Психоанализ сновидений. Практикум расшифровки тайного языка нашего Я

Геннадий Старшенбаум, 2019

Эта книга – о том, как анализировать и интерпретировать сны. Основу книги составляют многолетние терапевтические наблюдения автора. Сны рассматриваются с разных точек зрения: фрейдовской сексуальности, адлеровского стремления к власти, юнгианских архетипов, экзистенциального столкновения со страхом смерти. Персонажи сна взаимодействуют как субличности в психодраме, якобы несущественные детали выглядят как гештальтистский фон, отображающий темные закоулки души. Материал снов анализируется с учетом жизненной ситуации клиентов и их психических особенностей. Показана диагностическая и терапевтическая роль снов. Рассмотрены результаты собственных исследований образных переживаний, внушенных в гипнозе. Приводятся несложные тесты и упражнения, с помощью которых читатель сможет понять язык своих снов и использовать их как для практических целей, так и для личностного роста. Книга предназначена для широкого круга читателей, которых интересует роль сновидений в жизни человека и которые готовы использовать их для саморазвития. В формате a4.pdf сохранен издательский макет.

Оглавление

Из серии: Библиотека успешного психолога

* * *

Приведённый ознакомительный фрагмент книги Психоанализ сновидений. Практикум расшифровки тайного языка нашего Я предоставлен нашим книжным партнёром — компанией ЛитРес.

Купить и скачать полную версию книги в форматах FB2, ePub, MOBI, TXT, HTML, RTF и других

На кушетке Фрейда

Толкование сновидений — это королевская дорога к знаниям бессознательной активности ума.

Зигмунд Фрейд

В 1900 году Зигмунд Фрейд опубликовал свой главный труд — «Толкование сновидений», легший в основу психоанализа. Сновидение рассматривалось Фрейдом как компромиссное образование: с одной стороны, оно удовлетворяет потребность человека на время сна прерывать свою связь с внешним миром, с другой стороны, оно дает человеку возможность удовлетворять вытесненные влечения в форме галлюцинаторного исполнения желания. Во время сновидения сводятся вместе подходящие к случаю данные из прошлого и настоящего, а затем, в замаскированной, облекаемой в символы форме, ищется намек на решение, который не встревожит человека до такой степени, чтобы его разбудить.

Каким бы ни было специфическое содержание вытесненных стремлений, с точки зрения Фрейда, они всегда представляют «теневую» сторону человека, антисоциальное, примитивное его содержание, противоречащее тому, что считается достойным цивилизованного человека. Впечатления дня («дневные остатки») лишь оживляют вытесненные в подсознание запретные детские побуждения. Они проявляются в искаженном и замаскированном виде, поскольку даже во сне взрослый человек избегает полного их осознания.

Истинное сновидение, которое представляет выражение тайных желаний, Фред называет «скрытым сновидением». Искаженная версия сновидения — это «явное сновидение», а процесс искажения и маскировки — это «работа сновидения».

Фрейд выделил приемы, с помощью которых бессознательное создает наши сны. Вот эти приемы с примерами.

Вторичная обработка заключается в дополнении и перегруппировке элементов явного сновидения в более понятную связную историю. Причинно-следственные отношения зачастую заменяются последовательностью во времени (после этого значит вследствие этого). Вторичная обработка — это последний, «лакировочный» штрих, который придает сновидению рациональный и приемлемый вид. «В конце концов болтливый кролик сообщает мне, что бывшая жена моего мужа решила жить на Марсе».

Сгущение состоит в том, что скрытые элементы, имеющие что-то общее, сливаются в одно целое. Сближение элементов во времени и пространстве соответствует тесной связи скрытых мыслей. Смешение двух лиц или замена одного лица другим, в результате чего одно лицо оказывается в ситуации, характерной для другого, указывает на какое-то сходство между ними. «В доме, где я выросла, я спорю со своим шефом, у которого то же имя, что и у моего старшего брата, который долгое время помыкал мной и другим братом».

Смещение делает второстепенные детали ярче основного смысла, который заменяется намеком, как в анекдоте. Используется превращение в другие объекты: людей, животных, чудовищ, неживую природу, героев сказок и кино. При этом применяется проекция: это не я, а кто-то или что-то ведет себя так или хочет поступить так со мной. «Во время праздника я встречаю бывшую жену моего мужа, которая меня презирает. Она только и делает, что аккуратно складывает бумажные салфетки».

Используется преувеличение и преуменьшение, возвышение и унижение. Авторитет выступает в унизительном, смешном виде, преувеличиваются его неприятные черты. Обратное чувство подслащивает горькую пилюлю или отвращает от запретного соблазна. Скупость замещается расточительством, сожаление — злорадством, обида — самоупреком. Самоупреки и самопрощение служат магическому искуплению греха, вины вместо возмещения причиненного ущерба. Часто используется отрицание (человека, препятствия, угрозы, желания, себя, времени и пространства, норм, границ и ограничений).

Изобразительность превращает скрытые мысли в зрительные образы и наглядно разыгрываемые ситуации. Калейдоскоп образов позволяет выстроить последовательность, чтобы сновидение напоминало связный кинофильм, что, однако, скрывает суть. Метафора в целом играет важную роль в выражении образов сексуального порядка. «В кино сосед подбрасывает нож в мою сумку».

Сновидение использует обычную речь как ребус: если спящему снится, что он на чем-то сидит (sitzt), то это может означать, что он обладает (besitzt) этим предметом или хочет им обладать. По Фрейду, увидеть во сне шкаф (Schrank) означает, что кто-то ограничивает себя в чем-то (schrankt sich ein); извлекать кого-либо откуда-либо (hervorcieht) — отдавать ему предпочтение (Vorzug); какой-либо разрыв (Bruch) или перелом (Beinbruch) — нарушение супружеской верности (Ehebruch). Каждая мысль выражается несколькими образами, нередко противоположными ей по смыслу, а ассоциативные нити многократно переплетаются.

Символизация превращает сексуальные и агрессивные объекты в невинные, например фаллос — в указку. Фрейд подробно описал сексуальную символику сновидений. «Все продолговатые предметы, такие как трости, стволы деревьев и зонтики (раскрывание последних можно сопоставить с эрекцией), могут заменять мужской орган — так же, как и всё длинное и острое оружие, как, например, ножи, кинжалы и пики. Другой, часто встречающийся, но не вполне понятный символ того же самого — это пилочка для ногтей — возможно, по причине трения вверх-вниз. Коробки, саквояжи, ящики, буфеты и печи представляют собой вагину, как и пустотелые предметы, корабли и всевозможные сосуды. Комнаты в сновидениях — это обычно женщины: если представлены различные пути входа и выхода, в интерпретации едва ли стоит сомневаться. В этой связи легко понять интерес к тому, закрыта комната или открыта…

Сновидение о прохождении через ряд комнат — это сновидение о борделе или гареме… Ступени, лестницы, стремянки или, как это бывает, поднятие или спуск по ним — это представление полового акта… Поскольку „постель и стол“ составляют брак, последнее часто замещается первым в сновидениях, и сексуальный комплекс идей переводится, насколько это возможно, в пищевой комплекс. В сновидениях мужчин часто в качестве символа пениса выступает галстук. <…> оружие и инструменты используются как символы мужского органа: например, плуги, молотки, винтовки, револьверы, кинжалы, сабли и т. д. Также многие ландшафты в сновидениях, в особенности те, где есть мосты или поросшие лесами холмы, могут явно быть признаны описанием гениталий…

Играть с маленьким ребенком, бить его и т. д. — частое изображение мастурбации в сновидениях. Для символического представления кастрации работа сновидения использует облысение, обрезание волос, выпадение зубов и отрубание головы. Если один из обычных символов пениса появляется в сновидении в двойном или большем количестве, это следует рассматривать как отвращение угрозы кастрации. То же значение имеет появление в сновидениях ящериц — животных, у которых оторванный хвост отрастает вновь. Многие из зверей, выступающих в роли генитальных символов в мифологии и фольклоре, играют ту же роль в сновидениях: например, рыбки, улитки, кошки, мыши (по связи с лобковыми волосами), и, прежде всего, самые важные символы мужского органа — змеи. Маленькие животные и паразиты представляют собой маленьких детей, например нежелательных братьев и сестер. Страдать от паразитов — частый признак беременности.

<…> багаж часто оказывался безошибочным символом собственных гениталий сновидца. <…>… число 3 является символом мужских гениталий. <…> в некоторых сновидениях происходит общая инверсия пола, так что мужское представлено женским и наоборот. Такого рода сновидения могут, например, выражать желания женщины быть мужчиной. Гениталии могут быть представлены в сновидениях и другой частью тела: мужской орган рукой или ногой, а женское генитальное отверстие ртом, ухом или даже глазом. Секреции человеческого тела — слизь, слезы, моча, семя и т. д. — могут в сновидениях замещать друг друга» (З. Фрейд, 2001, с. 18–22).

Дом с гладкими стенами обозначает мужчину, с балконами и другими выдающимися частями — женщину. Одежда и стыд наготы — защита от желания соблазнить. Наставить рога — кастрация наоборот. Похотливый самец — козел, черт рогатый. Рождение связывается с водой, умирание — с отъездом. Предмет, из которого течет вода, — водопроводный кран, чайник, фонтан — может быть мужским символом. Детскую писю называют Петей. Петя-петушок, золотой гребешок, красная бородушка, клюв и шпоры — сплошь фаллические символы. Ведьма использует помело для грязного секса (между ног фаллос, летает на помеле — агрессия, летает на шабаш — оргия).

Веник или помело как мужской символ в загадках обычно встречается в паре с баней или печью. Парные отгадки, включающие параллели мужских и женских символов: пест и ступа, перо в чернильнице, игла и нитка, крючок или пуговица и петля, палец и кольцо, рука и рукавица, ключ и замок, нож (кинжал) и ножны.

Подъем, обнажение, полет символизируют эрекцию и оргазм, падение — импотенцию и грех. Поскольку во время сна утрачивается контроль двигательной сферы, сексуальные искушения становятся особенно опасными. Возникает страх инцеста и кастрации, которой невозможно избежать вследствие обездвиженности. В случае неудачного вытеснения этих страхов во время сна сновидение становится кошмаром.

В повторяющихся снах обычно проявляются навязчивые страхи. При переживании страха происходит безопасная разрядка напряжения, но источник остается, и беспокойство нарастает снова. До понимания источника страха дело не доходит из-за ужаса перед состоянием беспокойства. Это связано с опасностью утратить самоконтроль — главную защиту тревожно-мнительной личности.

Несколько сцен того же сновидения, следующих одна за другой, могут иметь то же содержание, проявляющееся в них со всё более возрастающей ясностью. Несколько сновидений в течение одной ночи обычно изображают различными способами то же содержание. В парных снах второй раскрывает скрытое содержание первого. За одну ночь могут присниться сны с противоположными тенденциями. Это отражает колебания человека и помогает исследовать две стороны конфликта по отдельности. Преобладание одной из этих тенденций может привести к забыванию сна, отражающего противоположную тенденцию. На следующую ночь это соотношение может измениться.

Главное действующее лицо сна — это сам сновидец. Исполнять его желания, особенно невозможные для него, может и другой персонаж. Сновидец во сне — это сознательное Я, другие персонажи — бессознательное Я. Персонаж сновидения может объединять черты нескольких людей. Часто он символизирует определенную особенность сновидца или важной для него фигуры. При этом необязательно всех людей, которые присутствуют в сновидении, считать отколовшимися частями и представительствами собственного «Я» сновидца.

Только мазохисты видят неприятные сны как осуществление желания. У невротиков в роли мальчика для битья выступает второстепенный персонаж. При этом сновидение отражает детский конфликт: «и хочется, и колется, и мамка не велит». Перенесение в детство, регресс выражается в увеличении размеров объектов и расстояний. Удаление и приближение объектов может отражать детские воспоминании о доступности родителей. Их недоступность в детстве отражается в снах с поиском спасителя или спасения.

Если вам приснился Фрейд, значит, вам нужна женщина.

Ефим Шпигель

Фрейд разделил психику на бессознательное, предсознание и сознание. Бессознательное включает лишь предметные представления, в предсознании образы имеют названия, поэтому человек может припомнить их, извлечь из своего подсознания. Интерпретации аналитика, сопровождающие переживания пациента, способствуют этому процессу. Его удачное завершение сопровождается инсайтом — чувством озарения, когда полутьма освещается молнией догадки. Во время сновидения такой процесс совершается беспрепятственно, поскольку цензор, стерегущий древо познания от непосвященных, спит.

В бессознательном борются два инстинкта: Эрос и Танатос. Эрос — в древнегреческой мифологии бог любви. В более широком смысле Фрейд использует понятие либидо[6]. Танатос — у древних греков бог смерти. Психоаналитики говорят о мортидо[7].

Инстинктивные влечения составляют основу Ид[8], его тормозят угрызения совести Суперэго, между ними находится Эго, обеспечивающее сознательный выбор. Психосексуальное развитие проходит четыре стадии: оральную, анальную, фаллическую и генитальную. На оральной стадии эрогенной зоной является рот, на анальной стадии — анус, фаллической — фаллос. Некоторые девочки испытывают пенисную зависть, что делает их фаллическими (мужеподобными) или кастрирующими (мужененавистницами). Генитальная стадия гармонично объединяет предыдущие стадии способностью любить человека и телом и душой.

В возрасте 2–5 лет развивается эдипов конфликт между влечением к родителю противоположного пола, ненавистью к родителю своего пола как к сопернику и страхом инцеста и кастрации у мальчиков и генитальной травмы у девочек. Кастрация может проявляться в образах зубастого и поглощающего влагалища. Вариантом генитальной травмы служит страх зачатия, связанный с образом плода, пожирающего изнутри. Вместо родителя может быть брат или сестра, тогда речь идет о сиблинговом[9] конфликте.

В 1923 году Фрейд обобщил свои рекомендации по толкованию сновидений в «Замечаниях по теории и практике толкования сновидений»:

1. Двигаться хронологически и стимулировать сновидца приводить свои ассоциации к элементам сновидения в том порядке, в котором эти элементы встречаются в его сообщении о сновидении.

2. Начать работу по интерпретации с какого-либо одного отдельного элемента сновидения, который выбирается из его середины. Например, можно выбрать наиболее впечатляющий отрывок или фрагмент, отличающийся наибольшей ясностью или сенсорной интенсивностью; или опять же можно начать с некоторых произнесенных в сновидении слов, ожидая, что они приведут к воспоминанию каких-нибудь слов, произнесенных в состоянии бодрствования.

3. Сначала совершенно игнорировать явное содержание и вместо этого спросить сновидца, какие события предыдущего дня ассоциируются у него со сновидением, которое он только что описал.

4. Если сновидец уже знаком с техникой интерпретации, не давать ему никаких инструкций и позволить самому решить, с каких ассоциаций к сновидению он начнет.

Принципы работы со сновидениями по Фрейду

Ассоциации сновидца по поводу сна важнее его содержания, поэтому не стоит записывать сны.

Актуальные ассоциации важнее анализа сновидения.

Новое сновидение важнее старого.

Полезно предложить сновидцу повторить рассказ о сновидении и сравнить оба варианта.

Дневные остатки являются связующим звеном между желаниями прошлого и потребностями настоящего.

Следует искать Я сновидца в том персонаже, который в сновидении подвергся воздействию.

Собственное понимание сновидца важнее толкования аналитика.

К инфантильным вытесненным желаниям необходимо обращаться, когда недавний конфликт начинает резонировать с неразрешенным инфантильным конфликтом.

Продолжать работу толкования сновидения на следующей сессии стоит только в случае, если у пациента на первый план не выдвигается ничего другого.

Биографические сны понятнее в конце анализа.

Анализ сновидения выявляет подсознательный конфликт и помогает пациенту найти способ его разрешения.

Приведу «фрейдовское» сновидение моей клиентки, которое показывает, как тревога блокирует у нее контакт сознания с ее естественными потребностями и терапевтический контакт.

Я живу в высотке в вашем районе, там в реальности живут и мои родители. Началось землетрясение, у соседней башни обрушился верх, у моей тоже. И вот я на втором этаже двухэтажного дома, как снимаю сейчас. Начался пожар, все убегают, соседи тоже. Проваливается пол, остается каркас, я иду по нему, он может в любой момент рухнуть. Я упаду в бассейн на первом этаже, а там уже кипит вода. Стало так страшно, что я даже встала, чтобы прекратить сон.

Перед этой ночью они с братом долго обсуждали его отношения с женой. Он такой потерянный… Она разволновалась за него. Он заразил ее своим напряжением, своей тревогой. Он не чувствует сейчас почвы под ногами. А перед этим ей позвонила его жена. Она отвратительно высказала свою претензию: мол, забери, что оставила в холодильнике, воняет, достало уже! Клиентка оставила у них дагестанскую сухую домашнюю колбасу, которая ей очень нравится своим ярким вкусом. Женщина когда-то была замужем за дагестанцем. Клиентка оставила колбасу у брата в холодильнике, чтобы потом сварить. Ведь жена брата ни черта по дому не делает!

Я говорю о соперничестве за брата с его женой, с которой клиентка самоутверждается в роли кормилицы. Для клиентки это открытие. Она замечала только, что брат — кормилец для жены, а та — как его неумелая дочка. Соглашается, что ревнует брата к его жене и настраивает его против нее. Крепкий кавказский дух должен отравить противницу, а брату придать сил. Клиентка догадывается, что колбаса — фаллический символ, и признает, что символически кастрировала бывшего мужа. Клиентка понимает и про проекцию своей тревоги на брата: теряет почву под ногами она сама, поэтому и обратилась за помощью. Ее родители и брат имеют семью, а она нет.

Какие у нее мысли по поводу сна? Жить можно только на безопасной высоте. Землетрясение ассоциируется у нее со страхом потерять самоконтроль. Ей не надо никаких потрясений в терапии, никаких инсайтов. Своими чувствами она никогда не делилась даже с родителями, не собирается делать это и со мной — я же не отвечаю на ее вопросы о моей личной жизни!

Процесс самоанализа во сне идет поэтапно: сжигание моральных запретов — страх свариться в кипятке страстей — прекращение смертельно опасного эксперимента. Можно увидеть в этом сне и попытку зарождения новой личности, которая боится выпасть из сонной утробы в кипящую пучину реальности и предпочитает аборт. Анализ грозит клиентке гибелью устоев: горит родной дом, а там и соседний, что делает масштаб катастрофы тотальным. Убегающие соседи тиражируют «Я» клиентки с его защитой избеганием. Аналитик становится объектом проективной идентификации: в него помещается конфликт между Эросом и Танатосом, становящийся неуправляемым.

Если колбаса символизирует фаллос, то желание сварить его и с наслаждением съесть выдает пенисную зависть и кастрационную тенденцию в форме орального садизма. Землетрясение с огнем бывает при извержении вулкана, а когда к этому добавляется горячая жидкость — по Фрейду думается о семяизвержении. Возможно, сон обнаруживает страх зачатия и инцеста. Кстати, клиентка бездетна. Всепроникающий огонь символизирует мужскую агрессию. Клиентка пылко влюбляется в мужчин, добивается взаимности, и вскоре ее интерес испаряется. Если вода символизирует женственность, а водоем (бассейн) — материнство, то у клиентки они выжжены. Она не любит сантиментов и «телячьих нежностей», не читает художественной литературы.

Сознание и подсознание выглядят в этом сне как верх и низ высотки, это представление дублируется в образе двухэтажного здания. Если у нее снесет башню, начнется кипение страстей. Крыша — защита, пол — опора в физическом смысле и сексуальность. Клиентка совершает два действия: во сне она идет по ненадежному каркасу дома, при пробуждении она встает с постели. Перед этим все (спроецированная она) убегают от пожара. Каркас воплощает связующий объект между подсознанием и сознанием, то есть полуосознанное предсознание. Клиентка не полагается на него и включает сознательный контроль.

Клиентка простоволоса, без макияжа и украшений. На ней футболка, джинсы и кроссовки. Ее движения резковаты, речь грубовата, она бывает бестактной, категоричной и упрямой. Клиентка считает себя папиной дочкой. Она не любит мать, с трудом терпит начальницу, доминирует в личных отношениях. Мужа привела в родительский дом, который исподволь разрушает. Выжила мать если не из спальни, то из кухни, где стала полноправной хозяйкой — отец предпочитает ее готовку.

Я специально не назвал имени клиентки и убрал подробности, по которым можно было бы ее узнать. В дальнейшем я буду поступать так же или придумывать имя клиенту — чтоб никто не догадался…

Никому не рассказывайте своих сновидений. Вдруг к власти придут фрейдисты?

Станислав Ежи Лец

Self — это я сам. Сядьте поудобнее, расслабьтесь. Закройте глаза и сделайте несколько глубоких вдохов и выдохов. Пусть с каждым выдохом выходит все постороннее. Сосредоточьтесь сейчас на своей позе, проверьте, удобно ли вам, и при необходимости измените положение. Мысленно произнесите:

У меня есть тело, но я — не только тело. Мое тело может быть усталым или отдохнувшим, здоровым или больным, но это относится к моему телу, а не к моему Я. Я ценю свое тело как инструмент познания и деятельности в материальном мире, но мое тело — это лишь инструмент моего Я. У меня есть тело, но я — не тело.

У меня есть чувства, но я — не только чувства. Мои чувства многообразны и изменчивы, иногда противоречивы. Они могут переходить от любви к ненависти, от спокойствия к гневу, от радости к горю, тогда как мое Я остается неименным. Я могу наблюдать и понимать свои чувства, сдерживать их и приводить к согласию. У меня есть чувства, но я — не чувства.

У меня есть желания, но я — не только желания. Мои желания изменчивы и противоречивы. Я могу удовлетворять их или сдерживать. У меня есть желания, но я — не желания.

У меня есть ум, но я — не только ум. Мой ум — важный инструмент понимания внешнего и внутреннего мира, но он не представляет собой моей сути. Мои мысли постоянно меняются, появляются новые идеи, знания и опыт. Я проверяю свои мысли практикой, исправляю их. У меня есть ум, но я — не ум.

У меня есть воля, но я — не только воля. Моя воля помогает мне выполнять намеченное. Я могу заставить себя делать то, что не очень хочется, но надо. Я могу противостоять противнику, бороться до конца. С помощью воли я побеждаю лень и страх. Но воля — лишь инструмент в моих руках, у него исполнительная функция.

У меня есть роли, но я — не роль. В детстве у меня была роль ребенка, потом — школьника, студента, профессионала. Я принимаю эти роли или отказываюсь от них, наблюдаю за ними и вношу изменения в свою игру. Я и актер, и режиссер, и сценарист этого представления. У меня есть роли, но я — не роль.

Я — это творческий центр моей жизни. Это моя изначальная сущность, моя человеческая природа. Я отвечает за мое благополучие, организует всю мою жизнь. Для этого у меня есть тело, чувства, желания, ум и набор ролей. Я отождествляюсь со своим Я и хочу постоянно находиться в центре самосознания. Я наполняю свою жизнь смыслом, делаю ее целенаправленной и счастливой.

Сновидение, которое не истолковано, подобно письму, которое не распечатано.

Талмуд

Оглавление

Из серии: Библиотека успешного психолога

* * *

Приведённый ознакомительный фрагмент книги Психоанализ сновидений. Практикум расшифровки тайного языка нашего Я предоставлен нашим книжным партнёром — компанией ЛитРес.

Купить и скачать полную версию книги в форматах FB2, ePub, MOBI, TXT, HTML, RTF и других

Примечания

6

Libido (лат.) — влечение, энергия жизни.

7

Mortem (лат.) — смерть, энергия разрушения.

8

Id (лат.) — оно.

9

Sibling (англ.) — родной брат или сестра.

Смотрите также

а б в г д е ё ж з и й к л м н о п р с т у ф х ц ч ш щ э ю я