну если мы будем так шутливо использовать эту формулу, то, соответственно, одни заболевания. Ощелачивает — другие. Если закисляют, там — онкология, ещё чего-нибудь. Ощелачивают — там запой, ещё чего-нибудь. Ну, допустим, как версия с фантазией. Так что…

Ученик: Ну так получается, что женщина укладывает шпалы, а сама думает, что у неё там дом, семья, муж там пирожки испёк. Вот там — раз, 17:00. Она эту шпалу бросает, и всё, и подалась домой. Там дождь идёт, материал намок, там чего-нибудь ручей размыл. Получается, так…

Учитель: Безответственность — вытекает следующее следствие. Увольняют с работы и говорят — всё! Больше не приходи. Она остаётся дома…

Ученик: А она скажет 17:00 — всё! Поэтому профсоюз наказ сделал…

Учитель: А ты рассчитай, уложи. У неё ответственности, обязанности есть: чтобы шпала не намокла, чтобы она была укрыта…

Ученик: Так вот и получается, что шпалу надо уложить, чтобы не намокла, там уже 19, муж скажет: «Ты где была, блин, у тебя одна работа на уме».

Учитель: Нет, а чего же, муж не скажет. Если они душа в душу живут, то он с пониманием отнесётся: «А, ты шпалы закручивала, прятала в хорошее место! Молодец! И спрячь, а то, не дай бог, они намокнут не так как надо». Ну это так — идеальная схема. Естественно, это фантазия. А на сегодняшний день мы имеем соперничество и перекос.

Ученик: Георгий Леонидович, а вот недавно я слушала такое мнение: женщина одна говорила, что у неё дисбаланс половин — левой и правой. И она такую версию выдвинула, что, говорит, вот у меня с правой стороны все проблемы, это я не принимаю в себе мужское.

Учитель: Ну фантазий на эту тему разных много. Если справа, допустим, считает, что сложности и не принимает мужского — это фантазии. Напрямую, так вот буквально, когда ты мужского не принимаешь, к правой стороне это отношения не имеет. Потому что и мужское… Ну если мужчина — это же не означает, что он лишь работает одной рукой, а вторая отдыхает у него: правая работает, а вторая — отдыхает. Нет. Если женщина — тоже нет. У мужчины и женщины всё в гармонии. Берём лучший вариант. То есть и правая развита, и левая развита. И логическая, и образная — все формы. Мужчин и женщин отличает ещё что-то помимо того, что есть, а также, когда о заболеваниях разных… Мы взяли формулировку с кислотностью. То есть, если организм закисляется, возникают болезни с костями. А почему они возникают? Да очень просто! Не потому, что организм такой глупый, а потому, что он очень мудрый и хочет скомпенсировать. Это увеличение в кислую сторону он хочет скомпенсировать. И пытается выделить из себя всё что можно. Ну а, соответственно, для организма… Это же он выделяет, соответственно, за счёт сокращения срока жизни. Он пытается выровнять, а человек ещё ходит, а человек ещё бегает даже, но срок жизни его уменьшается. И поэтому так и мужское и женское: перекос в одну сторону — мужскую, он ведёт к тому, что женщина угнетается, у женщины накапливается раздражение. Ну, условно говоря, как в костях. Она начинает выделять из себя что-то, чтобы скомпенсировать. Вот так оно вот и идёт в целом. Поэтому здесь о том, что там люди начинают о себе думать чего-то… ну это… столько заблуждений и глупостей. Понятно, что сложно думать никто не хочет, все хотят думать попроще. Все хотят думать…

Ученик: То есть мнение на то, что вот что-то концентрируется справа, а что-то слева — это чисто вот…

Учитель: Это условно… Ну условно же всё. В мире же всё намного тоньше. Так же, как и… Вы же не можете сказать, если любите, что здесь любите, а здесь — нет. Вы же не можете сказать, да? Если любите — вы любите.

Ученик: Ну так бывает… (смех)

Учитель: Нет, бывает по-другому: вот здесь любит, а здесь — нет. Бывает вот так чаще всего. Но здесь делится скорее всего: низ — верх. (смех)

Ученик: Георгий Леонидович, а расскажите подробней про иду и пингалу.

Учитель: О мужском… Ну что здесь подробней рассказать-то? Это так же, как… Вот мы говорим, что и в мужчине есть и мужское и женское, и в женщине есть и мужское и женское одновременно. Соответственно, и энергия распределяется… Но, по большому счету, если уж совсем тщательно, глубоко говорить, это условность некая, которая ну удобна… Так же, как в физике: выбрали там вот это — со знаком плюс, а это — со знаком минус. Но, если будете в микроскоп смотреть, ничего со знаком плюс не летит. Будете долго искать — ни одного знака не увидите, и минуса не увидите. То есть это условно удобная схема для того, чтобы объяснить, что какая-то там часть куда-то идёт: одна в одну сторону, а другая — в другую. Это же самое и с идой и с пингалой: не увидите там знака ни плюс и ни минус. А лишь энергия идёт определённым образом, определённой закономерностью. И закручивается определённым образом, и соединяется. А дальше возникает следующий момент. Вот о чём уже невольно мы говорить и начали: о мужском, о женском, о перекосе, об отдаче. А всё это относится к энергии, потому что энергия распределяется определённым образом. И если и возникает… Ну как опять же с кислотностью: в кислую сторону смещается больше — организм пытается скомпенсировать. То есть из всех своих запасов щёлочь таки выделить каким-то образом. Так и с энергией: если идёт перекос в мужскую сторону, ну, условно говоря, да, то организм пытается скомпенсировать это каким-то образом. И, соответственно, и распределение. Вот мы говорим о чакрах, что они там нераскрыты, ещё чего-нибудь… Или, иначе говоря, что вся энергия, которую способен человек получать, она неравномерно распределяется. Неравномерно. Или, как мы говорим иногда: что-то я сегодня затупил. То есть уставился куда-то и ушёл непонятно куда, непонятно зачем, непонятно в какую сторону, а завтра вдруг наоборот — ускорился, и всё тебе медленно, всё хочется скорей-скорей-скорей. То есть за счёт каких-то факторов, многих факторов, которые мы ещё не понимаем или не можем пока отследить, у нас энергия то замедляется, ну условно будем говорить, то, наоборот, ускоряется. И вот эта система вся цельная, включая и иду, и пингалу, и все наши чакры, всё вместе взятое, и тела все в кучку сложенные, образующие нас, они все задействованы в процессе. И здесь уже, что я всегда вот это вот не люблю… Мы начинаем разделять. Так же, как вот и это модное разделение на кундалини йогу и всё остальное. То есть то, что называется — полная ересь, по большому счёту. Потому что всё зависит от энергии и её распределения, а её распределение зависит от морального состояния нашего. Ну можно сделать ядерную бомбу и дать её аборигену, скажем. Да, можно. Но это плохо кончится. Так и здесь — всё имеет своё какое-то назначение. Так и ида и пингала. Отдельно рассматривать их не имеет смысла. Их имеет смысл как бы рассматривать… Вот если с пранаямами работаем, это значение имеет. Сказать то, что какая-то часть не работает вообще — нельзя. Они всегда работают. И ида и пингала всегда снабжают всей энергией необходимой. Ну вот с теми вытекающими следствиями, которые есть. Немножко здесь мы можем остановиться на чакрах или даже сначала на понятии янтры, что в общем-то все рисунки в чакрах, которые иногда используются, их скорее можно отнести к янтрам, а янтру скорее можно отнести к некому символьному изображению о состоянии чего-либо и как-либо. Поэтому и человека, скажем, в целом можно рассматривать как отдельную янтру, наполненную богатым содержанием, а можно рассматривать как самку и самочку, которые занимаются только одним и больше ничем, и ничего не могут. И здесь вот… Содержание янтры, скажем, в каждой чакре… Ему даже невозможно предать одного какого-то стабильного значения. Или иногда мы используем, скажем, да, как бы в чакре, скажем, в нижней, изображение лотоса с четырьмя лепестками и со слоником там ходящим… Но это, по большому счёту, не совсем верно, потому что это зависит от состояния менталитета человечества на сегодняшний день. И по ходу его изменения, хоть и изменяется он не быстро, изменяется и рисунок в чакре. Изменяется как бы и янтра чакры, изменяется… и не просто она изменяется, а в зависимости от того, для чего это рассматривается. Скажем, электрическую систему можно рассматривать в доме для того, чтоб лампочку включить. Можно рассматривать для того, чтобы запитывать ядерный реактор. Можно рассматривать ещё для чего-либо. То есть по-настоящему это такой… даже не такой, а такая серьёзная наука, которую надо очень внимательно, тщательно, по всем слоям рассматривать, что мы и пытаемся делать, создавая храмы. Храм, подразумевается, он начинает вот эту вот всю структуру… Потому что ну невозможно нам сразу её вот так всем — раз, и изложить. Это просто означает: нам надо целиком и полностью отдаться этому и целыми днями не вылезать. А поэтому мы делаем что? В знакомстве с йогой мы идём какими-то такими отдельными большими блоками — раз, раз, раз. Надолго не зависая ни на чём. Хотя больше всего мы зависаем вроде бы на работе с телом, хотя, по большому счёту, мы даже не зависаем на нём. Потому что на работе с телом если зависать, это тоже огромная работа. А мы имеем возможность такую — не зависать долго без серьёзных потерь именно потому, что организм наш мудрый и он сам выстраивает. Почему мы говорили и говорим, что да, мы удерживаем свой образ: сидящий там, или стоящий в асане, или чего угодно делающий, и больше ничего. Наш испорченный ум логически пытается расставить, как поднять ногу левую, правую, как завернуть, как ещё… Но это он делает ошибку. Потому что мы поставили образ — всё. Организм уже сам расставит в соответствии со своими особенностями, в соответствии со всем. С космосом… Раз — повернёт, развернёт нас так… Да, нам может быть некомфортно, нам может быть больно, ну и так далее. То есть вот здесь вопрос об отдаче сразу опять-таки встаёт. То есть, если мы отдаёмся, а не мешаем разумом, что ну это же я сломаюсь… Если же отдаёмся, то изменения у нас — раз-раз-раз-раз-раз… идут довольно быстро, и организм — тук-тук, и выстраивается. Но если мы не отдаёмся, что делаем всегда — не отдаёмся, то организм потихонечку останавливается, борется, сопротивляется, замедляется со всеми вытекающими следствиями, с логическим объяснением, что, мол, слаб человек ещё и так далее. То есть основной важный момент: нам надо понять, что организм — исходно нечто мудрое в принципе и самостоятельно живущая субстанция. А всё остальное, что в нём живет: ида и пингала и всё остальное — это некие системы, так же, как и проводники с током, по которым идёт электричество, которые лучше не перерезать и пальцем не влезать. И перерезать и то лучше с ручками изолирующими, иначе тоже закончится всё плохо. А посему иду лучше не перерезать, пингалу тоже лучше не перерезать. А лучше просто как бы знать, что они есть. Что они где-то там находятся — где-то там. Причём, однозначно указать нельзя. Однозначно — нельзя. Можно сказать примерно, что с определённой степенью вероятности электрон находится где-то вот там. Вероятность нахождения его там больше, а тут меньше. Вот это сказать можно. А почему и от чего это зависит? Это зависит от моральной составляющей. Да, естественно, здесь мы можем опять ввести характеристику внятную и удобную, что да, поскольку как бы среднее состояние общества, оно определённое, его можно вполне легко рассчитать и спрогнозировать, что мы будем думать завтра, то и с такой степенью вероятности большой можно сказать, что ида находится вон там-то.

Ученик: Георгий Леонидович, а можно вот сказать, что женщина способна забивать там эти…

Учитель: Шпалы-то? Способна.

Ученик: Шпалы да — совершенно по-женски. Или всё-таки она себя искажает, что делает работу мужскую?

Учитель: А почему это мужская работа? Кто сказал? Это исторически сложилось — это ошибка. Ошибка была!

Ученик: Ну конечно… (смех) ошибка…

Ученик: И сейчас она выравнивается!

Учитель: И сейчас выравнивается. Женщины начинают всё больше укладывать шпалы (смех).

Ученик: Занимаются своим делом, да? (смех)

Учитель: Да! А мужчины всё больше переходят на кухню. У них это получается лучше, пирожки они делают лучше.

Ученик: Мужчины всё делают лучше…

Учитель: И готовят лучше… Нет, ну нельзя сказать, что они всё делают лучше.

Ученик: (смех)

Ученик: Нет, ну вот шпалы, например, хуже…

Учитель: Поэтому… Нет, ну здесь опять же это всё условности, это всё исторические какие-то перекосы, которые на сегодняшний день есть и долго ещё будут. И нельзя сказать, что какая-то работа женская, какая-то мужская. По крайней мере, на сегодня. Всё это лишь обусловлено определёнными социальными закономерностями. Можно сказать, что охотник лучший — мужчина. Но иногда женщина врежет так, что мужчина сразу — раз, и концы отдаст. И с одного удара она его и положит, и он там и готов. Даже и не успеет спросить за что. А не понравился просто, и всё!

Ученик: Георгий Леонидович, но ведь даже строение тела предназначено женщине не для виду?

Учитель: Ну понятно, у женщины нижняя часть развита лучше, естественно. И фрагменты лишние у неё вот тут вот есть, и которые абсолютно не лишние оказываются, а для дела. Для вскармливания. Поэтому ей надо вот вскармливать. А мужчине чего? Да, он должен там вот… Но тоже нельзя сказать, что ему очень легко бегать. Оно всё болтается там снизу, и тоже же не очень удобно, а если он обнажённый, так там зацепляются колючки всякие. Тоже ничего хорошего. Поэтому для бега не предназначен никто. (смех).

Ученик: Ничего хорошего нет в беге (смех).

Учитель: Какие ещё страшные вещи хотим уточнить?

Ученик: То есть надо понимать, что идеальный вариант — когда мужчина с женщиной живут как единое целое и дополняют друг друга.

Учитель: Ну как и было. Был человек. Мужчин и женщин не было. Человек был.

Ученик: В нём было всё.

Учитель: В нём было всё. И это всё был человек. А потом он разделился на мужчину и женщину. И началось. А человек спустился… он знал один стиль жизни — йоговский. Больше он не знал ничего. По-йоговски жил. Ну а дальше решил разделиться.

Ученик: Осознанно?

Учитель: Осознанно в общем. Осознанно. Что же, кто-то его наказал что ли?

Ученик: Всевышний. Он взял и разделил.

Учитель: А он сам решил. Чего ж отделять-то. Нет, сам разделился, чтоб лучше узнать… Вот так же, как мы летаем, допустим, по орбите и спускаем станцию разведывательную на Марс, допустим. По орбите мы летаем, а станция нам даёт сведения. Так и он тут разделился на одну часть мужскую, на одну женскую, чтобы получить как можно больше сведений о той планете, на которой он находится, и передать её в космос, а там обрабатывают сидят… Одна из фантастических версий, от чего всё оно получилось. А поскольку он так и не знает, кто там с того момента, как он улетел, кто там сидит — Вася или кто. Ну там вон Бог… А другие там дьяволы сидят и мешают — неправильно считают и сообщения дают неверные.

Ученик: Георгий Леонидович, вот вы периодически такой риторический вопрос задаёте. Может быть, женщины как раз и средоточие этого зла всемирного — это что? Вопрос или утверждение? (смех)

Учитель: Нет, ну что значит утверждение? Потому что мы ведь… Нет, но то, что все женщины — б…и, это понятно, а мужчины — самцы все, это понятно. Понятно, что там романтической любви никакой нет. Это ясно, что всё это сказки, которые лучше читать детям перед сном. Но условно это не имеет никакого отношения. И вопрос просто я задаю условно для того, чтобы вы сами включались и начинали думать вообще: кто мы, что мы, зачем и от чего, и так ли то, что женщины зло, а мужчина ангел, или мужчина зло, а женщина ангел… Все мы хороши. У каждого есть что сказать, есть чем ответить. Поэтому нет такого разделения… Это же всё условно. Поэтому тут не надо ловиться в ловушки, что всё зло от мужчин или всё зло от женщин. Нет. От женщин много хорошего. (смех)

Да я всегда говорю, что от женщин много хорошего! Нет, в самом деле.

Ученик: И вот фон Триера того же советовали посмотреть, этот фильм-то его… тоже есть о чём…

Учитель: Да. Да нет, ну всё же, да, у каждого есть что от чего и чему… Для этого и храмы как бы созданы. Для того, чтобы какие-то фрагменты, какие-то яркие стороны человека — они видны, и их вычленить, и исследовать, и с ними работать. Ну вот так же мы утыкаемся в сегодняшнее наше сознание, где пока мы видим лишь только кухню и тепло, а за ней ничего. Поэтому мы замыкаемся на какой-то частности, на каких-то своих сиюминутных вопросах. Но это тоже, в общем, всё интересно. Но ещё раз тогда вернемся к этому вопросу — к первому по поводу отдачи всё-таки. Ведь если в целом в общем отданность чему-либо — она влечёт за собой минимальные потери, минимальные ошибки. То есть, скажем, если вы не сопротивляетесь, когда вы ложитесь в асану, которая вам кажется сложной, а если я сверху ещё сел и пытаюсь вас продавить сильно, если не сопротивляетесь, то у вас меньше возможности для травм. Тогда легко, может быть и болезненно, но организм как бы развиваться начинает. И тогда как можно скорее вы придёте к хорошему телу. А поскольку вы начинаете сопротивляться и бояться, то тогда увеличивается вероятность и всяких растяжений, извращений и переломов, перегибов, и так далее. То есть элемент отдачи — он необходим. Ну это как частный случай просто рассмотрели здесь, а так и во всём остальном. Отдача означает — мы не сопротивляемся, мы не мешаем. Отдаёмся. И, причём, конечно, всегда можно сказать: ну как же, а отдаваться злу, ещё чему… Отдаваться злу тоже можно. Понятие"зло" — оно условно. И чем лучше мы отдаёмся злу, тем скорее мы из него выберемся, осознаем заблуждения и ошибку чего-либо. Чем больше мы сопротивляемся, тем дольше как бы растягивается вот эта вот неосознанность наша.

Ученик: А появление болезней, каких-то зон в теле, в организме, таких неблагородных…

Учитель: Болезнь — это способ… Болезнь в общем-то — это хорошо по большому счету. Потому что я сказал сначала: так организм пытается скомпенсировать тот дисбаланс, который мы в него ввели. Он пытается скомпенсировать и каким-то образом таки выровнять своё состояние. Пытается каким-то образом выровнять, но выравнивание это ощущается как болезнь. Да вот — организм пытается скомпенсировать, и кальций как можно активнее выделить из себя для того, чтобы скомпенсировать"PH"в целом. Но это приводит к разрушению и хрупкости в скелете. Он выравнивает, мы ещё живем, но не очень устойчиво и не очень долго. А если бы мы сами скомпенсировали в своём сознании что-то, то тогда ему бы не пришлось бы так себя вести. Потому что организм же намного интереснее и сложнее. Это мы считаем, что в силу ещё такого упрощённого отношения, что ну вот он такой — ничего не понимает ещё. Но сейчас же мы тоже начинаем понимать всё больше, что стресс начинает сказываться на состоянии тела. То есть начинают и блокироваться мышцы, в том числе и скелет может меняться лишь только под действием стресса. Не под действием чего-либо, а какой-то нервный стресс на него — раз! Идёт спазм в мышцах. Всё! Его перекосило! И перекошенный и ходит так не потому, что кто-то его стукнул, а потому, что стресс на него оказал такое воздействие. Хотя вроде бы, что такое стресс? Никто не стучал. Никто даже пальцем не касался, а только сказал, что Вася тебе изменяет и изменял всю жизнь с первого дня вашей романтической любви. И тут стресс — раз! И перекосило. И всё. И человек потом вот так ходит дальше. Только сейчас мы начинаем понимать значение этого. Это такие яркие формы привожу. А неярких — они на каждом шагу.

Ученик: Если ребёнок, родившись здоровым, в течение года заболевает какой-нибудь очень пакостной болячкой, которая всю жизнь… тоже он что-то…

Учитель: Здесь нет однозначного ответа. Надо рассматривать историю. А, может быть, он и родился для того, чтобы быстренько — раз! На год воплотился, и всё. И при рождении потом сразу новый… Может, его там изберут в ангелы, но только хвостик остался маленький. Быстренько — раз, и в ангела сразу. Раз, и полетел.

Ученик: А если потом всю жизнь болеет?

Учитель: Ну а чего — всю жизнь-то? Всю жизнь — это нам кажется, что всю жизнь здесь… А для него — ещё раз испытание пройти ему, и всё. А там уже его отберут вторым ангелом за богом. Может и так быть. Здесь однозначного ответа нет. Это надо исследовать и смотреть — от чего, зачем и почему.

Ученик: То есть, может быть, он и рад, что он заранее решил, что он заболеет, потому что так легче…

Учитель: Нет, ну не то, что он решил, что он заболеет, а он решил то, что он родится в этой семье. А раз родится в этой семье, он обязательно заболеет. Заболеет — будет мучиться, а потом уйдёт и за то получит должность второго ангела после бога. Такой расчёт тонкий, как у чиновника — раз, рассчитал, и всё. (смех)

Ученик: Уехал в Сибирь, чтобы вернуться в Москву на повышение.

Учитель: С повышением (смех).

Ученик: На самом деле рождается — это же не значит, что он так вот смотрит, а это вибрации какие-то энергетические…

Учитель: Нет, ну можно перевести, что он вот так смотрит. Условно говоря, что он вот так смотрит. Нет, ну естественно, что это — состояние, вибрации, всё остальное. Но так же, как вот с кем-то вам хорошо, а с кем-то — нет. Почему? Ну потому что… И не потому, что вы вот так вот рассматриваете, а что чувствуете, что… И так же, как когда, скажем, я к вам сегодня шёл — думал, что не буду я рассказывать о полной самоотдаче. А думал — сядем в медитацию, помедитируем, всё нормально, спокойно. Не тут-то было (смех).

Ученик: Так вы в прошлый раз поговорили, а хвост тянется (смех).

Ученик: То есть, когда вот человек уходит в монастырь, условно говоря, он как бы все эти остальные аспекты отбрасывает, чтобы была возможность погрузиться… ну там в науку…

Учитель: Ну здесь опять же — субъективно. Скажем, для чего уходит в монастырь? Либо ну как сложилось по литературе русской: устал или устала она жить в несправедливости, любимый разлюбил, она ушла в монастырь. То есть не для дела ушла в монастырь, не для дела, а потому что любимый её вот бросил, и она пошла в монастырь. И понятие уже сформировалось ложное. Уйти в монастырь — это значит уже уйти от жизни, значит, кто-то её обидел, ещё чего. Или его… У мужчин складывается, если он уходит в монастырь, значит, где-то он недоделанный в каком-то виде. Ну недоделанность условно, как всегда, в произведениях переводят в некий романтический склад, что святой наверное. Раз болен — болезнь-то дают как некое испытание, он его выдерживает, значит, он святой и пошёл в монастырь. А потом мы почитаем — святой Павел, молодец какой. А если по сегодняшним меркам расклад — он, может, аутистом был. И только не надо нигде говорить, а то меня священники за это… (смех)

Ведь так говорят всё время, что ничего святого в вас нет. Я говорю — как же? Всё святое!

(длинная пауза)

О чём задумались так серьёзно сразу?

Ученик: Но прежде чем в монастырь принимать кого-то, надо же выяснить причину его…?

Учитель: Зачем?

Ученик: Всех подряд?

Учитель: А священникам — им-то чего? Им наоборот — будет лучше. И наоборот говорят, что мы тебя здесь укроем, не волнуйся. Этот негодник тебя здесь не достанет.

Ученик: Вклад побольше неси…

Учитель: Да… А аутист, он наоборот: хорошо, ты у нас будешь святым и привлечём паству больше! Всё нормально. Это чисто такой социальный институт. Ничего больше.

Ученик: И всё-таки всё равно всё на корысти.

Учитель: В итоге — да.

Ученик: Ответственности никакой…

Учитель: Но откуда же она возьмётся. Ведь как бы здраво подходить надо. Мы видим, что в любой структуре, в любой системе: социальной ли, научной ли, культурной ли, такие звездочки чистые — единицы. Единицы. Основная масса — такие… ну в лучшем случае, ну такие более-менее в меру честные работники. А звёздочки, которые по-настоящему: науке ли по-настоящему отданы, искусству по-настоящему отданы, вере по-настоящему отданы… То это — раз-два, их пересчитать всех можно. А основная масса, которая так вот — в зависимости от ветра… Христианский ветер дует, все — раз! Церковь ближе там — стоят у церквушечки там… Кто как… Кто-то справа стоит, кто-то там прижался где-то. Раз, дует ветер в буддистскую сторону. Все — раз, потихонечку к буддистам перебираются. Там теплее, лучше кормят сегодня. Раз — к йогам, вот — раз, к йогам… Чего там у них? Тоже еда вроде лучше, да, и кормят лучше. То есть все. Что, вы — звёздочки? Вас немного — вы звёздочки.

Глубокая тишина. Даже в медитации такой не бывает… (смех)

Ученик: Эти звёздочки… они как бы действительно совершенные или…

Учитель: Нет, ну совершенные — что значит? Мы знаем: если это учёный, ну он тоже, можно сказать, психически ненормальный. По большому счету — ненормальный. То есть у него перекос в одну сторону, и вот он пытается исследовать этот мир, найти, что он идеальный, допустим. Болезнь такая.

Ученик: Ну вот он отдаётся науке, да… Искренне отдаётся науке…

Учитель: Он вот искренне науке отдается, потому что он вот… у него немножко перекос.

Ученик: Где-то в других аспектах, он там вообще не контролирует, не ориентируется.

Учитель: Да, не контролирует. Ну где это видано! Я же говорю, у нас было в общежитии — в праздник, там женщины. Вы пригласили женщину. И физики вдруг — им что-то в голову стукнуло! Всё — раз, формулу какую-то вспомнили и начали её выводить. Женщина разделась, лежит себе, всё… Они уже забыли… Забыли, чего она там лежит. Она уже замёрзла, встала, ищет выход. Пошла вниз искать выход — как, что… Совершенно забыли… А потом — ах, где, что!? А, а уже утро… Всё…

Ученик: Ну ведь это тоже привязка получается?

Учитель: Нет, ну, естественно, это отклонение просто. Естественно… А, с другой стороны, а что такое норма? То есть норма — это значит ничего. То есть и ни вправо и ни влево: немножко поел, немножко поспал, немножко поработал. То есть ничему не отдался полностью.

Ученик: Ну вот я вас про это и спрашивал в самом начале. (смех)

Учитель: А я про это и говорил! (смех)

Ученик: Ну вот я сегодня слышала: Охлобыстин рассказывал о том, как он в епархии служил. И говорит — трёх бабушек примешь, они тебе расскажут про свою жизнь, а ты должен всем сердцем понимать. И всё — устал и сил нет. Его спрашивают, а зачем ты это делаешь, если ты так устаёшь? Он говорит, а драйв знаете какой от этого?! Это тоже получается привязка?

Учитель: Это бизнес. Это бизнес. Священник идёт… будущий священник в священники… ну за идеи — это вряд ли, а как форма работы. Он понимает, что химиком он не будет. Литератором не будет. Ну а так чего-нибудь — молитовку вроде там спеть…ничего…

Ученик: Нет, но есть же и другие, которые искренне идут — бессребреники.

Учитель: А их единички…

Ученик: Есть же там и коммунисты, которые строили коммунизм в своё время искренне — бессребреники тоже…

Учитель: Бессребреников, их ликвидировали всех. Их всех чик-чик — объяснили, что нет серебра, всё, давай…

Ученик: Незачем, да?

Учитель: Незачем тут находиться в этом мире. И здесь вот наши йоговские-то и законы все — о морали, обо всём… имеют совершенно конкретное и материальное значение. Переводим это в такую… Я перевожу это в такую лёгкую форму для того, чтобы было ясно и понятно, все эти формы знакомы и понятны. А за всем этим стоят, да, такие фундаментальные истины. Базовые. Но вместе с тем о каких-то фундаментальных вещах — довольно сложно, потому что даже и о мужском и женском мы ничего не знаем, по большому счёту. Мы знаем то, что мужчины — сволочи, издеваются над женщинами, а женщины — бедные, зависимы от мужчин. Но теперь мы знаем, что женщины потихонечку вырастают в больших, не скажу чего и кого, и начинают издеваться над мужчинами, а мужчины потихонечку начинают удивляться, смотря на женщин снизу вверх: «Когда же успела вырасти такая… симпатяга…» (смех).

Как и со всем остальным. И если к телу перейти опять же. Такое сложное непонятное состояние в общем-то на самом деле. Сколько времени надо в асане находиться? Непонятно сколько. Или можно упростить формулировку: ровно столько, что ещё чуть-чуть — станет плохо. Вот это будет нормально. Потому что опять же для того, чтобы шло развитие, или для того, чтобы энергию направить в другое русло, или для того, чтобы изменить все процессы биохимические… Это же просто так за пять секунд не получится для того, чтобы всю проводку изменить. Просто так не получится — надо весь дом отключить, это всё разобрать и заново собрать. Это же самое и в организме — если мы хотим в асане немножко ход энергии изменить, то есть по знакомой нам схеме, надо всё разобрать и заново собрать. Но организм у нас мудрый, поэтому его надо включить немножко, но должны быть конкретные воздействия, чтобы он действительно конкретно изменился. А иначе он замаскируется, залакируется, и всё. Отсюда мы можем исследовать, может быть, исторические причины, что, может быть, и косметика появилась вся отсюда. Поскольку лечить вот неизвестно как, а сифилис лучше скрыть. Просто замазал всё, и чистенько, и не видно.

Ученик: Вот нос и отвалился…

Учитель: А зато до этого не было видно. А до такого-то столба — нету. Конечно — всё нету. Раз — смотришь, почему, где… А потом идут и рассказы. Нос, допустим. Откуда взялся нос? Вот отсюда! Свалился и пошёл путешествовать себе. (смех).

То есть это опять — в шутливой форме, но о том, что вот эта степень усилия, которая необходима, она должна быть ощутима. И степень усилия и в медитации должна быть ощутима. То есть медитация — это не просто посидел, подремал чуть-чуть, немножко вспомнил иногда, где там вдох-выдох. Ага! Вдох-выдох, вдох-выдох, вдох-выдох…хррррр (смех)… вдох-выдох…

Это не медитация! А медитация — это когда уже мы ловим ритм, ловим состояние, уже когда иных мыслей нет и только вот это вот остается — вдох-выдох остаётся на самом деле. Когда этот фон уже отследили, когда у нас начинает, допустим, медитация… пока начинаем осваивать, да, вот мы: вдох-выдох, вдох-выдох… Потом вдруг незаметно наши слова"вдох-выдох"себе своё говорят, а дыхание своё говорит. А мысль уходит ещё куда-то… Вдох-выдох — сами уже ушли куда-то. Думаем, что будет завтра, дыхание себе само. И растроИлись — раз-раз-раз-раз. Это не медитация. Но это вводные шаги. Мы себя на этом иногда ловим — раз, стоп! Ага! И начинаем как бы собираться — раз-раз-раз-раз… И концентрироваться.

Ученик: Почему период, когда подходы осуществляешь в той же медитации, всё-таки чувствуется очень много шумов? Потом наступает момент, когда вообще ничего никак не получается. Вот конкретная медитация на шаги. Вот эту ногу поднял, опустил, вес тела перенёс. Какое-то там сначала вроде бы ускорение, вроде бы и соответствие, вроде бы и какие-то состояния… Потом вообще ничего, действительно. Вот какой-то период там — два-три раза, когда приходится так держать, и оно всё равно разваливается. И, как я понимаю, это всегда во всех почти делах так. Вот этот период шумов…

Учитель: Есть период обязательный. Допустим, это самая элементарная вещь. Мы говорим о том, что йога — это стиль жизни. К телу это имеет отношение небольшое. Даже, скажем, вот йога в работе. Вот включились в работу. Сначала с интересом всё, потом наступает момент, когда отвращение возникает. Всё, отвращение! У вас уже мысли в одну сторону, работа — в другую, вы — в третью… Всё. Период этот закономерный, неизбежный… И так же, как, допустим, с телом переведём на параллель: вы начинаете работать с телом хорошо, на подъёме всё классно, сначала всё идет классно. Потом всё противно, тело начинает болеть, болезни возникают, потому что начинается период изменений. Мы включились, подъём, энергию всю собрали, включили всё, и тело начинает меняться. Так же и в деле — начинает изменяться ваше взаимодействие с работой, начинает изменяться качественно. И здесь надо устоять, удержаться. Ну так же, как с сигаретами. Вы решили бросить курить, и сначала на ура идёт. Первые пять минут на ура! Вторые на ура! К концу первого часа начинается раздрай. Если хватает силы, приходите домой в раздрае и всех расставляете по местам. Потому что не там стоят, не так сидят, не то включили, ничего не сделали. Но, если хватает силы вытерпеть, потихонечку раздрай уходит, и вы начинаете уже чувствовать свежий воздух, и начинают легкие очищаться. Ну и так далее. Со всеми вытекающими последствиями. Так во всём. И так же вот это, опять же вернусь к нашим замечательным храмам, которые мы создали. Для чего? Для того, чтобы вот эти многие закономерности улавливать. Скажем, вот вы сегодня гнётесь классно! Сегодня просто сворачиваетесь в узел, и нет вопроса! Ночь прошла нормально — полёт нормальный. На улице хорошо, ничего не менялось вроде бы. Утром встаёте — как скала. Ни туда ни сюда. Нет, конечно, можно согнуться, но не так. Вчера просто узелком вы заворачивались, а сейчас еле лапу можете поднять. Ничего не болит, нет, но не гнётся так, как вчера. Что изменилось? Что-то изменилось. Ни стресса не было, ничего. Вы пришли — нормальные, довольные. Не ели много на ночь. Всё хорошо. Никаких таких внешних факторов вроде бы… Значит, есть какие-то тонкие факторы, которые мы не учитываем, не понимаем и не знаем, которые воздействуют. И поэтому мы вдруг, и в растерянности — раз! Женщины тоже могут отследить. Им немножко легче, но тоже непонятно. То месячные как часы: бам-бам-бам-бам-бам-бам. Один в один прямо идут. Потом вдруг — раз! Ничего не было особенного. Раз — чего-то изменилось. Задержка на три дня ни с того ни с сего. С какой стати? Непонятно. Никаких факторов таких вроде бы не было. А что-то влияет. Что-то влияет. И мы говорим о расслаблении, о напряжении. И иногда даже не отмечаем, как иногда напряжение бывает очень тонким. Скажем, мужчина жаловался, говорит: ну всё работает как часы, но, если приходит женщина и первым делом на тумбочку выкладывает презервативы — всё, говорит, тут хоть что хочешь делай — не работает.

Ученик: Принуждение!

Ученик: По-хозяйски!

Учитель: Хотя вроде бы, по его словам, она не заставляла ничего, но просто, как в шутку, пришла — положила презервативы легко, радостно, всё… И чего-то — тю…

Ученик: И не понадобились! (смех)

Учитель: Вроде ни стресса не было, казалось бы, вроде ничего его там так не испугало, ничего. Тю — и всё… А потом он же мне говорит — а женщина спрашивает:"А я думала, что у мужчины это просто инстинкт". Вот, женщина разделась — у него уже стоит. Всё. А он тогда обиженный — так я же не машина! Чего, на кнопку нажал — и всё? Хопа-раз-хопа… Я ж человек! Тонкая натура! То есть вот этот вот момент, казалось бы, лёгкий… Или иногда вы можете отмечать: идёте просто по улице, о чём-то о своём думаете, кто-то фразу какую-то сказал где-то там, и вы включились во что-то. Всё — уже включились. Что-то в вас включилось — хоп! То есть это значит какие-то антенки где-то там были включены и что-то они улавливали. Так вроде бы вы не отмечали ничего. Раз… Или же такой добрый человек замечательный, но чуть ситуация меняется — и всё. Вместо доброго человека, милой и обаятельной женщины мы имеем… О чём я говорил — куда деваются милые и хорошие родственники, когда встаёт вопрос о квартире? Куда они деваются? Были такие замечательные отношения! На празднике все встречались вместе! Задушевно так… Как вопрос о дележе собственности — задушевность исчезла, и что-то страшное вылезло изнутри, выпучив глаза, растопырив лапы, оскалив пасть. Откуда оно взялось? Что изменилось? Зачем эта собственность? Что с ней там? Вот этот моральный аспект такой неуловимый. Такой — его как бы нет. Раз, и презервативы на стол — хоп. Тем самым объявив уже, как бы невзначай, что, зачем, почему и как. Акценты все расставлены, и вроде бы никто себе там ничего не включил, а чего-то включилось там — раз-раз-раз. И что-то случилось. А вопрос, собственно, только возник: ну что, давай я себе всё оставлю, a? И всё! У вас он, естественно, смех вызвал. То есть возмущение изнутри — как?! (смех)

Ученик: Я представила в жизни вот такую ситуацию… (смех)

Ученик: А тебе-то зачем? (смех)

Ученик: Вдруг помогу?

Ученик: Всё и так решено. (смех)

Учитель: То есть это значит, вот эти все элементы такие, о которых даже если каждого просто остановить и спросить — внутри у тебя есть вот это вот всё, да? Он скажет: да нет, ну что ты? Какая разница? Ну презервативы — нормально, хорошо! Нужны презервативы! А то же беременеть ещё будет, ещё чего-нибудь. Он же скажет умные слова тут, много чего. А когда перед фактом — презерватив. Всё! И всё! И выяснилось, кто в доме хозяин.

Ученик: Я только хотела сказать — ну всё понятно, кто в доме хозяин! (смех)

Учитель: Да, всё понятно. Так и здесь. А, собственно, до этого говорит — ну чего, ну, конечно, может, надо. Ну вот, может, если надо — себе оставишь. Когда уже прошло время — так, может, себе оставлю, а? То есть где-то вот эти вот вещи, которые мы говорим: ну мораль в йоге не нужна, какая мораль? Что там, главное — гибкость, ещё что-то… Без морали гибкости нет. И кажется, что говорим — да нет, ну болезнь не имеет никакого отношения к нам. Подумаешь, что там мы думаем! Оказывается, имеет! Напрямую имеет! Только вот эти вот замочки — они невидимы, непонятны. Непонятно что включать. Непонятно как. А ведь сколько раз, наверное, себя ловили: сейчас бы как в морду дали бы… Или в магазине кто не так посмотрел. Ничего не сказал, только посмотрел: ну ща дам, как заеду! Уж потом всё — да не, не, не… А потом мы думаем: а потом бы ногами его, ногами! Вот это всё вот оно внутри, как бы спектр этих состояний. Потом вот так робко прикинуть… да нет, я лучше с кошечками посижу, чтобы никого не обижать. И вообще… Вот это всё наше состояние — оно всё влияет на наше взаимодействие с миром, на наше тело, на то, сколько оно живёт, зачем и почему. Правда, нам иногда хочется сказать — а вон та сволочь живет до 95 и ей всё похрен. И ещё 10 лет будет жить! А я, такая ангельская натура, уже в 30 еле пыхчу. Что ей в 95? Уже всё — отслужила своё. Всё! Чао бамбино!

Ученик: Интересно, а если всё время с кошечками проживёшь, то вот это то, что у тебя внутри сидит, что вот"в морду куда-то" — оно же никуда не уйдёт?

Учитель: Не уйдёт! Ну вот о чём я и говорю тоже — надо этих кошечек оставить! Вылезайте из норки-то!

Ученик: И, получается, лучше, чтобы вот как-то себя проявлять?

Учитель: Конечно, лучше проявлять себя.

Ученик: Например, боксом заниматься?

Учитель: Ну не знаю…

Ученик: Но грушу купить можно!

Учитель: Но здесь возникает следующий вариант. Вы начали боксом заниматься, значит, вы вызвали уже бойцов на себя. Поэтому вы выходите на улицу, ещё не готовенькая, ещё не чувствуешь в себе силы, а уже — хоп-хоп-хоп, и напихали уже всё. Ещё не успели сказать, что я ещё не готова, я ещё не выучилась, да… Поэтому тут лучше, может, оружие не поднимать, а потихонечку…

Ученик: С кошечками сидеть.

Учитель: Да, лучше с кошечками и тихохонько так, не вылезая, мол, нет, я с миром к вам иду, с кошечками…

Это я всё к морали. Это всё к медитации, которая сегодня была запланирована. То есть вот эта как бы связь, да… Скажем, по большому счёту, конечно, нам удобнее… Я говорил уже много раз, ну, чтобы не заниматься этим всем, вот это всё вытаскивать… Мантрочку попели себе сейчас, посидели, нормально попели — и хорошо. И кошки в покое, и мыслей никаких нет о том, что из нас может вылезти в какой-то неподходящий момент. Вроде и благодать спускается. Может быть, действительно бы так лучше бы, а? Поёшь себе мантрочку. Можно музычку включить, можно себе ударничек какой-нибудь, и хлопать себе можно, и с танцулечками — раз, и здорово. И себе в ритм вошёл, и нормально, всё классно, всё хорошо идёт.

Ученик: А если на ногу кто-то наступит?

Учитель: Не дай Бог! Вот это не надо. На ногу наступит кто-то, а! Не дай бог, вообще! Не дай бог! Ему сразу скажут, стараясь, может, но шипя: смотреть надо, сволочь! Если второй раз ещё… Но, с другой стороны, это же ведь под действием мантрочки какой-то с нас это не уйдёт никуда. Потому что, если она придет и снова презерватив вытащит… Можно, конечно, лежать и мантрой уговаривать себя… Но оно не включается! (смех)

Ученик: Сила мысли.

Учитель: Да. Вот хороший сейчас жест у Сильвии был… (смех)

Как бы случайно. То есть это я к тому, что в принципе — можно. Можно, скажем, вот мантрочкой себя вывести, если полностью отдаться… мантре полностью отдаться — и тогда как бы можно постараться перешагнуть вот эти… Не перешагнуть, а, точнее, они сами отойдут, отпадут за ненадобностью. Но довольно непростая задача, имея вот этот запас всего, совсем непростая… И всё равно на каком-то шаге какую-то часть мы можем отмести, а какая-то всё равно останется, и тогда нам потребуется либо мантру менять, либо глубоко входить и осознавать все те фрагменты, которые есть. То есть вся наша медитация сегодняшняя, она ведёт к тому, что ещё раз нам показывают, как всё взаимосвязано и не всегда однозначно читаемо. То есть это означает, что надо всегда оставлять некий запас, что да, скорее всего так, но возможно что-то и ещё. Возможно что-то и ещё. Скорее всего оно так работает, но возможно что-то и ещё. Так же, как отмечали в среду с ребятами, что сердечко — оно перекачивает вроде бы, но, если точно говорить, оно ни хрена не перекачивает и перекачивать просто в принципе не может, потому что мощность, которую оно может развить, это от силы 4 ватта. Всё! Больше не может. А чтобы чего-то перекачать, нужно около 160 ватт. И за счёт чего оно всё перекачивает? Одним сердцем — насосиком маленьким таким, не перекачаешь все эти жидкости, которые у нас есть. Значит, все остальные системы работают тоже как-то, каким-то образом способствуют перекачиванию. То есть опять же я к тому, что даже вроде бы относительно элементарные вещи… Вроде бы уже как бы нам объясняли, что сердце — насос. Он качает. И многие понимают буквально, что сердце — насос, он качает… Но он качать не может. Значит, качает не он один, а качает всё вместе, вся структура. То есть даже в этой элементарной вещи есть много нюансов, которые ещё не изучены в полной мере. То есть надо оставлять, что что-то не так. Поэтому и здесь — раз, и презерватив — хоп! И оно — чик, не работает. Значит, что-то ещё действует. Значит, какие-то где-то замочки, блоки ещё, которые вроде не видны. Отношения мирные добрые. Улыбаются все. Лежат. Даже обнимаются. Ну так презерватив не нужен, и деньги зря выкинуты.

Ученик: Он к сексу готов, но…

Учитель: То есть здесь какие-то маленькие нюансики, которые раз бы… раз бы… Мужчина здоров? Здоров! Но презерватив видит — не здоров. Всё. Или наоборот — очень здоров. Презерватив видит — и всё, и…

Ученик: И женщины не надо. (смех)

Учитель: Не надо. (смех) Зачем? И так во всём. И с кошками… Почему-то на кошках легче остановиться. Раз, и всё. И легче. С другой стороны, и объяснение готово: а кто же, если не я? Кто с ними будет, если не я? Пускай уж я, и так далее… Как-то везде такие нюансы… Йога — это стиль жизни. Это стиль жизни. Это не физкультура, не медитация. Это стиль жизни в целом, то есть всё, что охватывает жизнь, все стороны жизни — это йога. Вот это ощущение единения всего со всем, осознание, что, например, фундаментальный закон, что всё вокруг живое, но это не означает что вот как бы стенка сейчас — раз, возьмёт и пойдёт, и обнимет нас и скажет: «Как я вас всех люблю, я тоже живая, и вы поняли, что я жива, и теперь мы все будем жить в мире». Нет, не означает… Она как стояла, так и будет стоять. Мы ей: «Стеночка, живая?!» Тишина в ответ. То есть это надо услышать и понять. Так же, как в принципе вы можете с Васей. Если Вася — молчун, вы ему можете рассказывать:

— Вась, ты знаешь, у меня сегодня такая история была — всё классно.

— Угу.

— Вась, ну ты как? Ну отреагируй — чего-нибудь скажи!

Он сидит — молчит.

— Ну что с тобой, Вась?

— Я слушаю.

— Вот ты скажи, прореагируй хоть как-нибудь — ты согласен, не согласен?

— Да не, нормально.

То же самое, что в стенку.

— Вась, как?

— Нормально.

Так и тут. Стук есть — как бы ответ: «Нормально, всё в порядке, ещё целая. Всё в порядке». Так и Вася: «Ну я же слушаю. Я же не ушёл никуда». Хотя, ничего не делая, он может с таким же успехом встать и пойти в туалет. Ничего не сказав, а всё «лё-лё-лё-лё». Или наоборот — у меня знакомая есть вот, изумительно, она будет себе там «ля-ля-ля-ля». Можно встать, выйти в туалет на полчаса, прийти. Она всё тем же тоном, не останавливаясь, будет всё «ля-ля-ля-ля». Как до этого говорила, уже дальше, ведет всё это"ля-ля ля-ля". То есть много таких моментов, которые мы говорим… а почему? в связи с чем? отчего? какие связи? какие закономерности? Как мы говорили, сегодня в гибкий завернулся узел, а завтра же, завтра же, какие-то 8 часов спустя или 4 спустя уже не можешь. Что случилось? Ничего. Нету той гибкости… значит, что-то меняется всё время, что-то всё время в движении находится. Но мы пока движение это не слышим, но в фундаментальных законах это описано, что да, всё вокруг живое! Всё! Всё дышит, варьируется, изменяется. То есть, значит, где-то кто-то презерватив вытащил — хлоп! Поэтому до этого гнулись, а потом не гнёмся… Но мы презерватив этот не видим, он где-то невидимый выставился — раз, всё. А мы уже почувствовали, что он уже лежит, и уже всё, уже не гнёмся так, как гнулись. Всё уже.

Ученик: А как же выходить тогда?

Учитель: Главное — знать эти закономерности. Знать и понимать, и предполагать, что, значит, где-то презерватив. Значит, ничего страшного — отпустит. (смех)

То есть вот эти такие закономерности, тонкие такие связи, тонкие… Или, например, допустим, вы шли в кои-то веки посуду мыть, видите — накопилось. И тут вам муж или мама, или жена, неважно кто… вы уже на полпути идёте, но они не поняли, что посуду мыть: «Хорошо бы посуду помыть!». Вы разворачиваетесь, идёте в другую сторону. Хотя была эта мысль посуду помыть, уже шли, уже думали: «Сейчас вот, и мыльца насыплю, всё, сейчас пойду!» «Хорошо бы посуду помыть» — щаз! Да… Дождётесь… Что случилось? Ничего. Никто же не сказал: «Вымой посуду, сволочь!» Не говорил! Просто как бы в воздух сказали: «Хорошо бы вымыть посуду». Но вы почувствовали в этом тоне и голосе и словах некий укор, и он вас возмутил, и вы, сдержавшись, не сказав: «А я куда иду? Глаза разуй!» Вы просто, проявив чудеса сдержанности и мудрости, развернулись просто в другую сторону и легли на диван читать (смех).

Ученик: Что же нам-то делать? (смех)

Учитель: (Смеясь) Надо вот это всё осознавать и понимать…

Ученик: Понял, дальше чего?

Учитель: А чего понял-то? Ничего не понял. Когда вот не гнёшься — думаешь, а презерватив где? Его скинули откуда? А откуда скинули? Непонятно, откуда скидывают. То есть связи вот эти надо чувствовать и слышать. Все они… какие… Понимать, что даже если сейчас не видим, не слышим, не чувствуем, но они есть. Где-то они есть. Каким-то образом они существуют. Три вот этих фундаментальных закона у нас, что мысль материальна. Тоже это не означает, что, если я сейчас скажу «взлетай, коврик», и он сейчас полетит. Он тоже как… Может, он уже готов был взлететь — всё. А, говорят «ну взлетай», а он — раз, и всё. (смех) Он уже, может, и уголки поднял!

То есть вот это вот… Закономерности, да… Собственно говоря, вот и в примере в этом мужчины с женщиной… Ну презерватив лучше вытаскивать не так. Иначе это делать. Лучше незаметно. В игре легко, а не просто — презерватив…конец… (смех)

Ученик: Лучше вообще не вытаскивать потому что там: а-а!

Учитель: Да вообще лучше не вытаскивать! Оно вдруг как бы само собой из ниоткуда прилетело в процессе игры, когда уже все завелись, уже там не до этого. Неважно что оденут, да, там всё нормально! Хоть шляпу, хоть что угодно. Безразлично. А когда тебе сразу говорят — всё! Лучше бы вымыл что-нибудь… И всё. Тогда всё отключается.

А потом в силу этого начинает отваливаться печень. Или почки сыплются. Или из них чего-нибудь сыпется.

Ученик: Если сыпется, а ты думаешь, что кто-то где-то не туда положил презерватив. Это значит, что ты переложил на него ответственность за то, что у тебя сыпется.

Учитель: Нет. Почему? Нет, просто ты же взаимодействуешь со всем. Ты не переложил. Но кто-то положил презерватив.

Ученик: Ну кто переложил?

Ученик: Да это не я переложила.

Учитель: А неважно. Но вы же общаетесь с ним? С тем, кто его положил. Вы же выбрали его. Ваш же выбор! А он такой… он сразу — открытый, честный. Презерватив — всё! Будешь? Нет! Чао! (смех)

Ученик: Это ведь тонкая материя. (смех)

Учитель: Вот они и все связи, да? И тоже закон: мы отвечаем за всё. И мы отвечаем за то, что он или она пришёл и презерватив положил. Мы отвечаем — не он.

Ученик: Потому что мы его выбрали?

Учитель: Мы его выбрали, а не надо было впускать. Ну он же, наверное, вам звонил? Говорит: «Леночка! Я приду сейчас!» А вы уже намылились что-то ещё делать и так натянуто улыбаясь: «Да, конечно, заходи». Про себя быстренько лифчик туда в тумбочку — раз, всё прячешь скорей. Всё приглаживаешь, что как будто ни в чём не бывало — всё нормально, его ждали, всё хорошо. Когда он приходит — всё! Презерватив — опа! А вы думали родить от него. Думали, вот сейчас оно… Понимаете, что не в этот раз. Лицо опускается и понимаете, что теперь терпеть надо. Лежу терплю. Надо было не пускать. А, с другой стороны, раз не пустишь сегодня — в следующий не придёт.

Ученик: Потом нового искать…

Учитель: Да. А ноги-то устают. (смех). А здесь уже дальше закономерность идёт следующая. А устают потому, что организм закислился. Значит, надо и питание изменить, и так далее. (смех). Чего-нибудь очищается в сознании или наоборот? (смех).

Ученик: Наоборот! (смех).

Учитель: А законы-то такие лёгкие, да? Всего три фундаментальных закона, и всё тебе! И никаких, казалось бы, сложностей. Подумаешь! А, оказывается, столько разных нюансов. Закончим молитвой. Может быть, она поможет нам разобраться.

(кряхтя встают) (смех) А до этого сидели хорошо — легко сидели! А прошло всего полтора часа — уже встать не можем.

(молитва)

Учитель: На самом деле всё, что мы сейчас говорим, конечно, оно всё работает, но лишь показывает, что как много разных нюансов, много разных оттенков. Начиная работать только с телом, мы начинаем шире узнавать связи, закономерности и понимать. Начинаем работать плюс ещё и с сознанием — начинаем уже лучше что-то отмечать, лучше что-то слышать. Конечно, какие-то вещи не быстро идут. Не быстро. Не легко меняются. Многие вещи меняются нелегко. Но всё имеет значение. И мы говорили, что действительно изменения какие-то могут идти, действительно, если мы работаем для Школы и на Школу. И, казалось бы, такой… Потому что какая разница, где я работаю, на кого работаю, ещё что… Имеет конкретное значение! Непосредственное значение! Ну, условно говоря, одно дело, если вы работаете для дома… для своего дома — он растёт, становится лучше и лучше. А другое — если вы работаете на плантации негром. Это разные вещи. Конечно, тоже чей-то дом растёт, да… Может быть, и у вас созревает мысль о том, что надо бы бежать из рабства как-то. Тоже, конечно, в пользу, наверное… То есть всё оно значимо. Мы говорим, что йога — это всё, стиль жизни. И дело вы делаете — как вы его делаете. Можно даже на голову не вставать, а лишь дело делать качественно, хорошо и добротно. Это уже хороший шаг, мощный шаг. И так далее. Если что, ночью звоните. Расскажу в следующий раз. (смех)

Оглавление

* * *

Приведённый ознакомительный фрагмент книги Беседы с учениками, октябрь-декабрь 2012 предоставлен нашим книжным партнёром — компанией ЛитРес.

Купить и скачать полную версию книги в форматах FB2, ePub, MOBI, TXT, HTML, RTF и других

Смотрите также

а б в г д е ё ж з и й к л м н о п р с т у ф х ц ч ш щ э ю я