Беседы с учениками. Группа сознания. 21.03–21.11.2019

Георгий Л. Богословский, 2021

В этой книге собрана серия бесед Богословского Г.Л. с учениками об основах медитации. Георгий Леонидович вместе с учениками обсуждает принципы формирования реальности, которую мы создаем сами. Подробно разбирается, что такое ум, сущность ума. Что ум – это некая способность, с помощью которой мы создаем все в своей жизни. Эти беседы проходили в Москве в 2019 году.

Оглавление

* * *

Приведённый ознакомительный фрагмент книги Беседы с учениками. Группа сознания. 21.03–21.11.2019 предоставлен нашим книжным партнёром — компанией ЛитРес.

Купить и скачать полную версию книги в форматах FB2, ePub, MOBI, TXT, HTML, RTF и других

Беседа (4 апреля 2019 года)

Учитель: Вопросы? Успехи?

Ученик: Как понять свои успехи? Есть успехи или нет успехов?

Учитель: На самом деле они прекрасно видны. Нет. Они прекрасно видны на том пути, который вы выбрали. Там сразу видно все. Ведь мы говорим, что медитация невозможна без неподвижной позиции — первый момент. То есть позиция должна быть неподвижна. Мыслей быть не должно — это второй момент. То есть на какой-то остановились мысли. Да, и там она так лениво приходит, уходит. Когда буря мыслей… Вот.

Ученик: А медитация на благодарность?

Учитель: На благодарность то же самое. Желательно, чтобы позиция тоже была неподвижна. И дальше, независимо ни от чего, надо мысль остановить на благодарности. Независимо от того, что ответили вам благодарностью или нет. Может быть, вас оскорбили в магазине. И вы взвинченная вся. А надо спокойно это ведь принять. Ну, оскорбили, значит, так надо.

Ученик: Нет, ну у нас сейчас ведь медитация как бы размышление — на благодарность? На тему благодарности. То, что вот сейчас мы делаем.

Учитель: Да, да, да. То есть через размышление… Опять же, я говорю, благодарность у нас не за что-то, не корыстная благодарность. Я вам хорошо сделал, и вы мне ответили тем же. Я вам ещё хорошо, ещё лучше сделал, а вы ничего мне не ответили. Независимо ни от чего, вы должны просто быть в состоянии благодарности, размышляя над этим, ища какие-то ходы.

Слушаю вас. Какие еще у вас вопросы?

Ученик: У меня вопрос. Можно?

Учитель: Да.

Ученик: По теме состояния благодарности. Однажды иду на автобус и повторяю: «Благодарность, благодарность». А тут вдруг я начинаю ощущать благодарность ото всего вокруг. Это состояние было удивительное! Но оно было всего две минуты и прошло. И теперь я его всё время ищу, пытаюсь снова в нем оказаться.

Учитель: Не надо пытаться его найти. Просто отпустить его и делать то, что вы делаете. Входить в состояние благодарности.

Ученик: Просто работать, как будто ничего не было, да?

Учитель: Да, да, как будто такой вот лёгкий знак, который говорит: «Да, вот это возможно». Потом она отыскивается с трудом уже. Как и в шавасане, когда опора исчезла, а потом она отыскивается с трудом. То есть, чтоб это состояние вернулось, потребуется время. Такая работа сознания, так оно устроено.

Ученик: А вообще есть люди, которые живут в этом состоянии?

Учитель: Ну, в нашем обществе, вы знаете отлично, что почти нет. Да и вам оно еще с трудом дается. Поэтому, конечно, нам надо самим добиться этого состояния. А люди же все устроены примерно одним и тем же образом, у них примерно одни и те же мысли. Они как-то выискивают сходное. Поэтому это важный момент — то, что люди все подобные.

Ученик: Если мы будем находиться в состоянии благодарности, то и наше окружение постепенно к нему придет?

Учитель: Конечно. Тоже будет подтягиваться. Мы же видим, как устроен мир. Что-нибудь вы сделаете, выскажете какую-нибудь мысль, сразу — раз, следом начинают подтягиваться такие же. Или пытаются повторить вас. Или ещё что-то. Поэтому, если мы сможем это сделать, то и другим будет легче войти в это состояние. На этом всё основано. Всё же в мире, с одной стороны, очень просто, а с другой не очень.

Какие ещё жалобы?

Ученик: Получается, что чувство благодарности должно помочь изменить привычные нежелательные реакции на спокойные и доброжелательные?

Учитель: Да, да.

Ученик: Даже если по инерции тебя тащит куда-то там вообще?

Учитель: Да, тащит в спор, конфликт, ещё что-то. Надо отойти от спора, от конфликта.

Ученик: Если не смогла?

Учитель: Ну…

Ученик: Ну, то есть нужно вспоминать об этом, да? Начинаешь заводиться…

Учитель: Надо просто всё время в этом жить. Не вспоминать об этом. А надо просто в этом жить. Всё время в нём находиться.

Ученик: Возник сегодня такой результат размышления, что вот в этом состоянии, наверное, энергия течёт определённым образом.

Учитель: Конечно.

Ученик: Как бы в замкнутый, вернее, в какой-то контур включаешься, и оно течёт через тебя.

Учитель: Да, да.

Ученик: Качественно отличается от другого состояния.

Учитель: Да, да, качественно отличается, конечно.

Ученик: В медитации мы дышим как всегда или животом?

Учитель: Как обычно. Здесь не придерживаемся какой-то искусственной формы. Идёт своим ходом и идёт.

Ученик: Ну, тогда двигаются плечи.

Учитель: Куда они двигаются-то?

Ученик: Вдыхаешь. Грудь поднимается, когда вдыхаешь.

Учитель: Вы когда дышите свободно… Вот сейчас вы дышите?

Ученик: Да.

Учитель: А плечи не поднимаются. Когда вы начинаете думать об этом, вы пытаетесь искусственно делать искусственный полный вдох. А совершенно этого не надо. Совершенно спокойно, естественно дышим, как обычно. Как обычно — у вас ничего не поднимается.

Ученик: Обычно даже не замечаешь своё дыхание. Когда садишься, начинаешь сразу всё замечать.

Учитель: Да.

Ученик: Как обычно, у меня дышит в основном живот. Привычка.

Учитель: Да, да. У кого что. Поэтому совершенно свободно, дыхание свободное без всяких искусственных форм. Какие ещё вопросы?

Ученик: В работе по наблюдению за умом. Мне удалось один раз поймать и проследить всю игру. То есть вот зародились мысли у меня привычные, они эту игру усиливают, усиливают, усиливают. Я, наконец, поняла, что это за игра. И я сделала такую вещь, что «да, да, да, вот как бы я сделаю так, как обычно». Но на самом деле я уже была готова к тому, что я просто пронаблюдаю за этим. И поищу момент, как можно было бы сделать совсем другое что-то. Мне удалось, ничего как бы специально не объявляя, что «я буду делать по-другому» — я так не объявляла, но мне удалось сделать по-другому, совсем по-другому. Я продолжаю наблюдать вот за тем, как оно… как сказать, складывается в одну кошёлку. Появилась первая мысль, и туда начинает перекладываться всё привычное, что с этим понятием связано, и мне как будто говорят: «Ну, вот букетик. Что мы с ним будем делать? Как обычно?» Вот уже такие вещи проявляются.

Учитель: Хорошо. Ещё?

Ученик: Георгий Леонидович, когда в прошлый раз медитировали, мы говорили: «Убираем мысль без следа». То есть, есть какое-то место определённое или это наше место, куда мы обычно складываем всё? Но это же не без следа.

Учитель: Ну тогда можем попробовать, как я и говорил, попробовать мысль вызвать, потом убрать её просто. Чтоб она просто — раз, и как бы растворилась. Вот она возникла ниоткуда, как бы ниоткуда, как бы не из чего, потом — раз, и растворилась. Попробуем поиграть в это.

Но давайте пока помедитируем с опорой на дыхание, а там посмотрим.

Сели в удобную позу. Ту, которая вам будет удобна. Сели, глазки закрыли. И спокойно начали работать.

Медитация.

Учитель: Хорошо. Глазки открываем. Всё в порядке у вас там? То есть с позицией, как я понимаю, пока сложности ещё, да? То есть позиция должна у вас быть уже спокойная, не требующая ваших усилий. Не требующая ваших умственных усилий, чтоб вы не затрачивали на это время и справлялись с этим. Она должна быть уже почти естественной. Нормальная, спокойная, без всяких напряжений. Здесь у нас слабое место ещё. То есть позиция не должна мешать вам. Она должна вас поддерживать. Сели спокойно, выдерживаем. Всё, больше ничего делать не надо.

Сейчас давайте попробуем также посвятить время медитации такой своеобразной. То есть мысль вызвали и попробовали. Они, я понимаю, сами заполняют ваше состояние сознания. Но попробовали. Просто — раз, вызвать какую-то конкретную, выделить её из общего шума, потом — раз, убрать её. Растворили. Её нет. Потом опять вызвали какую-то мысль, не обязательно ту же самую.

Ученик: Ну,то есть её подумать можно. Подумать её нужно. Да?

Учитель: Ну, это думайте сами, как у вас возникает мысль. Каким образом? Вы попробовали вызвать её. Что вообще мысль для вас? Вы её думаете или нет? Или она о вас думает? Или кто о вас думает? Ну, по крайней мере, попробовали мысль вызвать и убрать. Вызвать и убрать.

Посвятим этому некоторое время. Сели в удобную позицию, такую, чтоб вам было спокойно, комфортно, без напряжений всяких. Спокойно сели себе и начали работать.

Медитация.

Учитель: Хорошо. Достаточно. На спинку пока легли. Если холодно, можно окошко закрыть. Немного расслабились, отдохнули.

Шавасана

Учитель: Ну попробовали сейчас помедитировать без опоры, просто ни о чём не думая. Пришли мысли, мы не боремся с ними и не пытаемся их додумывать. То есть не пытаемся ничего делать.

Сели в удобную позу.

Ученик: Георгий Леонидович, а состояние такое иногда получается, как в какое-то забвение попадаешь.

Учитель: Не должно быть.

Ученик: Не должно быть?

Учитель: Это ошибочное состояние.

Сели в удобную позу и начали работать.

Медитация.

Учитель: Глазки открываем. Как по-вашему, сложнее или легче, чем с опорой?

Ученик: Сложнее.

Учитель: Сложнее. В принципе, с опорой легче: уцепился за дыхание и держишь контроль над этим. А так сознание — раз, и уплывает. Раз, и уплывает. То есть надо одновременно удерживать, одновременно отпускать. То есть вот здесь интересное такое состояние. Как мы говорили, ум — это некая способность наша. Он не какой-то нам заданный однозначно. Это некая способность думать, которой, в принципе, всё равно, что думать. Всё равно абсолютно. Только ей пока расставили приоритеты, что думать вот так вот лучше. Хотя на самом деле это абсолютно безразлично этой способности нашей, то есть нашему уму безразлично, о чём думать. Безразлично. Он с одинаковым усилием может думать об одной вещи, о другой, о двадцатой, о ‑надцатой. Совершенно спокойно. Вот это надо понять, как ни странно. Так что мы, конечно, выросли в определённых условиях, где есть определённые приоритеты расставленные, которые мы с вами держим.

Но для ума как такового, как некого свойства, безразличен объект мышления. Безразлично, что ему думать. Вот этот момент надо нам попытаться как-то осмыслить. Хотя вроде бы оно и так понятно, ну чего там. Безразлично. Но почему-то у нас приоритеты какие-то есть. Почему-то об этом думать хорошо, а об этом плохо.

То есть попробуем думать о том, что, в принципе, для ума безразлично, на какую тему думать. Безразлично. Какую дадите ему тему, такую и будет думать, такую и возьмёт. Вот этот момент важный.

Ну, конечно же, у вас получается медитировать по восемь раз, да? Естественно, чего там — по пять минут! Или не получается?

Ученик: Георгий Леонидович, можно вопрос? Вы, когда говорили рассеивать мысль, ощущение такое, что она живая.

Учитель: Живая.

Ученик: И прям сопротивляется.

Учитель: Да.

Ученик: Это для меня как-то даже шок.

Учитель: Да, естественно, она сопротивляется. Она хочет жить.

Ученик: И почему-то какие-то мысли очень сильные, мыслеформы надуманные.

Учитель: Наработанные уже, да.

Ученик: А какая-то слабая совершенно.

Учитель: Какие-то, которые мы не привыкли думать, они — раз, и ушли. Вот. То есть надо понимать. Надо прийти к тому, что, в принципе, ему всё равно, что думать. Вашему уму всё равно, что думать. Всё равно, о чём думать. Хочешь — будет думать об этом. Хочешь — о том. Хочешь — ещё о чём-нибудь. Но, поскольку от каких-то мыслей зависит как бы наша жизнь, поэтому мы стараемся думать их. А какие-то нам безразличны, мы стараемся их не думать. Ну и не стараемся, они просто сами не идут нам в голову. Вот оно так вот.

Ученик: Вот ещё такой момент. Мне легко удавалось вызвать. А в плане убрать — нелегко. То есть я пыталась и мне это удалось, только если следующую.

Учитель: Вместо этой — следующую?

Ученик: Предыдущая как бы… убралась.

Учитель: Заменить её как бы.

Ученик: Да. Но в какой-то момент, уже раз на пятый, я вдруг увидела, что они все достаточно близко. Вот те, которые были перед этим.

Учитель: Конечно.

Ученик: Они как будто бы все… окошки как будто бы закрывались, но они есть. То есть вот в любой момент.

Учитель: Да. Да. Примерно все в одном поле. Поэтому всё-таки стараемся, во-первых, медитировать в положенное время положенные пять-десять минут. То есть восемь раз на двадцать четыре часа. И получится достаточно легко и свободно. Просто надо организовать себя.

Ученик: Ну да. Поменять свой образ жизни.

Учитель: Он поменяется, да, он поменяется чуть-чуть, образ жизни. Да. Да.

Ученик: Четыре раза благодарность читать, четыре раза с опорой?

Учитель: Да. Пока так. Хорошо. Тогда сейчас пока закончим.

Ученик: А можно ещё один вопрос?

Учитель: Давайте.

Ученик: Поза неподвижная. А, если, допустим, ты чувствуешь, что вот здесь скопилось напряжение: в руке или где-то, остаёмся в этом напряжении? Или…

Учитель: Остаёмся. Поза должна быть неподвижной, вы не должны её замечать.

Вы пять минут должны не замечать. Всё.

Ученик: Но это я не должна, а если я вот заметила.

Учитель: Заметили если, ничего страшного. Остались в ней: «А, ну ладно, хорошо».

Ученик: Ну это как бы мысль получается, что возникает. Её также попытаться убрать?

Учитель: Да, да. Отпускать надо мысль. Да. Вам нужно с ней справиться.

Ученик: Не обращать внимание. Можно было бы не обращать, но почему-то сразу в горле на четвёртой минуте начинает першить. Я стараюсь не замечать, но…

Учитель: То есть начинаете бороться.

Ученик: Бороться.

Учитель: Бороться с собственным состоянием.

Ученик: И вот раздражение, что ничего не получилось.

Учитель: Четыре минуты у вас есть, хорошо. Просто надо спокойно к этому относиться.

Ученик: А, если в какой-то части тела произошло напряжение, мы просто замечаем и не пытаемся его убрать.

Учитель: Не пытаемся. Ничего не пытаемся.

Ученик: Если подбородок напрягся, значит…

Учитель: Не пытаемся, не пытаемся ничего делать.

Хорошо. Давайте закончим.

Оглавление

* * *

Приведённый ознакомительный фрагмент книги Беседы с учениками. Группа сознания. 21.03–21.11.2019 предоставлен нашим книжным партнёром — компанией ЛитРес.

Купить и скачать полную версию книги в форматах FB2, ePub, MOBI, TXT, HTML, RTF и других

Смотрите также

а б в г д е ё ж з и й к л м н о п р с т у ф х ц ч ш щ э ю я